Закон о пенсиях в рф с комментариями

Закон о пенсиях в рф с комментариями

Настоящий Федеральный закон №400 указывает на то, что ФЗ-173 в отношении трудовых пенсий не применяется.

Исключением являются нормы, которые :

  • Регулируют начисление размера трудовых пенсий;
  • Применяются для определения размера страховых пенсий, которые не противоречат текущему законодательству.

Описание закона

ФЗ-173 был принят, а затем одобрен Государственной думой 17 декабря 2001 года. Последние изменения в редакцию вносились 4 июня 2014 года. Содержит 7 глав и 32 статьи.

Закон описывает порядок выплаты и устанавливает размер трудовой пенсии. Возможны изменения условия и норм по начислению пенсии, включая порядок выплаты путем внесения дополнений и поправок в действующее законодательство.

Иногда правила международного договора могут не соответствовать ФЗ-173. В этом случае действуют условия и порядок начисления пенсий, указанные в международном договоре РФ.

В ФЗ-173 обозначены следующие аспекты :

Денежные средства выплачиваются из государственного пенсионного фонда согласно ФЗ-173: местных бюджетов и средств организаций. Порядок выплаты регулируется специальными нормами закона совета государственной власти, а также актами организаций и органами местного самоуправления.

Скачать

Трудовая пенсия — это компенсация в денежном эквиваленте. Предоставляется застрахованным физическим лицам, которые трудоустроены по закону. Может начисляться в виде иных вознаграждений в случае утраты трудоспособности по ФЗ-173: инвалидности или старости. Нетрудоспособным членам семьи предоставляется в виде заработной платы или иных начислений. Размер определяется в соответствии с правилами и нормами, которые установлены в действующем 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» в РФ. Чтобы скачать закон с изменениями и дополнениями, нажмите .

Последние изменения, внесенные в закон «О трудовых пенсиях в РФ» — 173-ФЗ

В ФЗ-173 «О трудовых пенсиях» были внесены изменения 4 июня 2014 года. Теперь, чтобы рассчитать размер пенсии, применяется новая формула на основе изменения закона. Каждый гражданин может пользоваться как пенсионным, так и страховым обеспечением. Также каждый год индексируются пенсионные выплаты. Ниже рассмотрены следующие статьи:

Ст 1 п 1

Денежная компенсация или трудовая пенсия выплачивается на основании действующего ФЗ-173. Также статья описывает, что изменения условий, норм и порядок выплаты осуществляется только с учетом дополнений или поправок статьи. Но в последней редакции никаких изменений не было.

Статья 9

В этой статье ФЗ-173 говорится о том, что граждане имеют право на трудовую пенсию, если был потерян кормилец. Но только в случае, если в семье остались нетрудоспособные лица, которые состоят на иждивении. Если один из членов семьи есть в списке пункта 2 текущей статьи закона, то указанная сумма перечисляется вне зависимости от того, находились ли члены семьи на иждивении или нет. Если кормилец пропал без вести, то применяется порядок, аналогично используемый при потере кормильца согласно ФЗ-173. Начисляется денежная компенсация. Изменения в последней редакции не вносились.

Описывает, какие периоды засчитываются дополнительно в страховой стаж. К примеру:

28 ст 173 ФЗ

В статье закона перечисляются отдельные категории граждан, которые имеют право получить досрочную пенсию:

  • Женщины, которые родили двоих и более детей и достигли возраста — 50 лет;
  • Людям с ограниченными способностями, если травма была получена в период несения военной службы;
  • Слабовидящим людям с первой группой инвалидности;
  • Мужчинам, чей возраст 55 лет и женщинам — 50 лет, если они работают в обычных климатических условиях;
  • Мужчинам, чей возраст 50 лет и женщинам — 45 лет, если они работают в районах Крайнего севера или в приравненных к ним регионах.

В Российской Федерации пенсия каждого человека формируется в соответствии с текущим ФЗ-173. Есть страховая и накопительная часть пенсии для пенсионеров или нетрудоспособных граждан. Под первой понимаются денежные средства, которые были накоплены жителем РФ самостоятельно.


