Социально-экономическая результативность трансформации. Социально-экономическая деятельность в контексте управления результативностью предприятия. Инновационные факторы социально-экономической трансформации

ПРОЦЕССЫ трансформации социально-экономических систем в условиях новой экономики

ГОУВПО «Тамбовский государственный университет им. »

dissovet @tsu .tmb .ru

Аннотация: В статье раскрываются наиболее дискуссионные вопросы относительно движущих сил, причин и следствий социально-экономических трансформаций, взаимовлияния факторов внутреннего и внешнего порядка, вызывающих трансформационные изменения.

Ключевые слова: социально-экономическая система, трансформация, траектории экономических трансформаций, теории экономических трансформаций.

Трансформация российской социально-экономической системы и ее адаптация к новым условиям экономики знаний - сложный и противоречивый процесс, успех или неуспех которого зависит, в частности, от нашего понимания реальных механизмов этой трансформации и способности общества воспринимать данные процессы.

В экономической литературе трансформация социально-экономических систем рассматривается по-разному. При этом авторы имеют различное представление о содержании этого процесса, нередко допускают противоположное толкование данного термина, что не только не проясняет сущностные характеристики процесса трансформации, но и порождает все больше вопросов, не получающих объяснений. Среди таких вопросов и непосредственные будничные, прагматичные, касающиеся жизни людей сегодня и завтра, и концептуальные, мировоззренческие, относящиеся к пониманию жизненных сил и закономерностей качественных и количественных изменений в экономике и обществе.

Поводом и основой для специальной разработки в литературе особой категории «экономическая трансформация» стали процессы радикальных преобразований социально-экономических систем ряда постсоциалистических стран. Как следствие термин «трансформация (transformation - преобразование) экономических систем» чаще всего обозначает «радикальные рыночные реформы» наряду с термином «переходная экономика» (transition – переход). Термин «transition» обычно употребляется теми, кто рассматривает реформы как переход от плановой экономики к некому заранее определенному желательному состоянию. Термин «transformation» употребляют, скорее, те, кто представляет реформы как открытый процесс изменений, для которых может быть определен лишь общий вектор, а результаты остаются неизвестными .

Согласно определению «трансформация... - преобразование структур, форм и способов экономической деятельности, изменение ее целевой направленности» . Исходя из этого, трансформация означает всевозможные качественные преобразования систем эволюционного и революционного характера. Трансформация социально-экономической системы, рассматриваемая в контексте ее эволюционного развития, - объективный процесс, суть которого заключается в необходимых конкретно-исторических преобразованиях (зависимых не только от экономического сознания, когда деятельность человека подчиняется оценке экономических критериев). Проявление субъективного состоит в реализации объективного процесса хозяйствующими субъектами на основании правил, норм, базирующихся на национальных традициях и на основе общественных и индивидуальных оценок этого процесса. Трансформация социально-экономической системы, рассматриваемая в контексте ее революционного развития, - это не только объективный, но и субъективно-волевой процесс, отличающийся особой значимостью выбора концепции и модели развития, осознанностью, необходимостью выбора и принятия решения . В сущности трансформации предстают революционными только для стран, в которых они происходят. В более широком смысле они более чем эволюционны, поскольку работают по замыслу не на разрушение, а на упрочение традиционной социально-экономической системы.

В целом совокупность теоретических подходов к трансформации социально экономических систем можно классифицировать следующим образом:

1. Телеологический подход, рассматривающий трансформацию социально-экономической системы как быстрый переход от одного состояния к другому, соответствующему некоему идеалу (проекту).

2. Абсолютизированный эволюционизм, широко распространенный в западной экономической мысли и реализованный западными государствами в течение нескольких столетий формирования рыночной экономики.

3. Генетический подход, представленный целым рядом научных концепций: идеей постепенной, поэтапной социальной инженерии К. Поппера; базирующимся на необходимости учета объективных тенденций развития подходом Н. Кондратьева к формированию целей и разработке плановых заданий; концепцией «перспективных траекторий развития» и др.

4. «Переход через заимствование» существующих в наиболее развитых странах Запада институтов при осуществлении догоняющей модернизации .

Однако до сих пор остается открытым вопрос о направлениях (траекториях) возможных трансформационных изменений. Путей трансформации великое множество, причем конечные пункты каждой из траекторий также неоднозначны, а многовариантны. Достигаемые экономическими трансформациями цели проясняются и конкретизируются только в ходе практики трансформаций. До сих пор нет научных проработок, касающихся содержания и траекторий возможных трансформаций экономических систем, сложившихся в высокоразвитых странах. Следовательно, анализ траекторий трансформации должен вмещать в себя и постоянное уточнение содержания трансформаций и их целей. Показательным в этом плане является мнение С. Хантингтона о том, что «Запад – странное, хрупкое, ни на что не похожее образование, которому ни в коем случае нельзя придавать статус общечеловеческого… Западный путь развития никогда не был и не будет общим путем для 95% населения Земли… Запад уникален, а вовсе не универсален» . Схожее мнение высказывает и М. Олсон, говоря о том, что переход от плана к рынку в ряде постсоциалистических стран обнажил провал в западной экономической мысли – «ею до сих пор не дан ответ на главный вопрос: что представляет собой процветающая рыночная экономика как система?» .

