Способы уменьшения транспортного налога. Как уменьшить транспортный налог на автомобиль. Что такое налог на транспорт

Способы уменьшения транспортного налога. Как уменьшить транспортный налог на автомобиль. Что такое налог на транспорт

Все водители, которые заметили серьезную «брешь» в своем кошельке в виде транспортного налога, ставшую причиной серьезных утечек денежных средств, хотят незамедлительно получить информацию о том, как уменьшить транспортный налог. Именно он сильно омрачает счастье владельцев мощных спортивных автомобилей, поскольку табун лошадок под капотом в некоторых случаях обходится в сумму в диапазоне от 30 до 50 тыс. рублей, которую нужно выплачивать ежегодно.

Итак, рассмотрим основные легальные пути уменьшить транспортный налог.
Снижение мощности автомобиля
Сумма, подлежащая уплате в соответствии с транспортным налогом, зависит от мощности автомобиля, соответственно, чем выше мощность, тем сумма больше. Каждый субъект РФ учредил собственные налоговые ставки, при этом оплачивается каждая лошадиная сила. Налог не оплачивается владельцами тех автомобилей, мощность которых не превышает 70 л.с., именно эта цифра должна стать самоцелью для тех водителей, стремящихся уменьшить налог или вовсе снизить его до нуля.
Мощность авто указана в техпаспорте, данные, вписанные в этот документ, учитываются сотрудниками ГИБДД при определении ставки налога. Если уменьшить указанный показатель, снизится и налог, но как же это сделать? Как ни странно, существует законный способ, позволяющий произвести подобные манипуляции, причем есть две его вариации:
Сделать запрос официальному производителю или его представителю в стране, где автомобиль был приобретен, о реально имеющемся числе «лошадок» в конкретном автомобиле. С полученным ответом и заявлением необходимо отправиться к начальнику МРЭО, получить его одобрение и внести изменения в техпаспорт и сервисную книжку. Данный метод будет действенным только при условии, что при постановке машины на учет сотрудники ГИБДД допустили ошибку, завысив мощность двигателя. Подобные ситуации случаются часто, поскольку одна и та же модель авто может быть оснащена разными модификациями двигателя.
Необходимо внести изменения в конструкцию двигателя либо изменить его электронное управление, тем самым, «укротив» его мощность. Для этого можно, например, дефорсировать систему впрыска, сменить или демонтировать турбину, перепрошить систему управления двигателем. Проводить подобные манипуляции следует в официальном сервисе, который по итогам проведенным работ выдаст справку с указанием числа лошадиных сил, оставшихся под капотом. С этой справкой можно отправляться в ГАИ и заниматься переоформлением документом.
Во всей этой процедуре есть один спорный момент – далеко не каждый автосервис способен предоставить объективные данные о мощности автомобиля, достаточные для того, чтобы их приняли в соответствующих органах и транспортный налог был снижен. Чтобы не тратить время зря, необходимо воспользоваться услугами специализированных центров, к примеру, услугами Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ), стоимость которых зачастую превышает сумму в 10 тысяч рублей.
Перед тем как запустить процедуру, нужно заполнить заявление о внесении изменений в техпаспорт, проставить на нем подпись и печать начальника МОТОТРЭРа, а также главного инспектора ГИБДД, «царствующего» в вашем районе. Далее полученный документ и копию ПТС необходимо передать НАМИ, где за несколько дней вам сделают диагностическую справку. Имея на руках результат экспертизы можно проходить техосмотр в ГАИ, по результатам которого будет выдано свидетельство о соответствии состояния автомобиля требованиям, допускающим его эксплуатацию на дорогах общего требования. После всех этих этапов можно ехать в МРЭО и вносить изменения в техпаспорт.
