Формировать накопительную пенсию не имеет смысла

ТАСС-ДОСЬЕ. До начала реформы пенсионного обеспечения 2002 г. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в Пенсионный фонд России (ПФР).

Однако уже в 1990-е гг. начали создаваться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые можно было делать взносы на добровольных основаниях. В ПФР персонифицированный учет перечисленных гражданином средств начал вестись в 1995 г.

Реформа-2002

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах "О трудовых пенсиях в РФ" (от 17 декабря 2001 г.), "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (от 15 декабря 2001 г.), "Об обязательном пенсионном страховании" (от 15 декабря 2001 г.) и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы).

Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

С 2002 г. начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%).

Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в НПФ, либо в частную управляющую компанию (УК).

С 2002 по 2004 гг. право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 г. и позднее, и женщины, начиная с 1957 г. рождения. С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 г. рождения, был повышен с 4 до 6%. С 2009 г. начала действовать и программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, рассчитанная на десять лет.

Присоединившиеся к программе могли добровольно делать дополнительные отчисления в накопительную часть пенсии, а государство, в свою очередь, обещало внести такую же сумму на накопительный счет, обеспечив рост вклада на 100%.

Реформы-2010-2013

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной.

С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг. Но эти выплаты составляли незначительную долю в общем размере пенсий.

В 2013 г. была объявлена очередная реформа пенсионной системы. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Накопительная пенсия стала добровольной. Кроме того, трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня заработной платы.

В декабре 2013 г. было решено, что граждане России, родившиеся после 1967 г. включительно, должны до 31 декабря 2015 г. самостоятельно выбрать для накопительной части пенсии управляющую компанию (включая ВЭБ) или НПФ. В противном случае 6% тарифа накопительной пенсии будут перечислены в ее страховую часть, при этом уже перечисленные в накопительную часть средства сохранятся. Предполагалось, что реформа позволит отказаться от повышения пенсионного возраста и увеличить пенсионные выплаты.

При этом НПФ и УК были обязаны пройти процедуру акционирования для проверки их добросовестности и создания в сфере пенсионного обеспечения аналога системы страхования банковских вкладов.

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн рублей, а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн рублей (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых "молчунов" - граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

В рамках реформы базовый взнос в 22% от заработной платы делился на три части: 6% могли идти на финансирование накопительной части пенсии, 6% были обязательной "солидарной частью" тарифа, 10% - индивидуальной частью тарифа, из которых рассчитывается будущая пенсия.

Заморозка накопительной части

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет заморожено, и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Сообщалось, что это сэкономит 244 млрд рублей бюджетных средств, которые в противном случае пришлось бы потратить на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

5 августа 2014 г. вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что правительство приняло решение продлить заморозку пенсионных накоплений еще на один год и обсуждает идею полного отказа от накопительных пенсий. 1 декабря 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о продлении заморозки пенсионных накоплений в 2015 г. Сообщалось, что это позволит увеличить доходы ПФР в 2015 г. на 307,4 млрд рублей.

Заморозка перечислений накопительной части пенсий предпринималась и другими странами мира. Например, в 2011 г. от накопительной системы отказалась Венгрия, в 2010-2011 гг. не производились выплаты в накопительную, вторую, ступень пенсионной системы Эстонии, в Словакии был сокращен с 9 до 4% размер накопительных выплат.

По результатам проверки деятельности Пенсионного фонда России.

Цитата: "Пенсионный фонд Росии (ПФР) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ) не обеспечили сохранность пенсионных накоплений граждан и не смогли уберечь их от инфляции в 2002 - 2012 годах" (речь о тех пенсионных накоплениях, которые идут на формирование накопительной части трудовой пенсии по старости (накопительной пенсии) - прим . 45-90 ).