Обобщая опыт современных теоретических исследований в области трансформации социально-экономических систем, мы приходим к выводу о том, что наименее исследованными на сегодня остаются вопросы относительно движущих сил, причин и следствий, реальных (и скрытых) целей трансформационных преобразований социально-экономических систем различного уровня; возможностей и условий выбора той или иной траектории трансформации; критериев эффективности трансформационных преобразований; взаимовлияния факторов внутреннего и внешнего порядка, вызывающих трансформационные изменения социально-экономических систем.

Если воспринимать трансформацию системы как прогрессирующее преобразование ее структуры, причиной которого служит изменение ее структурных элементов, выходящее за пределы возможностей самоорганизации системы на прежнем уровне, то чрезвычайно важно знать, что выступает в качестве движущей силы (фактора-трансформера) данных изменений, когда он зарождается и каково ключевое направление его действия. Лишь в этом случае последствия от происходящих в результате его влияния изменений могут быть управляемыми, а значит и наиболее конструктивными.

Влияние фактора-трансформера может быть как незначительным, так и достаточно серьезным. В любом случае он изначально вызывает определенные изменения в системе, и если они сглаживаются, то система сохраняет прежнюю структуру. Если же данные изменения достаточно сильны, то они ведут к преобразованию системы, т. е ее трансформации.

Как правило, в результате этих процессов наблюдается реорганизация всей социально-экономической системы, ее качественное изменение, приобретение ею новых свойств. Такой процесс может быть достаточно быстрым, и новая система приобретает значительные преимущества перед предыдущей, однако трансформация может и затянуться, да и вновь образовавшаяся система может оказаться менее эффективной, чем ее предшественница.

Анализ трансформации социально-экономической системы как особого объекта исследования должен включать изучение соответствующих законов для: а) социально-экономической системы вообще, т. е. изучение общих закономерностей (вне специфики реальных свойств экономических систем); б) конкретной социально-экономической системы, т. е. исследование специфики ее движения, сущности конкретного реального процесса трансформации. Поскольку трансформация охватывает все части, подсистемы экономики, то она проявляется на всех уровнях системы, будет касаться всех ее структур. Поэтому любая модель трансформации системы должна выстраивать иерархию ее подсистем и определять главное звено в выбранной структуре.

Кроме того, полный анализ трансформации экономической системы как процесса и как тенденции предполагает исследование его внутренней и внешней организации. Процесс социально-экономической трансформации, кроме своих внутренних закономерностей и условий, имеет глобальный контекст, в рамках которого он происходит. В качестве основных параметров глобального контекста процесса трансформации следует выделить резкое усиление скорости и интенсивности глобального научно-технического развития и, второе, геополитические условия, окружающие систему и воздействующие на происходящие в ней процессы. При этом цели, задачи и механизмы трансформации, с одной стороны, и геополитический контекст трансформации воздействуют друг на друга на основе прямых и обратных причинно-следственных связей. Исходя из сказанного, анализ структуры и взаимовлияний внутренних процессов трансформации является, в том числе, предпосылкой для управления ими с точки зрения оптимальных результатов в контексте глобальной экономической и политической среды.

Ускорение интенсивности глобального научно-технического развития можно связывать с тем, что основные мировые экономики приступили к очередной смене технологического способа производства и в рамках этих экономик идет формирование технологических условий XXI века с упором на высокую степень наукоемкости производства , глобальную информатизацию экономических и гуманитарных процессов. Характерной особенностью этого процесса является высокая скорость изменений в знаниях и технологиях. Условно можно говорить, что увеличилась производная процесса изменений (инноваций). Сформированный во второй половине XX века инновационный потенциал основных экономик во многом определяет их роль в мировом и региональном развитии . К основным направлениям глобального инновационного процесса отнесятся базисные инновации в промышленности, аграрной и информационной сферах, инновации в сфере услуг, менеджмента и маркетинга. Все это в совокупности формирует принципиально другие подходы к управлению глобальными и национальными воспроизводственными процессами. В государствах с развитыми экономиками формируются и выполняются программы развития , целенаправленно воздействующие на основные направления инноваций в различных областях.

В трансформации социально-экономических систем следует различать две составляющие этого движения: общую тенденцию развития экономики стран, выражающуюся в общих экономических характеристиках развития общественного производства и потребления, и специфическую, выражающую особенности этого процесса для каждой конкретной системы. Она определяется свойствами социально-экономической компоненты, которая задает основные ценностные императивы экономической системы. В них могут по-разному сочетаться материальные и нематериальные ценности. Отсюда и развитие социально-экономической системы страны будет направлено либо на духовное развитие личности, населения, либо в разной степени на обеспечение безгранично возвышающихся материальных и виртуальных потребностей. В соответствии с этим будет формироваться структура производства. Направление развития социально-экономической системы характеризуется теми ограничениями и целями, которые определяет специфический социально-экономический фактор систем. О направлении движения можно судить по структуре ценностей, избираемых обществом, их приоритетности, по структуре производства и потребления населения.

