Бюджетный дефицит: понятие, классификация, методы устранения. Качество дефицита бюджета может быть различным. Основные методы финансирования бюджетных дефицитов

Дефицитом бюджета называют состояние бюджета государства, характеризующееся неспособностью перекрытия получаемыми доходами расходной части. Этот процесс сопровождается возникновением отрицательного сальдо. Подобное состояние государственного бюджета является характерным для многих государств, имеющих развитую экономику, вследствие инфляции.

Дефицит бюджета – отражение неустойчивости положения в хозяйственных и финансовых областях деятельности. Для его перекрытия используются внутренние и внешние источники финансирования, вследствие чего увеличивается государственный долг .

В качестве причин, способствующих возникновению дефицита бюджета, выступают следующие источники дефицита бюджета:

1) Увеличение расходов государства, обуславливаемых перестройкой структуры экономики и потребностью развивать промышленность.

2) Уменьшение количества доходов, поступающих в государственный бюджет при экономическом кризисе.

3) Чрезвычайные происшествия (военные действия, народные восстания, крупномасштабные техногенные катастрофы, бедствия, причиняемые стихией).

4) Неэффективная финансовая система государства.

5) Рост политического популизма – применения программ социальной направленности, не обеспеченных финансовым ресурсом.

6) Охват государственного сектора коррупцией.

7) Неэффективная налоговая политика, приводящая к увеличению экономического сектора, находящегося в тени.

Сокращение дефицита бюджета является серьезной проблемой по некоторым причинам:

Первая причина: из-за большого объема расходов, которые необходимо производить государству. Накапливаясь в течение десятилетий, часть таких обязательств не может быть сокращена. Если будут снижены другие, это, как непопулярная мера, затронет интересы определенной части населения.

Вторая причина заключается в сложности нахождения новых источников, которые позволили бы пополнить бюджет. Увеличение налогов оказывает негативное влияние на деловую активность в экономических секторах, как следствие экономика криминализируется, часть ее становится теневой, уклоняясь от налогов .



В классификации бюджетного дефицита используется ряд критериев. Характер возникновения определяет случайный или действительный дефицит бюджета. При наличии временных остановок поступления и расходования средств отмечается случайный или кассовый дефицит. Такой вид дефицита бюджета обычно встречается в местных бюджетах, которые находятся в достаточно большой зависимости от одного из источников, финансирующего их.

Не восполняемое отставание увеличения доходов в бюджете от увеличения расходов является причиной действительного бюджета. Предельная величина действительного бюджета закладывается законом, регулирующим бюджет в течение финансового года, но при исполнении бюджета это величина может быть снижена или завышена.

При определении продолжительности дефицита можно различить хронический или временный бюджетный дефицит. Для хронического дефицита характерно ежегодное повторение его в государственном бюджете. Наиболее часто он проявляется при продолжительном экономическом кризисе. Для временного дефицита характерна меньшая продолжительность. Его последствия представляют меньшую опасность для экономических процессов, возникая вследствие случайного колебания дохода и расхода. Необходимо принимать во внимание, что неумелое управление временным дефицитом может привести к хроническому дефициту.

Относительно плана различают плановый (предусмотренный в законодательном акте) или внеплановый дефицит бюджета, вызванный непредвиденным увеличением расходов либо значительным уменьшением доходов.

Учитывая расходы на обслуживание долга государства, дефицит является первичным или вторичным. При первичном дефиците наблюдается значительное превышение бюджетной статьи расходов относительно доходов. Причиной вторичного бюджетного дефицита является расходы на оплату процентов по уже существующему бюджетному долгу .

В других странах также различают следующие виды бюджетного дефицита государства:

Дефицит циклического типа – характеризуется спадом активности в экономике и сокращением дохода от налогов.

Дефицит структурного типа – характеризуется положительным или отрицательным бюджетным сальдо при существовании безработицы в естественном количестве, естественном уровне ВВП, наличии налоговых ставок и платежей по трансферам, которые определены законодательством. Этот вид дефицита – результат проведения дискреционного вида фискальной политики .

Облегчить экономические последствия дефицита бюджета страны можно принятием ряда мер, позволяющих управлять дефицитом.

1) Эмиссионное покрытие.

