Какую промышленную продукцию производит польша. Отраслевая структура производства Польши. Крупные польские предприятия

Какую промышленную продукцию производит польша. Отраслевая структура производства Польши. Крупные польские предприятия

Польская промышленность берет свое начало еще в первобытном обществе. Тогда в основном развивались те отрасли, которые обеспечивали людей всем жизненно необходимым: земледелие, скотоводство, гончарство, ткачество, обработка шкур и изготовление пряжи. В средние века бурно развивалось ремесленничество и земледелие, а большая машинная индустрия появилась уже в капиталистическое время.

В годы, когда Польша шла по пути социализма, в стране активно развивалось тяжелое машиностроение, энергетика, металлургия и легкая промышленность. Но в 1991 году страна перешла к рыночной экономике, и эта реорганизация привела к ухудшению уровня жизни работников, занятых в промышленности. Но преодолев все трудности, Польша вышла из кризиса, переориентировав свое производство на рынки стран Западной Европы и Ближнего Востока. И уже в 2004 году она первой из постсоветских стран стала членом Европейского Союза.

Главные отрасли польской промышленности

Сейчас Польша считается аграрно-индустриальной страной, а её промышленность представлена машиностроением, металлургией, металлообработкой, судостроением, химической, фармакологической, текстильной и пищевой отраслями.

На сегодняшний день польская промышленность насчитывает около 400 тысяч экономических субъектов, большая часть которых, находится в частной собственности.

Машиностроение

Среди стран Восточной Европы Польша имеет самый высокий экономический потенциал, а самой крупной отраслью её промышленности по праву считается машиностроение.

Здесь выпускают промышленное, транспортное, сельскохозяйственное и строительное оборудование, изготавливают трактора и машины. И по многим видам производимой продукции, как например, рыболовные суда, дорожные и строительные машины, пассажирские и товарные вагоны, телевизоры, самолеты и вертолеты различного назначения, Польше принадлежат лидирующие позиции в Европе. В 2013 году в стране машиностроительной отраслью было изготовлено и реализовано продукции на сумму 72 млрд. долларов.

На подъеме находится автомобилестроение – ежегодно в стране выпускается более 700 тысяч легковых и грузовых автомобилей, в основном это Opel, Volkswagen, Fiat, Daewoo, Volvo, MAN.

Основные машиностроительные предприятия расположены в таких городах как Варшава, Лодзь, Познань, Вроцлав, Гданьск.

Химическая промышленность

Эта отрасль промышленности в Польше очень хорошо развита. Страна прочно обосновалась в первой десятке европейских стран, выпускающих разнообразную химическую продукцию, среди которой минеральные удобрения, серная кислота, синтетические волокна, лаки и краски, содопродукты. В меньших масштабах страна выпускает пластмассы, синтетический каучук, покрышки для машин.

Основные предприятия химической промышленности находятся в Катовицком воеводстве.

Легкая и пищевая промышленность

Среди предприятий легкой промышленности лидирующие позиции принадлежат текстильной отрасли, старейшей и традиционной для страны. Её предприятия сконцентрированы в районе Лодзи. Здесь выпускают различные виды пряжи и тканей: шелковые, хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, а также из искусственного волокна. Многие предприятия Польши используют эти ткани для пошива готовой одежды и изготовления трикотажного полотна.

Предприятия пищевой промышленности, выпускающие продукты питания, напитки и табачные изделия, находятся практически во всех городах Польши, ведь в структуре польской промышленности доля этой отрасли составляет более 20 %, а количество работающих здесь достигает 17 % от всех занятых в промышленности.

Наиболее перспективными секторами пищепрома Польши считается плодоовощной, молочный, мясоперерабатывающий, кондитерский. Спрос на польские продукты питания с каждым годом увеличивается, и уже около 80% экспортируемых польских пищевых товаров сегодня поставляется в высокоразвитые страны.

Крупные промышленные предприятия

Польская промышленность размещена по всей территории страны довольно равномерно, хотя в некоторых районах наблюдается концентрация предприятий какой-либо одной отрасли. Так, например, на промышленных предприятиях Катовицкого воеводства, которое находится в Верхней Силезии, работает более 20 % всех занятых в польской промышленности. Здесь расположены крупные заводы и фабрики металлургической, угольной, машиностроительной и химической отрасли.

В районе Лодзи, Ченстохова и Бельско-Бялы находятся основные предприятия текстильной промышленности, где занята почти половина всех работников этой отрасли.

Центром судостроения традиционно считаются балтийские города – Гданьск и Щецин.

Предприятия, специализирующиеся на выпуске электротехнической продукции сконцентрированы в столице и её окрестностях.

Предприятия транспортного машиностроения размещают, как правило, в крупных промышленных городах. Легковые автомобили производят в Варшаве, Познани, Люблине, Плоньске, Нисе. Центрами по выпуску грузовых автомобилей считаются Стараховице и Ельч. Пригородные электрички изготавливают во Вроцлаве, вагоны для пассажирских поездов в Познани, а товарные вагоны – в Свиднице и Зеленой Гуре.

Крупные польские предприятия

Сегодня в Польше работает множество крупных перспективных компаний, занятых в различных областях промышленности.

В странах Восточной Европы очень популярна бытовая техника польской фирмы Zelmer. Это кухонные комбайны, мясорубки, блендеры, кофеварки, утюги, фены и другая мелкая бытовая техника. За 60 лет качественная техника заслужила у потребителей высокую оценку и доверие.

