Традиционные и новые источники географической информации. Краткие сведения об открытии Африки. ГИС можно рассматривать в трех видах

Традиционные и новые источники географической информации. Краткие сведения об открытии Африки. ГИС можно рассматривать в трех видах

Объем географической информации, накопленной человечеством, огромен. Ее невозможно собрать в одной книге или на веб-сайте. Чтобы достичь желаемых результатов в изучении социально-экономической географии мира, нужно использовать различные информационные ресурсы. Как вам уже известно, источники географических знаний разделяют на несколько групп (рис. 4), каждая из которых имеет свои преимущества.

Научные издание - Наиболее фундаментальные труды, освещающие анализ результатов исследований географических процессов и явлений на глобальном и региональном уровнях. Научно-популярная литература подает географические знания в доступной массовому читателю форме. В справочных изданиях (Справочниках, словарях, энциклопедиях) можно найти статистические, сжатые исторические и другие сведения о географических объектах.

Учебная литература - школьные учебники и пособия - это указатель в информационном море, руководство к действию при поиске ответов на вопросы, возникающие в процессе изучения географии. Однако понятно, что никакой учебник не успевает отражать изменения, быстро происходят, и не способен ответить на все вопросы. Поэтому важно постоянно обращаться к периодических изданий (Газет, специализированных журналов), содержащие оперативную географическую информацию и могут быть как научными, так и научно-популярными. Популярными носителями информации стали телевидения и радио : Немало специализированных каналов и передач освещают исследования планеты, путешествия по странам и континентам.

Обязательными спутниками вашего обучения должны быть географические карты , Содержащие пространственную характеристику объектов. Художественные произведения, которые являютсяв домашней и школьной библиотеках, расширят ваши познания о географических явлениях, о разных уголки нашей планеты.

Источники географической информации

Сейчас на смену традиционным бумажным носителям информации приходят электронные, а также Интернет, которые значительно расширяют возможности познания мира, дополняют его визуальным и звуковым рядами. Но для этого нужно иметь персональный компьютер, подключенный до Мировой паутины или другого технического оборудования.

Что выберете вы для пополнения своих знаний - дело личных предпочтений и возможностей. Помните главное: чем больше дополнительных источников вас интересовать, тем понятнее становиться хитросплетения современного мира. Работа с различными источниками знаний способствовать расширению вашего кругозора, развития культуры и мышления, выработке навыков самостоятельной творческой работы, которые в будущем понадобятся в любой сфере деятельности.

Известные экономико-географы мира

Каждая наука гордится именами ученых, исследователей, которые своим кропотливым трудом формируют ее общественный имидж, преподносят социальный престиж. Развитие социально-экономической географии в разных странах проявляется по-разному: течение последних столетий сформировались национальные научные школы: немецкая, французская, британская, российская, американская. Известные мировые имена экономико-географов.

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ЕВРОПЫ

Большой вклад в развитие социально-экономической географии мира сделали немецкие ученые. Одним из основателей современной западной географии есть Карл Риттер (1779–1859).

Он рассматривал Землю как «общий дом человечества», раскрывая географические особенности взаимосвязи человека и природы. Ученый изучал географическое положение, конфигурацию, величину и взаиморасположение стран, пытаясь выяснить пространственные закономерности. К. Риттер основал Немецкое географическое общество. Основателем антропогеографии и геополитики считают Фридриха Ратцеля (1844–1904).

Он отстаивал такую идею: государство является организмом, который развивается, стареет и умирает. Законы этого развития зависят от географических факторов. Мировоззрение Ф. Ратцеля основывался на эволюционизм и дарвинизм. Принцип выживания сильнейшего он переносил на государства и народы.

Вальтер Кристаллер (1893-1969) - автор теории центральных мест, согласно которой существует оптимальная каркасно-сетевая структура населенных пунктов, обеспечивающий доступ к объектам сферы услуг, максимально быстрое перемещение между городами и эффективное управление территорией. «Решетка Кристаллера» - одна из первых пространственных моделей организации общества, которая широко используется в современных исследованиях.

