Нормативы, установленные Минтрансом для списания горюче-смазочным материалов, носят рекомендательный характер. Тем не менее, на них имеет смысл ориентироваться, чтобы соблюдать главное требование налоговиков в отношении расходов – их экономическую обоснованность. То есть превышение норм должно быть оправдано особенностями деятельности. Представляем нормы расхода топлива на 2018 год - приказ Минтранса РФ в последней редакции.
С 1 января меняются нормы расходов ГСМ. Обновите нормы бензина, чтобы списать расходы без претензий контролеров. Для этого используйте новые нормативы Минтранса. Сверьтесь со статьей журнала "Упрощенка".
Для ведения учета ГСМ воспользуйтесь нашей программой . Она позволяет вести налоговый и бухгалтерский учет гюрючесмазочных материалов и готовит по ним первичные документы и отчетность в один клик. Возьмите пробный доступ к программе на 365 дней. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Нормативные показатели для списания топлива Минтранс отразил в своем распоряжении от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ регулярно обновляется, причем изменения касаются не только появления новых моделей автотранспорта, но и применения повышающих коэффициентов к нормам. Так, например, последнее изменение коснулось коэффициента для городов-миллионников. Теперь по транспорту, который эксплуатируется в городе с населением более 5 млн. человек, норма для топлива увеличивается на 35%, а если в городе эксплуатации население составляет от 1 до 5 млн. человек, то норма повышается на 25%.
Немного изменился подход к нормированию топлива при различном сроке эксплуатации автомобиля. Сейчас критерий по пробегу и возрасту можно применять (использовать повышающий коэффициент к норме) после достижения одного из признаков (раньше требовалось одновременное выполнение условия и по пробегу и по возрасту):
пробег свыше 100 тыс. км или возраст старше 5 лет – до 5%;
пробег свыше 150 тыс. км или возраст старше 8 лет – до 10%.
Последний раз изменения в нормы по ГСМ вносились в июле 2015 года распоряжением № НА-80-р. Но так как на российском авторынке регулярно появляются новые модели транспортных средств, если какая-то модель не будет обнаружена предпринимателем или ИП в перечне, то следует руководствоваться теми нормами, которые наиболее близки по техническим характеристикам к отсутствующей в распоряжении единице техники. Также можно ориентироваться на данные завода-изготовителя, описанные в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Подробнее о том, как учитывать стоимость ГСМ в налоговом учете при УСН в статье
Различают такие разновидности нормирования расхода ГСМ:
базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
транспортная норма (как и базовая, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
автобусная (где учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
самосвальная (где учитывается масса и нормативная загрузка);
транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).
Последняя редакция приказа Минтранса о нормах ГСМ
Базовая норма устанавливает объем топлива, который расходует транспортное средство на сотню км пробега. Вычисление базовой нормы опирается на данные о конструкции транспортной единицы, ее назначении, массе в снаряженном состоянии, виде топлива и на другие данные.
Базовая норма обязательно корректируется с учетом таким факторов:
сезонность (зимой расход повышается);
высота над уровнем моря, где используется транспортное средство (норма для дорог высокогорья, например, на 20% выше);
качество дорог (учитывается множество факторов вплоть до количества поворотов);
возраст автотранспорта (чем старше, тем расход больше);
другое.
В законодательном акте нормы сгруппированы по видам транспортных средств:
легковые машины;
автобусы;
грузовики;
тягачи;
самосвалы;
фургоны;
медтранспорт;
эвакуаторы;
спецтранспорт.
Каждая из этих групп делится на транспорт нашего и зарубежного производства.
Независимо от того, отличается или нет тот расход топлива, по которому списывается в затраты стоимость ГСМ, от нормируемого Минтрансом, предприятие или ИП должно отразить основные принципы списания топлива в приказе или в учетной политике.
При этом отклонения от норм Минтранса следует обосновать, чтобы налоговики не смогли предъявить претензии в экономической необоснованности расхода.
Нормативный расход топлива в распоряжении Минтранса указывается только для транспортных средств «в движении». Расход для хозяйственных нужд, не связанных с основным техпроцессом (например, технические или гаражные нужды), устанавливается отдельно. Рекомендуемые показатели частично приведены в приложении 4 к распоряжению Минтранса. Этот момент также следует отразить в учетной политике или приказе, утверждающем нормы списания.