Система может трансформироваться в сторону гармоничного духовного и материального развития общества или противоположную, когда экономические цели станут основными и единственными. Действие социально-экономической компоненты может усиливать либо ослаблять действие факторов экономического развития, что позволит социально-экономической системе полностью или частично реализовать потенциал экономического и социального развития общества. При условии однонаправленности факторов развития экономики, когда социально-экономический фактор нацеливает на достижение экономических результатов, общественное производство будет разворачиваться максимально возможными темпами, но при этом начнут усугубляться социальные проблемы. Это отразится в системе целей развития социально-экономической системы и мотивации поведения экономических субъектов. Поэтому процесс трансформации каждой реальной социально-экономической системы можно рассматривать как некую функцию от времени и приоритетных соотношений в группе ценностей и потребностей.

Литература

1. Альтернативы модернизации российской экономики / Под ред. А. Бузгалина, А. Колганова, П. Шульце. - М., 1997.

2. , Стародубцева экономический словарь. - М., 1997.

3. Ананьин экономико-теоретического знания. – М: Наука, 2005; , Яковец: теория, история, диалог, будущее. Т.1. – М: Институт экономических стратегий, 2006.

4. Макашева наука в эпоху трансформации (Историко-методологический аспект) // Общественные науки и современность. 2000. №5.

6. Олсон М. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. – М., 1994.

Исходя из поставленных целей, предприятие осуществляет производственную, маркетинговую, инвестиционную и прочие виды деятельности. Каждый из этих видов деятельности приносит определенные результаты (положительные и отрицательные, конечные и промежуточные, материальные и нематериальные). Понятие «результат» предполагает наличие определенного итога, завершающего собой что-либо (в данном случае речь идет о деятельности предприятия).

Весьма часто в качестве основного результата деятельности вне зависимости от ее конкретного наполнения и отраслевой принадлежности предприятия рассматривают финансовый результат (прибыль или убыток). Действительно, именно получение прибыли обычно провозглашается главной целью любого предприятия. На наш взгляд, данный тезис, безусловно, справедлив, но не всеобъемлющ. Не всегда прибыль является тем индикатором, который может служить в качестве оценки успешности осуществляемой деятельности. В частности, при оценке результативности работы предприятия не стоит пренебрегать ни достигнутым уровнем лояльности потребителей и персонала, ни степенью финансовой устойчивости, ни прочими результатами.

В связи с этим все результаты деятельности можно рассматривать либо как приносящие материальную выгоду (экономические результаты, в т.ч. финансовые результаты), либо как обеспечивающие предприятию нематериальные преимущества (социальные результаты). Примерами первого вида результатов могут служить размер полученной прибыли, рост стоимости эмитированных предприятием акций, улучшение финансовых показателей и т.д. Именно эти результаты способствуют повышению благосостояния собственников предприятия. Вместе с тем, обладание собственностью дает ее владельцам не только права, но и накладывает определенные обязательства. В связи с этим уместно вести речь о втором виде результатов, которые способствуют повышению благосостояния персонала предприятия (например, улучшение условий труда), потребителей (повышение качества и улучшение ассортимента продукции) и общества в целом (увеличение количества рабочих мест и решение социальных проблем). Социальные результаты следует учитывать еще и потому, что условия окружающей среды вынуждают предприятие приспосабливаться к требованиям общества, тем самым учитывая не только интересы собственников, но и весьма разнообразные общественные интересы.

Если экономические результаты предполагают получение прямой экономической выгоды (т.е. поступление денежных средств или их эквивалентов на предприятие), то социальные результаты, как правило, формируют возможности получения экономической выгоды в будущем (например, повышение лояльности потребителей создает условия для роста объема реализации и, следовательно, получения прибыли). Из этого следует, что социальные результаты можно рассматривать как непрямую экономическую выгоду.

Все виды деятельности предприятия направлены на получение как экономических, так и социальных результатов. Исходя из этого, деятельность предприятия в контексте управления результативностью целесообразно рассматривать как социально-экономическую.

Таким образом, в современных условиях происходит трансформация экономической деятельности в социально-экономическую. И если экономическая деятельность предприятия трактуется как осуществление системы скоординированных текущих и перспективных мероприятий, направленных на достижение определенных конечных результатов в интересах предприятия, то социально-экономическую деятельность целесообразно рассматривать в контексте принятия решений с учетом интересов предприятия, потребителей и общества в целом (рис. 1). Такая трансформация, как показано выше, обусловлена усилением человеческого фактора во внешней и внутренней среде предприятия.