Август Леша (1906-1945), взяв на вооружение теорию центральных мест, сформулировал концепцию экономического ландшафта - модели рыночного равновесия, в которой определяющим фактором является зоны сбыта предприятий, формирующих сеть экономических районов с узлами в городах (идеальной формой такой сети ученый считал шестиугольные соты). Идеи немецких ученых обусловили развитие экономической географии во всем мире на десятки и даже сотни лет, их научные наработки успешно применяются и сейчас.

Среди выдающихся географов Великобритании следует упомянуть Хэлфорд Маккиндера (1861-1947), который ввел понятие «хартленд»- Сердцевинная земля, активно употребляется и в современной геополитике.

Наиболее заметная фигура среди французских географов - Элизе Реклю (1830-1905). Он был блестящим страноведов: Побывал почти во всех странах мира и написал 19 - томный труд «Земля и люди», в свое время претендовала на полный географическое описание земного шара. Каждый том имел объем около 900 страниц, содержал многочисленные карты, рисунки, чертежи (ученый работал над ней 20 лет). Украинский ученый Михаил Драгоманов по просьбе Е. Реклю написал 7 назад раздел о Украина .

С конца XIX ст. начала формироваться эклономическая география. Мировую славу снискал украинский ученый Степан Рудницкий (1877–1937). Он внес большой вклад в общественную географию, отечественную политическую географию и геополитику: доказал необходимость организации Балтийско-Черноморского союза стран. Его идеи и концепции не потеряли своей актуальности и сейчас. Имя ВладимираКубийовича (1900–1985)связано с исследованиями в области географии человека. Виктор Юрковский (1927-2004) - профессор, известный краиновед, автор «Региональной экономической и социальной географии зарубежных стран », справочника «Страны мира»; Борис Яценко (Р. 1942) - географ-востоковед, ученый с энциклопедической эрудицией, автор «Политического географии», «Экономической географии зарубежных стран », руководитель авторского коллектива школьного учебника по экономической и социальной географии зарубежных стран, который появился в начале XXI ст.

РОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА

Российские экономико-географы оставили глубокий след в истории географической науки и продолжают работать над решением неотложных проблем современности.

Ивана Витвера (1891-1966) - с полным правом считают основателем советской научной школы социально-экономической географии зарубежного мира и страноведения. Он - автор учебников по экономической географии зарубежных стран, которые многократно переиздавались и были «настольной» книгой нескольких поколений. Владимир Максаковского (нар. 1924) - Один из ведущих страноведов, разработчик и исследователь структуры географической культуры, которая, по его мнению, состоит из нескольких компонентов: географической картины мира, географического мышления, методов географии, языка географии.

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА

В середине XIX в. в полную силу о себе заявляет еще один очаг мировой географической мысли - США. Всемирную известность приобрел журнал Национального географического общества «National geographic Magazine»(« Национальный географический журнал »), основанный в 1888 г. Сейчас под названием «National geographic»Он« переступил »государственные границы и превратился на явление глобального географической культуры.

География в США и Канаде с момента зарождения имела четкую практическую направленность. В 1950-ых годах в США была основана школа региональных наук - синтез географии и экономики. Ее основатель - Уолтер Изард (Р. 1919) отмечал усилении регионального подхода при изучении проблем экономического и социального развития, направлял научные усилия на разработку новых методов исследований и создания современной теории размещения производительных сил.

Представителем нового поколения ученых, сочетающих экономические и географические подходы при исследовании проблем развития мирового хозяйства является Пол Кругман (Р. 1953), который проанализировал модели международной торговли и разработал новые принципы экономической географии. Ученый исследовал механизм действия в современной экономике, особенно в международной торговле, принципа «растущих прибылей», согласно которому затраты на единицу продукции уменьшаются с увеличением масштабов производства. Ученый фактически «открыл» с качественно новых позиций экономической географии как науке. «Открытие» было таким неожиданным и важным, что в употреблении появился термин «новая экономическая география ». За эти исследования П.Кругмануприсуждена Нобелевская премия за 2008 г.

