Как рассчитать выпадающие доходы в жкх. О порядке учета бюджетных средств, направленных на компенсацию выпадающих доходов. Налог на прибыль

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЦВЕТА СИГНАЛЬНЫЕ.
ЗНАКИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВИДЫ, РАЗМЕРЫ,
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

НПБ 160-97

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (В. Д. Мулишкин, Ю. И. Логинов, В. Е. Татаров); Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России (Е. А. Мешалкин, А. В. Костычев, М. С. Васильев) с участием Научно-производственного объединения (НПО) "Пульс" (А. Т. Баскаков).

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.

Согласованы с Госстандартом России (письмо от 15.04.97 г. № 510-10/217), Службой пожарно-спасательной и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации (письмо от 04.03.97 г. № 151/14/49).

Утверждены главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 24.07.97 г. № 46.

Дата введения в действие 31.07.97 г.

Нормы пожарной безопасности

ЦВЕТА СИГНАЛЬНЫЕ.
ЗНАКИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Виды, размеры, общие технические требования

SIGNAL COLORS. FIRE SAFETY SIGNS.
Types. Dimensions. Common Technical Demands

Дата введения 31.07.97 г.

Настоящие нормы распространяются на сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности, которые предназначены для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара и(или) выполнения им определенных действий при пожаре для обеспечения собственной безопасности и снижения размера потерь от пожара.

Нормы устанавливают разновидности знаков, форму, параметрические ряды типоразмеров, требования к фотометрическим и колориметрическим характеристикам, устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Нормы не распространяются на знаки для маркирования транспортных средств и грузовых единиц (тары), предназначенных для доставки и упаковки пожароопасных грузов, на цвет окраски трубопроводов систем автоматического пожаротушения, а также трубопроводов, баллонов и иных емкостей для хранения или транспортирования горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Нормы в части номенклатуры знаков, их цвета и графики полностью соответствуют международному стандарту ИСО 6309.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации.

Выбор вида, типоразмера, количества и мест расположения знаков, а также сигнальных цветов для конкретных условий должен осуществлялся в соответствии с настоящими нормами, действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности, в порядке реализации мер пожарной безопасности по согласованию с Государственной противопожарной службой (ГПС) МВД России.

1.2. Сигнальные цвета следует использовать для:

внешнего оформления знаков пожарной безопасности;

обозначения мест размещения пожарной техники, мест нахождения кнопок ручного пуска установок пожарной автоматики, систем противодымной защиты, мест нахождения средств индивидуальной защиты, самоспасания и т.п.;

обозначения путей эвакуации, а также границ зон путей эвакуации, которые не допускается загромождать или использовать для складирования.

1.3. Знаки пожарной безопасности следует размещать:

на территориях предприятий (в зданиях, сооружениях и на других объектах), в помещениях, а также на рабочих местах и участках производства работ (услуг);

в зонах селитебной застройки;

в интерьерах средств транспорта и т.п.

1.4. На участках (в зонах), временно отнесенных к пожароопасным, следует устанавливать переносные знаки пожарной безопасности, которые должны убираться по мере того, как отпадает необходимость в их применении.

1.5. Знаки, помещенные с наружной стороны ворот и дверей, означают, что их действие распространяется на всю территорию (участок территории) предприятия, другого объекта или помещения.

Допускается в случае выполнения требований пожарной безопасности в отдельных помещениях (участках территории) устанавливать для них знаки, разрешающие выполнение определенных работ (услугу действий), запрещенных для предприятия или объекта (помещения) в целом.

1.6. При выборе места установки знака необходимо соблюдение следующих требований:

знак должен быть хорошо виден, его восприятию не должны мешать цвет окружающего фона, посторонние предметы или яркостный контраст при искусственном или естественном освещении;

знак должен находиться в пределах поля зрения при условиях наиболее естественного (привычного) зрительного восприятия окружающей среды;

расстояние между одноименными знаками, указывающими местонахождение эвакуационного выхода или пожарно-технической продукции, не должно превышать 60 м;

знак должен располагаться в непосредственной близости от объекта, к которому он относится.

2. ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕРЫ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. В качестве сигнальных цветов должны использоваться красный, желтый, синий и зеленый, для усиления зрительного восприятия которых должны применяться контрастные цвета - черный и белый в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Сигнальные цвета

Сигнальный цвет

Смысловое значение сигнального цвета

Номер образца (эталона) цвета по картотеке образцов (эталонов) цвета лакокрасочных материалов

Контрастный цвет

Запрещение, непосредственная опасность, пожарная опасность

6, 7, 9, 10, 11, 19, 37, 43, 62

Предупреждение, возможная опасность

216, 218, 220, 221, 254, 255, 285, 286, 287

Предписание

408, 409, 423, 424, 449, 450, 474, 485, 486

Безопасность, обозначение путей эвакуации и эвакуационных (запасных) выходов

324, 325, 329, 385

Белый фосфоресцирующий

Примечание. Значения координат цветности и коэффициенты яркости белого и черного цвета, а также сигнальных цветов должны соответствовать ГОСТ 12.4.026.

2.2. Красный сигнальный цвет следует применять для:

обозначения различных видов пожарной техники и ее элементов;

обозначения знаков пожарной безопасности, содержащих информацию о месте нахождения средств пожаротушения, спасания людей при пожаре, включения установок (систем) пожарной автоматики и т.п., а также мест нахождения водоисточников;

окантовки пожарных щитов белого цвета, нанесенного непосредственно на вертикальную конструкцию (стену) с устройствами для крепления пожарного инвентаря. Ширина окантовки должна составлять от 30 до 100 мм;

орнаментовки элементов строительных конструкций* (стен, колонн) в виде отрезка горизонтально расположенной полосы для обозначения места нахождения огнетушителя, установки пожаротушения с ручным пуском, кнопки пожарной сигнализации и т.п. Ширина полос должна составлять от 150 до 300 мм и располагаться на высоте, удобной для зрительного восприятия работающими с рабочих мест, проходов и т.п.;

обозначения участков (зон), которые запрещается чем-либо загромождать.

* Орнаментовка, как правило, применяется совместно со знаками пожаровзрывобезопасности.

Обозначение выполняется окантовкой границ таких участков (зон) или заполнением соответствующих площадей этих участков (зон) наклонными под углом 45-60° полосами красного сигнального цвета шириной от 50 до 200 мм.

2.3. Желтый сигнальный цвет следует применять для фона знаков треугольной формы со смысловым значением: "Внимание! Будь осторожен!" в целях предупреждения возникновения пожара.

2.4. Зеленый сигнальный цвет следует применять для:

фона знаков, имеющих форму квадрата или прямоугольника, используемых для обозначения путей эвакуации и эвакуационных выходов;

обозначения путей эвакуации на планах эвакуации и противопожарной защиты по ГОСТ 12.1.114;

обозначения выходов на световых табло с белой надписью "Выход" или светильников.

2.5. Синий сигнальный цвет следует применять для фона знаков круглой формы, предписывающих выполнение тех или иных действий.

Допускается использование знаков, установленных другими нормативными документами федерального уровня утверждения. Например: предписывающий знак "Работать в противогазе (респираторе)" - при тушении пожаров, сопровождающихся выделением токсичных продуктов горения (по ГОСТ 12.4.026).

2.6. Настоящие нормы устанавливают четыре основных вида знаков пожарной безопасности:

запрещающие;

предупреждающие;

предписывающие;

указательные.

Их характерные отличия, допускаемые варианты исполнения и параметрические ряды типоразмеров* представлены в табл. 2.

* Под типоразмерами понимаются габаритные размеры знаков.

2.7. Номенклатурный состав знаков представлен в табл. 3. Допускается по согласованию с Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России применять знаки пожарной безопасности, не приведенные в табл. 3, с учетом выполнения требований, установленных настоящими нормами.

3. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Знаки пожарной безопасности и ленты красного (п. 2.2) и зеленого (п. 2.4) сигнальных цветов (далее - ленты сигнальных цветов) должны изготовляться в климатическом исполнении УХЛ (для диапазона температур от минус 40 до плюс 50 °С и влажности до 95 %) категорий размещения 1 и 4 по ГОСТ 15150 в соответствии с требованиями настоящих норм по техническим условиям и конструкторской документации, утвержденной или согласованной ГУГПС МВД России.

3.2. Знаки пожарной безопасности допускается изготовлять как плоскими так и объемными.

3.3. Объемные знаки должны быть подключены к аварийному источнику электроснабжения, а знаки-указатели пожарных гидрантов - к сети наружного освещения.

Исполнение и вид защиты таких знаков должны соответствовать категории взрыво- и пожароопасности помещения (зоны), определенной в соответствии с НПБ 105-95 и ПУЭ.

3.5. Плоские и объемные знаки пожарной безопасности могут изготовляться с изображением как с одной (односторонние), так и с обеих сторон (двусторонние).

Приспособления для крепления плоских двусторонних и объемных знаков, а также тыльная сторона объемных односторонних знаков должны иметь серый цвет.

3.6. Плоские двусторонние знаки должны быть механически прочными. При воздействии статической нагрузки равной 2Н (0,2 кгс) в течение двух мин. они не должны разрушаться, а при снятии нагрузки - не иметь остаточных деформаций (следов прогиба).

Плоские двусторонние знаки должны быть водостойкими. После пребывания в течение 4 часов в сосуде с водой при температуре 25 °С на лицевой поверхности знаков не должно наблюдаться пузырей и отслоений.

Такие знаки должны быть тепло- и холодостойкими. После нахождения в камерах тепла и холода в течение 12 часов при температурах соответственно плюс и минус 60°С не должно быть обнаружено короблений, трещин и других дефектов.

3.7. Плоские односторонние знаки пожарной безопасности и ленты сигнальных цветов, как правило, должны быть самоклеящимися и по качеству не уступать требованиям ГОСТ 20477, предъявляемым к полиэтиленовым лентам с липким слоем.

3.8. Знаки пожарной безопасности (4-13, 28), предназначенные для целей эвакуации, должны изготовляться в одном из трех исполнений: объемные самосветящиеся с автономным питанием и от сети переменного тока, плоские с внешней подсветкой от аварийного источника электроснабжения или плоские с элементами (фон, символ) фосфоресцирующего белого цвета.

Знаки для обозначения эвакуационных выходов из зрительных залов и коридоров без освещения должны быть объемными с автономным питанием и от сети переменного тока.

Самоклеящиеся ленты зеленого цвета должны иметь стрелки фосфоресцирующего белого цвета для указания направления эвакуации.

Эффект послесвечения (фосфоресценции) самоклеящихся знаков и лент с яркостью свечения 2 мкд/м 2 должен быть не менее одного часа с момента прекращения воздействия на них источника света.

Применяемые фосфоресцирующие материалы должны отвечать гигиеническим требованиям.

3.9. Допускается (кроме случаев, оговоренных п. 3.8) нанесение знаков пожарной безопасности и полос сигнальных цветов лакокрасочными материалами по трафарету в соответствии с номерами образцов (эталонов) картотеки цветов по табл. 1.

Покрытие должно быть ровным без потеков и пятен, не должно отслаиваться, обеспечивать однозначное восприятие цвета и символа.

Выбор лакокрасочных материалов должен осуществляться с учетом климатических условий и производственных факторов, характерных для мест размещения знаков и полос.

При отклонении параметров лакокрасочных покрытий за пределы установленных ГОСТ 12.4.026 цветовых областей и(или) их отслоений, знаки и полосы должны быть восстановлены.

3.10. Знаки пожарной безопасности и ленты сигнальных цветов при реализации должны сопровождаться инструкцией по эксплуатации.

