Бухгалтерия формирования рабочего плана счетов. Курсовая работа: Разработка и применение плана счетов в бухгалтерском учете. Составление рабочего плана счетов

Бухгалтерия формирования рабочего плана счетов. Курсовая работа: Разработка и применение плана счетов в бухгалтерском учете. Составление рабочего плана счетов

Государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:1. Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является нетерритория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.2. Государство – это особая организация публичной власти, которая несовпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:– если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересыопределённой части, социальной группы, класса;– реализация государственной власти осуществляется особым аппаратомгосударственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не занятынепосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции,получая за это денежное вознаграждение;– обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих,представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различныеобложения.

1. Государство - это политико-территориальная организация общества. Государственная территория - это территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория -это не только объявленная каким-то государственным образованием территория, а признанная в международном порядке территория оп-

ределенного государства. Речь идет о политологическом понимании понятия "территория", а не национальной (азербайджанцев, например, в Иране больше, чем в Республике Азербайджан) или административной территории. Государственная территория объединяет население в определенную политическую общность. Эта территория имеет официально признанную границу, которая обозначена и охраняется. На этой территории живут в основном граждане этого государства, что не характерно при определении административной территории.

Политико-территориальную организацию общества (народа) следует отличать от национальной организации государства. В условиях распада имперской, колониальной системы проблема образования национальных государств приобретает особую актуальность. В принципе этническая общность может быть положена в основу организации государства в мононациональных странах. Но там, где национальности смешаны, попытки создания этнократического государства объективно ведут к межнациональным противоречиям и к неустойчивости государства. Да и в мононациональных странах государство должно организовываться на политико-правовой, а не на национальной основе. Выпячивание национального признака ведет к сегрегации (отделению, обособлению по национальному, расовому и д.р. признакам), и этнократическому государству всегда будет трудно найти свое место в международном сообществе. К тому же, когда человечество уже нашло более оптимальную, совершенную форму государства - правовое государство, стремление к организации государства на национальной основе не только не способствует прогрессу, но и отбрасывает общество назад, в прошлое.

2. Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Государство как публичная власть: во-первых, является учрежденной (в отличии от социальной власти в догосударственный период) властью; во-вторых, публичная власть, отделяется от гражданского общества, в ней сосредотачиваются люди, занимающиеся только государственными делами; в-третьих, публичная власть представляет все общество, а не часть его (как скажем, религиозные учреждения, которые представляют верующих, профсоюзы - членов профсоюза и т.д.), в-четвертых, публичная власть,

выступает в качестве особого органа управления обществом, состоит из особых учреждений. Хотя публичная власть характеризуется всей совокупностью государственных структур, однако главную функцию публичной власти в государстве выполняют его высшие органы. По моему мнению, наиболее оптимально эту функцию выполняют представительные, органы государственной власти.

3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только государство имеет право содержать армию, органы безопасности и органы общественного порядка, суды, прокуратуры, тюрьмы, места заключения и т.д. Это сугубо государственные атрибуты, и не одна другая организация в государствообразую-щем обществе не имеет права образовать и содержать такой специальный аппарат принуждения.

4. Государство, только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только государство имеет право издавать законы, обязательные для всех. В то же время и само государство отличается от других организаций наличием права, то есть системы заранее им установленных правил поведения, обязательных для всех членов общества. Без публично принятых законов государство как организация не будет отличаться от шайки воров или разбойников. Поэтому там, где есть государство, там обязательно должно быть право, законы, официально доведенные до сведения всего населения.

5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает. Государственная власть - верховная и неделимая с кем-либо власть. В историческом плане идея государственного суверенитета, как раз и возникла в период, когда церковь пыталась вмешиваться в дела государства, диктовать государственной власти свои условия. В борьбе за освобождение государственной власти от влияния церкви и возникла идея государственного суверенитета и в классическом смысле она означает независимость государственной власти в обществе. В этом плане проблема государственного суверенитета была актуальной в нашем

обществе, когда необходимо было освободиться от партийного руководства государством. Однако в последующем слово «суверенитет» у нас стало использоваться в различных смыслах и по разным поводам и причинам. Но, несмотря на все это, есть классическое, общечеловеческое понятие суверенитета, которое означает независимость именно государства в отправлении своих функций и задач от какой-либо другой власти в обществе. Другое толкование понятия государственного суверенитета или использование этого термина для обозначения иных понятий, нам представляется, некорректным. Поэтому мы не можем согласиться с утверждением о полном или неполном суверенитете, о французском или российском подходе к понятию суверенитета.

«Вооруженные силы России» - Нарукавный знак Сухопутных войск РФ. Армейская выправка, форма, осанка. Космические войска. Самостоятельные рода войск ВС РФ. Годные к службе по состоянию здоровья. Средняя эмблема Сухопутных войск РФ. Конституция РФ. Флаг кораблей и судов ВМФ Росси. Военно-воздушные силы. Ракетные войска стратегического назначения.