Увеличивает нормативы и использование дополнительного оборудования. Конкретные данные по расходу топлива в этом случае определяются при помощи специализированных научных организаций или данных завода-изготовителя. При этом норма устанавливается в л/час.
Фактически же списывать в расходы стоимость ГСМ требуется на основании путевых листов, заказ-нарядов или иных документов, подтверждающих работу транспортного средства.
Таблицу с нормативными показателями расхода ГСМ вы обнаружите в распоряжении Минтранса, которое вы можете скачать у нас на сайте.
Скачать приказ Минтранса о ГСМ в последней редакции
Также на нашем сайте в разделе "Документы" опубликован приказ о нормах ГСМ . База обновляется каждый день. По ней можно проверить, когда были последние обновления в приказе Минтранса.
Отметим, если организация не является автотранспортной, то нормировать расходы на ГСМ она не обязана, и имеет возможность списывать расходы на топливо в фактическом размере.
В приказе Минтранса есть порядок расчета и все необходимые формулы для всех типов автомобилей.
Приведем порядок расчета расходов на примере легковых машин. Согласно п. 7 раздела II Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
где Qн - нормативный расход топлив, л;
Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, в %.
Организация в своей деятельности эксплуатирует легковой автомобиль Chevrolet Lacetti в населенном пункте с населением 200 тыс. чел. Легковой автомобиль в зимнее время года совершил пробег в 200 км. Нормы расхода организация определяет на основании Методических рекомендаций Минтранса РФ. Согласно им, базовая норма расхода топлива (Hs) на указанный легковой автомобиль составляет 7,6 л. на 100 км; Надбавка (D) за работу в городе с указанной численностью – 10%; а за работу в зимнее время – 15%.
Qн = 0,01 × 7,6 × 200 × (1+0,01 ×(10+15)) = 19,0 л.
Учитывая информацию, изложенную в п. 2, п.5 и п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) Приобретенные работником ГСМ являются материально-производственными запасами и принимаются к учету по фактической себестоимости, которой в данном случае является сумма, уплаченная продавцу этих ГСМ.
В п. 5 ПБУ 10/99 указано, что стоимость ГСМ, которые были использованы в процессе эксплуатации служебного автомобиля, может быть списана на расходы по обычным видам деятельности. При этом должны быть соблюдены условия п. 16 ПБУ 10/99 в рамках признания соответствующих расходов. В указанном случае необходимо обеспечит наличие таких документов, подтверждающих расходы на ГСМ, как: путевой лист, авансовый отчет, а также документы, подтверждающие использование автомобиля в служебных целях и расходование ГСМ. В целом, согласно Письму Минфина РФ от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, перечень соответствующих документов зависит от наличия на транспортном средстве электронной системы контроля.
Записи в бухгалтерском учете, при отражении операций по приобретению и списанию ГСМ, представим ниже в таблице.
Обратите внимание, что согласно п. 16 ПБУ 5/01 стоимость топлива, которая должна быть списана на расходы, зависит от метода оценки МПЗ.
На 2017 год уже официально приняты нормативы, по которым производится списание ГСМ. В данной статье рассматривается последняя редакция распоряжения Минтранса нашего государства о нормах ГСМ - горюче-смазочных материалов
11.11.2016Нововведения в нормативы расходования ГСМ
На сегодняшний день нормирование стоимости топливных материалов для налогового учета не является обязательным. Но такое право у налогоплательщика есть, это подтверждает два письма из Минфина:
Это напрямую зависит от того, в НК нашего государства нет прямых требований по установлению определенных норм затрат ГСМ. В связи с этим компании и ИП сами для себя решают, нужно устанавливать нормы на затраты ГСМ.
В том случае, когда выбран вариант установки подобных норм, то для учета ГСМ предусмотрено использование следующих основных документов:
Последний пункт является обязательным для автотранспортных компаний, другие компании (в том числе и ИП) могут использовать нормы Минтранса на свое усмотрение.
