К стабилизационному направлению государственной экономической политики. Сновные направления и цели стабилизационной политики России. Особенности рыночных институтов в переходной экономике

К стабилизационному направлению государственной экономической политики. Сновные направления и цели стабилизационной политики России. Особенности рыночных институтов в переходной экономике

Оперативный (операционный) лизинг (operating lease) представляет собой сдачу в лизинг имущества на срок, который меньше нормативного срока службы имущества. В связи с этим лизинговые платежи по одному договору не покрывают полной стоимости имущества. Лизингодатель вынужден его сдавать во временное пользо­вание несколько раз, и для него возрастает риск по возмещению остаточной сто­имости объекта лизинга при отсутствии спроса на него. Таким образом, можно сказать, что понятие оперативного лизинга равнозначно понятию аренды. Для оперативного лизинга характерны следующие признаки:

Срок договора лизинга значительно меньше нормативного срока службы имущества, вследствие чего лизингодатель не рассчитывает возместить сто­имость имущества за счет поступлений от одного договора;

Имущество сдается в лизинг многократно;

Зачастую в лизинг сдается не специально приобретаемое по заявке лизинго­получателя имущество, а имеющееся в лизинговой компании. Иными слова­ми, лизинговая компания, приобретая имущество, не знает его конкретного пользователя. В связи с этим лизинговые компании, специализирующиеся на оперативном лизинге, должны хорошо знать конъюнктуру рынка лизингово­го имущества - какнового, так и бывшего в употреблении;

Лизинговая сделка часто носит двухсторонний характер (лизингодатель - лизингополучатель) без участия поставщика оборудования;

Обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию зачас­тую лежат на лизинговой компании, так как для оперативного лизинга ха­рактерны дополнительные услуги;

Лизингополучатель может расторгнуть договор, если имущество в силу не­предвиденных обстоятельств окажется в состоянии, непригодном для ис­пользования;

Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества лежит на лизингодателе;

Размеры лизинговых платежей при оперативном лизинге выше, чем при финансовом лизинге, поскольку лизингодатель должен учитывать допол­нительные риски, связанные, например, с отсутствием клиентов для по­вторной сдачи имущества, возможной порчей или гибелью имущества, а также с возможным падением рыночных цен на вторичном рынке данного вида имущества, что повлечет за собой потери для лизингодателя при его продаже;

По окончании срока договора имущество, как правило, возвращается лизин­годателю. При желании лизингополучатель имеет право продлить договор на новых условиях и даже приобрести его в собственность. Для того чтобы создать дополнительный стимул покупки имущества после окончания сро­ка договора лизинга, лизингодатель стремиться установить минимально возможную остаточную стоимость данного имущества.

Оперативный лизинг широко используется на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях промышленности. В последние годы широ­кое распространение приобрел оперативный лизинг компьютерной техники, спе­цифической особенностью которой является ее подверженность очень быстрому моральному устареванию.

В компании Ucabail был разработан специальный продукт - оперативный лизинг компьютерной техники, причем в контракт включается дополнительный пункт, состоящий в обязательстве лизинговой компании осуществлять через определен­ные промежутки времени замену оборудования на технически более совершенное, что, естественно, влечет необходимость постоянного сотрудничества лизинговой компании с производителями оборудования.

Договорные отношения по оперативному лизингу в России регулируются гла­вой 34 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключе­нием параграфа 6, который специально касается финансового лизинга.

Финансовый лизинг (finance lease) представляет собой операцию по специ­альному приобретению имущества в собственность и последующей сдаче его во временное пользование и владение на срок, приближающийся к сроку его эксп­луатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В тече­ние срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки.

Основные признаки, характеризующие финансовый лизинг, состоят в следую­щем:

Появление нового субъекта отношений - продавца имущества.

Лизингодатель приобретает имущество не для собственного использова­ния, а специально для передачи его в лизинг.

Право выбора имущества и его продавца принадлежит пользователю.

Продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг.

Имущество непосредственно поставляется пользователю и принимается им в эксплуатацию.

Претензии по качеству имущества, его комплектности, исправлению дефек­тов в гарантийный срок лизингополучатель направляет непосредственно продавцу имущества, т. к. в лизинговый контракт обычно включается пункт о снятии с лизинговой компании ответственности за качество финансируе­мого оборудования. Конечно, лизинговая компания стремится проверить качество оборудования, т. к. ей не безразлично, чем она владеет, однако именно лизингополучатель выбирает оборудование и поставщика, а потому несет большую ответственность за его качество.

Риск случайной гибели и порчи имущества переходит к лизингополучате­лю после подписания акта приемки-сдачи имущества в эксплуатацию.

Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC) опубли­ковал стандарт бухгалтерского учета для лизинговых операций (IAS 17), в кото­ром приведены определения финансового и оперативного лизинга и их основные отличия. Для классификации лизинга на финансовый и оперативный IAS 17 пред­лагает следующую схему (рис. 7.3).

Особые виды лизинга

Помимо перечисленных видов лизинга выделяют следующие его разновидности.

Возвратный лизинг (sale and leaseback). Являясь разновидностью прямого лизинга, этот вид лизинга нашел более широкое применение. Идея его со­стоит в следующем (рис. 7.4). Предприятие (будущий лизингополучатель) имеет оборудование, но ему не хватает средств для производственной дея­тельности. Тогдаоно находит лизинговую компанию и продает ей свое имущество, а последняя, в свою очередь, сдает его в лизинг этому же предприятию. Тем самым у предприятия появляются дополнительные де­нежные ресурсы, которые оно может направить, например, на пополнение оборотных средств. Причем договор составляется так, что после окончания срока его действия предприятие имеет право выкупа оборудования и тем самым восстанавливает на него права собственности.

Рис.7.3. Разделение лизинга на финансовый и оперативный

1 - продажа имущества лизинговой компании

2 - перечисление денежных средств за купленное оборудование

3 - передача в лизинг имущества

4 - лизинговые платежи

5 - возврат права собственности на оборудование

(в случае выкупа такового предприятием у лизинговой компании)

Рис. 7.4. Возвратный лизинг

Следует отметить, что по данной схеме в лизинг можно сдавать и целые предприятия, а поставщик и лизингополучатель являются одним и темже юридическим лицом.

Раздельный лизинг (leveraged leasing), или лизинг с дополнительным привле­чением средств, или лизинг, частично финансируемый лизингодателем. Это наиболее сложная разновидность лизинга, так как она связана с многока­нальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов, представляющих большой риск для лизингодате­ля (рис. 7.5).

Отличительная черта этого вида лизинга состоит в том, чтолизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться все­ми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества. Еще одна особенность этого вида лизинга в том, что лизингода­тель не отвечает перед кредиторами за возврат ссуды, она погашается из сумм лизинговых платежей. Поэтому, как правило, лизингодатель оформ­ляет в пользу кредиторов залог на оборудование до погашения займа и усту­пает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды.

Таким образом,основной риск по сделке несут кредиторы - банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспе­чением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество.

1- кредит для закупки оборудования

2- перечисление денежных средств за оборудование

3 -оборудование

4 - передача в лизинг оборудования

5 - лизинговые платежи

6 - погашение кредита

7 - лизинговые платежи в счет погашения задолженности по кредиту лизингодателя

Рис. 7.5. Раздельный лизинг

Раздельный лизинг также имеет место, если дорогостоящий актив финансиру­ется не одной, а несколькими лизинговыми компаниями, которые выступают в роли коллективных собственников имущества. Например, во Франции подобные операции очень распространены. В этом случае заключается общий контракт с указанием всех участвующих сторон. Та лизинговая компания, которая финанси­рует большую часть актива, назначается «ведущей», она, собственно, и поддер­живает отношения с клиентом на протяжении всего срока финансирования, она же представляет лизингодателей в судебных инстанциях в случае расторжения контракта по причине недобросовестности лизингополучателя. Лизинговые пла­тежи могут осуществляться двумя путями:

1) «ведущая» компания - лизингодатель получает от клиента всю сумму ли­зингового платежа, а затем перечисляет соответствующие доли своим парт­нерам;

2) лизингополучатель осуществляет платеж каждому лизингодателю в соот­ветствующих контракту долях.

Раздельный лизинг позволяет лизингополучателю профинансировать все 100% инвестиций в дорогостоящее оборудование, а лизингодателям - разделить риск между собой пропорционально их участию в операции.На Западе более 75% всех лизинговых сделок построено на основе раздельного лизинга. В силу еще недостаточной организации лизингового бизнеса и финансовой слабости лизин­говых компаний в России имеется хорошая почва для раздельного лизинга.

Лизинг-помощь в продажах (sales-aid leasing или vendor leasing) представля­ет собой осуществлениесбыта имущества с использованием лизинга на ос­новании специального соглашения, заключенного между поставщиком (продавцом) имущества и лизинговой компанией. Эти соглашения имеют различные формы. В простейшем случае название лизинговой компании, ее адрес, телефон и основные условия лизинга указываются в рекламных ма­териалах поставщика и все вопросы по лизингу имущества с потенциальным пользователем непосредственно решает лизинговая компания. Однако чаще всего соглашение между поставщиком и лизинговой компанией пре­дусматривает возможность заключения самим поставщиком от лица ли­зинговой компании лизингового договора. При этом в соглашении между поставщиком и лизинговой компанией предусмотрено, что в случае банк­ротства лизингополучателя поставщик обязан выкупить имущество у ли­зинговой компании.

