Концепция развития социальной сферы до

Концепция развития социальной сферы до

К середине XVIII в. общий уровень образованности в России был невысок. В наказах депутатов в Уложенную комиссию 1767 - 1768 гг., где впервые публично высказывались соображения по вопросам образования, отмечалась небольшая польза от заведенных в России в петровское время училищ. Однако «образованность» становится модной среди дворянства.

Широкое развитие в семьях помещиков получает домашнее образование. Но чаще всего оно было поверхностным и заключалось лишь в стремлении овладеть «французским изяществом».

В стране фактически не существовало начальной школы. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Они создавались частными лицами («мастерами грамоты», как правило, священниками). Обучение в них велось в основном по Часослову и Псалтири, но использовались некоторые светские учебники, например «Арифметика» Л.Ф. Магницкого.

Во второй половине XVIII в. была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, предназначенных в первую очередь для детей дворянства. Помимо известного Сухопутного шляхетского корпуса в конце 50-х годов был основан Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе.

В 1764 г. в Петербурге было основано «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт) с отделением для девушек из сословия мещан.

Развитие сословной школы закрепляло господствующее положение дворянства в основных сферах административной и военной деятельности, превращало образование в одну из его сословных привилегий. Однако закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории русской культуры. В них получили образование многие известные деятели культуры.

Со второй половины XVIII в. в России появились профессионально-художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738; Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773).

Академия художеств, основанная в 1757 г., стала первым государственным центром художественного образования в области живописи, ваяния и зодчества. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии в России музыкального образования и воспитания. Все эти учебные заведения были закрытыми; в них запрещалось обучаться детям крепостных крестьян.

Качественно новым моментом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Начало ее связано с основанием в 1755 г. Московского университета и двух гимназий: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.

Открытие Московского университета, так же как и Академии наук, было важнейшим общественно-культурным событием. Университет в Москве стал общенациональным центром просвещения и культуры, в нем нашли воплощение демократические принципы развития образования и науки, провозглашенные и настойчиво проводимые М.В. Ломоносовым.

Уже в XVIII в. Московский университет стал средоточением отечественного просвещения. Типография, открытая при нем в 1756 г., была, по существу, первой гражданской типографией в Москве. Здесь печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература.

В типографии университета впервые были напечатаны многие произведения западноевропейских просветителей, начали издаваться первый журнал для детей («Детское чтение для сердца и разума»), первый в России естественно-научный журнал («Магазин натуральной истории, физики, химии»), журнал «Музыкальное увеселение». Московский университет начал издание первой в России неправительственной газеты «Московские ведомости», просуществовавшей до 1917 г.

Несомненной заслугой университета являлось издание азбук народов России - грузинской и татарской.

Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Утвержденный в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для России законодательным актом в области народного образования.

Согласно Уставу, в губернских городах открывались главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных - двухклассные училища, малые, в которых преподавались чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями в Москве и Казани составляли, таким образом, структуру системы образования в России к концу XVIII в. В стране, по имеющимся в литературе данным, было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60 - 70 тысяч. В школе учился примерно один человек из полутора тысяч жителей. Статистика, однако, не учитывала различные формы частного обучения (домашнее образование в дворянских семьях, обучение в школах грамоты, в крестьянских семьях и т.д.), а также получивших образование за границей или приехавших в Россию иностранцев. Фактическое количество грамотных людей в России было, очевидно, существенно выше.

При каждом церковном приходе учреждались одногодичные приходские (церковноприходские) училища. В них принимались дети «всякого состояния» без различия «полу и лет». Устав провозглашал преемственную связь между школами разных ступеней.

Однако фактически для распространения образованности и просвещения среди массы народа было сделано очень мало. Казна не несла каких-либо затрат на содержание школ, передавая это или органам местного городского управления, или помещикам, или самим крестьянам в государственной деревне.

Школьная реформа сделала актуальной проблему подготовки учителей. Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли во второй половине XVIII в. В 1779 г. была основана Учительская семинария при Московском университете. В 1782 г. открыто Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ. Оно представляло собой закрытое учебное заведение, готовившее учителей гимназий, наставников пансионов, преподавателей университетов. Учителями уездных, приходских и других низших училищ работали в основном выпускники гимназий.

Появление новых учебников во второй половине XVIII в. связано с деятельностью Академии наук, прежде всего М.В. Ломоносова, и профессоров Московского университета. Изданная в 1757 г. «Российская грамматика» Ломоносова заменила в качестве основного пособия по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. Учебник по математике, составленный в 60-х годах студентом Московского университета Д. Аничковым, сохранял значение основного пособия по математике в школах вплоть до конца XVIII в. Учебником по горному делу стала книга Ломоносова «Первые основания металлургии, или рудных дел».

Важным показателем распространения просвещения были увеличение книгоиздательского дела, появление периодики, интерес к книге, ее собиранию.

Расширяется издательская база, помимо казенных появляются частные типографии. Указ «О вольных типографиях» (1783) впервые предоставлял право заводить типографии всем желающим. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах.

Во второй половине XVIII в. изменяется репертуар книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий, книга становится более разнообразной по содержанию и оформлению.

Появляются первые общественные культурно-просветительские организации. Некоторое время (1768 - 1783) в Петербурге существовало «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг», созданное по инициативе Екатерины II. Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей. Издателем трудов «Собрания» некоторое время был Н.И. Новиков.

В 1773 г. Новиков организовал в Петербурге «Общество, старающееся о напечатании книг», нечто вроде первого в России издательства. В его деятельности приняли участие многие известные писатели XVIII в., в том числе А.Н. Радищев. Деятельность «Общества» также была непродолжительной, поскольку оно столкнулось с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции.

Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом научная, учебная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755). В академической типографии был напечатан и первый частный журнал в России «Трудолюбивая пчела» (1759), издателем которого был А.П. Сумароков.