Вопросы и задания

1. Что является предметом исследования социально-экономической географии мира?

2. Объясните, в чем проявляется территориальная организация общества.

3. Пользуясь рис. 1, расскажите об отраслевом составе социально-экономической географии мира.

4. Как связаны между собой физическая и социально-экономическая география мира? Какие вам известны общегеографическиеметоды исследований?

5. Какими экономическими и социальными методами пользуется социально-экономическая география мира?

6. Какими источниками географической информации вы воспользуетесь, чтобы узнать, что такое ГИС?

7. Расскажите об исследовании немецких ученых в области социально-экономической географии мира.

8. Какой вклад в развитие социально-экономической географии мира сделал французский ученый Элизе Реклю?

9. С именами которых ученых связано развитие социально-экономической географии мира?

10. Что вам известно об экономико-географические исследования П. Кругмана?

11. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение об одном из выдающихся экономико-географов.


©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, смертности и населения, сальдо , ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании , в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является .

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать .

Географические информационные системы. Географическая информация постоянно используется в управлении, планировании, прогнозировании и социально-экономического развития, повседневном быту. На основе географических баз данных (БД) формируются географические информационные системы (ЛС) - созданные с помощью ЭВМ "хранилища" географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. ПС является автоматизированной системой хранения, анализа, представления пространственных данных в виде текста, таблиц, графиков, карт (рис. 2). В состав ПС включаются: ЭВМ, программное обеспечение, пространственная информация в виде картографических данных о природные компоненты, хозяйство, угодья, дороги и др. Они являются автоматизированными системами, которые оперируют пространственно координированной информации. Функционирование ПС осуществляется в такой последовательности: сбор и автоматизированную обработку географической информации, ее пространственная привязка и представление в виде электронной карты на экране дисплея, перевод этой карты в бумажную форму в случае необходимости (например, создание атласов).

По размерам охватываемых территорий ПС делятся на глобальные, национальные, региональные, местные, локальные. Они используются для составления географических карт, кадастров природных ресурсов, инженерных изысканий и проектирования, формирования управленческих решений, их также различают по отдельным объектам и направлениям исследований: географические, экологические, земельные, имущественные, лесопользования, водо ресурсные, рекреационные, туризма и др.

В Институте географии НАНУ разрабатывается многоцелевая Национальная ПС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели региона. В Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко исследуются автоматизированные картографические системы на базе цифровых карт, объемные компьютерные модели современных городских ландшафтов Киева.

Важной составляющей ВС является аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и др. Такие ПС называют интегрированными. В их базах данных картографические данные сочетаются с дистанционными изображениями поверхности Земли, они имеют блоки для приема и программы по обработки аэрокосмических материалов. Базы данных ПС формируются из многих источников географической информации. К ним относят учебники, учебные пособия, карты и атласы, научные отчеты по результатам географических исследований, статистические справочники данным о развитии хозяйства страны, энциклопедии, словари, результаты географических исследований, публикуемых в книгах, научных журналах, данные наблюдений, проводимых учреждениями государственных служб: геологической и гидрометеорологической, геодезии, картографии и кадастра, других учреждений и ведомств.

Географические исследования. Важным источником географической информации является экспедиционные исследования, путешествия, краеведческие экскурсии, занятия туризмом, альпинизмом. Полевые экспедиционные исследования бывают экспедиционными и стационарными. Экспедиционными является изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства (геоморфологические, гидрологические, геоботанические, океанические), которыми охватываются большие по площади территории и акватории). Природные и хозяйственные комплексы и регионы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических, природно-ресурсных, природоохранных). Экспедиционные исследования выполняются отрядами ученых по специально разработанным программам и методикам и делятся на три периода: подготовительный, полевой экспедиционный и камеральный (обработка собранных материалов, написание отчета, составление карт). При экспедиционных исследованиях используются аэрокосмические снимки земной поверхности, выполненные из летательных воздушных и космических аппаратов. Аэрокосмические снимки дешифруют - распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения. Взгляд на Землю из Космоса охватывает ее

