Неналоговые доходы местных бюджетов. Понятие неналоговых доходов бюджета. Какие факторы влияют на уровень доходов

Неналоговые доходы местных бюджетов. Понятие неналоговых доходов бюджета. Какие факторы влияют на уровень доходов

Помимо привычных нам налоговых платежей, государственная казна получает также немалую прибыль и с неналоговых. Давайте разберемся, что это такое и какова роль данного механизма в отечественном капитале.

Что такое бюджетный доход

Все мы понимаем, что для нормального функционирования наше государство должно получать денежные средства, которые аккумулируются и называются бюджетом. Некоторые суммы поступают от физических лиц, ну а некоторые от юридических - это и называется доходностью капитала.

Ошибочно полагать, что государственная казна пополняется только обязательствами лиц и прочими пошлинами. Поэтому в современной практике подобные поступления разделяют на налоговые и неналоговые доходы бюджета. Как они формируются?

Первоначально большая масса поступлений попадает в местные органы самоуправления, однако задерживается там только треть от этой суммы, остальные же средства перечисляются в пользу национальной казны.

На самом деле этот процесс достаточно сложен и требует комплексного подхода к его рассмотрению, но давайте попробуем в нем разобраться.

Какие факторы влияют на уровень доходов

Если посмотреть на этот механизм в общемировом разрезе, то можно увидеть все несколько иначе. Вы никогда не задумывались над тем, почему какие-то страны более развитей, и улицы у них облагорожены, и незащищенные слои населения живут в большем достатке, нежели в прочих?

Налоговые и неналоговые доходы бюджета, а также их уровень во многом зависят от степени взаимодействия между государственными рычагами и субъектами-плательщиками. Немаловажную роль также играют такие факторы, как производственное и техническое развитие внутри страны, политические двигатели, уровень отношений в социально-экономическом аспекте государства.

Поэтому вышеперечисленные составляющие значительно влияют не только на текущий объем казны, но и на степень национального богатства в целом.

Понятие неналоговых доходов бюджета

Итак, мы рассмотрели, от чего может зависеть благосостояние государства и возможности его увеличения. Однако наша основная задача заключается в определении и раскрытии понятия «неналоговые доходы бюджета», а также нам необходимо выяснить их структуру и роль.

Согласно действующему законодательству, к данной категории относится довольно-таки внушительная группа поступлений, поэтому ошибочно предполагать, что налогоплательщики содержат национальную казну.

К неналоговым доходам бюджета относятся различного рода и вида отчисления, которые обоснованно поступают на бюджетные счета. Поэтому довольно сложно дать этому понятию какое-то универсальное и лаконичное определение, и единственное, что можно подвести под общий знаменатель в данных платежах - так это то, что ни один из них не является налогом.

Для большего понимания сложившейся картины давайте рассмотрим их разновидности.

Виды неналоговых доходов бюджетов

Источники неналоговых государственных поступлений

Итак, мы разобрались, какова структура неналоговых доходов бюджета, давайте теперь постараемся выделить основные источники, из которых наше государство извлекает прибыль:

  • как уже говорилось выше, на первом месте у нас стоят любые поступления, представляющие собой арендную плату от использования муниципальной собственности, а именно - любой недвижимости;
  • проценты, которые начисляются на оставшиеся незадействованные бюджетные средства, размещенные на кредитных счетах коммерческих субъектов хозяйствования;
  • помимо этого, также немалую прибыль приносят проценты по займам, предоставленным другим государствам;
  • любые паи, дивиденды от участия в доле акционерного капитала различных организаций;
  • прочие поступления, которые не являются налогами.

Как мы видим, эта категория прибыли занимает немалую нишу в государственной казне. Однако по этому поводу есть некоторые противоречия: отдельные ученые считают, что «иные» поступления, то есть неналоговые доходы бюджета, не могут приносить такую огромную прибыль стране.

Доходы регионального значения

Давайте попробуем разделить поступления в государственную казну по категориям использования. Неналоговые доходы регионального бюджета - это финансовые потоки, которые поступают на счета областного значения безвозвратно и безвозмездно для дальнейшего использования в целевых нуждах.

Как правило, региональный доход пополняется такими источниками:

  • вышеупомянутые арендные платежи;
  • платные услуги местных исполнительных и прочих государственных органов;
  • любые компенсации, штрафы и пени, которые были назначены вследствие доказательства факта административного и уголовного правонарушения;
  • доходы от платежей юридических лиц за загрязнение окружающей атмосферы;
  • финансовые поступления за сверхлимитное использование лесного фонда государства.