«Основы военной службы» - Статистика. Основная нагрузка по подготовке по военно-учётным специальностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО). Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Задачи подготовки по военно-учётным специальностям:

«Призыв на военную службу» - Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Проблемы современной российской армии. Неблагополучная. Образовательные учреждения. Материально мало обеспеченная. Государство. Проблемы школы. Общество. В РФ в 2005 году достигло призывного возраста 400 000 человек. 2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

«Психологическая служба» - Проблемы Службы практической психологии образования Москвы. Задачи Службы практической психологии образования. Базовые психологические услуги оказываются в образовательном учреждении, специализированные – в ППМС-центрах. Стандарты психологических услуг. Алгоритм взаимодействия педагога-психолога с педагогами в рамках пролипрофессиональной деятельности.

«История вооруженных сил России» - Петр I ввел новую систему комплектования армии. История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. В 80-х годах XVII века было реорганизовано по образу полков «нового строя». В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. Военные реформы 1860-70-х годов. Работа над определениями.

· К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.

· Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.

· Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.

· Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

Дети с нарушениями - это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.

3.Основные направления специальной психологии

Раньше других появились такие направления специальной психологии, как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).

В настоящее время наблюдаются тенденции к пересмотру клинико-психологических терминов и их замене психолого-педагогическими терминами. Например, вместо «психология умственно отсталых» и «олигофренопсихология» употребляются термины «психология детей с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы» и др. Современная специальная психология включает психологию детей с задержкой психического развития, расстройствами эмоциональноволевой сферы и поведения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и речи, со сложными недостатками развития.

Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности и т.п., – все это приводит к тому, что в специальной психологической помощи нуждаются и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа, а также учащиеся общеобразовательных школ.



4.Межпредметные связи специальной психологии с другими науками.

Специальная психология обладает обширными межпредметными связями, которые имеют отчетливую тенденцию к дальнейшему росту.

Кроме того, нелишне напомнить, что специальная психология исторически формировалась в процессе непрерывного взаимодействия с другими науками. Так, являясь частью психологической науки, специальная психология прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями и в особенности с общей, возрастной и педагогической. Знания, накопленные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, ибо развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений подчиняется общим законам функционирования и генеза сознания. С другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико-психологических исследований, проводимых в рамках специальной психологии.

Многие закономерности в норме легко могут ускользнуть от взгляда исследователя либо крайне трудны для изучения в искусственных условиях. Случаи патологии являются, по образному выражению И. П. Павлова, ≪жестоким экспериментом природы≫, дающим уникальную возможность проверить степень универсальности законов, открытых и описанных ранее.

Это особенно важно, если учесть, что структура психики не может быть реально разложена на составляющие ее компоненты, это осуществимо лишь теоретически. И в этом смысле значение клинико-психологических исследований уникально: порой тот или иной закон обнаруживает себя лишь тогда, когда он нарушается, что дает возможность его описать и изучить.

Не случайно практически все крупные представители психологической науки уделяли значительное внимание клинияескому материалу.

Тесные связи также существуют между специальной и медицинской или клинической психологией. На первоначальных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Некоторые авторы и сегодня отождествляют их. Подобная точка зрения не вполне верна, хотя между специальной и медицинской психологией существует много общего. Основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний.

Предметное содержание специальной психологии связано с разными вариантами отклоняющегося психического развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое существенное отличие состоит в том, что медицинская психология рассматривает человека в клиническом контексте, в процессе лечения. В специальной психологии иной контекст - социальный, то есть обучение, воспитание, профессиональное самоопределение. Разные контексты связаны с разной направленностью приложения

психологических знаний. Медицинская психология обслуживает сферу здравоохранения, специальная - сферу коррекционного образования. Указанные отличия не отрицают

существования областей и зон взаимодействия между двумя науками. Особенно тесные связи у специальной психологии устанавливаются с одним из наиболее разработанных разделов медицинской психологии - нейропсихологией. Последняя занимается изучением нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Как известно, для многих детей с отклонениями в развитии характерно наличие резидуальных органических патологий мозга. Именно поэтому использование основных принципов и методов нейропсихологии при изучении этих детей оказалось весьма продуктивным и перспективным.

Специальная психология также контактирует с рядом клинико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатологией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др. Знания о структурно-функциональных основах организации психической деятельности углубляют представления о природе нарушений психического развития. Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии.

Именно поэтому клинические сведения из перечисленных дисциплин так важны для построения теории специальной психологии. Сказанное, безусловно, не означает отождествление клинического и психологического подходов, ибо клинициста (врача) прежде всего интересуют симптомы и синдромы заболевания как внешние проявления внутреннего патофизиологического процесса. Психолог же, по справедливому мнению В. В. Лебединского, за клиническими симптомами ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности или психологические реакции на эти симптомы.

Таким образом, клинический и психологический анализы обращены к разным уровням изучаемого явления - физиологическому и психологическому, каждый из которых при всем их единстве обладает выраженной спецификой, собственными закономерностями и несводим к другому.

Соотношение клинического и психологического анализов часто напоминает известный психологический феномен поочередной смены фигуры и фона, последовательно превращающихся друг в друга. Например, детская психиатрия занимается не просто психическими заболеваниями, их этиологией, патогенезом и т. д., но прежде всего тем, как они протекают и проявляют себя в зависимости от возрастного фактора. Здесь болезнь выступает в роли фигуры, а возраст в роли фона. Специальная психология интересуется тем, как психическое заболевание и его последствия (равно как и другие соматические расстройства) влияют на процесс возрастного развития психики. В этом случае процесс возрастного развития представлен в виде фигуры, а болезнь и ее последствия в роли фона.