  • 5. Государственное регулирование экономики и модели (типы) рыночной экономики.
  • 6. Социальная рыночная экономика как высшая форма государственного регулирования экономики.
  • 7. Особенности государственного регулирования в различных странах с социально ориентированной рыночной экономикой.
  • 8. Сущность государственного вмешательства в экономику и его роль на различных этапах становления и развития рыночных отношений.
  • 9. Взгляды современных представителей экономической науки на роль, которую должно играть государство в экономической жизни общества.
  • 10. Сущность и содержание экономических функций государства.
  • 11. Экономический рост и цели экономической политики государства.
  • 12. Антициклическая политика государства.
  • 13. Трансформация экономической системы и роль государственного регулирования.
  • 14. Особенности формирования и реализации экономической политики правительства в России в современных условиях.
  • 15. Формы и методы государственного регулирования экономики.
  • 16. Особенности форм и методов государственного регулирования в различных странах.
  • 17. Планирование как метод государственного регулирования экономики, его сущность и содержание.
  • Стратегическое и индикативное санирование
  • 18. Прогнозирование как метод государственного регулирования
  • 19. Программирование в системе государственного регулирования экономики.
  • 20. Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования
  • 21. Принципы формирования и развития контрактной системы в сфере государственного регулирования.
  • 22. Организационно-экономический механизм развития контрактной системы в сфере государственного регулирования экономики.
  • 23. Бюджетное планирование и кредитно-денежная политика государства
  • 24. Бюджетное планирование - важнейший метод государственного регулирования экономики.
  • 25. Кредитно-денежная политика государства.
  • 26. Взаимосвязь кредитно-денежной, бюджетной и налоговой политики.
  • 27. Антиинфляционная политика государства.
  • 28. Налогообложение как метод государственного регулирования и налоговая политика государства
  • 29. Налоговая политика государства
  • 30. Выбор различных налоговых инструментов в зависимости от экономической политики государства и циклического развития производства.
  • 31. Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика государства
  • 32. Антимонопольное законодательство в системе регулирования экономики.
  • 33. Зарубежная практика антимонопольного регулирования.
  • 34. Российский опыт антимонопольного законодательства
  • 36. Стратегия государственной антимонопольной политики по развитию конкуренции.
  • 37. Особенности государственного регулирования естественных монополий.
  • 38. Государственное регулирование социальной сферы национальной экономики.
  • 39. Государственное регулирование внешнеэкономических связей.
  • 40. Роль государства в регулировании внешнеэкономических связей.
  • 41. Промышленная политика государства и государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 42. Государственная поддержка малого бизнеса.
  • 43. Инструменты денежно-кредитной политики государства
  • 44. Задачи переходного периода и роль государства в становлении и развитии рыночных отношений.
  • 45. Государственная программа становления и развития цивилизованных рыночных отношений.
  • 49. Государственное регулирование движения капиталов и иностранных инвестиций.
  • 46. Государственное регулирование экономического роста
  • 47. Государственное регулирование инфраструктуры рынка.
  • 48. Государственное регулирование в экономически развитых странах.
  • 50. Дерегулирование экономики: основные методы и эффективность реализации.
  • 13. Трансформация экономической системы и роль государственного регулирования.

    ) В современных условиях экономическая система России претерпевает существенные изменения, связанные с началом нового этапа развития. Эти изменения определяются новыми качественными условиями хозяйствования. Это связано с развитием новых отраслей производства, с увеличением дифференциации и интеграции отдельных производств, с углублением международного разделения труда, необходимостью перехода к постиндустриальному и информационному обще­ству, усиливающейся зависимостью российской экономики от мирового хозяйства, развитием экономической глобализации. Эти факторы привели к нарастающему усложнению структурных составляющих экономики, включая не просто увеличение количества ее элементов, но изменение качественных параметров последних, а также ус­ложнение условий, систем и меха­низмов их функционирования и развития на различных уровнях экономической системы.

    Настоятельная потребность в системных исследованиях процесса трансформации экономической системы связана с тем, что в условиях рыночной экономики в системе хозяйственных отношений особое значение приобретают институциональные изменения, которые связаны с формированием новой институциональной структуры и среды функционирования экономической системы. Институты, воздействуя на экономическую систему, предопределяют стратегические направления ее трансформации, задают возможные варианты реализации и согласования экономических интересов, а, следовательно, определяют формальные и неформальные институциональные границы для субъектов экономической системы. При этом все субъекты рыночной экономики заинтересованы в общем институциональном порядке и поэтому, институциональные изменения тесно связаны с механизмами и способами осуществления государственной власти в обществе, так как именно через нее реализуются интересы в формальных институтах. Это приводит к качественному изменению роли государства в национальной экономике. Особую степень воздействия приобретают региональные органы, влияющие на развитие, как отдельных районов, так и экономической системы страны в целом.

    В современных условиях появились новые предпосылки для дальнейшей разработки проблем теории и практики трансформации экономических систем.

    Трансформация экономической системы – это результат развития её элементов, субъектов, форм их взаимодействия, институтов и уровней хозяйствования.

    Усиление трансформационных тенденций в экономической системе России произошло благодаря однонаправленному действию экзогенных и эндогенных факторов.

    Основные тенденции трансформации экономической системы- институциональные изменения структуры экономической системы, интеграционные процессы, протекающие в экономике России и изменение институциональной роли государства в современной отечественной экономике.

    В настоящее время одной из основных тенденций трансформации экономических систем являются институциональные изменения.

    Институциональная теория под институциональной структурой экономической системы понимает систему отношений, определяемую институциональным ядром, в рамках которых общество производит средства к своему существованию. Институциональное ядро - совокупность институтов, обеспечивающих всю полноту правил и ограничительных рамок, в которых протекает хозяйственная жизнь общества и в которых общество осуществляет свою жизнедеятельность.

    Уровни институциональной структуры экономической системы изменяются с разной скоростью. Новый закон может быть принят относительно быстро (в российских условиях иногда это происходит даже слишком быстро, когда он проходит через Государственную думу сразу в двух, а то и в трех чтениях). Неформальные же правила с трудом поддаются изменениям. Наибольшей инерцией обладают устоявшиеся традиции и ценности.

    Инструменты целенаправленного воздействия на разные уровни институциональной структуры экономической системы тоже различны. Закон, очередная поправка к закону могут быть приняты с использованием административного ресурса или пролоббированы достаточно узкой политической группой. Важная роль отводится средствам массовой коммуникации.