Купить другой автомобиль
Вы не готовы «лезть в душу» автомобилю и менять его конструкцию? Можно пойти по пути наименьшего сопротивления: продать имеющуюся машину и купить менее мощную. Если уж вы решитесь на подобный шаг, отдавайте предпочтение автомобилям с мощностью менее 70 л.с., это позволит не только уменьшить транспортный налог, а вообще забыть о его существовании, по крайней мере, до внесения очередных изменений в законодательство.
Воспользоваться льготой
Не знаете, как сэкономить на транспортном налоге? Тогда мы идем к вам! Стоит напомнить, что от уплаты налога освобождаются следующие категории граждан:
владельцы автомобилей, находящихся в розыске;
владельцы легковых автомобилей с ручным управлением, адаптированным для инвалидов;
владельцы машин, мощность которых не превышает 100 л.с., если они получены через органы социальной помощи населению; автомобили Министерства обороны РФ, Государственной противопожарной службы РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений уголовно-исполнительной системы, органов, контролирующих оборот психотропных веществ и наркотических средств; герои Советского Союза;
герои Российской Федерации;
полные кавалеры ордена Славы;
владельцы автомобилей мощностью до 70 л.с.;
организации, занимающиеся пассажирскими перевозками пассажиров городским транспортом (такси к этой категории не относится).
Таким образом, чтобы сэкономить на транспортном налоге, нужно причислить себя к одной из вышеуказанных категорий.
Снять автомобиль с учета
Как вариант, можно снять машину с учета и путешествовать с транзитными номерами, однако данный путь экономии на уплате налога имеет несколько немаловажных минусов:
транзитные регистрационные знаки выдаются на срок 5-20 суток, после чего их нужно продлевать, что требует обращения с соответствующим заявлением к начальнику регистрационного подразделения. При этом, никто не дает гарантии, что он примет нужно вам решение, если он не продлит номер, вам придется ездить с просроченными, а это грозит штрафом в 100 рублей, который придется уплачивать каждый раз при остановке машины сотрудником ДПС;
часто сотрудники ДПС при выявлении просроченного «транзита» в вину вменяют не штраф в 100 рублей, который влечет за себя нарушение ч.1 ст.12.1. КоАП РФ, а ч. 2 ст. 12.2. КоАП РФ, а это уже штраф на сумму в 5000 рублей либо лишение права управления автомобилем на срок 1-3 месяца, сопряженное с изъятием водительского удостоверения. Применение последней статьи неправомерно, и об этом должен знать каждый водитель, управляющий машиной с транзитными номерами, чтобы защитить свои права при возникновении такой необходимости;
автомобили на «транзитах» пользуются у сотрудников ДПС особой популярностью, поскольку зачастую эти самые «транзиты» просрочены, а значит, штраф гарантирован. Данное обстоятельство довольно неудобно, поскольку даже при условии, что все в порядке, тормозить вас будут в любом случае, придется терпеть ради экономии.
Постановить на учет в другом регионе
Можно сравнить ставки налога в вашем регионе с соседними. Как правило, они различны и различия существенны, поэтому при наличии возможности поставить свое транспортное средств на учет в другой регион, где ставка транспортного налога ниже, имеет смысл это сделать даже несмотря на трудности, которые сопровождает данная процедура.
Чтобы поставить авто на учет в другом регионе, необходимо наличие там постоянно проживающего доверенного лица, на которое можно зарегистрировать ТС. При этом нужно помнить, что ежегодный техосмотр автомобиля придется проходить по месту его регистрации, а управлять им придется по генеральной доверенности. Учитывая все вышеперечисленные нюансы, прежде чем воспользоваться данным методом уменьшения транспортного налога, следует тщательно взвесить все его плюсы и минусы.