Во второй половине XVIII в. заметным общественно-культурным явлением не только столичных, но и провинциальных городов становится периодика. В Ярославле в 1786 г. появился первый провинциальный журнал «Уединенный пошехонец». В 1788 г. в Тамбове стала издаваться еженедельная губернская газета «Тамбовские известия», основанная Г.Р. Державиным, в то время гражданским губернатором города. В Тобольске выходил журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789).

Особая роль в издании и распространении книг в последней четверти XVIII в. принадлежала выдающемуся русскому просветителю Н.И. Новикову (1744 - 1818). Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений. Невежество, по его мнению, было причиной всех заблуждений человечества, а знания - источником совершенства. Отстаивая необходимость просвещения для народа, он основал и содержал первую народную школу в Петербурге. Издательская деятельность Новикова получила наибольший размах в период аренды им типографии Московского университета (1779 - 1789). Около трети всех издававшихся в России в то время книг (примерно 1000 наименований) выходило из его типографий. Он издавал политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества. Большое место среди его изданий занимали журналы, учебники, масонская религиозно-нравственная литература. Новиковские издания имели большой для того времени тираж - 10 тысяч экземпляров, который в известной степени отражал возраставший интерес к книге.

В 60 - 70- е годы XVIII в. большое распространение получила сатирическая журналистика, на страницах которой печатались произведения «к исправлению нравов служащие», формировалась антикрепостническая просветительская мысль. Наиболее важная роль в этом процессе принадлежала новиковским изданиям «Трутень» (1769 - 1770) и особенно «Живописец» (1772 - 1773). Этот яркий и смелый сатирический журнал Н.И. Новикова содержал острую критику крепостнических порядков в России.

Развитие просвещения связано с расширением круга читателей. В воспоминаниях современников встречаются свидетельства, что «люди из низших сословий с увлечением покупают различные хроники, памятники русской старины и многие ветошные лавки полны рукописных летописей».

Книги переписывались, продавались, этим часто кормились мелкие служащие и студенты. В Академии наук некоторые работники получали жалованье книгами.

Н.И. Новиков всемерно способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции, рассматривая ее как один из источников распространения книги. В конце XVIII в. книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах, около 40 книжных лавок были в Петербурге и Москве.

В этот период при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях имелись библиотеки. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, основу фонда которой составили подаренная куратором Московского университета И.И. Шуваловым коллекция книг по искусству, собрание картин Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. С момента основания она была общедоступной, в читальном зале книгами могли пользоваться не только ученики Академии, но и все желающие. В определенные дни недели для «любителей книг» открывались залы и других библиотек.

В 80 - 90-е годы XVIII в. в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. Возникали платные (коммерческие) библиотеки при книжных магазинах вначале в Москве и Петербурге, а затем и в губернских городах.

Большая роль в духовной жизни общества принадлежала интеллигенции. По своему социальному составу интеллигенция XVIII в. была в основном еще дворянской. Однако во второй половине этого столетия в среде художественной и научной интеллигенции появилось много разночинцев. Разночинцы учились в Московском университете, Академии художеств, некоторых закрытых учебных заведениях, предназначенных для недворян.

Одной из особенностей культурного процесса России конца XVIII в. было существование крепостной интеллигенции: художников, композиторов, архитекторов, артистов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, они понимали всю тяжесть своего бесправного положения, и жизнь их нередко кончалась трагически.

Судьбы крепостной интеллигенции в России отражали несовместимость крепостного права и свободного духовного развития личности. Выработанная общественным сознанием новая концепция человеческой личности вступала в противоречие с реальной жизнью.

Реформы Петра Великого укрепили феодально-крепостнический строй в России, но одновременно они дали большой толчок к развитию внутреннего социально-экономического кризиса. Реформы ПетраI явились началом процесса разложения феодально-крепостнической системы народного хозяйства, дали толчок формированию и развитию капиталистических отношений. Начинается критика пороков крепостничества, а затем и самой крепостнической системы.

Экономическое развитие России в серединœе 18 века достигло своей вершины в условиях феодально-крепостнических отношений. Феодализм, разрастаясь вглубь и вширь, начал разрушаться изнутри. Товарное хозяйство не могло уживаться с крепостничеством, в результате и помещики и крепостные крестьяне оказались в противоречивых отношениях. Нужна была материальная заинтересованность производителя, а она была присуща только свободному, вольному человеку.

Присоединœение к России в 18 веке огромных территорий требовало их освоения. И крепостное право было тормозом для быстрого освоения этих территорий.

Российская буржуазия была стеснена в своих стремлениях, в то же время она была порождена социально-экономическим развитием России и была зависима от монархии.

После смерти Петра I между его последователями и старой российской знатью, тоже, кстати, последователями Петра, началась борьба за влияние на власть. За короткий срок произошла смена лиц политических деятелœей.

После смерти Петра I выдвинулся фаворит его жены Меньшиков. В 1727ᴦ. Екатерина I умирает и на престол входит внук Петра I Петр II Алексеевич. Но ему было всœего лишь 14 лет и для управления страной создается верховный тайный совет (Меньшиков, кн. Долгорукий и др.). Но внутри этого совета не было единства и между Меньшиковым и Долгоруким завязывается борьба, победителœем из которой выходит последний, но воспользоваться этим ему не пришлось, поскольку в 1730ᴦ. Петр II умирает. Трон опять остается свободным.

В это время гвардейцы, недовольные политикой Тайного совета͵ совершают переворот, возводя на трон племянницу Петра I Анну Иоанновну, которая жила в Елгаве (под Ригой).

Анне Иоанновне были предложены некоторые кондиции, которые она и подписала, в которых оговаривалось, что ее власть ограничивалась в пользу крупной российской аристократии (Тайный совет). Дворяне были недовольны и Анна Иоанновна разогнала Тайный совет, восстановив Сенат. Она правила в течение 10 лет.