Докладчиком, огласившим результаты проверки, выступил аудитор Счетной палаты Владимир Катренко. Он рассказал, что "по состоянию на 1 января 2013 г. общее количество застрахованных лиц, которые формируют накопительную часть трудовой пенсии, составило 76,2 млн. человек, а общий объем средств пенсионных накоплений составил более 2 трлн. руб (около 75 миллиардов долларов - прим . 45-90 )".

Основной вывод, сделанный Счетной палатой, таков: "ни Пенсионный фонд России, ни негосударственные пенсионные фонды не обеспечили сохранность пенсионных накоплений застрахованных лиц с учетом инфляционных потерь." А именно:

  • "В период 2004-2012 гг. среднегодовой прирост пенсионных накоплений в ПФР составил от 0,79% до 9,24% при среднем темпе роста инфляции в этом периоде 9,65% в год".
  • "Прирост пенсионных накоплений в НПФ составил от 0% до 10,19% и практически во всех НПФ, за исключением двух, не превысил рост инфляции за период, в котором велась деятельность по обязательному пенсионному страхованию каждого из НПФ".

деятельности ПФР, НПФ и УК (управляющих компаний), отобранных по конкурсу, были установлены факты нарушения действующего законодательства », такие, как:

  • ПФР в 2009-2010 гг. не в полном объеме осуществлялось размещение страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в 2009 г. - 195,4 млрд. руб., в 2010 г. - 132,9 млрд. руб.).
  • ПФР не осуществлялось временное размещение средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (в 2009 г. - 2,6 млрд. руб., в 2010 г. - 3,6 млрд. руб., в 2011 г. - 4,1 млрд. руб., в 2012 г. - 8,2 млрд. руб.).
  • УК совершали сделки за счет средств пенсионных накоплений, используя услуги брокера, не отвечающего законодательно установленным требованиям. Некоторые УК незаконно совершала сделки за счет средств пенсионных накоплений, используя услуги брокера являющегося аффилированным лицом этой УК (т.е. "своим человеком" - прим . 45-90 ) .
  • УК осуществляли сделки купли-продажи ценных бумаг без учета требований инвестировать средства пенсионных накоплений разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации.
  • УК не представляли в полном объеме в ПФР и ФСФР России (Федеральная служба по финансовым рынкам России - прим . 45-90 ) информацию об аффилированных лицах управляющих компаний.
  • УК не соблюдали кодекс профессиональной этики
  • НПФ в нарушение законодательства самостоятельного инвестировали средства пенсионных накоплений. К примеру, совокупно сумма средств пенсионных накоплений, размещенных НПФ «Русь» в 2007-2009 гг. на счетах коммерческих банков, составила более 2 млрд. руб.
  • НПФ несвоевременно принимали решения о передаче средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц в резерв ПФР.
  • Установленный законодательством порядок оплаты услуг и вознаграждений участникам процесса формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений свидетельствует о приоритете интересов УК, брокеров, страховых компаний, специализированных депозитариев. «Вознаграждение УК выплачивается за счет полученных от инвестирования доходов. При этом в случае получения убытка управляющая компания ответственности не несет, а только лишается права на получение вознаграждения». Так, в 2004-2012 гг. сумма доходов полученных частными УК составила 8,6 млрд. руб., а сумма вознаграждений - 1,4 млрд. руб. или 16,8% от суммы доходов.
  • Установленный законодательством контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также обязательного пенсионного страхования, осуществляемого НПФ является неэффективным.
  • ФСФР России, являющейся в проверяемый период уполномоченным органом по осуществлению указанного контроля и надзора, не обеспечивался надлежащий контроль за деятельностью НПФ и УК. «Принятая ФСФР форма отчетности НПФ по обязательному пенсионному страхованию не позволяла осуществлять анализ деятельности НПФ и своевременно выявлять допущенные НПФ нарушения».
  • Кроме этого, по выявленным спецдепозитарием нарушениям ПФР и ФСФР России не принимались должные меры в отношении УК, допустивших нарушения. «Ни одна управляющая компания не была привлечена к материальной ответственности». Межу тем, расходы на оплату услуг спецдепозитария за 2004-2012 гг. составили более 2,5 млрд. руб.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить отчет в Минфин России, Банк России, Минтруд России, а также в Госдуму РФ и Совет Федерации РФ.

