Каким будет состояние экономики в стране, зависит от многих факторов. Одним из них является выбранная правительством экономическая система. Выгодной для государства является командная экономика. Предлагаем выяснить, что характеризует командную экономику.
Данный вид экономики является противоположностью рыночной экономики, где производство, ценообразование, инвестиции принимаются владельцами средств производства на основании собственных интересов, а не относительно всеобщего планирования. Командная экономика – это такая экономическая система, в которой государство управляет экономикой. В системе с ней правительство принимает все решения относительно производства и употребления товаров и услуг.
Правительство каждой страны должно понимать, что свойственно командной экономике:
Известно, что командная форма экономики существует в Корейской Народно-Демократической Республике. Страна представляет собой суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего народа. Власть здесь принадлежит рабочим и интеллигенции. По той причине, что своя экономическая статистика в стране не ведется, все данные о состоянии экономики – экспертные оценки других стран. После реформ в сельском хозяйстве здесь начали возникать семейные предприятия. Площадь пригодных для использования под сельское хозяйство земель составляет более 20%.
Экономисты говорят, что командная экономика и рыночная имеют немало различий:
Известно, что командный характер экономики имеет не только недостатки, а и преимущества. Среди положительных сторон такого вида экономики – возможное создание уверенности в завтрашнем дне и социальная защищенность населения. В числе недостатков – низкая производительность труда, в следствии препятствования развития хозяйственной инициативы.
Принято выделять такие плюсы командной экономики:
Данный вид экономики имеет немало недостатков. Называют следующие минусы командной экономики:
Способом ценообразования в данном виде экономики является установление цен на многие товары в централизованном порядке государственными властями. В этом состоят особенности командной экономики. Одно из его достоинств такого способа – отсутствие кризисов и стабильное развитие экономики. Недостатки командной экономики в незаинтересованности производителей в эффективности своего труда, снижение управляемости народным хозяйством. Помимо того, один из минусов – постоянный дефицит товаров и невосприимчивость к научно-техническому прогрессу.
Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.
В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).
Преимуществами командной экономики являются:
1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;
2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;
3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;
4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.
Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:
1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;
2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;
3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;
4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.
Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.
Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.
Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.
В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда
Основные черты:
государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
сильная монополизация и бюрократизация экономики;
централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Основные черты хозяйственного механизма:
непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.
Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.
Командная экономика
Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.
Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.
На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.
Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.
Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.
Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:
Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».
Из минусов стоит отметить:
Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно
К признакам командной экономической системы относится:
А) наличие частного предпринимательства;
Б) наличие государственного сектора в экономике;
В) наличие собственности у населения;
Г) наличие директивного управление экономикой.
Признаки командной экономической системы:
1) контроль над производством и распределением со стороны государства;
2) преобладание (господство) государственной собственности на средства производства;
3) централизованное ценообразование;
4) административные методы управления.
Командная экономика - форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Командная экономика характеризуется высоким уровнем централизации функций руководства экономикой и применением директивных методов управления. Такой тип экономики главенствовал в СССР.
Признаки Командной экономики:
Государство жестко регулирует производство, обмен, распределение продукции;
- используются административные методы приказов, товаропроизводственных требований;
- устанавливаются четкие планы по производству той или иной продукции, оказанию услуг;
- низкое качество произведенной продукции;
- государство полностью регулирует экономику.
Несмотря на наличие хронического дефицита, т.е. нехватки ресурсов, командная экономика, тем не менее, характеризовалась внутренней стабильностью и способностью к самовоспроизводству. Парадоксально, но дефицит тоже может быть нормальным состоянием системы, когда его уровень стабилизируется на определенном уровне и экономические агенты приспосабливаются к этому уровню.
В этом случае речь идет о нормальном дефиците. Аналогичным образом Я. Корнай говорит о нормальной длине очереди, нормальных запасах ресурсов и , нормальной напряженности плана и т.д. Иными словами, не только всеобщее равновесие по Вальрасу может описывать устойчивое состояние экономической системы, система способна стабилизироваться даже в неравновесном состоянии, если последнее нормально.
