Государственный сектор экономики федеральный уровень. Можно выделить также долю государственного сектора. Государственный сектор экономики - роли и функции

Государственный сектор экономики федеральный уровень. Можно выделить также долю государственного сектора. Государственный сектор экономики - роли и функции

Под государственным сектором экономики чаще всего понимают комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации. В других определениях включаются еще и хозяйственные объекты, принадлежащие местным государственным органам власти.

Такое определение государственного сектора сужает его понимание и сводит по существу к государственной собственности. Действительно, государственная собственность - ключевое звено государственного сектора, но его понятие значительно шире. Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия и различна их роль в системе регулирования.

Государственный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства.

Ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и доходы и расходы бюджета. Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. Соответственно государственный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо государственного сектора.

2 Масштабы государственного сектора

Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой - доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща, вообще говоря, любому субъекту хозяйства, причем доля частного лица или фирмы в совокупном запасе ресурсов нации, как правило, примерно равна доле их дохода в национальном доходе, по крайней мере в долгосрочном плане, Ведь поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим или человеческим капиталом), и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами. Особенность государства состоит, однако, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале.

В странах с развитой рыночной экономикой обычно существует консенсус в отношении того, что перераспределению подлежат скорее доходы, чем факторы производства, которые должны находиться, в основном, в распоряжении частного сектора. Соответственно удельный вес государственного сектора в доходах и расходах общества в большинстве случаев превосходит его удельный вес как в совокупном капитале, так и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг государственный сектор, как правило, занимает прочное положение прежде всего в таких отраслях, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство и некоторых других. Предприятия и организации, принадлежащие государству, играют ведущую роль в предоставлении почтовых услуг, в сфере железнодорожных и авиаперевозок (исключениями являются США и, в меньшей степени, Япония), а в ряде стран, например в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Франции, - и в электроэнергетике. В некоторых странах государственный сектор относительно широко представлен даже в обрабатывающей промышленности. Это касается, в частности, сталелитейной промышленности Австрии, Италии, Франции, Швеции, британской, голландской и французской автомобильной индустрии, судостроения Великобритании, Италии, Испании, Швеции.

Однако, как следует из предыдущего изложения, непосредственная поставка товаров и услуг на рынок является хотя и важной, но все же не основной формой участия государственного сектора в экономической жизни. Роль и масштабы этого сектора наиболее концентрированно выражаются не его долей в совокупном капитале или товарной массе, производимой для реализации, а скорее, удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе, валовом национальном или валовом внутреннем продукте. Другими словами - величина государственных финансов. Они включают в себя бюджеты центрального правительства, региональных и местных органов власти всех уровней, а в ряде стран - и некоторые внебюджетные фонды. Государственные финансы - важнейшая составная часть хозяйственного механизма любой страны и в то же время рычаг, с помощью которого правительство воздействует на весь процесс производства и распределения.

Рост государственных расходов в развитых странах исторически был, прежде всего, связан с расширением военных ассигнований - особый вклад здесь внесли Первая и Вторая мировые войны. Однако в дальнейшем все более весомую роль стали играть аспекты экономического и особенно социального характера. Именно последние вызвали колоссальный рост государственные расходов и значительно расширили масштаб перераспределения национального дохода в пользу государства во всех индустриально развитых странах. Это началось со второй половины XX столетия и продолжалось до его конца, о чем наглядно свидетельствует таблица 1.2.1.

Таблица 1.2.1 - Государственные расходы и социальные трансферты * (% от ВВП)

Германия

Великобритания

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Расходы на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение (кроме образования)

Как видим, доля социальных расходов в ВВП непрерывно возрастала. Вместе с ними увеличивалась и доля государственных расходов, которая к началу XXI столетия достигла в европейских странах примерно 50%, а в США и Японии - от 33 до 35%, Если к приведенным выше показателям социальных расходов (трансфертов) добавить расходы на здравоохранение (а это 6 - 8% ВВП), то они превысят половину всех государственных расходов. Удельный вес военных расходов в настоящее время невелик: от 1% (Япония) до 4 - 6% ВВП (США и Франция).

