Период возникновения доиндустриального общества. Основные социально-экономические характеристики доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной экономик. Типология обществ в современной науке

Cтраница 1


Обобществление производства, происходящее в форме государственно-монополистического капитализма, само по себе не создает социалистического уклада.  

Обобществление производства проявляется, с одной стороны, в его планомерной организации на капиталистических предприятиях, а с другой, в общественном разделении труда между обособленными предприятиями, что требует поддержания железных пропорций между ними. С переходом к господству финансового капитала эта тенденция реализуется в разнообразных формах части ом он онолисти чес кого и государственно-монополистического регулирования. Между тем все формы капиталистического регулирования в конечном счете опираются на рыночные отношения. Отсюда проистекает другая форма проявления основного противоречия капитализма - противоречие между планомерной организацией производства в рамках предприятий, принадлежащих отдельной монополии, и отсутствием планомерности в общественном масштабе.  

Обобществление производства на базе социалистической собственности выводит управление экономикой на народнохозяйственный уровень. В условиях планового ведения хозяйства объектом управления становится общественное производство как целостность, создаются экономический центр и соответствующие звенья, осуществляющие руководство единым народнохозяйственным комплексом и его составными частями.  

Обобществление производства не может не привести к переходу средств производства в собственность общества, к экспроприации экспроприаторов.  

Обобществление производства - развитие общественного характера производства, обусловленное совершенствованием орудий труда, ростом производительных сил и масштабов производства.  

Рост обобществления производства усиливает неразрывную связь инициативы предприятий и централизма в руководстве экономикой. Широкие права коллективов предприятий в управлении закреплены в Конституции СССР. Трудовой коллектив, являясь первичной ячейкой экономической системы, планирует производство и социальное развитие, подготовку и расстановку кадров, участвует в обсуждении вопросов управления предприятием, улучшении условий труда и быта, использовании средств, предназначенных для развития производства, а также отпущенных на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Принятые в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совершенствовании хозяйственного механизма меры направлены на лучшее сочетание народнохозяйственных интересов с интересами трудовых коллективов. Повышается роль натуральных показателей в планировании производства и оценке деятельности каждого предприятия. Вводится нормативный метод планирования чистой продукции (см. Нормативное планирование), позволяющий выявить вклад производственного коллектива в достижение конечных результатов производственной деятельности. Главными фондообразующими показателями становится степень выполнения планов поставок продукции, повышение производительности труда, доля продукции высшей категории качества, рост прибыли.  

Процессы обобществления производства получают особенно большой размах в условиях государственно-монополистического капитализма, когда сложилась сложная система общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства, интернационализации хозяйственной жизни, достигнут невиданный ранее уровень концентрации и централизации капитала. Одна ко усиление общественного характера производства происходит в рамках капиталистической собственности, присвоение средств производства и результатов труда продолжает носить капиталистический характер.  

Процесс обобществления производства значительно повышает роль научно-технической и коммерческой информации, стандартизации и унификации изделий и технологий в развитии экономики. Наиболее важные и развитые формы организационно-экономических отношений, связанных с этими компонентами, выходят за рамки отдельных монополий и в определенной мере охватывают всю организацию экономики капиталистических стран.  

Процессы обобществления производства на деле охватывают всю экономику страны, в том числе и сельское хозяйство, включая возникающие здесь кооперативы. Речь идет об их организационно -; кон ом и чееком ук реп лен пи.  

Соответственно обобществлению производства планомерность проходит две ступени зрелости.  

С ростом обобществления производства и особенно с развитием государственно-монополистического капитализма механизм действия экономических законов претерпевает серьезные изменения. Расширяются рамки и возможности сознательного регулирования хозяйственных процессов. Однако до тех пор, пока частная собственность сохраняет свое господствующее положение, развитой и всесторонней планомерности быть не может.  

Основными носителями обобществления производства остаются национальные хозяйства, которые вплетены в ткань всемирного хозяйства множеством нитей, хотя и остаются в целом достаточно автономными народнохозяйственными комплексами. Именно в рамках национальных хозяйств все еще протекают основные процессы общественного воспроизводства.  