Круг предметных связей специальной психологии не ограничивается взаимодействием с психологическими и клинико-биологическими дисциплинами. Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Очевидным является тот факт, что методы и содержание специального обучения и воспитания должны основываться на знании особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями. В этом состоит, прежде всего, связь специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии. В данном случае специальная психология выступает в качестве одного из элементов теоретической базы коррекционной педагогики.

С другой стороны, практика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии является важным средством проверки точности и надежности психологических представлений.

Взаимодействие специальной психологии и педагогики способствует содержательному обогащению обеих наук; за последнее десятилетие оно существенно видоизменилось.

Процесс обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии долгие годы был жестко регламентирован едиными программами, учебными планами, стандартами и т. п. К настоящему времени появилось множество оригинальных направлений в этой области, существенно расширилось педагогическое пространство и свобода педагогического экспериментирования.

В нынешних условиях специальная психология получила уникальную возможность сравнительного изучения своеобразия развития особого ребенка в разных условиях воспитания и обучения, начиная от традиционного и кончая различными формами интегрированного обучения. Подобные сравнительные исследования могут существенно обогатить

представления о феноменах отклоняющегося развития, они сами и их результаты выступают в качестве экспертных оценок, определяющих, какие из педагогических технологий обладают большим развивающим и коррекционным потенциалом.

Другой аспект взаимосвязи специальной психологии и коррекционной педагогики касается содержания процесса воспитания детей с особыми нуждами, семейного воспитания. Довольно длительное время семейному воспитанию не уделялось должного внимания и не придавалось необходимого значения.

Возрождение подлинного интереса к этому процессу началось именно в сфере специальной педагогики. В рамках семьи закладываются основы нравственного сознания личности, иерархии ценностей, общественно значимые мотивы поведения и т. д. - специальная педагогика осознала эти положения раньше общей в силу целого ряда причин, среди которых следует отметить роль личности инвалида в процессе его социальной адаптации. Многократно было показано, что при одном и том же нарушении, при прочих равных условиях, успешность социальной адаптации зависит от личностных свойств индивида и прежде всего от характера его самооценки, установок и иерархии мотивов. Как уже было сказано, именно эти качества в своей основе закладываются под влиянием семейного воспитания.

В этой связи не случайным кажется тот факт, что одновременно с подъемом интереса к проблемам семейного воспитания в коррекционной педагогике, в области специальной психологии се актуальнее становится проблематика развития эмоционально-

волевой сферы и личности в целом у людей с отклонениями развитии. Все глубже осознается тот факт, что знания б особенностях познавательной деятельности детей с п роблемами в развитии (на чем традиционно делался упор) явно недостаточны и односторонни и не включающие понимание своеобразия формирования личности этих детей.

В последнее время появляется все больше исследований, посвященных психологическим аспектам семейного воспитания особого ребенка. Взаимодействие коррекционной педагогики и специальной психологии в сфере семейного воспитания ребенка с особыми нуждами с неизбежностью привело к проблеме психолого-педагогической помощи родителям подобных детей. От характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от особенностей формирующегося к нему отношения, определяющего стиль воспитания, во многом зависит своеобразие развития его личности, а также решение кардинального вопроса социальной адаптации - превратится или не превратится личность инвалида в инвалидную личность.

Круг межпредметных связей специальной психологии в действительности весьма широк и не ограничивается обозначенными выше. Мы могли бы также сослаться на инженерные науки, занимающиеся проектированием технических приспособлений и приборов для инвалидов; на социологию, общую педагогику, философию, этнографию и пр. Но и рассмотренных связей вполне достаточно для того, чтобы понять: предмет специальной психологии является чрезвычайно сложным, многомерным и многоаспектным феноменом.

5.Влияние идей Л.С. Выготского на развитие специальной психологии.

Формальным началом работы Л.С. Выготского в области специальной психологии и специальной педагогики является его назначение в 1924 г. заведующим подотделом воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей в отделе социально-правовой охраны несовершеннолетних Главного управления социального воспитания Наркомпроса РСФСР. Но его интерес к этой области сложился раньше.
Л.С. Выготский является одним из создателей специальной психологии как особой целостной отрасли психологической науки.
Л.С. Выготский внес неоценимый вклад в решение таких проблем как:

· формирование основ специальной психологии,

· выделение общих закономерностей психического развития при различных дефектах,

· диагностика недостатков развития.

6.Условия нормального развития ребенка (по Г.М. Дульневу, А.Р. Лурии).

Существует множество видов воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. И прежде чем характеризовать причины приводящие к отклонениям в развитии, необходимо рассмотреть условия нормального развития ребенка.

Такие 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулировали Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия.

Первое важнейшее условие – «нормальная работа головного мозга и его коры».

Второе условие – «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

Третье условие – «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

Четвертое условие – систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Данные анализа психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии. Здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70% от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной помощи.

7.Экзо- и эндогенные факторы возникновения отклонений в различные периоды развития.

Отдельные ткани и органы формируются в различные периоды роста эмбриона и плода. При этом ткани организма в момент максимальной интенсивности процессов дифференцировки становятся высоко чувствительными к повреждающим воздействием внешней среды (ионизирующая радиация, инфекции, химические агенты и пр.).