3.11. Предприятия-изготовители знаков пожарной безопасности и лент сигнальных цветов должны иметь лицензию на производство указанной пожарно-технической продукции, выданную в установленном порядке.

Таблица 2

ВИДЫ ЗНАКОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ РАЗМЕРЫ

НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования (утв. ГУГПС МВД РФ, введены Приказом ГУГПС МВД РФ от 24.07.1997 N 46)


Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России, Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России с участием Научно-производственного объединения (НПО) "Пульс".

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.

Согласованы с Госстандартом России (письмо от 15.04.97 N 510-10/217), Службой пожарно-спасательной и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации (письмо от 04.03.97 N 151/14/49).

Утверждены Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Введены в действие Приказом ГУГПС МВД России от 24.07.1997 N 46.

Дата введения в действие - 31.07.97.

Настоящие нормы распространяются на сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности, которые предназначены для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара и (или) выполнения им определенных действий при пожаре для обеспечения собственной безопасности и снижения размера потерь от пожара.

Нормы устанавливают разновидности знаков, форму, параметрические ряды типоразмеров, требования к фотометрическим и колориметрическим характеристикам, устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Нормы не распространяются на знаки для маркирования транспортных средств и грузовых единиц (тары), предназначенных для доставки и упаковки пожароопасных грузов, на цвет окраски трубопроводов систем автоматического пожаротушения, а также трубопроводов, баллонов и иных емкостей для хранения или транспортирования горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Хотелось бы уточнить дату отражения выпадающего дохода в БУ и НУ, относительно сферы ЖКХ (потому как в примерах вы приводите услугу по пассажирским перевозкам, где сложно определить период оказания услуги), а в ЖКХ - по принципу рациональности - расчетный период - месяц и доход отражается последним днем каждого месяца. Когда будут получены эти средства с бюджета неизвестно, так как еще нет и договора с ГЦЖС на предоставление субсидий, а собственникам МКД уже услуги оказываются с учетом льгот; 2) Тариф на тех. обслуживание в УК - коммерческий (по договору с собственниками МКД), бюджет возместит по регулируемому городскому тарифу, принятому законодательно (он намного меньше). В этом случае УК отражает в части выпадающего дохода свой коммерческий тариф или городской? 3) По НДС не очень поняла: 1. Если субсидия получена в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, то НДС она не облагается (п. 2 ст. 154 НК РФ). 2. А вот если средства получены в качестве оплаты реализуемых товаров, работ или услуг, то такие средства нужно облагать НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). В нашем случае, по сути операции, бюджет частично (только в пределах городского тарифа) оплачивает услуги, реализуемые потребителям льгот. Так облагать или не облагать НДС выпадающий доход и с какого тарифа (коммерческого или городского)?

1. В бухгалтерском и налоговом учете доход отразите на дату фактического получения денежных средств из бюджета (п. 12 ПБУ 9/99 , , подп. 2 п. 4 ст. 271 , п. 2 ст. 273 НК РФ).

2. Городской (ведь УК исчисляет выручку именно по государственно регулируемой цене и у потребителей услуг не возникает дебиторской задолженности сверх регулируемого тарифа).

3. Нет, не облагать. Облагайте НДС выручку только в пределах городского тарифа. А сумму полученной компенсации НДС не облагайте. Компенсация убытков, полученная из бюджета в связи с применением организацией государственных регулируемых цен, не облагается НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ ).

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов

В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.

Налог на прибыль

У организации, которая получила субсидию на возмещение потерь в доходах, возникает экономическая выгода . Поэтому указанные средства включите в состав доходов от реализации на дату зачисления средств ( , подп. 2 п. 4 ст. 271 , п. 2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/5600 , ФНС России от 3 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20368).

