П 4 статьи 226. Теория всего. Кто должен удержать ндфл и отчитаться перед налоговиками в случае получения физлицом дохода от компании, не являющейся налоговым агентом

П 4 статьи 226. Теория всего. Кто должен удержать ндфл и отчитаться перед налоговиками в случае получения физлицом дохода от компании, не являющейся налоговым агентом

С 2017 года контроль за расчётом и уплатой страховых взносов переходит от фондов к Федеральной налоговой службе, в связи с чем изменятся реквизиты платёжных документов. На следующий год уже утверждены новые КБК: страховые взносы за работников и в ПФР в 2016 году для ИП за себя.

Что такое КБК

КБК или код бюджетной классификации - это реквизиты в платёжных и банковских документах, на основании которых происходит распределение перечисленных плательщиком сумм. Если указан неверный КБК, платёж будет считаться уплаченным, но из-за того, что он распределён неверно, за плательщиком будет признана недоимка. Чтобы разобраться в этом вопросе, придётся производить розыск платежа и его перераспределение.

В отношении уплаты страховых взносов за сотрудников и индивидуальных предпринимателей за себя ситуация усложняется тем, что в 2017 году меняется получатель платежей. Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства теперь оплачивают в налоговую инспекцию. Только взносы на травматизм за работников по-прежнему выплачивают в фонд соцстраха.

Основная часть страховых взносов, уплаченных страхователями в 2016 году, уже ушла на реквизиты фондов (ПФР, ФОМС, ФСС). А вот дополнительный взнос ИП за себя (1% при превышении лимита годового дохода в 300 тысяч рублей), если он ещё не был уплачен в текущем году, надо перечислять уже в ФНС. Для работодателей же важен вопрос: по каким КБК платить страховые взносы за декабрь 2016 в январе 2017?

Важно: ставки взносов страхователей за работников и ИП за себя в 2017 году остались прежними. Изменение для исчисления пенсии по возрасту индивидуальным предпринимателям вызвано ростом МРОТ (минимальный размер оплаты труда в 2017 году составляет 7 500 рублей), а не увеличением тарифов.

Новые КБК по взносам

Справочник КБК на 2017 год приводится в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н с изменениями , внесёнными Приказом Минфина России от 7 декабря 2016 года № 230н. Этим же документом изменены также коды доходов для разных систем налогообложения и государственных пошлин.

Новые КБК по страховым взносам с 2017 года отражает эта переходная таблица (код указывают в поле 104 платежки). Таблица подготовлена Федеральной налоговой службой, оригинальный файл в формате excel можно скачать по этой ссылке .

Вид платежа

Новые КБК с 2017 года

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя (прежнее название -минимальные фиксированные страховые взносы в ПФР в 2016 году для ИП)

182 1 02 02140 06 1100 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые ИП за себя (прежнее название - взносы в ФОМС)

182 1 02 02103 08 1011 160

Дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ИП за себя, уплачиваемые с доходов, превышающих 300 тысяч рублей (прежнее название 1-процентные дополнительные страховые взносы в ПФР в 2016 году для ИП)

182 1 02 02140 06 1200 160

182 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02131 06 1010 160

182 1 02 02131 06 1020 160

182 1 02 02132 06 1010 160

182 1 02 02132 06 1020 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя (в том числе, с дохода свыше 300 000 рублей)

182 1 02 02140 06 1110 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые ИП за себя

182 1 02 02103 08 1013 160

На обязательное пенсионное страхование работников

182 1 02 02010 06 1010 160

На обязательное медицинское страхование работников

182 1 02 02101 08 1013 160

На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

182 1 02 02090 07 1010 160

Дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников, занятых при вредных условиях труда, тариф для которых не зависит от результатов спецоценки

182 1 02 02131 06 1010 160

Дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников, занятых при вредных условиях труда, тариф для которых зависит от результатов спецоценки

182 1 02 02131 06 1020 160

Дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников, работающих в тяжелых условиях труда, тариф для которых не зависит от результатов спецоценки

182 1 02 02132 06 1010 160

Дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников, работающих в тяжелых условиях труда, тариф для которых зависит от результатов спецоценки

182 1 02 02132 06 1020 160

Обратите внимание: последние новые КБК по страховым взносам с 17 мая 2016 года (утверждены приказом Минфина РФ от 17.05.2016 № 66н) уже недействительны!

Страховые взносы на травматизм за работников (ИП сами за себя их не платят) отчисляют по-прежнему в Фонд социального страхования, поэтому КБК у них остался тот же, что и в 2016 году:

  • 393 1 02 02050 07 1000 160.

