Предоставление субвенций. Субсидии и субвенции. Распространенные формы соцподдержки в России

Предоставление субвенций. Субсидии и субвенции. Распространенные формы соцподдержки в России

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, (

Тестовая система по дисциплине «НАЛОГОВОЕ ПРАВО»

1. Основным методом налогово-правового регулирования является:

а) императивный метод;

2. Налогово-правовые санкции:

б) имеют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы;

3. Особенность налоговых правоотношений – это:

а) принцип справедливости;

4. Основной метод в налоговом праве – это:

в) государственно-властные предписания;

5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:

б) отрасли права;

6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:

б) применение мер налоговой ответственности;

7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:

в) контроль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;

8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

9. Налоги характеризуются следующими признаками:

а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;

10. Отличительной чертой сбора является:

б) единовременный характер платежа;

11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет;

12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;

13. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены:

а) федеральным законом РФ;

14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;

15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

а) не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ,

16. В соответствии с Конституцией РФ установление федеральных налогов возможно:

б) законами, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ,

17. Налоговые органы субъектов Федерации:

а) не могут создаваться;

18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

б) государство должно стремиться к тому, чтобы при налогообложении максимально учитывалась платежеспособность налогоплательщиков;

19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации;

20. В отличие от налогового планирования при уклонении от уплаты налогов используются:

в) методы, связанные с искажением данных учета и отчетности;

21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:

б) активное поведение;

22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:

а) действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;

23. Понятия «контроль за соблюдением налогового законодательства» и «налоговый контроль»:

в) неравнозначны – первое охватывает второе;

24. Видами налоговых проверок являются:

в) выездная и камеральная;

25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ:

б) только должностные лица организаций;

26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления:

27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:

б) на момент, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет;

28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

а) к преступлениям в сфере экономической деятельности;

29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается:

а) со дня совершения правонарушения;

30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах:

а) указаны в НК РФ;

31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

б) родовой объект правонарушения;

32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

в) действием или бездействием;

33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

г) независимо от возраста.

34. В территориальных налогах иностранным элементом может быть:

а) только объект налогообложения;

35.Международное налоговое право объединяет нормы:

а) внутригосударственного и международного права;

36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:

в) во всех перечисленных случаях.

37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:

а) только на федеральном уровне;

38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:

г) федеральных, региональных и местных;

39. Единство налоговой политики предполагает:

в) исключение воздействия регионального налогообложения на рыночные отношения;

40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:

а) налоговым законодательством;

41.Налогоплательщиками признаются физические лица:

а) независимо от возраста;

42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

б) налоговым органом;

43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:

б) поставщиком товаров (работ, услуг);

44. Объектом обложения НДС является:

б) реализация товаров и услуг и импорт товаров

45. Ставки акцизов установлены:

б) постановлением Правительства РФ;

46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:

а) субъекты малого предпринимательства;

47. Размер земельного налога зависит:

48.Налоговое законодательство включает:

в) нормативные правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ;

49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:

б) устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков;

50. Придание законам о налогах обратной силы означает:

а) принятие закона по истечении срока уплаты налога;

51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:

а) могут иметь обратную силу по указанию законодателя;

52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:

б) относятся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий;

53. Прием и взимание налогов производят:

в) сборщики налогов и налоговые органы;

54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:

б) четырех лет;

55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:

б) срок уплаты налога;

56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:

а) односторонний характер;

57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что:

а) обязательство имеет строго определенный состав участников;

58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщики:

а) имеют право не выполнять;

59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов являются:

г) юридические лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом.

г) лично или по почте или по телекоммуникационным сетям.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Государство должно помогать своим гражданам. Это безоговорочный тезис. В любом организованном обществе существуют незащищенные категории, так же и в нашей стране.

В силу каких-либо ситуаций граждане могут испытывать нужду в финансовом обеспечении. Это может быть связано с вооруженными конфликтами в местах, откуда прибывают беженцы, также помощь потребуется , и т.д.

Иногда нехватка средств к существованию может наблюдаться в целых регионах. Тогда приходится финансировать бюджеты семей и целых населенных пунктов из более крупной казны.