Высокая степень обобществления производства показывает, что налицо имеются все материальные предпосылки для социалистического преобразования общества. Но гигантский прогресс обобществления производства служит узкокорыстным интересам горстки монополистов. Народные массы не получают для себя ощутимой выгоды от огромного развития производительных сил. Более того, их эксплуатация вырастает до крайних пределов.  

Однако при столь высоком обобществлении производства каждая фирма ведет свое производство обособленно, ориентируясь только на ценовые и другие рыночные сигналы. При этом неизбежно возникают диспропорции, нарушающие равновесие и стабильность.  

Большие масштабы приобретает обобществление производства в сельском хозяйстве. На современном этапе оно выражается главным образом в межхозяйственном кооперировании и агропромышленной интеграции.  

Отличительные черты экономических систем :
рыночной, командно-административной
и смешанной

Непременной принадлежностью экономических систем являются компоненты, части , то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна. Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем. Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблему и остается дискуссионной, этот признак является решающей при классификации экономических систем.

Второй атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее элементов . Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости частей " взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая терапия или градуализм при проведении реформ).

Третий важнейший признак сложной системы имеет внутреннюю структуру взаимосвязанных элементов ее целенаправленность , ее стремление достичь определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной целевой функции.

Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.
И, наконец, есть управленческий аспект системы , без которого система не может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие этого атрибута.
Характеристика сложных целостных систем может быть намного больше, но мы ограничивались данными атрибутами, которые в достаточной степени показывают возможные направления поисков в экономической теории.

Разделение труда ведет к углублению процесса обобществления производства. Обобществление производства состоит в том, что в обществе все люди, занятые трудом, участвуют в создании конечного продукта. Никто не может сказать, что это «мой продукт»,

что «я сделал его». Поэтому производство выступает как общественное производство, состоящее из многих предприятий и отраслей, взаимосвязанных между собой.

На ход развития производства оказывают воздействие две противоположные тенденции: концентрация и деконцентрация производства.

Концентрация производства - это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях и объединениях. Она удешевляет производство и позволяет наладить массовый выпуск продукции. На рост концентрации производства оказывает большое воздействие конкуренция.

Наряду с концентрацией производства имеет место обратный процесс - деконцентрация. Важным условием эффективности крупного предприятия является стабильность номенклатуры, производимой продукции. Вместе с тем, научно-технический прогресс требует интенсивного обновления номенклатуры. В этих условиях сравнительно небольшие предприятия оказываются зачастую более рентабельными. Они менее болезненно реагируют на ломку ассортимента продукции, технологически более гибки, лучше и быстрее приспосабливаются к новому спросу, чем крупные предприятия и объединения.

Укрупнение предприятий или фирм в пределах определенной отрасли хозяйства является выражением горизонтальной концентрации производства. Горизонтальная интеграция - это процесс сосредоточения в руках одной компании ряда производственных фирм, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии. Благодаря этому происходит расширение размера процесса производства и выпускаемой продукции.

Наряду с этим в современном производстве наблюдается процесс вертикальной интеграции. Это процесс сосредоточения в рамках одной фирмы взаимно дополняющих друг друга последовательных стадий производства: от добычи сырья до распределения готовой продукции, объединение предприятий, связанных общим участием в производстве и реализации единого конечного продукта.

Вместе с тем, сегодня в западных странах преобладает противоположная тенденция - вертикальная дезинтеграция, при которой подразделения крупных корпораций становятся самостоятельными единицами, получившими право вступать в рыночные отношения с другими организациями корпорациями.

В последнее время широкое развитие получил процесс диверсификации (разнообразие) производства. Диверсификация производства - это процесс расширения ассортимента продукции, производимой фирмой, одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства. Она позволяет фирме повышать эффективность производства, придает ей коммерческую устойчивость.

Мы видим, что современное производство представляет собой сложный и постоянно развивающийся организм. В условиях рыночного хозяйства общие масштабы производства имеют тенденцию к увеличению. Рост потребностей покупателей, стремление предпринимателей получить больше прибыли толкает производство к расширению своих границ, В связи с этим происходит экономический рост. Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование производства. Экономический рост выражается в увеличении масштабов производства, росте количества и улучшении качества производимой продукции.

Существуют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный тип предполагает простое количественное увеличение производства за счет дополнительного вовлечения в экономику факторов производства (рабочей силы, земли, капитала того же качества.

