Программа докапитализации асв. Госпрограмма докапитализации через офз может вылиться для банков в новые проблемы

Госдума в пятницу, 19 декабря, приняла правительственный законопроект, предусматривающий выделение до триллиона рублей на докапитализацию банков через облигации федерального займа. Документ был принят сразу в первом чтении и в целом. Такая мера призвана спасти российскую банковскую систему за счет бюджетных денег, считают эксперты.

Министр финансов России Антон Силуанов пояснил, что докапитализация будет осуществляться через Агентство по страхованию вкладов. Агентство получит в качестве имущественного взноса облигации федерального займа, которые потом передаст банкам в качестве субординированных кредитов и депозитов или обменяет на привилегированные акции, передает ТАСС .

По словам Силуанова, триллион рублей даст возможность увеличить капитал банковской системы примерно на 13 процентов. "Это соответствует тому суммарному негативному эффекту на банковскую систему, который сейчас произошел", - отметил министр финансов.

Экономический обозреватель сайт Константин Цыганков считает, что такая мера принимается для того, чтобы обезопасить кредитную систему. "Сейчас у банков не хватает денег, ведь граждане массово сняли свои сбережения и перевели их в валюту. Государство проведет докапитализацию, чтобы банки могли продолжать кредитовать физических и юридических лиц. Бюджетные деньги перечислят в АСВ. Агентство с помощью кредитов, облигаций, займов и других инструментов, которые у него есть, проведет докапитализацию, то есть предоставляет банкам дополнительный капитал для ведения операционной деятельности", - пояснил эксперт.

По словам Цыганкова, негативная сторона докапитализации заключается в том, что из бюджета будет выведена очень крупная сумма. "Это значительные государственные расходы: был триллион и нет. На что его потратили? Чтобы помочь коммерческим банкам не лопнуть", - подытожил он.

Как заявил министр финансов, дефицит федерального бюджета из- за докапатилацзии банков составит 0,8 процента ВВП. "Вместо профицита в текущем году на уровне 0,5-0,6 процента ВВП по расчетам получится дефицит порядка 0,8 процента ВВП. Но это будет технический, расчетный дефицит", - уточнил Силуанов.

Также министр отметил, что АСВ будет отбирать банки исходя из важности кредитования отдельных секторов экономики и важности того или иного банка для субъекта РФ.

"Банки будут отбираться исходя из системной значимости, то есть исходя из объема расчетов, которые производит банк, из объема депозитов, которые имеет банк, исходя из потребности в капитале",- сказал глава Минфина.

Отметим, что Сбербанк не будет докапитализирован через АСВ. Такую поправку в закон о страховании вкладов внесла глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина, передает ТАСС. По ее словам, Сбербанк будет докапитализироваться через ЦБ".

Как пояснила депутат Госдумы Наталья Бурыкина, докапитализация не должна превышать размер собственных средств банка, передает .

Стоит отметить, что одновременно депутаты приняли поправку по возмещению вкладов с 700 тысяч до 1,4 миллиона рублей.

Докапитализация потребовалась банковской системе из-за падения рубля, котировок российских акций и закрытого из-за западных санкций доступа к источниками капитала.

Агентство по страхованию вкладов

АСВ - государственная корпорация, созданная в 2004 году. Занимается обеспечением функционирования системы страхования банковских вкладов, осуществлением функций конкурсного управляющего (ликвидатора) несостоятельных кредитных организаций, а также финансовым оздоровлением банков.