Неналоговые доходы местных бюджетов

Что касается основных источников поступления, то местные доходы практически ничем не отличаются от региональных, за исключением двух последних пунктов - поступлений за загрязнение атмосферы и сверхлимитного использования лесного богатства страны, которые уплачиваются на счета областного масштаба.

Но, помимо этого, неналоговые доходы местных бюджетов также формируются за счет следующих финансовых потоков:

  • при поступлении субсидий и дотационных отчислений из бюджетов других уровней воздействия;
  • возвратные виды финансовой помощи, или, как их еще принято называть, субвенции, поступающие из региональной казны;
  • финансовые поступления, которые относятся к внебюджетным фондам ;
  • любые добровольные и безвозмездные финансовые инвестиции, которые поступают от физических и юридических лиц.

Свойства неналоговых поступлений

Несмотря на то что неналоговые доходы бюджета не имеют четко спланированного алгоритма и методологии исчисления поступлений, их сложно назвать принудительными.

В современной практике принято такие платежи относить к преимущественно добровольным, поскольку не всегда они носят принудительный характер и могут представлять собой безвозмездное перечисление финансовых потоков. Поэтому даже если платеж обязателен, то в отличие от налогового, он несет какую-либо пользу плательщику - будь то работы или услуги.

Помимо этого, к неналоговым доходам бюджета относятся такие свойства, как регулярность и стабильность, за исключением тех категорий, которые определяются по решению факта нарушения уголовных и административно-правовых норм и представляют собой штрафы и различные взыскания.

И наконец, поступления неналогового характера мобильны - они могут пополнять казну как одного региона в этом отчетном периоде, так и другого уже в следующем.

Как повысить эффективность неналоговых платежей

Для того чтобы неналоговые доходы бюджета приносили максимальную пользу государственной казне, необходимо провести меры по повышению и поддержанию их эффективности, чего явно не наблюдается в нашем государстве.

Вот, к примеру, сейчас активно внедряется программа по приватизации и ликвидации государственных предприятий, а это значит, что внушительное количество сооружений распродается частным лицам, хотя в ином случае они могли бы сдаваться в аренду и приносить систематическую прибыль.

Помимо этого, необходимо произвести инвентаризационные меры государственного имущества для четкого понимания того, какие из активов не задействованы и простаивают, не принося никакого дохода.

Еще одна немаловажная мера по повышению эффективности - это урегулирование взаимоотношений внутри межведомственных организаций с целью исключения укрытия некоторых лиц от уплаты обязательных взносов.

Под неналоговыми бюджетными доходами подразумеваются различные платежи, пополняющие бюджет. Поскольку поступления носят очень разноплановый характер, достаточно сложно дать им общее определение. Единственным обстоятельством, которое объединяет все платежи, выступает тот факт, что их нельзя причислить к налогам.

Структура неналоговых бюджетных поступлений

Неналоговые поступления бывают следующих видов:

  • любые платежи от реализации или передачи в аренду принадлежащего государству имущества;
  • , полученные за оказание платных услуг органами власти и бюджетными учреждениями;
  • денежные средства, оплаченные как штраф или пеня в результате привлечения лица к административной, уголовной или гражданской ответственности;
  • безвозмездная помощь, предоставленная, организациями, гражданами или другими государственными органами.

Источники неналоговых доходов

Как показывает практика, основным источником неналоговых поступлений выступает арендная плата, полученная в результате использования имущества, которое находится на балансе определенной территориальной единицы. Причем в качестве имущества рассматриваются не только объекты недвижимости, но и проценты, начисленные на неиспользованные бюджетные средства, дивиденды от деятельности различных организаций, в которых государству принадлежит определенный и т. д.

Особенности неналоговых доходов

Главной особенностью неналоговых поступлений считается их добровольный характер. Ведь даже если платеж необходимо внести, то взамен лицо получает определенную пользу – необходимую ему услугу или работу. Единственным исключением выступают средства, которые уплачиваются в качестве штрафных санкций. Их лицо вносит на основании решения компетентного органа, как правило, суда.

Также неналоговые доходы обладают такими свойствами, как стабильность и регулярность. Именно поэтому размер и структура бюджетных поступлений всегда тщательно планируются. Еще одной характерной особенностью платежей неналогового характера является их мобильность. Благодаря такому качеству они даже на протяжении одного отчетного периода могут пополнять казну сначала одного, а потом совершенно другого региона.