Область применения

Существуют такие понятия как субсидия и субвенция.

Если с первым наш российский гражданин более или менее знаком, то второе немного заводит в тупик. Если начать разбираться, то оба этих термина в целом означают материальную помощь от государства .

Это может быть поддержка перспективных проектов какого-либо предприятия или отдельного предпринимателя, а может иметь и срочную направленность, то есть направляться конкретному гражданину или группе граждан.

Финансовая помощь, призванная решить определенные проблемы, подразумевается и в том, и в другом случае, однако все же между субвенцией и субсидией есть некоторые различия.

О них немного позже. Эту поддержку государство оказывает достаточно обширному кругу субъектов, к тому же нередко ей свойственна узкая направленность.

Субсидия , как правило, больше относится к социальной сфере. Иными словами, это помощь незащищенным слоям населения, определенным социальным группам, стимулирование чего-либо (рождаемости, трудоустройства в сельской местности, педагогической деятельности и пр.).

Субвенция может затрагивать и социальную область, и предпринимательство, и какие-либо инновационные проекты, строительство и т.д.

Здесь ясно одно: средства переходят от одного бюджета к другому. То есть, общими словами, это государственное финансирование, виды трансфертов, распределяемых между уровнями бюджетной системы. Нередко субсидией обозначают социальные льготы для граждан.

Определение понятий

Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.

Субсидия материальная поддержка, которую федеральный, региональный или муниципальный бюджет направляет для полного распоряжения физическому или юридическому лицу.

Также средства могут быть предназначены для пополнения казны нижестоящего уровня. Например, из федерального бюджета – в региональный, из регионального в муниципальный. Государственная казна финансирует одну область, край выделяет субсидию на застройку поселка в одном из районов.

Адресная помощь определенным группам населения может оказываться не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Это могут быть продуктовые наборы, комплекты детского питания или одежды, канцтоваров к началу учебного года и пр.

Основные свойства выплаты:

  • безвозмездность (полученная сумма не подлежит возврату);
  • долевое финансирование (с ее помощью может быть оплачена лишь часть услуги или продукта);
  • целевая направленность (субсидия выделяется для осуществления каких-либо первоочередных целей).

Субвенция денежные суммы, предназначенные для юридических лиц или бюджетов других уровней.

Если субъект не выполнил соответствующие требования в срок или в полном объеме, то он будет обязан возместить размер субвенции. Она, кстати, может покрывать расходы на реализацию финансируемого проекта полностью. Расходование собственных средств в таком случае может и не понадобиться.

Характерные черты :

  • срочность (достижение результата запланировано на конкретное время, дату, период);
  • строгое целевое расходование (вышестоящий орган обязательно проконтролирует, все ли средства ушли по назначению, и в полной ли мере оправданы предыдущие прогнозы).

Примеры предоставления

Итак, начнем с субсидии . Самым ярким примером могут стать федеральные и региональные программы помощи молодым семьям, где из бюджета выделяются некие суммы для . Чаще всего на такую субсидию нормальную квартиру или дом в городе не купишь, приходится добавлять деньги из своего кармана или брать кредит.

Также в качестве субсидии подойдет выделение средств на частичное финансирование ремонта центрального парка поселка, так называемая помощь от областного бюджета местному.

Субсидией будет также выделение набора продуктов пенсионерам ко Дню Победы. Сюда же можно причислить выдачу новой школьной формы детям из малоимущих семей к 1 сентября. Тот же статус будет иметь выдача наборов лекарственных средств инвалидам.

К субвенции можно причислить выделение средств из городского бюджета в конкретную жилищную управляющую организацию для капитального ремонта подъездов в нескольких домах определенного района.

Субвенцией будет также являться закупка на средства государственного бюджета спортивного инвентаря для школы-интерната, выплата разового пособия детям-инвалидам, сиротам или малоимущим.

В качестве субвенции можно, пожалуй, оценить закупку государственной казной нового медицинского оборудования в городской перинатальный центр или нескольких новых отечественных автомобилей для городского ДПС.