Правление Анны Иоанновны характеризуется массовым террором против российского дворянства (пострадали Долгорукий, Голицин и многие др.). Возвышается при дворе Бирон, поднявшийся от конюха до канцлера России.

При Анне Иоанновне велась война с Турцией.

Произвол был невыносим и только после смерти Анны Иоанновны в России настает спокойствие. Умирая, Анна Иоанновна оставляет завещание, в котором говорилось, что русский престол должен перейти в руки Иоанна Антоновича, племянника Анны Иоанновны (внука Петра I и Карла CII, бывших врагов), в то время еще младенца.

Естественно, за него правила его мать - Анна Леопольдовна и регент Бирон. Но 25 ноября 1741ᴦ. был совершен переворот. Бирона и Миниха арестовали и сослали. Переворот совершила гвардия, недовольная засильем иностранцев.

Восходит на престол Елизавета͵ заявившая, что смертная казнь отменяется. Этот запрет действовал всœе 25 лет ее правления.

В 1755ᴦ. открыт российский университет.

Елизавета окружает себя группой советников среди которых были Шувалов, Панин, Чернышов и др.

При Елизавете велась 7-летняя война против Пруссии (Фридрих II), приведшая к победе русского оружия. Впоследствии Фридрих II говорил, что “русского солдата мало убить, его и убитого нужно ещё повалить”.

Годы правления Елизаветы называли лучшими годами России.

После Елизаветы вошел на престол Петр III, правление которого характеризует засилье военщины. Петр III отменил всœе ограничения для дворян. Крестьяне при нем стали подобием рабов. Помещик получил право ссылать крестьянина в Сибирь на каторжные работы.

Деятельность Петра III вызвало бурю недовольства и в июне 1762ᴦ. был совершен государственный переворот. Петра III отстранили от власти, а на престол вошла Екатерина II Великая.

Начинается раздача государственных земель, крепостничество идет вширь.

Екатерина II, опять же используя дворянство, провела секуляризацию церковных земель в 1764ᴦ. Все земли, принадлежащая церквям и монастырям, изъяты и переданы коллегии экономики. Церковные крестьяне переведены на оброк (ᴛ.ᴇ. свободу получили около 1’000’000 крестьян) ; часть земли была передана помещикам.

Екатерина подписала указ о собственности принадлежащей им земли.

В 1767ᴦ. принят указ о прикреплении крестьян. Крестьянам запрещалось жаловаться на своих помещиков. Жалоба расценивалась как тяжкое государственное преступление. Указом от 17 января 1765ᴦ. крестьяне могли быть отправлены своим помещиком на каторгу. Указом от 3 мая 1783ᴦ. украинские крестьяне приписывались к своим помещикам.

Внутренняя политика Екатерины II была направлена на усиление крепостничества. Уложение 1649ᴦ. уже безнадежно устарело. В связи с этим Екатерина II созывает уложенную комиссию для принятия новых законов. Как реакция на политику Екатерины, начинаются многочисленные крестьянские волнения и восстания, которые впоследствии перерастают в крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева 73-75 годов. Восстание показало, что управление государством не соответствовало времени.

После подавления восстания Екатерина начинает новые реформы. В 1775ᴦ. указом Екатерины II проведены областные реформы. В России созданы губернии и уезды, назначены губернаторы, создан дворянский надзор, создаются дворянские корпоративные и сословных учреждений, увеличивается штаты чиновников, полиции и сыска.

В том же 1775ᴦ. принят указ о свободе предпринимательства и купечества. Этот указ повел за собой крайне важно сть реформ в городах. Процесс оформления привилегий дворянства и купечества завершается двумя грамотами на право вольности и преимущества российского дворянства и жалованная грамота городам (1785ᴦ.). Первая грамота была направлена на консолидацию сил дворянства, а вторая отвечала интересам купцов. Цель издания грамот - укрепление власти, создание новых групп и слоев, на которые смогла бы опираться российская монархия.

Екатерина принимает решение усиления цензуры после Французской революции. Был арестован Новиков, Радищев.

В 1796ᴦ. Екатерина II скончалась и на престол вошел Павел I.

Характер нового императора был во многом противоречивым. Он делал многие дела наоборот делам своей матери. Павел потребовал от дворянства вернуться в свои полки.

Через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время указом от 5 апреля 1797ᴦ. утверждено, что крестьяне должны работать на помещика не более 3 дней в неделю, запретил продажу крестьян.

Павел разорвал торговые отношения с Англией.

Против Павла высшая знать создала заговор, и 12 марта 1801ᴦ. он был убит в Михайловском замке.

Внешняя политика России 18 века характеризовалась борьбой за выход к Черному морю, был захвачен Азов в 1736ᴦ., присоединœена полностью Кабардино-Балкария, в 1731ᴦ. добровольно в состав России входит Казахстан. Во время 7-летней войны захвачен Берлин и Кенигсберᴦ.

Во время правления Екатерины II трижды происходил раздел Польши, и сама Польша перестала существовать как самостоятельное государство.

В период правления Павла I происходят великие героические подвиги российских войск под руководством Суворова.

Россия во второй половине 18 века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Россия во второй половине 18 века." 2017, 2018.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью Концепция формулирует:

Основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

Стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

Формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

Цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

Цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

Параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Концепция состоит из восьми блоков, разделенных по основным стратегическим направлениям:

I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития:

1. Итоги 1990 - 2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав.

Подраздел, призванный осветить исходное состояние российской экономики и провозглашает, что «за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы».

2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции. Разработчики концепции считают, что для России трансформация мировой экономики «создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала». Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. «Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений». Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала. Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.

3. Целевые ориентиры:

Высокие стандарты благосостояния человека

Социальное благополучие и согласие

Экономика лидерства и инноваций

Сбалансированное пространственное развитие

Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне

Институты экономической свободы и справедливости

Безопасность граждан и общества

4. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:

Концепция рассматривает переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, связанный и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития.