Друзья, хочу поделиться с вами результатами своих скромных изысканий о способах законного существенного уменьшения транспортного налога. Если действительно хотите сделать свой налог копеечным, дочитайте до конца, уверен вам будет интересно, если вы еще об этом не знаете.
Имея Мерседес Е500 скромного 2005 года при мощности 306 л.с., я не хотел платить налог больше 45 тысяч рублей, так как деньги у меня не лишние. Я свой вопрос решил и сейчас официально плачу налог меньше 5 тысяч рублей в год, но об этом чуть позже.
После изучения интернета, я выделил несколько основных вариантов:
1. Ездить на авто без постановки его на учет на транзитных номерах. Наверное, все более-менее знают об этом варианте и возможно использовали его, но в настоящее время транзитные номера отменены, а ездить на старых транзитах все равно, что ездить на подложных номерах – можно попасть на лишение прав от 6 месяцев до 1 года. Неприятная перспектива. Поэтому авто на транзитных номерах уже довольно давно не встречаются.
2. Второй вариант это оформление автомобиля на человека, освобожденного от уплаты транспортного налога. Но, к сожалению таких категорий немного и в различных регионах у них разные льготы. Например, в Москве такие льготы имеют ветераны ВОВ, ветераны боевых действий, инвалиды I и II групп. Все бы ничего, но с 2013 года эти льготы распространяются для таких льготников только на машины мощностью до 200 л.с. В других регионах могут быть другие категории, но суть примерно одна – на мощную машину свыше 250 л.с., где самый серьезный налог из-за высоких ставок, льгот для граждан нет. Да и раньше не все решались оформить свой автомобиль на инвалида или ветерана, пусть даже и хорошего знакомого. Даже если предположить кристальную честность и порядочность этого человека, то никто не вечен на земле, а ветераны и инвалиды, к сожалению, тем более. А если человека не станет, собственников машины станут его наследники, которые вовсе могут не быть вашими друзьями и быть в курсе ваших договоренностей.
3. Ну и третий вариант, которым я, кстати, и воспользовался, это постановка автомобиля на учет в регионе с низкими ставками транспортного налога. Ни для кого не секрет, что ставки налога сильно разнятся в зависимости от региона. Так, например, в Москве и во многих других регионах ставка налога при мощности машины более 250 л.с. составляет 150 рублей за 1 л.с. силу. В каких-то регионах она несколько меньше, но практически везде он выше 100 рублей за 1 л.с., за исключением республик Северного Кавказа. Как я уже писал, на мой далеко не самый дорогой, но очень быстрый и комфортный Мерседес Е500 мощностью 306 л.с. размер налога будет 45.900 рублей. За эти деньги я мог бы заправляться почти полгода с учетом моего 20-ти тысячного годового пробега. А вот житель благодатной Чеченской республики за владение таким же автомобилем как у меня платит налог в размере 4.590 рублей, то есть в 10 раз ниже. Напрашивается вариант – надо переезжать жить в Чечню! Но как-то не очень хочется. А вот прописаться в Чечне и поставить там автомобиль на учет – совсем другое дело. Тем более, что, будучи прописанным в Чечне, автомобиль можно поставить на учет в любом регионе России, в своем, например, и ездить с местными номерами. Хотя, честно сказать, я бы и с чеченскими номерами ездил при такой ставке налога. Возникает все-таки проблема – выписываться у себя в регионе, ехать в Чечню, там прописываться. Тем более, еще совсем недавно там было неспокойно, и тебя могли похитить с целью выкупа. Надеюсь, что сейчас такого нет, но все-таки ездить туда без крайней необходимости не хотелось бы. Ну и этот вопрос нашел свое решение. С принятием нового регламента автомобиль можно поставить на учет по месту своей временной прописки. Если на срок временной прописки, то вообще без проблем, а если на постоянный срок, то надо немного подсуетиться и тоже все будет нормально.
Вот так я и сделал. Нашел в мирном городе Грозный знакомого своих знакомых, который имея там квартиру, оформил мне временную регистрацию в Грозном на 3 года. Я даже туда не ездил – сейчас так можно. С этой временной регистрацией я пошел в МРЭО в своем городе Ростове, где мне предложили поставить машину на учет на срок временной регистрации на 3 года с указанием места регистрации автомобиля – Чеченская республика, г. Грозный. В принципе мне бы и хватило, я не собираюсь на этой машине ездить дольше 3 лет, но я нашел еще один легальный способ как поставить машину на учет в такой ситуации бессрочно. Не буду его здесь описывать, но знайте, что он есть.
Несколько моих друзей тоже захотели поставить авто на учет по такой схеме, а человек в Чечне не отказался им помочь с регистрацией за скромное вознаграждение.
Пишу здесь, потому как уверен, что такие вопросы возникают у многих, а решить их очень проблематично. В чем я убедился перекапывая в интернет в поисках ответа на вопрос как снизить транспортный налог, как получить временную прописку в Чечне или другом «льготном» регионе. Так, что если будут вопросы, пишите, с удовольствием отвечу.

