Материальное благо: определение, примеры. Курсовая работа распределение общественных благ

Материальное благо: определение, примеры. Курсовая работа распределение общественных благ

Распределение общественных благ и доходов

До сих пор мы занимались проблемой эффективности распределения так называемых частных благ среди потребителей или групп потребителей. К их числу относятся продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, мебель, бытовая техника и т.д. Потребление подобных благ конкретным потребителем (группой потребителей) исключает возможность их потребления каким-то другим потребителем (группой потребителей). Однако наряду с частными благами существует так называемые общественные блага. Например, освещение и уборка улиц в городах и поселках, строительство и эксплуатация дорог, содержание армии, радио- и телепередачи, охрана общественного порядка и т.д. Потребление подобных благ осуществляется коллективно всем обществом или ᴇᴦο частью. Другими словами, потребление какого-то общественного блага одним лицом (группой лиц) предполагает возможность потребления этого же блага другими членами общества. При этом с позиций отдельного индивидуума потребление многих общественных благ носит принудительный характер.
Размещено на реф.рф
К примеру, при фиксированных расходах на оборону все члены общества в равной степени должны быть защищены от военной опасности.

Объем потребления частных благ определяется каждым лицом (группой лиц) индивидуально, и оплачиваются частные блага в условиях совершенной конкуренции по единои̌ рыночной цене. Что же касается общественных благ, то объём их потребления для всех потребителей одинаков и с позиций отдельного индивидуума как бы задан извне. Однако оценка полезности общественных благ у отдельных потребителей неодинакова.

В этих условиях производственные ресурсы общества должны быть оптимально по Парето распределены между производством частных и общественных благ. Упростим данную задачу, введя ряд ограничений. Пусть общество будет состоять только из двух потребителей - Петрова и Сидорова, каждый их которых потребляет одн9 частное благо (х) и одно общественное,благо (g). Каждый из потребителей стремится к максимизации своей функции полезности˸ и" = f,(g,x n),a u c = / 2 (g,x c). Максимально возможный выпуск частных и общественных благ выражается трансформационной функцией T = f 3 (g,х п + х с), которая характеризует объёмы производства на границе производственных возможностей.

При этих допущениях, а также при условии, что T(g,x) =0 и х = х п + х с, поставленная задача должна быть сведена к максимизации следующей функции˸

отсюда максимальный объём производства общественного блага будет определяться следующим равенством (доказательство опушено)˸

Предельная норма замещения здесь будет представлять собой индивидуальную оценку общественного блага каждым из потребителей. Она говорит о том, каким количеством частного блага готов поступиться каждый из потребителей ради увеличения объёма производства общественного блага на одну единицу.

Предельная норма замещения двух частных благ определялась нами обратным соотношением рыночных цен этих благ, что не составляет трудностей для её расчета. Ситуация осложняется в случае замещения частного блага общественным, поскольку оценка последних y различных потребителей неодинакова. Выявить индивидуальные оценки общественных благ различными лицами, и на этой базе определить совокупную предельную полезность того или иного общественного блага можно, например, с помощью социологических обследований населения.

Распределение общественных благ и доходов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Распределение общественных благ и доходов" 2015, 2017-2018.

Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;

3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:

1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;

2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.

В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:

1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;

2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:

1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;

2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.

В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

С экономической точки зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ .

Неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами . Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов . Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство является необходимым условием организации социальной жизни .

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства , видя в нем упорядочивающее начало , без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом .

Теория человеческого капитала – теоретическая концепция, ориентированная на объяснение различий в уровне эффективности труда и величине заработков индивидов, занятых хозяйственной деятельностью.

Люди затрачивают средства не только на мимолетные удовольствия, но и на денежные и неденежные доходы в будущем. В человеческий капитал направляются инвестиции. Это издержки на поддержание здоровья, на получение образования, издержки, связанные с поиском работы, получением необходимой информации, миграцией, профессиональной подготовкой на производстве. Величина человеческого капитала оценивается потенциальным доходом, который он способен дать.