Выпуск дополнительных денежных средств позволит уменьшить или полностью покрыть дефицит бюджета. Эта мера приводит к инфляции, обесценивающей долг внутри страны, одновременно удешевляя мероприятия по его обслуживанию. При достаточно высоких темпах инфляции, могут отмечаться даже отрицательные ставки процентов, выплачивающихся по ценным государственным бумагам. В тоже время при высокой инфляции, которая может привести к гиперинфляции, наносится значительный вред экономике, который приводит денежную систему к деградации, обесценивает сбережения населения, сопровождаясь экономическим спадом. Дополнительно при инфляции государству приходится для каждого нового выпуска государственных бумаг устанавливать более высокую процентную ставку и вводить бумаги, имеющие плавающую процентную ставку. Из-за этого выгода, предоставляемая эмиссионным покрытием, значительно снижается.

2) Покрытие дефицита бюджета с помощью налогов.

Вводя дополнительные налоги и увеличивая ставки уже имеющихся налогов возможно в быстрые сроки увеличить бюджет страны. Но через некоторый период времени эта мера может сделать невыгодными вкладывание инвестиций в производство и предпринимательскую активность, приводя к снижению производства и увеличению доли теневой экономики. Следовательно, покрытие дефицита увеличением налогов дает эффект на короткий промежуток времени, через определенное время снижая доходы, получаемые бюджетом из-за уменьшения налогооблагаемых предприятий.

3) Секвестрование.

Является пропорциональным снижением имеющихся в бюджете статей расхода на какую-то определенную часть. Применение этого метода рассчитано на весь бюджетный год. Высшие органы власти могут определить ряд статей расхода, защищенных от секвестрования. Некоторые статьи, например, касающиеся выплаты внешнего долга страны, нельзя секвестровать .

В США, например, различают прямой (обязательный) и дискреционный тип статей расхода бюджета. Так как действующее законодательство гарантирует прямой тип расходов – социальных пособий, медицинских программ и т. п. – их нельзя урезать. Дискреционный тип расходов каждый год рассматривает и утверждает конгресс США, устанавливая лимит этого вида расходов. При превышении фактических расходов данных лимитов применяется секвестрование для уменьшения дефицита бюджета.

Бюджетный дефицит может приобретать разного качества, возникать при различных обстоятельствах, вызывать различные последствия. В связи с этим целесообразно говорить о различные виды бюджетного дефицита.

1. в Зависимости от вида бюджета различают:

- дефицит государственного бюджета;

- дефицит местного бюджета.

Для стран с федеративным устройством можно выделить дефицит федерального бюджета, дефицит бюджета члена федерации, а также дефицит местного бюджета.

Указанные виды бюджетного дефицита являются важными при рассмотрении деятельности правительства и отдельных органов местного самоуправления, а также для анализа консолидированной позиции сектора общего государственного управления.

2. в Соответствии с фондов, которые формируются в составе бюджета, различают:

- дефицит общего фонда бюджета;

- дефицит специального фонда бюджета. Отечественное законодательство требует, чтобы специальный фонд бюджет был сбалансированным. Это обусловлено тем, что средства, которые поступают к нему, имеют заранее определенное целевое назначение и должны расходоваться в пределах этих поступлений только на предусмотренные цели.

Кроме того, бюджетный фонд может быть разделен на текущий бюджет и бюджет развития, соответственно различают:

- дефицит текущего бюджета. Общим требованием является балансировка текущего бюджета. Его бездефицитность свидетельствует о финансово ответственное поведение правительства, о том, что он осуществляет свою текущую деятельность в пределах полученных доходов. Дефицит текущего бюджета расценивается как крайне негативное явление. Считается, что он должен возникать только в период экономического спада или в кризисном состоянии;

- дефицит бюджета развития. Обычно этот бюджет предназначен прежде всего для финансирования государственных капиталовложений. Источниками бюджетных ресурсов главным образом в государственные займы. Иначе говоря, бюджет развития фактически всегда является дефицитным. Такая ситуация не расценивается как негативная, поскольку государство способствует совокупным инвестициям, экономическому росту и создает предпосылки для получения в будущем высоких бюджетных доходов, что станет источником для обслуживания и погашения госдолга без дополнительной финансовой нагрузки на частный сектор.