Сумма налога на транспортное средство гражданина или организации может быть в ряде случаев уменьшена. Рассмотрим то, какие методы при этом могут применяться налогоплательщиком.

Как определяется сумма налога на ТС?

легальными способами? Прежде всего, следует знать, что налог на машину рассчитывается исходя из следующих основных показателей:

  1. Мощность установленного в ТС двигателя.
  2. Величина применяемой налоговой ставки.
  3. Период, в течение которого налогоплательщик владеет машиной в течение года, за который уплачивается налог.
  4. Доля налогоплательщика во владении ТС.
  5. Объем льгот, которые можно применить при исчислении налога на ТС.

Указанные в п. 2 и 4 параметры в большинстве случаев являются фиксированными. Приведение их к значениям, желательным для налогоплательщика с точки зрения уменьшения величины налога в большинстве случаев — неправомерное действие.

Следует отметить, что наряду с параметрами, прямо влияющими на величину налога на ТС, существуют также параметры, специфику применения которых знать желательно с точки зрения недопущения переплаты за налог.

Прежде всего, к таким параметрам следует отнести применение повышающего коэффициента. Данное повышение осуществляется только в случае, если рыночная стоимость машины — превышает 3 млн. рублей. Если нет — коэффициент не применяется, и налог не увеличивается. Кроме того, имеет значение то, сколько лет машине. Чем она старше — тем меньший коэффициент используется при исчислении налога на ТС.

Собственно, если говорить о практических способах оптимизации налога на транспортное средство, то к таковым можно отнести:

  • пересчет мощности автомобиля;
  • изменение длительности периода владения машиной;
  • задействование различных льгот.

Изучим специфику данных методов подробнее.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Как уменьшить налог на ТС: пересчет мощности машины

Используя машину небольшой мощности, налогоплательщик может свести величину рассматриваемого налога к минимуму, а в некоторых случаях — избежать его уплаты. Это возможно если, например, машина имеет мощность в пределах 70 л.с. и используется в Москве. Столичные законы позволяют владельцам таких транспортных средств не уплачивать налог на ТС.

Что касается пересчета мощности автомобиля — данная процедура осуществляется в соответствии с установленными техническими регламентами. Ее должна проводить уполномоченная организация. В результате пересчета мощности автомобиля общее количество лошадиных сил в двигателе по итогам подсчетов может уменьшиться — относительно «заводских» значений. Как правило, данный эффект наблюдается при пересчете мощности достаточно старых или интенсивно эксплуатируемых автомобилей.

Осуществив рассматриваемую процедуру, налогоплательщик должен передать ее результаты в ГИБДД для отражения сведений о мощности автомобиля в регистрационных документах. Впоследствии данные сведения должны быть переданы в ФНС (в общем случае, это осуществляется в порядке межведомственного обмена информацией, но если этого не происходит, то налогоплательщик сам должен позаботиться об информировании ФНС об изменении одного из ключевых критериев определения налогооблагаемой базы по машине).

