Тихоокеанский торговый союз. Правила пишутся без нас? Долгая дорога к согласию

Тихоокеанский торговый союз. Правила пишутся без нас? Долгая дорога к согласию

Игорь Макаров Доцент департамента мировой экономики НИУ «Высшая школа экономики», к.э.н.

Подписание соглашения о Транстихоокеанском партнерстве – знаковое событие, которое не только оказывает значительное влияние на экономики стран-участниц и их торговых партнеров и меняет ход интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и способно преобразовать всю систему регулирования международной торговли. Создание мегарегионального соглашения на пространстве АТР – это не просто результат направленных усилий конкретных государств, но и отражение объективных процессов, происходящих как в регионе, так и в мировой экономике в целом.

Предпосылки возникновения ТТП
Более полувека правила международной торговли регулировались Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ). Именно ГАТТ, а затем ВТО стали локомотивами бурного развития международного обмена товарами и услугами, который лег в основу процессов современной глобализации.
Однако в XXI в. конфигурация международной торговли меняется, к чему ВТО оказалась не вполне готова. Во-первых, кардинально возросла доля в мировом экспорте развивающихся стран. Как следствие, вырос и их переговорный вес, стало расти число противоречий между развитыми и развивающимися государствами. Результатом стал провал Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО.

Во-вторых, фактически иссяк важнейший источник роста международной торговли последних полутора десятилетий: бурный экономический рост стран БРИКС. В настоящее время все они испытывают экономические трудности, которые носят ярко выраженный структурный характер. Неудивительно в этой связи, что в послекризисный период темпы роста мирового экспорта стали снижаться, а в 2015 г. он и вовсе сократился в абсолютных объемах, что является абсолютной аномалией для некризисных лет.

В-третьих, мировая торговля демонстрирует тенденцию к растущей регионализации. Регионы становятся все более самодостаточны. Этому способствует, в частности, быстрый рост доходов в ряде азиатских стран, которые постепенно утрачивают присущий им ранее статус мировой фабрики, работающей на дешевом труде, и превращаются в важные центры потребления. Вместе с тем, новые конкурентные преимущества появились в странах Запада: в США сланцевая революция привела к существенному удешевлению энергии, а огромный приток мигрантов в Европу резко увеличил доступный для нее объем дешевой рабочей силы. В результате страны Запада получили возможность запустить процесс «решоринга» – возврата промышленных производств из развивающихся стран. Тенденции к локализации производств в ближайшее десятилетие будут усиливаться технологическими новшествами вроде 3D-принтинга и роботизации.

Вышеперечисленные тенденции отнюдь не означают, что мир становится менее взаимозависимым, а глобализация отступает назад. Вместе с относительным снижением роли международной (во всяком случае, межрегиональной) торговли товарами в будущем, другие трансграничные потоки – людей, инвестиций, информации – лишь усиливаются. Растет роль виртуальных компаний (Amazon, Facebook, Alibaba и др.), которые функционируют в значительной степени вне рамок государственных границ. Глобализация продолжается, меняя лишь свою форму.

В таких условиях недостаточно иметь лишь правила международной торговли как таковой. Наряду с регламентацией товарных потоков, пересекающих границы, необходимы новые нормы для регулирования потоков инвестиций, идей, рабочей силы. Наконец – самой среды деятельности компаний.

Страной, которая первой уловила намечающиеся изменения в характере международной торговли, стали США. Именно они стали главным двигателем переговоров по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), которые завершились подписанием соглашения между 12 странами 4 ноября 2015 г. Одновременно продолжаются переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП), включающему США и страны ЕС. В таком случае США разрабатывают правила международной торговли, охватывающие более 60% мировой торговли и фактически все ведущие экономики, кроме Китая, Индии и России. В свою очередь, Китай и Индия, озабоченные этим процессом, ведут переговоры о создании другого мегарегионального соглашения – Регионального всеобъемлющего экономического партнерства (РВЭП). ТТИП и РВЭП еще на стадии переговоров, а ТТП вполне может столкнуться со сложностями ратификации. Однако судьба конкретных документов менее важна, чем общая тенденция, которую они задают: мир вступает в эпоху мегарегиональных соглашений, которые постепенно будут превращаться в главные инструменты регулирования международных экономических взаимодействий.

ТТП как соглашение нового типа
Соглашение о ТТП – это прежде всего соглашение о свободной торговле. Оно предполагает обнуление таможенных пошлин по 95-98% товарным позициям. Эта величина выглядит внушительно, однако масштабы тарифной либерализации не стоит преувеличивать. Во-первых, между странами-участницами ТТП уже действуют 42 соглашения о зоне свободной торговле, покрывающие в сумме около 60% торговых потоков, охваченных ТТП. Во-вторых, для всех стран предусмотрены индивидуальные переходные периоды длительностью до 30 лет со дня вступления соглашения в силу.
Снижение тарифов – далеко не главный компонент соглашения о ТТП. Помимо него, а также традиционных инструментов нетарифного регулирования (санитарных и фитосанитарных, технических барьеров в торговле, таможенных процедур и правил происхождения товаров) большое внимание в соглашении уделено инвестициям, вопросам интеллектуальной собственности, государственным закупкам и государственным предприятиям, вопросам конкуренции.