большие тектонические структуры, пустыни, речные бассейны, районы, труднодоступные для наземных экспедиций. Спутники обеспечивают возможность исследовать динамику и периодичность природных процессов, уникальные явления и объекты (извержение вулканов, пожары, сход снежных лавин, оползни, разломы земной коры, загрязнение атмосферы и др.). С космических высот открывается новый, доселе неизвестный нам мир, новые закономерности природных условий, особенности урбанизации, температурные неоднородности в морях и океанах, лесных массивах.

Рис. 2. Общая схема функционирования ПС

В 1995 г. Запущен первый украинский спутник "Сич-1", оснащенный приборами для дистанционного зондирования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. Украина сотрудничает с космическими агентствами Европейского Сообщества, России, Германии, Франции, Латинской Америки по космическим исследованиям природных ресурсов и охраны природы. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.

Ими получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, карьеры, абразии, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений и др.

Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них подробно изучаются изменения природных комплексов во времени. В Украине такие научные комплексные физико-географические исследования были начаты академиком Г. Высоцким на Великоанадольском стационаре для изучения влияния гидроклиматичних и грунтовых условий на лесоразведения в степной зоне Украины. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского, Таврического университетов.

Наблюдение за состоянием атмосферы и гидросферы проводятся на гидрометеорологических станциях и постах, на которых работают молодые специалисты по метеорологии и климатологии, гидрологии и гидроэкологии, океанологии. В учреждениях Гидрометеорологической службы Украины работает более 5000 сотрудников. В Украине около двухсот гидрометеорологических, авиа-, аэро- и агрометеорологических станций. По состоянию рек, озер, водохранилищ, морских лиманов проводятся наблюдения на 400 гидрологических постах. Наряду с ними агрометеорологические показатели фиксируются на 150 пунктах, осуществляются озонометрические, радиолокационные исследования формирования облаков, осадков, загрязнение атмосферы, вод, почв.

Наше государство имеет членство во Всемирной службе погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, АГРОПРОИЗВОДСТВЕННОЕ комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность, рекреация. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов, других населенных пунктов. Ими служат также описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

Существенными составляющими географической информации есть карты и атласы. Карты является вторым языком картографии. Картографические изображения передают, воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, точек, фигур) и цветного фона. Комбинации графических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют "читать" карту, пользоваться ею, находить на ней новые факты.

Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Географы и картографы имеют значительный опыт составления комплексных и отраслевых, научно-справочных и учебных атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины Л.Д. Кучмы от 01.08.2000 года "О национальном атлас Украины" создается новый картографический произведение - Национальный атлас Украины. В нем будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины. Национальные атласы являются интегральными картографическими моделями государств как природно-ресурсных и социально-экономических территориальных систем. Национальный атлас Украины должно обеспечивать географической информации государство, ее регионы и их органы управления, научные, образовательные, проектные, производственные и общественные учреждения, помогать распространения географических знаний о нашем государстве, способствовать ее сотрудничеству с другими странами мира.

Географическую информацию продуцируют Институт географии, Институт геологических наук, Институт ботаники, Институт зоологии, Совет по изучению производительных сил Украины, региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины. Разнообразную географическую информацию хранят Национальный естественный музей Украины, областные и районные, городские краеведческие музеи. Географические исследования проводятся научными лабораториями вузов, научными подразделениями природных и природно-исторических заповедников, национальных природных парков, биосферных заповедников. Разнообразная географическая информация есть в статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Результаты научных исследований, описания путешествий, районов Украины и мира приводятся в "Украинском географическом журнале" (основан в 1992 p.), Журнале "География и основы экономики в школе" (издается с 1995 p.), Еженедельнике "Краеведение. География. Туризм "(издается с J996 p.), научных вестниках и сборниках, которые издаются научными учреждениями, вузами, заповедниками, печатаются как материалы научных конференций, географических съездов и др.