Общие и отличительные особенности

Родственные черты присущи как субвенции, так и субсидии:

  1. Они не облагаются налогом.
  2. Должны быть использованы по назначению.
  3. Как правило, единовременные.
  4. Источником является вышестоящий бюджет.

Между этими понятиями есть также и существенная разница :

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что, если администрация города выделяет гражданам деньги или продукты – это субсидия, а если государство передает в местный бюджет несколько миллионов рублей на строительство ледового дворца или бассейна, то это субвенция.

О государственной материальной помощи гражданам в виде субсидий смотрите в следующем видеосюжете:

Грамотная социальная политика предполагает, что государство должно оказывать помощь нуждающимся группам лиц или выделять средства для финансирования социально значимых проектов в отдельных регионах. При этом деньги из федерального бюджета распределяются по субъектам не только в рамках поддержания населения. Существуют и более крупные статьи расходов. В целом, главное отличие субвенции и субсидии состоит в процедуре назначении этой помощи и в конечном адресате.

Определения

Чтобы разобраться в разнице этих понятий, обратимся к их словарным определениям. Для этого заглянем в современный словарь экономических терминов.

Субсидия

Что же такое субсидия? Согласно словарю, это «разовое пособие, предоставляемое из средств государственного бюджета». При этом предоставляться такая помощь может напрямую физическому лицу в виде выплат (прямая субсидия) или в виде льгот (косвенная субсидия). Также средства могут быть перечислены на счет местных органов, чтобы в последующем ответственные организации довели выплаты до адресата.

То есть конечная цель субсидии – финансовая поддержка нуждающихся граждан или софинансирование расходов местного бюджета. Субсидирование – это область социальной политики.

Субвенция

Теперь посмотрим, что значит субвенция. В том же словаре читаем, что это «пособие, выделяемое одними субъектами другим для финансирования определенного мероприятия». То есть в данном случае это не адресная социальная помощь населению, а вложение в крупный проект на уровне бюджетов органов власти.

Субсидия предоставляется безвозмездно. Субвенция же предоставляется под конкретные цели, и в том случае, если средства освоены не полностью, остаток подлежит возврату.

Когда назначается

Мы выяснили, в основные отличия субсидии и субвенции – в том, кому адресовано пособие и на какие цели выделяется. Теперь разберемся, при каких условиях может быть получены данные выплаты.

Субсидии

Субсидия назначается социально незащищенным или малоимущим категориям граждан в качестве финансовой поддержки, если официально подтверждено, что они:

  1. Граждане Российской Федерации или официальные резидентам, постоянно проживающие на территории РФ.
  2. Не имеют долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
  3. Имеют постоянную регистрацию и жилье (подтверждается договором найма или документами о наличии жилья в собственности).

Субсидирование граждан в нашей стране затрагивает следующие социальные категории:

  • молодые семьи;
  • , в которых осуществляется уход за инвалидом;

Представитель любой из названных групп может претендовать на назначение субсидии, если его доход не превышает суммы минимального уровня дохода, установленного государством.

Если рассчитывается субсидия на семью, то считается совокупный доход (весь, включая прочие пособия, стипендии и иные выплаты) всех ее членов, и делится на количество зарегистрированных человек (в том числе несовершеннолетних) на данной жилой площади. Вот эта полученная сумма должна не превышать регламентированный прожиточный минимум.

Субвенции

С назначением субвенций все немного сложнее – они назначаются только на основании заранее представленных заявок от органов местной власти. Административные служащие каждого конкретного субъекта РФ в конце финансового года должны проанализировать статьи расходов за прошедший период и выявить потребности своего региона. На основании финансовых отчетов составить заявку на будущий год и направить ее в центральный орган власти. После чего все требования будут рассмотрены, часть из которых получит одобрение и право на субвенцию.
Также в конце расчетного периода должны быть возвращены неизрасходованные средства .

Выйти за пределы бюджета также нежелательно, как и получить слишком большой остаток – это значит, что расчеты были произведены неверно, и внушительная часть средств была удержана на счете без необходимости, в то время как она могла пригодиться где-то еще.

Если оказывается, что объект власти, получивший субвенцию, не израсходовал большую часть запрошенной суммы на целевые нужды – он может быть оштрафован на следующий период.