Кроме того, соглашение о ТТП покрывает такие сферы, как окружающая среда, электронная торговля и трудовые стандарты. В этом смысле оно является по-настоящему беспрецедентным, ведь ВТО от данных вопросов дистанцировалась. Ключевая особенность ТТП – в том, что оно предполагает не только и не столько либерализацию торговли, сколько изменение институциональной среды деятельности компаний. В частности, в соглашении содержатся требования о наличии в странах-участницах ТТП регулирующих органов и законодательства в сфере труда (например, необходимо наличие закона об установлении продолжительности рабочего дня), охраны окружающей среды, защиты инвестиций, прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, в ТТП есть набор положений об основных правилах деятельности государственных предприятий и проведения госзакупок, которые предполагают расширение доступа зарубежных компаний к государственным тендерам по ряду отраслей, определенному индивидуально для каждой страны. Целью создания общей институциональной среды является облегчение проведения торговых и экономических операций и улучшение инвестиционного климата в целом во всех странах соглашения.

Хотя данное соглашение, безусловно, существенно шире, чем правила ВТО, которым подчиняются все его участники, режим торговли в рамках ТТП полностью согласуется с нормами ВТО. Так, например, антидемпинговые меры применяются только после решения ВТО, они не могут быть рассмотрены в каком-либо из органов ТТП. При этом в рамках ТТП положения все-таки более строгие, чем в рамках ВТО. Так, например, для обоснования применения фитосанитарных мер ТТП предусматривает специальные требования – научные исследования должны быть проведены в течение 6 месяцев.
Особая роль в соглашении отведена секторальным техническим барьерам – для каждой из следующих сфер существует отдельное приложение: фармацевтика, косметика, медицинское оборудование, запатентованные формулы для расфасованных пищевых продуктов и пищевых добавок. В ТТП установлены обязательные сроки по рассмотрению таких барьеров (которые являются лишь рекомендованными в случае ВТО); кроме того, в будущем предполагается выработка общего подхода в данных отраслях.

В ТТП предусмотрен национальный режим и режим наибольшего благоприятствования (РНБ) для инвестиций в формате ТРИМС ВТО-плюс(Соглашение ВТО по инвестиционным мерам, связанным с торговлей). Важным элементом соглашения также является наличие механизма разрешения споров в формате «инвестор-государство», который позволяет иностранному юридическому лицу подать иск против принимающего государства, если оно нарушает права инвесторов. В традициях американского законодательства, при подаче иска инвестором в рамках ТТП, именно он (истец) несет все издержки по сбору доказательств. Что касается международных услуг, им предоставляется национальный режим (за исключением передвижения физических лиц). Финансовые услуги регулируются ВТО.

Особого внимания заслуживает вопрос торговли объектами интеллектуальной собственности - в случае с ТТП она регулируется в формате ТРИПС-ВТО-плюс(Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), основанном на законодательстве США. При этом срок охраны авторского права - 70 лет, срок действия патента – 8 лет (а не 5, как в случае с ВТО).

Очевиден уклон некоторых положений соглашения о ТТП в сторону правовых стандартов США. Во многом речь идет об экспансии американских институтов регулирования торговли и инвестиций на других участников соглашения. Это позволяет как многим экспертам, так и широким слоям общественности считать, что главными бенефициарами от ТТП станут американские корпорации, которые и были главными лоббистами его подписания.

ТТП и экономики стран региона
ТТП объединяет страны, представляющие 40% ВВП и 28% мировой торговли. Однако эти страны крайне разнородны: большую часть этих показателей обеспечивают всего две страны: США и Япония. Половина стран-участниц (Бруней, Чили, Малайзия, Мексика, Перу и Вьетнам) вообще относятся к развивающимся, и пространство экономических стандартов существенно отличается в них по сравнению с более развитыми экономиками, входящими в ТТП.

Ожидается, что соглашение о ТТП положительно повлияет на объемы внешней торговли всех стран-участниц. Высокий уровень либерализации позволит им расширить доступ товаров на рынки других стран соглашения (в части торговых потоков, не покрытых существующими ЗСТ), а совершенствование институциональных рамок будет способствовать их экономическому и социальному развитию. Однако этому сопутствуют и издержки в виде снижения уровня защиты национальных отраслей.

Крупнейшим торговым потоком, не регулируемым ранее существующими ЗСТ, но попадающим под действие ТТП, является поток США–Япония. Наиболее острый вопрос в двусторонней торговле этих стран – снижение тарифов на автомобили в рамках ТТП. Что касается остальных стран-участниц, с меньшим вкладом в объемы торговли внутри ТТП, крупными бенефициарами могут оказаться Вьетнам (за счет расширения экспорта текстиля и обувной продукции), Бруней (за счет увеличения объемов внешней торговли и диверсификации экономики), Малайзия (максимально расширяет количество стран-торговых партнеров в беспошлинной зоне за счет ТТП). Возможно также, что распространение стандартов США в сфере регулирования инвестиций приведет к увеличению американских инвестиций в страны ТТП. Негативные эффекты соглашения для большинства стран связаны с открытием внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции (в частности риса, мясной и молочной продукции), а также с длительным сроком патента на фармацевтическую продукцию – для тех стран, которые ее импортируют и не имеют возможности производить самостоятельно.

Кроме того, реформирование институциональной среды деятельности компании потребует от ряда стран соглашения существенной перестройки их моделей экономического развития, базирующихся на относительно высокой степени вмешательства государства в экономику. Такая перестройка может стать достаточно болезненной.

Во всех главах соглашения присутствуют положения, направленные на стимулирование кооперации и диалога по каждой их сфер – предполагается создание различных Советов, регулярно обсуждающих соблюдение положений участниками, а также консультативных органов, которые могут предоставить рекомендации по улучшению позиций стран ТТП в международной торговле. Соглашение в дальнейшем может развиваться – с одобрения участников в него могут войти новые положения, причем касающиеся не только непосредственно либерализации обмена товарами и услугами. В дальнейшем в сферу регулирования соглашения могут войти и другие области, связанные с торговлей – в дополнение к инвестициям, госзакупкам и госпредприятиям, окружающей среде, электронной коммерции и трудовым стандартам. В таком случае масштабное соглашение будет оказывать еще более сильное влияние на экономики государств-участников.