Интенсивный тип экономического роста означает повышение эффективности использования факторов производства за счет применения более совершенных техники и технологии, более квалифицированных кадров работников, совершенствования организации производства и управления.

На практике оба эти пути сочетаются в той или иной пропорции.

Результаты общественного производства многообразны. Это и увеличение объемов производства продукции, и расширение ассортимента товаров и услуг, степень, и качество удовлетворения потребностей отдельных людей и общества в целом.

Совокупным результатом общественного производства является создание валового продукта общества. Рост общественного продукта, в свою очередь, увеличивает общественное богатство страны.

Еще по теме Обобществление производства.:

  1. 88.Особое производство: понятие, сущность, отличие от искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Виды дел особого производства.
  2. Сущность организации основного производства.Техническая подготовка производства, ее цели и задачи.НИР и производство - технико-экономическое обоснование, организация проведения, использование результатов. Типовые документы по организации НИР.Конструкторская подготовка производства - задачи в орга-низации. Нормативы по конструкторской подготовке производства.Технологическая подготовка производства - содержание работ.Организация контроля производства - цели, способы, оценка результатов.Организацио
  3. Апелляционное производство; кассационное производство; производство в связи с исключительными обстоятельствами; производство по вновь открывшимся обстоятельствам
  4. Понятие и сущность исполнительного производства; участники исполнительного производства; общие правила исполнительного производства; порядок осуществления исполнительного производства; защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий
  5. Предмет, метод и задачи дисциплины «Организация производства».Закономерности и принципы организации производства.Классификация организационных форм производства и предприятия.
  6. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел в отношении отдельных субъектов производства
  7. 1. Открытие производства по делу о восстановлении утраченного судебного производства
  8. 6. Понятие производства. Формы организации производства: специализация и кооперация
  9. 64. Особое производство. Общая характеристика. Его отличие от искового. Виды особого производства в гражданском процессе.
  10. 5 Понятие производства, факторы производства. Экономическая эффективность.
  11. 4. Приостановление производства по делу: понятие, виды, основания, порядок возобновления производства.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Основные черты Капитализм XVIII-XIX вв. Капитализм второй половины XX в.
Масштабы обобществления про­изводства Обобществление про­изводства в рамках пред­приятия Обобществление и огосудар­ствление части хозяйства в национальном и интерна­циональном масштабах
Преобладающая форма собствен­ности Экономическая дея­тельность единолич­ных предпринимате­лей-капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной, част­ной и государственной соб­ственности
Регулирование экономики Саморегулирование ин­дивидуальных капита­лов на основе свобод­ного рынка при слабом вмешательстве государ­ства Активное государственное ре­гулирование национальной экономики для стимулиро­вания потребительского спроса и предложения, пре­дотвращения кризисов, без­работицы и т.д.
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни, старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Государственные отраслевые и общенациональные програм­мы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их боль­шее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспреде­ление ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональ­ных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в при­оритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика» и «Эсприт».

Наконец, задача распределения созданного валового нацио­нального продукта (ВНП) решается не только на основе тради­ционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие человеческого фактора (финанси­рование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды).

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ борьбы с бедностью в развитых странах в настоящее вре­мя направляется не менее 30-40% всех государственных бюджет­ных ассигнований. Одновременно крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить собственную конкурентоспособность.



Традиционная хозяйственная система. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система, которая базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование в данной экономической системе различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживающие социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Традиционной системе свойственна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказаний социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая коммунистическая). Эта система господствовала ранее в CCCР, странах Восточной Европы и в ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.



Характерными чертами административно-командной системы являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, не­посредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распреде­ление продукции, в результате чего исключаются свободные ры­ночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядитель­ных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономи­ческих связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок тех­ники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов в случае возникновения диспропорций в на­родном хозяйстве.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышлен­ным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако, поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредст­венных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными в качестве «общественных» целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствовавшим идеологическим установкам направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направ­ляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее негибкость и инертность в отношении внедрения достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах хотя и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, однако полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства. При определении стратегии развития регионов России также учитываются внутренние возможности территорий страны.