    Важнейшие тенденции трансформации экономической системы России- изменение роли государства, связанного с развитием экономической системы общества, с изменениями в структуре общественного воспроизводства, сдвигами в его отраслевой и региональной структуре, актуализацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Возникли качественно новые функции государства, связанные с постепенным становлением постиндустриального общества и связанной с ним новой хозяйственной структурой экономической системы. К ним можно отнести принятие на себя государством функций в области становления и обеспечения функционирования национальной экономики России, отвечающей реалиям постиндустриальной стадии развития экономической системы.

    Регулирующая роль государства в трансформации экономической системы должна заключаться в осуществлении институциональных изменений, проведении необходимых реформ, в содействии развитию отечественной экономики, в противодействии негативным последствиям глобализации, в развитии интеграционных связей.

    В период трансформации экономической системы особое значение приобретает институциональная функция государства. Это объясняется, с одной стороны, необходимостью формирования и укоренения новых институтов, создания примеров (эталонов) функционирования субъектов в новой среде, а с другой - потребностью в обеспечении преемственности развития, поддержании жизнедеятельности граждан и социально важных экономических субъектов.

    Институциональная функция государства в трансформации экономической системы сводится к созданию (заимствованию, переносу, и т.п.) и закреплению институтов. Компоненты институциональной функции государства: нормотворческая деятельность, включающая создание, легитимизацию и практическую реализацию законодательных и других нормативных актов, регулирующих жизнь страны, нормализация деятельности социальных и экономических агентов и их групп, в том числе воспрепятствование чрезмерному увеличению размеров или влияния одних агентов в ущерб правам других. Также проведение анти­монопольной политики, поддержание условий равноправной конку­ренции, борьба со всеми видами правовой дискриминации. Обес­печение стабильности или антикризисная деятельность государства.

    Институциональные преобразования создают условия для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т. д.

    Немало важной функцией государства в трансформации экономической системы России является содействие развитию экономики. Это определение национальных приоритетов и крупные государственные капиталовложения в приоритетные сектора, предоставление им суб­сидий и привилегий, обеспечивающих их ускоренное развитие.

    Направлениями реализации этой функции являются: проведение сильной антимонопольной политики и обеспечение независимости антимонопольных органов с широкими полномочиями, опираю­щихся на бизнес-сообщество, на информацию тех, кто страдает от монополистического поведения, законодательное регули­рование лоббистской деятельности, способное ввести в приемлемые легальные рамки давление различных групп интересов на все ветви власти, развитие полной системы рынков, регулирова­ние их функционирования, формирование и поддержание системы информации, обеспечение прозрачности работы бизнеса и всех публичных учреждений.

    Важнейшее направление - поддержка инноваций и венчурного инновационного бизнеса, ориентированных на создание новых рынков, новых продуктов и технологий, новых компаний. Также приоритет, гарантирующий долгосрочный результат, - вложения в науку и образование.

    Проведение политики содействия развитию экономики может принести успех только при условии надежного выполнения государством институциональных функций и обеспечения макроэкономической стабильности.

    В настоящее время все более актуальной становится функция государства, направленная на противодействие негативным последствиям глобализации.

    Регулирующая роль государства сегодняшней России в условиях глобализации должна состоять: в обеспечении целостности и безопасности национальной экономической системы, в обеспечении сбалансированности интересов различных экономических субъектов и уровней хозяйствования, в обеспечении эффективного выхода субъектов хозяйствования на мегаэкономический уровень, в глобальное экономическое пространство.

    Важной функцией государства в условиях трансформации экономической системы является государственное регулирование интеграционных связей, призванное обеспечить оптимизацию интеграционных процессов. Интеграционная функция государства направлена на формирование и реализацию будущего облика страны и предполагает осуществление активной промышленной и инвести­ционной политики, укрепление национального законодательства, обеспечивающе­го благоприятную среду для развития конкурентоспособности всех субъектов и уровней хозяйствования, высокую степень внешней экономической независимо­сти и безопасности, а также внутреннюю экономическую и социальную стабиль­ность.

    Интеграция, являясь на данном этапе важнейшей осно­вой структуризации экономики, должна выступать ключевым ориен­тиром при стратегическом обосновании путей развития общества, государ­ства и его региональных структур. Начавшееся в России становление интегрированных корпоративных структур является опорой промышленного капитала. Создание вертикально интегрированных комплексов разворачивается в электронной промышленности, авиастроении, строительной промышленности, в судостро­ении. Зримым результатом стали положительные сдвиги в производственной и коммерческой деятельности ряда таких хозяйственных комплексов.

    Комплексные меры по развитию интеграции народного хозяйства заключаются в создании благоприятной экономической инфраструктуры и среды экономической деятельности, формировании институциональной структуры, обеспечивающей основные нормы и правила экономической деятельности, создании благоприятной социальной среды, разработке и осуществлении определенной экономической политики, призванной определять приоритетные направления экономического развития, осуществлении государством собственной экономической деятельности в качестве активного субъекта экономических отношений.

    Активная роль государства в трансформации экономической системы России способствует повышению конкурентоспособности страны, созданию соответствующей этому правовой и институциональной среды, наращиванию инвестиционных ресурсов развития, включающих высокие технологии, качество продукции, рост общественного производства.

