Что не является неустойкой. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств. В зависимости от методов исчисления неустойки принято различать

Что не является неустойкой. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств. В зависимости от методов исчисления неустойки принято различать

Самый простой и самый популярный метод поиска и генерации идей - метод мозгового штурма (Brainstorm). Для того, чтобы организовать мозговой штурм, необходимо выбрать команду участников, состоящую из различных по своей образовательной и профессиональной подготовке людей, и назначить модератора - человека, который будет вести мозговой штурм.

Базовые принципы брейншторма:

  • Наличие четкой проблемы.
  • Разбиение сложных проблем на более мелкие.
  • Наличие модератора.
  • Неформальная обстановка.
  • Четкое фиксирование всех идей, которые высказывают участники.

Главное правило мозгового штурма - не критиковать идеи, которые выдвигаются участниками штурма. Процесс брейншторма можно разбить на пять этапов:

  1. Разогрев - неформальное общение между участниками (шутки, истории и т.д.).
  2. Генерация идей - все начинают предлагать свои идеи. На этом этапе идеи не критикуются. Споры и обсуждения запрещены. Все идеи записываются.
  3. Оценка - идеи оцениваются на предмет релевантности и реалистичности.
  4. Анализ - проработка процесса реализации идеи.
  5. Синтез - формирование результата мозгового штурма.

Главная роль принадлежит модератору. Он должен строго следить за временем и за правилами ведения мозгового штурма. Формирование результата происходит по-разному, самое простое – это череда голосований и обсуждений, с вычеркиванием одних идей и конкретизацией других. Это очень увлекательное занятие, которое дает результат не только на этапе генерации идей, но и на последующих фазах развития стартапа. Мозговой штурм можно использовать, когда есть команда, с которой можно что-то придумать, а в команде есть люди, способные сообща, вместе, придумывать решения любой проблемы.

Метод аналогий

Рассмотрим ещё один метод генерации идей - метод аналогий. Метод аналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий поставленной задаче. Этот метод является методом ассоциативного мышления. В противоположность мозговому штурму целью здесь является не количество идей или альтернатив для них, а генерация небольшого числа альтернатив (возможно даже единственной альтернативы), разрешающих данную проблему.

Суть метода состоит в следующем:

Формируется группа из 5-7 человек, обладающих следующими качествами:

  • гибкость мышления (другими словами, выбирайте тех, кто быстро соображает и умеет перестраиваться от одной темы к другой);
  • практический опыт и знания в данной предметной области (не стоит спрашивать гуманитария про технические проблемы в веб-разработке, и наоборот);
  • коммуникабельность (выбирайте тех, кто не будет молча сидеть в углу и не отрывать глаз от своего гаджета, кто сможет увлеченно вместе со всеми искать решение).

Далее группа, выработав определенные навыки совместной работы (достичь этого можно решением простых задач или применив игровые форматы, как в методе мозгового штурма), проводит обсуждение как любых аналогий, спонтанно возникающих в ходе беседы, так и проблемы, подлежащей решению. Перебираются в первую очередь четыре известных вида аналогий: прямая, личная, символическая и фантастическая.

Прямая аналогия определяет такую ситуацию сравнения, когда аналогия (модель) и оригинал (то, с чем проводится аналогия) максимально подобны (похожи или приближены) друг другу. Например, застёжка-липучка и репейник, т.е. происходит прямое сравнение свойств объекта.

Личная аналогия освобождает учеников от механистического, внешнего анализа проблемы. К примеру, представить себя на месте вращающегося электрона. Или человека, который попал в трудную ситуацию, выходом из которой может быть …

Косвенная аналогия между оригиналом и моделью устанавливается в виде косвенного (не прямого) совпадения или достаточной (не полной) близости относительно друг друга.

Символическая аналогия. Это обобщенная, абстрактная аналогия. Требуется в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления или придумать некий символ. Например, мороженое - сладкий лед.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес - проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею. То есть если Вы мысленно проследите, как решится проблема с помощью фантастического персонажа или фантастического устройства, Вы сможете увидеть и реальные способы решения.