Отметим, что подписание соглашения о ТТП на министерском уровне пока не означает сиюминутной реализации всех его пунктов. Для вступления соглашения в силу потребуется его ратификация в течение двух лет как минимум 6 странами, на которые приходится не менее 85% суммарного ВВП стран ТТП. Особенно остро стоит вопрос ратификации соглашения о ТТП Конгрессом США, учитывая приближающиеся президентские выборы и наличие в стране серьезной дискуссии по поводу целесообразности соглашения – в отличие от Барака Обамы, оба кандидата в президенты не поддерживают ТТП, утверждая, что оно угрожает рабочим местам американцев.

ТТП для России: возможности и угрозы
Стандартные модели общего равновесия демонстрируют, что прямой эффект заключения соглашения о ТТП для России минимален. Доля стран-участниц соглашения в товарообороте России невелика – менее 10%. Ключевые статьи российского экспорта (в частности, углеводороды и продукция ВПК) не зависят от предусмотренных ТТП преференций. Экспортные поставки стран ТТП в Россию также едва ли могут переориентироваться на других участников соглашения после его вступления в силу. Большая часть потенциальных потерь придется на российских сельскохозяйственных производителей, поставляющих продукцию на азиатские рынки. Впрочем, объемы этого экспорта и так невелики.

Тем не менее, едва ли в данном случае модели объективно отражают все направления воздействия ТТП на российскую экономику. Российское правительство имеет амбициозные планы интеграции в азиатско-тихоокеанский регион, реализация которых невозможна без ускоренного развития Дальнего Востока и диверсификации отраслевой структуры экономики. Согласно действующей на данный момент концепции, в регионе предполагается развивать производства с высокой добавленной стоимостью, ориентированные на экспорт в АТР. Именно для этих планов ТТП представляет собой некоторую опасность. Впрочем, преувеличивать ее не стоит, ведь основным рынком для российского потенциально нового экспорта является не охваченный соглашением Китай.

Вместе с тем, ТТП дает России и новые возможности. Так, преференции в рамках соглашения предусмотрены для товаров с уровнем локализации производства не менее 45%, поэтому у России возникают хорошие предпосылки для промышленной кооперации со странами-членами ТТП с последующим выводом совместной продукции на рынки других стран-участниц соглашения на выгодных условиях. Особенно актуально это для взаимодействия с Вьетнамом, с которым у ЕАЭС действует зона свободной торговли.

Значение ТТП следует рассматривать и в более широком контексте. Во-первых, это элемент комплексной внешнеэкономической стратегии США, нацеленный, наравне с ТТИП, на создание новых правил международной торговли и международных экономических взаимодействий в целом. Если оба проекта будут реализованы (а с учетом того, что они отвечают объективным вызовам нового этапа глобализации, в этом мало сомнений), эти правила будут написаны без участия России. С учетом того, что некоторые положения Соглашения о ТТП (включая положения о государственных компаниях, правительственных закупках, защите прав интеллектуальной собственности и т.д.) вступают в противоречие с выстроенной в России экономической моделью, постепенное распространение их правил на весь мир может стать серьезным вызовом для российской экономики.

Во-вторых, соглашение о ТТП способно активизировать целый ряд других процессов и инициатив, имеющих к России непосредственное отношение. Так, например, Китай может ускорить свое движение на Запад, ключевым элементом которого является инициатива «Один пояс – один путь». Продолжается процесс переговоров по РВЭП, участие в котором России, в отличие от ТТП, не выглядит невозможным, особенно с учетом получающих все более широкую поддержку идей развития всеобъемлющего экономического сотрудничества в Большой Евразии. Наконец, успех ТТП может стать важным импульсом к давно назревшему реформированию ВТО, которая находится в затяжном кризисе.

Пусть текущее прямое воздействие Соглашения о ТТП на российскую экономику невелико, рассматривать его как нечто, не имеющее к России отношения, контрпродуктивно. ТТП – важная часть нового мира. И России уже пора думать о своей роли в нем.

Созданный между США, Вьетнамом и 10 другими странами, расположенными на побережье Тихого океана, Транс-Тихоокеанский торговый союз Россия сможет использовать в своих экономических интересах. Об этом «Известиям» рассказал первый заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев. В частности, договор открывает рынки государств партнерства для поставок российских автомобилей, собранных во Вьетнаме.

Мы еще не видели сам текст договора, но, по предварительным данным, для поставок на эти рынки уровень локализации сборки должен составлять 62,5%, - отметил Лихачев. - Это вполне достижимо.

Производственная площадка в этой стране уже есть у КАМАЗа в рамках совместного предприятия с местной госкомпанией Vinacomin (в нем у российской компании 37%). Возможность создания сборочного производства во Вьетнаме рассматривают КАМАЗ, УАЗ (принадлежит «Соллерсу»), ГАЗ, «АвтоВАЗ». В частности, «Соллерс» планирует организовать сборку «УАЗов» во Вьетнаме с местной Vinamotor, выпуск может составлять несколько тысяч штук в год. Группа ГАЗ ведет переговоры с потенциальными партнерами во Вьетнаме об организации производства и дистрибуции легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей ГАЗ. Кроме того, возможность продажи и сборки во Вьетнаме изучает и акционер «АвтоВАЗа» - Renault: например, кроссовера Duster, выпускаемого на заводе компании в Москве. Площадкой может стать завод Nissan (партнер по альянсу) во Вьетнаме.