Агентство ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов, выплачивает вкладчикам страховое возмещение по вкладам при наступлении страхового случая и управляет фондом обязательного страхования вкладов

Вчера Ассоциация российских банков (АРБ) направила в Минфин письмо (есть у "Ъ"), выразив обеспокоенность вопросом налоговых последствий участия в программе докапитализации ОФЗ. Проблема в форме госпомощи — через ОФЗ, а не живыми деньгами, как в прошлый кризис. Под классический договор займа ценными бумагами, для которых действует льготный налоговый режим, ОФЗ не попадают из-за длинного срока (до 30 лет). В такой ситуации банки должны учесть ОФЗ как доход в размере их рыночной стоимостиотдельных случаях речь идет о десятках миллиардов рублей). По той же причине расходы на выплаты АСВ (купон +1 п. п. ежегодно) они учесть для уменьшения налоговой базы не смогут. Главный же риск в том, что банкам придется платить 15% налога на прибыль с купонного дохода от ОФЗ.

АРБ предлагает полностью вывести ОФЗ из-под налогообложения, причем с 2015 года, когда банки начали получать бумаги. В реализующем программу АСВ о проблеме знают и пытаются решить. "Вопрос о налогообложении банков, которые участвуют в программе докапитализации, рассмотрен советом директоров АСВ в апреле,— сообщили в агентстве.— Подготовлен ряд предложений по внесению изменений в НК для снижения налоговой нагрузки на банки и повышения эффекта от программы докапитализации. Сейчас они рассматриваются в Минфине". В министерстве от комментариев отказались.

Банкиры налоговый вопрос обсуждают неохотно. Комментировать его отказались, в частности, в группе ВТБ, холдинге "Открытие", Промсвязьбанке. В Бинбанке сказали, что изучают ситуацию. "Мы, к сожалению, теряем льготы, свойственные договорам займа ценных бумаг,— отмечает главбух банка из топ-30.— Банки не были готовы к тому, что помимо платы за пользование бумагами АСВ им придется платить еще и 15% с купонного дохода, и для участников рынка это весьма критично".

Впрочем, в трактовках НК банкиры расходятся уже сейчас. "По нашему мнению, если учитывать договор с АСВ не как договор займа ценными бумагами, а как субординированный кредит, который может быть предоставлен в любой форме, в частности в виде ОФЗ, то нам ничто не мешает уменьшать налоговую базу, учитывая в ней расходы на проценты в пользу АСВ",— отмечает главбух МКБ Светлана Сасс. Платить 15-процентный налог с доходов по бумагам, по ее словам, в МКБ готовы.

В то же время, расхождения в толкованиях могут сыграть злую шутку против банков, отмечает партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры" Наталия Щербакова. "Любые изменения в НК вносятся крайне долго, поэтому для снижения налоговых рисков банкам было бы полезно иметь хотя бы разъяснение от Минфина",— отмечает она. В то же время взимать налоги с господдержки, которая вполне могла бы быть предоставлена живыми деньгами, но обрела форму ОФЗ по решению самого же правительства, означает перекладывать госсредства из одного кармана в другой, считает главный экономист "ПФ Капитал" Евгений Надоршин. В такой ситуации, заключает он, программа становится все менее привлекательной для банков, и сделать исключение для нее было бы вполне логично.

Среди нарушителей – Транскапиталбанк, не исполнявший условия программы 10 месяцев подряд, говорится в письме (данные по банкам приведены за май 2017 г.). За 12 месяцев банк, наоборот, сократил кредитование на 7,11% (в среднем на 0,59% в месяц). Росевробанк тоже 12 месяцев подряд не выполняет условия. У него кредитный портфель снизился на 3,27%. Связь-банк и вовсе 15 месяцев не выполнял требования. За 20 месяцев он сократил кредитование на 3,08%. Среди нарушителей были также «Уралсиб», «Возрождение», Россельхозбанк и Новикомбанк, говорится в письме.

Эти банки действительно не выполняли условия по увеличению кредитования, но на внутриквартальные даты, подтвердил «Ведомостям» представитель Счетной палаты (ведомство следит за тем, как выполняется программа). По итогам III квартала 2017 г. обязательства по росту кредитования не выполнили лишь четыре банка, из них три не сделали этого и по итогам II квартала, добавил он.