3. Известный американский экономист. Хеллер разработал концепцию активного и пассивного бюджетного дефицита. Это разделение зависит от характера возникновения дефицита:

- активный дефицит возникает тогда, когда правительство из-за увеличения расходов бюджета стимулирует совокупный спрос. При этом фискальная политика направлена на содействие росту совокупных инвестиций (через бюджетные капиталовложения, политику ускоренной амортизации) и на стимулирование текущего потребления (снижение ставок налогов, введения налоговых льгот, сознательное наращивание текущих бюджетных расходов). Указанные политические меры являются дискреционными;

- пассивный дефицит - это дефицит, возникающий как следствие экономического спада, снижение производства и занятости приводит к уменьшению бюджетных доходов. Бюджетный дефицит является результатом автоматических изменений.

Концепция активного и пассивного бюджетного дефицита играет важную роль в анализе регулирующей роли государства. На ее основе можно оценить политику правительства, ее влияние на решение проблем развития национальной экономики. Активный бюджетный дефицит всегда является сознательным - правительство специально создает его для активного воздействия на экономическую кон" юнктуру. Пассивный дефицит является вынужденной: правительство должно приспосабливаться и пассивно подчиняться экономической динамике.

4. в Зависимости от учета дефицита в процессе бюджетного планирования можно выделить:

- запланирован бюджетный дефицит (или ожидаемый). Запланированный бюджетный дефицит ежегодно утверждается парламентом в законе о государственном бюджете. Предельный размер бюджетного дефицита является одним из важнейших показателей, необходимых для составления проекта бюджета. Его размер также ежегодно утверждает законодательный орган;

- фактический бюджетный дефицит. Его размер получают по данным отчетов об исполнении бюджета. При этом может оказаться, что образовался незапланированный бюджетный дефицит (или неожиданный).

Анализ бюджетного дефицита за запланированным и фактическим показателям дает возможность оценить, насколько качественным является бюджетное планирование, а также эффективность системы исполнения бюджета. Кроме того, можно определить влияние непредвиденных на стадии планирования бюджета изменений экономической коньюктуры, социальных и политических факторов текущего года, природных, техногенных и других факторов на выполнение запланированных бюджетных показателей.

5. По сроку действия можно говорить о:

- временный бюджетный дефицит. Он возникает не регулярно - из года в год, а только в отдельные периоды неблагоприятной социально-экономической коньюктуры. Это явление не является типичным для бюджетной практики;

- постоянный (хронический) бюджетный дефицит. Современные бюджеты имеют хронические бюджетные дефициты. Все мероприятия, которые проводились в рамках фискальной политики ведущих стран мира, пока не помогли преодолеть хронический характер дефицитов.

6. По форме проявления бюджетного дефицита различают:

- открытый бюджетный дефицит - это дефицит, который официально отражен в ежегодном законе о бюджете, отчетности об исполнении бюджета и в бюджетной статистике. Его размер может быть как плановым, так и фактическим;

- скрытый бюджетный дефицит - это дефицит, который возникает из-за несвоевременного финансирования запланированных в бюджете назначений вследствие недополучения запланированных доходов. Поскольку бюджетный учет ведется на кассовой основе, невыполненные обязательства не будут зафиксированы в нем как расходы, а значит на эту сумму бюджетный баланс "исказит" реальное положение вещей. Исследователи также высказывают мнение, что недофінансу-ния бюджетных учреждений (бюджетное финансирование на уровне, который значительно ниже, чем реальные потребности на содержание бюджетных учреждений и других объектов финансирования) приводит к занижению показателей расходов бюджета. Если бы бюджетное финансирование было на должном уровне, то размер расходов был бы выше, а следовательно и большим дефицит бюджета. Это является еще одним фактором скрытого бюджетного дефицита. Как правило, размер скрытого бюджетного дефицита определяется на основе экспертных оценок.

7. в Зависимости от связи с государственным долгом в теории и на практике выделяют:

- первичный дефицит - это дефицит, при расчете которого из расходов исключены затраты на уплату процентов по государственному долгу. Первичный дефицит является одним из важнейших макрофі-нансових показателей. Он показывает, каким был бы бюджетный дефицит при отсутствии расходов на обслуживание долга. Кроме того, на основе этого показателя проводят анализ, как предыдущая политика правительства (когда он в прошлом допускал бюджетные дефициты и одалживал средства для его покрытия) влияет на настоящее состояние государственных финансов. Исключив проценты по государственному долгу из общего объема бюджетных расходов, можно говорить о том, насколько текущие решения правительства соответствуют принципам финансовой дисциплины. Благоприятной считается ситуация, когда во время экономического роста в бюджете накапливается первичный избыток;

операционный дефицит - это первичный дефицит, в расчете которого процентные платежи по государственному долгу скорректированные на темпы инфляции. Как правило, в финансовых отношениях с кредиторами государства часто используются корректирующие коэффициенты, которые дают возможность компенсировать потерю стоимости процентов вследствие инфляции. Это вызывает дополнительные бюджетные расходы. Оценить их можно, проводя сравнительный анализ операционного и первичного дефицитов.