Какие идеи можно преобразовать в работающий бизнес?

Чтобы реализовать идею, нужно:

  1. Быть уверенным, что в Вашей идее заключена польза для потребителя.
  2. Вы должны будете придумать, протестировать и реализовать рабочую бизнес – модель для превращения этой идеи в бизнес.
  3. Вы должны быть уверены, что за продукт или услугу, которую Вы собираетесь вывести на рынок, кто-то согласится заплатить, причем именно ту цену, которая обеспечит прибыль Вашему бизнесу (а не только окупит затраты).
  4. Вы сможете собрать команду и руководить ею до стадии создания действующего прототипа (или кто-то из Ваших друзей соберет команду и пригласит Вас в нее).
  5. Вы привлечете первых клиентов и тем самым докажете инвестору, что в Вас можно и нужно вложить деньги.

Так какие же идеи можно превратить в хороший бизнес - проект?

Хорошие идеи для проекта имеют три общих черты:

  • в идее есть то, что нужно вам самим;
  • вы можете сами её реализовать или можете собрать команду, которая сможет её реализовать;
  • как ни странно, оочень немногим кажется, что эта идея достойна реализации.

Отдельно мы отметим ещё один очень важный для идеи фактор – возможность масштабирования. Хороший потенциал масштабирования – это значит, что бизнес, основанный на этой идее, можно увеличить, например, в 10 раз, потратив на это всего в 2 раза больше ресурсов. Как правило, это свойственно именно идеям технологического бизнеса, где возможности интернета помогают быстро продвинуть продукт на различные рынки.

Этого мало. Главный критерий отбора любой бизнес-идеи - это готовность потребителей платить. Есть такое выражение : "проголосовать рублем". Для бизнес-идеи оно наиболее актуально. В первую очередь нужно понять, готов ли кто-то заплатить за ваш потенциальный продукт? Сколько таких людей существует (десять человек или миллионы)? Покрывает ли количество этих людей затраты на маркетинг, производство и операционную деятельность ? Если ответы на эти вопросы положительные, то такую идею стоит реализовывать.

Для создания удачного стартапа главное - убедиться, что проблема действительно существует. Проверить это можно следующим образом:

  1. Коротко и внятно опишите предполагаемый продукт с точки зрения того, какую проблему потребителя он решает.
  2. Определите, кому он может быть интересен (определите целевую аудиторию, или несколько групп целевой аудитории).
  3. Попробуйте протестировать Вашу идею – узнайте, что про нее думают потребители. Протестировать можно по-разному, например, когда Вы составите короткое устное описание, сделаете презентацию PowerPoint или любым другим способом, Вы можете:
    • провести опрос в социальной сети;
    • попробовать найти экспертов в этой области и узнать их мнение;
    • сделать одностраничный сайт в сети Интернет (landing page), и посмотреть, как Ваши потенциальные потребители реагируют на то, что Вы предлагаете (иногда стоит сделать несколько разных landing page, чтобы определить предпочтения своей аудитории более точно);
    • используйте любой другой вариант, который позволит собрать качественную обратную связь.

Если людям нравится потенциальный продукт (Вы его еще не создали, но уже грамотно описали и поэтому знаете реакцию на него потенциальных покупателей), то смело беритесь за разработку.

Если вам предлагают что-то изменить в вашей идее – прислушайтесь. Возможно, именно эти советы помогут вам лучше понять проблему потребителя, а значит – сделать продукт более полезным.

Если все вокруг говорят, что идея того не стоит (даже ваши друзья и родственники), то вам стоит её кардинально преобразовать или найти другую идею. Очень часто отверженные идеи становятся таковыми из-за того, что и потребители, и рынки к ним просто не готовы и через пару лет ваша идея станет реальностью. Либо Вы просто плохо объяснили, как именно сможете заработать на этой идее. Пробуйте еще – находите другие варианты, вносите изменения в описание и в выбор целевой аудитории – и только когда все случаи испробованы – сохраните все ваши наработки в отдельной папке. Забудьте об этом на время, займитесь чем-то другим, а к старой идее вернитесь еще несколько раз – возможно, Вы посмотрите на нее другими глазами.

Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы и поставленные задачи, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Эта "логика опыта" мешает нам комбинировать информацию необычными способами. Нам кажется, что трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Связывание несравнимых фрагментов информации может сознательно исключаться, а идеи, которые кажутся нерелевантными, могут не "всплыть" из памяти по причине их слабой связи с ситуацией. В результате, нам не удается исследовать все возможные пути решения проблемы. Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии. Например, в товарной политике поиск идей заключается в постоянном, систематическом поиске возможностей создания новых товаров, включая выявление источников новых идей и методов их создания.

Важным элементом при использовании почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки, что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь "играем". Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением либо являются слишком рискованными.

К основным источникам идей относятся: потребители (информация поступает на основе опросов, наблюдения и эксперимента, а также рекламаций), исследовательские лаборатории, отдельные ученые и эксперты, конкуренты, торговый персонал, рекламные агентства, эксплуатирующие и сервисные организации, участники групп, применяющих творческие методы генерирования идей.

Мозговой штурм.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) -- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических, группа пытается их развить, тут же анализирует их, выявляя недостатки и преимущества. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Автором этого метода является Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы.

Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей.

Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное -- количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей.

Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Мыслительные колпаки Эдварда Де Боно.

Так же этот метод называют «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно (Edward de Bono). В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление -- это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

В групповой работе самая распространенная модель -- определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Ментальные карты.

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) -- это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. В этой теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.

Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Синектика.

Синектика - наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества, предложенная Вильямом Гордоном и Джорджем Принцем (William Gordon, George Prince). Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В методе применены четыре вида аналогий:

Прямая аналогия.

Рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. П. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. П.

Символическая аналогия.

Требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) -- весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

Фантастическая аналогия.

Необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Личная аналогия (эмпатия).

Позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Основные инструменты синектики - это аналогия или метафора. Подход часто используется рабочими группами и может помочь участникам в нахождении творческих ответов при решении задач и исследовании проблем. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые проблемы в новом свете.

Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма - это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными. Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.

Метод фокальных объектов.

Способ генерации идей, известный как "метод фокальных объектов", обычно используется как изобретательская методика, но не менее успешно он может быть применен и для других целей - например, в журналистике для выбора темы статьи. Метод изобретен Чарльзом Вайтингом (Charles Whiting).

Данный метод основан на возможности переноса случайно выбранных объектов на исследуемый объект, находящийся в фокусе переноса.

Целью метода является совершенствование или развитие конкретного объекта на основании получения большого количества различных вариантов с разными свойствами. Смысл метода определяется по названию, т. е. «фокальный» буквально означает «находящийся в фокусе», в центре внимания.

В первую очередь строится таблица. В верхнюю строку таблицы заносится объект, который необходимо разработать или о котором Вы хотели бы написать статью. Это может быть любой объект, относящийся к определенной области специализации. Затем случайным образом берутся три произвольных объекта. Это могут любые три существительных, которые вы видите перед собой или же подобранные при помощи словаря, книги и т.п. Далее под каждым из трех выбранных вами слов записываются приходящие в голову свойства, характеристики, определения.

На последнем этапе Вы должны попробовать связать выбранный Вами объект поочередно с каждым из слов в таблице и подумать, говорит ли Вам о чем-нибудь получившееся словосочетание, вызывает ли оно у Вас какие-то ассоциации.

В течение четверти часа "метод фокальных объектов" позволяет породить десяток-другой идей, из которых в итоге можно будет отобрать одну-две, которые будут разрабатываться дальше.

В результате, при использовании данного метода можно получить новые по своим свойствам и качествам варианты исследуемого объекта. Метод фокальных объектов имеет свои достоинства и недостатки. Так, к положительным качествам относят безграничность поиска новых вариантов, оригинальность идей, а также простоту в применении.