Фармакологическая компания Polpharma SA специализируется на выпуске препаратов для кардиологии, неврологии и гастроэнтерологии, а также антибиотиков, косметических препаратов и диетических добавок. Компания входит в 20 самых лучших производителей лекарственных препаратов.

Компания Brilux, основанная в Польше 20 лет назад, является одним из крупнейших разработчиков, изготовителей и поставщиков осветительного оборудования в мире.

В Люблинском воеводстве находится химический комбинат «Пулавы», который вот уже 50 лет специализируется на производстве азотных и фосфорных удобрений, меламина, перекиси водорода и технических газов.

Польша - бывшая социалистическая страна, поэтому на её экономику оказали серьёзное влияние политические перемены, произошедшие в начале 90-х годов. Так, в это время началась волна приватизации, в ходе которой основная часть государственной собственности перешла в частные руки. Широкие незаполненные ниши развивающейся экономической системы всерьёз интересуют многих западных инвесторов, что делает польскую экономику значимой и важной для всего европейского рынка.

У польской экономики есть и свои слабые стороны. В первую очередь это относительно высокая, по меркам Евросоюза, безработица (в 2004 г. 18 %, но в 2008 г. - только 6,5 %). Сельское хозяйство страдает от отсутствия инвестиций, обилия мелких хозяйств и избыточного персонала. Не определен объём компенсаций за экспроприации в коммунистическое время. Тяжелая промышленность неконкурентоспособна.

Польша - индустриально-аграрная страна. Валовой национальный продукт на душу населения 16 600 долларов в год (2007). В 2007 году ВВП Польши, по предварительным данным, составил 632 млрд долл. Внешний долг Польши на конец III квартала 2007 года составил 204 млрд 967 млн долларов.

После преобразования в 1989 году Польской Народной Республики в Республику Польша и избрания Правительства, которое возглавили премьер Тадеуш Мазовецкий и вице-премьер и министр финансов Лешек Бальцерович, в стране начались рыночные и демократические реформы: либерализация цен и приватизация госсобственности. 1 мая 2004 года Польша вошла в состав Европейского Союза. В настоящее время страна испытывает массу экономических трудностей: государственный долг составляет 45 % от ВВП, уровень безработицы в стране почти 10 %, существуют трудности с принятием и финансированием государственных программ по здравоохранению, образованию и пенсионному обеспечению.

Введение евро

Правительство Польши планировало к 2012 году отменить злотый и ввести в стране евро. Но как заявляет Галина Василевска-Тренкнер, член Совета по монетарной политике Национального банка Польши: «Польша, видимо, не будет иметь евро ранее 2014-2015 годов». Польше пока не удаётся добиться выхода на финансово-экономические показатели, которые требуются для вхождения в зону единой валюты Евросоюза. Это касается размера дефицита государственного бюджета, а также стабильности национальной валюты.

Промышленность Польши

Основными отраслями промышленности Польши являются: машиностроение, чёрная металлургия, угольная, текстильная и химическая промышленность. В стране развиваются автомобиле- и судостроение, производство удобрений, нефтепродуктов, станков, электротехники и электроники. В Польше добываются каменный и бурый уголь, медь, цинк, свинец, сера, природный газ, поваренная соль, ведутся лесозаготовки. Рост промышленного производства в 2008 году составил 4,8%.

Статистические показатели Польши
(по состоянию на 2012 год)

Организация производства. В 1990 был принят закон о приватизации, который предусматривал преобразование государственных предприятий в акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью; было учреждено министерство по делам собственности. Процесс приватизации крупных предприятий шел медленно и противоречиво из-за того, что ее проекты проходили через исполнительные органы власти воеводства и должны были получать одобрение директоров и коллективов предприятий. К концу 1996 была осуществлена приватизация лишь 1895 крупных предприятий из 8841, существовавших в 1989. Более успешно шла малая приватизация: к 1990 частному сектору были переданы 35 тыс. малых предприятий. В 1990 правительство объявило программу «массовой приватизации» для нескольких сотен самых крупных государственных предприятий; однако к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 из-за многочисленных поправок и дополнений. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных инвестиционных фондах, между которыми распределялись акции приватизируемых предприятий. К концу ноября 1996 этой программой было охвачено 90% населения.

Добывающая и обрабатывающая промышленность. В 1950–1967 доля занятых в государственной промышленности возросла на 93% частично за счет передачи ей предприятий частного сектора, сохранившихся после национализации. В 1970–1980 занятость в промышленности увеличилась на 15%. Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. В 1990–1991 занятость в частном секторе промышленности увеличилась почти на 25%. Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) концентрируется около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин – крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.

Сельское хозяйство Польши

В Польше 38% населения проживает в сельской местности и около 27% работает в земледельческих хозяйствах. Для ряда регионов сельское хозяйство продолжает оставаться основным сектором экономики, несмотря даже на постоянное снижение своего значения. Тем не менее, исключительно или преимущественно в сельском хозяйстве продолжает трудиться менее 6 % поляков. Польский аграрный сектор вбирает в себя крестьянские хозяйства, существенно разнящиеся по организационной структуре, формам собственности, масштабам и объемам производства. В Польше есть 2,9 млн. крестьянских хозяйств, средний размер которых 5,8 га. Свыше 70 % польских хозяйств не превышают 5 га, и все же их общая площадь меньше 19 % от общей территории сельских угодий.