8. На основе исследования взаимосвязей между бюджетными дефицитами и гиперинфляцией в 1990-х годах была разработана концепция нового вида бюджетного дефицита - виртуального. Виртуальный дефицит - это дефицит, который был бы за нулевых темпов инфляции и полного финансирования запланированных правительством в бюджете расходов. Известный экономист-неокласик Д. Патинкин исследовал поведение правительства в условиях высоких темпов инфляции и установил, что коалиционные правительства вынуждены принимать к исполнению принятые парламентским большинством программы бюджетного финансирования, которые не соответствуют реальным финансовым возможностям бюджета. Через это при гиперинфляции правительство начинает задерживать финансирование бюджетных расходов, чтобы позже выполнить эти обязательства обесцененными деньгами. Таким образом, фактически наблюдаются значительно более низкие размеры бюджетного дефицита, чем они должны были бы быть при своевременном и надлежащем финансировании утвержденных в бюджете расходов. Реальный дефицит становится "виртуальным", или скрытым, благодаря бюджетным неплатежам.

9. В зависимости от связи с экономическим циклом выделяют следующие виды бюджетного дефицита:

- циклический бюджетный дефицит - это дефицит, который возникает во время циклического экономического спада и сокращения вследствие этого бюджетных доходов. Фактически правительство на этой фазе цикла начинает поддерживать совокупный спрос, увеличивая бюджетные расходы. В результате фактический дефицит превысит размер циклического дефицита, а разница между этими показателями покажет размер експансійного влияния бюджета (его называют циклическим эффектом бюджета);

структурный дефицит - это разница между фактическими бюджетными расходами и суммой доходов, которая была бы получена бюджетом в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Применение в анализе циклических показателей бюджетного дефицита дает возможность выделить ту часть дефицита, которая возникла вследствие циклического спада, и тот дефицит, который возник через политические меры, принятые государством. С помощью указанных показателей можно оценить, является ли политика, которую проводит правительство, процикличной (что оценивается негативно, поскольку углубляет амплитуду экономического цикла) или антициклічною (правительство получает положительные оценки).

Дефицитом бюджета называют состояние бюджета государства, характеризующееся неспособностью перекрытия получаемыми доходами расходной части. Этот процесс сопровождается возникновением отрицательного . Подобное состояние государственного бюджета является характерным для многих государств, имеющих развитую экономику, вследствие инфляции.

Дефицит бюджета – отражение неустойчивости положения в хозяйственных и финансовых областях деятельности. Для его перекрытия используются внутренние и внешние , вследствие чего увеличивается .

В качестве причин, способствующих возникновению дефицита бюджета, выступают следующие источники дефицита бюджета:

1) Увеличение расходов государства, обуславливаемых перестройкой структуры экономики и потребностью развивать промышленность.

2) Уменьшение количества доходов, поступающих в при экономическом кризисе.

3) Чрезвычайные происшествия (военные действия, народные восстания, крупномасштабные техногенные катастрофы, бедствия, причиняемые стихией).

4) Неэффективная финансовая система государства.

5) Рост политического популизма – применения программ социальной направленности, не обеспеченных финансовым ресурсом.

6) Охват государственного сектора коррупцией.

ВВЕДЕНИЕ

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета

Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации.

Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (внутреннего и внешнего)

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации.

1. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

2. Функциональная классификация состоит из четырех уровней.

А) первый уровень – разделы, отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Функциональная классификация содержит 11 разделов

Б) второй уровень конкретизирует направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов и содержит 84 подраздела

В) третий уровень – это целевые статьи, обеспечивающие привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации

Г) четвертый уровень – это виды расходов, которые детализируют направление финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Код функциональной классификации занимает 14 знаков, в том числе: раздел – 2 знака, подраздел – 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез – 7 знаков и код вида расходов – 3 знака.

3. Функциональная классификация в части разделов и подразделов является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.

1. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

2. Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам.