С 1 января 2015 года вступили в законную силу два новых Федеральных закона: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ № 400) и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее – ФЗ № 424). Приняты они вместо одного, ранее действовавшего в полной мере Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 173). Интересно то, что сегодня применяются и нормы ФЗ № 173, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащие применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с ФЗ № 400 в части, не противоречащей ФЗ № 400.

В заметке мы рассмотрим основные и наиболее интересные изменения, которые принесли с собой новые законы.

Для начала стоит отметить, что само понятие «трудовая пенсия» (которая состояла из страховой части и накопительной) ушло в прошлое. Вместо этого мы теперь имеем два самостоятельных вида пенсии: страховую пенсию и накопительную.

Условиями назначения страховой пенсии по новому ФЗ № 400 являются:

  • Достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин (здесь ничего нового);
  • Наличие страхового стажа не менее 15 лет (а был 5 лет). Здесь важно отметить, что в 2015 году стаж должен быть минимум 6 лет, но в дальнейшем он будет увеличиваться каждый год пока не достигнет 15 лет. Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 3 ФЗ № 400);
  • Наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4).

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - самое большое нововведение ФЗ № 400. ИПК вычисляется по своей (не самой простой) формуле, но можно сказать, что его величина будет зависеть напрямую от размера «белого» оклада, от страхового стажа и от того, насколько лет позднее положенного срока Вы оформите пенсию. Соответственно от величины ИПК зависит и будущая страховая пенсия (чем больше ИПК, тем больше пенсия).

В новом законе сохранили для медицинских работников возможность досрочного получения страховой пенсии. А именно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах , сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пункт 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400). Таким образом, учитывая требования статьи 8 ФЗ № 400 и пункта 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400 для досрочного выхода на пенсию медицинскому работнику, вне зависимости от возраста , необходимо иметь:

  • страховой стаж не менее 30 лет (или 25 лет в сельской местности и поселках городского типа);
  • указанный стаж должен быть в сфере лечебной или иной деятельности по охране здоровья;
  • лечебная деятельность (или иную по охране здоровья) должна осуществляться в учреждениях здравоохранения (не в коммерческой организации);
  • величину индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30, т.е. для досрочного выхода на пенсию необходимо иметь ИПК не ниже 30, но это будет актуально в 2025 году. В 2015 году достаточно для досрочного выхода на пенсию иметь ИПК не ниже 6,6. Выше мы уже говорили о том, что величина ИПК, необходимая для выхода на пенсию, будет увеличиваться с 2015 года ежегодно. (величина коэффициента зависит от года выхода на пенсию).

Другое новшество может немного обрадовать родителей, у которых несколько детей. В соответствии с частью 3 статьи 12 ФЗ № 400 в страховой стаж наравне с периодами работы засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (ранее было не более 4 лет).

Часть 2 статьи 13 ФЗ № 400 устанавливает, что в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства . ФЗ № 173 такую норму не содержал.

Стоит отметить, что на практике Пенсионный Фонд РФ при принятии решений, как правило, придерживается только законодательства, действующего на сегодняшний момент. Это подтверждается немалым количеством исковых заявлений к Пенсионному Фонду РФ с требованием зачислить тот или иной период деятельности в трудовой стаж и (или) с требованием особого исчисления периодов работы (например, год фактической работы засчитывать к стажу как полтора года).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Но законодательно это указание не было отражено до момента вступления в силу ФЗ № 400. А именно: частью 8 статьи 13 ФЗ № 400 установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу ФЗ № 400 (до 1 января 2015 года) и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица . Данная норма также отражена и в частях 3 и 4 статьи 30 ФЗ № 400.