Человеческий капитал - это форма капитала, поскольку служит источником будущих заработков или будущих удовлетворений, или то и другое вместе взятое. Сразу после рождения человек, как и природные ресурсы, не приносит эффекта. Только после соответствующей «обработки» человек приобретает качества капитала. То есть с ростом издержек на улучшение качественного состояния рабочей силы труд как первичный фактор постепенно преобразуется в человеческий капитал.

Беккер осуществил практический расчет экономической эффективности образования. Например, доход от высшего образования определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто закончил колледж, и теми, кто не пошел дальше средней школы. Среди издержек на обучение главным элементом были признаны «утраченные заработки», то есть заработки, недополученные студентами за годы обучения. (По сути, утраченные заработки измеряют ценность времени студентов, затраченного на формирование ими своего человеческого капитала). Сопоставление выгод и издержек на образование дало возможность определить рентабельность вложений в человека.


Дифференциация доходов населения - разница в уровне денежных доходов различных слоёв и групп населения. В количественном плане характеризуется показателями, отражающими степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах имеет следствием неравномерность в распределении материальных и нематериальных благ и играет определяющую роль в существовании социально-экономического неравенства.

В основе измерения экономической дифференциации населения лежит анализ неравенства в распределении доходов между отдельными группами населения. Для оценки дифференциации населения по уровню жизни используются следующие показатели :

Распределение населения по уровню среднедушевых доходов;

Коэффициенты дифференциации доходов населения;

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения;

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини);

Численность населения с доходами ниже черты бедности, коэффициент бедности.

Модальный доход Мо – это уровень дохода, встречающийся наиболее часто среди населения.

Медианный доход Me – это уровень дохода, делящий ряд распределения дохода на две равные части: половина населения имеет душевой доход, не превышающий медианное значение дохода, а другая половина – доход не менее медианного. Для расчета медианы используется формула.

Аналогично определяются квартили (уровни дохода, делящие совокупность на четыре равные части) и децили (уровни дохода, делящие совокупность на десять равных частей).

Степень дифференциации населения по размеру среднедушевого дохода оценивается с помощью коэффициентов дифференциации доходов. Различают два показателя дифференциации:

коэффициент фондовой дифференциации – соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп населения (обычно это средние доходы, полученные 10% населения с самыми высокими и 10% населения с самыми низкими доходами): 

децильный коэффициент дифференциации доходов, который показывает, во сколько раз минимальный доход среди 10% наиболее обеспеченного населения превышает максимальный доход среди 10% наименее обеспеченного населения.

Кривая Лоренца устанавливает соответствие между численностью населения и объемом получаемого суммарного дохода. Для ее построения население разбивают на группы, равные по численности и отличающиеся уровнем среднедушевого дохода. Группы ранжируются по величине среднедушевого дохода. Для каждой группы определяются частости – доли в обшей численности населения и доли в общей сумме доходов, а на их основе – накопленные частости. На рис. равномерное распределение доходов представлено прямой, которая соединяет начало координат и точку С.

Линия, соответствующая фактическому распределению доходов, отклоняется от линии равномерного распределения тем больше, чем значительнее неравенство в распределении доходов. Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем меньше неравенство в распределении доходов.

Коэффициент концентрации доходов G (коэффициент Джини) позволяет проанализировать степень концентрации доходов у различных групп населения и количественно оценить неравномерность их распределения. Коэффициент Джини рассчитывается по данным о накопленных частостях численности и денежного дохода населения и изменяется от 0 до 1. 

Коэффициентом бедности называют относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны (региона).

Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Состояние бедности не позволяет обществу реализовать свои возможности. Именно поэтому ее связывают с регрес­сом в общественном развитии.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые ученые объе­диняют в следующие группы:

1. экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли);

2. социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемо­сти);

3. демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье);

4. социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий);

5. образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная про­фессиональная подготовка);

6. политические (военные конфликты, вынужденная миграция);

7. регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Дилемма эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения.

Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист А. Оукен назвал эту проблему «дырявым ведром» социальной помощи. Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Следовательно, часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб. По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого ведра» такова: из 350 долларов, взятых у состоятельных граждан, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным. Некоторые исследователи полагают, что эта цифра завышена, но даже если уменьшить ее наполовину, все равно она говорит об очень большой плате за равенство.

Еще одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости: количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью.

Например, если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя так, чтобы законно или незаконно уклониться от уплаты налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нужных сумм для социальных программ. Целью трансферта является сам трансферт. Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно соц. трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи гос. поддержки.

Американские экономисты подчеркивают и то негативное явление, которое связано в США с программой помощи неполным семьям с детьми. Нередко это способствует распаду семей (так как программа, в сущности, поощряет уход из семьи безработных отцов). Указанная программа предоставляет помощь и внебрачным детям. Конечно, это гуманно, но многие исследователи считают, что такая система ведет к упадку нравственности и подрыву института семьи.

Таким образом, как слишком глубокое неравенство подрывает стабильность общества, так и нивелировка доходов подрывает эффектив­ность, а также стимулы к труду и предпринимательству. За большее равенство нередко приходится платить снижением эффективности.

Критерий Парето. Исследуя условия максимального экономического благосостояния общества при ограниченности ресурсов, Парето пришел к выводу, что общественное благосостояние максимально при таком состоянии экономики, когда никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положение другого. Проблема заключается в оптимальном распределении экономичес­ких ресурсов и производимых благ в целях достижения наибольшей эффективности. Вы­воды охватывают следующие положения.

1) Критерием оптимальности служит не суммарная максимизация, а максимум пользы для каждого отдельного человека в соответствии с наличными ресурсами и экономическими возможностями.

2) Обеспечение экономического равновесия – необходимое усло­вие достижения оптимума. Оптимум означает, что достигнут резуль­тат, отклонение от которого вызывает увеличение выгоды для одних и уменьшение выгоды для других. Распределение ресурсов в обществе становится оптимальным, если любое изменение этого варианта ухуд­шает положение хотя бы одного участника экономической системы.

3) Увеличение производства одного блага, не вызывающее сниже­ния производства какого-либо другого блага, принято называть опти­мумом Парето. Оптимальность по Парето - такое состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Фактически существует два критерия оптимальности. Первый от­носится к распределению ресурсов (улучшение полезности одного уменьшает полезность других), второй – к производству (улучшение полезности одного не уменьшает полезности других).

Если найти оптимум на уровне фирмы относительно несложно, исходя из минимизации затрат и максимизации результата, то на уровне народного хозяйства приходится учитывать множество факто­ров, неоднозначность и многообразие целей.

Проблема в том, как определить уровень благосостояния не от­дельного человека, а общества в целом. По Парето, оптимум достигается, когда устанавливается равновесие на всех рынках, во всех секто­рах экономики. К этому оптимуму стремится рыночный конкурент­ный механизм.

Между экономическим ростом и распределением ресурсов сущест­вует противоречие. Преимущества роста распределяются неравномер­но. Приоритеты, предоставляемые одним отраслям и регионам, огра­ничивают возможности других. Поэтому гос программы призваны находить средства и методы компенсации тем, кто оказыва­ется в проигрыше от принимаемых решений.

Англичане Калдор и Хикс предложили альтернативный подход к определению эффективности - принцип компенсации (критерии Калдора-Хикса) , в соответствии с которым любые экономические изменения должны рассматриваться как повышающие эффективность только в том случае, если получатели выгоды гипотетически могут компенсировать потери оставшихся в проигрыше и все равно остаться в выигрыше. Если при этом проигравшим полностью выплачивается компенсация, то достигается оптимум Парето, а если не выплачивается (или выплачивается не полностью), то возникает ситуация квазиоптимума, т.е. наилучшего среди неоптимальных. В этом случае для достижения оптимума Парето государство может вмешаться, компенсируя убытки оставшихся в проигрыше и/или облагая налогом выигравших.

Концепция экономической эффективности включает в себя экономику распределения, или обмена.

Под эффективным распределением (обменом) благ понимается такое их распределение между потребителями, при котором невозможно распределить блага таким образом, чтобы благосостояние одного или нескольких потребителей улучшилось без ухудшения благосостояния другого или других.