    В заключении можно сказать, что трансформация экономической системы России обеспечила динамичную трансформацию функций регионов, в том числе и регионов Центрального Федерального округа. Усиливается роль региональных центров в обеспечении

    интеграционных процессов регионов, в социально-экономическом развитии.


    Эффективность экономики есть система отношений по поводу достижения целесообразного результата, создаваемого процессом производства и реализуемого в потреблении, в связи с совершаемыми затратами. Определение эффективности может осуществляться на уровне национального хозяйства страны, на уровне иных региональных и отраслевых хозяйственных систем, на уровне фирм (предприятий), домохозяйств, предпринимательских проектов. Весьма распространенным вариантом выражения в рыночной среде эффективного состояния хозяйственной системы является уже упоминавшаяся “эффективность по Парето”.
    Известный теоретик экономики П.Самуэльсон (США) заметил: “Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и в будущем между различными людьми и группами людей”. Отсюда можно вывести четыре принципиальных положения. Во-первых, при принятии хозяйственных решений необходимо исходить из редкости (ограниченности) ресурсов. Во-вторых, центральное место в любой экономической политике принадлежит проблеме выбора ресурсов и целей. B- третьих, особое значение имеет эффективное распределение ресурсов между субъектами хозяйства. В-четвертых, чрезвычайно важно учитывать не только настоящие, но и будущие потребности людей.
    Проблема эффективности в литературе детально проработана во многих разрезах, касающихся, например, оценки хозяйствования в фирмах и их подразделениях, оценки инвестиционных проектов, нововведений и др. Однако она еще недостаточно разработана в разрезе соизмерения затрат и результатов в ходе крупных реформ в экономике. Такие реформы обычно связаны с преобразованием значительного массива институтов. И, к сожалению, большинство проектов, рекомендующих радикальные рыночные реформы в экономике, исходят из представления, что сами рыночные институты являются беззатратными. Между тем, это далеко не так. Взять, к примеру, так называемые трансакционные издержки на рынке США, возникающие при движении товара (затраты на банковские и финансовые услуги, страхование, оптовую и розничную торговлю). Изучая их, Д.Норт и Дж.Уоллес установили, что на трансакции приходится свыше 45% национального дохода. Более того, эта доля за последнее столетие выросла примерно на 20 процентных пунктов (с 25%). />В этих условиях обоснования тех или иных программ преобразований экономических систем не могут ограничиваться словесной аргументацией. От инициаторов трансформационных проектов и реформенных мероприятий нужно требовать расчеты, позволяющие сопоставлять графики ожидаемых эффектов во времени с графиками неизбежных затрат. Разумеется, это дело крайне сложное. Отсутствует достаточный опыт подобных расчетов. Ho и идти на ощупь в масштабных трансформациях недопустимо.
    Обоснования проектируемых трансформационных мероприятий требуют широкой разъяснительной работы в отношении их социального смысла. Весь мировой опыт экономических реформ свидетельствует, что успех всегда предопределялся тщательными подготовительными акциями, связанными с социальной адаптацией идей реформ в массиве общества. С учетом этого на дальнейших этапах рыночных преобразований в России было бы полезным реализовать ряд важных подходов.
    Прежде всего необходима осязаемая для населения связь проводимых мероприятий по трансформации экономической системы с улучшением благосостояния нации. Улучшения от реформ должны распространяться на всех людей (а не на избранных). По ходу преобразований необходимо обеспечить уменьшение, а не увеличение дифференциации по уровню доходов между группами населения. Требуется также достаточно явная связь выдвинутых целей реформ с мотивацией труда большинства общества. Нужно обеспечить, как минимум, понимание людьми этих целей, чтобы превратить максимальную часть общества в активную созидательную силу реформ.
    В обществе должно господствовать убеждение, что укрепление научно-творческих возможностей народа - это не вычет из экономических ресурсов, а обязательное условие их умножения. Повышение параметров научного, образовательного и культурного потенциала общества следует сделать одним из компонентов целевой функции, максимизируемой в ходе экономических реформ.
    Наконец, возрастающее внимание должно быть уделено факторам экологической результативности всех трансформаций в производстве и обществе. Понимание людьми необходимости понижения отдельных параметров материального потребления ряда устойчивости экологического равновесия - одно из обязательных условий успешности реформ.
    Преобразования институциональных форм любой страны не могут строиться в отрыве от общемировых процессов. Ныне усиливается влияние глобальных взаимосвязей на характер социальной и экономической жизни в каждом из конкретных регионов и государств. Это касается и параметров сохранения природы, и технико-технологических стандартов, и характера потребления. Глобальная взаимозависимость трансформационных процессов делает все более значимым контроль за социальными факторами любых преобразований.
    Вопросы и задания Дайте краткое определение экономической стратегии (применительно к хозяйственной системе страны), используя смысловой контекст четырех ключевых понятий: цели, средства, время, пространство. “Формирование рынка” (в России) - это цель или средство реализации экономической стратегии? Расположите основные этапы (модели) существования рыночного хозяйства в порядке их естественно-исторической эволюции: эпоха сбыта, постиндустриальная эпоха, эпоха свободной конкуренции, эпоха массового производства. Заполните пропуски в следующих определениях.
    “Эффективность экономики как категория есть система отношений по поводу достижения..., создаваемого процессом... и реализуемого в..., в связи с совершаемыми... ресурсов”.
    “Эффективность по Парето” соответствует ситуации, когда невозможно изменить распределение ресурсов так, что один из хозяйствующих субъектов... свое положение, а другой - не...”. (Варианты для вставки: улучшит, ухудшит, сохранит).
    “Базой устойчивого роста благосостояния народа является стратегия, сориентированная на...” . (Варианты для вставки: преодоление инфляции; подъем производительных сил страны; дальнейшую приватизацию объектов государственной собственности; развитие науки). Что более всего подходит для конкретизации понятия институты в рыночном хозяйстве: хозяйственные структуры, организации, правила игры, управленческие структуры, ограничительные рамки в системе экономических отношений? Чем является социальная ориентация трансформационных мероприятий в рыночной экономике? Вычетом из получаемого экономического результата или составляющей эффекта трансформационных мероприятий?
    © Кушлин В.И., 2002