В течение последних двух десятилетий в странах Запада идут серьезные реформы государственного сектора. Их цель - повысить его эффективность и сократить государственные расходы, которые в условиях рыночный экономики практически достигли своего потолка. Государство полностью или частично уходит из многих сфер деятельности. И в то же время растет концентрация ресурсов в тех областях, которые изначально выпадают из сферы рыночных отношений. Главным направлением воздействия государства на экономический рост сегодня стало повышение качества человеческого капитала. На первый план теперь выступают улучшение системы образования, подготовки и переподготовки кадров рабочей силы, совершенствование системы здравоохранения.

Значительной остается роль государства в финансировании и организации научно - исследовательских работ. Доля государственных расходов (прежде всего, на поддержку фундаментальных работ) в развитых странах Европы колеблется от 40 до 55% (в Японии - примерно 20%). В то же время все большее значение приобретают смешанные формы финансирования. Целевые программы по ключевым направлениям науки и техники предполагают объединение финансовых, материальных и человеческих ресурсов многих звеньев: государства, корпораций, университетов, многочисленных учреждений, специализирующихся на оказании всякого рода деловых услуг. Правительства развитых стран, стремясь максимально сконцентрировать фундаментальные научные исследования, поощряют создание особых «технологических полюсов», или «технологических парков», вокруг крупных университетов, институтов и исследовательских центров.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    - (public sector) Часть смешанной экономики (mixed economy), охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

    - (public sector) Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт,… … Финансовый словарь

    государственный сектор экономики - Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт, полиция, местные… … Справочник технического переводчика

    государственный сектор экономики - Отрасли хозяйства, находящиеся полностью или в значительной степени в руках государства, они включают национализированные предприятия, правительственные и муниципальные службы, общественные объединения (в противоположность частному сектору). Syn … Словарь по географии

    Совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш … Экономический словарь

    Часть экономики, находящаяся в собственности государства; материальная основа выполнения государством своих целей (управление, обеспечение обороноспособности, охрана общественного порядка, решение социальных проблем, развитие образования, науки и … Географическая энциклопедия

    Государственный сектор экономики - (госсектор) совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из средств государственного бюджета (федерального или региональных) … Экономика: глоссарий

    Сектор экономики крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. В зависимости … Википедия

    Финансовый словарь

    Часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Основы моделирования экономического поведения домохозяйств. На базе данных RLMS-HSE. Лекции для социологов. Учебник , Рощина Яна Михайловна. Совокупность домохозяйств представляет собой отдельный сектор экономики, где собираются доходы и производятся расходы и сбережения, платятся налоги, осуществляются инвестиции времени и денег…

Появился вместе с первыми государствами, когда люди стали объединяться, потому что большей общиной легче было выжить. Сбор налогов, оборона, общественная безопасность - первичные элементы, с которых начиналась любая страна. Затем появлялись государственные предприятия по производство оружия, связь, транспорт. Государственный сектор экономики - это совокупность субъектов всех видов деятельности, которыми занимается государство. Первая полноценная модель государственного сектора экономики появилась еще в Древнем Китае.

Понятие

Государственный сектор экономики - это организации, учреждения, предприятия, принадлежащие государству, через которые оно участвует в производстве, распределении и обмене. Эти экономические субъекты могут управляться государством напрямую или через своих представителей.

Первый вариант

Как специфический вид собственности и деятельности, государственный сектор экономики страны появился в 140 году до нашей эры в Древнем Китае при императоре Ханьской династии У-Ди. Модель управления страной включала практически все элементы присущие современной государственной экономике.

Китайскому государству принадлежали предприятия самых различных отраслей, в том числе, шахты, каменоломни, солеварни, наземный и водный транспорт, кредитные учреждения. Император Ди ввел единую денежную систему и акцизы, контроль над конкуренцией и ценами.

В государстве принимали план по межрегиональному сотрудничеству и стимулированию развития сельского хозяйства. В стране вместе с госсектором была разработана и первая система управления государственным сектором экономики. Модифицированная модель до сих пор используется в современном Китае.

Элементы

Государство осуществляет свою деятельность через свои представительные организации в различных сферах производства, распределения и обращения. В сфере производства элементы государственного сектора экономики - это государственные и муниципальные предприятия. В большинстве стран мира такие предприятия создаются в отраслях, где частному сектору не очень выгодно работать.