К отрицательным сторонам -- невозможность применения при решении сложных задач, а также сложность разбора по критериям полученных свойств для готового объекта с его старыми свойствами.

Морфологический анализ.

Морфологический анализ -- пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Фрицом Цвикки (Zwicky, Fritz). Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.

Морфологический анализ основан на построении таблицы (морфологический ящик), в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

Точно сформулировать проблему.

Определить важнейшие элементы объекта.

Определить варианты исполнения элементов.

Занести их в таблицу.

Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов. Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).

Метод проб и ошибок.

Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод тыка) -- форма научения, в 1898 г. описанная Э. Торндайком (Thorndike, Edward Lee) как основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. Последующий анализ метода проб и ошибок показал, что он не является полностью хаотическим и нецелесообразным, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

Метод проб и ошибок является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов.

Достоинства метода:

Этому методу не надо учиться.

Методическая простота решения.

Удовлетворительно решаются простые задачи (не более 10 проб и ошибок).

Недостатки метода:

Плохо решаются задачи средней сложности (более 20--30 проб и ошибок) и практически не решаются сложные задачи (более 1000 проб и ошибок).

Нет приёмов решения.

Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Идет почти хаотичный перебор вариантов.

Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще.

Отсутствуют критерии оценки силы решения, поэтому не ясно, когда прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное решение?

Требуются большие большие затраты времени и волевых усилий при решении трудных задач.

Считается, что для метода проб и ошибок выполняется правило -- «первое пришедшее в голову решение -- слабое». Объясняют этот феномен тем, что человек старается поскорее освободиться от неприятной неопределенности и делает то, что пришло в голову первым.

МПиО -- аббревиатура, обозначающая метод проб и ошибок. Часто встречается в текстах, так или иначе связанных с Теорией решения изобретательских задач. В ТРИЗ метод проб и ошибок рассматривается как эталон неэффективности. Для оценки какого-либо другого эвристического метода его сравнивают с МПиО. Так как МПиО -- это метод перебора вариантов, то можно количественно определить число вариантов при использовании МПиО и сравнить с ним какой-либо другой эвристический метод. Такое математическое исследование предполагает, что количество необходимых вариантов обратно пропорционально эффективности метода и прямо пропорционально времени нахождения решения при его использовании. Однако точные количественные и статистические исследования проводятся редко. В ТРИЗ ограничиваются приблизительной количественной оценкой эффективности по уровням изобретательских задач (Ю. П. Саламатов).

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ-- теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году -- это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  • - решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
  • - прогнозирование развития технических систем;
  • - развитие творческого воображения и мышления;
  • - развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства и развития науки

Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы -- такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».

На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.

Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, все должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию проблемы:

Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?

Какие связи являются вредными, мешающими, какие -- нейтральными, и какие -- полезными?

Какие части и связи можно изменять, и какие -- нельзя?

Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие -- к ухудшению?

В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области и сегодня использутся в нетехнических областях (бизнес, искусство, педагогика, политика и др.).

Вывод: Для успешного управления компанией управленцам необходимо знать методы психологической активизации мышления человека, методы систематизированного поиска идей и методы целенаправленного решения творческих задач. С каждым годом все более востребованным становится умение иррационального подхода к решению задач. Наличие творческих способностей у человека и умение их развивать и применять высоко ценится среди руководителей всех компаний мира, от крупных корпораций до фирм с малым количеством персонала. В связи с этим руководители заинтересованы в усовершенствовании навыков персонала. Мною были рассмотрены 7 наиболее популярных и эффективных методов: мозговой штурм, мыслительные колпаки Эдварда Де Боно, ментальные карты, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод проб и ошибок, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Результаты данных методов различны. Чтобы правильно выбрать один из методов и добиться максимально положительного результата, необходимо четко определять задачи и цели коллектива, а так же необходимо учитывать размеры творческой группы предприятия и наличие в ней креативных лидеров. Последнее время во всем мире стали популярны программы для повышения эффективности творческой деятельности. Существуют различные виды данных программ: групповые тренинги, бизнес-игры, тестирования и т.п. По мнению 84% процентов опрошенных руководителей компаний, участвовавших в программе по повышению уровня творческого потенциала персонала, результаты программы дали не только положительный эффект и сотрудники научились с легкостью генерировать новые идеи, что повысило производительность труда, но и улучшилась работа в команде, коллективы стали более сплоченными (по данным журнала «креативная экономика» октябрь, 2005).

ГК РФ устанавливает в статье 330 понятие неустойки, согласно которому, под ней понимается строго оговариваемая законом сумма (или денежный диапазон), которая подлежит уплате должником кредитору, в случае несвоевременного исполнения какого-либо обязательства или при ненадлежащем , которые предусмотрены трудовым или гражданско-правовым договором.

В соответствии с таким определением понятия, сущность неустойки состоит в том, что законом определяется некая сумма денег, выплачиваемая независимо от величины причиненного ущерба, и даже в тех случаях, когда данного ущерба не нанесено вообще. Последнее обстоятельство касается нарушения сроков по трудовому соглашению.

Установленные законодательством штрафы, выступают одними из немногих способов имущественной ответственности лиц либо организаций за нарушение договорных обязательств. Кроме сумм, закон также определяет конкретные виды неустойки и основания, по которым данные санкции могут применяться. Например, следует учитывать, что перечень этих причин значительно уже, чем тот, который применяется при определении санкций при привлечении к ответственности в виде возмещения убытков. Самым простым при применении данной санкции является факт доказательства того, что договорные обязательства были исполнены не должным образом.

Ввиду многообразия форм ответственности, за которые может применяться неустойка, закон классифицирует виды неустойки по следующим основаниям, которые являются объективными критериями, определяющими разграничение данных форм регулирования.

Так, в зависимости от порядка установления, выделяются законная и договорная неустойки. Первая определяется законом и носит объективный характер, то есть ее параметры стороны изменить не могут. Договорная же устанавливается в результате соглашения между сторонами сделки. Законная применяется в тех случаях, когда договор не предусмотрел ее как вид санкционирования за его нарушение. Единственным исключением из данного правила является право сторон в договорном порядке предусмотреть в договоре размер неустойки, превышающий тот, который установлен законом.

Все виды неустойки представляют собой установленную законом меру потому что причины ее возникновения практически совпадают с теми основаниями наступления ответственности, которые прописаны в ГК РФ. В том случае, когда договор или конкретный закон не содержит точных указаний на причины и основания привлечения к ответственности, возможно обращение в суд.

Как санкции, все существующие виды неустойки могут сочетаться и с другими прежде всего с возмещением. В этом случае закон предусматривает классификацию неустоек по следующим основаниям:

1. Зачетная неустойка предоставляет право кредитору требовать, кроме уплаты собственно неустойки, и возмещения убытков, если таковые установлены в предусмотренном законом порядке, Как правило, такой мерой пользуются в случаях, когда сумма неустойки значительно меньше понесенных убытков и не покрывает ущерб.

2. Штрафная дает право истребовать полного возмещения ущерба, не только на величину разницы между ущербом и неустойкой, но и сверх нее. Как правило, такие санкции применяются за наиболее значительные нарушения, повлекшие серьезные последствия.

3. В том случае, когда в праве на возмещение убытков кредитору отказывается, применяется исключительная неустойка.

4. И, наконец, альтернативная неустойка дает право выбора кредитору, какой вид санкции избрать-неустойку либо возмещение убытков.

Как взыскать и рассчитать неустойку. Виды неустоек. Неустойка (или штраф, пеня) — это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Наиболее общие правила о неустойке содержатся в ГК РФ (ст. 330*-333). Неустойка является одним из наиболее распространенных способов обеспечения исполнения обязательств как в отношениях между юридическими лицами, так и в отношениях, складывающихся между юридическими лицами и гражданами. В правовых связях между гражданами неустойка встречается сравнительно редко.

Виды неустоек

По основаниям возникновения неустойка подразделяется на законную и договорную.

Законной именуется неустойка, определенная законом, независимо оттого, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (п. 1 ст. 332 ГК РФ). Обычно закон определяет основания взыскания неустойки, ее размер, иногда в той или иной мере характеризует механизм взыскания и пр. Законная неустойка может устанавливаться императивной либо диспозитивной нормой права . В последнем случае стороны могут увеличить либо уменьшить размер неустойки, обусловить ее взыскание определенного рода обстоятельствами и т.п., поскольку иное не установлено законом. Если же неустойка установлена в императивной норме, то стороны не имеют права от нее отказаться, предусмотреть в договоре, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, обеспеченного законной неустойкой, соответствующие нормы закона к их отношениям не применяются. Другое дело, что фактически кредитор может и не взыскивать неустойку в том или ином случае, хотя возможность ее взыскания предусмотрена.

Договорной является неустойка, устанавливаемая соглашением сторон (основание возникновения неустойки — договор, поэтому она и именуется договорной). Стороны обязательства прибегают к установлению договорной неустойки в случаях, когда законом не предусмотрены те или иные санкции за какое-либо нарушение. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (п. 2 ст. 332 ГК РФ). Такую неустойку иногда именуют смешанной, поскольку основанием ее возникновения является и закон, и договор. Уменьшить размер законной неустойки стороны не вправе. Соглашение об установлении договорной неустойки либо об увеличении размера законной неустойки должно быть совершено в письменной форме. Причем даже в том случае, когда основное обязательство возникает на основе сделки, совершенной в устной форме. Обычно соглашение о неустойке формулируется отдельным пунктом основного обязательства (договора). Гораздо реже дополнительно к основному обязательству (договору) оформляется отдельный договор об установлении договорной неустойки. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331).

В зависимости от методов исчисления неустойки принято различать:

1) собственно неустойку (неустойку в узком смысле);
2) штраф;
3) пеню.

Пеня представляет собой определенную денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору за каждый день (или иной период) просрочки.

Штраф и собственно неустойка определяются либо в процентном отношении от какой-либо суммы, либо в твердой денежной сумме.

Пеня, штраф и собственно неустойка имеют одну и ту же правовую природу, единую направленность (обеспечение исполнения обязательств). Различия между ними не носят сущностного характера; все они — разновидности одного способа обеспечения исполнения обязательства — неустойки.

Как взыскать и рассчитать неустойку

В зависимости от того, как неустойка соотносится с убытками, принято подразделять неустойку на зачетную, штрафную, исключительную, альтернативную. По общему правилу, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (абз. 1 п. 1 ст. 394). Такая неустойка именуется зачетной. Если ни закон, ни договор не указывают, как соотносятся убытки и неустойка, то неустойка зачетная.

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда:

1) допускается взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка);
2) убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (штрафная неустойка);
3) по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка).

Порядок уплаты неустойки

Редко кто согласиться выплатить неустойку добровольно. Как правило такие споры решаются в суде. В качестве примера смотрим, как взыскать неустойку за нарушение срока поставки товара .

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, обеспеченного неустойкой, должник может уплатить неустойку в добровольном порядке. Если этого не происходит, то взыскание неустойки производится в судебном порядке. При этом суд учитывает следующее.

Во-первых, неустойка взыскивается при неисполнении или ненадлежащем исполнении основного обязательства независимо от того, понес ли кредитор убытки в результате данного правонарушения.

Во-вторых, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, то кредитор не вправе требовать уплаты неустойки.

В-третьих, суд может (но не обязан) уменьшить неустойку, подлежащую уплате, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ). При этом под последствиями нарушения обязательства подразумеваются не только незначительный размер убытков, понесенных кредитором, но и иные обстоятельства негативного характера.


В соответствии с определением, закрепленным в п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), по основаниям возникновения неустойки делятся на 2 вида:

  • Законные. Размер и условия применения определены законом. Например, на законодательном уровне установлен размер неустойки за несоблюдение сроков почтовой пересылки (ст. 34 закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ), несвоевременную оплату за использование водного объекта (ст. 8 Водного кодекса РФ), несоблюдение сроков уплаты алиментов (ст. 115 Семейного кодекса РФ) и т. д.
  • Договорные. Размер и условия применения определяются соглашением сторон.

Принцип свободы договора дает сторонам право условиться о любом размере договорной неустойки. Даже если для определенных видов обязательств предусмотрена законная неустойка, стороны могут согласовать и более высокий ее размер в договоре — при отсутствии запрета в законе. При этом ее верхний предел также должен соответствовать определенным нормами закона пределам (более подробно данный вопрос раскрыт в другой нашей статье по ссылке Размер неустойки за неисполнение обязательств по договору).

Кроме того, в случае спора заинтересованная сторона может обратиться к суду с ходатайством о снижении суммы неустойки, подлежащей к взысканию, в т. ч. по причине ее чрезмерно высокого размера (например, постановление 18-го ААС от 27.04.2016 по делу № А47-13075/2015).

Виды неустойки по соотношению с убытками: зачетная, исключительная, альтернативная и штрафная неустойка

По соотношению с возможностью взыскания убытков выделяют 4 вида неустойки (абз. 2 п. 60 постановления пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7, далее — ППВС № 7):

  • Зачетная. По общему принципу, если законодательством или соглашением сторон не регламентировано иное, одновременно с неустойкой могут взыскиваться и убытки в части, не перекрытой ею (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Суды квалифицируют неустойку именно как зачетную, если не усматривают в законе или договоре специальных положений относительно порядка взыскания убытков (например, решение АС Респ. Адыгея от 02.02.2017 по делу № А01-2118/2016).
  • Исключительная. В таком случае допускается только взыскание самой неустойки, а возмещение убытков сверх ее суммы исключается. Таковыми в силу сложившейся практики признаются неустойки, устанавливаемые в сфере транспорта (например, постановление АС Дальневосточного окр. от 07.02.2017 по делу № А59-4777/2015). Если согласован именно такой вид неустойки, это должно быть прямо отражено в договоре.
  • Штрафная. Для квалификации неустойки как штрафной в договоре должна быть прямо указана возможность взыскания убытков в полной сумме сверх такой неустойки, в чем, собственно, и состоит суть данного вида. Понятия «штрафная неустойка» и «штраф» не являются синонимами. Второй термин означает неустойку, установленную в твердом размере (в отличие от пени — периодически начисляемого платежа, п. 60 ППВС № 7).
  • Альтернативная. Такой вид неустойки позволяет кредитору сделать выбор, что именно взыскать — неустойку или убытки. Для квалификации неустойки как альтернативной нужно прямо указать это в договоре (например, решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. от 18.04.2013 по делу № А56-75675/2012).

Законная и договорная неустойка: взыскание

Порядок взыскания неустойки в зависимости от того, является она законной или договорной, не разграничен. При разрешении данного вопроса следует отталкиваться от вида правоотношений, возникших между сторонами, и требований законодательства к порядку разрешения соответствующих споров.

Так, для отдельных видов правоотношений обязателен претензионный порядок разрешения споров. Например, для споров, относящихся по подсудности к арбитражным судам (п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ), или споров, возникающих из договоров о перевозке (п. 1 ст. 797 ГК РФ), и т. д.

ВАЖНО! В случае очевидной несоразмерности с последствиями нарушения обязательства неустойка может быть снижена судом. Это правило в равной степени относится как к договорной, так и к законной неустойке (п. 69 ППВС № 7).

Итак, по основаниям возникновения неустойка дифференцируется на законную и договорную. По соотношению с возможностью взыскания убытков она подразделяется на зачетную, исключительную, штрафную и альтернативную.