    Российское общество 90-х гг. характеризуется высокой скоростью и глубиной изменений практически всех социальных сфер. Ценностный слом затронул внутреннюю природу общества, привел к глубокой перестройке базовых предпочтений, типов сознания.
    Изменения социальной, политической и экономической сфер жизни России последнего десятилетия ХХ в принято определять как трансформационные. Как отмечает Т. И. Заславская, трансформация - это сейчас наиболее употребительное понятие, отражающее такие важные характеристики процесса, как направленность на изменение социального качества общества, фундаментальную зависимость от поведения, установок и интересов не только элитных, но и массовых общественных групп, а также значительный уровень стихийности, ограниченную управляемость и слабую предсказуемость результатов.
    В ходе социальной трансформации могут изменяться как социальные институты и группы, так и отдельные индивиды. Социальные трансфор-мации последнего десятилетия носят комплексный характер - наблюдаются изменения в организации общества, его социальных институтов, образе мышления и поведении значительных групп населения.
    В общественном сознании происходит пересмотр существовавших ра-нее устойчивых социальных норм и представлений, исчезновение одних социальных практик и институционализация других. Меняется «экономический менталитет» взрослого населения. В новых социально- экономических условиях формируется новый, условно говоря, «рыночный менталитет» подрастающего поколения.
    Колоссальная трансформация возможностей и жизненных перспектив (потеря одних и появление других) затронула практически все слои общества. Кардинальные по сути и резкие по форме изменения оказались не просто значимыми, но и болезненными для большей части населения. Однако многое можно пережить, был бы «свет в конце туннеля». Важно понять, есть ли он в принципе и что служит гарантом благополучия и стабильности.
    Необходимой предпосылкой сохранения целостности общества в условиях общественных изменений является принятие людьми новых социальных ориентаций, использование их в повседневной практике. Наиболее фундаментальным и потому стратегическим объектом преобразований служат социокультурные характеристики общества: структура доминирующих ценностей, потребностей, целевых ориентаций, мотиваций, норм и способов повседневной деятельности. «В конечном счете, - отмечает Т. И. Заславская, - именно характер реактивно-адаптационного поведения миллионов рядовых россиян приводит к реальному изменению массовых социальных практик, составляющих главную цель реформ» .
    Для сохранения и функционирования общества ему в той или иной мере должны быть присущи элементы прошлого опыта. Функцию социальной памяти обычно выполняет культура, «которая представляет настоящее как результат прошлого. Но память означает забывание и выборочное запоминание, что, в свою очередь, предполагает конструирование тождеств для повторного зачатия повторяющихся событий» .
    Российскую историю трудно определить как преемственную, ее можно сравнить с ломаной, пунктирной линией. Наиболее резкий излом (разрыв сознания, ценностных ориентаций, массовых экономических практик), уничтоживший традиционные институты и жизненные уклады, произошел в начале XX в. Революция провела отчетливую грань, разделила историю на «до» и «после». «Ни один народ не выходит из революционной катастрофы таким, каким он вошел в нее. Зачеркивается целая историческая эпоха с ее опытом, традицией, культурой. Переворачивается новая страница жизни... Прибавьте к этому и третье, неслыханное и небывалое в истории осложнение: тоталитарное государство, которое решает создать новый тип человека, опираясь на чудовищную монополию воспитания и пропаганды и на подавление всех инородных влияний. Вековая привычка к повиновению, слабое развитие личного сознания, потребности в свободе и легкость жизни в коллективе, "в службе и в тягле" - вот что роднит советского человека со старой Москвой» .
    Трансформации последнего десятилетия, противоположные по содер-жанию предыдущим, но более мягкие по своей форме, могут способствовать восстановлению исторического континуума, непрерывности традиций
    как «искони условно принятых» обычаев, неписаных законов, норм, снятию противоречий между ценностями дореволюционной и советской России.
    Сложный социальный характер любого общества - это результат не только изменений, реформ, происходящих сегодня, но и следствие предшествующей многовековой истории народа. «Многие стороны экономической жизни, как и многие формы и типы хозяйств, остались от предыду-щих периодов. Все формы современного хозяйства развились последовательно из других, уже отживших или отживающих хозяйственных форм. Поэтому, лишь проследивши весь процесс хозяйственного развития общества, мы можем изучить и понять весь механизм современного экономического строя», - отмечал известный исследователь начала ХХ в. П. Маслов.
    Наш подход основан на относительно новом для отечественной социологии понятии экономической культуры. Традиционно в качестве основных элементов, составляющих культуру, выделяют нормы и ценности. Ценности, составляющие фундамент культуры, служат основанием для формирования социальных норм. В свою очередь, на основе принятых в обществе ценностей и норм складываются иерархии приоритетов и пре- стижей, пронизывающих как социально-экономическую, так и духовную сферу. Системы приоритетов, имея социокультурную основу, коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно.