В сфере распределения основные элементы - государственный и местный бюджеты, налоги, дотации и преференции. Государство вынуждено участвовать в перераспределении общественных благ, в том числе, чтобы снизить неравенство в доходах населения, защитить наименее защищенные слои населения, снизить диспропорции в развитии разных регионов.

В сфере обращения главный элемент государственного сектора экономики - это Центральный банк, который отвечает за денежно-кредитную политику и работу финансовой системы страны.

Как образуется?

В обычных ситуациях развитие государственного сектора экономики происходит за счет строительства новых предприятий на средства государственного и местного бюджета. Например, в России за счет государственного бюджета строятся предприятия военно-промышленного комплекса, за счет местных бюджетов - предприятия коммунального хозяйства.

В ряде случаев государство национализирует полностью или частично предприятия частного сектора. Государство вынужденно забирать крупные убыточные предприятия, такая практика существует во многих европейских странах, в том числе во Франции, Италии, Великобритании, Австрии. В этих странах были национализированы предприятия различных отраслей, в том числе угольные шахты, автомобильные заводы, авиационные перевозчики.

Функции

Одна из функций государственного сектора экономики - это формирование и поддержание национальной экономики. В капиталистических странах государственные предприятия создаются там, где частный сектор не справляется, и возникают диспропорции в экономике. Зачастую после того как предприятие национализируется и приводится в порядок, оно возвращается в частный сектор.

Например, многие предприятия южнокорейского конгломерата Дэу, были национализированы и после определенного периода санации были проданы частному сектору. Самый классический случай "провала" механизмов рыночной экономики это монополизация, с которым государство борется регулированием и участием в производстве.

Экономическая роль государственного сектора в экономике заключается в создании предприятий в интересах страны в целом, а не в целях максимизации прибыли. Предприятия могут создаваться в целях эффективного размещения производительных сил, регионального развития, создания новых национальных секторов экономики.

Подробнее об экономической функции

Государство способно аккумулировать большие объемы ресурсов и обеспечить финансовую стабильность и спрос, поэтому одна из важных функций государственный сектор экономики - это создание капиталоемких объектов часто с длительными сроками окупаемости и низкой рентабельностью. Самые развитые регионы Азии - Сингапур, Гонконг, Южная Корея, например, начинали развитие промышленности с государственных инвестиций.

Государство берет на себя риски и в ситуациях, когда частный бизнес не справляется с технологической модернизацией отсталых производств, которые критически значимы для страны. Для развития отдельных регионов страна может не только создавать условия для привлечения частного бизнеса, но и строит свои предприятия. В отдельных случаях предприятия госсектора организуются в отраслях, где есть частные предприятия, которые занимают монопольное положение, чтобы уменьшить их влияние на рынок. Страны направляют значительные инвестиции в ключевые отрасли, чтобы снизить контроль над ними иностранных глобальных корпораций.

Основные направления

В зависимости от экономических традиций страны, государство имеет собственность в самых различных отраслях. Например, в России это добыча природного газа, в Малайзии, Венесуэле - нефть, на Тайване - производство и продажа алкоголя. Но во всех странах государство отвечает за объекты инфраструктуры, необходимые для функционирования экономики.

За счет государственного бюджета строятся железные и автомобильные дороги, развивается коммунальное хозяйство, объекты энергетики. В основном это предприятия малоприбыльных отраслей и высокой социальной значимости. Государство берет на себя предпринимательские риски, когда необходимо развивать новые технологии или целые отрасли критически важные для страны.

Во всех странах развитие высокотехнологичных отраслей проходит при партнерстве государственного и частного сектора экономики. Иногда государству приходится выступать в качестве спасателя, тогда национализируются убыточные предприятия. Обычно это делается для значимых крупных предприятий с большим количеством сотрудников.

Методы регулирования

Как и любая другая часть хозяйственной деятельности в стране, экономика государственного и муниципального сектора регулируется государством. Используются прямые и косвенные методы воздействия на этот сектор экономики. К прямым методам относятся:

  • создание законодательной базы, которая определяет возможность заниматься тем или иным видом деятельности;
  • прямое участие в производственной деятельности, в том числе и долевое;
  • приватизация государственной собственности, обычно с целью пополнения бюджета и передачи бизнеса в управление более эффективному собственнику;
  • инвестиции, гарантии по кредитам и другие методы финансовой поддержки.