Иными словами, распределение (обмен) является Парето-эффективным, если блага нельзя перераспределить так, чтобы кому-то стало лучше, но никому - хуже.

Анализ построим на следующих предположениях:

  • в экономике имеются два вида ресурса;
  • в экономике распределяются два вида продукта;
  • в распределении участвуют два потребителя, которые обладают полной информацией о предпочтениях друг друга;
  • распределение происходит без затрат, т. е. издержки сделок равны нулю.

На рис. 47.1 изображена эффективность распределения товаров. График строится таким образом: вначале рисуют карту кривых безразличия для одного потребителя по двум товарам, затем переворачивают ее на 180° и рисуют карту кривых безразличия для другого потребителя по тем же двум товарам. Кривые безразличия у обоих потребителей вогнутые, если смотреть на них с противоположных сторон. Для первого потребителя кривые безразличия отсчитываются от начала координат OJ; для другого - с противоположного правого верхнего угла диаграммы.

Рис. 47.1. Эффективность в обмене

Исходное распределение находится в точке А, через которую проходят кривые безразличия Uj1 и Uk1, которые отражают MRS у обоих потребителей и соответствуют наклону кривых безразличия в точке А. Заштрихованная часть рисунка между этими кривыми безразличия соответствует всем возможным вариантам распределения благ, обеспечивающим двум потребителям более предпочтительное состояние, нежели в точке А.

Обмен, начавшийся из точки А и передвигающий распределение благ за пределы заштрихованной части, ухудшит положение одного из потребителей, и потому он будет невозможен. Перемещение из А в В неэффективно, поскольку кривые Uj2 и Uk2 пересекаются в точке В. Из этого следует, что MRS потребителей неодинаковы и распределение неэффективно. В точке С MRS обоих потребителей совпадают, поскольку кривые безразличия касаются. Совпадение MRS означает, что одному потребителю не может стать лучше без ухудшения состояния другого потребителя. Таким образом, точка С соответствует Парето-эффективному распределению благ. Однако С - не единственно возможная точка эффективного распределения. Такими точками могут быть любые, расположенные внутри заштрихованной части графика. Чтобы определить все возможные эффективные распределения благ между потребителями, необходимо выделить точки взаимного касания их кривых безразличия, в которых предельные нормы замещения одного блага другим будут равны друг другу. На рис. 47.2 изображена кривая, которая проходит через все эффективные распределения. Эта кривая называется кривой контрактов.

Рис. 47.2. Кривая контрактов

Кривая контрактов иллюстрирует все распределения, после которых невозможны дальнейшие взаимовыгодные сделки между потребителями. Такие распределения называют Паре-то-эффективными.

На рис. 47.2 показаны три распределения (Е, F, G) Парето-эффективные, несмотря на то что каждое включает различные наборы благ, при этом ни один из потребителей не может улучшить своего положения без ухудшения состояния другого. Указанные точки являются эффективными в распределении благ между потребителями, но они не равнозначны для них. Так, передвигаясь по контрактной линии от точки Е к точке F, мы улучшаем состояние одного потребителя, но ухудшаем состояние другого потребителя.

На конкурентных рынках имеется много покупателей и продавцов. Это означает, что если потребителей не устраивают условия обмена, они могут найти других, которые предложат им лучшее, в результате чего формируется конкурентное равновесие.

Конкурентное равновесие - это набор цен, при котором объем спроса равен объему предложения благ на каждом рынке.

Итак, при конкурентном равновесии потребителей:

  • кривые безразличия взаимно касаются, наклон кривых безразличия потребителей одинаков, предельные нормы замещения равны для всех потребителей;
  • каждая кривая безразличия касается линии цены, поэтому MRS благ у каждого потребителя равна соотношению цен данных благ:

В условиях, когда имеется много потребителей и производителей, обеспечить эффективное распределение благ достаточно сложно. Это возможно в том случае, если на всех рынках существует совершенная конкуренция. Эффективное распределение возможно посредством распределения всех благ государственными органами, т. е. при централизованной системе. Однако конкурентное решение нередко предпочтительней благодаря минимуму требуемой информации, ибо все потребители должны знать только свои собственные предпочтения и цены.