    Исходной точкой всякой хозяйственной деятельности является естественная потребность человека в благах. «Человечеством руководит импульс удовлетворения первичных потребностей, порождающий в свою очередь стремление к удовлетворению вторичных потребностей. Но совершенно бессознательно человеком руководит мотив сохранения трудовой энер-гии» . Общность в человеческих мотивах хозяйственной деятельности не исключает присутствие определенных особенностей. Устойчивое значение для развития и успешности экономической деятельности имеют культура: национальный менталитет, доминирующие ценности социальной общно-сти. Как специфический способ человеческой деятельности, культура влияет, а возможно жестко определяет и ограничивает, стратегию и тактику социальных и экономических поступков человека. В соответствии с разнообразием культурных программ «.дух, управляющий хозяйственными субъектами, может быть глубоко различен и был уже издавна глубо-
    ко различимым. Требуемые для предпринимательства, хозяйственных действий душевные качества также отличаются.» . Эта мысль не нова. На детерминированность хозяйственного мышления и действий культурной общности или, говоря современным языком, программирование чело-веческой деятельности исходными культурными программами указывали многие социальные мыслители. Однако в условиях построения новой экономической политики напоминание этой идеи может оказаться своевременным.
    Усвоив ценности и нормы, люди выбирают те из них, которые в наибольшей степени позволяют им «вписаться» в систему социально- экономических отношений, сохранить стабильность, добиться своих целей, реализовать свои намерения и планы, при этом не вступая в конфронтацию с теми, от кого зависит их благополучие. «Через социальные ценности, нормы, потребности и т. д. культура выбраковывает отжившее, сохраняет и передает новым поколениям необходимое, формирует новое - новые потребности, новые ценности и нормы, новую мотивацию поведения. В ходе этих процессов осуществляются социальная адаптация и социализация, формируются определенные типы человеческих личностей.» .
    Экономическая культура человека является частью его общей культуры, его сознания и поведения, связанного с экономическими интересами, потребностями, ценностными ориентациями, предпочтениями, мотивами деятельности в экономической сфере. Она включает также экономические знания, определенный уровень правовой культуры. Конкретным проявлением экономического сознания является реальное экономическое поведе-ние как система мотивированных действий в ситуации выбора.
    Экономическая культура является долговременной, исторически сложившейся, передаваемой из поколения в поколение устойчивой системой социокультурных ценностей, представлений, установок, стандартов и об-разцов, неписаных законов поведения индивидов и групп в общественной и личной, бытовой практике, связанной с реализацией потребности получения средств к существованию. Экономическая культура тесно связана с устойчивыми стереотипами сознания, нравственностью, социальными нормами, проявляющимися в непосредственной деятельности по реализации данной потребности. Являясь частью культуры общества, экономическая культура служит механизмом воспроизводства исторически сложившихся и зарождающихся социально-экономических институтов и норм.
    Экономическую культуру личности, т. е. сознание и поведение, во многом определяет внешняя социальная и хозяйственная реальность. Установки, ценностные представления и предпочтения тесно связаны с ситуацией, реальностью, в которых они возникают. Проявления экономической культуры, с одной стороны, являются отражением социально-экономических условий, с другой - продуктом сознания и поведения, преломленного через интересы и потребности людей. Находясь внутри социально- экономического процесса, индивиды, как объекты, включены в социальные действия, идущие независимо от них. Вместе с тем, будучи социальными субъектами, они с большей или меньшей избирательностью, глубиной, желанием интегрируются в ту социальную реальность, которая есть, в которой они живут и действуют по принципу «здесь и сейчас».
    Экономическое сознание (элемент экономической культуры) авторы рассматривают как подсистему общественного сознания, как систему ду-ховных способов отношения людей к экономической жизни и самим себе, как баланс ценностных ориентаций и приемлемых ограничений, сопровождающих процесс экономической деятельности: норм, стандартов, эталонов, оценок способов деятельности, характера поведения, других рациональных и эмоциональных компонентов. На уровне своего непосредственного восприятия и эмпирического фиксирования экономическое сознание совпадает «с представлениями, идеями, ценностями, настроениями, разделяемыми одновременно более или менее широкими множествами людей, и имеет выраженный надындивидуальный характер» . Экономическое сознание неоднородно и внутренне противоречиво, ибо включает и элементы, порождаемые непосредственно данным обществом, и составляющие тра-диционного происхождения, а также привносимое из других современных общественных систем.
    Обращение к понятию экономической культуры (см. схему, с. 22) позволяет говорить о том, что экономическая культура является, во-первых, результатом функционирования социальных институтов, относящихся к экономической сфере, во-вторых, продуктом деятельности социальных групп - их «живым социально-экономическим сознанием» . Это означает, что возможно и необходимо изучение двух относительно самостоя-тельных аспектов экономической культуры: личностного и институционального.