Если необходимость софинансирования со стороны государства в заявке отражена полно, подтверждена достоверными данными и необходимыми документами, а претензии по ведению бюджета за предыдущий период отсутствуют, субвенция, скорее всего, будет назначена.

Также субвенции могут быть назначены «наоборот» – от регионов федеральному бюджету. Эта процедура регламентирована Бюджетным кодексом Российской Федерации, отраженным в Федеральном Законе № 145-ФЗ.

Виды

И субвенция, и субсидия выделяются на определенные цели. В зависимости от этого можно выделить виды этих выплат.

Субвенция

Возможные варианты дотаций из федерального бюджета связаны с общими тенденциями государственной экономики. Виды субвенций регионам различаются по цели и условно могут быть определены как:

  1. На осуществление своих полномочий органами местной власти (на формирование регионального бюджета).
  2. На покрытие дефицита бюджета субъекта РФ (на выравнивание показателей средней обеспеченности всех регионов).

Нужно иметь в виду, что дотации на образование, медицину или строительство сами по себе не являются различными видами субвенций. Все это – софинансирование бюджета, который будет распределен в зависимости от нужд субъекта.

Отдельно можно говорить только о субвенции на осуществление государственного заказа. В качестве примера можно привести строительство спортивных сооружений в некоторых городах в рамках Олимпиады или Чемпионата Мира по футболу. В этом случае госбюджет финансирует возведение объектов и софинансирует по заявке расходы по подготовке городской инфраструктуры к данным мероприятиям.

Субсидия

Виды субсидий являются отражением основных направлений социальной политики в нашей стране: это поддержка семьи, детства, старости, разделение ответственности по уходу за недееспособными гражданами.

Как уже было сказано выше, субсидии могут выплачиваться в виде пособия, а могут предоставляться как льгота. Законотворцы постоянно находятся в диалоге с гражданами, поэтому система субсидирования является одной из самых подвижных и гибких – каждые полгода законы, регламентирующие процедуру назначения пособий и льгот, обновляются.

На данный момент существуют следующие виды субсидий:

  1. Оплата жилищно-коммунальных услуг.
  2. подопечным биржи труда.
  3. Финансовая поддержка инвалидов и граждан, пострадавших от катастроф и бедствий.
  4. Поддержка молодых супружеских пар, многодетных родителей и матерей-одиночек.
  5. Выделение квот на дорогостоящее лечение.

Из последних обновлений в законодательстве можно отметить и поддержку бизнеса (льготное кредитование юридических лиц). В ближайшее время планируется разработать программы субсидирования сельского хозяйства.

Оформление

Субвенции

Для того чтобы оформить субвенцию, необходимо в установленном порядке направить заявку в центральный орган власти. В этом документе должно быть отражены расходы по прошлому периоду, планируемые траты, обоснована их целесообразность.

При этом сумма субвенции не устанавливается самим органом местного управления. Существует определенная методика определения общего размера данных выплат.

После утверждения и получения на счет регионального бюджета субвенции, она будет распределена между нуждающимися ведомствами. Они, в свою очередь, будут обязаны каждый квартал представлять отчеты о реализации средств, выданных в рамках этой финансовой поддержки.

Контроль над соблюдением всех процедур возложен на специальные надзорные органы, которым также направляются отчеты.

Субсидии

Если вы считаете, что имеете все основания претендовать на льготу или пособие, первое учреждение, с которым придется подружиться – это всем известный собес, а ныне орган социальной защиты населения. Вам нужно определить, к какому из многочисленных филиалов данной структуры вы прикреплены по прописке. Там же абсолютно бесплатно вы сможете получить консультацию и актуальный список необходимых документов (помним, процедура получения субсидий может меняться несколько раз в год). Но вам абсолютно точно понадобятся:

  1. Паспорт;
  2. Заявление.

После подачи всех документов и заявления нужно ждать. В среднем срок ожидания варьируется от 10 дней – в зависимости от вида субсидии. В назначенный день приходить за решением, которое может быть как положительным, так и не в вашу пользу.

Помните, что отрицательное решение по вашему заявлению о предоставлении субсидии можно обжаловать в вышестоящем органе или суде.