Переходный период

Как видим, проблемы с выбором КБК на границе 2016-2017 годов могут возникнуть в двух ситуациях:

  1. При уплате дополнительного взноса в ПФР в 2016 году для ИП за себя (с доходов свыше 300 тысяч рублей). Если предприниматель уже уплатил этот один процент в 2016 году, то денежные средства ушли на реквизиты ПФР. Если же уплата дополнительного взноса происходит до 1 апреля 2017 года, то перечислять его надо уже в ИФНС по новому КБК (182 1 02 02140 06 1200 160).
  2. При уплате страховых взносов работодателями за декабрь 2016 года в январе 2017-го. Несмотря на то, что взносы начислены за период 2016 года, они оплачиваются уже в 2017 году. Поступление оплаты происходит уже на реквизиты налоговых инспекций. По сути, это будет первым платежом страхователей на новые КБК.

В этой таблице мы указали КБК для страхователей, перечисляющих в январе 2017 года взносы за декабрь 2016 года.

Какие КБК установлены для юридических лиц в целях уплаты налога на прибыль в 2017 году? Какие КБК применять в целях уплаты пеней и штрафов? Представляем вам удобную таблицу с актуальными КБК на 2017 год.

Уплата налога в 2017 году: новые ставки

Порядок уплаты налога на прибыль в 2017 году зависит от ставки налога, которая зависит от вида дохода (прибыли). См. « ».

По общему правилу (и чаще всего) налог на прибыль нужно уплачивать в бюджеты двух уровней:

  • 3 процента от суммы прибыли – в федеральный бюджет (если НК РФ не установлена нулевая ставка);
  • 17 процентов от суммы прибыли – в региональный бюджет (если НК РФ и региональным законодательством не предусмотрены другие ставки). Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ.

3 % – федеральный бюджет и 17 % – в региональный. Применяйте эти ставки к прибыли, получаемой с 1 января 2017 года. К прибыли 2016 года применяйте другие ставки: 2 % – в федеральный бюджет и 18 % – в региональный бюджет.

Налог за 2016 год: срок уплаты

Сумму налога на прибыль, начисленную за 2016 год, перечислите в бюджеты не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом. То есть, не позднее 28 марта 2017 года (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ). Ее рассчитайте (уменьшите) с учетом авансовых платежей, перечисленных в течение прошедшего года (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Пример.
По итогам 2016 года г ООО «Космос» получило прибыль в размере 1 600 000руб. Налог на прибыль начислен в сумме:

  • в федеральный бюджет – 32 000 руб. (1 600 000 руб. × 2%);
  • в региональный бюджет – 288 000 руб. (1 600 000 руб. × 18%).

В течение года «Космос» уплатила авансовые платежи в сумме:

  • в федеральный бюджет – 29 000 руб.;
  • в региональный бюджет – 199 000 руб.

Авансовые платежи по налогу на прибыль уменьшают сумму налога на прибыль к уплате по итогам 2016 года. Поэтому она составила:

  • в федеральный бюджет – 3000 руб. (32 000 руб. – 29 000 руб.);
  • в региональный бюджет – 89 000 руб. (288 000 руб. – 199 000 руб.).

28 марта 2017 года бухгалтер «Космоса» (юридического лица) оформил уплату налога следующими документами:
платежным поручением в федеральный бюджет на сумму 3000 руб.;
платежным поручением в региональный бюджет на сумму 89 000 руб.

КБК на 2017 год: таблица

В 2017 году для уплаты налога на прибыль нужно применять коды бюджетной классификации, которые определяет принадлежность платежа, направляемого в бюджет в целях уплаты юридическими лицами налога на прибыль, пеней и штрафов.

Назначение Обязательный платеж Пени Штраф
Налог на прибыль в 2017 году
в федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01011 01 1000 110 182 1 01 01011 01 2100 110 182 1 01 01011 01 3000 110
в бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01012 02 1000 110 182 1 01 01012 02 2100 110 182 1 01 01012 02 3000 110
в федеральный бюджет (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01013 01 1000 110 182 1 01 01013 01 2100 110 182 1 01 01013 01 3000 110
в бюджеты субъектов РФ (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01014 02 1000 110 182 1 01 01014 02 2100 110 182 1 01 01014 02 3000 110
при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до 21 октября 2011 года (до вступления в силу Закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ) 182 1 01 01020 01 1000 110 182 1 01 01020 01 2100 110 182 1 01 01020 01 3000 110
с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство 182 1 01 01030 01 1000 110 182 1 01 01030 01 2100 110 182 1 01 01030 01 3000 110
с доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций 182 1 01 01040 01 1000 110 182 1 01 01040 01 2100 110 182 1 01 01040 01 3000 110
с доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций 182 1 01 01050 01 1000 110 182 1 01 01050 01 2100 110 182 1 01 01050 01 3000 110
с дивидендов от иностранных организаций 182 1 01 01060 01 1000 110 182 1 01 01060 01 2100 110 182 1 01 01060 01 3000 110
с процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110 182 1 01 01070 01 2100 110 182 1 01 01070 01 3000 110
с прибыли контролируемых иностранных компаний 182 1 01 01080 01 1000 110 182 1 01 01080 01 2100 110 182 1 01 01080 01 3000 110