Вопреки политическому нажиму на коллективизацию крестьянства после Второй мировой войны, частная форма владения неизменно оставалась преобладающей на польском селе. Политико-экономические перемены, начавшиеся в 1989 году, позволили еще более сократить степень вовлеченности государства в аграрный сектор экономики, а также приступить к внедрению новых форм собственности. В том числе хозяйствующих субъектов различного вида и иностранного капитала. В 1992 году было образовано Агентство аграрной собственности государственной казны (АСХС), которое сосредоточило свою деятельность на управление перешедшей в его владение собственностью земледельческих совхозов, что первоначально осуществлялось путем распродажи угодий или их аренды (см. Глава IV, раздел посвященный Агентству сельскохозяйственной собственности государственной казны). В 2003 году частные крестьянские хозяйства составляли 95 % от обрабатываемых земель.

Непредсказуемые погодные условия и переменчивая прибыльность зерновых и других сельскохозяйственных культур отражаются в нестабильности польского аграрного производства, которое не имеет системы регуляции путем гарантированных закупок. Весь коммерческий риск целиком ложится на производителя. Только очень небольшая часть поставок зерновых охвачена предварительными контрактами на основе договоров между земледельцами и пищевиками, в том числе: сахарная свекла, посевной материал рапса, овощей и цветов. Смешанные типы земледелия (возделывание зерновых и животноводство) преобладают в большинстве польских крестьянских хозяйств, так как четкая специализация обычно отсутствует. В результате предназначенная на продажу продукция составляет лишь около 60 % от общего объема аграрного производства, а все оставшиеся товары идут на покрытие личных нужд самих крестьян, что является характерной особенностью польского сельского хозяйства.

В 2008 году на сельское хозяйство приходилось 4,5 % ВВП, а занято было в данном секторе 17,4 % (2005 год) активного населения страны. В настоящее время в Польше 2 млн частных хозяйств, занимающих 90 % всех сельскохозяйственных угодий и на которые приходится примерно такой же процент от общего объёма сельскохозяйственного производства. На фермы с площадью более 15 га приходится 9 % от общего числа хозяйств. Но при этом они охватывают 45 % от общей площади сельскохозяйственных угодий. Более половины домашних хозяйств в Польше производят продукцию для собственного потребления.

Польша экспортирует фрукты и овощи, мясо и молочные продукты, а импортирует пшеницу, фуражное зерно, растительное масло. Польша является крупным производителем картофеля, сахарной свеклы, рапса, зерна, свинины и птицы в Европе.

Лесное и рыбное хозяйство. Территория, покрытая лесами, составляла в 1995 8,6 млн. га. Государственные леса, находящиеся в ведении министерства лесного хозяйства и лесной промышленности, составляли 82% всех лесов и давали 92% всей лесной продукции. Хвойные породы (преимущественно сосна и ель) занимали 82% площади государственных лесов, остальное занимали лиственные породы. В 1991 в Польше было произведено 17 млн. кубометров деловой древесины.

Морское рыболовство превратилось в важную отрасль хозяйства. В 1950 Польша имела 365 рыболовных судов общей грузоподъемностью 18,2 тыс. т, а улов составил 66,2 тыс. т. В 1967 насчитывалось 713 судов общей грузоподъемностью 208,9 тыс. т при улове 321,4 тыс. т. В 1981 число судов уменьшилось до 638, а улов составил 673 тыс. т. Последние показатели почти не менялись с середины 1970-х до середины 1980-х годов. Затем улов рыбы начал сокращаться – до 655 тыс. т в 1988, 565 тыс. т в 1989 и 473 тыс. т в 1990.

Транспорт Польши

Транспорт и связь при коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением легкового и незначительной части грузового автотранспорта. В 1992 на грузовые автомобили приходилось 50% всего грузооборота Польши, на железные дороги – 38%, остальное – на морской и речной транспорт. В 1997 было перевезено 386 млн. т грузов, из них железными дорогами 224 млн., автомобильным транспортом – 96 млн., трубопроводным – 34 млн., морским – 24 млн., речным – 8 млн. т. Автомобильный транспорт перевез почти 50% пассажиров, столько же – железнодорожный транспорт. Доля семей, владеющих автомобилем, увеличилась с 27% в 1985 до 38% в 1992. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля.

Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, который вырос с 45 судов (общей грузоподъемностью 159 тыс. т в 1949) до 332 судов (2993 тыс. т в 1981), но впоследствии сократился до 278 судов в 1985 и 125 судов в 1996. Порты в Гданьске и Гдыне обрабатывают около 56% всех морских грузов, а в Щецине – большую часть остальных.

После 1989 значительно расширились телекоммуникационные услуги. Число телефонных абонентов возросло с 2,5 млн. в 1985 до 5,7 млн. в 1995. Кроме того, имеется более 75 тыс. абонентов сотовой телефонной связи. В 1993–1994 для расширения и модернизации польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные компании. Приватизация телефонной сети на основе акционирования была завершена в 1998.

Главными морскими портами страны являются Гданьск, Щецин, Свиноуйсьце, Гдыня, Колобжег. Европейские маршруты, проходящие через Польшу: Е28, Е30, Е40, Е65. Протяжённость железных дорог в стране 26644 км. Железнодорожные перевозки по стране осуществляет компания «Польские государственные железные дороги».