Косвенные методы регулирования государственного сектора экономики это налоговое регулирование, стимулирование спроса и частно-государственное партнерство. При помощи установления ставок стимулируется переток инвестиций в отрасли с более низкими налогами. Увеличение доходов населения, например, стимулирует спрос на потребительские товары, а размер ключевой ставки центрального банка определяет, куда выгоднее направлять деньги в производство или в финансовый сектор.

Кто работает в госсекторе?

Многообразие функций государства определяет и существование сотен видов деятельности, которыми занимаются государственные и муниципальные предприятия. Все предприятия можно отнести к трем типам:

  • Несамостоятельные публично-правовые предприятия. К ним относятся пенитенциарные учреждения, школы, монетные дворы.
  • Самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права. К ним относятся почта, железные и автомобильные дороги, государственные холдинги и корпорации.
  • Предприятия в форме частного юридического лица. К ним относятся акционерные предприятия, где государственное участие оформлено через акции.

Предприятия первой и второй группы создаются и работают на основе специальных законодательных актов. В некоторых странах эти предприятия могут существовать и в акционерной форме, например, частные тюрьмы работают в США и в некоторых странах Европы, также во многих странах есть частные школы. Государственное предпринимательство осуществляется, обычно через участие в акционерном обществе.

Преимущества и недостатки

В целом позитивным фактором считается снижение роли государственного сектора в экономике, потому что все отмечают отсутствие методов надежного контроля и эффективного управления, по сравнению с частными предприятиями. Государственные предприятия являются источником коррупции и непотизма (синоним - кумовство).

В Китае, несмотря на жестокие меры борьбы, постоянно выявляются факты коррупции в госсекторе, а в Южной Корее в прошлом году за непотизм были уволены все сотрудники казино. Государственные предприятия зачастую слабо связаны с рынком, не могут быстро реагировать на изменение спроса из-за необходимости длительных согласований с представителями государства.

Преимущества государственного сектора экономики - это устойчивость, благодаря государственным инвестициям, стабильность работы, благодаря гарантированному спросу, возможность работать в рамках плана или программы.

В Советском Союзе были только государственные предприятия и в сельском хозяйстве, как исключение, колхозно-кооперативные. С реформированием экономики стало возможным функционирование предприятий различных форм собственности.

После 1991 г. начало быстро расти количество частных предприятий, смешанных, а также появились иностранные владельцы. С каждым годом уменьшается количество государственных и муниципальных предприятий, и их число составляет менее 11% от общего. Такие данные не полностью характеризуют роль и значение этих предприятий и организаций в экономике. В определенной степени показатели о количестве предприятий дополняют данные о занятости на предприятиях различных форм собственности. С 1992 по 1999 гг. в 2,1 раза уменьшилась численность работающих на муниципальных и государственных предприятиях, но и сейчас на них работают 24,6 млн человек, или 38,1% от общей численности занятых в экономике.

Переданные менее чем за десять лет в частную собственность предприятия практически не имеют реальных владельцев, подобно действующим в рыночной экономике других государств. В критической обстановке новые собственники, как правило, во многом ориентируются на указания властных структур и в минимальной степени учитывают интересы собственного предприятия. Но самая противоречивая ситуация состоит в том, что владельцы частных предприятий стараются максимально извлечь прибыль из приобретенных ими с минимальными затратами основных фондов. Это ведет к тому, что новые хозяева не инвестируют производство и часто переводят полученные прибыли за рубеж, что является одной из причин массового оттока капитала из России на протяжении целого десятилетия.

В сентябре 1999 г. Председатель Правительства РФ В. Путин подписал Постановление "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", в которой дана подробная характеристика существующего государственного сектора в отечественной экономике и сформулированы основные задачи по повышению эффективности его функционирования. Государственный сектор экономики России включает в себя следующее: государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия); государственные учреждения; государственную казну Российской Федерации; коммерческие предприятия, у которых часть имущественных прав принадлежит Российской Федерации в виде акций.

Особым предметом государственной собственности являются земля, недра, леса и другие природные ресурсы, а также объекты индивидуальной собственности и права на эти объекты.

Поскольку результаты их производства и услуг наступают с момента создания предприятий и организаций, то при рассмотрении функционирования государственного сектора экономики эта часть государственной собственности, как правило, не рассматривается.