II. Этапы инновационного развития

Предусматривается, что инновационное развитие российской экономики в 2008 - 2020 годах будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства. Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. Второй этап (2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Последующие шесть разделов конкретизируют достижение поставленных целевых показателей и включают:

III. Развитие человеческого потенциала:

1. Демографическая политика и политика народосбережения

2. Развитие здравоохранения

3. Развитие физической культуры и спорта

4. Развитие образования

5. Развитие культуры и средств массовой информации

6. Развитие рынка труда

7. Повышение доступности жилья

8. Развитие социальных институтов и социальная политика

9. Молодежная политика

10. Развитие пенсионной системы

11. Экологическая безопасность экономики и экология человека

IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности:

1. Формирование институциональной среды инновационного развития.

2. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики.

3. Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора.

V. Повышение национальной конкурентоспособности

1. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий

2. Развитие высокотехнологичных отраслей:

Авиационная промышленность и двигателестроение;

Ракетно-космическая промышленность;

Судостроительная промышленность;

Радиоэлектронная промышленность;

Атомный энергопромышленный комплекс;

Информационно-коммуникационные технологии.

3. Развитие базовых отраслей промышленности

4. Реформирование естественных монополий

5. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре

6. Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики

Развитие электроэнергетики

Развитие нефтегазового комплекса

7. Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования

Лесные ресурсы

Водные ресурсы

8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов

VI. Внешнеэкономическая политика

1. Цель и принципы внешнеэкономической политики

2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики

3. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России

Содружество независимых государств

Страны дальнего зарубежья

VII. Региональное развитие

1. Основные принципы государственной политики регионального развития

2. Инновационная и социальная ориентация регионального развития

3. Центры регионального развития

4. Совершенствование системы государственного регионального управления

VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года

1. Преимущества инновационного сценария социально-экономического развития

2. Прогноз развития мировой экономики

3. Основные макроэкономические параметры инновационного развития Российской Федерации

4. Формирование спроса и предложения

5. Диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности отраслей промышленности и сельского хозяйства

6. Динамика доходов населения

7. Энергосбережение и динамика цен и тарифов на продукцию и услуги компаний в инфраструктурных секторах экономики.

Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

Российской Федерации стали основным инструментом решения важнейших задач социального и экономического развития. Инновации - неотъемлемая часть прогресса экономики любого государства. Поэтому особенно важно изучить стратегию развития экономики России в части инноваций, ее задачи и методы реализации.

Что такое инновация?

Сравнение определений термина «инновация» зарубежными учеными

Опреде-ление термина «иннова-ция»

Шумпетер

Изменение

Результат

Средство

На сегодняшний день существует очень много определений инновации. В таблице приведен сравнительный анализ основных зарубежных теорий, определяющих инновации по-разному. Основателем же учения об инноватике принято считать И. Шумпетера, который, изучая природу изменений, связанных с мезофитпоявлением новых материалов или подходов в жизнедеятельности человека, назвал любые такие изменения инновациями.

Наиболее широко раскрывается понятие инноваций в международных рекомендациях под названием Руководство Осло и Руководство Фраскати. В этих документах, переведенных практически на все языки мира, понятие инновации трактуется как результат деятельности, который в качестве нового/усовершенствованного продукта, технологии или процесса используется на практике.

Инновации приводят к обновлению капитала и включают не только само новшество, но и этапы создания, внедрения и использования новшества для удовлетворения меняющихся человеческих потребностей.

Какими бывают инновации?

Инноватика - молодая, развивающаяся наука, поэтому существует множество направлений их деления на группы. Инновации классифицируют по характеру применения, причинам возникновения, степени влияния на производственный или иной процесс. В основном принято использовать следующую классификацию инноваций:

  1. Они ориентированы на производство и внедрение новых продуктов. При этом происходит главенствующая роль предложения над спросом в экономическом смысле. Продуктовой инновационностью можно охарактеризовать экономику России в советский период.
  2. Технологические инновации. Их часто называют процессными, так как они направлены на модификацию технологических процессов и повышают эффективность производства. Технологические инновации также часто наиболее прибыльны, так как могут приносить доход при продаже, не теряя при этом полезности для владельца.
  3. Социальные инновации. Это изменения в структуре общества и взаимоотношений в конкретных социальных группах. Они часто внедряются для изменения приоритетов в обществе, например, повышения роли общественно полезной деятельности по сравнению с личными интересами работника.
  4. Управленческие инновации. Включают адресные обновления для менеджмента организации.
  5. Экономические инновации. Оказывают влияние на развитие экономики целого региона или процесс функционирования в рыночных условиях конкретного хозяйствующего субъекта.

Закон о планировании развития инноваций в России до 2020 г.

Нормативно-правовая база развития науки и техники начала развиваться задолго до наших дней. Еще в советский период разрабатывались законы о стратегиях экономического развития государства, включающие указания по модернизации важнейших для страны производств. В рамках таких изменений были популярны от работников о повышении эффективности выполнения той или иной операции. Это было достаточно простым и дешевым методом мотивации развития нестандартного подхода людей к своей работе и позволяло без лишних трат бюджета прямо на местах усовершенствовать технологические цепочки, что приносило вполне ощутимый эффект.

Развитие инноваций также нашло свое отражение в нормативных документах, а самым важным из них стала"Стратегия инновационного развития России до 2020 года", 8 декабря 2011 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р.

Она призвана существенно изменить структуру экономики нашей страны, поднять на новый уровень технологические и научные аспекты хозяйствования, а также обеспечить возможность российскому образовательному сектору успешно конкурировать с мировыми лидерами в этой сфере.

Цели и задачи

"Стратегия инновационного развития России до 2020 года" предопределяет основные подходы и механизмы модернизации и совершенствования страны. Она содержит ключевые показатели, которых планируется достигнуть к 2020 году. Они могут меняться в зависимости от хода реализации мероприятий, заложенных в стратегии.