АСВ пока публиковало итоги только за II квартал – всего обязательства не выполнили четыре банка, и их агентство оштрафовало на 60,3 млн руб.

С начала программы докапитализации по 1 октября этого года АСВ взыскало штрафов на 603 млн руб., из них чуть больше половины – 311 млн руб. – за невыполнение целей по росту, а оставшееся – за нарушение ограничений на увеличение оплаты труда в банках, сообщил представитель Счетной палаты.

Представитель одного из банков-нарушителей говорит, что банки не выполняют требования из-за особенностей учета кредитного портфеля. Например, в него не входят приобретенные ипотечные кредиты, негативный вклад вносит изменение методологии, по которой клиенты относятся к категории малого и среднего бизнеса, перечисляет собеседник «Ведомостей». Банки ведут диалог с АСВ с просьбой изменить методологию, говорит он.

Рынок сейчас слабый, отмечает руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук. С одной стороны, корпорации не спешат увеличивать заимствования в условиях неопределенности в экономике и ожидания снижения ставок по кредитам, объясняет он. С другой стороны, уровень проблемных долгов достаточно высок и многие банки не готовы наращивать кредитный портфель за счет снижения требований к заемщикам, указывает Лукашук. А качественные клиенты давно разобраны, добавляет он.

У Счетной палаты есть замечания к тому, как банки предоставляют в АСВ отчетность: они некорректно отражают данные. В апреле этого года аудитор Счетной палаты Андрей Перчян рассказывал, что банки ошибались как в размерах кредитных портфелей, так и в информации об оплате труда своего топ-менеджмента. Информацию о нарушениях при составлении отчетности Счетная палата направляет в ЦБ, он ее использует при проведении проверок в банках, говорит представитель Счетной палаты. Но во многом нарушения связаны с недостаточно четко прописанными требованиями АСВ к заполнению форм отчетности, указывает он.

В целом Счетную палату беспокоит «неопределенность с возвратом средств» в случае с санацией банков, говорит ее представитель. Предусмотренный сейчас обмен требований АСВ по договорам субординированного займа (так учитывались переданные банкам ОФЗ) на обыкновенные акции (которые, как правило, оценены в ноль) может привести к потерям бюджета. Дивиденды банки вряд ли заплатят, а доходности от ОФЗ при этом останутся у санируемых банков, говорит он.

Вместо вложенных в капитал банка «Открытие» ОФЗ Агентство по страхованию вкладов получит его акции. Вопрос о конвертации вынесен на собрание акционеров банка. Процедура сопряжена с рисками подачи исков к банку другими кредиторами

Фото: Александр Николаев / Интерпресс / ТАСС

РБК ознакомился с к внеочередному собранию акционеров банка «ФК Открытие», которое было намечено на понедельник, 30 октября. Среди вопросов, по которым акционерам предлагалось голосовать (заочно), — увеличение уставного капитала банка на 67,5 млрд руб. путем допэмиссии акций. Это первое собрание акционеров с момента начала санации банка (санирован в конце августа этого года).

Ранее представители ЦБ утверждали, что после оценки ситуации в банке и определения размера дыры в его балансе банк будет докапитализирован за счет средств ЦБ. Однако пока речи об этом в материалах к собранию не идет. Окончательная оценка банка временной администрацией еще не завершена.

Сейчас речь идет о конвертации субординированного долга банка перед Агентством по страхованию вкладов (АСВ) в акции «ФК Открытие». Для этого и делается допэмиссия.

ОФЗ на акции

Именно АСВ приобретет допэмиссию, следует из документа, при этом не за деньги, а путем обмена субординированных обязательств банка перед АСВ на акции. Эти обязательства были выпущены банком два года назад, в мае 2015 года, для получения в капитал облигаций федерального займа (ОФЗ) в рамках госпрограммы докапитализации банков за счет госбумаг. Такая процедура была предусмотрена законодательством об использовании государственных ценных бумаг для повышения капитализации банка (состоит из поправок в серию законов, регулирующих деятельность банков, ЦБ, АСВ и пр.).