Ст. 226 НК РФ (в новой редакции ) закрепляет особенности начисления агентами НДФЛ, периоды и порядок перечисления ими обязательных платежей. В Кодексе установлено, что налог выплачивается в бюджет по специальным правилам. Обычно НДФЛ рассчитывают, удерживают и перечисляют агенты - лица, от которых плательщики получают свой доход. Рассмотрим подробнее ст. 226 НК РФ с изменениями 2016 г .

Общий порядок

Он устанавливается п. 1 ст. 226 НК РФ . Как предусмотрено положениями, обязанность определить (высчитать), удержать и перечислить в бюджетный фонд сумму НДФЛ вменяется субъектам, от которых либо в рамках отношения с которыми гражданину (плательщику) поступил доход, указанный во втором пункте рассматриваемой нормы. Эти лица считаются налоговыми агентами. К ним пункт первый ст. 226 НК РФ относит:

  1. Отечественные организации.
  2. Частнопрактикующих нотариусов и адвокатов.
  3. Индивидуальных предпринимателей.
  4. Обособленные структурные единицы зарубежных компаний в России.

Сумма, подлежащая удержанию с доходов, рассчитывается по правилам 224 статьи Кодекса с учетом специальных оговорок, предусмотренных рассматриваемой нормой. Как указано ст. 226 НК РФ, величина налога с прибыли адвокатов высчитывается, удерживается и перечисляется коллегиями, юридическими консультациями, бюро.

Специфика исчисления

В пункте втором ст. 226 НК РФ зафиксировано, что расчет НДФЛ и его уплата производятся по всем доходам плательщика, если их источником выступает агент. Исключением являются поступления, в отношении которых определение сумм и их перечисление в бюджет осуществляется по правилам статей 228, 226.1, 227, 214.3-214.6 Кодекса. В прочих случаях допускается зачет отчислений, удержанных ранее, а в случаях и по правилам ст. 227.1 - с учетом снижения на величину авансов (фиксированных), уплаченных налогоплательщиком.

Специальные правила

Расчет по суммам НДФЛ производится агентами на день фактического получения доходов. Эта дата определяется по правилам 223 статьи Кодекса. Исчисление производится нарастающим итогом от начала периода. Данное правило распространяется на все доходы, в отношении которых установлена ставка, согласно 224 норме. Исключением являются поступления от долевого участия в капиталах иных компаний. При этом засчитываются суммы НДФЛ, удержанные в предыдущие месяцы. Налог применительно к поступлениям, на которые установлены другие ставки, а также от долевого участия рассчитываются агентами по каждому доходу в отдельности. Соответствующее правило предусматривает пункт третий ст. 226 НК РФ . Необходимое исчисление нужно производить без учета поступлений плательщика, полученных от иных агентов, и удержанных ими сумм.

Особенности доходов

Как предусматривается пунктом 4 ст. 226 НК РФ , агенты обязаны удерживать рассчитанную сумму НДФЛ непосредственно из поступлений плательщика в момент их фактического получения. При этом учитывается ряд особенностей. Если доходы предоставляются в натуральной форме либо представлены в качестве материальной выгоды, удержание производится из любых вознаграждений, которые представлены в денежной форме. При этом оно не может быть больше 50% от суммы выплаченных денег. Правила п. 4 ст. 226 НК РФ не подлежат применению к агентам, выступающим как кредитные организации, при удержании и отчислении налога с поступлений, полученных клиентами (кроме тех, которые являются сотрудниками) в форме материальной выгоды, устанавливаемой в порядке 212 статьи Кодекса.