Для тех, кто не очень в теме и для новичков напомним, что речь идет о средствах, которые граждане направляют на формирование накопительной части пенсии (накопительной пенсии) . Основные сведения о накопительной пенсии, которые полезно знать:

  • у работающих граждан 1967 года рождения и моложе.

Примечание. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве. При этом указанная категория граждан вправе осуществлять выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда для инвестирования средств пенсионных накоплений.

  • у участников Программы государственного софинансирования пенсий, перечисляющих дополнительные страховые взносы;
  • у тех, кто направил средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.

3. Средства пенсионных накоплений инвестируются ("прокручиваются" - прим . 45-90 ) выбранной гражданином управляющей компанией - УК, или в выбранном НПФ.

4. Гражданам 1967 года рождения и моложе , зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2014 и 2015 годах предоставлена возможность выбора:

  • либо продолжать формировать накопительную часть пенсии,
  • либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии.

5. Гражданин имеет право выбрать один из способов формирования накопительной пенсии:

  • через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
  • один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - Внешэкономбанк;
  • через негосударственный пенсионный фонд (НПФ), осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

6. Законом установлены три вида выплаты средств пенсионных накоплений (накопительной части пенсии) :

  • единовременная выплата средств пенсионных накоплений ("все и сразу"). Производится только тем, у кого накопительная пенсия составляют 5 и менее процентов по отношению к размеру всей его трудовой пенсии по старости). Выплата производится единовременно в течение 2 месяцев с момента обращения гражданина с заявлением о назначении выплаты.
  • срочная пенсионная выплата Осуществляется при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной). Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть меньше десяти лет. Получатели - участники Программы государственного софинансирования пенсии; владельцы сертификата на материнский капитал, которые направили его средства на формирование накопительной части своей будущей пенсии. Выплачивается ежемесячно равными платежами одновременно со страховой частью пенсии гражданина.
  • накопительная часть трудовой пенсии по старости . Выплачивается ежемесячно равными платежами одновременно со страховой частью пенсии гражданина .

7. Если пенсионные накопления гражданина формируются в негосударственном пенсионном фонде , выплату средств пенсионных накоплений ему осуществляет этот НПФ. В этом случае гражданину необходимо обратиться с заявлением в свой НПФ.

В заключении заметим, что средства пенсионных накоплений - это очень лакомый кусок так называемых "длинных" денег, которые берутся в пользование УК из списка ПФР или НПФ на длительный срок (10-15-20 лет). Далее эти деньги используют для долгосрочных инвестиций, спекуляций и прочих манипуляций с целью получения дохода. И как показывает проверка - дохода не для владельцев денег - пенсионеров, а для себя и своих "ребят", красиво называемых "аффилированными " лицами. При этом, взяв деньги у граждан, ни ПФР, ни НПФ даже не обеспечивают их сохранность на прежнем уровне с учетом инфляционных потерь. И если за прошедшие 10 лет эксперимент с накопительной частью пенсий оказался мыльным пузырем, то есть большие сомнения в том, что в предстоящие годы что-то изменится в лучшую сторону. Но тут каждый решает и выбирает сам - продолжать формировать накопительную пенсию или отказаться от нее в пользу страховой пенсии, которая по крайней мере все последние годы была надежно защищена государством от инфляционных потерь.

Что еще изумляет во всей этой истории? Сообщение о проверке, проведенной Счетной палатой, "мелким шрифтом" опубликовано только в одном авторитетном СМИ - Российской газете. Все остальные "как в рот воды набрали". А ведь речь идет о деньгах (личных пенсионных накоплениях) 76,2 млн. человек ! Или им об этом знать не обязательно?