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

В коммунистической идеологии считается, будто в коммунистическом
обществе на первой стадии действует принцип "От каждого по способности -
каждому по труду", а на высшей стадии - принцип "От каждого по способности
- каждому по потребности". Первая часть этих принципов якобы регулирует
то, как члены общества отдают свои силы обществу, а вторая регулирует
распределение жизненных благ. Эти принципы допускают различную
интерпретацию. И при любой интерпретации они на самом деле не являются
специфическими закономерностями реального коммунизма.
Рассмотрим первую часть этих принципов. Выражение "по способности"
можно истолковать в житейском вульгарном смысле, будто каждый будет
развивать все заложенные в нем способности, проявлять их и использовать.
Ясно, что в таком смысле этот признак никогда не будет осуществлен хотя бы
по следующим причинам. Не любые способности индивида приемлемы для
окружающих индивидов и для общества в целом. Не любые способности
представляют интерес. У индивида просто не хватит сил и времени развивать
все его потенциальные способности. Индивид может вообще не догадываться о
том, на что он способен.
Но это выражение можно истолковать и иначе, например так: 1) общество
устанавливает, что считать способностями данного индивида в его данной
социальной позиции; 2) в среднем и в тенденции индивиды, допущенные
обществом к исполнению данных функций, исполняют их в меру своих
средненеобходимых способностей. Этот принцип касается не потенциальных, а
актуальных (реализующихся) способностей людей. Если подходить к проблеме
способностей с массовой точки зрения, то потенциальные способности массы
людей в данных условиях реализуются в их актуальных способностях -
последние суть показатель первых. Для отдельных людей тут может иметь
место несовпадение. Однако и в отношении отдельных людей совершенно
бездоказательны утверждения о их якобы загубленных талантах. О загубленных
талантах есть смысл говорить лишь тогда, когда человек обнаружил свой
талант заметным для окружающих образом и затем как-то потерял возмож-
ность его развивать далее и использовать (Мусоргский, Лермонтов, Есенин,
Маяковский). Но это - исключения из общего правила. Обычно подавляющее
большинство людей среднеспособно или среднебездарно. В таком практически
трезвом понимании этот принцип реализуется во всяком большом и сложном
обществе, а не является особенностью коммунизма.
Конечно, от способностей зависит то, какое место в обществе занимают
отдельные люди. Но этот фактор - не единственный, влияющий на судьбу этих
людей. А когда речь идет о десятках и сотнях миллионов
среднепосредственных людей в сложном обществе с разнообразными
профессиями, социальными позициями, должностями, способами добывания
средств существования и т.д., распределение людей по ячейкам общества, по
должностям, по профессиям и прочим "точкам" приложения их сил
осуществляется совсем по другим принципам. Природные же способности
используются лишь как одно из средств занять наилучшее положение в жизни и
получить для себя как можно больше различных благ.
Обратимся ко второй части рассматриваемых принципов. Допустим, вы
решили педантично следовать принципу "Каждому - по труду" при
вознаграждении работников за их деятельность. Если люди заняты одинаковой
деятельностью, еще можно сравнивать их труд по их результатам. Но как
быть, если люди заняты разнородной деятельностью и сравнивать их труд по
результатам деятельности оказывается невозможным? Как сравнить труд
начальника и подчиненного? Имеется единственный общественно-значимый
критерий сравнения труда в таких случаях: это - фактические социальные
позиции людей. Средненормальное осуществление деловых функций человеком в
данной его социальной позиции соответствует его труду, отдаваемому
обществу. Практически принцип "Каждому - по труду" реализуется как принцип
"Каждому - по его социальному положению". И реальные люди в реальном
коммунистическом обществе прекрасно это понимают на своем опыте.
Следствием действия этого принципа является борьба людей за улучшение
своей социальной позиции.
Распределение жизненных благ есть то, с чего граждане начинают
познавать сущность своего общества. Неравенство в распределении прежде
всего прочего по-
рождает социальные эмоции. Люди, как правило, стремятся устроиться в жизни
так, чтобы иметь как можно больше жизненных благ, тратя на это как можно
меньше сил и избегая риска. Поднятие производительности труда, на которое
рассчитывали идеологи коммунизма, оказалось одной из самых трудных проблем
для этого общества в значительной мере из-за такого отношения к труду.
Поэтому коммунизм вынужден прибегать к мерам внешнего принуждения и
контроля, а также к созданию таких условий деятельности, в которых люди
вынуждаются как-то исполнять свои обязанности под угрозой наказания и
потери достигнутого.
Выражение "по потребности" тоже допускает различные интерпретации, по
крайней мере такие: 1) будет достигнуто изобилие жизненных благ; 2) любые
потребности людей будут удовлетворены; 3) общество будет решать, что
считать потребностью человека. Очевидно, что во втором смысле принцип "по
потребности" никогда реализован не будет. Изобилие же - понятие
относительное, исторически определенное. Тот жизненный уровень, который в
прошлые века мыслился как изобилие, в Советском Союзе мы имели для
огромного числа людей. Число людей, живших у нас по потребности в этом
"скромном" смысле, было больше, чем все население России до революции. Тем
не менее это не устранило неравенство, недовольство своим положением,
зависть, жажду иметь больше. Я вообще считаю, что рост благосостояния
населения стал одной из причин краха нашего русского коммунизма. Он усилил
расслоение общества и материальное неравенство. Жажда иметь росла быстрее
и сильнее, чем возможность ее удовлетворять. На этой основе возникло
другое, чисто обывательское истолкование принципа "по потребности" - как
удовлетворение желаний современных людей. А желания эти возросли
настолько, что даже официальная идеология Советского Союза отодвинула
исполнение этого принципа в неопределенное будущее. Советские люди уже
представляли себе изобилие коммунизма по крайней мере в виде высокого
жизненного уровня некоторых западных стран. Основатели учения
марксистского коммунизма вряд ли подозревали о холодильниках и телевизорах
как предметах первой необходимости, вряд ли думали, что автомобиль станет
заурядным средством транспорта. Но совет-
ский обыватель уже не мыслил себе коммунизма без многокомнатной квартиры
со всеми удобствами, без телевизора и холодильника, без личного автомобиля
и без дачи.
Официальная идеология Советского Союза почувствовала опасность,
которая кроется в таком истолковании весьма неосторожного заявления
классиков марксизма, и стала говорить о разумных потребностях,
контролируемых и регулируемых обществом. А это была лишь замаскированная
форма выражения фактического положения вещей, а именно - того факта, что
потребности человека в коммунистическом обществе определены возможностями
их удовлетворения. Советская идеология невольно стала склоняться к
третьему, к социологическому пониманию потребностей: не всякое желание
человека есть потребность, а лишь такое, которое общество признает в
качестве потребности этого человека. А это значит, что предполагается
некоторый общезначимый уровень удовлетворения нужд человека на данном
уровне его социальной иерархии, т.е. некоторая норма потребления. Иметь по
потребности - значит иметь в рамках этой нормы, а иметь не по потребности
- значит превышать или не достигать нормы. Реализация принципа "по
потребности" не устраняет на деле экономического и тем более социального
неравенства людей.
Большинство советских людей жило, как говорится, "от получки до
получки", имея незначительные накопления или не имея их совсем. Но
некоторая часть населения накапливала значительные богатства и передавала
их по наследству. Это - представители высших слоев, а также лица, имевшие
возможность безнаказанно грабить государственную собственность,
спекулянты, деятели теневой экономики, члены уголовных мафий и т.д. К
концу брежневского периода произошло сращивание этого криминального слоя с
правящими слоями.
Накопленные материальные богатства являются при коммунизме личной
собственностью. Они проживаются (тратятся), передаются по наследству,
используются для карьеры и устройства детей. Но они не используются как
средство приобретения новых богатств, т.е. как капитал. Это делается в
порядке исключения и нелегально.