Такие периоды, для которых характерна повышенная чувствительность к воздействию повреждающих факторов, называют критическими периодами эмбриогенеза. Вероятность формирования отклонений в развитии в критические периоды наиболее высока.

В онтогенезе человека можно выделить несколько критических периодов развития: в прогенезе, эмбриогенезе и постнатальной жизни. К ним относятся:

1) развитие половых клеток – овогенез и сперматогенез;

2) оплодотворение;

3) имплантация (7 – 8-е сутки эмбриогенеза);

4) развитие осевых зачатков органов и формирование плаценты (3–8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15–20-я неделя);

6) формирование основных функциональных систем организма и дифференцировка полового аппарата (20–24-я неделя);

7) рождение;

8) период новорожденности (до 1 года);

Внешние (эндогенные) и внутренние (экзогенные). Внешние - экология. Внутренние - поведение матери ее образ жизни (еда, алкоголь, сигареты, отсутствие приема витаминов и микроэлементов), совместивость матери и плода ребенка по резус-фактору.

8.Психосоциальные факторы возникновения отклонений в развитии.

1. психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате определенны условий, в которых субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течении длительного времени. Выделяют материнскую (эмоциональную), сенсорную и

социальную депривацию

2. детские расстройства привязанностей - возникновение отклонений в развитии ребенка рассматривается в русле теории привязанности. неполноценное или непостоянное удовлетворение матерью основных потребностей

ребенка ведет к искажению формирования привязанностей и появлению специфических симптомов: а) устойчивое

нежелание вступать в контакт или поддерживать отношения с окружающими взрослыми, апотичный или сниженный

фон настроения, плохое взаимодействие со сверстниками, агрессия к себе и другим. 6) диффузная общительность -

отсутствие чувства дистанции со взрослыми и фамильярность в общении с почти незнакомыми людьми, «прилипчивое поведение», неразборчивые связи со сверстниками. Этот вариант носит название «расторможенное расстройство привязанности», характерно для воспитанников детских домов

3. сепарация - ситуация долговременной разлуки ребенка с матерью. Различают три наиболее типичные фазы сепараций для детей от 7 месяцев до 4 лет при помещении в круглосуточные ясли, больницу или дом ребенка, однако эти фазы могут отмечаться и в более раннем или старшем возрасте: 1 фаза « протеста»: ребенок плачем зовет мать 2 фаза «отчаяния»:наступающая через несколько дней: ребенок становится подавленным, погруженным в

себя, отмечаются нарушения сна и аппетита, могут появиться стереотипные действия 3 фаза «отчуждения»: теряется

интерес к объекту привязанности, происходит утрата потребностей в нем. Эти фазы могут быть непоследовательными а как бы приплетаться.

Классификация неблагоприятных психосоциaльных факторов.

1. Глобaльные - страх войны, экологических катастроф, переживание природных бедствий

(землетрясения, наводнения..) и промышленных катастроф (взрывы, пожары).

2. национальная и этническая вражда, экономические катастрофы

З. миграция, отрыв от родной среды, утрата социального статуса

4. боязнь нападений, издевательств, преследований со стороны соседей

5. поступление в школу, давление требований учебного процесса, трудности усвоения знаний,

атмосфера отвержения или враждебности со стороны сверстников или старшин, конфликтная обстановка.

6. пребывание в круглосуточных яслях, домах ребенка, больнице

7. изолированность семьи от ближнего окружения

8. неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или неадекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей

10. воспитание психически больным или неполноценным родителем

11. межличностные антагонистические отношения между членами семьи, недостаток душевной

теплоты, жестокость, сексуaльные злоупотребления.

12. личностные переживания, связанные с собственными значительными характерологическими отклонениями.

Если факторы биологического характера в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов.

Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Это означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер.

9.Факторы, опосредующие влияние патогенного воздействия

10.Общие закономерности «нормального» и отклоняющегося развития.

11.Общие закономерности отклоняющегося развития

12.Понятие «норма» в специальной психологии

Определение «степени нормальности» человека – сложная и ответственная междисциплинарная проблема. «Норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.

Статистическая норма это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Как правило, статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения.

Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека. Это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком независимо от характера имеющихся у него нарушений. Достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития.

Идеальная норма оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Это высший уровень функциональной нормы.

13.Понятие и критерии аномального развития (психического дизонтогенеза).

Аномальные дети – это дети, которые имеют отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения.

Развитие аномальных детей в принципе подчинено тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. В процессе аномального развития проявляются не только негативные аспекты, но и положительные возможности ребенка. Своеобразие аномальных детей обусловлено процессами естественной компенсации за счет использования сохранных функций. Но для того, чтобы развитие аномальных детей было максимально приближенно к нормальному, требуется система специальных педагогических воздействий, имеющих коррекционную направленность и учитывающих специфику дефекта.

14.Психологические параметры дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому)

В. В. Лебединский /10/, основываясь на этих взглядах Л. С. Выготского (которые не потеряли своей актуальности и по сей день), выделил четыре патопсихологических параметра, определяющих характер психического дизонтогенеза. По его мнению, то, как именно будет нарушаться психическое развитие в каждом конкретном случае, зависит от:

1) функциональной локализации нарушения;

Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. Так как мозговая организация психических функций имеет сложное системное строение, то нарушения различных структур мозга будут иметь разные последствия. В связи с этим выделяют общий и частный дефект.

Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем как корковых, так и подкорковых. Нарушения подкорковых регуляторных систем (в первую очередь ретикулярной формации, базальных подкорковых ядер) приводят к снижению уровня бодрствования, нарушениям психической активности, патологии влечений, элементарным эмоциональным расстройствам. При нарушениях корковых регуляторных систем (дисфункции деятельности лобных долей мозга, например) отмечается недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, обусловливающая дефекты интеллектуальной деятельности и нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований (высших чувств).

Частный дефект связан с нарушением деятельности различных анализаторов (в первую очередь их корковых отделов). Частный дефект приводит к дефицитарности отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.

2) времени поражения;

Второй параметр психического дизонтогенеза связан с временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы.

3) соотношения первичного и вторичного дефектов;

Третий параметр психического дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Как уже указывалось ранее, Л. С. Выготский в сложной структуре дефекта, характеризующего нарушения психического развития, выделял первичные (вытекающие непосредственно из биологического характера болезни) и вторичные симптомы. Последние возникают опосредованно, в процессе аномального социального развития. Именно вторичные нарушения, имеющие социальную природу, по мнению Л. С. Выготского, должны становиться объектом психолого-педагогического изучения и коррекции.

4) характера нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

15.Возрастная обусловленность отклоняющегося развития (время и длительность воздействия патогенного фактора).

Отклоняющееся развитие – это любое отклонение отдельной функции или системы психической функции от программы развития в независимости от знака этого изменения + или - (опережение или запаздывание) выходящее за пределы социально-психологического норматива определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка.

В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других - бо­лее легкие и поддающиеся коррекционно-педагогическому воз­действию (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, Г. Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной не­зрелости» организма в период до трех лет, а также период пере­стройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачива­ют состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функци­онирование.

Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее гру­бое недоразвитие психических функций возникает вследствие воз­действия повреждающих вредностей в период интенсивной кле­точной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.

В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 - 11 лет) детский организм представляет собой систему, более ус­тойчивую к стойким необратимым отклонениям.

Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реа­гирования в случае патогенного воздействия. Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:

– сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воз­действие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, та­ких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение темпе­ратуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные рас­стройства;

– психомоторный (4 - 7 лет) – интенсивное формирование кор­ковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположен­ной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (пси­хомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов - неблагоприятных травмирующих отно­шений в семье, реакций на привыкание к детским образователь­ным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;

– аффективный (7–12 лет) – на любую вредность ребенок реа­гирует с заметным аффективным компонентом - от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативиз­ма, агрессии, невротическими реакциями;

– эмоционально-идеаторный (12–16 лет) – ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакция­ми протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.

Перечисленные выше реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на ту или иную в редкость.

16.Клиническая классификация отклонений психического развития.

Физические и психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития-аномальный ребёнок. Развитие такого ребёнка подчиняется закономерностям здорового человека. В отечественной клинической психологии на данный момент выделяют следующие типы нарушений психологического развития (психического дизотогенеза):

1)Психическое недоразвитие, моделью данного типа является олигофрения. Ведущее нарушение - это конкретно-ситуативное мышление, отсутствие абстрактного.

2)Задержанное пстхическое развитие - задержка психического развития или сокращенно "ЗПР". В данном случае на перевый план выступает незрелость эмоционально-волевой сферы и интеллекта.

3)Повреждённое психическое развитие - ЧМТ и её последствия, эпилепсия. У ребёнка наблюдается быстрая истощаемость, инертность, снижение памяти, уровня мышления и умственной работоспособности.

4)Дефицитарное психическое развитие - нарушение слуха, зрения, ДЦП. Недоразвитие определённого сенсорного канала влияет на развитие восприятие вцелом, которое в свою очередь оказывается неполноценным для адаптации в социуме.

5)Искаженное раннее психическое развитие - детский аутизм. Первичный дефект морфо-физиологческого субстрата (нервная ткань) влечёт за собой нарушение потребностной сферы (как бессознательной сферы: " чего-то хочется") и мотивационной сферы (как сферы опредмеченных потребностей: " хочу именно это"). Все высшие психические функции оказываются со сниженной социальной направленностью.

6)Дисгармоническое психическое развитие - неврозы и психопатии. Уязвлённым оказывается эмоционально-волевая сфера.

17.Типы психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому).

Для данного типа дизонтогенеза характерна первичная недостаточность корково-под корковых функций (мозаичность и порциальность нарушений) при соматогенных формах и нарушениях церебро-органического генеза.

Возможные проявления:

· истощаемость, головные боли, метеозависимость, повышенная потребность в сне

· лабильность, взрывчатость эмоций, обидчивость, импульсивность, колебания

· дефицит внимания

· плохая временная ориентация (способность рассчитать время и усилия)

При педагогической запущенности первичным проявлением является дефицит учебной мотивации.

Вторично страдают мышление и регуляторные функции (например, от истощения или особенностей мотивации).