Энергетика Польши

Польша производит свыше 91 % электроэнергии на государственных теплоэлектростанциях. Около 57% польской электроэнергии вырабатывается ТЭС на основе каменного угля и сжигания других топливных ресурсов, а порядка 34 % -на основе лигнита. Это результат изобилия этих природных ресурсов в Польше. Менее 3 % электроэнергии вырабатывается из возобновляемых ресурсов, главным образом на ГЭС и ветровых электростанциях. Однако на базе постановления министра экономики, труда и социальной политики от 30 мая 2003 года удельный вес энергии, получаемый из возобновляемых ресурсов, будет постепенно увеличиваться, чтобы к 2010 году достичь, по меньшей мере, 7,5 % (в 2004 г. - 2,85 %).

В 2007 году в Польше производилось 149,1 млрд кВт·ч, а потреблялось 129,3 млрд кВт·ч. В 2008 году экспорт электричества составил 9,703 млрд кВт·ч, а импорт - 8,48 млрд кВт·ч.

Уголь является основным источником энергии для польской экономики. В конце 1980-х годов запасы угля в Польше оценивались приблизительно в 40 млрд. т; в 1996 – в 65 млрд. т. Основные месторождения каменного угля в Польше находятся в Силезии, а также в Валбжихском и Люблинском бассейнах. Крупнейшая в стране угольная шахта Пяст находится в городе Новы-Берун, к югу от Катовице; добыча угля в ней производится с 1975. Запасы бурого угля (лигнита), который добывается в центральном (Малинец, Адамув) и юго-западном (Турошув, Жары) районах Польши, оцениваются в 14 млрд. т.

Запасы нефти в 1987 составляли всего ок. 2 млн. т, и внутренние потребности страны удовлетворялись в основном за счет импорта. В 1981 Польша импортировала из СССР ок. 17,4 млн. т нефти и нефтепродуктов. В 1996, в результате объединения семи государственных нефтеперерабатывающих заводов и сети автозаправочных станций, была создана компания «Нафта польска». Некоторые нефтеперерабатывающие заводы частично приватизированы; ок. 30% их акций продано иностранным инвесторам. По данным 1996, запасы природного газа в Польше оценивались в 121 млрд. куб. м; отечественный природный газ покрывает лишь треть всех потребностей страны. В 1997 85% газа и нефти поступало из России.

Внутренняя и внешняя торговля Польши

Около 99% оборота розничной торговли до 1970-х годов приходилось на национализированные предприятия. После проведения реформ почти 90% внутренней торговли перешло в частные руки.

Внешняя торговля до 1989 оставалась монополией государства. С середины 1950-х до начала 1990-х годов стоимость импорта Польши увеличилась более чем в 20 раз (за исключением растущего медленнее ввоза продовольствия), но сама структура импорта страны осталась стабильной. С середины 1980-х годов стоимость экспорта росла такими же темпами, как и стоимость импорта, с небольшим отрицательным сальдо торгового баланса. В 1996 на топливо приходилось 8% общей стоимости импорта, на машины, оборудование и средства транспорта – 32%. Сельскохозяйственная продукция составляет 19% общей стоимости импорта, а потребительские промышленные товары – 9%. Основными статьями импорта являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок.

В то время как структура импорта изменилась незначительно, состав экспорта изменился самым существенным образом. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов сократилась с 64% общей стоимости экспорта в 1956 до 31% в 1981. За этот же период доля станков и машин, промышленного и транспортного оборудования в экспорте возросла с 16% в 1956 до 49% в 1981. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия уменьшился с 12% до 6%, а промышленных потребительских товаров (таких, как одежда и хозяйственные товары) вырос к середине 1970-х годов с 7% до 15%. Наиболее существенное изменение в структуре экспорта состояло в сокращении доли угля и кокса: в 1949 на них приходилась почти половина стоимости экспорта, а в 1981 – только 10%.

До конца 1980-х годов примерно половина объема внешней торговли Польши приходилась на страны советского блока – около 46% всего экспорта и 52% импорта в 1986. СССР был главным торговым партнером Польши: в 1986 на него приходилось почти 23% ее импорта и 25% экспорта. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. Основными странами-импортерами к 2002 стали Германия (29,9% всего импорта), Италия (8,1%), Россия (7,4%),Франция (7.2%),Нидерланды (5,3%). Порядок стран-экспортеров такой: Германия (33%), Италия (5,7%), Франция (5%) и Великобритания (4,8%), Чехия(4,3%). В 2002 объем экспорта Польши составил 32,4 млрд. долл., из них 70% приходилось на страны Европейского союза; объем импорта – 43,4 млрд. долл.

Закон об иностранных капиталовложениях 1991 открыл для них Польшу, а закон о совместных предприятиях, принятый в марте 1996, снял ограничения на иностранные вложения в совместные предприятия. В 1997 прямые иностранные инвестиции составили 6,6 млрд. долл., в первой половине 1998 – 5 млрд. долл. С 1990 до июля 1998 в польскую экономику было вложено 25,6 млрд. долл. – самая большая сумма прямых иностранных капиталовложений среди всех стран Восточной Европы.

Общий внешний долг Польши уменьшился с 47 млрд. долл. в 1992 до 42,1 млрд. в 1997, но это снижение произошло отчасти благодаря соглашению 1994 между Польшей и Лондонским клубом кредиторов о списании части долга. В 1998 дефицит внешней торговли достиг 1,5 млрд. долл., но валютные резервы, составлявшие 26 млрд. долл., считались вполне достаточными для обслуживания внешнего долга страны.