На всех исторических этапах развития человечества перед обществом встает один и тот же вопрос: что, для кого и в каких количествах производить с учетом ограниченности ресурсов. Экономическая система и типы экономических систем как раз и призваны решить эту проблему. Причем каждая из этих систем делает это по-своему, у каждой из них есть свои преимущества и недостатки.
Экономическая система - это система всех экономических процессов и производственных отношений, которая сложилась в конкретном обществе. Под этим понятием понимается алгоритм, способ организации производственной жизни общества, который предполагает наличие устойчивых связей между производителями с одной стороны и потребителями - с другой.
Основными в любой экономической системе выступают следующие процессы:
Производство в любой из существующих экономических систем осуществляется на основе соответствующих ресурсов. некоторые элементы все же отличаются в разных системах. Речь идет о характере механизмах хозяйствования, мотивации производителей и т. п.
Важным моментом в анализе любого явления или понятия является его типология.
Характеристика типов экономических систем, в общем и целом, сводится к анализу пяти основных параметров для сравнения. Это:
Исходя из этого, современными экономистами выделяются четыре основных типа экономических систем:
Рассмотрим более детально, чем отличаются все эти типы друг от друга.
Для этой системы экономики характерно собирательство, охота и низкопродуктивное фермерство, основанное на экстенсивных методах, ручном труде и примитивных технологиях. Торговля развита слабо или не развита вообще.
Пожалуй, единственным плюсом такой экономической системы можно назвать слабое (практически нулевое) и минимальные антропогенные нагрузки на природу.
Плановая (или же централизованная) экономика является историческим типом хозяйствования. В наши дни она нигде не встречается в чистом виде. Ранее была характерна для Советского Союза, а также некоторых стран Европы и Азии.
Сегодня чаще говорят о недостатках данной экономической системы, среди которых стоит назвать:
Тем не менее, были у этой экономической системы и свои преимущества. Одним из них являлась возможность обеспечения социальной стабильности для всех и каждого.
Рынок - это сложная и многогранная экономическая система, которая характерна для большинства стран современного мира. Также известна под другим названием: "капитализм". Основополагающими принципами этой системы является принцип индивидуализма, свободного предпринимательства и здоровой рыночной конкуренции, основанной на соотношении спроса и предложения. Здесь доминирует частная собственность, а главным стимулом к производственной деятельности выступает жажда прибыли.
Тем не менее, и такая экономика - далеко не идеальна. Рыночный тип экономической системы также имеет свои недостатки:
Кроме также выделяют четвертый - смешанный тип экономической системы, в котором и государство, и частный сектор имеют равнозначный вес. В подобных системах функции государства в экономике страны сводятся к поддержке важных (но убыточных) предприятий, финансированию науки и культуры, контролированию безработицы и т. п.
Осталось рассмотреть примеры современных стран, для которых характерна та или иная экономическая система. Для этого ниже представлена специальная таблица. Типы экономических систем в ней поданы с учетом географии их распространения. Стоит отметить, что данная таблица весьма субъективна, так как по многим современным государствам бывает сложно однозначно оценить, к какой из систем они относятся.
Какой тип экономической системы в России? В частности, профессор МГУ А. Бузгалин охарактеризовал современную экономику России как "мутацию позднего капитализма". В целом же, экономическую систему страны принято сегодня считать переходной, с активно развивающимся рынком.
Каждая экономическая система по-разному отвечает на три "что, как и для кого производить?" Современные экономисты выделяют четыре их основных типа: это традиционная, командно-плановая, рыночная, а также смешанная система.
Говоря о России, можно сказать, что в этом государстве конкретный тип экономический системы еще не устоялся. Страна находится на переходном этапе между командной и современной рыночной экономикой.