При этом, согласно подписанному в мае соглашению о создании зоны свободной торговли, Вьетнам в течение 10 лет обнулит ввозные пошлины на автомобили из России и других стран Евразийского экономического союза, которые сейчас составляют 17% для грузовиков, 30–40% для автобусов и 50–70% для легковых машин.

Впрочем, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что окончательная позиция по новому соглашению будет сформирована после его тщательного анализа.

Конечно, еще нужно анализировать. Это достаточно новая информация, это новые договоренности. Поэтому, конечно, это будет самым тщательным образом анализироваться на предмет соответствия интересам России, перед тем как будет сформирована какая-то позиция, - заявил Песков.

Он отметил, что подобное экономическое объединение имел в виду президент России Владимир Путин, выступая на трибуне Генассамблеи ООН.

Естественно, если речь идет в форматах регионального сотрудничества, что будет способствовать созданию благоприятных условий для экономического развития, созданию новых рабочих мест и так далее, способствовать экономическому развитию стран региона, то, безусловно, это можно только приветствовать, - считает Песков. - Но, как сказал Путин с трибуны ООН, если речь идет о создании каких-то отдельных закрытых структур, которые впоследствии будут подменять собой ВТО, международные правила торговли, то, конечно, это то, насчет чего президент с трибуны Генассамблеи озвучил озабоченность.

Эксперты также оценивают партнерство не так оптимистично, как в Минэкономразвития.

Каких то особых выгод для России я не вижу, - отмечает завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Константин Корищенко. - Этот проект затевался в рамках АСЕАН, куда входит Россия и Китай. Однако ни Россию, ни Китай в партнерство не пригласили, таким образом, он направлен в конечном итоге против России и Китая.

Достижение договоренности о создании Транс-Тихоокеанского партнерства подтвердил в понедельник в специальном заявлении президент США Барак Обама.

Кроме США, в партнерстве участвуют представители Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, Чили и Японии. Предполагается, что документ охватит почти 40% объема мировой торговли.

Фото: сайт

Транстихоокеанское партнерство, изначально многими экспертами оцениваемое как нечто не имеющее шансов на воплощение, становится все более реальным. На прошлой неделе в новозеландском Окленде министры торговли 12 стран-участниц: Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, США, Сингапура, Чили и Японии - подписали соглашение о создании нового торгового блока.

Теперь для того, чтобы соглашение вступило в силу официально, его в течение двух лет должны ратифицировать парламенты как минимум шести стран, суммарная доля которых в партнерстве должна равняться 85% (при этом только ВВП самых заинтересованных в договоре стран: США и Японии - в совокупности составляет долю в 74% от общего ВВП всех стран вместе взятых).

В администрации президента уже заявили , что намерены приложить все усилия для ратификации документа до конца 2016 года:

«Транстихоокеанское партнерство позволяет Америке, а не таким странам, как Китай, писать правила игры для ХХI века, что особенно важно для столь динамичного региона, как Азиатско-Тихоокеанский».

В значимости проекта для Соединенных Штатов сомнений не возникает. Переговоры о Транстихоокеанском партнерстве стартовали еще в 2003 году, когда Новая Зеландия, Сингапур и Чили заявили о желании создать в соответствии с нормами ВТО зону свободной торговли. Долгое время организация никоим образом о себе не напоминала, пока в 2008 году проектом не заинтересовались Штаты.

После этого момента переговоры активизировались. О желании присоединиться к проекту одно за другим заявили еще семь государств, в период с 2010 по 2013 годы между странами было проведено 19 раундов официальных переговоров по проекту соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. При этом консенсуса достигнуть не удавалось вплоть до конца 2015 года.

Но в условиях, когда геополитические соперники Штатов - Россия и Китай - о сопряжении ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», медлить уже было нельзя. Cпешка обусловливалась в первую очередь нежеланием США потерять инициативу в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому между 12 странами 5 октября 2015 года в Атланте в срочном порядке было подписано соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства

Многие аналитики и эксперты тогда даже заявили как минимум о локальной победе Штатов над Китаем. Однако даже сейчас, после подписания соглашения министрами торговли стран-участниц ТТП, шансы проекта на реализацию все еще остаются туманными, хоть он уже приобретает некоторые реальные черты.

Так, даже в самих Штатах не все поддержали соглашение, часть конгрессменов вполне готова проголосовать против его ратификации. Неоднозначна позиция и некоторых других стран-подписантов, в частности в Минторге Канады заявили, что «подписание соглашения не эквивалентно ратификации».

Подобные сомнения вполне поддаются объяснению. Сам проект ТТП в своей основе содержит несколько внутренних бомб замедленного действия, способных в итоге не просто развалить новый торговый блок, но и нанести непоправимый урон экономикам стран-участниц. Да и перспективность участия в проекте сегодня все еще находится под сомнением из-за ряда причин.

1. Засекреченность самого соглашения от широкой общественности сама по себе создает немало вопросов как у чиновников и общественности самих стран-участниц, так и у глав других государств.

Например, свои сомнения по этому поводу высказывал президент России Владимир Путин. Он отметил , что конфиденциальный характер переговоров о создании Транстихоокеанского партнерства вряд ли помогает устойчивому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2. Отсутствие в соглашении Китая и других крупных экономик региона уменьшает, а не увеличивает его значение

Сама подоплека проекта, заключающаяся в создании экономического противовеса влиянию Китая в регионе обрекает на невыполнение его главную цель - построение зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На данный момент другие экономически мощные страны региона: Индонезия, Южная Корея, Таиланд - с опаской говорят о возможном присоединении к проекту. Индонезия вообще кардинально изменила свою позицию: изначально заявив о своем намерении вступить в ТТП, .