Обращаясь за субсидией, необходимо также понимать, что вы несете ответственность за предоставленные сведения. Подача заведомо ложной информации будет иметь последствия.

В отличие от субвенции, субсидия предоставляется безвозмездно.

Видео

Выводы

Еще раз кратко о разнице между субсидией и субвенцией.

Слово «субсидия» широко вошло в словарь рядового гражданина, потому что этот экономический термин любого из нас непосредственно касается – субсидирование тесно связано с социальной политикой. Субвенция же относится к внутренней экономике государства и системе дотаций из федерального бюджета в пользу субъектов РФ, поэтому это слово встречается не так широко. С этим и связано смешение данных понятий.

Также читайте про и про их получение.

Чем отличается субсидия от субвенции в бюджете

Субсидия и субвенция – это два вида помощи за счет бюджетных средств. Эти термины применяются в области государственных финансов, ими обозначаются виды трансфертов от одного бюджета другому (например, из бюджета области в городской бюджет). Также данные понятия могут использоваться для обозначения видов льгот. Субсидия – понятие и предназначение Субсидия – это сумма денег, предназначенная для материальной помощи гражданам. Она выделяется из бюджета любого уровня на какую-то определенную цель на условиях софинансирования. Примером может служить субсидия на приобретение жилья для молодых семей. Субсидия по этой программе покрывает лишь часть стоимости квартиры, остальные деньги молодая семья должна внести самостоятельно. Что такое субвенция Субвенция – выделяемые из бюджета любого уровня деньги, потратить которые можно на строго определенную цель.

Субвенция и субсидия: отличия

Все налоги, собираемые с юридических и физических лиц, поступают в Федеральное Казначейство. Часть налогов являются нерегулируемыми. Они, в соответствии с БК РФ, полностью перечисляются либо в федеральный, либо в региональный, либо в местный бюджет. Другая часть налогов является регулируемой. Они, в соответствии с утверждаемым при принятии бюджета процентным соотношением, распределяются по двум или по каждому из трех уровней бюджетной системы.


Каждый из трех уровней бюджетов имеет свои источники наполнения. Но если в федеральный бюджет, кроме налогов, поступают и другие суммы, например, за продажу сырьевых ресурсов, региональный и местный бюджеты наполняются, в основном, только за счет налоговых поступлений. Кроме того, собираемость налогов и их объем зависят от региона.

Чем субвенция отличается от субсидии

Бесплатная библиотека - учебники, шпаргалки, кандидатский минимум В чем разница между дотацией, субсидией и субвенцией? Другая часть налогов является регулируемой. Они, в соответствии с утверждаемым при принятии бюджета процентным соотношением, распределяются по двум или по каждому из трех уровней бюджетной системы. Каждый из трех уровней бюджетов имеет свои источники наполнения.

Что такое субвенция? различия между дотацией, субвенцией и субсидией

  • Распространенные формы соцподдержки в России
  • Сходство и отличие понятий
  • Виды субсидий
  • Виды субвенций
  • Порядок выделения

Любое государство - это, в первую очередь, политическое устройство общества. Это значит, что оно как политический инструмент создается во благо общества, представителями которого являются все проживающее на определенной территории население. И у государства есть не только права требовать какой-либо формы поведения от его граждан, но и соответствующие обязательства перед ними.
Скачать для просмотра и печати: Федеральный закон от 06.10.2003-N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Распространенные формы соцподдержки в России Россия провозгласила себя конституционно социальным государством.

Чем отличаются субвенция, субсидия и дотация

В тех регионах, где расположены крупные предприятия-плательщики налогов, в бюджеты поступают большие суммы, эти регионы расположены в центральной части Российской Федерации, где развита промышленность и сельское хозяйство. Но есть регионы, где налогов собирается немного, но они так же, как и остальные, нуждаются в средствах, чтобы обеспечивать потребности проживающих в них людей. Поэтому из федерального или региональных бюджетов выделяются межбюджетные трансферты – денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе другому бюджету.