В частности, предусмотрено увеличение количества предприятий промышленности, что приведет к росту экспорта и доли России на международных рынках новых технологий. В качестве индикатора также указывается степень цитирования и объем публикаций российских ученых в международных научных журналах. Развитию патентования и качеству высшего образования также уделяется особое внимание.

Пути реализации

Стратегия инновационного развития Российской Федерации предусматривает следующие мероприятия:


Стратегия «Инновационная Россия-2020» будет реализовываться с учетом приоритетов технологического развития отдельных регионов страны и эффективной государственной поддержки частного предпринимательства в области новейших разработок.

Основными механизмами реализации этой стратегии стали программы федерального уровня научно-технической направленности, а также региональные долгосрочные и краткосрочные программы развития науки, образования и инноваций.

Риски при реализации

Государственные программы Российской Федерации не всегда достигают поставленных задач. Каковы же риски того, что новая стратегия инновационного развития России до 2020 года окажется несостоятельной?

Во-первых, к негативным последствиям могут привести причины, вызванные внешними факторами:


Во-вторых, существуют и внутренние риски:

  • Существенные изменения в системе образования, которые подрывают процесс формирования потенциала научных изобретений.
  • Изменение количества ученых фундаментальной и прикладной науки.
  • Резкое сокращение финансирования образовательной отрасли.

"Стратегия инновационного развития России до 2020 года" призвана осуществить настоящий инновационный прорыв отечественной экономики и обеспечить благополучие россиянам на долгие годы вперед. Текущее реформирование образовательной отрасли как раз подтверждает нацеленность российского правительства на этот результат.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью Концепция формулирует:

  • - основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
  • - стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
  • - формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
  • - цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
  • - цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
  • - параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Концепция состоит из восьми блоков, разделенных по основным стратегическим направлениям:

I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.

1. Итоги 1990 - 2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав.

Подраздел, призванный осветить исходно состояние российской экономики, а также тенденции развития, по своему объему занимает около 1 % текста Концепции (2 страницы), перечисляет проведенные реформы и преобразования в 1990-2000-х гг. И провозглашает, что «за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы».

2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции. Разработчики концепции считают, что для России трансформация мировой экономики «создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала». Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. «Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений». Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала. Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.

3. Целевые ориентиры:

Высокие стандарты благосостояния человека

Социальное благополучие и согласие

Экономика лидерства и инноваций

Сбалансированное пространственное развитие

Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне

Институты экономической свободы и справедливости

Безопасность граждан и общества

4. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

Концепция рассматривает переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, связанный и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Редакция Концепции уже шестая. В первой редакции документа было три сценария, по которым может развиваться российская экономика: инновационный, инерционный и экспортно-сырьевой. К марту 2008 года (четвертая редакция документа) остался только инновационный вариант (несмотря на всемирно принятую практику рассмотрения нескольких версий, и трех вариантов прогнозов), согласно которому российская экономика к 2020 году должна стать пятой в мире по объему ВВП, средний размер ВВП на душу населения вырастет с нынешних $13,9 тысячи до $30 тысяч, а продолжительность жизни -- с 65 лет до 72--75 лет. Средняя заработная плата составит $2,7 тысячи вместо нынешних $536.

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития.

II. Этапы инновационного развития.

Предусматривается, что инновационное развитие российской экономики в 2008 - 2020 годах будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства. Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. Второй этап (2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

На первом этапе в соответствии с Концепцией будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2012 год к 2007 году):

  • - увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2,5 года;
  • - рост валового внутреннего продукта - 137 - 138 %;
  • - рост производительности труда - 140 - 141 %;
  • - снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - - 81 - 83 процента;
  • - рост реальных располагаемых доходов населения - 153 - 154 %;
  • - рост инвестиций в основной капитал - 180 - 185 %;
  • - расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 1,4 - 1,6 % валового внутреннего продукта;
  • - расходы на образование (частные и государственные расходы) - 5,5 - 5,7 % валового внутреннего продукта;
  • - расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 5,2 - 5,4 % валового внутреннего продукта.

На втором этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2020 год к 2012 году):

  • - увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2 года;
  • - рост валового внутреннего продукта - 164 - 166 %;
  • - рост производительности труда - 171 - 178 %;
  • - снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 70 - 75 %;
  • - рост реальных располагаемых доходов населения - 164 - 172 %;
  • - рост инвестиций в основной капитал - 215 - 223 %;
  • - расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 3 % валового внутреннего продукта;
  • - расходы на образование (частные и государственные расходы) - 6,5 - 7 % валового внутреннего продукта;
  • - расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 6,7 - 7 % валового внутреннего продукта.

Последующие шесть разделов конкретизируют достижение поставленных целевых показателей и включают:

III. Развитие человеческого потенциала:

  • 1. Демографическая политика и политика народосбережения
  • 2. Развитие здравоохранения
  • 3. Развитие физической культуры и спорта
  • 4. Развитие образования
  • 5. Развитие культуры и средств массовой информации
  • 6. Развитие рынка труда
  • 7. Повышение доступности жилья
  • 8. Развитие социальных институтов и социальная политика
  • 9. Молодежная политика
  • 10. Развитие пенсионной системы
  • 11. Экологическая безопасность экономики и экология человека

IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности:

  • 1. Формирование институциональной среды инновационного развития.
  • 2. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики.
  • 3. Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора.

V. Повышение национальной конкурентоспособности

  • 1. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий
  • 2. Развитие высокотехнологичных отраслей:
    • - Авиационная промышленность и двигателестроение;
    • - Ракетно-космическая промышленность;
    • - Судостроительная промышленность;
    • - Радиоэлектронная промышленность;
    • - Атомный энергопромышленный комплекс;
    • - Информационно-коммуникационные технологии.
  • 3. Развитие базовых отраслей промышленности
  • 4. Реформирование естественных монополий
  • 5. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре
  • 6. Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики

Развитие электроэнергетики

Развитие нефтегазового комплекса

7. Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования

Лесные ресурсы

Водные ресурсы

8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов

VI. Внешнеэкономическая политика

  • 1. Цель и принципы внешнеэкономической политики
  • 2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики
  • 3. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России

Содружество независимых государств

Страны дальнего зарубежья

VII. Региональное развитие

  • 1. Основные принципы государственной политики регионального развития
  • 2. Инновационная и социальная ориентация регионального развития
  • 3. Центры регионального развития
  • 4. Совершенствование системы государственного регионального управления

VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года

  • 1. Преимущества инновационного сценария социально-экономического развития
  • 2. Прогноз развития мировой экономики
  • 3. Основные макроэкономические параметры инновационного развития Российской Федерации
  • 4. Формирование спроса и предложения
  • 5. Диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности отраслей промышленности и сельского хозяйства
  • 6. Динамика доходов населения
  • 7. Энергосбережение и динамика цен и тарифов на продукцию и услуги компаний в инфраструктурных секторах экономики [см. Приложение, Таблица 1].

Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

2.2 Особенности разработки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года

В соответствии с распоряжением В.В. Путина положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года следует руководствоваться при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности Федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации. п. 3 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-рЗадачу разработать концепцию социально-экономического развития страны до 2020 предыдущий Президент Владимир Путин поставил перед Правительством на расширенном заседании Государственного совета 21 июля 2006 года. Однако интерес к Концепции, судя по упоминаниям в прессе появился только в начале 2008 года. В феврале на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года» Владимир Путин буквально «потребовал» доработать и принять Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны: «Считаю крайне важным, чтобы планы развития страны прошли через широкое обсуждение в российском обществе, с участием всех его институтов. И такое обсуждение не должно закончиться одними разговорами - результатом должно стать принятие правительством Российской Федерации Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года и конкретного плана действий по всем обозначенным выше направлениям». по стенограмме: Выступление на расширенном заседании Государственного совета `О стратегии развития России до 2020 года`// Информационный портал VIPERSON.RU http://nacproject.viperson.ru Однако вместо "широкого обсуждения" 6 марта на заседании правительства Виктору Зубкову пришлось требовать от МЭРТа завершить работу над концепцией после 8 марта и разослать проект концепции для рассмотрения в министерствах и ведомствах. Премьер-министр указал министрам "внимательно проработать не только свои разделы, а весь этот документ от корочки до корочки". Нетреба П. Второй сеан удвоения ВВП // Газета «Коммерсантъ» № 42/П(3859) от 17 марта 2008 года

Разработанный в результате данных поручений документ включал семь глав, названия которых в основном повторяют программные тезисы Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Период с 2007 по 2020 годы предлагалось разбить на три этапа -- две пятилетки и одну трехлетку. На первом этапе, с 2007 года по 2012 год, ВВП должен был вырасти на 35-36%. На этом этапе предполагалось заняться расширением глобальных преимуществ в «традиционных» сферах -- энергетика, транспорт, переработка природных ресурсов. На втором этапе - 2012-2017 годы - ВВП должен вырасти на 37-39%: рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу -- информационные, био- и нанотехнологии. На третьем этапе, с 2017 до 2020 года, предусматривал закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и развитие в режиме инновационной социально-ориентированной экономики, рост ВВП должен составить от 19% до 22%. Особое внимание уделено социальным задачам. Например, описание всей налоговой реформы заняло одну страницу, на которой нет каких-либо цифровых расчетов. Зато социальные обязательства бюджета до 2020 года подробно разъясняются в нескольких главах. Суть предложений -- увеличить их к 2020 году до 9,8-10,3% ВВП против 8,1% ВВП в 2006 году. В условиях последовательного сокращения нефтегазовых доходов это достигается за счет использование Резервного фонда, объем которого к 2020 году снизится ниже целевого уровня в 10% ВВП. Первый вариант предусматривал три сценария развития российской экономики: инновационный, инерционный и экспортно-сырьевой. К марту 2008 года (четвертая редакция документа) Правительство решило основываться только на инновационный вариант. Интересным обстоятельством явилось и то, что главы четвертой мартовской редакции проекта Концепции часто заканчивались ссылкой "Подробно см. Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2020-2030 г.". Проблема состоит в том, что этот документ был написан и опубликован на сайте МЭРТа только в августе 2008 года. В итоге проект был подвергнут серьезной критике со стороны министерств и ведомств - и претерпел еще две редакции. Утвержденная 17 ноября 2008 года редакция Концепции - уже шестая. В последней, шестой редакции документа появилось три новых раздела: по энергоэффективности, молодежной политике, естественным монополиям. Товкайло М., Смирнов А. Кризис до 2020 года не доживет. // Информационный портал Банки.ру http://www.banki.ru 29 сентября 2008 года

Основная часть Концепции написана до обострения ситуации на мировых финансовых рынках, но кардинально менять документ из-за разразившегося кризиса ликвидности Минэкономразвития не стало, объяснив это тем, что риски замедления роста российского ВВП в связи с непростой ситуацией в мировой экономике были заложены в предыдущих вариантах концепции и в параметрах прогноза социально-экономического развития до 2030 года. Хотя в концепции замедление темпов роста ВВП прогнозировалось не из-за мирового финансового кризиса, а из-за снижения цен на нефть и роста объемов импорта, что и должно было привести к обнулению сначала торгового баланса, а затем и счета текущих операций. Развивая подобные оптимистичные прогнозы, Минэкономразвития не пересматривает и долгосрочный прогноз цен на нефть: в течение ближайших 11 с половиной лет цена на нефть останется на уровне $95--115 за баррель, при оптимистичном варианте - $115--169 за баррель. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов. Минэкономразвития России. М. август 2008 г. Несмотря на утверждение Концепции Минфин, в свою очередь, все-таки попросил Правительство отложить срок внесения бюджетной стратегии до 2023 года до 1 апреля 2009 года, т.е. экономическая политика, по крайней мере, в 2009 году будет определяться не концепцией, а более приземленными расчетами. Шаповалов А. Кризис пощадил мечты Минэкономики // Газета «Коммерсантъ». № 215(4032) от 26 ноября 2008 года Концепция писалась на пике успехов мировой и отечественной экономики и практически не учитывает неприятностей, характерных для последних полутора лет. Уже это предполагает корректировку некоторых излишне оптимистичных прогнозов. Ведь от правильности и реалистичности выбранного курса и применяемых средств зависит развитие нашей страны и благополучие ее граждан.