В зависимости от своего происхождения задержанное развитие (ЗР) быть разделено на:

1. гармонический инфантилизм

2. ЗР церебрально-органический генеза

3. психогенное (микросоциальная и педагогическая запущенность ребенка, влекущая за собой недостаток кругозора, узкие знания и инфантильные интересы)

4. соматогенное ЗР

Факторы предиспозиции (для психогенного генеза):

· минимальный эмоциональный контакт с ребенком

· гиперопека

· психотравмирующие условия

· ситуация систематического неуспеха, в качестве следствия происходит снижение уровня притязаний, инфантильность интересов

· взаимодействие с окружением в разных смыслах несостоявшимся

При задержанном психическом развитии в одних случаях более выражена задержка развития эмоциональной сферы, в других – интеллектуальной.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Не сформирована учебная мотивация является часто встречающимся феноменом при гармоническом инфантилизме. В случае соматогенных форм присутствует повышенная истощаемость.

Основная особенность - потенциальная сохранность мышления и наличие познавательного интереса. Они и являются главным сохранным звеном, на основе которого может быть осуществлена коррекционная работа. Поскольку для детей с задержанным типом развития характерен дефицит регуляторных функций, то в основу восстановительной работы должно входить повышениевнешнего контроля.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Инфантильность эмоциональной сферы:

· соматический уровень реагирования на стрессовые события

· лабильность эмоций

· импульсивность эмоций

· капризность, плаксивость, раздражительность

· эмоции сильно истощают – невозможность адекватной оценки значения событий (мелочи могут вызывать очень сильные эмоциональные реакции)

· низкая рефлексия

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Для гармонического инфантилизма характерна «жизнь своими интересами»

При соматогенном задержанном развитии и ЗР церебрально-органического генеза может быть:

· сохранение ранних рефлексов

· вестибулярное укачивание

· головные боли, метеозависимости

· ночные страхи

· редкий энурез

· заикание при волнении

1. Понятие государства, его признаки и сущность. Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений. Развитие государства сложный диалектико– логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых, в конечном счете, начинают преобладать прогрессивные.

Будучи главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно– территориального деления. Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

2. Теория происхождения государства. В науке сложилось несколько теорий происхождения государства. Теологическая теория – одна из самых древних, обоснование которой связывают, например, с Фомой Аквинским. Для нее характерна производность государства от воли Бога, поэтому в государстве все изначально целесообразно и человеку вмешиваться в установленный порядок вещей недопустимо.

Патриархальная теория обоснована великим древнегреческим философом Аристотелем. Государство, как считал ученый, – продукт общественного развития, обусловленный потребностями человека к общению. Государство является результатом разросшейся семьи (семья, большая семья, селение, полис (высшая форма объединения, которая позволяет удовлетворить все потребности человека). Договорная теория получила теоретическое обоснование в работах Т. Гоббса, Ж. –Ж. Руссо, А. Н. Радищева в период борьбы с абсолютизмом (XVII– XVIII вв.). Сторонники данной концепции признавали, что до возникновения государства и права общество находилось в естественном состоянии. По мнению Ж. –Ж. Руссо, это был «золотой век человечества» , так как люди были равны, и отсутствовала частная собственность. Томас Гоббс, напротив, считал, что это было состояние «войны всех против всех» .

Теория насилия обоснована Л. Гумпловичем и К. Каутским. Они считали, что государство появляется в результате насилия, применяемого для удержания в повиновении завоеванные территории и народы. Психологическая концепция возникновения государства зародилась в конце XVIII века при теоретической поддержке Н. М. Коркунова и Л. И. Петражицкого, которые утверждали, что психологическая потребность человека в авторитете и лидере обусловила развитие общества и государства. Усложнение отношений и связей между членами общества привело к признанию государства в качестве лучшей формы обеспечения их интересов.

Марксистско–ленинская концепция происхождения государства была обоснована К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным. Основные позиции данной теории, характерные для Древней Греции и Древнего Рима, изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» . Марксистско– ленинская теория исходит из того, что основная причина появления государства связана с развитием экономики, с возникновением потребности управлять делами общества, поэтому данную теорию называют также экономической.

3. Функции государства – это основные направления государственной деятельности, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе. Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, что «предписано» , задано ему особенностями развития самого общества и от чего оно не должно и не может отказаться. Применительно к основным сферам жизнедеятельности общества можно выделить следующие функции современного государства.

1. Экономическая функция. В современном государстве эта функция охватывает: формирование экономической политики (разработка стратегических направлений экономического развития страны); создание правовых основ рынка (формирование системы рыночного законодательства; обеспечение равноправия форм собственности; развитие предпринимательства; государственно–правовую охрану собственности, прав и интересов потребителей; ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции); внешнеэкономическую деятельность государства (деятельность, связанная с интеграцией национальной экономики в мировую, государственное стимулирование иностранных инвестиций); оперативное управление государственным сектором экономики (государственными предприятиями, учреждениями, являющимися объектами собственности государства).

2. Финансовая функция, содержанием которой охватывается деятельность государства по налогообложению; финансированию и кредитованию; финансовому контролю (определение и учет доходов производителей, таможенный контроль и др.); формированию государственного бюджета и его исполнению. 3. Социальная функция. Сравнительно новый вид государственной деятельности. 4. Охранительная функция, в сферу которой входят: защита прав и свобод граждан; охрана правопорядка, борьба с преступностью и поддержание режима конституционной законности; оборона страны и обеспечение национальной безопасности; государственная поддержка мирового правопорядка.