Государственные предприятия могут быть только унитарными, т.е. юридическими лицами, не наделенными правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Для достижения поставленных в Концепции целей регулирования необходимо соблюдение следующих принципов в управлении государственным имуществом: определение целей управления; выбор способов достижения целей; построение системы управления; обеспечение эффективности управления; обеспечение профессионализма в управлении.

Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий, ведет их реестр, решает проблемы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарным предприятиям.

До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных предприятий. Поэтому ни Минимущество, ни региональные органы власти не имеют исчерпывающей информации об активах унитарных предприятий и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.

Не менее важную составляющую госсектора России образуют учреждения, которые создаются для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование, как правило, полностью производится из средств соответствующего бюджета. Учредитель (Федерация, субъект РФ, муниципалитет) в соответствии с законодательством несет субсидиарную ответственность по их обязательствам. Учреждения имеют возможность привлекать кредитные ресурсы для финансирования своей деятельности без согласования с собственником, и это приводит к нанесению прямого ущерба государству в случае невозврата кредитных ресурсов. На 1 октября 2001 г. в России было 34 868 федеральных государственных учреждений.

Еще по теме 4.2. Государственный сектор РФ: понятие, сущность. Место госсектора в отечественной экономике:

  1. 4. Сущность и место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики.
  2. § 2. Сфера образования. Место и роль высшей школы в отечественной экономике
  3. Сущность государственного регулирования экономики и его место в хозяйственном механизме современного капитализма

Аграрная политика: понятие, цели, направления

Аграрная политика - это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране.Основными целями государственной аграрной политики являются: 1)повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества продовольственных товаров; 2)обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; З)сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; 4)формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;5)создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; 6)наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов). Основные направления государственной аграрной политики: 1)поддержание стабильности обеспечения населения продовольственными товарами; 2)формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;З)государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей; 4)защита экономических интересов казахстанских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;5)развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса; 6)устойчивое развитие сельских территорий; 7)совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.



Государственный сектор экономики: экономическое назначение и функции

Государств сектор экономики (сокр. госсектор ) - совокупность предприятий, организаций, учрежденийнаходящихся в гос собственности и управляемых гос органами или назначаемыми ими лицами. Гос сектор эк вкл в себя все эк ресурсы, кот владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Основн эконом функциями гос сектора являются:
1)поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;2)поддержание определенного уровня цен;3)решение проблем занятости; 4)обеспечение внешнеэкономического равновесия;5)обеспечение приоритета социальных целей. 6)стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;7)реализация государственной структурной политики;

Государственный бюджет: доходы, расходы, принципы построения Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.Доходы государственного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет: 1) налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; 2) неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; 3) доходов целевых бюджетных фондов.В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7 %, доходы целевых бюдж фондов - 9 %.

Расходы государственного бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.Все расходы можно подраздел на сл группы:1)военные;2)эк;3)социальные нужды4)внешнеполит деятельность;5)содержание аппарата управления.

Принципы:1) Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).2) Разграничение доходов и расходов м/ууровнями бюджет системы.3) Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).4) Сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).5) Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.6) Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).7) Полнота отражения доходов и расходов бюджета.8) Гласность.9) Адресный и целевой характер использования бюджет средств.

Государственная научно-техническая политика: понятие, механизм реализации Меры государства в сфере НИОКР выступают как государственная научно-техническая политика. Она представляет совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества. Государственная научно-техническая политика может выступать как активная, умеренная или пассивная;сдержанная, дающая простор рыночным процессам;протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники; с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий; высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая; с выраженн приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от фактически складывающейся ситуации, состояния экономики и активности научного сообщества. Типичным примером служит научно-техническая политика японского государства. Япония, как известно, после второй мировой войны была имитатором зарубежных изобретений. В начале 70-х годов она решает изменить свою прежнюю стратегию и перейти от политики импорта научно-технических знаний и технологий к развитию собственных НИОКР. Причем государство сосредоточивает внимание на фундаментальных исследованиях, так как эта область заметно отстает от развития прикладной науки.