Географической информации наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет. Географические по содержанию описания и картины находим в научно-популярной и художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и др.

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической геогра­фии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык гео­графии. Карта -; уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о сте­пени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания совре­менной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, на­родах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, аб­солютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и рас­чёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медлен­нее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяс­нить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию не­возможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Опи­сание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явле­ний - все это тот фактический материал, который и является пред­метом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географи­ческих моделей - важный метод исследования географии. Наибо­лее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, ре­шать глобальные проблемы.

2. Учёные утверждают, что Антарктида богата полезными ископаемыми, однако природные особенности этого материка затрудняют его освоение. Каковы эти особенности? Как уровень развития науки и техники влияет на возможности использования богатств Антарктиды?

На территории Антарктиды по утверждениям учёных имеются ог­ромные залежи многих полезных ископаемых. Однако добыча их за­труднена, прежде всего, огромным ледниковым панцирем, достигаю­щим 2,5-4,7 километровой толщины и тяжелейшими климатическими условиями. Ведь в центральные районах Антарктиды средние темпера­туры опускаются ниже -60°С и здесь дуют самые сильные ветры в ми­ре (до 80 м/сек.). Сползающий в море лёд постепенно передвигает мно­гие полярные станции на берега Антарктиды, поэтому стации периоди­чески приходится переносить в глубь материка.

Развитие авиации, техники, появление специальных материалов для техники и одежды человека, выдерживающих сверхнизкие тем­пературы, помогает человеку в исследовании и освоении богатств Антарктиды.

3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий чёрной металлургии (по выбору учителя).

Для предприятий чёрной металлургии главными факторами раз­мещения являются:

1) Сырьевой фактор является определяющим для большинства металлургических комбинатов полного цикла, потребляющих ог­ромное количество сырья и технологического топлива - кокса, по­этому большинство металлургических комбинатов строилось либо у месторождений железных руд (Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Старый Оскол), либо у месторождений кок­сующихся углей (Новокузнецк).

2) Потребительский фактор характерен для передельной ме­таллургии, использующей в качестве сырья металлолом (Москва, Электросталь, Выкса, Кулебаки, Колпино, Волгоград, Таганрог, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре), а также для производства труб (Москва, Волжский, Альметьевск).

3) Транспортный фактор размещения имеет только Череповец­кий металлургический комбинат, использующий железные руды Кольско-Карельского района и КМА, коксующиеся угли Печорско­го и Донецкого бассейнов, и отправляющий готовую продукцию - сталь и прокат - в Санкт-Петербург, Москву, в другие машино­строительные центры и на экспорт.

4) Экологический фактор в нашей стране при сооружении пред­приятий чёрной металлургии ранее практически не учитывался, что пагубно влияет на окружающую среду и здоровье человека.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

БИЛЕТ № 1

БИЛЕТ Методы географических исследований и основные источники географической... БИЛЕТ Общая... Определите по статистическим материалам сравните показатели прироста населения в различных частях страны по выбору...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия.
Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара, однако более точно форму Земли можно назвать - геоид. Земля - небольшая планета Со

Определите по климатической карте и объясните различие климата городов Санкт-Петербурга и Якутска.
Города Санкт-Петербург и Якутск находятся примерно на одной широте (60° с. ш. и 63° с. ш. соответственно), оба в умеренном кли­матическом поясе, однако имеют разные типы климата. Санкт-Петербург на

БИЛЕТ № 3
1. Россия - многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространённые в России. На территории нашей страны проживает более 160 н

Составьте по картам характеристику географического положения одного из регионов России (по выбору учителя).
Используя настенные карты или карты атласа, охарактеризуйте географическое положение заданного вам региона России по сле­дующему плану: 1) Положение региона на карте России. 2) Ра

БИЛЕТ № 4
1. Южная Америка: рельеф, полезные ископаемые, их связь со строением земной коры. Большую часть Южной Америки занимают равнины: Оринокская, Амазонская и Ла-Платская низмен