2.3 Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития как основы Стратегии развития Российской Федерации

Нас часто и нередко справедливо упрекают в отсутствии системного подхода к решению проблем. Мы сейчас принимаем целый ряд долгосрочных программ, которые порой не увязаны друг с другом: генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, стратегия развития РЖД, стратегия развития регионов или краёв России. Всё это отдельные блоки здания, но общего рисунка, плана и сметы строительства этого здания пока нет. Концепция как раз и должна дать системную картину развития страны, конкретный план работы.

Эльвира Набиуллина, министр экономического развития РФ У нас всё впереди! Власти -- за «светлое будущее», но как туда попасть? // АиФ. № 29 от 16 июля 2008 года

Обнародованный впервые в марте 2008 года программный документ Минэкономразвития «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» сразу же стал объектом острой критики со стороны многих экономистов, социологов, демографов, историков, которые оценили как необоснованные и нереализуемые содержащиеся в этом тексте оптимистические прогнозы относительно увеличения средней зарплаты (почти в 5 раз к 2020 г.), средней продолжительности жизни российских граждан (до 75 лет) и других запрограммированных достижений в области социального прогресса. Одна из ключевых ошибок заключается в том, что Концепцию называют Стратегией, что ошибочно с точки зрения науки «стратегического планирования и управления». Соответственно на Концепцию пытаются возложить несвойственные ей функции. Министерства и ведомства проделали большую работу по определению перспективных ориентиров, а Министерство экономического развития проявило роль координатора разработки этой долгосрочной концепции. Концепция может стать основой для нескольких разделов будущей стратегии России, но саму ее назвать стратегией или даже основой цельной стратегии нельзя. Как выразился Владимир Квинт, заведующий кафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова: «Этот 165-ти страничный документ, прежде всего, страдает болезнью, свойственной работам, подготовленным экономистами без участия социологов, политологов и правоведов, -- экономическим детерминизмом». Квинт В. План развития нашей экономики до 2020 года больше похож на заклинание // АиФ. № от 16 июля 2008 г. Именно поэтому в Концепции ничего не говорится о задачах, которые необходимо решить для социального сплочения общества и повышения его толерантности. Не уделяется внимания вопросам этнической, национальной и религиозной терпимости, а это может привести к дестабилизации общества, что ставит под угрозу любые планы. В результате декларируемые показатели и пожелания Концепции окажутся недостижимыми.

Концепция обоснованно ставит задачу перехода от использования преимущественно природных ресурсов к инновационному характеру развития. Но ученые задаются вопросом: а осуществим ли вообще переход к инновационной экономике до 2020 года? И кто будет осуществлять инновационный прорыв в будущее? Этого можно было бы добиться, только если в 2008-2009 учебном году инвестиции в российские университеты были бы увеличены в три-четыре раза. Те, кто в этом году приходит учиться в высшую школу, закончат двухступенчатое образование через шесть лет. Еще три года им потребуется на обретение необходимого опыта. И, таким образом, им остается всего три года для осуществления инновационного прорыва. Но такой революции в образовании и науке Концепцией не предусмотрено. Кадровое обеспечение реализации поставленных стратегических целей также остается незатронутым вопросом.

Возникают сомнения и по поводу того, кто должен заниматься разработкой концепции и проектов для нее. Это творческая работа. Поэтому наилучшим образом такую работу могут выполнить творческие коллективы, научные институты и другие структуры. Сначала Президент Путин, а затем Президент Медведев призывали к тому, что разработка Концепции должна проходить при активном участии всех гражданских институтов. Целесообразным представлялось бы проводить национальный конкурс по созданию Концепции, а затем проектов и программ для нее. Важно, чтобы в состав оргкомитета для проведения конкурса входили люди, действительно заинтересованные в инновационном развитии страны: специалисты из инновационных отраслей производства, научные работников из РАН, представителей высшей и средней школ, представители частного бизнеса, НКО и других организаций. Бирский А. О концепции развития до 2020 года // http://www.nasledie.ru публикация от 24 июня 2008 года

Редактировать Концепцию в связи со сложившейся кризисной ситуацией в мире МЭРТ не стало. Дмитрий Сорокин, первый замдиректора Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, подтверждает, что финансовый кризис и концепция -- вещи не связанные, и руководство страны абсолютно правильно занимается долгосрочной программой. Товкайло М., Смирнов А. Кризис до 2020 года не доживет. // Информационный портал Банки.ру http://www.banki.ru 29 сентября 2008 года Так во многих изданиях проводится аналогия с программой ГОЭЛРО, которой занимались в 1919 году, когда страна была в разрухе. Долгосрочные цели -- обязательное условие выхода из системного кризиса. Но практика показывает, что необходимо иметь пакет антикризисных мер, которые должны быть предусмотрены и в Концепции, ведь это, не последний кризис.