Финансы и банковская система Польши

С 1946 до 1989 в Польше государственные финансовые учреждения полностью вытеснили частные. В 1990 правительство «Солидарности» начало внедрять капиталистическую финансовую систему, и Польша стала первой посткоммунистической страной, приступившей к осуществлению макроэкономической реформы, которая получила название «шоковая терапия». Был снят ценовой контроль, сокращены субсидии в промышленности, государственные монопольные предприятия были поставлены в рыночные условия, а национальная денежная единица стала котироваться по плавающему курсу. Для борьбы с гиперинфляцией (которая достигла 600% в год) в 1990 был разработан план Бальцеровича, тогдашнего министра финансов. Уже к 1992 гиперинфляцию удалось остановить, а в 1993 в Польше начался реальный экономический рост. Темпы инфляции к 1998 сократились до 10%; в 1999 они составляли всего несколько процентов.

В апреле 1991 была создана Варшавская финансовая биржа. В 1997 на ней осуществляли свои операции около 100 компаний. Оборот биржи вырос с 240 млн. долл. в январе 1993 до 8 млрд. долл. в декабре 1996; более 60% всего оборота приходилось на польских инвесторов.

Вследствие реструктуризации экономически неэффективных предприятий в начале 1990-х годов польская банковская система испытывала серьезный долговой кризис. Так, в 1993 займы, по которым были нарушены условия их погашения, составляли 31% от суммы всех займов. Тем не менее, в отличие от центральных банков большинства соседних стран, Национальный банк Польши (НБП) оказался способен выдержать трудности переходного периода. В результате Польша преодолела кризис, и к концу 1996 доля неплатежеспособных должников сократилась до 12,5%. Шестилетний срок пребывания на посту нынешнего председателя НБП, Ганны Гронкевич-Вальтц, закончился в марте 1998. Она вновь заняла этот пост на следующий срок.

Денежная единица в Польше – злотый, который с 1990 конвертируется по обменному курсу; тем самым завершился период длительного процветания черного валютного рынка. Злотый был деноминирован в январе 1995 года.

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI в, составил чуть более 4000 долларов США в год. Общий ВВП - самый большой среди стран Центрально-Восточной Европы (350млрд долл. в 1999 г.).

Польша - аграрно-индустриальная страна. Развал СЭВ и переориентация на Запад привели к существенной трансформации отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство Польши отличается разнообразием, но до последнего времени и отсталостью. В XX в. оно прошло особый путь развития. Послевоенная национализация крупных прусских и померанских землевладений и сохранение мелких крестьянских хозяйств в центральной части и на юге страны в сочетании с ограничением свободного земельного рынка не привели к желаемому расцвету отрасли. Продуктивность как , так и растениеводства качественно ниже, чем у западных соседей со схожими агроклиматическими ресурсами (средняя урожайность пшеницы менее 40 ц/га, удойность коров - 3 тыс. литров в год), причем значения соответствующих показателей уменьшаются с юго-запада на северо-восток. До сих пор широко используется тягловая лошадиная сила.

Две трети товарной продукции дает животноводство. Доминирует свиноводство (2-е место в Зарубежной Европе по поголовью свиней), рассредоточенное по всей территории страны. Разведение крупного рогатого скота имеет мясомолочное направление. Сегодня Польша не только производит, но успешно налаживает экспорт свинины, молока и сливок на европейский рынок.

Основные мощности черной металлургии создавались в социалистический период при помощи СССР. Главные производители стали - устаревший Катовицкий металлургический комбинат в Верхней Силезии и более современный в Ново-Гуте под Краковым (потенциальная мощность обоих более 3 млн тонн в год). Большая часть металлургических предприятий страны приватизируется под давлением Европейской комиссии, в частности крупными ТНК. В соответствии с ее требованиями, при вступлении в ЕС Польша должна значительно сократить выпуск стали, сохранив только те виды сталелитейной продукции, которые будут востребованы на общеевропейском и мировом рынках.

Цветная металлургия имеет более светлые перспективы. Польша - крупнейший в Европе производитель рафинированной меди и серебра. Главные месторождения и медеплавильные заводы находятся в Люблинском воеводстве.

Химическая промышленность в послевоенный период развивалась быстро, но сегодня она находится в тяжелом положении, что связано как с экономическими, так и с экологическими причинами. До 1990-х г. здесь производились серная кислота, в частности на базе собственных месторождений серы в Езёрко, поваренная соль, минеральные удобрения. Сегодня спрос на эту продукцию, особенно на минеральные удобрения, падает.

Машиностроение разнообразно, но по европейским меркам маломощно. Здесь есть производство локомотивов и железнодорожных вагонов, самолетов, легковых и грузовых автомобилей, морских судов. Лучше всего дело обстоит с производством автомобилей и судов. Автомобилестроение развивается прежде всего благодаря иностранным капиталовложениям и активному внедрению в польское автомобилестроение таких гигантов, как «Дженерал моторе», «Фольксваген», «ФИАТ», «Форд», «Деу», «Тойота», «Вольво». Единственный национальный автомобиль «Полонез» снимается с производства. Общий объем иностранных инвестиций в отрасль в 2000 г. превысил 5 млрд долл, США. Сегодня автомобилестроение дает 8% ВВП страны.

Неплохая на общеевропейском фоне ситуация с . Польша удерживает 2-е место в Европе и 5-е в мире по производству судов. В начале 1990-х гг. отрасль была на гране банкротства, но энергичные меры правительства изменили ситуацию. Была проведена приватизация и, как и в случае с автомобилестроением, кампания по привлечению . Характерной чертой нового этапа развития отрасли стал опережающий рост производства малотоннажных судов, а также корпусов, изготавливаемых по заказам германских и других западноевропейских верфей. В стране работает восемь верфей, крупнейшие из них - Щецинская и Гданьская. Сегодня в кооперации с судостроителями работает 800 промышленный предприятий и организаций инфраструктуры, на которых занято более 130 тыс. человек.

Вес третичного сектора в экономике скромнее, чем в странах Запада, но он успешно развивается. В силу удачного экономико-географического положения на пересечении торговых путей между Западной и Восточной, Северной и Южной Европой Польша веками была торговой страной. В постсоциалистический период география внешнеэкономических связей принципиально изменилась. Главным торговым партнером Польши стала соседняя Германия, на долю которой теперь приходится 35% экспорта и 25% импорта (2002). Доля России не превышает 5% как экспорта, так и импорта. В экспорте растет доля продукции , а в импорте - промышленных товаров и топлива.

Транспортная инфраструктура в целом развита, но по западным меркам нуждается в качественном улучшении. Половина пассажиро- оборота и две трети грузооборота осуществляются железнодорожным транспортом. Половина железных дорог электрифицирована, но в Польше еще можно увидеть составы с углем, которые тянут паровозы. В западной части страны железнодорожная сеть гуще, чем в восточной. Лучше выглядит относительно густая сеть автодорог с твердым покрытием. Проектируется строительство автомагистрали из ФРГ через Польшу и Белоруссию в Россию, которая пройдет через Познань и .

В начале нового столетия в Польше стремительно развиваются телекоммуникационные системы. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. средние темпы роста телефонной сети достигали 20% в год. В 2000 г. компания «Телекоммуникация Польска» заняла почетное 1-е место среди 100 ведущих компаний Центрально-Восточной Европы (включая Россию), опередив по уровню капитализации российские «Лукойл» и «Газпром». Так же быстро идет внедрение современных информационный технологий.

Неплохо развивается туристский бизнес. Для культурно-познавательного туризма наиболее привлекателен «польский Рим» Краков, который более 500 лет до конца XVI в. был столицей польского государства. Это изумительный город, чудом уцелевший во время Второй мировой войны. Здесь находится Вавельский дворец польских королей, один из старейших в Европе Ягеллонский университет. Закопане, главный центр горнолыжного туризма, расположен в Высоких Татрах. В последние годы большой популярностью как у , так и у иностранных туристов пользуется один из самых молодых европейских курортов на Балтийской косе, рядом с российской Калининградской областью.

Польша - страна ярко выраженных территориальных контрастов. Наиболее экономически развиты запад и юг страны, наименее - северо-восток. Столица страны Варшава представляет собой в определенной степени анклав на фоне не самой экономически развитой исторической провинции Мазовии (Мазовше). Помимо того что Варшава - главный административный центр, Варшавская агломерация (более 2 млн человек) - самый крупный район обрабатывающей промышленности страны. К юго-западу от столицы находится второй по величине город страны - Лодзь (900 тыс. жителей). В XIX в. это был один из крупных центров текстильной промышленности. Главный промышленный регион страны - Силезия, где находится крупнейшая промышленно-городская агломерация -- Верхнесилезская с центром в Катовице (около 4 млн человек). Здесь добывается практически весь каменный уголь страны, действует металлургический комбинат «Катовице», ведется добыча свинцово-цинковых руд. Из-за высокой концентрации грязных производств Верхнесилезская агломерация - самый экологически неблагополучный район Польши, мощный источник загрязнения воздушного и водного бассейнов (неподалеку от агломерации верховья Вислы и Одры). К северу от Катовице находится г. Ченстохова - центр паломничества католиков. Здесь хранится польская национальная святыня - чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери.

Главный город Нижней Силезии - древний Вроцлав (более 500 тыс. жителей), основанный в X в. Это важный транспортный узел, центр .

Севернее Силезии простирается Великопольша с Куявией, восточнее - Малополыиа. Великопольша - историческое ядро страны. Здесь расположен небольшой город Гнезно («Гнездо») - первая столица польского государства. Согласно легенде, его основал в X в. князь Лех, вождь полян. Самый крупный город Великополыни - Познань. Здесь есть разнообразное машиностроение (производство железнодорожных вагонов, дизелей для судов). Это еще и крупный торгово-ярмарочный центр. Главный город Малополыпи Краков (750 тыс. жителей) - вторая после Гнезно историческая столица страны. Сегодня это прежде всего культурный и научный центр, туристическая Польши. Но в целом Малополыиа - индустриально-аграрный регион страны с высокой долей занятых в сельском хозяйстве.

Приморская полоса (Западное и Восточное Поморье) занимает территорию бывших германских Померании, Западной и части Восточной Пруссии. Здесь находятся две портово-промышленные агломерации - Щецинская (ок. 600 тыс. человек) и Гданьско-Гдынская (800 тыс.). Окружены обе агломерации преимущественно сельскими ландшафтами и лесами. Гданьск не только промышленный порт, но и один из центров туризма. Он имеет компактный, бережно отреставрированный исторический центр, богатый памятниками готической архитектуры. Недалеко от Гданьска расположен небольшой городок Мальборк с сохранившимся замком крестоносцев. Именно отсюда шли ливонские рыцари на Русь покорять Псков и Новгород, но были разбиты князем Александром Невским на Чудском озере в 1242 г.

Как уже отмечалось, северо-восток и восток - наиболее отсталые районы. Промышленно развито лишь Люблинское воеводство. Здесь есть автомобильный и вертолетостроительный заводы. Город Люблин насчитывает 350 тыс. жителей. Подлясе - аграрный район, польская часть Полесья, примыкающая к Полесью.

Именно Польша считается одной из наиболее развитых промышленных стран.

Именно здесь сегодня развиты ведущие отрасли, в которых заняты сотни тысяч специалистов, выпускается как продукция готовая, так и важное сырье для промышленных центров Европы.

Чем же именно могут сегодня похвастаться промышленники Польши, и какие наиболее крупные предприятия есть в этой стране, нужно разобраться детальнее.

Промышленность в Польше выпускает различную продукцию, качество которой во всем мире оценивается достаточно высоко. В частности, промышленность выпускает:

  • фармацевтику;
  • косметику, парфюмерию;
  • различные виды удобрения;
  • различные виды синтетических волокон;
  • каучуки;
  • автомобильные покрышки;
  • продукты питания, табачные изделия;
  • одежду и обувь.

Особого внимания заслуживает машиностроение в самой Польше. Сегодня именно эта промышленность производит огромное количество различных изделий, востребованных не только в этой стране, но и в Италии, Франции, Германии.

Сюда из самой Польши поставляют суда, комплектующие для самолетов, а также готовые машины в основном сельскохозяйственного назначения и тренировочного. Помимо того выпускает промышленность именно этого государства также вагоны и прочие транспортные средства в основном под заказы других государств.


Металлургическая отрасль Польши сосредоточена в нескольких наиболее крупных промышленных центрах страны. Это такие города как Лодзь, Краков, Светохловиц и многие другие. Страна в последние годы провела полную модернизацию предприятий, за счет чего удалось одновременно и увеличить выпуск продукции, и понять промышленность на новый уровень использования ресурсов, а также качества продукции.

Также возрос и объем поставок изделий в другие страны в связи с расширением производства и налаживанием новых коммерческих связей. В настоящее время именно польская промышленность выпускает такие разновидности продукции, как длинный и плоский прокат, стальные трубы, полуфабрикаты и многое другое.

Основным потребителем продукции металлургии Польши является, конечно, ЕС – сюда поставляют до 90% всей продукции. Также именно польский металлургический продукт пользуется огромной популярностью в Китае, России, Украине, где его ценят за высокое качество, а также весьма умеренную цену.


В Польше работают крупнейшие предприятия Европы в различных направлениях экономической деятельности. Наиболее перспективными из них следует считать:

  • Polpharma SA — фармакологическую компанию, имеющую широкий спектр продукцию, в том числе, включающий антибиотики.
  • Wilk Elektronik SA — компанию, специализирующуюся на различных картах памяти, затребованных странах Европы, Африки, Азии.
  • Zelmer — крупного производителя бытовой техники, входящего в состав европейской группы BSH, в чьей линейке в последние годы представлено свыше 150 образцов недорогого, однако надежного домашнего оборудования.
  • Азотный комбинат «Пулавы», обеспечивающий производство различных минеральных удобрений.
  • Brilux — компанию, занимающуюся разработкой и поставками светотехники практически по всей территории ЕС, а также далеко за ее пределами. В этой стране расположен ее крупнейший центр.

Данные компании в настоящее время имеют филиалы практически по всей Еврозоне и обеспечивают экспорт товаров в различные страны. Некоторые из этих организаций продолжают расширяться, в связи с чем нередко приглашают не только специалистов, на данный момент проживающих в этой стране, но и мигрантов на собственные предприятия.


Именно в Польше расположено несколько достаточно крупных заводов, обслуживающих в основном металлургию, а также оборонную отрасль. Если говорить о наиболее развитых среди них, отметить нужно будет Гданьску судоверфь, производство которой ориентировано на ЕС, а также Тарнувский механический завод и Радомский оружейный центр.

Остальные предприятия Польши несколько меньше по своим масштабам, хотя и по комплектации организаций, и по уровню квалификации сотрудников нисколько вышеупомянутым не уступают.

Данные предприятия были созданы на основе более мелких предприятий, в основном это средняя промышленность, основанная еще в 50-х годах. Как и все производственные комплексы, после 1990 года они полностью прошли модернизацию, благодаря чему дают продукцию, соответствующую современным высоким нормам качества. Многие из них также входят в более крупные европейские объединения.

В настоящее время польские центры только наращивают свой объем выработки, благодаря чему имеют достаточно широкие перспективы дальнейшего развития и даже могут вытеснить конкурентное производство.

Уже в ближайшие годы они смогут обойти по объему выпускаемой продукции и немецкие, и французские предприятия, занимая тем самым ведущее место на рынке во всей Еврозоне.

Территория Польши протянулась с запада на восток почти на 700 км, с севера на юг — на 650 км. Она расположена в бассейнах рек Вислы и Одры, между горной дугой Карпат и Судет на юге и Балтийским морем на севере. Современная территория страны сформировалась после Второй мировой войны. ЭГП Польши определяется выгодным транспортным положением на пересечении широтных (между странами Западной и Восточной Европы) и меридиональных (между странами Дунайского бассейна и Балтийским морем) путей и широким выходом к морю.

По государственному строю Польша — президентско-парламентская республика, главой которой является президент, а функции парламента выполняет Сейм.

Природно-ресурсный потенциал Польши

Польша богата полезными ископаемыми. По запасам медной руды и самородной серы, каменного угля она занимает одно из первых мест в мире, по запасам бурого угля, поваренной соли, полиметаллов, строительного сырья — одно из первых мест в Европе. Подавляющее большинство полезных ископаемых концентрируется в южной части страны, что объясняется особенностями геологического строения. Однако железной и марганцевой рудой, нефтью, фосфоритами Польша обеспечена недостаточно.