Снижение налога на ТС: применение льгот

Следующий механизм уменьшения налога на ТС — применение льгот. Они могут быть представлены:

  • полным освобождением владельца машины от уплаты рассматриваемого налога;
  • снижением суммы налога;
  • уменьшением ставки.

Как правило, соответствующие льготы устанавливаются региональными правовыми актами. Содержащиеся в них нормы могут значительно различаться при сопоставлении правовых актов, принятых в разных регионов. Различаться могут быть и основания для предоставления льгот по налогу на ТС. В любом случае налогоплательщику имеет смысл обращаться к региональным справочно-правовым системам, экспертам, консультантам, а то и, собственно, к специалистам ФНС — за разъяснениями касательно льгот, что применяются в конкретном субъекте РФ.

Льготы по налогу на ТС: уменьшение периода владения машиной

Следующий механизм оптимизации налога на ТС — уменьшение периода владения автомобилем в течение отчетного года. Исчисляется данный период в полных месяцах. При этом, налог за 10 месяцев и 1 день будет исчисляться, как если бы человек владел автомобилем в течение 11 месяцев.

Однако — в силах налогоплательщика осуществить регистрацию (или, наоборот, снятие с учета) автомобиля так, чтобы период, за который считается налог, составлял 10 месяцев. Для этого нужно грамотно определить то, в какой день лучше всего подойти в ГИБДД по вопросу регистрации автомобиля.

Однако, нужно иметь в виду, что законодательно установлены предельные сроки для проведения регистрации ТС — 10 дней после покупки машины или в период, пока действует знак «Транзит» (в общем случае они выдаются на 20 дней). Их нарушение может сопровождаться наложением на автовладельца приличного штрафа — часто несопоставимого с суммой экономии на налоге.

Одна из «утечек» из кошелька водителя – транспортный налог. Ежегодно в почтовый ящик автомобилиста приходит уведомление из налоговой инспекции. Но из-за несовершенной системы при регистрации машин часто допускаются ошибки. Например, мощность автомобиля указывается больше фактической, что приводит к переплате налогов.

Налогом облагается официальный владелец транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке – автомобиля, мотоцикла, мотороллера, автобуса, самоходной машины и механизма на пневматическом и гусеничном ходу, а также различных видов воздушного и водного транспорта. Владелец автомобиля – человек, на которого оформлено свидетельство о регистрации, он же последний (или единственный) в паспорте ТС. Физическим лицам налоговая инспекция раз в год высылает квитанцию, в которой указаны сумма и срок оплаты, юридические лица самостоятельно занимаются расчетом налога.

Транспортный налог зависит от мощности автомобиля – чем она выше, тем больше сумма. В каждом субъекте Российской Федерации учреждены свои налоговые ставки, оплате подлежит каждая лошадиная сила. Ставки могут меняться в большую или меньшую сторону относительно зафиксированных в статье 361 Налогового кодекса. Налог рассчитывается путем умножения установленного коэффициента на количество лошадиных сил. Исключение составляют находящиеся в розыске машины, легковые автомобили с ручным управлением для инвалидов и обычные машины с двигателем мощностью менее 100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения, автомобили Минобороны РФ, органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС РФ, учреждений, органов уголовно-исполнительной системы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Их владельцы свободны от уплаты транспортного налога. Кроме того, в Москве от уплаты транспортного налога освобождаются герои Советского Союза, Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (за одно транспортное средство, зарегистрированное на них), владельцы автомобилей, мощность которых меньше 70 л. с., а также организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом, кроме такси.

Налоговое уведомление в виде заполненной квитанции приходит по месту прописки автовладельца, ее необходимо оплатить в течение 30 дней. В случае игнорирования документа высылается повторное требование, в котором указан срок оплаты. Если после второго напоминания деньги в казну не поступят, в суд будет направлено дело о взыскании. Кроме того, будут начисляться пени за каждый день просрочки. В крупных городах из-за неравного соотношения количества машин и налоговых агентов заказное письмо с квитанцией может не прийти. Автовладелец может самостоятельно рассчитать налог, заполнить квитанцию (легче всего это сделать через интернет на сайте налоговой службы) и оплатить ее в Сбербанке.