Кроме того, наличие Китая в проекте, безусловно, значительно сказалось бы на его привлекательности. Однако последовательность действий на пути к созданию ТТП говорит лишь об одном - Китай никогда не станет членом партнерства и будет делать все возможное для создания собственного альтернативного проекта.

3. Наличие внутренних противоречий между странами-участницами ТТП

С экономической точки зрения результат вступления в ТТП для той или иной страны-участницы может оказаться весьма плачевным. Жаркие споры о экономической целесообразности идут даже между производителями двух самых заинтересованных в проекте стран - Японии и США. Так, например, по японским оценкам, либерализация аграрного рынка может привести к падению на 40% собственного производства в Японии основных продовольственных товаров. В совокупности с вероятным снижением цен на импортируемые в Японию продукты питания, страна рискует стать зависимой от продовольственных поставок из-за границы. С другой стороны, выгоду от вступления в ТТП получат японские экспортеры автомобилей, электроники и другой продукции обрабатывающей промышленности, в связи с чем ведущие американские автомобилестроительные компании выступили против участия Японии в ТТП.

Сложно представить, какие последствия ждут страны с меньшей по объемам и конкурентоспособностью экономикой.

4. Транстихоокеанское партнерство может обесценить принципы ВТО

ВТО - организация, созданная для либерализации международной торговли, обеспечения доступа иностранных товаров на внутренние рынки и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Однако значимость ее с созданием таких «привилегированных» торговых блоков, как ТТП, ведет к нарушению принципов равенства в мировой политике.

Это, несомненно, вызывает беспокойство среди мировых лидеров и способно внести дисбаланс в существующее мировое устройство.

5. Н аличие других составляющих, помимо экономической

Если даже не брать явную антикитайскую направленность проекта, можно выделить еще целый ряд претензий к нему. Например, антиглобалисты считают, создание Транстихоокеанского партнерства представляет собой «корпоративный переворот»: лишь две из 26 глав соглашения о новом блоке имеют какое-либо отношение к торговле. Большая его часть направлена на предоставление привилегий глобальным корпорациям, преимущественно связанным с защитой авторских и патентных прав, а также на ограничение государственного регулирования.

5 октября 2015 года завершились переговоры по формированию Транстихоокеанского партнерства (ТТП) между США, Японией, Канадой, Мексикой, Австралией, Новой Зеландией, Сингапуром, Брунеем, Чили, Перу, Малайзией и Вьетнамом. На страны ТТП приходится 23,9% мирового экспорта и 26,7% мирового импорта товаров и услуг, доля внутриблоковой торговли стран ТТП составляет 42,7%. На территории стран ТТП проживает более 810 млн. чел.

ТТП регулирует не только торговлю товарами и услугами, перемещение капиталов и рабочей силы между участниками, но и определяет, как должны выглядеть внутренние правила в странах-участницах в таких областях как трудовое право, экология, интеллектуальная собственность и ряде других. Соглашение содержит повышенные обязательства по прозрачности применяемых правил торговли.

Торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами . После окончания переходных периодов соглашение обнулит 98% таможенных пошлин во взаимной торговле стран ТТП, большинство таможенных пошлин на промышленные товары будет обнулено с момента вступления соглашения в силу, на отдельные товары согласованы переходные периоды их снижения.


Наиболее сложные переговоры по промышленным товарам проходили между США и Японией и касались автомобильного сектора. США согласовали 30-летний переходный период на снижение тарифов на грузовики и 25-летний переходный период на легковые автомобили при импорте из Японии.

Для чувствительных секторов, в первую очередь, сельского хозяйства, были установлены особые условия снижения тарифов. Например, Япония и Вьетнам согласились на обнуление лишь около 30% тарифных линий после вступления соглашения в силу, установив для остальной части длительные переходные периоды (до 20 лет). Новой Зеландии пришлось ограничить запросы по доступу на рынки сельскохозяйственной продукции, в частности, согласиться на ограниченный доступ на рынки мяса и молочных продуктов Японии и США.
В отдельных случаях либерализация торговли носит масштабный характер. Так, Малайзия устранит тарифы на 92% тарифных линий сельскохозяйственных товаров сразу после вступления соглашения в силу, оставив переходный период лишь для 7% линий. Австралия обнулит абсолютное большинство таможенных пошлин. Максимальный переходный период для Австралии, в отличие от других развитых стран, составляет всего 4 года, который сохраняется, в основном, на текстильную продукцию.

В части текстиля и одежды большинство импортных тарифов будет обнулено после вступления соглашения в силу, тарифы на некоторые чувствительные товары будут устранены в течение более длительных переходных периодов. К примеру, США сохранили переходные периоды от 10 до 12 лет на некоторые виды одежды из Вьетнама.

Для одежды установлены правила определения страны происхождения, аналогичные тем, что существуют в НАФТА (пряжа, используемая для производства тканей и одежды должна быть произведена в стране-члене ТТП).

По вопросам нетарифного регулирования торговли товарами страны ТТП обязались не использовать требования локализации и не вводить импортные и экспортные ограничения и пошлины. Они также договорились не применять ограничительные меры по отношению к восстановленным товарам и не дискриминировать их по сравнению с новыми товарами, сохранив возможность применения технических стандартов.