НДС

А нужно ли платить НДС с полученной субсидии? Ответ на этот вопрос зависит от того, на какие цели выделены средства. Если субсидия получена в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, то НДС она не облагается (п. 2 ст. 154 НК РФ). А вот если средства получены в качестве оплаты реализуемых товаров, работ или услуг, то такие средства нужно облагать НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 8 февраля 2013 г. № 03-07-11/3144 , от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65 , от 9 июня 2011 г. № 03-03-06/1/337 .*

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете поступления субсидии на возмещение недополученных доходов

ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке пассажиров. В I квартале «Альфа» оказывала услуги по перевозке в том числе льготной категории граждан. Недополученный доход составил 100 000 руб.

В апреле «Альфа» направляла в органы власти требование возместить недополученную за I квартал плату за проезд в сумме 100 000 руб.

Субсидия из бюджета в размере 100 000 руб. поступила во II квартале.

Бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки на момент поступления денежных средств:

Дебет 51 Кредит 76
– 100 000 руб. – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

Дебет 76 Кредит 90-1
– 100 000 руб. – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

В налоговом учете данные средства бухгалтер включил в состав доходов. Сделал он это на дату зачисления средств.

С тех пор, как в квартирах жителей появились приборы учета, каждый собственник может посчитать, сколько ресурсов он потратил, сэкономил или перерасходовал семейный бюджет на коммуналку.

Но чем внимательнее смотришь на цифры, тем меньше понимаешь арифметику ЖКХ. В этой сфере постоянно принимаются новые постановления, вносятся изменения, в которых непросто разобраться. Приходится призывать на помощь специалистов.

Сегодня на вопросы читателей «НКК» отвечают представители министерства строительства и ЖКХ края.

Петр Крючков из п. Карапсель Иланского района обратился в «НКК» с просьбой помочь жителям села разобраться в начислениях квартплаты. А именно – с компенсацией, которую Петр Крючков называет выпадающими доходами:

«До 1 января 2015 года все было нормально. С 1 января начисления ведет КРЭК, расчетная группа находится в Красноярске, по телефону ничего выяснить нельзя. В апреле пришла квитанция, из которой узнал, что я не только не получу выпадающие доходы в сумме 884 руб. 27 коп., а еще должен КРЭК 810 руб. 72 коп. Как нам объяснили, вышло новое постановление правительства, но в нем ничего не понятно. У нас дом 16-квартирный, с 2010 года стоят общедомовые приборы учета тепла, ХВС, ГВС. Должно на сельском совете висеть объявление с указанием, сколько человек должен получить выпадающих доходов на 1 Гкал, на 1 куб. м ГВС и на 1 куб. м ХВС, и тогда любой сможет умножить израсходованные Гкал и кубы воды и узнать, сколько получит. Это будет открыто и честно, и не будет лазейки ворам. Мы надеемся, что вы найдете специалиста, который рассчитает, какие должны быть выпадающие доходы в конкретных суммах. И почему, чтобы получить их, надо писать заявление, собирать справки? »

Поясним, что употреблять термин «выпадающие доходы» в данной ситуации некорректно. В отношении потребителей он неприменим, а используется при работе с ресурсоснабжающими организациями при возмещении недополученных доходов такими организациями. Для граждан есть компенсация части оплаты за услуги.

В министерстве строительства и ЖКХ края пояснили: тарифы для ресурсоснабжающих организаций на коммунальные ресурсы устанавливаются приказами Региональной энергетической комиссии. Они утверждаются не для городов и районов, а индивидуально для каждой организации коммунального комплекса, оказывающей услуги ресурсоснабжения, с учетом ее затрат.

Рост тарифов обусловлен инфляционными процессами, подорожанием энергоресурсов, горюче-смазочных материалов, увеличением транспортных расходов.

Согласно требованиям жилищного законодательства, повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов не допускается.

Предельный индекс утвержден в целом по комплексу коммунальных услуг, без учета изменения оплаты по каждому виду. В комплекс входит холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, включая поставки бытового газа в баллонах, отопление, включая поставку твердого топлива при наличии печного отопления.