Определите по топографической карте указанные направления и расстояния.
Топографическая карта сориентирована на север, поэтому в вер­ху карты будет север, внизу - юг, слева - запад, справа - восток. Для более точного определения направления используется ази­му

БИЛЕТ № 5
1. Климат Африки: климатообразующие факторы, климатические пояса. Основным фактором, формирующим климат Африки, является расположение большей части материка в жарком тепло

Определите по карте факторы, влияющие на размещение предприятии химической промышленности (по выбору учителя).
На размещение предприятий химической промышленности ока­зывают влияние несколько факторов. 1) Сырьевой фактор характерен для размещения предприятии горно-химической промышленности (добыча

Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия.
Большую часть России занимают равнины. Горы расположены преимущественно на юге и востоке нашей страны, что приводит к общему уклону территории России к северу. На формирование рельефа оказ

Определите факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий цветной металлургии (по выбору учителя).
На размещение предприятий цветной металлургии оказывают влияние три фактора. 1) Энергетический фактор размещения характерен для производ­ства лёгких цветных металлов (алюминий, титан, магн

БИЛЕТ № 7
1. Электроэнергетика России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Электроэнергетика - отрасль народного хозяйства, занимаю­щ

Определите по статистическим материалам и сравните среднюю плотность населения отдельных регионов России (по выбору учителя).
Используя данные о численности населения и площади террито­рии заданных вам регионов России, рассчитайте среднюю плот­ность населения этих регионов по формуле: П = Н: Т, где П -

БИЛЕТ № 8
1. Географическая оболочка, её составные части, взаимосвязи между ними. Географическая оболочка - совокупность всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биос

БИЛЕТ № 9
1. Пищевая промышленность России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Пищевая промышленность, являясь частью агропромышленн

Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения (по выбору учителя).
На размещение предприятий машиностроения оказывают влия­ние несколько факторов. 1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохоз

БИЛЕТ № 10
1. Европейский Север: экономико-географическая характеристика хозяйства. Отраслями промышленной специализации Европейского Севера являются добывающая промышленность, чёрна

БИЛЕТ №11
1. Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы. Крупнейшими реками Северной Америк

Сравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами двух районов России (по выбору учителя).
Трудовые ресурсы - это население, способное к физическому и умственному труду. Трудовые ресурсы характеризуются двумя главными показателями: количеством и качеством. Количество трудовых ре

Австралия. Общая физико-географическая характеристика.
Австралия - самый маленький материк Земли. Её площадь со­ставляет всего 7,7 млн. км2. Главной особенностью географического положения Австралии является её удалённость от других материков н

Определите по карте географические координаты географических объектов (по выбору учителя).
Используя градусную сеть карты, определите географические координш,>iгеографических объектов, указанных учителем. Для этого вспомните, что географические координаты определяются географической ш

БИЛЕТ № 13
1. Поволжье: экономико-географическая характеристика. В состав Поволжского экономического района входят республи­ки Татария и Калмыкия, Ульяновская, Пензенская, Самарская,

Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических районов России (по выбору учителя).
Дайте сравнительную характеристику хозяйства двух регионов России по следующему плану: 1) значение регионов в хозяйстве России; 2) уровень развития хозяйства каждого региона;

Местное и поясное время. Решите задачи на определение различий поясного времени на территории страны (по выбору учителя).
Каждый соседний часовой пояс отличается по времени ровно на 1 час. К западу время вычитается, к востоку - прибавляется. Для решения задачи необходимо по карте часовых поясов опре­делить но

БИЛЕТ № 15
1. Химическая промышленность России: значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Значение химической промышленности постоянно возрастает. Её прод

Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную характеристику двух районов добычи нефти, газа или угля (по выбору учителя).
Используя приведённый план, дайте характеристику заданных вам районов добычи нефти природного газа или угля: 1) географическое положение районов; 2) величина запасов, размеры добы

БИЛЕТ № 16
1. Чёрная металлургия России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Чёрная металлургия - одна из важнейших отраслей народного