Особые случаи

При невозможности произвести удержание у плательщика в течение периода рассчитанного налога агент, по положениям пункта 5 ст. 226 НК РФ , должен не позже 1.03 года, идущего за тем, в пределах которого возникли обстоятельства, направить письменное уведомление контрольному органу. В извещении указывается сумма, с которой не был отчислен НДФЛ, и его величина. Форма извещения о невозможности произвести удержание, размерах поступлений и налога, не перечисленного в бюджет, правила предоставления сообщения устанавливаются федеральным исполнительным институтом, уполномоченным на фискальный контроль и надзор. В п. 5 ст. 226 НК РФ отдельно оговариваются действия агентов - российских предприятий, имеющих обособленные подразделения, отнесенных к типу крупнейших плательщиков, индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете по адресу ведения деятельности и использующие ЕНВД либо патентную систему. В случае невозможности произвести надлежащее удержание, они также обязаны сообщить об этом в контрольный орган. Уведомление направляется в порядке, установленном 230 статьей (пунктом вторым) Кодекса.

Сроки

Их определяет пункт 6 ст. 226 НК РФ . Как закреплено его положениями, агентам надлежит перечислить НДФЛ до даты, следующей за днем получения плательщиком соответствующего дохода. Если лицу выплачивалось пособие по нетрудоспособности, уходу за малолетним, отпускные, исчисленный налог, как предписывает п. 6 ст. 226 НК РФ , направляют в бюджет не позже последнего числа периода, в котором были эти поступления.

Место уплаты налога

Общая сумма НДФЛ, опредленная и изъятая агентом у плательщика, по отношению к которому он считается источником дохода, направляется в бюджет по адресу учета (проживания) агента, если другие правила не предусматриваются п. 7 ст. 226 НК РФ. Отечественные предприятия, указанные в первом пункте, имеющие подразделения (обособленные) обязаны осуществлять перечисление и по месту своего нахождения, и расположения каждой структурной единицы. В последнем случае суммы НДФЛ определяют в соответствии с величиной дохода, подлежащего обложению, начисляемого и выдаваемого сотрудникам, а также вытекающей из условий гражданско-правовых договоров, заключаемых с физлицами от имени предприятия. Агенты, имеющие статус предпринимателей, состоящие на учете по адресу ведения деятельности и применяющие ЕНВД/патентную систему, обязаны перечислять с доходов наемных сотрудников суммы налога, рассчитанные и удержанные с них, по месту регистрации в качестве ИП.

Дополнительно

В качестве агентов в рамках применения рассматриваемой нормы выступают и российские организации, производящие перечисление денежного довольствия, содержания, заработка, прочего вознаграждения военнослужащим, лицам из числа гражданского персонала ВС Общая величина НДФЛ, вычисленная и удержанная с этих сумм, направляется в бюджет по адресу учета источника дохода. Если размер подлежащего к уплате налога больше ста рублей, она перечисляется в порядке, установленном 226 статьей. Если величина меньше указанной величины, ее прибавляют к сумме НДФЛ следующего месяца, но не позже последнего месяца в текущем периоде. Законодательство запрещает отчисление налога из средств агента. При оформлении договоров не допускается включение в них оговорок, предполагающих принятие источником дохода обязательства нести расходы на перечисление платежей в бюджет.

Ст. 226 НК РФ: комментарии

Обязанность рассчитывать, удерживать и направлять в бюджет НДФЛ установлена на определенной категории лиц. В качестве агентов признаются:

  1. отечественные предприятия.
  2. Адвокатские коллегии или бюро, юридические консультации.
  3. Постоянные представительства зарубежных юрлиц.
  4. Индивидуальные предприниматели.
  5. Частнопрактикующие нотариусы, адвокаты, имеющие кабинеты.

Указанные субъекты должны исполнять обязанность, установленную НК, каждый раз, когда они выплачивают физлицам доходы.

Сложности на практике

Некоторые проблемы возникают при определении лица, выступающего в качестве агента, при выплате авторского вознаграждения через организацию, управляющую на коллективной основе правами авторов. Сегодня в России работает несколько юрлиц, имеющих аккредитацию на ведение данной деятельности. Эти организации принимают от субъектов, использующих авторские права, денежные средства. Последние выступают в качестве вознаграждений. Минфин в одном из своих Писем пояснил, что юрлицо, использующее продукты интеллектуального труда, в отношении гонораров, перечисляемых правообладателям и авторам литературных произведений, выступают в статусе агентов. Соответственно, оно должно исполнять все обязанности, предусмотренные 23 главой Кодекса.

Исключения

Между тем, указанное выше правило распространяется не на всех субъектов. В пункте втором 226 статьи оговаривается, что источник доходов в ряде случаев не исполняет обязанностей агента. Самостоятельно отчислять НДФЛ должны:

  1. Лица в статусе индивидуальных предпринимателей - с поступлений от своей деятельности.
  2. Частнопрактикующие нотариусы и прочие аналогичные граждане - по доходам, извлеченным в процессе работы.