Теперь, когда «ФК Открытие» находится на санации, соответствующие обязательства конвертируются в акции банка. Это было заложено изначально в условия привлечения ОФЗ (информация об этом раскрыта на официальном сайте банка «ФК Открытие»).

Программа докапитализации российских банков через облигации федерального займа (ОФЗ) — одна из антикризисных мер правительства, которая была принята в декабре 2014 года и осуществлялась через АСВ. Согласно правилам программы, для получения ОФЗ в капитал банки должны были иметь капитал не менее 25 млрд руб., а доля кредитов физлицам в их кредитном портфеля должна была быть более 50% от активов (без учета ипотеки, впоследствии исключение по доле розницы было сделано в интересах банка «Русский стандарт»). При этом получатели госсредств должны наращивать кредитование важных отраслей экономики не менее чем на 1% в месяц. Поддержка кредитования реального сектора заявлялась как официальная цель программы. Владельцы банков, получивших ОФЗ, должны были докапитализировать свои кредитные институты со своей стороны не менее чем на 50% от полученного таким образом от АСВ финансирования в течение трех лет с его получения. Всего ОФЗ получили 34 банка на сумму более 800 млрд руб.

Накопилось

Как уточнили в пресс-службе АСВ, соответствующий субординированный заем банка «ФК Открытие» составляет 55,6 млрд руб., указанная в материалах к собранию итоговая сумма складывается из него, субординированного займа на 9,5 млрд руб., полученного в рамках этой же программы банком «Петрокоммерц» (прекратил деятельность в 2015 году путем реорганизации в форме присоединения к «ФК Открытие»), а также процентов, накопившихся по этим субординированным займам.

Как проголосовали акционеры банка по вопросу о конвертации обязательств перед ОФЗ в акции, неизвестно. На момент публикации материала сообщений об итогах собрания акционеров банк не раскрыл. На запрос РБК об итогах голосования ни в банке, ни в ЦБ на момент публикации материала не ответили.

Скрытые риски

Хотя де-юре конвертация субординированного долга по ОФЗ в акции законна, у нее могут быть скрытые риски, указывают юристы.

Как отмечает партнер коллегии адвокатов «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов, субординированные долги прочих кредиторов банка «ФК Открытие» не конвертируются, а просто списываются для закрытия дыры в банке. «Это означает, что у них нет даже теоретических шансов, как у АСВ, вернуть хоть какие-то средства, продав полученный пакет акций после оздоровления банка», — рассуждает он. По мнению Дубова, это ставит в неравное положение АСВ и других держателей субординированного долга банка «ФК Открытие».​ Результатом может стать обращение держателей других субординированных долгов банка «ФК Открытие» в суд в попытке оспорить списание.

Впрочем, как отмечает юрист Tertychny Agabalyan Иван Тертычный, шанс на успех имеют лишь держатели самого старого субординированного займа с погашением 26 апреля 2019 года на $500 млн, условия которого не предполагают ни списания, ни конвертации. Причем им, указывает юрист, лучше требовать через суд, если они примут такое решение, просто возврата инвестиций.

Чуть больше года отработала программа Агентства страховых вкладов (АСВ) по докапитализации федеральных и региональных банков через облигации федерального займа на общую сумму более 800 млрд руб. Однако из новой версии антикризисного плана правительства идея докапитализации банков исчезла.


Две волны


В конце 2014 года на фоне угрозы кризиса в банковском секторе российское правительство решило выделить АСВ 1 трлн руб. для докапитализации банков через облигации федерального займа (ОФЗ). В программе могли участвовать только системообразующие банки с капиталом не менее 25 млрд руб. и с долей кредитов физическим лицам не более 50% от активов (без учета ипотеки), а также банки, подпавшие под санкции Запада. В январе 2015 года был утвержден список из 27 федеральных организаций.