Если совокупный объем расходов граждан на оплату коммунальных услуг превышает установленный предельный индекс, то производится компенсация части их расходов.

На территории Красноярского края утверждены предельные индексы со следующей календарной разбивкой:

с 01.01.2015 по 30.06.2015 – в размере 0 %;

с 01.07.2015 – в размере 8,9 %.

Соответственно, при увеличении тарифов на коммунальные услуги плата потребителей по комплексу коммунальных услуг в течение IІ полугодия 2015 года не должна превышать плату по комплексу коммунальных услуг в декабре 2014 года более чем на 8,9 %.

Жителям Иланского района полезно знать, что платят за коммунальные услуги они не в полном объеме. А только 77,64 % (по итогам 2014 года) от размера платы, определенного в соответствии с экономически обоснованными тарифами. Часть размера платы компенсируется из краевого бюджета.

В соответствии с Законом Красноярского края от 05.12.2013 № 5-1881 «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов» на 2014 год для граждан, проживающих на территории Иланского района, предоставлена компенсация части платы по комплексу коммунальных услуг в размере 21 164,9 тыс. руб., на 2015 год предусмотрена компенсация в размере 19 314,9 тыс. руб.

У ресурсоснабжающей организации (г. Санкт-Петербург) заключен договор теплоснабжения с жилищным кооперативом в целях обеспечения тепловой энергией многоквартирных домов. По договору теплоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и жилищным кооперативом цена на тепловую энергию принята на уровне установленных Комитетом по тарифам г. Санкт-Петербурга тарифов, используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории г. Санкт-Петербурга. Тариф, установленный ресурсоснабжающей организации Комитетом по тарифам для отпуска тепла для группы "Население" выше, чем тариф, установленный для расчета размера платы гражданам, по которому жилищный кооператив выставляет стоимость услуг по теплоснабжению гражданам.
Постановление Правительства г. Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "Порядок предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, возникших за период с декабря 2015 года по ноябрь 2016 года" позволяет ресурсоснабжающей организации заявить и получать субсидии из бюджета на возмещение выпадающих доходов.
Каким образом отражаются в бухгалтерском и налоговом учете данные субсидии: это часть выручки и, соответственно, средства из бюджета поступают в погашение дебиторской задолженности или это внереализационный доход? Если это часть выручки, то, значит, есть база по НДС? Какие бухгалтерские проводки нужно сделать для отражения этих операций?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Данный вид субсидий учитывается в составе внереализационных доходов Организации в целях исчисления налога на прибыль.
Субсидии, предоставляемые коммерческим организациям в связи с возмещением убытков от реализации гражданам коммунальных услуг, не учитываются в целях исчисления НДС.
В целях бухгалтерского учета указанные субсидии следует считать прочими доходами Организации.

Обоснование позиции:
Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) поставка тепловой энергии потребителям относится к регулируемому виду деятельности, где правоотношения складываются между органами государственной власти и частными субъектами гражданского оборота.
Возложение на ресурсоснабжающую организацию обязанности по поставке теплоресурса по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей Организации по возмещению затрат на производство, не соответствует положениям , Закона N 190-ФЗ, от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Ресурсоснабжающая организация, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязана отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого предприятием. Установив такую плату, публично-правовое образование за счет средств собственного бюджета обязано возместить Организации выпадающие доходы.
Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, регламентирован Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "О Порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок).
Поскольку Организация заключила договор теплоснабжения с ЖК с применением установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифов для граждан, она имеет право на получение субсидии из бюджета.