5. Экологическая функция – жизненно важная деятельность любого государства. Экологическая деятельность государства имеет планетарное значение и не ограничивается собственной территорией. В системе права современных государств есть специальная отрасль – природоохранительное законодательство, призванное регулировать деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). 6. Функция государственной поддержки науки, культуры, образования. Протекционистская политика государства в этих сферах – наиболее специфическая форма государственной деятельности, связанная с поддержкой и развитием науки, культуры и образования.

4. Механизм государства. Понятие государства раскрывается через совокупность присущих ему органов. Орган государства есть автономная часть государства, предназначенная для выполнения функций и задач государства. Он учреждается в установленном законом порядке (путем выборов, назначения и т. д.); наделен государственно–властными полномочиями (вправе издавать общеобязательные акты, использовать принудительные меры для обеспечения их действия); осуществляет функции и задачи государства и действует от его имени и по поручению; реализует полномочия в специфических организационно–правовых формах.

Законодательные органы (законодательная власть) – это образуемые непосредственно народом представительные органы, которые осуществляют государственную власть в форме издания законов, а также путем парламентского контроля за исполнительной властью. В различных странах высшие представительные (законодательные) органы власти имеют различное название (в Германии – бундестаг, в США – конгресс, в Испании – кортесы, в Англии – парламент). Общепринятое собирательное название законодательных органов – парламент. Исполнительные органы власти формируются представительными (законодательными) или иным путем и осуществляют– государственную власть в форме, исполнительно–распорядительной деятельности. В Российской Федерации исполнительная власть возложена на Правительство, состоящее из председателя, его заместителей и федеральных министров. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства (транспорта, связи, путей сообщения, по атомной энергии, экономике, финансов, образования, культуры, обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и др.), федеральные агентства, федеральные службы и др.

Судебные органы (органы правосудия) осуществляют государственную власть в форме разбирательства уголовных и гражданских дел, а также путем конституционного судопроизводства. Судебные органы образуют сложную систему, в которую входят органы конституционного контроля (Конституционный суд), суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным судом, и система арбитражных судов.

5. Формы государства. Под формой государства принято понимать способ организации и осуществления государственной власти. Составляющими формы государства являются: форма правления, форма государственного (территориального) устройства и государственный режим. Форма правления (или тип государственного правления) – это организация верховной власти государства, т. е. устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимоотношения друг с другом и с населением, а также степень участия граждан в их формировании.

Принято различать две формы правления – монархическую (монархии) и республиканскую (республики). Монархия (в переводе с греческого – единовластие) есть такая форма правления, при которой верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит единоличному главе государства. Монархии бывают абсолютными и ограниченными. Абсолютная монархия характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких–либо представительных учреждений; возникла в рабовладельческую эпоху и была упразднена в процессе буржуазных революций (XVII–XIX вв.). Абсолютная монархия в современных условиях – исключение. Такая форма правления сохранилась лишь в Саудовской Аравии и Омане.

Первоначальной формой ограниченной монархии выступала дуалистическая монархия. При сохранении юридической и фактической независимости монарха эта форма правления характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Республиканская форма правления (республика) характеризуется выборностью главы государства. Первые республики – Афины V–IV вв. до н. э. , Спарта V–IV вв. до н. э. , Римская аристократическая республика V–IV вв. до н. э. В истории известны и феодальные города–республики: Флоренция, Венеция, Генуя; Новгород и Псков.

Для президентской республики характерно: наделение президента полномочиями главы государства и главы исполнительной власти; выборы президента на всеобщих выборах, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Правительство формируется президентом, он же назначает на высшие должности и смещает с должности в аппарате исполнительной власти. Типичной страной с президентской формой правления являются США.

Главная особенность парламентарной республики заключается в провозглашении принципа политической ответственности правительства перед парламентом. К парламентарным республикам можно отнести Италию, Финляндию, ФРГ, Венгрию, Чехию, Словакию, Эстонию – всего около 1/15 современных государств. Существуют и, так называемые смешанные (гибридные), или парламенто–президентские, республики, сочетающие черты парламентарной и президентской республик (Франция, Украина, Россия и др.).

6. Государственное (территориальное) устройство. Это элемент формы государства. Он отражает то, как территориально устроено государство, каковы взаимоотношения центральной и местной власти, каким способом организована (устроена) территория государства. Ключевым является понятие «территория государства» – пространство (суша, водное и воздушное пространство), на которое распространяется государственная власть. Принято выделять три разновидности форм государственного (территориального) устройства: унитарное государство; федеративное и конфедеративное (конфедерация).

Унитарным является государство, составные части которого не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Составные части унитарного государства (области, или губернии, графства) обладают статусом административных территориальных единиц (т. е. не обладают признаками государственного суверенитета). Для унитарного государства характерно единое гражданство (административно–территориальные единицы не устанавливают своего гражданства); одноканальная система налогов. Федеративное государство – это сложное государство, составные части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета).

Вне зависимости от этих особенностей все федеративные государства характеризуются: двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации); наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; двухпалатным парламентом, где одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации; отсутствием у субъектов федерации права выхода из ее состава; верховенством федерального права; непризнанием за субъектом федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми суверенными признаками); финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти, права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и др. денежных знаков). Таким образом, создается механизм подчинения центральной властью субъектов федерации; принцип двойного гражданства и др.