В отношении накопительной пенсии никаких серьезных изменений не произошло. Здесь важно помнить, что накопительная пенсия назначается только тем лицам, которые имеют право на страховую пенсию (статья 6 ФЗ № 424). Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений , учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Сумма ежемесячной накопительной пенсии будет равна сумме пенсионных накоплений разделенной на ожидаемый период выплаты накопительной пенсии (в месяцах) (статья 7 ФЗ № 424). Интересно отметить, что ожидаемый период выплаты уменьшается ежегодно на 12 месяцев в том случае, если Вы обращаетесь за пенсией позднее положенного срока. Получается, что чем позже Вы обращаетесь за накопительной пенсией, тем больше будет ее ежемесячный размер. Только стоит помнить о том, что частью 3 статьи 7 ФЗ № 424 установлен предел, до которого может быть снижен ожидаемый период выплаты (в месяцах).

Отметим, что главным отличием накопительной пенсии является то, что ее размер зависит от пенсионных накоплений. В то время как размер страховой пенсии зависит от величины ИПК, о котором было рассказано.

В завершение скажем, что если Вы достигли пенсионного возраста, но не хватает страхового стажа и/или величины ИПК, то для получения пенсии надо продолжить работать. Если же Вы достигли возраста 65 лет (для мужчин) или 60 лет (для женщин), но все равно не заслужили страховую пенсию по условиям нового законодательства, у Вас возникает право на получение только социальной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Каждому работающему гражданину страны по достижении им определенного возраста или установленной продолжительности стажа полагается трудовая Закон регламентирует порядок установления и выплаты денежных средств соответствующей категории населения. Рассмотрим далее основные регулирующие нормы.

Основные положения

Закон "О трудовых определяет порядок начисления и выплаты назначенных сумм. Изменение установленных норм и правил осуществляется исключительно путем внесения соответствующих дополнений в нормативный акт. Если в международных договорах определены условия, отличные от положений Закона "О трудовых пенсиях", применяются первые. В предусмотренных нормами случаях Правительство устанавливает порядок осуществления прав граждан на выплаты и особенности их начисления отдельным категориям лиц. Для обеспечения единообразного применения положения Закона "О трудовых пенсиях" могут издаваться разъяснения. Отношения, касающиеся денежного обеспечения лиц за счет средств региональных и местных бюджетов, а также капитала предприятий, регламентируются нормативными актами субъектов, муниципалитетов и организаций.

Ключевые понятия Закона "О трудовых пенсиях"

Они установлены в ст. 2 нормативного акта. В норме определены следующие понятия:



Субъекты права

Федеральный Закон "О трудовых пенсиях по старости" устанавливает следующие категории субъектов:

  1. Граждане страны, застрахованные в порядке, предусмотренном нормативным актом "Об ОПС", при выполнении условий, определенных в рассматриваемом правовом документе.
  2. Нетрудоспособные родственники работающих граждан. Эти субъекты обладают правом на трудовую пенсию при наличии условий, установленных ст. 9 ФЗ № 173.
  3. Иностранцы и Для получения соответствующего права они должны постоянно проживать на территории России. Исключения могут предусматриваться в иных нормативных актах или международных соглашениях.

Право на выбор выплаты

Федеральный Закон № 173 "О трудовых пенсиях" предусматривает несколько видов компенсаций. Гражданам, обладающим правом более чем на один, назначается любой из них на выбор. В предусмотренных нормами случаях допускается одновременное назначение выплаты по гособеспечению и трудовой пенсии (ее части). Обратиться в уполномоченные структуры субъекты могут в любое (без каких-либо ограничений по срокам) после появления соответствующего права.

Классификация выплат

Федеральный Закон 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" предусматривает три вида начислений. Выплаты осуществляются:

  1. В связи с достижением нерабочего возраста.
  2. По инвалидности.
  3. В связи с потерей кормильца.

Первые два вида начислений могут включать в себя накопительную, базовую и страховую части. Эти же элементы, кроме первого, могут входить в трудовую пенсию, назначаемую в связи с потерей кормильца. В случае отсутствия у гражданина права на получение указанных выплат ему назначается социальное денежное обеспечение. Оно устанавливается в соответствие с законом, регламентирующим государственную поддержку неработающего населения.