Главными источниками жизненного успеха при коммунизме является
образование, квалификация, личные
способности, личные связи (протекция) и карьеристская ловкость. Со
временем все большую роль стало играть социальное положение родителей.
Основное богатство человека коммунистического общества - его положение на
лестнице социальной иерархии, его социальное положение, занимаемая им
должность (пост). Вокруг этого основного богатства крутятся самые сильные
интересы и страсти. Деньги, конечно, играют роль, но иную и иначе, чем в
обществе капиталистическом. Имея хороший пост - имеешь и деньги, а многое
имеешь и без денег, используя возможности, какие предоставляет пост.
Деньги, приобретенные без поста, суть либо продукт преступления, либо
исключение.
Преимущество коммунистического богатства перед прочими формами состоит
в том, что его не захватят грабители, не украдут. С ним не потерпишь
банкротство и не разоришься. В большинстве случаев оно гарантировано. Оно
автоматически растет с каждым шагом карьеры. Вся основная борьба за
богатство здесь происходит в сфере делания карьеры, причем по правилам
карьеры, т.е. по правилам коммунальности, которые люди постигают чуть ли
не с пеленок и которые легко усваиваются и даже открываются вновь даже
самыми безнадежными тупицами. Неизбежным следствием этого является низкая
(сравнительно с Западом) деловая активность и тенденция к экономическому
застою.
В коммунистическом обществе распределение жизненных благ оторвано от
их производства, лишь в незначительной степени зависит от последнего.
Причем в социальном отношении распределение доминирует над производством,
так что это общество можно назвать распределительским. Государству
приходится прилагать огромные усилия, чтобы поддерживать и развивать
производство. Коммунистическое неравенство создается в силу принципов
распределения, порождаемых законами коммунальности.
В коммунистическом человейнике распределение жизненных благ есть
функция системы власти и управления. В идеале тут все работоспособные
должны иметь в качестве источника существования заработную плату, и
только. Прочие должны жить за счет работающих членов семьи или на пенсию.
Хотя различия в уровне тут огромные, коммунизм создавал более равномерное
распределение благ, чем в обществах западного типа. Здесь ограничивались
высшие уровни и повышались низшие. Тяготы распределялись на всех. Конечно,
не в одинаковой мере, но все же резкие контрасты сдерживались. Нищета в
строгом смысле слова тут ликвидировалась, а чрезмерное обогащение
преследовалось как преступление.
Коммунизм оказался способным даже в труднейших условиях Советского
Союза обеспечить удовлетворение некоторых минимальных потребностей
практически всех граждан в жилье, пище, одежде, образовании, обучении
профессии, медицинском обслуживании, отдыхе, развлечениях и безопасности.
Люди жили с уверенностью в этом. И это было величайшим достижением в
истории человечества.
Что касается изобилия, то по этому поводу следует сказать следующее.
Изобилие не есть "по потребности". Изобилие относительно. Что есть
изобилие для одних и в одно время, выглядит как бедность для других и в
другое время. Изобилие не есть равенство (нечто одинаковое для всех),
бывает иерархия изобилии. Идея создать изобилие для всех утопична.
Реалистична идея изобилия для избранных, которая всегда осуществлялась для
более или менее широкого круга людей. Прогресс человечества в этом
отношении заключается в расширении круга избранных и в повышении уровня
изобилия. В наше время многие миллионы людей живут лучше, чем в прошлом
жили самые богатые и знатные люди, включая вождей и королей. Уровень
средних слоев Советского Союза (не говоря уж о странах Запада) показался
бы сказочным даже состоятельным людям прошлых веков.
Изобилие не устраняет неравенства в распределении - это объективный
социальный закон. Для широких слоев населения психологически важно не то,
чтобы все стали богатыми (в это не верит никто). А то, чтобы не было
чрезмерно богатых. Исторически были найдены способы решения этой
практически неразрешимой проблемы: привилегированные (избранные) слои
населения всегда так или иначе отделялись от прочей массы людей, образуя
особые замкнутые слои, классы, касты и т.п. Этот процесс начался и зашел
достаточно далеко и в советском человейнике.