Была достигнута договоренность об увеличении прозрачности и сотрудничестве в областях, связанных с сельскохозяйственными биотехнологиями (продукция ГМО). Достигнуты договоренности о единых правилах определения страны происхождения, предусматривающих региональную кумуляцию внутри ТТП, что будет стимулировать рост инвестиций в страны ТТП.

Таможенное администрирование и упрощение процедур торговли. Переговоры по ТТП велись, в том числе, в контексте выполнения обязательств по соглашению об упрощении торговых процедур ВТО. ТТП усиливает и дополняет многосторонние обязательства, включает положения об усилении взаимодействия таможенных служб стран-членов в таких областях, как предотвращение нелегальной неуплаты таможенных платежей, контрабанда и др.


Основными достижениями в области санитарных и фитосанитарных мер стало определение подходов в оценке риска, принципов маркировки, мер по содействию торговли. В случае принятия экстренных мер стороны обязуются в течение шести месяцев предоставить научное обоснование этих мер. Соглашение о ТТП предполагает возможность проведения специальным органом страны-импортера аудита системы безопасности продукции экспортирующей страны. Достигнуты договоренности о создании специального механизма межправительственных консультаций.
В области технических барьеров в торговле приложения к соглашению о ТТП устанавливают принципы их применения в следующих отраслях: косметическая отрасль, медицинские приборы, лекарственные препараты, информационные и коммуникационные технологии, вино и крепкие спиртные напитки, запатентованные формулы для расфасованных пищевых продуктов и пищевых добавок, органические сельскохозяйственные продукты. Перечень продукции, характерный для экспорта развитых стран, отражает их стремление закрепить соответствующие нормы и стандарты безопасности на международном уровне.

В области инвестиций и торговли услугами стороны договорились об открытии рынков за исключением оговоренных перечней изъятий (т.н. негативный перечень), что позволяет обеспечить отсутствие в будущем новых ограничений в других секторах. В соглашении закреплено, что капитальные выплаты осуществляются без задержек и в соответствии с оговоренными процедурами. Запрещены требования по локализации и передаче технологий. Глава по услугам включает приложение по профессиональным услугам для признания правил лицензирования и других регуляторных вопросов в этой сфере, а также приложение по услугам экспресс-доставки.

В части финансовых услуг согласованы обязательства по возможностям управления портфелями ценных бумаг, электронным услугам по платежным картам и передаче информации для обработки данных.

Почти все участники соглашения согласовали обязательства по облегчению условий временного въезда бизнесменов из стран-членов ТПП на территорию друг друга.

Стороны договорились о предоставлении крупными телекоммуникационными компаниями услуг по аренде сетей, совместного размещения и другой инфраструктуры. В ТТП впервые рассматриваются вопросы либерализации рынков мобильной связи, формирования альтернатив роумингу, согласования двусторонних тарифов на роуминг, предотвращения блокировки операторами голосовой связи и отключения отдельных пакетов услуг.

В области электронной коммерции стороны договорились не вводить ограничения на передачу информации или блокировку отдельных сайтов, не применять требования в отношении местоположения серверов хранения данных, не вводить таможенные ограничения на цифровые товары и не требовать от поставщиков раскрывать информацию, касающуюся программного обеспечения, при входе на рынок стран ТТП.
В части государственных закупок основным результатом переговоров по ТТП стало распространение положений соглашения о государственных закупках ВТО, членами которого являются 5 из 12 стран ТТП (Канада, Новая Зеландия, США, Сингапур, Япония) на остальные страны. Малайзия и Вьетнам впервые взяли на себя обязательства по либерализации доступа иностранных компаний на рынок государственных закупок. Эти страны, а также Мексика, могут применять переходные меры (ценовые преференции, требования содержания местного компонента и др.). Стороны также договорились рассмотреть возможности включения требований к обеспечению безопасных условий труда в соответствии с международными стандартами, о борьбе с коррупционными практиками, а также о расширении доступа малых и средний предприятий к госзакупкам. Канада и США расширили взаимный доступ к закупкам на федеральном уровне.

Положения ТТП о конкуренции включают в себя особенности принятия новых законодательных норм и их имплементации, вопросы защиты прав потребителей, намечены контуры дальнейшего сотрудничества в области разработки конкурентной политики.

Глава о регулировании деятельности государственных компаний определяет особенности правил субсидирования, требования к прозрачности информации, а также распространяет судебную юрисдикцию на коммерческую деятельность иностранных государственных компаний из стран-партнеров по ТТП.

В области защиты интеллектуальной собственности стороны договорились об особенностях патентной защиты биологических медицинских препаратов. Для развивающихся стран переходный период по выполнению обязательств может достигать 18 лет (Вьетнам).
Стороны договорились о закреплении норм регулирования рынков труда по таким вопросам, как минимальный размер оплаты труда, максимальное количество рабочих часов, нормы, гарантирующие безопасность труда, а также определили механизмы для проведения консультаций и разрешения споров по трудовым вопросам. Для Вьетнама, Малайзии и Брунея установлен индивидуальный набор обязательств в части проведения реформы законодательства о профсоюзах и запрета различных видов принудительного труда.

Глава по экологии нацелена на противодействие «экологическому демпингу» и борьбу с торговлей ресурсами дикой природы, незаконной вырубкой леса, незаконным рыболовством.

Глава по сотрудничеству и наращиванию потенциала предполагает проведение мероприятий по наращиванию компетенций участников ТТП в виде семинаров, конференций, технической помощи и пр. для обеспечения выполнения соглашения развивающимися странами и содействия торговле и инвестициям между его участниками. Создается специальный Комитет по сотрудничеству и наращиванию потенциала.
В соответствии с главой по конкурентоспособности и упрощению ведения бизнеса предполагается создание Комитета по конкурентоспособности и упрощению ведения бизнеса, задачей которого является оценка влияния ТТП на национальную и региональную конкурентоспособность, процессы экономической интеграции, создание глобальных цепочек добавленной стоимости, вовлечение малых и средних предприятий. Фактически комитет наделен аналитическими функциями и призван оценивать эффективность выполнения остальных глав соглашения.