Также самостоятельно исполняют обязанности по исчислению, удержанию и направлению налога в бюджет физлица, получившие доходы:

  1. По соглашениям гражданско-правового типа, которые были оформлены с другим физлицом, не выступающим в статусе агента. К ним, например, можно отнести сделки о найме/аренде имущества.
  2. От источников, находящихся в других странах.
  3. От реализации материальных ценностей, находящихся в собственности у физлица.
  4. В форме выигрышей, выплаченных организаторами тотализаторов, лотерейных и прочих игр, основанных на риске.

Самостоятельно выплачивают НДФЛ и те граждане, с вознаграждений которых у агента не получилось произвести удержание и отчисление. Это, в частности, характерно для поступлений, полученных в неденежной форме. Все плательщики, указанные выше, должны по завершении периода передать в контрольный орган по адресу проживания декларацию.

Схема расчета, удержания и перечисления

НДФЛ по ставке 13% исчисляют нарастающим итогом от начала периода ежемесячно. Правило распространяется на все облагаемые по этому тарифу поступления. В законодательстве предусмотрены и другие ставки: 9, 30, 15, 35%. Расчет по этим тарифам осуществляется по каждой сумме поступлений, начисленной плательщику, в отдельности. При осуществлении расчетов не учитываются доходы, которые были получены от иных агентов. Соответственно, не принимаются во внимание исчисленные и удержанные с этих поступлений налоги. В расчете могут участвовать только фактически выплачиваемые денежные средства. Они могут перечисляться на счет плательщика или р/с третьих лиц (при наличии соответствующего поручения). При этом законодательство устанавливает ограничение по величине НДФЛ. Сумма налога не может быть больше половины дохода, выплаченного физлицу.

Уведомление контрольной службы

Оно является обязательным, если агент по тем или иным причинам не смог удержать и перечислить рассчитанную сумму НДФЛ в бюджет. Извещение в контрольный орган направляется, как предписывает п. 5 ст. 226 НК РФ , не позже месяца от даты завершения периода, в котором эти препятствующие обстоятельства появились. Уведомление должно быть письменным. Направляется оно по адресу учета агента. В документе должен быть указан факт невозможности удержать и перечислить обязательный платеж, сумма дохода и налога.

Нюансы

В ряде случаев могут обнаружиться излишне перечисленные суммы НДФЛ. Законодательство допускает их возврат. Агент выплачивает суммы по заявлению плательщика. Если налог не был удержан (частично или полностью), он подлежит взысканию с физлица до погашения всей задолженности. В п. 6 ст. 226 НК РФ устанавливаются сроки, в которые агент обязан перечислить НДФЛ.

Заключение

Налоговый кодекс четко устанавливает обязанности, права и ответственность субъектов, обязанных производить расчет, удержание и перечисление налогов в бюджет. В нормативном акте жестко регламентируются сроки исполнения предписаний. Как правило, на предприятиях действует специальный отдел, ответственный за налоговый учет. Индивидуальные предприниматели обычно самостоятельно осуществляют расчеты, удержания и перечисления. Основные проблемы на практике связаны с ситуациями, когда агент по каким-то причинам не смог выполнить обязательство, установленное Кодексом. Во избежание привлечения к ответственности, он должен своевременно известить контрольный орган о сложившейся ситуации. При этом физлицо, с дохода которого не был исчислен, удержан и направлен в бюджет налог, обязан самостоятельно выполнить необходимые операции. В противном случае ему может вменяться ответственность за нарушение налоговых предписаний. Стоит сказать, что физлицам, с поступлений которых у агента не получилось перечислить НДФЛ, уведолмления о задолженности обычно не отправляются. В этой связи гражданам приходится самостоятельно контролировать ситуацию. Проблемы могут возникать и при получении субъектом дохода в неденежной форме. Как указывает НК, а также Письмо Минфина, исчисление и удержание в таких ситуациях производятся с других поступлений лица, выраженных деньгами. Однако агент должен помнить об ограничении по размеру отчисляемой в бюджет суммы.

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями , и настоящего Кодекса.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящего Кодекса.

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 настоящего Кодекса.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Положения статьи 226 НК РФ используются в следующих статьях:
  • Учет организаций и физических лиц
    4.8. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 НК РФ, осуществляется налоговыми органами на основании заявления, представляемого этой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика, в течение пяти дней со дня получения такого заявления, и в тот же срок организации направляется уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в соответствующем налоговом органе в качестве налогового агента.
  • Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
    72) доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ, за исключением доходов:
  • Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога
    4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ, - исходя из сумм таких доходов;

Здравствуйте, Евгений!

Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами[Налоговый кодекс РФ] [Глава 23] [Статья 226]

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

В соответствии с данной статье Вам начислен налог по договору