Недавно в эти нормы был внесен ряд изменений - распоряжение №НА-90-р Минтранса (от 14.07.15 г.). Рассмотрим их более подробно:
1. Расширение перечня моделей автомобилей (как отечественного, так и иностранного производства), по которым нормы расходования ГСМ предусмотрены на официальном уровне. Так, добавили следующие модели машин и нормы для них (в %):
2ю Коэффициенты для повышения нормативов затрат ГСМ устанавливаются с учетом эксплуатационного срока или пробега автомобиля (до внесения изменений можно было использовать одновременное применение названных условий - и пробег, и эксплуатационный срок). На сегодняшний момент применяются следующие условия для применения повышающего коэффициента:
3. Увеличились надбавки для крупных городов (раннее максимум такой надбавки для увеличения норм по списанию ГСМ был 25% и применялся для городов с численностью населения от 3 миллионов):
Сравнительная таблица по изменениям надбавок для ГСМ (города крупного типа)
Помимо названных нововведений, другие надбавки остались прежними:
Но согласно с нововведениями пятипроцентную надбавку применяют для населенных пунктов любого типа (в том числе поселков, деревень и т. д.), но для этого в них должны быть перекрестки уличной регулировки движения со светофорами и прочими знаками дорожного движения. Если численность какого-либо населенного пункта неизвестна, подобную информацию можно взять на сайте Росстата, перейдя по вкладке «Демография».
Еще одно новшество коснулось надбавок для транспорта технологического типа, которому относится техника, что используется в производственных помещениях, промышленных площадках:
Надбавка по ГСМ для подобного транспорта стала выше - лимит до 20%.
То есть при списывании расходов по ГСМ в соответствии с нормативами Минтранса, нужно внести корректировку по последним нововведениям. Для этого в компании предпринимаются следующие действия:
Учет ГСМ и его документальное подтверждение
Учет ГСМ проводится на основании следующей документации:
Для списания ГСМ компания может воспользоваться следующими документами:
Порядок, согласно которому проводится процедура списания ГСМ
Для «упрощенки» стоимость приобретенных ГСМ должна списываться в статью расходов на тот момент, когда производилась оплата поставщику.
Для общей налоговой системы стоимость всего топлива, что было израсходовано за отчетный месячный период, должна включаться в статью расходов на последнее число отчетного месяца.
Нормативы расходования ГСМ в 2017г.
Нормативы расходования ГСМ утверждаются по рекомендациям Минтранса нашего государства.
Согласно с этими рекомендациями, существуют повышающие коэффициенты для применения автотранспорта в зимний период. Величина таких коэффициентов зависит от региональных нормативов (до 20% от установленной государством нормы). Так, для Москвы и Брянской области - 10%, в Кировской области - 12%, а в Республике Саха - 20%.
Но нормы расходования ГСМ учитывают и количественный состав жителей населенного пункта, где было зарегистрировано транспортное средство. Рассмотрим этот критерий подробнее:
Помимо этого также следует рассматривать эксплуатационный возраст и километраж пробега автотранспортного средства. Повышающий коэффициент будет выше, в зависимости от следующих показателей:
Формула расчета нормативов ГСМ
Нормативы расходования ГСМ для автомобилей легкового типа должны рассчитываться по специальной формуле:
QH =0,01 х Hs х S х (1+0,01 х D), где:
Нормативы расходования ГСМ для определенных машин в зависимости от вида топлива (актуально на 2016 год):
Пример расчета нормативов по ГСМ в 2017 году
Компания «Нева» является ООО, на ее балансе состоит автомобиль легкового типа «Лада Гранта Лифтбек». Он прошел процедуру регистрации в Оренбургской области, а именно в городе с численностью населения в 1 миллион.
Нам известны следующие сведения:
Теперь приступим к расчетам по специальной формуле: 0,01 х 8,2 х 180 х (1+0,01 х (15+15)) = 19,2 л.
Нормы расходования ГСМ
Российский Налоговый кодекс не ставит условий по нормам ГСМ для транспортных средств. Но, все же, любое расходование топлива в обязательном порядке подтверждаются такими документами, как путевые листы. Формы для таких документов компания может разработать самостоятельно, но для этого необходимо использовать те реквизиты, о которых говорится в приказе №152 Минтранса нашего государства (от 18.09.08 г.). Но еще нельзя забывать о таких разделах, как сведения о прохождении медосмотров поездках.
На сегодняшний день компании, работающие по «упрощенке», не обязаны нормировать стоимость ГСМ для налогового учета. Но они имеют на это право в соответствии с письмами Минфина:
1. №03-03-06/1/2875 (от 27.01.14 г.).
2. №03-03-06/1/20097 (от 03.06.13 г.).