Задачи развития в ТТП решаются через взаимодействие в трех сферах:

(1) экономический рост , включающий в себя устойчивое развитие, сокращение уровня бедности, развитие малого бизнеса;
(2) повышение роли женщин в экономике – помощь женщинам получить специализированное образование, увеличить доступ на рынок, а также повысить доступность для них технологий и финансирования, учреждение женских профессиональных сообществ и
(3) развитие сотрудничества в области образования, науки, технологий и инноваций . Практическая реализация указанных мер осуществляется через комитет по развитию.
Стороны договорились оказывать информационную поддержку малым и средним предприятиям (специализированные веб-сайты), сформировать комитет по делам малого и среднего бизнеса, который будет предоставлять информацию о лучших практиках, устраивать семинары и обсуждения о пользе ТТП и сотрудничать с другими комитетами в рамках ТТП, международными организациями.

Стороны будут обеспечивать сближение регулирования по определенному набору мер, разработают процедуру или создадут орган, который будет обеспечивать координацию процесса принятия и пересмотра мер регулирования. Участникам соглашения рекомендовано использовать ряд т.н. лучших практик регулирования, в том числе создание комитета, в который необходимо сообщать о предпринятых и планируемых мерах.
Соглашение о ТТП воспроизводит отдельные внутренние нормы по прозрачности и борьбе с коррупцией в США и предусматривает реализацию мер по внедрению качественного управления (good governance) и снижению коррупции, включая определение прав заинтересованных компаний по защите от коррупции и ее последствий, ужесточение наказания за коррупционную деятельность, особенно ту, которая оказывает влияние на международную торговлю и инвестиции.

Страны ТТП также достигли договоренностей по «сторонней сделке», касающейся регулирования валютных курсов , устранения валютных манипуляций и координации общей макроэкономической политики. США изначально были намерены включить данные обязательства в текст соглашения, однако такое предложение не получило общей поддержки членов.

Администрирование и институционализация. Основным институтом ТТП является комиссия, которая собирается на уровне министров и старших должностных лиц по согласованию со сторонами соглашения (переходящее председательство). В функции комиссии входит рассмотрение вопросов, относящихся к применению соглашения, составление экономических обзоров, рассмотрение предложений по изменению положений соглашения, осуществление надзора за работой всех комитетов и рабочих групп в рамках ТТП, рассмотрение возможных путей развития партнерства. Решения принимаются на основе консенсуса. Для упрощения рабочего взаимодействия ТТП предусматривает создание контактных групп.

Соглашение предусматривает формирование набора комитетов, позволяющих обеспечивать развитие положений соглашения и влиять на формирование национальных экономических правил в странах-участниках ТТП. Структура комитетов начинается с общей «зонтичной» Комиссии Транстихоокеанского партнерства и заканчивается отраслевыми комитетами - комитет по развитию и укреплению потенциала, комитет по сближению регулирования, комитет по малым и средним предприятиям, комитет по конкурентоспособности и упрощению ведения бизнеса.
Соглашение о ТТП закрепляет особый порядок урегулирования споров между странами-участницами. В частности, установлено, что если спор затрагивает положения права ВТО, то панель при рассмотрении спора должна учитывать толкования и решения апелляционного органа ОРС ВТО.

ТТП предусматривает, аналогично с положениями ВТО, возможность введения любых защитных мер в случае наличия угрозы здоровью и безопасности людей, животных и растений.

Последствия для бизнеса

Для бизнеса подобные соглашения – сигнал о формировании больших привлекательных рынков с низкими барьерами для движения товаров, услуг и инвестиций. ТТП содержит достаточное количество положений, которые системно улучшают режим торговли товарами и услугами, даже несмотря на то, что торговый и инвестиционный режим будет изменяться достаточно медленно.

При принятии инвестиционных решений бизнесу (особенно крупному) удобнее работать там, где есть преференции в торговле между странами, действуют механизмы консультаций по мерам регулирования торговли и осуществляется их сближение, работают механизмы разрешения споров между инвестором и государством. По этой причине все больше компаний, особенно из стран ТТП, начнут переориентировать инвестиции и торговлю на другие страны ТТП. Российские компании, осуществляющие поставки на рынки этих стран, столкнутся с ужесточением конкуренции. По многим позициям ТТП фактически закрепляет преимущество поставщиков из США на соответствующих рынках.

Соглашение усложняет формирование цепочек добавленной стоимости с участием стран, не вошедших в ТТП. Преференции создают дополнительные стимулы к формированию цепочек внутри ТТП, это стимулируется закреплением в ТТП правил происхождения товаров, условий формирования таких цепочек (запреты на локализацию производств, хранения данных и ограничений на информационные потоки и т.п.). Отдельные риски состоят в продвижении производства и торговли товаров, в отношении которых в России пока не сформированы позиция и бизнес-интересы (ГМО, восстановленные товары).

Положительные эффекты для России от формирования ТТП связаны с улучшением инвестиционного климата и условий работы на рынках развивающихся стран (Малайзия, Чили, Перу), которые будут вынуждены провести внутренние реформы в соответствии с обязательствами в ТТП.
Ряд потенциальных возможностей открывается для российских предприятий при использовании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, являющимся членом ТТП. Развитие промышленной кооперации (например, в автомобильной промышленности) при определенном уровне локализации, отвечающем правилам происхождения в ТТП может стимулировать встраивание российской продукции в цепочки добавленной стоимости.