Городское и сельское население России. Крупнейшие города и агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Население по месту проживания делится на городское и сельское. Город - это населённый пункт, отличающийся большой чис­ленностью населения (как правило, более 12 тыс. человек), и где больша

Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося).
Высотная поясность - это изменение природных комплексов в зависимости от высоты места. При подъёме в горы на каждый ки­лометр температура воздуха опускается примерно на 6°С, возраста­ет количество

Оценка по картам агроклиматических ресурсов своей местности.
Используя различные карты атласа «Климатическая карта Рос­сии», «Почвы России», «Агроклиматические ресурсы России» и другие, дайте оценку агроклиматических ресурсов своей местности по следующему пл

Многообразие стран современного мира, их основные типы.
На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства. Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров С

Комплексная географическая характеристика своей местности.
Составьте описание своей местности по плану: 1) Географическое положение. 2) Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. 3) Климатический пояс и краткая характе

Комплексная географическая характеристика США по картам атласа.
Соединённые Штаты Америки - крупнейшая экономически развитая страна мира. По площади территории США (примерно 9,5 млн. км2) занимает 4 место в мире, уступая России, Канаде и Китаю. США - федеративн

Определите тип климата по климатограмме.
Внимательно посмотрите на годовой ход температуры воздуха, количество осадков и их распределение по месяцам. Определите годовую амплитуду температур. Для экваториального климата характерны

Комплексная географическая характеристика одной из стран Европы по картам атласа (по выбору учащегося).
Комплексная географическая характеристика Финляндии. Финляндия - экономически развитая страна, одна из крупней­ших по площади (около 340 тыс. км2) стран зарубежной Европы. Столица - Хельси

Сравните по картам режим двух рек (по выбору учителя) и объясните причины различий.
Режим реки напрямую зависит от типа питания реки, а тот в свою очередь от климата. Реки приэкваториальных регионов (Амазонка, Конго) полновод­ны в течение всего года, так как в экваториаль

БИЛЕТ № 23
1. Международные экономические связи России, её место в международном географическом разделении труда. Главными видами международных экономических связей России являются м

Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России.
Основные тенденции изменения природы под влиянием хозяйст­венной деятельности человека носят преимущественно негативный характер. Значительно усиливаются экологические проблемы, свя­занные с истоще

Составьте характеристику климата страны (региона России) по климатической карте (по выбору учителя).
Внимательно рассмотрите карту климатических поясов, клима­тические карты, укажите причины формирования климата на дан­ной территории и основные его характеристики: средние темпера­туры января и июл

Составьте сравнительную характеристику экономико-географического положения двух районов (по выбору учителя).
Используя настенные карты и карты атласа, дайте сравнитель­ную характеристику экономико-географического положения двух регионов России по следующему плану: 1) Размеры территории.

I этап. Ознакомление и проработка теоретического материала.

1.1 Введение: география как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

Нельзя заниматься политикой и эконо­микой, не зная географии.

Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Роль географии в системе наук уникальна, так как только она дает представление и о природе нашей планеты, и о чело­веческом обществе, формирует образ конкретной территории. Геогра­фические знания и умения - один из необходимых элементов культуры.

♦ Как развивалась география как наука?

Определенными географическими знаниями обладали уже древние народы. Первые дошедшие до нас письменные сведения об этом отно­сятся к IV-III тыс. до н. э. Это в основном карты территорий.

Особое место в истории географии принадлежит эпохе Великих географических открытий. Главными стимулами для путешественников в то время были поиск новых торговых путей и военные завоевания.

В XVII-XIX вв. география наиболее интенсивно развивалась в за­рубежной Европе и России. Наряду с открытием и описанием новых земель географы занимались поиском закономерностей в размещении географических объектов. О широте и глубине географических иссле­дований того времени можно судить на примере работ Карла Риттера и Петра Семенова-Тян-Шанского.