Это связано с тем, что в НК нет строгих требований по нормированию расходов на ГСМ. Поэтому компании самостоятельно должны принять решение о нормировании затрат по ГСМ. Если компания, все же, решила самостоятельно утвердить нормы на расходы топлива, то необходимо учитывать два фактора:
В зависимости от того, какой автомобиль использует компания устанавливаются основания для списания затрат по ГСМ.
1. Если автомобиль принадлежит компании - величина стоимости ГСМ должна учитываться для УСН в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 12.
2. Если автомобиль принадлежит ИП - стоимость топлива по «упрощенке» можно отражать в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12. Это должны подтверждать такие документы:
Эти бумаги будут свидетельством того, автомобиль применялся в производственных целях - НК, статья №252, пункт 1 и статья №346.16, пункт 2. Подобные расходы на техобслуживание автотранспорта относятся к расходам материального типа - НК, статья №254, пункт 1, подпункт 6. В НК особых условий для списания нет. При наличии ремонтных расходов на автомобили подобного типа, они учитываются по НК - статья №346.16, пункт 1, подпункт 3. Этот учет производится сразу после внесения оплаты - НК, статья №346.17, пункт 2.
3. Если автомобиль арендован у сотрудника компании - такие расходы ГСМ списываются по статьям «Расходы в качестве материальных затрат» - НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 5, или «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья№346.16, пункт 1, подпункт 12. Для подобного учета компании, что работают по УСН, должны в договорных документах об аренде прописать следующее: «расходы на содержание арендованной машины насеет арендатор». Но еще обязательно учитывается в расходах и выплачиваемую арендную плату за этот автомобиль - НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 4. ИП не может заключать договора об аренде автотранспорта с собой самим - ГК, статья №413.
4. Если автомобиль является собственностью рабочего компании, но используется для служебных целей - в этой ситуации стоимость топлива не учитывается в отдельную статью расходов. Для подобного учета подходит только общая сумма компенсационной выплаты, которая предназначается самому рабочему компании - владельца автомобиля (НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12). Нормативы установлены в постановлении №92 (пункт 1) Правительства нашего государства от 08.02.02 г.:
Но в эти цифровые показатели сумм также входят и те затраты, что несет сам рабочий, который использует транспортное средство (в соответствии с письмом №03-03-01-02/140 Минфина от 16.05.05 г.):
Поэтому руководство компании может утверждать любой размер для компенсационных выплат рабочему, а при «упрощенке» учитывается только строго установленная норма.
Также следует учитывать факт: называемая норма утверждена на официальном уровне в расчете на полный месячный период при эксплуатации машины в служебных целях - письмо №03-03-01-02/140 Минфина (от 16.05.05 г.).
Например, рабочий использовал автомобиль 2 дня из 22 рабочих дней за весь месяц. Значит, компенсация, которую списывают по статье «Расходы», уменьшится в 11 раз.
Учетные документы по ГСМ для компании, работающей по «упрощенке»
Рассмотрим основные документы, которые необходимо использовать для учета стоимости ГСМ для тех компаний, что работают по «упрощенке».
Специалисты рекомендуют обращать внимание на следующий нюанс: нормирование расходов по ГСМ производится, как в бухгалтерском, так и налоговом учете. Но это не является обязательным условием. В бухучете такое списание производится в размере понесенных затрат (по факту) без нормирования - ПБУ 5/01, пункт 5. В налоговом учете также это нормирование на является обязательным, а фактические затраты ГСМ подтверждены в путевом листе.
Учет ГСМ при «упрощенке» в вопросах и ответах
1. Можно ли расходы по ГСМ списывать в полном объеме без нормирования?
Да, такой вариант возможен. Это связано с тем, что обязательных требований к нормам стоимости для ГСМ в российском законодательстве нет. Но если подобного нормирования нет, то объем списываемого ГСМ должен быть документально обоснован для налогового учета. Поэтому целесообразным будет создать одну схему учета, как для налогового учета, так и для бухгалтерского.
2. Какие есть способы нормирования ГСМ?
Для УСН есть три варианта нормирования:
3. Может ли пересмотр нормативов ГСМ в середине годового отчетного периода считаться нарушением?
Такой пересмотр установленных нормативов по ГСМ может быть допустим, если такая процедура обоснована документально. Примером этого может служить следующая ситуация: новая машина расходует топливо в большем количестве, чем было запланировано.
В статью расходов при УСН должны списываться те затраты, что являются экономически оправданными и документально обоснованными. Причина таких изменений должна быть отражена в приказном порядке от лица директора компании - приказ о новых нормативах расхода ГСМ.