Другой серьезной проблемой Концепции является отсутствие ресурсной оценки - обязательного элемента любого стратегического документа. В результате предложенная Концепция носит декларативный, лозунговый характер пожеланий, достижение которых весьма проблематично. Квинт В. План развития нашей экономики до 2020 года больше похож на заклинание // АиФ. № от 16 июля 2008 г. Авторы Концепции явно недооценивают, по крайней мере публично, те трудности и ограничители, которые имеются на пути модернизационных реформ. Это касается в первую очередь дефицита ресурсов. Недостаточная эффективность современной российской экономики и инвестиций в нее ставит под сомнение реализуемость ряда положений Концепции. Россия еще не вышла на курс стабильного, предсказуемого развития. Более того, не вполне верно, охарактеризована и сегодняшняя траектория развития. Негативные тенденции 1990-х годов не преодолены, а по ряду параметров даже усугубляются (растущая инфляция вопреки всем прогнозам МЭРТа, дифференциация общества и т.д.). Казеннов С. Концепция-2020: в поиске реализуемого сценария // Официальный сайт Фонда исторической перспективы http://www.prospects.ru

Изучение Концепции показывает, что несмотря на заверения министра экономического равития Эльвиры Набиуллиной в Концепции не наблюдается достаточная системности ее методологии. Многие обязательные элементы системы упущены, а имеющиеся -- прогноз, анализ прошлого, цели, задачи, приоритеты -- представлены вне взаимоочередности, взаимозависимости и недостаточно подробно и аргументировано расчетами. Так очень существенным является разрыв между региональным разделом Концепции и ее национальными и отраслевыми приоритетами. В Концепции не определено, как достижение отраслевых ориентиров будет обеспечиваться в разных регионах страны. Закладываемые темпы роста российской экономики существенно отличаются друг от друга в разных разделах Концепции. Если в целевых ориентирах отмечено, что производительность труда «должна будет» повыситься в 2,4-5 раз, то в разделе рынка труда этот показатель уже существенно ниже и составляет 6,7% в период 2011-2015 годов и 7,5% в следующую пятилетку до 2020-го года, что, естественно, не сможет компенсировать существенное отставание от экономически развитых стран.

Особой декларативностью отличается раздел «Демографическая политика», в котором определяется, что население к 2025 году должно вырасти вновь до 145 миллионов со средней продолжительностью жизни 75 лет. При этом не закладывается ни дополнительных инвестиций в здравоохранение, не разработано никаких механизмов и методов достижения данных показателей. Отмечается что некоторые взятые в Концепции ориентиры, наоборот, выглядят крайне скромно. Так, указывается, что Россия займёт к 2020 году 10% рынка высокотехнологичных товаров всего лишь по 4-6 позициям. Такие показатели нехарактерны для инновационного сценария. Многочисленные показатели Концепции вызывают сомнения, а отсутствие ресурсного обеспечения приводит к недоверию к этому документу. Среди способов реализации поставленных задач важнейшее место должно отводиться, во-первых, созданию благоприятного инвестиционного климата и, во-вторых, совершенствованию правовых вопросов. Пока нет нормально функционирующего правового поля, реализовывать серьезные крупномасштабные программы очень сложно. Пока страна не справились с монополизмом, который образовался повсеместно, пока невозможно защитить свои (предпринимательские) права в суде, пока невозможно оградить собственность от рейдерства, пока российское общество не преодолеет сложившийся правовой нигилизм, будет сложно достигать целей, стоящих перед страной.Панина Е. Общество ждет детализации Стратегии- 2020 http://politik.km.ru/index.asp?data=10.04.2008%208:00:00&archive=on

В разделе внешнеэкономической политики среди приоритетов совершенно справедливо названо повышение роли России в формировании международного экономического порядка. Но при этом не предлагается мер по изменению роли России в таких организации Всемирного Банка и особенно в Международном Валютном Фонде. Всемирный Банк вообще в Концепции не упоминается. Россия не задействует мощный ресурс международных экономических организаций, что может привести к упущению даже нынешних позиций. Одним из самых неудачных моментов данного раздела является то, что Концепция не согласована с аналогичными долгосрочными программами других стран, отсюда создается впечатление будто только Россия будет двигаться вперед, а остальные участники мировой конкуренции замрут на своих. Существенным изъяном Концепции является то, что в нее не закладываются очевидные уже сегодня сложности предстоящего десятилетия. Специалисты считают, что оно будет богато на природно-климатические катаклизмы, а это, несомненно, скажется на экономике, политике, сфере безопасности. Россию ждет очень жесткая конкуренция, причем лежащая и за рамками экономики, технологий - прежде всего в политике. Не только на Западе, но и на Востоке и даже на Юге успело сложиться определенное представление о будущей роли РФ. И эта роль отнюдь не предусматривала воссоздания России ни в качестве сильного, самостоятельного центра силы и принятия решений, ни в качестве мощного экономического и технологического ядра. Казеннов С. Концепция-2020: в поиске реализуемого сценария // Официальный сайт Фонда исторической перспективы http://www.prospects.ru Поэтому российское руководство в настоящее время предпринимает подчас жесткие шаги, стремясь переубедить зарубежных оппонентов.

24 сентября 2008 года специалисты из ведущих экономических аналитических центров собравшиеся в Институте современного развития (ИСР, попечительский совет возглавляет Президент Дмитрий Медведев) и пришли к консенсусу, который вряд ли мог порадовать разработчиков Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ: "Правительство научилось оперативно реагировать в пожарном порядке, но стратегического видения пока нет. Концепция долгосрочного развития до 2020 года большинством участников совещания раскритикована. Она не просчитана с учетом всех рисков, принятие ее в нынешнем виде было бы политически наивным. Те молодые люди, которые в 2020 году будут полноценными участниками экономической жизни, будут принимать ее с иронией",-- выразил общий взгляд председатель ИСР Игорь Юргенс. Шаповалов А. Экономисты отрецензировали планы Минэкономики // Газета «Коммерсантъ» № 173(3990) от 25 сентября 2008 года Но хотя принятие документа, названного Концепцией, в существующем специалисты сочли неприемлемым, так несогласованными оставались пять ключевых вопросов - модель пенсионной системы, характер макроэкономической и бюджетной политики, вопросы регионального развития и план действий по реализации, документ был утвержден. Что означает дальнейшую доработку положений Концепции в будущем периоде с учетом названных недостатков.