Налог на прибыль

Согласно НК РФ к доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и внереализационные доходы. Перечень доходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, приведен в НК РФ.
Минфин России ( Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445, от 22.04.2010 N ), ФНС России ( ФНС России от 30.09.2011 N ЕД-4-3/16115@), Президиум ВАС РФ ( Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, постановления Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 16814/1, от 02.03.2010 N 15187/09) считают, что бюджетные средства, полученные организацией в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам или с учетом льгот, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования ( НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета ( НК РФ).
Следовательно, субсидии, поступающие из бюджета в целях возмещения затрат, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию, учитываются при исчислении налога на прибыль.
Из разъяснений Минфина России ( Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445, от 12.05.2011 N , от 19.04.2011 N , от 14.08.2009 N ) и ФНС России ( УФНС России по г. Москве от 17.02.2012 N 16-15/014076@) следует, что субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат, должны учитываться в расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на основании НК РФ как безвозмездно полученные денежные средства.
В момент оказания услуги Организация не может определить размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном итоге будет произведен бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда. Поэтому момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным НК РФ для признания расходов в виде сумм возмещения убытков: это дата признания долга должником или вступления в законную силу решения суда ( Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 10159/13).

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Однако согласно НК РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации ( НК РФ).
Специалисты финансового ведомства неоднократно разъясняли, что предоставляемые из бюджета субсидии облагаются НДС только в том случае, если эти денежные средства являются по существу платой за реализуемые организацией товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению НДС.
По мнению Минфина России, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых им товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг) ( Минфина России от 15.04.2013 N 03-03-06/4/12497, от 18.04.2013 N , от 12.08.2013 N , от 04.03.2013 N , от 03.02.2012 N ).
В рассматриваемой ситуации субсидия предоставляется в соответствии с упоминаемым выше Порядком. Согласно п. 2.1 Порядка субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов, возникших за период с декабря 2015 года по ноябрь 2016 года в связи с применением установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифов, используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год (далее - тариф для расчета размера платы гражданам, установленный на соответствующий год) при предоставлении услуг отопления и горячего водоснабжения (далее - услуги теплоснабжения) в многоквартирных домах, жилых домах, творческих мастерских, расположенных в многоквартирных домах. Следовательно, субсидия, получаемая Организацией в целях возмещения выпадающих доходов, не подлежит обложению НДС, как связанная с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен.
Следует отметить, что суды разделяют указанную позицию, т.к. получение субсидий, предоставляемых из бюджета, для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг) ( Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.02.2016 N Ф02-479/16 по делу N А33-10637/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2014 N по делу N А27-20805/2012, от 24.07.2014 N по делу N А27-20804/2012, от 20.07.2014 N Ф04-5310/14 по делу N А27-20960/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2013 N Ф01-7153/13 по делу N А38-6048/2011).
При этом суд в ФАС Западно-Сибирского округа от 12.11.2013 N Ф04-5087/13 по делу N А27-19852/2012 отметил, что наличие НДС в составе расчета субсидии не меняет ее правовой природы. Основные свойства субсидии остались неизменными, а именно денежные средства переданы обществу из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по государственным регулируемым ценам. Суд также уточнил, что само по себе увеличение расчета требуемого финансирования при формировании расходной части бюджета на 18% не является основанием для квалификации указанных денежных средств как суммы НДС.
Высший Арбитражный Суд в определениях также неоднократно высказывал точку зрения о том, что суммы субсидий, предоставляемых бюджетами разного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, при определении налоговой базы по НДС не учитываются (ПБУ 13/2000 не возникает.
Учет указанных субсидий, по нашему мнению, следует вести в соответствии с "Доходы организации" (далее - ). Полагаем, что субсидия на возмещение выпадающих доходов, понесенных в связи с предоставлением тепловой энергии по льготным тарифам, предоставляется на возмещении уже понесенных издержек, т.е. на покрытие убытков от реализации. Поэтому в рассматриваемой ситуации субсидии можно отнести к прочим доходам ( ПБУ 9/99).
Предоставление данных субсидий можно отразить в бухгалтерском учете следующими проводками:
Дебет 76, Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- отражена сумма субсидии, при возникновении права на получение субсидии;
Дебет 51, Кредит 76
- отражено поступление субсидии.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков Вы можете на основании НК РФ и , НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.