4. Существует ли возможность разработать два разных норматива - для зимнего и летнего периода отдельно?
Это возможно, так как российское законодательство разрешает такое действие. В приказе по компании от лица директора указывается, какие периоды будут считаться летними, а какие - зимними. Только в таком случае возможно отдельное нормирование.
5. Имеется ли возможность официально удержать с зарплаты водителя произведенный им перерасход ГСМ?
Да, такая возможность работодателю будет предоставлена, если перерасход ГСМ будет произведен по вине данного водителя. Для этого созывается специальная комиссия, в состав которой входят помимо директора и другие компетентные специалисты - ТК, статья №247. Водитель должен объяснить причину возникшего перерасхода топлива. Директор компании имеет право издать соответствующее распоряжение об удержании денежных средств с водителя после расчета ущерба всей компании. Но этот размер не должен быть выше одного размера среднемесячного заработка - ТК, статья №248. Через суд денежные средства взыскиваются с водителя, если месячный срок уже пропущен или размер ущерба выше установленной законодательством суммы.
Бухучет по ГСМ для «упрощенки»
Операция |
Документальное подтверждение |
Бухгалтерская проводка |
|
Приобретение ГСМ оплачивается с помощью подотчетного лица |
Кассовый ордер расходного типа |
Дт счета «71» - Кт счета «50» (проводка выданных денежных средств подотчетному лицу для приобретения ГСМ) |
|
Авансовый отчет подотчетного лица |
Дт счета «10» субсчет «Топливо» - Кт счета «71» (принятие к учету приобретенных ГСМ) |
||
Путевой лист |
Дт счета «20» («25», «26») - Кт счета «10» субсчет «Топливо» (при списании стоимости потраченного ГСМ на расходы) |
||
При покупке ГСМ оплата производилась в форме безналичного расчета с продавцом |
Выписка со счета компании, работающей по УСН |
Дт счета «60» - Кт счета «51» (при перечислении денежных средств для приобретения ГСМ) |
|
Накладная (другой первичный документ от поставщика) |
Дт счета «10» субсчет «Топливо» - Кт счета «60» (при бухучете приобретенных ГСМ) |
||
Путевой лист |
Дт счета «20» («25», «26») - Кт счета «10» субсчет «Топливо» (при списании стоимости затраченного топлива на расходы) |
АДИМ
сколько ж тут брехни - начиная прямо с заголовка!
Даня
подскажите пожалуйста норма расхода на тайоте калдине с обьемом 1.8 или же 2.0
Нормы расхода топлива - это показатели, ежегодно утверждаемые Министерством транспорта РФ. Со списанием ГСМ сталкивается практически каждая вторая организация: даже компании, не занимающиеся транспортными перевозками, как правило, имеют на балансе автотранспорт или арендуют его. Неизбежно возникает вопрос: каким образом учесть затраты на списание бензина и иных ГСМ. Разъяснения контролирующих органов противоречивы и часто изменяются. Постараемся разобраться, как рассчитать норму расхода топлива в 2019 году, расскажем, какие сейчас нормативные акты регулируют этот вопрос и что об учете таких затрат сейчас говорят налоговики.
Документом, которым устанавливаются нормы расхода ГСМ, является Распоряжение от 14.03.08 № АМ-23-р . Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ. Последняя редакция методических рекомендаций была издана в апреле 2018 г. Изменения были внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.18 №НА-51-р .
— расход топлива;
— базовая ставка расхода ГСМ (устанавливается в л/100км);
S — пробег автомобиля;
D — поправочный коэффициент.
Распоряжение устанавливает для большинства моделей автомашин базовые нормы расхода топлива на 2019 год. Таблица дифференцирована по типам автотранспорта: легковой, грузовой и т.д. и содержит тысячи наименований. Ее начало выглядит так.
Поправочный коэффициент рассчитывается исходя из надбавок к базовому тарифу, устанавливаемых в связи с условиями эксплуатации.
При понижении температуры ниже +5°С применяются зимняя надбавка. Она устанавливается в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации также зависят зимние и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. Так, в центральной части России зимняя надбавка может составлять до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка может достигать 20% и применяться до 7 месяцев в году.