Однако спустя полгода стало понятно, что этого недостаточно. Началась вторая волна докапитализации. На этот раз — региональных банков, чей капитал на 1 мая 2015 года превышал 5 млрд руб. Такому критерию (по 123-й форме отчетности) соответствовало около 20 региональных кредитных организаций. Сначала предполагалось, что в программе смогут участвовать по два банка от каждого региона. Но выделенные средства уменьшились (160 млрд руб. передали промышленным предприятиям — ОАК, Государственной транспортной лизинговой компании и "Россетям"). Поэтому от региона выбирался лишь один банк — c наибольшим капиталом.

В итоге в августе прошлого года правительство утвердило список из десяти региональных банков: Азиатско-Тихоокеанский банк, Запсибкомбанк, Международный банк Санкт-Петербурга (МБСП), Первобанк, Татфондбанк, "Кубань Кредит", Саровбизнесбанк, Сургутнефтегазбанк, Уральский банк реконструкции и развития и Челябинвестбанк.

Государство предъявило участникам второй волны докапитализации довольно жесткие требования. Региональные банки, получающие в капитал ОФЗ, как и федеральные участники программы, должны направлять часть прибыли в капитал, а не на выплату дивидендов, не увеличивать фонд оплаты труда, а также в течение трех лет наращивать не менее чем на 1% в месяц объем ипотеки, кредитов МСБ, субъектам РФ или предприятиям из списка приоритетных отраслей, портфель выпущенных такими предприятиями облигаций или портфель ипотечных бондов.

Из-за суровых требований половина региональных банков-претендентов на докапитализацию отказались от участия, из 10 участников осталось только пять (Азиатско-Тихоокеанский банк, Запсибкомбанк, МБСП, Первобанк и Татфондбанк).

Сначала докапитализацию региональных банков планировалось провести через банк, находящийся под прямым контролем АСВ,— "Российский капитал" — путем передачи им ОФЗ с совокупной номинальной стоимостью, равной 7,4% собственных средств (капитала) соответствующего банка по состоянию на 1 мая 2015 года, на общую сумму 8,47 млрд руб. Но вскоре "Российский капитал" из этой схемы исключили, и агентство работало с банками напрямую.

Как сообщили в АСВ, на начало марта совет директоров агентства одобрил заключение договоров о приобретении субординированных обязательств 31 банка. Облигации федерального займа на общую сумму 804,5 млрд руб. переданы 27 банкам (см. таблицу). Почти все федеральные банки, подававшие заявки на докапитализацию через ОФЗ, получили госпомощь. На 1 марта 2682,9 млн руб. выделено трем региональным банкам.

Первым в конце прошлого года получил ОФЗ на 803 млн руб., или 6% от своего собственного капитала, МБСП. В начале текущего года договоры с АСВ подписали Татфондбанк и Первобанк. В настоящее время в двух региональных банках, претендующих на получение ОФЗ, проходят необходимые корпоративные процедуры. После их завершения агентство заключит с банками договоры субординированного займа.

Отметим, что одновременно с договорами о приобретении субординированных обязательств и привилегированных акций АСВ заключает с банками соглашения о мониторинге их деятельности. Ежемесячно участники программы докапитализации отчитываются перед агентством о выполнении взятых на себя обязательств. "Все банки выполняют принятые на себя обязательства. Например, если говорить об обязательстве по наращиванию кредитования не менее чем на 1% в месяц, то показатель роста кредитного портфеля колеблется от 1% до 30% в месяц. Наибольший объем средств — около 32% — размещен в кредиты предприятиям обрабатывающей промышленности. На долю ипотеки и малого бизнеса приходится по 10-15%",— отметили в АСВ.

Банки, получившие докапитализацию через ОФЗ (млн руб.)