Географическая мозаика: К. Риттер и П. П. Семенов-Тян-Шанский

К. Риттер (1779-1859) - немецкий географ, почетный член Петербургской ака­демии наук. Развил сравнительный метод в географии, применив его к изучению форм рельефа. В объяснении общественных явлений примыкал к школе так

называе­мого географического детерминизма, доказывающего решающее влияние природы на судьбы народов. Основной труд - «Землеведение». При жизни ученого вышло 19 томов, посвященных Азии и Африке. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - русский путешественник, географ, ботаник, энтомолог, статистик, общественный и государственный деятель. В 1856-1857 гг. совершил путешествие на Тянь-Шань, установил невулканическое происхож­дение гор, открыл обширную ледниковую область, исследовал оз. Иссык-Куль, соста­вил первую схему расположения хребтов Тянь-Шаня. За эти исследования в 1906 г. получил к фамилии приставку Тян-Шанский. Составил «Географическо-статистический словарь Российской империи». Был инициатором первой всеобщей переписи населения России. Предложил схему районирования России. Вместе с историком В. И. Ламанским руководил многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Был членом многих русских и иностранных научных об­ществ. Опубликовал трехтомную «Историю полувековой деятельности Русского гео­графического общества».

Основные цели современной географии - географическое обосно­вание рациональной территориальной организации общества и приро­допользования, создание стратегии экологически безопасного развития цивилизации. Важнейшие сферы интересов географии - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континен­тальном, океаническом и глобальном уровнях.

♦ Какие элементы образуют систему научных знаний в географии?

Как и в любой другой науке, в географии сложилась своя система научных знаний. Известный отечественный географ Владимир Максаковский сформулировал их характеристики.

Учение - совокупность теоретических положений (теорий, кон­цепций и др.). Пример - учение о биосфере, ноосфере, природопользовании, происхождении культурных растений, почвах, географиче­ской оболочке, географической зональности, ПТК и др.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания. Пример - теории тектоники литосферных плит, экономического райо­нирования.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Примером могут служить законы происхождения и географического размещения почв мира, разработанные известным русским ученым-почвоведом Василием Докучаевым.

Закономерность - соответствие с законом, последовательное про­явление закона.

Концепция - совокупность наиболее существенных элементов те­ории, точка зрения, основная идея для понимания сущности опреде­ленных процессов и явлений. В экономической географии известны концепция опорного каркаса территории, выдвинутая в середине XX в. Николаем Баранским, концепция больших циклов Николая Кондратье­ва и др.

Гипотеза - предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтвержденное экспериментом. Примеры: гипотезы образования Солнечной системы, дрейфа материков, стабилизации численности населения Земли и др.

Понятие - мысль, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие и фиксирующее его в кратком изложении. Понятия и термины - это язык науки. Владение географической терминологией - первый шаг к овладению географической культурой.

♦ Какие источники содержат географическую информацию?

В современной географической науке, как и во всех сферах чело­веческой деятельности, поток информации постоянно возрастает. Су­ществуют различные источники получения географической информа­ции: статистические, картографические, исторические документы, на­учная литература, энциклопедии, периодические издания, Интернет и т. д.

Современный мир развивается очень быстро, ситуация меняется буквально на глазах. Для получения свежей информации можно широ­ко использовать источники в Интернете. Например, общие тенденции социально-экономического развития мира, отдельных его регионов и стран можно рассматривать на основе данных ООН (http://www.un.org/ russian). Оперативная информация о населении и хозяйстве России содержится на сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru). Для получения наиболее полной и объективной ин­формации нужно использовать несколько разных источников.

♦ Какие существуют методы географических исследований?

Как и в любой другой науке, в географии существуют различные методы исследований. Некоторые из них являются типично географи­ческими, другие - общенаучными (рис. 2).

Особое место среди методов географических исследований зани­мает географическое прогнозирование, которое всегда было тради­ционным методом в географии. Без прогноза невозможно представить перспективы развития какой-либо страны или территории. Для того чтобы определить изменения конкретной территории, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека, ученые создают гипотезу будущего развития объекта. Например, создан географический прогноз развития ситуации в Аральском бассейне, где тесно переплетаются различные проблемы.