Субъект Российской Федерации или его часть |
Количество месяцев и срок действия зимних надбавок |
Предельная величина зимних надбавок не более, % |
|
Брянская область |
|||
Владимирская область |
|||
Воронежская область |
|||
Костромская область |
|||
Липецкая область |
Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в Приложении 2 к Методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ. Скачать перечень коэффициентов можно в конце статьи.
Кроме сезонных условий эксплуатации Распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:
Базовые нормативы также могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.
Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация может списать в размере фактических затрат. Это правило верно и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.
Данной позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (Письмо от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданы и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Тем не менее налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на Методические рекомендации Минтранса.
Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Так ещё в 2010 году в Письме от 03.09.10 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.
Как было сказано выше, организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в Распоряжении № АМ-23-р. В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документах документы, подтверждающие приобретение топлива и путевые листы, подтверждающие эксплуатацию автомобиля.
Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация может разработать и установить собственные нормы. Для этого можно опереться:
В этом же приказе можно узнать, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, а также какие еще поправочные коэффициенты могут применяться в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.
Какие нормы выбрать на зиму
Переход на зимние нормы расхода ГСМ начните с решения, какие нормы – свои или официальные – будет применять компания. При расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но есть рекомендательные нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р). В рекомендованных нормах предусмотрены проценты, на которые можно увеличить в зимний период стандартные летние нормативы. Нормативы на зиму зависят от региона России. Проценты можно увидеть в наглядной таблице ниже.
Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России
№ пп | Регионы России (по федеральным округам) | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок не более, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Центральный | |||
1 | Москва |
5.0 01.XI..31.III |
10 |
2 | Белгородская обл. |
4.0 15.XL..15.III |
7 |
3 | Брянская обл. |
5.0 01.XI..31.III |
10 |
4 | Владимирская обл. |
5.0 01.XI..31.III |
10 |
5 | Воронежская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
6 | Ивановская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
7 | Калужская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
8 | Костромская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
9 | Курская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
10 | Липецкая обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
11 | Московская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
12 | Орловская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
13 | Рязанская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
14 | Смоленская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
15 | Тамбовская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
16 | Тверская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
17 | Тульская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
18 | Ярославская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
II. Северо-Западный | |||
19 | Санкт-Петербург |
5.0 01.XI..31.III1 |
10 |
20 | Республика Карелия |
5.5 01.XI...15.IV |
12 |
21 |
Республика Коми г.Воркута с прилегающим административным районом |
6.0 01.XI...30.IV 6.5 15.X…30.IV |
15 |
22 |
Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) |
6.0 01.XI...30.IV |
15 |
23 | Вологодская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
24 | Калининградская обл. |
4.0 15.XL..15.III |
7 |
25 | Ленинградская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
26 | Мурманская обл. |
6.0 01.XI...30.IV |
15 |
27 | Новгородская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
28 | Псковская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
29 | Ненецкий автономный округ |
6.0 15.X...15.IV |
18 |
III. Северо-Кавказский | |||
30 | Республика Адыгея |
3.0 01.XII... 1.III |
5 |
31 | Республика Дагестан |
3.0 01.XII... 1.III |
5 |
32 | Республика Ингушетия |
3.0 01.XII... 1.III |
5 |
33 | Чеченская Республика |
3.0 01.XII... 1.III |
5 |
34 | Кабардино-Балкарская Республика |
3.0 01.XII... 1.III |
5 |
35 | Республика Калмыкия |
5.0 15.X...15.III |
10 |
36 | Карачаево-Черкесская Республика |
3.0 01.XII... 1.III |
5 |
37 | Республика Северная Осетия - Алания |
3.0 01.XII... 1.III |
5 |
38 | Краснодарский край |
3.0 01.XII... 1.III |
5 |
39 | Ставропольский край |
3.5 01.XII..15.III |
5 |