Государственное регулирование природопользования Основными задачами Управления являются: 1)обеспечение государственного контроля в области охраны природных ресурсов, за соблюдением природоохранного и экологического законодательст­ва;2)государственное регулирование и обеспечение рационального пользо­вания лесными и охотничьими ресурсами, водными объектами;3)участие в реализации государственной политики по вопросам лесного, водного и охотничьего хозяйства, охраны окружающей среды;4)сохранение биологического разнообразия растительного, животного мира, типичных, уникальных и редких ландшафтов особо охраняемых природных территорий местного значения

Государственное регулирование внешнеторговой политики В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги.В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка. Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере. методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: 1)таможенно-тарифное регулировани;2)нетарифное регулирование;3)запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;4)меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.С помощью пошлин государство стремится рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны - одна из важных целей внешнеэконом политики государства.Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования_является внешнеторговая_деятельность.Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.Существующий ныне у большинства_государств_обширный арсенал инструментов_внешнеэкономической политики позволяет им активнее влиять как на формирование структуры и направления_развития_собственных_внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

Государственная региональная политика: понятие, механизм реализации Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.Цели региональной политики в социальной сфере состоят в обеспечении достойного уровня жизни в каждом регионе, создании примерно равных жизненных шансов для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряженности.Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех участников, поддержки целей социальными группами + общегосударственные и другие программы, включая федеральные целевые программы помощи депрессивным регионам, развития приграничных регионов.. Основу этих программ должна составить государственная концепция социально-экономического развития и экологической безопасности регионов

Денежная система и его компоненты Денежная система представляет собой устройство денежного обращения в стране, которое сложилось исторически и закреплено национальным законодательством. Она сформировалась в XVI - XVII веках с возникновением и утверждением капиталистического производства, централизованных государств и национальных рынков. В соответствии с развитием товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпела существенные изменения.В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, или деньги как знак стоимости) различают денежные системы двух типов (Рис.1).

При системе металлического денежного обращения выделяются два вида денежных систем:

Биметаллизм - это денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом). Эта система действовала в XVI-XVIII вв.

Монометаллизм - денежная система, при которой один металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом. Серебряный монометаллизм существовал в России (1843-1852гг.), Индии (1852-1893гг.), Китае до 1935г. В конце XIX века биметаллизм и серебряным монометаллизм сменился золотым монометаллизмом. В России золотое обращение стало действовать с 1897г.

Денежная система - это форма государственной организации денежного обращения.

В денежной системе, т. е. организации денежного хозяйства, можно выделить следующие основные элементы : денежную единицу, масштаб цен, виды денег, формы эмиссии денег.Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услМасштаб цен - означает меру выражения стоимости при реализации или оценке каких-либо благ в денежных единицах данной страны.Виды денег, являющиеся законными платежными средствами - это прежде всего кредитные деньги (банкноты), разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) осуществляют: центральный банк (банковские билеты - банкноты), казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрныебумажно-денежные знаки.

Денежные реформы: виды, методы Денежная реформа -осуществляемые государством изменения в области денежного обращения, как правило, направленные на укрепление денежной системы.

Выделяют следующие виды денежной реформы:1)Переход от одного денежного эквивалента к другому - например, переход от медных денег к серебряным в Древнем Риме или переход от биметаллизма к монометаллизму в большинстве европейских стран в конце XIX-начале XX в..2)Замена денежных знаков (банкнот и монет) ставших неполноценными (и/или обесцененной монеты) полноценной монетой или неразменных разменными (например, вВеликобритании в 1695 г. были изъяты все старые монеты, потерявшие свой первоначальный вес, для перечеканки их в новые, полноценные; Россия в результате реформы 1839-1843 гг. перешла от бумажных денег-ассигнаций к кредитным билетам, разменным на серебро);3)Стабилизация валюты или частичные меры по упорядочению денежного обращения путём девальвации, деноминации, ревальвации и т. п.;4)Образование новой денежной системы - осуществляется в период распада, приобретения независим бывшими колониями, образования гос-в

Денежно-кредитная политика: понятие, инструменты Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - ден-кредит политику, он отвечает за её проведение.

Виды монетарных политики Жесткая - направлена на поддержание определенного размера денежной массы. Гибкая - направлена на регулирование процентной_ставки.Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией._Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом._Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Инновации и государственная инновационная политика Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.Основными целями государственной инновационной политики являются: создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;