Своеобразную форму государственного устройства представляет конфедерация – союз суверенных государств, созданных для достижения определенных целей (политических, военных, экономических). Конфедерация, имея сходство с федерацией, вместе с тем существенно отличается от нее. Эти отличия состоят в следующем: конфедерация – это временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено; государства – члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет, субъекты конфедерации обладают правом сецессии; нуллификации или отказа в признании, а равно применении актов союзной власти; устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов);

в конфедерации создаются национальные государственные органы. Однако образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в договорных актах. Отсутствуют судебные органы, ограничен круг исполнительных структур власти. Парламент конфедерации формируется представительными органами государств–членов. Создаваемые на постоянной основе, государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресуются не гражданам, а органам власти государств – членов конфедерации; механизм их обеспечения сходен с механизмом действия международно–правовых норм.

7. Государственный (политический) режим. Если форма правления и форма государственного (территориального) устройства раскрывают организацию верховной власти, ее структуру, то понятие «государственный режим» позволяет уяснить, как, с помощью каких средств государственная власть организует взаимодействие с населением, каковы государственно–правовая атмосфера, уровень демократии в обществе. Соответственно государственный (политический) режим представляет собой совокупность способов, средств, которые использует государство для достижения своих целей.

Исторически первой формой является деспотический режим, характеризующийся полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, жестоким подавлением любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия. Этот режим держится на силе деспота и страхе подвластных. Он присущ ранним стадиям развития государственности и встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии. Африки, Южной Америки. При определенных условиях деспотия может возникнуть и в современных государствах. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях демократического режима народ признается единственным и главным источником власти, которую он осуществляет как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти.

Авторитарный режим ограничивает демократию и устанавливает власть одного лица или группы лиц (диктатуру). Такой режим существенно ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует принцип разделения властей, ущемляет гражданские и политические права граждан, незаконно присваивает или захватывает власть. Тоталитарный режим возник в XX веке. Его характеризуют: господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия; ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти, сращивание государственного и партийного аппарата; жесткая централизация государственного управления, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления; разжигание социальной и национальной розни; развязывание террора по отношению к собственному народу; тотальный контроль над всеми сферами жизни, ее огосударствление; подавление экономической свободы, сферы частных интересов, неоправданное вмешательство государства в экономику; милитаризация; утверждение тоталитарной «законности» и др.

8. Правовое государство: понятие и признаки. Правовое государство характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод

В специальной литературе к числу принципов (признаков) правового государства относят: -верховенство закона; -соответствие закона праву; -разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; -взаимную ответственность личности и государства; -реальность и гарантированность прав и свобод. 1. В современном значении верховенство закона выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие отношения во всех ее сферах общественной жизни регулируются посредством законов. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально отвечать потребностям общественного развития, основываться на началах равенства и справедливости.

2. Соответствие закона праву. Закон есть лишь одна из форм выражения права, хотя и наиболее важная. В правовом государстве господствуют не всякие, а правовые законы, т. е. те, которые согласуются с принципами, природой права. Приоритет права над законом означает связанность законодателя неотчуждаемыми правами и свободами человека и теми ценностями, которые они выражают. Законодатель не может нарушать границы права, узаконить то, что по своей природе чуждо праву. Поэтому лишь тот закон выступает мерой свободы и справедливости, который отражает согласованные интересы в обществе. Значит, количество законов в указанном смысле еще не характеризует государство в качестве правового.

3. Согласно принципу разделения властей, чтобы предотвратить возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом, эта власть должна быть разграничена на обособленные ветви. Разделение единой государственной власти на три относительно самостоятельные, независимые отрасли не допускает возможных злоупотреблений властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Согласно концепции разделения властей каждая из них имеет свои функции и наделена соответствующей компетенцией. Между ними нет противоречий. Власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не в состоянии.

4. Взаимная ответственность личности и государства – неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии законодательно закрепленных процедур привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и применения жестких санкций (ч. 3, ст. 41, ст. 52, 53 Конституции РФ).

5. Правовое государство не только признает и закрепляет широкий спектр прав и свобод, но и реально обеспечивает их осуществление. В нормах главы 2 Конституции РФ, направленных на обеспечение государственно–правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, отражены важнейшие принципы судопроизводства. В частности, в ст. 49 закреплена презумпция невиновности. Гарантиями прав и свобод личности являются закрепленные в ст. 50 положения о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

6. Конкретные шаги по формированию правового государства в современной России сводятся к обеспечению реального действия норм, закрепляющих принципы правового государства: -детализация (разгосударствление) социальной жизни (в тоталитарном государстве, каковым называют СССР, существовал всеобъемлющий контроль государства над обществом, сейчас же необходимо формировать гражданское общество); -обеспечение верховенства закона во всех сферах жизни общества; -демократизм и научность правотворчества, постоянное совершенствование законодательства, -создание эффективной системы надзора за законностью; -обеспечение правовой защиты всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было; -обеспечение неотвратимости юридической ответственности;

-четкое разграничение компетенции властей, недопустимость подмены одной власти другой, создание механизма сдержек и противовесов; -повышение авторитета представительных органов; -повышение эффективности деятельности исполнительных органов, контроль за их деятельностью; -обеспечение независимости суда; -повышение правовой культуры населения и должностных лиц государственных органов и т. д.