Источники средств

Правила, в соответствие с которыми осуществляется финансирование трудовых пенсий, порядок учета поступлений на индивидуальном л/с устанавливаются положениями Закона, регламентирующего обязательное пенсионное страхование граждан. В случае внесения в нормативные акты изменений/дополнений, связанных с увеличением затрат на выплаты, в соответствующем правовом документе определяется конкретный источник и условия покрытия дополнительных расходов. Кроме этого, в обязательном порядке утверждаются федеральные законы, фиксирующие корректировки. Формирование накопительной части выплат производится при наличии средств, учитываемых в специальном разделе индивидуального л/с.

Величина выплат

Первоначально 173 Закон "О трудовых пенсиях" установил базовую часть, равную 450 руб./мес. Гражданам, достигшим 80 лет, являющимся инвалидами и имеющим ограничение способности к профессиональной деятельности 3-й ст., назначалось 900 руб./мес. Лицам, имеющим нетрудоспособных родственников на иждивении, перечисленных в ст. 9 (п. 3, п. 2 в 1, 3, 4 подпунктах), устанавливались следующие базовые части:

  • 600 руб./мес. - при наличии 1 указанного члена семьи;
  • 750 руб./мес. - двух;
  • 900 руб./мес. - трех.

Гражданам, достигшим 80 лет либо являющимся инвалидами с ограничением способности к работе 3-й ст., на иждивении которых находятся субъекты, указанные в ст. 9 рассматриваемого нормативного акта, назначалось:

  • 1050 руб./мес.;
  • 1200 руб./мес.;
  • 1350 руб./мес. - при наличии 1, 2, 3 таких родственников соответственно.


Ежегодно указанные суммы индексировались. С 2010 года стала действовать другая схема выплат. Базовая часть была включена в страховую. С 2016 года эта выплата была переименована. Теперь она называется фиксированным платежом к страховой пенсии. Его размер составляет 4556 руб.

Расчет страховой части

П. 5 ст. 5 Закона "О трудовых пенсиях" устанавливает следующий порядок вычислений. Страховая часть определяется с помощью формулы:

  • СЧ = ПК: Т, в которой

    ПК - величина капитала застрахованного гражданина, учтенного на дату, с которой ему была назначена соответствующая выплата;
    Т - число месяцев ожидаемого времени получения денежного довольствия, используемого при расчете и составляющего 19 лет (228 мес.).

Нюансы

Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что в случае назначения страховой части по достижении лицом более позднего возраста, чем указано п. 1 статьи 7, ожидаемое время выплаты уменьшается на 1 г. за каждый год (полный), истекший с даты его наступления. При этом период, используемый для расчета величины указанной составляющей, не может быть меньше 168 мес. (14 лет). В случае перерасчета страховой части согласно пп. 3 и 4 17 статьи рассматриваемого нормативного акта, ожидаемое время выплаты уменьшается на 1 г. за каждый год, истекший с даты ее назначения. Данный период, с учетом сокращения, предусмотренного выше, не может быть меньше 14 лет.

Накопительная часть

Закон "О трудовых пенсиях" (173-ФЗ) устанавливает следующую формулу для расчета:

  • НЧ = ПН: Т, где

    ПН - сумма накоплений застрахованного гражданина, учтенных в специальном разделе его л/с на дату, с которой ему назначены выплата НЧ;
    Т - число месяцев предполагаемого начисления пенсии по старости, используемого при расчете.

При установлении выплат, в составе которых присутствует накопительная и (или) страховая часть, средства, которые отражаются на индивидуальном л/с и учтенные при назначении, не принимаются во внимание в случае перерасчета по основаниям, установленным ст. 17 (п. 3, 4, 10), а также при индексации капитала, определенной ст. 30 (п.8). Для расчета общей суммы Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ предусматривает следующую формулу:

  • П = БЧ + НЧ + СЧ.

Дополнительно

Стоит сказать еще об одной статье, которую содержит рассматриваемый Закон, - 27. О трудовых пенсиях граждане узнают еще в период работы. У некоторых категорий лиц есть право на досрочное получение выплаты. К таким субъектам Федеральный Закон "О трудовых пенсиях" относит:



Перечни соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила расчета периодов деятельности и правила исчисления выплат устанавливаются при необходимости Правительством.