40 | Астраханская обл. |
5.0 15.X...15.III |
10 |
41 | Волгоградская обл. |
5.0 15.X...15.III |
10 |
42 | Ростовская обл. |
4.0 15.XI..15.III |
7 |
IV. Приволжский | |||
43 | Республика Башкортостан |
5.5 01.XI...15.IV |
12 |
44 | Республика Марий Эл |
5.0 01.XI..31.III |
10 |
45 | Республика Мордовия |
5.0 01.XI..31.III |
10 |
46 | Республика Татарстан |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
47 | Удмуртская Республика |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
48 | Чувашская Республика |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
49 | Кировская обл. |
5.5 15.X...31.III |
12 |
50 | Нижегородская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
51 | Оренбургская обл. |
6.0 15.X...15.IV |
15 |
52 | Пензенская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
53 | Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) |
5.5 01.XI...15.IV |
10 |
54 | Самарская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
55 | Саратовская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
56 | Ульяновская обл. |
5.0 01.XI...31.III |
10 |
57 | Коми-Пермяцкий автономный округ |
6.0 15.X...15.IV |
18 |
V. Уральский | |||
58 | Курганская обл. |
5.5 01.XI...15.IV |
10 |
59 | Свердловская обл. |
5.5 01.XI...15.IV |
10 |
60 | Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) |
5.5 01.XI...15.IV |
12 |
61 | Челябинская обл. |
5.5 01.XI...15.IV |
10 |
62 | Ханты-Мансийский автономный округ |
6.5 15.X...30.IV |
18 |
63 | Ямало-Ненецкий автономный округ |
6.5 15.X...30.IV |
18 |
VI. Сибирский | |||
64 | Республика Алтай |
5.5 01.XI...15.IV |
15 |
65 | Республика Бурятия |
6.0 01.ХI... З0V |
18 |
66 | Республика Тува |
6.0 01.ХI...30.IV |
18 |
67 | Республика Хакасия |
6.0 01.ХI...30.IV |
18 |
68 | Алтайский край |
5.5 01.XI...15.IV |
15 |
69 | Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) |
5.5 01.XI...15.IV |
15 |
70 | Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) |
6.0 01.ХI...30.IV |
18 |
71 | Кемеровская обл. |
6.0 01.ХI...30.IV |
15 |
72 | Новосибирская обл. |
5.5 01.XI... 15.IV |
12 |
73 | Омская обл. |
5.5 01.XI... 15.IV |
12 |
74 | Томская обл. |
5.5 01.XI... 15.IV |
12 |
75 | Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) |
6.0 01.ХI...30.IV |
18 |
76 | Таймырский автономный округ |
7.0 15.X...15.V |
18 |
77 | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ |
6.0 01.ХI...30.IV |
18 |
78 | Эвенкийский автономный округ |
7.0 15.X....15.V |
18 |
79 | Агинский Бурятский автономный округ |
6.0 01.ХI...30.IV |
18 |
VII. Дальневосточный | |||
80 | Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) |
7.0 15.X...15.V |
20 |
81 | Приморский край |
5.5 01.XI...15.IV |
12 |
82 | Хабаровский край |
5.5 01.XI...15.IV |
12 |
Охотский район |
6.5 15.X...30.IV |
18 | |
83 | Амурская обл. |
6.0 01.XI...30.IV |
15 |
84 | Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) |
6.0 01.XI...30.IV |
15 |
85 | Магаданская обл. |
6.5 15.X...30.IV |
18 |
86 | Сахалинская обл.- южная часть |
5.0 15.XI...15.IV |
12 |
Сахалинская обл. - северная часть (выше 50° сев. широты) |
6.0 01.XI...30.IV |
15 | |
87 | Еврейская автономная обл. |
5.5 01.XI...15.IV |
12 |
88 | Корякский автономный округ |
6.0 01.XI...30.IV |
15 |
89 | Чукотский автономный округ |
6.5 15.X...30.IV |
20 |
90 | Острова Северного Ледовитого океана и морей |
7.0 01.XI...31.V |
20 |
91 | Крымский |
4.0 01.ХI..01.III |
5 |
Но применять официальные нормативы не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если компания решила установить свои нормы, то лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Образец приказа о нормах ГСМ смотрите ниже.
Реквизиты приказа о зимних нормах
В приказе о зимних нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет. В приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму. Напишите марку машины, ее модификацию, государственный регистрационный знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.
Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других - свои. Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные.
В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением зимних норм. Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника. Также сообщите работнику бухгалтерии, который отвечает за учет расходов на ГСМ, что компания осуществила переход на зимние нормы расхода ГСМ.
Недавние изменения по нормам ГСМ
В 2015 году Минтранс пересмотрел свои нормативы (распоряжение от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). В частности, увеличились надбавки для крупных городов и повысились коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании. Например, к таким машинам относятся погрузчики, тракторы, краны.
Минтранс повысил коэффициенты для городов-миллионников. Теперь максимальный размер надбавки увеличился с 25 до 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.
По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р). Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д. Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода топлива на 5 процентов. Единственное условие для применения этой надбавки - наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.