Глобальные риски

Основной результат создания ТТП состоит в запуске процесса формирования новых правил международной торговли после торможения этого процесса в рамках ВТО. В ТТП США закрепили сформированные в других соглашениях правила работы компаний в быстрорастущем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти правила были выработаны без участия ЕС и стран БРИКС. Теперь, по мере расширения ТТП, они могут служить инструментом вытеснения неучаствующих стран или быть навязаны этим странам.

ТТП соответствует правилам ВТО, но по многим вопросам уходит намного глубже уровня регулирования ВТО. ВТО будет продолжать играть важную роль в мировой торговле, однако ТТП демонстрирует, что основные усилия ключевых игроков направлены не на развитие универсальной повестки дня ВТО, а на формирование специфических правил региональной торговли с группой стран, что в долгосрочной перспективе может уменьшить значимость ВТО как основной площадки для достижения договоренностей по вопросам торговой политики.
Если в общих вопросах регулирования торговли соглашение носит прорывной характер, то вклад ТТП непосредственно в либерализацию торговли относительно невелик. До ТТП между странами-участницами переговоров уже был достигнут достаточно высокий уровень либерализации. Так, между членами ТТП уже действует 42 соглашения о зоне свободной торговли: у Чили со всеми членами ТТП, у Сингапура – со всеми, кроме Канады и Мексики. Наименьшее число соглашений – у Канады (4 из возможных 11). Это означает, что отвлечение текущей торговли внутрь ТТП из-за снятия внутренних барьеров будет небольшим – соглашение рассчитано на перспективные потоки и устранение нетарифных барьеров.

Доля стран ТТП в товарообороте России не превышает 10% (основная часть оборота приходится на Японию и США). Расчеты (см. Приложение) показывают, что потери российской экономики от формирования ТТП оцениваются величиной около 100 млн. долл. США и сконцентрированы в возможном снижении (и так небольшом) поставок сельскохозяйственной продукции на рынки этих стран. Таким образом, на сегодняшнюю структуру российского экспорта – с доминированием энергоносителей и сырьевых товаров – ТТП не оказывает серьезного влияния. Вместе с тем, ТТП представляет потенциальную угрозу для задач диверсификации российской экономики и экспорта. В случае разрастания ТТП и заключения США зоны свободной торговли с ЕС, российским экспортерам готовой продукции придется подстраивать свой бизнес под правила ТТП. В данном случае можно провести параллели с формированием ВТО, созданного ограниченным кругом стран, и дальнейшим привлечением других игроков при соблюдении требования принятия ими уже закрепленных стандартов регулирования.

Возможные эффекты для России и ЕАЭС от ТТП

1. Изменения ВВП для РФ и ряда государств ЕАЭС как результат заключения ЗСТ ТТП


2. Изменения импорта и экспорта для РФ и стран ТТП как результат заключения ЗСТ ТТП, %


3. Изменения по отраслям экономики для РФ в результате заключения ЗСТ ТТП, %


Барак Обама оставил Америку с огромными долгами, с неработающей "обамакаре", выросшей беззаботностью и увеличенной преступности. Отличный президент, которого может пожелать любая страна мира, однако, есть ещё одна тема, на которую этот ничтожный президентик "мастурбировал" - это ТТП. Что значит ТТП ? Рекомендую прочесть ещё несколько интересных статей, на тему расшифровки слов, например, кто такие Хасиды , что значит Хиджаб , как понять термин Харинама ? Эта аббревиатура была заимствована из английского языка "ТРР", которая расшифровывается, как "Trans-Pacific Partnership ", и переводится, как "Транстихоокеанское партнёрсво ". Это было любимое детище Барака, он не спал ночами, думал, как создать очередной фейк на котором бы могли поживиться его хозяева банкиры, но увы...не судьба.
По его задумке в этот проект должны были входить 12 государств, которые бы располагали выходом к побережью Тихого океана. Этими условиями отвечали такие страны, как Австралия, Канада, Япония, США и несколько крохотных государств.

ТТП - это транстихоокеанское партнёрство, реализуемое Обамкой, на всём протяжении его никчемного президентства


Слава богу, что Россия и Китай оказались настолько благоразумными, что не стали входить в это сомнительное партнёрство. По словам Обамы , цели такого союза насквозь прозрачные, сюда включается создание новых и сохранение старых рабочих мест, стимулирование экономического роста, повышение производительности труда, снижение бедности и продвижение инноваций. Характерно, что в США можно уже не повышать производительность труда, поскольку все производства, кроме военных, были с успехом уничтожены или выведены в Китай, что по сути одно и тоже, и как прикажете стимулировать экономический рост у страны с 20 триллионым долгом? В морг ? Значит в морг!
Трампа можно считать могильщиком США, поскольку выхода из этого тупика не предвидится, особенно, когда в мире перестанут принимать зелёные фантики к оплате. В тот момент, когда Колосс на глиняных ногах внезапно рухнет, и погребёт под своими обломками весь Западный мир, Россия сможет под "шумок" восстановить своё влияние в Европе.
ТТП была учреждена в Окленде Новая Зеландия в 2016 году 4 февраля, но совсем недавно, "свежий" президент Дональд Трамп , который неожиданно стал руководителем этого полуживого трупа под названием США, высказался в том ключе, что пора бы Штатам выйти из Транстихоокеанского партнёрства. Подобное высказывание по сути уничтожило едва зародившуюся организацию.