3. Экономическая классификация расходов более детальная, состоит из группы расходов, статей, подстатей:



4. К основным группам расходов относится:

Расходы (200);

Поступление нефинансовых активов (300);

Поступление финансовых активов (500);

Выбытие финансовых активов (600);

1. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (приложения 7, 8) является группировкой источников финансирования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Классификация источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент, программу (подпрограмму) и код экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

3. Структура кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации представлена в виде трех составных частей:

а) администратор

б) вид источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

в) экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской федерации.

1. Классификация видов государственных внутренних долгов представляет собой группировку долговых обязательств Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (приложение 9).

2. Государственный внутренний долг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований образуется в ходе осуществления внутренних заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, осуществляемых в валюте Российской Федерации.

3. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального долга включается:

Основная номинальная сумма долга по ценным бумагам всех уровней

Объем основного долга по кредитам, полученным Российской

Объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, от бюджетов других уровней;

Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным гарантиям

1. Классификация видов государственных внешних долгов внешних активов Российской Федерации представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств Российской Федерации, внешнего долга субъектов Российской Федерации, а также долговых обязательств правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией.

2. Государственный внешний долг образуется в ходе осуществления внешних заимствований, осуществляемых в иностранной валюте

3. В объем государственного внешнего долга включается основной долг по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, а также по международным соглашениям и договорам.

1. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

2. Ведомственная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской федерации и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации

Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Благодаря единой бюджетной классификации можно сводить суммы по отдельным видам бюджетов в консолидированные бюджеты территорий, вести учет поступления доходов и финансирования расходов, контролировать ход исполнения бюджетов.

ЛЕКЦИЯ № 10: Бюджетный дефицит и методы его финансирования

Учебные вопросы:

1. Экономическая сущность и значение бюджетного дефицита

2. Финансирование и последствия бюджетного дефицита

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В определенных условиях государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами – физические и юридические лица.

В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором и заемщиком.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Все государственные заимствования в конечном итоге направлены на покрытие бюджетного дефицита, как финансового явления, возникающего в период бюджетного процесса и выполнения государством своих функций и задач.

Бюджетный дефицит, как финансовое явление имеет определенную экономическую сущность и источники покрытия.

I. ВОПРОС: Экономическая сущность и значение бюджетного

Бюджетный дефицит финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над доходами (если наоборот, то профицит).

Рост бюджетных дефицитов (% к ВВП)

1970 г. 1985 г.
США Япония ФРГ 0,3 0,9 0,1 4,1 3,1 2,7

Участились бюджетные дефициты и в других странах. В Великобритании за последние 30 лет лишь три бюджета были сведены без дефицита, в Германии - два, в Италии - ни одного.

Самый большой в мире дефицит госбюджета наблюдался в США. В начале 90-х годов он достиг 4,8 % ВВП.

Причины роста бюджетных дефицитов:

Возрастание роли государства в различных сферах жизни;

Расширение экономических и социальных функций государства;

Значительные военные расходы;

Увеличение государственного аппарата.

Увеличение бюджетных расходов привело к тому, что бюджетные дефициты приобрели хронический характер и огромные масштабы.

Насколько же опасен дефицит бюджета для экономики страны:

1. Это зависит от причин, вызвавших дефицит бюджета

2. От качества дефицита бюджета.

Качество дефицита бюджета может быть различным:

а) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.

В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

б) Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия), когда обычных ресурсов становится недостаточно.

в) Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных экономических мер, но и политических решений.

Влияние дефицита на сбалансировать бюджета:

1. Политику дефицитного финансирования проводили и проводят многие западные страны, тем более, что нет единого мнения по вопросу сбалансированности бюджета.

2. Карл Маркс утверждал, что у государства не будет успеха, если не обеспечить равновесия его доходов и расходов.

3. Кейнс говорил о необходимости и желательности в определенные промежутки времени превышения государственных расходов на доходами, что способствует созданию новых рабочих мест, развитию производства, ослаблению социальной напряженности.

4. В условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями, бюджетный дефицит не страшен в количественно допустимых границах (3 % ВВП).

5. Профицит - финансовое явление, обратное дефициту (превышение доходов над расходами государственного бюджета).

6. В 1992 г. превышение государственных доходов над расходами (профицит) отмечалось в Сингапуре, Австралии, Мексике. В Сингапуре положительное сальдо госбюджета составило 9,3 % ВВП. Рекордного уровня профицит достиг в Кувейте - более 60 % ВВП.