Первобанк 463,3

Татфондбанк 1416,6

СМП-банк 4734,3

"Русский стандарт" 5000,0

Альфа-банк 62 788,0

МИнБанк 6317,5

МТС-банк 7246,0

Россельхозбанк 68 800,0

"Российский капитал" 5362,5

"Возрождение" 6625,0

МДМ-банк 9005,8

Связь-банк 11 853,0

"Санкт-Петербург" 14 594,5

"Зенит" 9 932,8

Бинбанк 8801,0

Газпромбанк 125 748,0

Промсвязьбанк 29 929,0

ВТБ 307 391,0

Абсолют-банк 6000,0

"Новиком" 7206,0

"Ак Барс" 12 107,5

"Открытие" 55 595,3

"Петрокоммерц" 9598,3

Совкомбанк 6272,8

Всего 804 565,4

Вклад в будущее


Показательно, что региональные банкиры, принявшие участие в программе АСВ, оперативно распорядились помощью государства. Так, уже через 20 дней после докапитализации МБСП предоставил кредит в размере 1 млрд руб. сроком на два года компании "ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад". "Сделка готовилась заранее. Это первоклассный заемщик, один из крупнейших застройщиков страны. Кредит предназначен для финансирования строительных проектов в Санкт-Петербурге. Мы готовы были выдать его при любом развитии событий. Но докапитализация позволила сделать это более комфортно для банка",— пояснил президент МБСП Сергей Бажанов.

Готовят сделки и другие участники госпрограммы. "Первобанк намерен увеличить кредитование таких отраслей экономики, как строительство, обрабатывающие производства, транспортный комплекс, химическое производство, связь и другие рекомендованные АСВ отрасли",— отметила председатель правления Первобанка Татьяна Перемышлина. По ее словам, приоритет будет отдаваться клиентам, имеющим устойчивое финансовое положение и реализующим проекты, способные внести существенный вклад в преодоление экономикой России кризисных явлений.

"Увеличение собственного капитала позволит нашему банку расширить возможности кредитования реального сектора экономики, в первую очередь субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличить объемы ипотечного кредитования физических лиц",— сообщил председатель правления Татфондбанка Марат Загидуллин.

"Касательно докапитализации банка на сумму не менее 50% от полученной господдержки, акционеры банка действительно взяли на себя подобные обязательство и направили в АСВ соответствующее согласие, однако с учетом того, что увеличение капитала банка должно произойти за весь срок действия государственной программы, высока вероятность, что данное условие будет выполнено банком за счет капитализации собственной будущей прибыли и помощь акционеров не понадобится",— сообщила также госпожа Перемышлина.

Иллюзий банкиры не питают. Они понимают, что помощь государства не изменит расклад сил на российском кредитном рынке. "Полученные в рамках программы средства составляют меньше 1,5% от наших активов. Не думаю, что в этом контексте можно говорить о "шансе на развитие". Участие в программе докапитализации имеет огромный имиджевый эффект: это сигнал для наших клиентов о доверии к банку со стороны правительства. Но все-таки шанс на развитие банку дает его собственная эффективная работа. Рецепты здесь простые: оптимизация издержек, высокие требования к качеству кредитного портфеля и индивидуальная работа с клиентом",— подчеркнул господин Бажанов.

"Меры по повышению капитализации банков продолжатся в 2016 году. В начале года планируется завершить докапитализацию региональных банков, удовлетворяющих требованиям для осуществления мер по повышению их капитализации по состоянию на 1 октября 2015 года, а также банков, активно работающих на территории субъектов РФ, в отношении которых применяются международные санкции, связанные с ограничениями на инвестиции, предоставление услуг и торговлю",— отметили в АСВ.

Однако в эти планы наверняка будут внесены коррективы. Из доработанного правительством антикризисного плана уже исчезли важные пункты. "Из антикризисных инициатив, предполагавших бюджетное финансирование, в плане больше не упоминается идея докапитализации банков",— сообщили в Минэкономики РФ. Поэтому пока не ясно, в каком формате государство будет помогать банкам.