Распространенные почвы Польши — дерново-подзолистые, дерново-карбонатные и черноземы. Лесами покрыто около 20% территории страны, но для хозяйственных нужд их не хватает.

Население Польши

На численность населения Польши немалое влияние имела Вторая мировая война. Страна потеряла около 15% населения (около 7 млн. человек), изменилась его половая структура. Изменение границ страны в 1945 г. привела к массовым внешним миграциям: несколько миллионов человек (преимущественно немцы) выехали из Польши, однако возвращение поляков из других стран, в том числе и из Украины, было еще больше. Благодаря демографической политике правительства в послевоенное время увеличился естественный прирост населения. По возрастной структуре на начало 90-х годов поляки стали одной из самых молодых наций Центральной Европы.

Индустриализация, которая началась в послевоенное время вызвала и повышенные темпы урбанизации. Сейчас в городах проживает более 60% населения. На территории страны расположено 9 агломераций с населением 1-2 млн. человек каждая.

Польша — однонациональная страна, поляки составляют 98,7% населения. Наиболее густо заселены южные районы страны (250 человек на 1 км кв.), Всего — северо-восточные районы. Средняя плотность населения составляет 123 человека на км кв.

Общая характеристика хозяйства Польши

До Второй мировой войны Польша имела преимущественно аграрную специализацию. В сельской местности проживало 65% населения. В промышленности значительным было влияние иностранного капитала. В годы построения социализма (1945-1990 pp.) состоялась индустриализация, получили развитие отрасли тяжелой промышленности: энергетика, металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и лесохимическая, легкая промышленность. В конце 1991 г. в Польше была принята программа реорганизации экономики, которая базировалась на быстром переходе к рыночной экономике: осуществление приватизации, укрепления финансовой системы, равенства развития всех форм собственности, привлечения иностранных инвестиций. Однако перестройка экономики проходила на фоне спада жизненного уровня населения, в первую очередь среди работников угольной, металлургической и текстильной промышленности. Резко снизился уровень жизни крестьян (на 30-40%). Это произошло потому, что владельцы мелких крестьянских хозяйств ранее сами сбывали свою продукцию, однако в условиях отсутствия дефицита продукции сельского хозяйства это стало невозможным.

И все же, несмотря на трудности, Польша первой из стран Центральной Европы вышла из спада. Рост ВНП продолжается, около 60% ВНП создается в частном секторе. В стране создан новый экспортный комплекс, произошла переориентация на рынки Западной Европы и Ближнего Востока.

Среди факторов экономического роста во второй половине 90-х годов следует отметить активизацию инвестиционной деятельности и внешней торговли, связанную с экономическим оживлением и благоприятной ситуацией на рынках развитых стран. Благодаря успехам в рыночных преобразованиях хозяйства Польша одной из первых постсоциалистических стран должна к 2004 г. стать членом ЕС.

Промышленность Польши

ТЭК Польши использует собственный каменный и бурый уголь, нефтеперерабатывающая промышленность развивается на сырье, поступает из стран Ближнего Востока, России. В энергетике преобладают ТЭС.

Черная металлургия Польши зависит от импорта железной руды из России и Украины, поэтому сейчас в ее развитии есть определенные проблемы. Основной район размещения черной металлургии — Верхняя Силезия. Большее значение имеет цветная металлургия, которая использует собственное сырье (выплавка меди, цинка, серебра).

Ведущей отраслью промышленности является машиностроение (точное и общее). Предприятия выпускают оборудование для угольной промышленности, химических и сахарных заводов, вагоны, развиваются судостроение, производство электронных и электротехнических приборов.

Химическая промышленность Польши представлена отраслями основной химии и химией органического синтеза. Последняя начала развиваться на основе углехимии, а затем перешла на использование импортной нефти. В последнее время быстрыми темпами развивается фармацевтическая промышленность.

В Польше традиционно высокий уровень развития имеют текстильная и пищевая промышленность. Важнейшие промышленные центры страны — Варшава, Лодзь, Познань, Гданьск, а также промышленные районы Верхней и Нижней Силезии.

Сельское хозяйство Польши

Ведущую роль в сельском хозяйстве играет растениеводство. Под сельскохозяйственными угодьями занято 61% площади страны. Польша занимает заметное место в Европе по производству картофеля, ржи, сахарной свеклы. Большое значение имеют выращивание пшеницы, льна, садоводство (в том числе выращивание ягод), овощеводство.

Доля животноводства в сельском хозяйстве достигла 45%. Здесь разводят крупный рогатый скот и занимаются свиноводством. Развитие животноводства сдерживается недостаточной кормовой базой.

Морское рыболовство ведется в Балтийском море и Атлантическом океане.

Транспорт Польши

До последнего времени основой транспортной системы Польши были железные дороги, но на современном этапе на первое место по перевозкам грузов вышел автомобильный транспорт. Развиваются речной (Одра, Висла и каналы) и морской транспорт (крупнейшие порты — Гданьск, Гдыня, Щецин). Трубопроводный транспорт имеет широтное направление, вследствие ориентации на транспортировку российской нефти и газа в страны Западной Европы. Сейчас создается сеть трубопроводов меридионального направления для экспорта североевропейской и ближневосточной нефти, в том числе и нефтепровод Одесса — Гданьск.