Дефицит бюджета не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. При этом количество не должно переходить в отрицательное качество. Сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Оптимальное состояние государственных финансов - это отсутствие бюджетного дефицита. Если дефицит появляется и достигает предельно допустимых размеров, то начинаются сбои в работе рыночного механизма и усиливается инфляция. Поэтому государства прибегают к регулированию бюджетных дефицитов, используя разные методы.

Основные методы финансирования бюджетных дефицитов:

I. Налоговый;

II. Займовый;

III. Эмиссионный.

I. Налоговый метод .

1. Для увеличения доходной части бюджета правительство использует увеличение ставок или введение новых видов налогов.

2. Не следует чрезмерно увлекаться повышением налоговых ставок с целью решения проблем ликвидации дефицита бюджета.

3. Рост налогов приводит к снижению инвестиционной активности предприятий и подрывает мотивы к заинтересованной деятельности работников, к уходу от уплаты налогов, что значительно уменьшает доходную часть бюджета.

II. Кредитно-займовый метод .

1. Размещение государством долговых обязательств внутри страны и за рубежом.

2. Такое может быть лишь в том случае, если Центральный банк занимает то место в национальной экономике, которое ему определено законом.

3. При этом методе Центральный банк должен отказать правительству в кредитах, в случае использования им лимита и правительству приходится брать в долг деньги от граждан, предприятий, банков, как внутри страны, так и за рубежом.

Негативные последствия:

Во-первых, происходит вытеснение частного бизнеса на кредитном рынке. Государственный долг сокращает общую массу сбережений в экономике, что уменьшает общий объем капиталовложений.

В итоге замедляется рост товарного предложения, усиливается инфляции спроса и усугубляется общее инфляционное равновесие рынка.

Во-вторых , если государство расширяет предложение ценных бумаг, то их общий курс снижается, что приводит к увеличению процентной ставки. В результате ослабевает инвестиционная активность предпринимателей, снижаются темпы развития производства.

Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет экономистам выделять следующие виды дефицитов бюджета: чрезвычайный, кризисный, антикризисный и межбюджетный дефициты. В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (война, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные фонды, или средства предусматриваются в бюджете в соответствии с функциональной классификацией бюджетов. Кризисный и антикризисный дефициты бюджета вызываются кризисом в экономике и мерами по его ликвидации. В связи с этим выделяют дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значение. Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, которое возникает в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие принятия решений органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использования различных форм межбюджетных отношений.

В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты. В условиях социально-экономического кризиса правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюджета (путем повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования роста экономики, сокращения безработицы, расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюджета принимает активную форму. Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга, то активная форма дефицита примет пассивную форму и начнет усугублять социально-экономический кризис. Поэтому в целях управления дефицитом и использования его стимулирующего, активного потенциала необходимо находить приемлемые источники покрытия с учетом анализа конкретного финансово-экономического положения регионов и страны в целом, а также с учетом международного фактора, поскольку это имеет существенное значение в открытой экономике.

В зависимости от степени корреляции Коррелямция (от лат. correlatio -- соотношение, взаимосвязь), корреляционная зависимость -- статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). дефицита бюджета с уровнем безработицы различают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования государственных доходов и государственных расходов в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада (рецессии) уровень безработицы начинает превышать базовый. Поэтому реальный дефицит бюджета тоже будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая идеальная, оптимальная величина допустимого бюджетного дефицита. Это происходит частично за счет роста выплат пособий по безработице, сокращения налоговых поступлений, а в основном - в результате уменьшения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила название циклического дефицита. Также циклический дефицит имеет следующее определение: это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. Сокращение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что равносильно экономическому росту.

По характеру возникновения выделяют случайный (кассовый) и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета, или называемый иначе кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены бюджеты, в высокой степени зависящие от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер. К таковым обычно относятся местные и региональные бюджеты. Действительный дефицит возникает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.

По степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политике в стране.

По продолжительности бюджетный дефицит подразделяется на хронический (систематический) и временный. Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основные его причины: длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости. В отличие от хронического, временный дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления. В его основе лежат, как правило, не кризисные явления в экономике, а ряд объективных и субъективных причин. Органы власти в данной ситуации должны не допустить перехода временного дефицита в хронический. Для этого необходимо принять ряд оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств.