Если коротко, то никак. «С какой стати?» – спросите вы? Ведь уже тысячи жильцов многоквартирных домов пользуются индивидуальным отоплением. Более того, ЖКХакер рассказывал .
Преимущества автономного отопления действительно налицо: вы сами решаете, когда начинать и заканчивать , какую устанавливать температуру. При этом, можете значительно экономить. Жильцы многоэтажек быстро оценили эти достоинства и начали массово переходить на «свои» источники тепла. Но «свобода» длилась недолго.
С правовой и технической точки зрения многоквартирный дом – единый «организм»; квартиры – его «клеточки», а общедомовое имущество – «жизнеобеспечивающие системы». Отопление – одна из них. Оно относится к общему имуществу многоквартирного дома и отказ от центрального отопления одним из жильцов не должен нарушать права соседей.
Автономное отопление позволяет регулировать, в том числе понижать, температуру. Между тем, специалисты подсчитали, что 75% тепла в квартиры поступает за счет смежных жилых помещений. Поэтому важно поддерживать единый температурный режим в доме.
Если обогревательные элементы входят в состав общего имущества, отказ от центрального отопления невозможен. Жилец, отрезавший батареи, оказывается вне закона. Демонтаж обогревательных элементов приравнивается к самовольному уменьшению общедомового имущества, которое возможно только при реконструкции многоквартирного дома. Но об этом позже.
Такие действия не только незаконны, но и опасны. Они могут привести к разрегулировке всей отопительной системы здания, нарушению его гидравлики, неправильному распределению тепла.
Если батареи не входили в состав общего имущества, отказ от центрального отопления подпадал под понятие переустройства и производился по правилам, установленным главой 4 Жилищного Кодекса РФ.
Для этого нужно было подать определенный пакет документов (заявление, свидетельство о праве собственности, технический паспорт помещения, проект переустройства и другие) в органы местного самоуправления. Заявка рассматривалась комиссией по использованию жилищного фонда при администрации муниципального образования, и выносилось соответствующее решение. Если собственник получал разрешение на использование индивидуальной отопительной системы, он должен был уведомить об этом теплоснабжающую организацию и найти подрядчиков, которые претворяли проект переустройства в жизнь. При этом, если в его квартире оставались стояки, трубопроводы и другие элементы центрального отопления, он был обязан поддерживать их в рабочем состоянии.
С 1 января 2011 года все изменилось. Вступили в силу положения Федерального Закона №190 «О теплоснабжении», согласно которым «запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии…» (статья 14, п.15). Кроме того, согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003, не допускается переустройство жилых помещений, ведущих к нарушению в работе инженерных систем и установленного оборудования.
Эти изменения вызвали немало споров. Накопилась даже соответствующая судебная практика. Более того, в ноябре прошлого года некий гражданин, отстаивая свое право на автономное отопление, обратился в Конституционный Суд. Но главный судебный орган пришел к выводу, что упомянутая выше норма Закона «О теплоснабжении» не противоречит Конституции, а, напротив, направлена на обеспечение надежности и безопасности систем теплоснабжения многоквартирных домов.
В результате, на сегодняшний день установка автономных отопительных систем в каждой квартире возможна только в случае, если этого хотят все жильцы многоквартирного дома. Для этого они на общем собрании должны принять решение о реконструкции своего жилища.
Альтернативный выход – сообща участвовать в теплосбережении. То есть утеплить дом, установить приборы учета, «напоминать» управляющей организации о промывке системы центрального отопления.
Центральное отопление – одно из «благ», которыми оборудованы квартиры. Вот только не всегда такая отопительная система работает хорошо. Жильцы многоэтажных домов часто жалуются на низкое качество отопления – даже в холодное время года, когда радиаторы, казалось бы, должны дарить столь необходимое тепло, батареи могут быть чуть-чуть теплыми.
И в такой ситуации у владельца квартиры возникает естественное желание отключиться от центрального отопления. Не имеет смысла платить немалые деньги за услугу, которую не получаешь. Гораздо проще установить автономную систему.
Вот только насколько легко это сделать?
Разрешено ли отключение от центрального отопления действующим законодательством? Попробуем разобраться.
Сразу следует отметить, что отключение от центрального отопления закон не запрещает. Однако, в реальности получить подобное разрешение довольно проблематично: необходимо урегулировать значительное количество спорных моментов и подготовить внушительный пакет документации.
Прежде чем приступить к сбору документов, необходимо ознакомится с главой №4 ЖК РФ. Именно в ней прописаны основные аспекты, касающиеся отказа от центрального отопления.
Также в главе затронут вопрос изменения отопительного контура – а они при отключении просто неизбежны.
Какие документы могут потребоваться для отключения:
Правила отключения от центрального отопления в некоторых случаях предполагают обязательное разрешение на это всех жильцов дома.
В частности, такое разрешение понадобится в случае, если все элементы отопительной системы являются собственностью дома.
Другими словами, нельзя отключиться, не заручившись согласием жильцов, если дом принадлежит определенным собственникам, компании. Это подробно прописано в статье 36 ЖК РФ. Согласно ему, все коммуникации, в том числе и отопление, принадлежат дома и в единоличном порядке решить вопрос отключения нельзя, поскольку сокращается имущество ома.
Однако, если дом не имеет собственника, то согласие соседей на отключение вам не потребуется.
Важно: даже если вы отключитесь от централизованного отопления, в квартире останутся стояки. Демонтировать их невозможно. А значит, придется все же регулярно оплачивать так называемое остаточное отопление.
Следует запомнить простую вещь: как бы вы не хотели, но самовольное отключение от центрального отопления невозможно. Придется потратить много времени на получение численных разрешений.
Наиболее простым решением, к которому и прибегают все сумевшие добиться разрешения на отключение, является обрезание батарей.
В таком случае в квартире останется лишь труба (или трубы), по которой теплоноситель поставляется в остальные квартиры стояка. Избавится от них невозможно: в таком случае вы лишите теплообеспечения часть дома. И, как уже было сказано ранее, за тепло, которое отдается в помещение этими трубами, все-же придется платить.
Конечно, можно их изолировать: то есть, покрыть минеральной ватой и спрятать в короб из гипсокартона. Но в таком случае необходима комиссия, которая подтвердит полную изоляцию трубы.
Так выглядит обрезание радиаторов
Отключение от центрального отопления в России, следуя действующему законодательству, должно производиться только специалистами. Самостоятельные работ по обрезанию батарей могут иметь печальные последствия. Дело в том, что мастера приступают к работам, только полностью ознакомившись со схемой отопительной системы всего дома. И работы проводятся таким образом, чтобы отопительная система в других квартирах не утратила своей функциональности.
Наиболее простым и «безболезненным» будет отрезание всего подъезда. Но такое решение должно быт принято всеми жильцами. В таком случае технически это делается довольно просто, и за остаточное отопление платить не придется никому. Как правило, подобная ситуация бывает в небольших домах (до 5 этажей).
Отказ от центрального отопления влечет за собой значительное количество осложнений именно с юридической стороны. Дело в том, что в законе есть довольно много противоречивых актов.
Например, законом не запрещено устанавливать отопительные котлы в квартире (есть даже перечень требований, которым должен соответствовать устанавливаемый котел), допускается отключение от центрального отопления. Но при этом в ФЗ 190 «О теплоснабжении» переход на индивидуальное отопление запрещен.
Сегодня многие жильцы недовольны качеством центрального отопления, поэтому единственным способом создать атмосферу тепла и уюта в доме они видят создание индивидуальной отопительной системы. И многие задают вопрос «имеют ли право отключиться от центрального отопления»? Теоретически – да. Но практика показывает, что власти крайне неохотно идут на отключение – государству это просто не выгодно. А потому находится довольно много оснований для отказа.
Помните самое главное : нельзя делать что-то самовольно, консультируйтесь с юристом. Пример того, как люди боролись с ЖКХ в Донецке, смотрите на видео ниже.
Надеемся, что наш материал был для вас полезен. Будем благодарны, если поделитесь им в социальных сетях.
Хорошего вам дня!
Коммунальные услуги тянут на себя значительную часть бюджета среднестатистической семьи. А оплата счетов за теплоснабжение является одной из самых затратных статей. Но, если поставщик тепла по какой-то причине не выполняет свои обязательства в полной мере, и , то они имеют право принять решение об отказе от таких услуг и устроить автономную систему. При этом может возникнуть ряд проблем. В первую очередь, отказ от отопления в многоквартирном доме связан с решением ряда юридических вопросов, во вторую – с технической частью процесса отключения.
Платите за отопление, а дома холодно? Альтернатива — тепловые счетчики.
Законодательство РФ не запрещало отказ собственников квартиры (жильцы государственного жилья и съёмщики, естественно, не имеют права на принятие таких решений) от централизованного теплоснабжения. Однако желанию пользоваться могут помешать особенности благоустройства дома. Например, если отключения одного потребителя потребует полного переоборудования всей внутридомовой сети и повлияет на других жильцов.
Для того чтобы сделать всё по закону, перед тем как отказаться от отопления в квартире, следует получить разрешения от:
Одним из лучших вариантов является электрический . Дешевле всего — инфракрасный.
Еще при Союзе придумали делать это весьма удобно.
Получить такие разрешения жильцам только одной квартиры практически невозможно – в первую очередь, из-за Федерального закона №190 о теплоснабжении. Намного проще сделать это, решая, как отказаться от отопления в квартирах, всем домом или хотя бы подъездом. В этом случае перестраивается общий водяной контур здания или один из стояков, а собственники жилья получают возможность устанавливать автономное отопление. Однако из-за того, что проект затрагивает каждую квартиру, реализовать его можно только, получив согласие всех жильцов на внутридомовом собрании и подготовив проектную документацию.
Для того чтобы получить разрешение на отказ от отопления в целом многоквартирном доме или отдельных квартирах, следует подать в согласующие органы пакет документов, состоящий из:
Для составления проекта требуется провести расчёт и определить остаточный обогрев помещений от проходящих через них стояков и лежаков системы теплоснабжения. При этом последствия от демонтажа оборудования не должны повлиять на условия проживания владельцев других квартир. Если отключение повлияет на температуру воздуха у соседей, ответ на вопрос, можно ли отказаться от отопления в квартире, будет отрицательным.
Решая вопрос, как отказаться от центрального отопления, следует оценить проект системы теплоснабжения здания. Для большинства существующих схем полное отключение невозможно – стояк или лежак всё равно останется в квартире, и за создаваемый с его помощью остаточный обогрев придётся в любом случае платить. А отключить от системы, не повлияв на температуру в верхних или нижних квартирах, можно только радиаторы.
Договорившись с общедомовым собранием и заизолировав трубы минеральной ватой и гипсокартоном, можно избежать платежей за получаемое от них тепло. Хотя по закону оставшийся в квартире стояк (лежак) всё равно считается остаточным отоплением.
Решив вопрос, как отказаться от отопления, и получив все необходимые разрешения, работы по обрезке труб следует доверять только специалистам. После завершения демонтажа все изменения должны быть внесены в техническую документацию. Теперь у собственника не будет проблем с централизованным отоплением – хотя и возникнет немало новых, связанных с автономной системой (особенно, если в качестве основного оборудования был выбран ).
Теоретически возможность отказаться от отопления у каждого собственника жилья многоквартирного здания существует. Но реализовать её вряд ли получится, если не делать это, приняв общее решение всеми жильцами.
Чаще всего именно из-за этого вопрос остаётся нерешенным. И получать комфортные условия в квартире приходится другими способами – утепляя ограждающие конструкции (стена, окна, потолки) или устанавливая на радиаторах специальные (подходят только для двухтрубной системы). Единственное, чего делать не стоит, это отключаться от теплосети самостоятельно – в результате придётся и заплатить штраф, и вернуть подключение.
я сейчас на завершающей стадии перевода квартиры на электро отопление действия такие:
1.Подаешь заявление в Жеу с просьбой о переводе на альтернотивное отапление с приложением документа электро прибора (Noirot сертифицирован).
2.Тебе выдают тех условия.
3.Выполняешь мероприятия по тех условиям (замер изоляции,схема подключения,схема размещения)
4.Подаешь заявление в администрацию города на разрешение по переобарудованию квартиры.
Вопрос ГТВС о том,что ты не имеешь права демантировать отопление решается утеплением стояков.
При соблюдении всех этих мероприятий согласно Жилищному кодексу не имеют права отказать,правда палок в калеса суют постоянно.
За победу!Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ
(с изменениями от 31 декабря 2005 г.)Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения
Статья 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения
1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.Об условиях и порядке переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых помещений см. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170
Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
См. форму документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утвержденную постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266
1. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества.Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения
1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:
1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.Статья 235 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая закрытый перечень случаев принудительного изъятия имущества, не предусматривает возможности принудительного изъятия жилого помещения в случае его самовольного переустройства
Здравствуйте. Да права
Сделал небольшую подборку, которая могла бы помочь ТСО на законных основаниях отказать «автономщикам» или составить письмо местной администрации с разъяснением населению отказа от ЦТ. Потребитель становится всё больше юридически подкованным, активно привлекает надзорные органы, в том числе прокуратуру. Теплоснабжающим организациям, соответственно, требуется более «тонко» подходить к клиенту для отстаивания своих интересов.
Федеральный закон № 190 «О теплоснабжении», регулирует всю систему взаимоотношений в теплоснабжении и направленный на обеспечение устойчивого и надежного снабжения тепловой энергией потребителей. Пункт 15 статьи 14 закона гласит: «Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.».
Вышеуказанная статья вступила в законную силу с 01 января 2011 года, а перечень запрещенных к использованию индивидуальных квартирных источников тепловой энергии был утвержден в апреле 2012 года (п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 15.04.2012 № 307).
Если схема теплоснабжения в муниципалитете уже утверждены, то скорее всего данной схеме определен Перечень домов, где возможно переключение на индивидуальное отопление (но там также должен соблюдаться порядок отключения, см. ниже). Соответственно, всем жителям домов, не входящих в перечень пишем отказ.
То есть на этапе разработки схем теплоснабжения, публичных слушаниях ТСО должно активно отстаивать свои интересы.
Также необходимо учитывать, что ежегодно будет проводиться актуализация этих схем. В настоящее время утверждены правила подключения к системам теплоснабжения постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года №154. Согласно этим правовым актам актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования проводится ежегодно, о чем будет извещено через средства массовой информации. В срок до 1 марта 2014 года будут приниматься предложения и замечания теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных инстанций (то есть активные граждане смогут внести свои предложения) по актуализации схемы теплоснабжения города, в том числе, по формированию перечня по переключению домов с центрального теплоснабжения на отопление с использованием индивидуальных источников теплоснабжения.
Отказ от централизованного отопления представляет собой как минимум процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется как главой 4 ЖК РФ, так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (то есть получении проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.п.).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила), замена нагревательного оборудования является переустройством жилого помещения.
Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно п. 1.7.2 Правил, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Приборы отопления служат частью отопительной системы жилого дома, их демонтаж без соответствующего разрешения уполномоченных органов и технического проекта, может привести к нарушению порядка теплоснабжения многоквартирного дома. То есть, если с момента постройки многоквартирный дом рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую схему подачи тепла.
Переустройство помещения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение по заявлению о переустройстве жилого помещения. Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».
Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в статье 26 Жилищного кодекса РФ, в том числе подготовленные и оформленные проект и техническая документация установки автономной системы теплоснабжения (автономный источник теплоснабжения может быть электрическим, газовым и т.п.). Данный проект выполняется организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ, которое выдается саморегулируемыми организациями в строительной отрасли.
Также хотелось бы подчеркнуть, что при установке в жилом помещении отопительного оборудования его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
То есть для оснащения квартиры индивидуальным источником тепловой энергии желающим, кроме согласования этого вопроса с органами местного самоуправления, необходимо также получение на это переустройство согласия всех собственников жилья в многоквартирном доме.
Отсутствие всех вышеперечисленных документов может трактоваться как самовольное отключение от централизованного теплоснабжения.
Самовольная реконструкция систем теплопотребления - это не что иное, как разрегулировка сетей и внутренних систем всего многоквартирного жилого дома. Эти работы могут привести к нарушению гидравлики, неправильному распределению тепла, перегреву или недогреву помещений, и, в конечном итоге, к нарушению прав других потребителей тепловых услуг.
Перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Кроме этого при отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставлении услуг теплоснабжения остальным потребителям (например, следует рост тарифа для остальных потребителей, что ущемляет их права).
Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», п.7.3.7) применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире. Допускается перевод существующих многоквартирных жилых домов на поквартирное теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов с закрытыми камерами сгорания на природном газе при полной проектной реконструкции инженерных систем дома, а именно:
Общей системы теплоснабжения дома;
общей системы газоснабжения дома, в т.ч. внутридомового газового оборудования, газового ввода;
системы дымоудаления и подвода воздуха для горения газа.
Кроме того, для установки теплогенератора объем кухни квартиры должен быть не менее 15 куб. м.
Кроме того, демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия гражданами не потреблялась, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом.
Собственниками помещений многоквартирного дома, перешедшими с централизованного отопления на индивидуальное, оплачивается только собственное потребление. Однако, жилищное законодательство (статьи 30 и 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации) не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.
Учитывая вышеизложенные факты отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение, возможен и целесообразен только для многоквартирного дома в целом, но тогда соответствующее решение должны принять собственники помещений МКД, разработать проект реконструкции внутренних инженерных систем, согласовать его с соответствующими службами. Для этого необходимо провести собрание собственников жилых помещений, на котором принять решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное теплоснабжение с отключением от централизованного теплоснабжения, определить источник финансирования данных работ, в том числе проектных.
Просьба помочь обосновать этот пункт
В соответствии с СП 41-108-2004 забор воздуха для горения должен производиться непосредственно снаружи здания воздуховодами. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания запрещается.
Учитывая данные факты, установка газовых теплогенераторов для теплоснабжения возможна только во всех помещениях многоквартирного дома, с обеспечением принудительной подачи (циркуляцией воды) в контуры отопления и горячего водоснабжения.
В случае имеющейся возможности установки индивидуального газового отопительного оборудования, на общем собрании собственников помещений принимается решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное отопление, органами местного самоуправления издается постановление о переводе всех квартир дома на индивидуальное отопление, а управляющими компаниями, ТСЖ и другими балансодержателями многоквартирных домов должен выполняться расчет пропускной способности подводящих и внутренних газопроводов и разрабатывается откорректированный проект газоснабжения жилого дома в целом.
Следует отметить, что отключение от централизованного теплоснабжения многоквартирного дома невозможно в случае возникновения серьезных нарушений в схеме теплоснабжения муниципального образования, возникших при отключении многоквартирного дома от централизованного теплоснабжения. Данное заключение может дать местная теплоснабжающая организация.
Также массовая установка индивидуальных котлов не может быть разрешена там, где диаметр газовых труб рассчитан только на подключение кухонных плит, так как просто не хватит давления газа. -Согласно гидравлическим расчетам, котел потребляет газа больше, чем газовая колонка или плита, так как он значительный период времени работает в постоянном режиме, рассчитанном на обогрев квартиры и на подачу горячей воды.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что нормы действующего законодательства достаточно подробно регулируют процедуру отказа от централизованного отопления жилого помещения, а также правовые последствия несоблюдения потребителями установленных законом требований к ее проведению.
Просьба покритиковать / дополнить в комментариях.
P.S. в данном материале никак не рассматриваются вопросы преимущетсв/недостаток централизованного и децентрализованного теплоснабжения, все кто хочет поспорить на эту тему могут сделать это на специально созданной странице в Энциклопедии теплоснабжения в категории Холивар по ссылке
rosteplo.ru/w/Централизованное теплоснабжение vs децентрализованное
Яндекс.Директ