Порядок участия должностных лиц органов ГПН в приемке в эксплуатацию законченных объектов строительства и установок пожарной автоматики. Документы, оформляемые по результатам приемки

ПИСЬМО МЧС РФ от 28.12.2006 N 43-4357-19 "ОБ УЧАСТИИ ОРГАНОВ ГПН В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации " определен новый порядок осуществления надзорных функций за требованиями пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Одновременно указанным Законом признаны утратившими силу положения статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности ", касающиеся прав государственных инспекторов по пожарному надзору в части:


  • участия в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства и в приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
  • рассмотрения и согласования градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований или при отсутствии указанных требований;
  • проведения выборочных проверок в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, в части соответствия разрабатываемой документации требованиям пожарной безопасности.

В целях обеспечения выполнения Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ предлагаю:


1. Начальникам территориальных органов МЧС России:


1.1. Приостановить с 1 января 2007 г. участие государственных инспекторов по пожарному надзору в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства и подготовке заключений о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности, а также проверке соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям нормативных документов по пожарной безопасности и проектной документации.

Не применять требования Приказа МЧС России от 17 марта 2003 г. N 132 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации " в части рассмотрения и согласования с органами ГПН градостроительной и проектно-сметной документации на строительство объектов.


1.2. Завершить до 31 декабря 2006 г. оформление архивных дел в соответствии с номенклатурой в порядке, установленном Приказом МЧС России от 16 марта 2006 г. N 160 "Об утверждении Инструкции по архивной работе в органах управления, соединениях, воинских частях войск гражданской обороны и организациях системы МЧС России".

Включить в состав архивных дел материалы контрольно-наблюдательных дел на объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта, решения экспертных советов, а также другие материалы, характеризующие их противопожарное состояние. Указанные дела должны иметь соответствующие описи документов, нумерацию страниц, а также быть прошнурованы и скреплены гербовой печатью территориального органа МЧС России.


Направить до 31 декабря 2006 г. в территориальные органы государственного строительного надзора выписки, содержащие копии предписаний органов ГПН по результатам последнего контрольного мероприятия или особого мнения на объекты, которые предъявлялись к вводу в эксплуатацию. Данные копии документов должны быть заверены печатью территориального органа МЧС России.


При получении запросов по вопросам градостроительной деятельности от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц обеспечивать представление в установленном порядке выписок из архивных дел.

1.3. Организовать взаимодействие с соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, с целью получения в 10-дневный срок сведений об объектах, введенных в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта.

В 2-месячный срок с момента ввода объектов в эксплуатацию спланировать проведение силами управлений государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России плановые мероприятия для обеспечения контроля за выполнением требований пожарной безопасности на этих объектах и формирование соответствующих контрольно-наблюдательных дел согласно прилагаемому перечню.

Мероприятия по контролю проводить в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) ".

2. До принятия нормативного правового акта МЧС России, регламентирующего порядок разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности и согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности, возложить рассмотрение материалов по обоснованным отступлениям от требований пожарной безопасности или на объекты, на которые отсутствуют требования пожарной безопасности, на экспертные советы территориальных органов МЧС России, пожарно-технические научно-исследовательские и образовательные учреждения. Последующее рассмотрение этих решений осуществлять в Управлении государственного пожарного надзора МЧС России.

3. Проводить в установленном порядке на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта органами ГПН мероприятия по контролю исключительно в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих строительство, в части соблюдения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации при производстве строительно-монтажных работ.


4. В случае обращения органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам оценки соответствия объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта требованиям пожарной безопасности в письмах ответах, подготавливаемых органами ГПН, в обязательном порядке делать запись, указывающую на их консультационный характер.

5. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии " в отношении объектов использования атомной энергии при осуществлении мероприятий по контролю государственными инспекторами по пожарному надзору руководствоваться полномочиями, установленными для органа государственного регулирования пожарной безопасности при использовании атомной энергии.