По причине неразберихи в налоговых органах уведомление об оплате может прийти и после снятия автомобиля с учета. Эту ситуацию бывший владелец тоже может разрешить самостоятельно – ему необходимо сообщить лично или отослать по почте заказное письмо с уведомлением и описью вложения (предпочтительнее) следующего содержания: «Прошу отозвать налоговое уведомление №13 на уплату транспортного налога в связи с тем, что автомобиль (данные автомобиля, номер ПТС и государственный знак) был продан мною, гражданином (ФИО, паспортные данные, адрес регистрации), гражданину (ФИО покупателя, паспортные данные, адрес регистрации по договору купли-продажи) и снят с учета в отделении ГИБДД (данные отделения), о чем сделана отметка в ПТС. Опираясь на статью 357 Налогового кодекса, я более не являюсь плательщиком транспортного налога по вышеуказанному объекту. Прошу выдать мне справку об отсутствии задолженности по транспортному налогу». К письму приложить копии договора купли-продажи, ПТС и налогового уведомления.

Счастье обладателей мощных спортивных автомобилей омрачается ежегодной оплатой транспортного налога. В некоторых случаях табун лошадей под капотом может обойтись в 30-50 тысяч руб. Кто-то просто не ставит машину на учет, только оплачивает штрафы за просроченные транзитные номера. А бывают случаи, когда на таможне или в базе МРЭО допущена ошибка – мощность автомобиля выше фактической. Например, когда одна и та же модель автомобиля имеет несколько модификаций двигателей или оснащается турбиной. Добраться до истины и исправить неточность сложно, но можно. Автомобилисту стоит запастись терпением и настойчивостью, чтобы добиться своего, так как не в каждом отделении ГАИ захотят пойти навстречу.

Начать стоит с самого легкого способа – запросить официальное письмо от производителя (или его представителя в стране покупки), в котором сообщается действительное количество лошадиных сил в данном автомобиле. С этим письмом и заявлением нужно идти к начальнику МРЭО и, в случае его одобрения, вносить изменения в ПТС и СТС. Второй способ более сложный и менее гуманный по отношению к машине – в официальном сервисе произвести работы по укрощению мощности (например, демонтировать или поменять турбину, дефорсировать систему впрыска, перепрошить систему управления двигателем). С заверенной справкой о проделанной работе, в которой должно быть указано, сколько лошадиных сил осталось под капотом, ехать в ГАИ и переоформлять документы. Здесь есть спорный момент – не каждый автосервис может дать объективную информацию о мощности автомобиля. Для этого надо воспользоваться услугами специализированных центров, например, НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт).

Перед началом беготни со справками надо заполнить заявление на внесение изменений в ТС (возможно, за этой бумагой из МРЭО, где машина ставилась на учет, отправят в другое) и получить на нем подписи и печати начальника МОТОТРЭРа и главного инспектора ГИБДД своего района. Этот документ вместе с копией ПТС отвозится в НАМИ, где в течение нескольких дней делается диагностическая справка. Отметим, что работа института стоит более 10 тысяч руб. Затем с результатом экспертизы надо пройти техосмотр в ГАИ, где выдается свидетельство с подписью начальника отделения о соответствии состояния автомобиля для эксплуатации на дорогах общего пользования. И уже со всеми этими готовыми документами можно ехать в МРЭО для внесения изменений в ПТС и замены СТС. Здесь все идет по обычной схеме – подача документов с заявлением, осмотр на площадке, оплата квитанции и выдача новых документов.

Конечно, времени на это уйдет немало, но выгода налицо: потратив однажды несколько дней и небольшую (по сравнению с налогом) сумму денег, в последующие годы вы возместите эти потери.

Текст: Ольга Забелкина.