Платежи регионального и местного значения

В зависимости от порядка использования поступления подразделяются на доходы регионального и местного значения. Первые пополняют областную казну и формируются за счет следующих источников:

  • арендная плата;
  • взыскания в виде штрафов, назначенных в пределах административного или уголовного производства;
  • плата, взимаемая за определенные услуги, оказанные местными органами власти;
  • поступления от предприятий, полученные за загрязнение атмосферы в результате их деятельности;
  • плата за использования лесов сверх установленного лимита.

За счет платежей неналогового характера наполняется приблизительно десятая часть региональной казны.

Источники пополнения местных бюджетов мало чем отличаются от тех, что указаны выше. Исключение составляют платежи за загрязнения воздуха и сверхлимитного использования леса. Они имеют целевой характер и направляются только в казну областного значения. Некоторые платежи предназначены для формирования местного бюджета:

  • субвенции, представляющие собой финансовую помощь, которая выделяется на возвратной основе;
  • разнообразные поступления во внебюджетные фонды;
  • любые инвестиции, поступающие от предприятий и физических лиц.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.Доходы бюджетов::: налоговые и неналоговые и безвозмездные перечисления. Налоговые поступления явл базой. В зависимости от источника их можно подразделять на:1.доходы от местных налогов. 2.от региональных налогов и сборов. 3.от фед налогов и сборов

Местные налоги , к которым относятся земельный налог и налог на имущество физ.лиц, зачисляются в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов по нормативу 100 % в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ. В бюджеты муниципальных районов и городских округов подлежат зачислению следующие фед.налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами и сборы:1.Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и гос.пошлина:а)по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции; б)за совершение нотариальных действий нотариусами. В бюджет муниципального района также поступают доходы от налога на доходы физ.лиц, единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях.

Статья 58. Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов (Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

1. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

2. В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта Российской Федерации нормативами отчислений, установленными законом субъекта Российской Федерации, могут зачисляться доходы от определенных видов региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

Установление указанных нормативов законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год или иным законом субъекта Российской Федерации на ограниченный срок не допускается.

3. В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов.

Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

4. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в бюджеты городских округов по налоговым ставкам и (или) нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления дохода от соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты поселений и установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления дохода от соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты муниципальных районов, за исключением случая, установленного частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.Доходы бюджетов классифицируются по 2 критериям:1.по видам МО.2.по юр.критерию: на налоговые и неналоговые и безвозмездные перечисления. Налоговые поступления явл базой. В зависимости от источника их можно подразделять на:1.доходы от местных налогов. 2.от региональных налогов и сборов. 3.от фед налогов и сборов

Местные налоги, к которым относятся земельный налог и налог на имущество физ.лиц, зачисляются в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов по нормативу 100 % в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ. В местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимам, по нормативам, установленным законодательством субъектов, в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с федеральным законодательством в бюджеты муниципальных образований подлежат зачислению доли федеральных налогов и сборов. В бюджеты муниципальных районов и городских округов подлежат зачислению следующие фед.налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами и сборы:1.Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и гос.пошлина:а)по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ); б)за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в гос.нотариальных конторах, уполномоченными на то в соответствии с законодательными актами РФ и субъектов РФ, должностными лицами органов исполнительной власти, органов мсу. В бюджет муниципального района также поступают доходы от налога на доходы физ.лиц, взимаемого на межселенных территориях, единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях.

Источниками формирования доходов явл неналоговые доходы. Им свойственен переменчивый состав, а так же отсутствие единого подхода к классификации. Регулирование осуществляется ст 41, 42, 46, 62 Бюджетного Кодекса РФ. В соответствии с названными нормами м.б. следующие доходы: 1.доходы от использования имущества находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений.2.доходы от платных услуг оказываемых платными учреждениями. 3.средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой, адм и угол ответственности.4.средства самообложения граждан. 5.иные неналоговые доходы.

Средства самообложения граждан-это разовые платежи осуществляемые местными жителями для решения конкретных вопросов местного значения. Этот размер платежей должен быть установлен в конкретных суммах и сумма, подлежащая внесению должна быть равной для всех жителей МО за некоторым исключением.Помимо названных неналоговых дох м.б. доходы от сборов, за:выдачу справок, выдачу дубликатов свидетельств,выдачу копий НП документов,выдачу адресных листков, плата за негативное воздействие на окр.среду, сбор за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. В завис от права собственности на водные объекты в бюджеты МО зачисляется плата за пользование водными объектами в полном объеме.