отменен/утратил силу Редакция от 17.03.2003

Наименование документ ПРИКАЗ МЧС РФ от 17.03.2003 N 132 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вид документа приказ, инструкция
Принявший орган мчс рф
Номер документа 132
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 17.03.2003
Номер регистрации в Минюсте 4477
Дата регистрации в Минюсте 30.04.2003
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • "Российская газета", N 102, 29.05.2003
  • "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 32, 11.08.2003
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ МЧС РФ от 17.03.2003 N 132 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

VII. Участие органов ГПН при приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов

38. Государственные инспекторы участвуют в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов. В состав комиссий назначаются государственные инспекторы, наделенные необходимыми полномочиями.

39. Основанием для назначения государственного инспектора в состав комиссии является письменное обращение организации, уполномоченной создавать такую комиссию. Решение о назначении государственного инспектора в состав комиссии принимается руководителем органа ГПН в течение трех дней со дня обращения, о чем уведомляется обратившаяся организация.

К участию в работе комиссий могут привлекаться также государственные инспекторы, осуществляющие контроль за ходом строительства и эксплуатацией объекта в дальнейшем.

40. Замена государственного инспектора, назначенного для участия в работе комиссии, осуществляется в исключительных случаях (по болезни или другим уважительным причинам) с уведомлением организации, создавшей комиссию, и только после внесения необходимых изменений в документ, объявляющий состав комиссии.

41. Государственный инспектор при работе в составе комиссии:

проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

принимает участие в проведении контрольных опробований, испытаний и проверке работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты (без участия в приемке этих систем);

проверяет наличие лицензий на выполнение работ (услуг) в области пожарной безопасности у организаций, выполнявших такие работы (услуги) на принимаемом в эксплуатацию объекте;

анализирует информацию о показателях пожарной опасности материалов, конструкций и изделий, использованных при строительстве, содержащуюся в сертификатах, технических паспортах и других документах;

проверяет наличие актов освидетельствования скрытых работ, испытания оборудования, систем и установок противопожарной защиты.

42. Конкретный перечень намеченных к проверке мероприятий определяется государственным инспектором, назначенным в состав комиссии, и зависит от стадии готовности (этапа сдачи объекта).

43. При выявлении на объекте, намечаемом к вводу в эксплуатацию, нарушений требований пожарной безопасности, включая невыполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий, государственный инспектор письменно излагает председателю комиссии особое мнение. При этом акт комиссии им не подписывается.

44. Акт комиссии подписывается только тем государственным инспектором, который является членом комиссии.

45. Разногласия между государственным инспектором, работающим в составе комиссии, и заинтересованной стороной, предметом которых являются отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, рассматриваются в порядке, определенном в главе V настоящей Инструкции.

46. В случае приемки в эксплуатацию завершенного строительством (реконструкцией) объекта с нарушениями требований пожарной безопасности, в том числе изложенных в особом мнении государственного инспектора, участвовавшего в работе комиссии, государственный инспектор должен принять меры по устранению указанных нарушений в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

47. Приемка завершенных строительством (реконструкцией) объектов с нарушениями требований пожарной безопасности под гарантийные обязательства (гарантийные письма) не допускается.

48. По результатам участия в работе комиссии государственный инспектор составляет справку о проделанной работе и докладывает руководителю органа ГПН, от которого он был назначен в состав комиссии.

В справке отражается общая характеристика объекта, сведения о состоянии противопожарной защиты, объем проделанной работы и ее результаты с приложением необходимых документов.

Перечень необходимых документов и сведений, которые должны содержаться в справке, устанавливается руководителем территориального органа ГПН.

Справка регистрируется в установленном порядке и хранится в контрольно-наблюдательном деле на соответствующий объект контроля (надзора).

49. Об окончании строительства (реконструкции) объекта и приемке его в эксплуатацию в журнале профилактической работы делается соответствующая отметка.

В понедельник комиссия Мосгордумы по безопасности обсудила предложения Главного управления МЧС России по городу Москве о передаче органам Госпожнадзора функций контроля за строящимися объектами и приемке сдающихся новостроек. Как рассказал депутатам начальник управления Олег Найденков, в последнее время в Москве резко ухудшилась обстановка на строящихся объектах и связано это с передачей контроля за обеспечением пожарной безопасности от МЧС к Комитету государственного строительного надзора города Москвы (Мосгорстройнадзор).

В соответствии с федеральным законодательством с 2007 года Госпожнадзор контролирует соблюдение требований пожарной безопасности только на объектах, уже принятых в эксплуатацию.

В подтверждение своих слов Найденов привел цифры. По данным ведомства, за последние три года число пожаров на стройках и погибших на них людей возросло вдвое. Так, если в 2006 году, когда контроль за противопожарным состоянием осуществлялся органами Госпожнадзора, произошло 56 пожаров, на которых погибли 5 человек, то в 2009 году количество пожаров возросло до 78, а погибших — до 9.

Особенно беспокоит МЧС использование при строительстве, реконструкции и капремонте вентилируемых навесных фасадных систем с применением горючих алюминиевых композитных панелей и ветрогидрозащитных мембран.

На таких объектах с 2006 года по настоящее время произошло 11 пожаров и погибли 5 человек. Все пожары произошли в результате нарушения правил пожарной безопасности при проведении огневых работ, подчеркнул Найденов. По его мнению, лишение Госпожнадзора контрольных функций ведет к безответственному отношению со стороны недобросовестных проектных и строительных организаций и заказчиков строительства и в конечном итоге к снижению уровня пожарной безопасности новостроек.

Ранее этот вопрос в стенах Мосгордумы поднял первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по городу Москве Виктор Климкин. Спустя два дня после случившегося 20 марта пожара на 2-й Хуторской улице, где погиб начальник службы пожаротушения Москвы Евгений Чернышев, Климкин заявил о допущенных строителями грубых нарушениях.

По словам Климкина, переоборудованное в бизнес-центр бывшее производственное здание «горело как порох» — при строительстве использовались легкогорючие отделочные материалы. «Снаружи здание было облицовано так называемым, модным у нас, вентилируемым фасадом, — рассказал Климкин. — Что это такое — это прослойка воздушная, дальше идет слой утеплителя и облицовка или из металла, или даже из пластика. Утеплитель не должен был гореть, но он горел, причем по всей площади».

«По пролоббированному кем-то из строителей закону «О техническом регулировании» после приемки здания стройнадзором мы три года не имеем права его проверять, вот такие законы у нас существуют в стране», — заявил пожарный.

По словам префекта САО Олега Митволя, сгоревшее здание было построено в 1930-х годах. Пожарная инспекция последний раз проверяла здание в 2007 году, следующая проверка была намечена на конец 2010 года. В промежутке между инспекциями здание переоборудовали, надстроив пятый этаж, который как раз пострадал сильнее всего. «Малый и средний бизнес у нас — священная корова, беспокоить которую нельзя чаще чем раз в три года, — заявил префект «Газете.Ru». — А это здание после перестройки не простояло и полгода».

Предложение МЧС попало на благодатную почву: столичные власти уже 3 года критикуют Градостроительный кодекс, лишивший пожарных их контрольных функций.

Еще в 2007 году Юрий Лужков обращался по этому вопросу к председателю правительства Виктору Зубкову и к министру регионального развития Дмитрию Козаку, а в 2009 году — к президенту Дмитрию Медведеву. Однако все эти обращения остались без ответа.

Сейчас депутаты решили, что нельзя ограничиваться только обращениями, надо совместно с МЧС готовить законодательную инициативу об изменениях в Градкодекс. «Стройнадзор следит за соблюдением техники безопасности при строительстве, а пожарные должны участвовать в приемке зданий, — считает зампред думской комиссии по безопасности Сергей Гончаров. — Сейчас этого нет, что и приводит к человеческим жертвам и потере зданий».

Между тем в Мосгорстройнадзоре считают, что МЧС просто хочет вернуть себе контрольные функции, переданные другому ведомству.

Как объяснил «Газете.Ru» руководитель технического управления Мосгорстройнадзора Валентин Пахомов, эта структура сочетает в себе функции пожарного, санитарно-эпидемиологического и экологического контроля. «У нас есть пожарное управление, и наши специалисты ничем не хуже — они пришли из того же МЧС», — заявил чиновник.

По его словам, существовавшей до 2007 года комиссионной приемки зданий сейчас нет, зато есть персональная ответственность. «Из администрации президента уже был ответ, что возвращаться к старой системе, когда новостройки принимала комиссия из 20 человек, нецелесообразно, — рассказал он. — Но МЧС все равно хочет участвовать в этом процессе». Что до здания на 2-й Хуторской улице, то, как считает Пахомов, «в МЧС лукавят»: там не было нового строительства, а менялся фасад.

В столичном департаменте городского строительства также считают, что для московских строек вполне достаточно одной контролирующей организации. «Если эти функции будут поручены двум службам, тогда точно никто ни за что отвечать не будет», — заявили «Газете.Ru» в управлении по вопросам качества строительства департамента.

По словам депутата Госдумы Галины Хованской, если инициатива столичного парламента и МЧС дойдет до Госдумы, она ее поддержит. «Сейчас в Москве идет масштабный капитальный ремонт жилья с использованием исключительно опасных утеплительных материалов, — рассказала Хованская «Газете.Ru». — Фактически речь идет о безопасности тысяч граждан. Но только пожарные должны не ограничиваться предписаниями, а доводить дело до их исполнения».

размер шрифта

ПРИКАЗ МЧС РФ от 17-03-2003 132 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В... Актуально в 2018 году

VII. Участие органов ГПН при приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов

38. Государственные инспекторы участвуют в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов. В состав комиссий назначаются государственные инспекторы, наделенные необходимыми полномочиями.

39. Основанием для назначения государственного инспектора в состав комиссии является письменное обращение организации, уполномоченной создавать такую комиссию. Решение о назначении государственного инспектора в состав комиссии принимается руководителем органа ГПН в течение трех дней со дня обращения, о чем уведомляется обратившаяся организация.

К участию в работе комиссий могут привлекаться также государственные инспекторы, осуществляющие контроль за ходом строительства и эксплуатацией объекта в дальнейшем.

40. Замена государственного инспектора, назначенного для участия в работе комиссии, осуществляется в исключительных случаях (по болезни или другим уважительным причинам) с уведомлением организации, создавшей комиссию, и только после внесения необходимых изменений в документ, объявляющий состав комиссии.

41. Государственный инспектор при работе в составе комиссии:

проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

принимает участие в проведении контрольных опробований, испытаний и проверке работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты (без участия в приемке этих систем);

проверяет наличие лицензий на выполнение работ (услуг) в области пожарной безопасности у организаций, выполнявших такие работы (услуги) на принимаемом в эксплуатацию объекте;

анализирует информацию о показателях пожарной опасности материалов, конструкций и изделий, использованных при строительстве, содержащуюся в сертификатах, технических паспортах и других документах;

проверяет наличие актов освидетельствования скрытых работ, испытания оборудования, систем и установок противопожарной защиты.

42. Конкретный перечень намеченных к проверке мероприятий определяется государственным инспектором, назначенным в состав комиссии, и зависит от стадии готовности (этапа сдачи объекта).

43. При выявлении на объекте, намечаемом к вводу в эксплуатацию, нарушений требований пожарной безопасности, включая невыполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий, государственный инспектор письменно излагает председателю комиссии особое мнение. При этом акт комиссии им не подписывается.

44. Акт комиссии подписывается только тем государственным инспектором, который является членом комиссии.

45. Разногласия между государственным инспектором, работающим в составе комиссии, и заинтересованной стороной, предметом которых являются отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, рассматриваются в порядке, определенном в главе V настоящей Инструкции.

46. В случае приемки в эксплуатацию завершенного строительством (реконструкцией) объекта с нарушениями требований пожарной безопасности, в том числе изложенных в особом мнении государственного инспектора, участвовавшего в работе комиссии, государственный инспектор должен принять меры по устранению указанных нарушений в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

47. Приемка завершенных строительством (реконструкцией) объектов с нарушениями требований пожарной безопасности под гарантийные обязательства (гарантийные письма) не допускается.

48. По результатам участия в работе комиссии государственный инспектор составляет справку о проделанной работе и докладывает руководителю органа ГПН, от которого он был назначен в состав комиссии.

В справке отражается общая характеристика объекта, сведения о состоянии противопожарной защиты, объем проделанной работы и ее результаты с приложением необходимых документов.

Перечень необходимых документов и сведений, которые должны содержаться в справке, устанавливается руководителем территориального органа ГПН.

Справка регистрируется в установленном порядке и хранится в контрольно-наблюдательном деле на соответствующий объект контроля (надзора).

49. Об окончании строительства (реконструкции) объекта и приемке его в эксплуатацию в журнале профилактической работы делается соответствующая отметка.