Федеральный бюджет предоставляет эти средства региональному бюджету, а региональный – местному бюджету, нуждающемуся в них. Межбюджетные трансферты предоставляются в виде дотаций, субвенций и субсидий.

В чем разница между дотацией, субсидией и субвенцией?

Важно

Дотации предоставляются без всяких условий и целей, этими суммами бюджет-получатель волен распорядиться по своему усмотрению и потратить так, как считает нужным. Субвенции выделяются также на условиях безвозмездности и безвозвратности, но на определенные цели. Эти суммы могут быть потрачены только целевым назначением и в установленные сроки.


При невыполнении этих условий бюджет-получатель должен вернуть субвенцию в тот бюджет, который ее выделил. Условием предоставления субсидии, также выделяемой на конкретные цели, является долевое участие бюджета-получателя. Т.е. если, например, федеральный бюджет выделяет деньги областному бюджету на строительство транспортного узла, этот объект возводится и за счет средств областного бюджета, и за счет полученной субсидии.
Таким образом, в отличие от дотаций, субвенции и субсидии имеют целевой характер.

Что такое субсидия и субвенция

Внимание

Это могут быть разнообразные пожертвования в те или иные фонды (организации). Дотации, как правило, имеют социальные цели. Могут выделяться рядовым гражданам как различными организациями, так и государственными структурами. Наиболее развитые страны способны дотировать целые отрасли экономики.

Это могут быть, например, фундаментальная наука, АПК, космические исследования, другие. Под дотацией понимается некая доплата к уже имеющимся средствам. К примеру:

  • дотация от государства убыточным предприятиям, находящимся на пути банкротства;
  • дотация работнику предприятия для оплаты санаторно-курортной путевки.

Этот вид денежной помощи не имеет конкретного целевого назначения и больше всего напоминает материальную помощь на текущие нужды.

На что можно потратить субвенцию Итак, что такое субвенция, вы уже поняли.

Что такое субвенции и субсидии, их сходства и отличия

Зависимо от поставленных задач, целевые программы бывают:

  • научно-техническими;
  • социальными;
  • экологическими;
  • внешнеэкономическими;
  • производственно-техническими.

Наиболее востребованы сегодня последние две. Порядок выделения Правовым базисом для выделения субвенции выступают:

  • специальные законы и подзаконные акты;
  • решения муниципалитета;
  • разнообразные целевые программы.

Бюджетные субвенции, предусмотренные нормативными актами, выделяют, когда у нижестоящего бюджета возникают незапланированные или сверхнормированные расходы. Субсидии тоже предоставляют при наличии соответствующих законодательно закрепленных правомочий, социальных или иных правовых привилегий. Для получения субвенций необходимо участие в целевой программе. В каждой из них оговаривается отдельный пакет документов для участия.

Субвенция и субсидия как вид материальной помощи от государства

И на физлиц вообще не распространяются Цели использования могут быть любые Выдаются только на целевое использование Чаще всего предоставляются безвозмездно и безвозвратно - вне зависимости от фактического их применения Подлежат возврату при нецелевом расходовании. Обязательно присутствует тщательный контроль со стороны выдавшего лица Всегда выдаются на условиях софинансирования или частичного компенсирования уже понесенных расходов. И предоставляются в любой форме Всегда носят только денежный характер и могут полностью покрывать конкретные материальные нужды получателя Виды субсидий Такая помощь делится на две базовые группы:

  1. Косвенные.
  2. Прямые.

Первые являются инструментами денежно-кредитной и налоговой политики.
Субвенции – это финансовое обеспечение бюджетных расходов Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с принятыми решениями определенных органов управления. Бывают случаи, когда в муниципальные образования или бюджеты субъектов РФ направляются субсидии, представленные денежными средствами, которые были выделены для финансирования конкретных видов расходов из бюджета высшего уровня при условии в них долевого участия. Субсидии и субвенции – это финансовые ресурсы, которые подлежат возврату при нецелевом их использовании либо неиспользования в определенные сроки. Законодательными актами предусматривается выделение дополнительных средств при возникновении у субъектов хозяйствования и нижестоящих бюджетов незапланированных расходов. Субвенция и субсидия: отличия Также данные понятия могут использоваться для обозначения видов льгот.