Сублизинг (sub-lease). Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. Схематично это выглядит так. Имеется основной лизингода­тель, который через посредника (в основном также лизинговую компанию) сдает оборудование в аренду лизингополучателю. При этом в договоре пре­дусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банк­ротства посредника лизинговые платежи должны поступать основному ли­зингодателю. Подобные сделки получили название сублизинг (рис. 7.6).

Данная схема очень удобна, если основной лизингодатель и лизингополуча­тель находятся в разных регионах. В этом случае наблюдением за правильностью использования оборудования, сбором платежей и решением возникающих теку­щих вопросов может заниматься местная лизинговая компания.

По схеме типа «сублизинг» можно построить отношения по техническому пе­ревооружению предприятий, входящих в холдинг, концерн и т. п. Очень часто го­ловное предприятие не хочет непосредственно кредитовать свои дочерние фирмы для покупки оборудования, так как не уверено в правильности расходования де­нежных средств. Тогда это головное предприятие создает лизинговую компанию, которая по заявкам заводов закупает требуемое оборудование и поставляет его заказчикам. В дальнейшем она следит за своевременностью поступления лизин­говых платежей, аккумулирует их и перечисляет основному лизингодателю, осу­ществляет надзор за использованием оборудования, а при оговоренных в лизин­говом соглашении случаях - техническое обслуживание.

В международной сфере сублизинговые сделки используют комбинации нало­говых выгод в двух и более странах. Часто лизинговые компании в налоговых це­лях открывают свои филиалы в местах с льготным налогообложением (оффшор­ных зонах).

1 - заявка на лизинг оборудования

2 - передача оборудования в лизинг

3 - лизинговые платежи

4 - лизинговые платежи в случае банкротства или временной неплатежеспособности посредника

Рис. 7.6. Сублизинг


Похожая информация.


В статье мы рассмотрим, что такое финансовый лизинг. Узнаем, на каких условиях сотрудничают предприятия и лизингодатели, а также разберемся, что не может быть предметом лизинга. Мы подготовили для вас схему лизинга на конкретном примере и собрали плюсы и минусы лизинга.

Что такое финансовый лизинг

Финансовый лизинг — это сделка трехстороннего характера, суть которой заключается в приобретении имущества одной стороной (лизингодателем) у продавца с последующей его передачей во временное пользование лизингополучателю. Пока действует соглашение, лизингодатель получает платежи от лизингополучателя и практически возвращает стоимость имущества. Период действия договора часто равен сроку амортизации имущества.

По истечении срока договора стоимость имущества практически приравнивается к нулю, соответственно, лизингополучатель становится собственником имущества, к тому же на очень выгодных условиях.

В качестве предмета сделки может выступать:

  • производственное и другие виды оборудования;
  • легковой, грузовой (иногда воздушный и водный) транспорт;
  • коммерческая недвижимость.

Есть и ограничения по предмету лизинга: им не могут быть земельные участки и природные объекты, а также имущество, изъятое из свободного оборота.

Признаки финансового лизинга

Перечень основных признаков, характеризующих финансовый лизинг, выглядит так:

  1. Имущество приобретается лизингодателем не для личного использования, а для последующей передачи другой стороне.
  2. Компания, продающая имущество, знает, что оно приобретается для сдачи в лизинг.
  3. Получатель услуги выбирает имущество и продавца.
  4. Все претензии, связанные с качеством имущества, получатель направляет непосредственно продавцу.
  5. После того как лизингополучатель подпишет акт приемки имущества, все риски гибели и порчи имущества переходят к нему.

Важным нюансом является то, что финансовый лизинг — долгосрочная сделка. Срок действия такого договора может составлять до 10 лет, а расторгнуть его в любой момент будет не так просто.

Стоит отметить высокую стоимость объекта сделки, а также некоторую схожесть услуги с долгосрочным банковским кредитом.

Виды финансового лизинга

Финансовый лизинг условно делится на несколько видов, каждый из которых имеет свое название. Деление осуществляется по нескольким критериям. Рассмотрим их подробнее:

  1. По характеру операций деление осуществляется на экспортный и импортный. В первом случае речь идет о передаче имущества получателю, находящемуся за границей РФ, во втором предмет лизинга ввозится из другой страны и передается российскому пользователю.
  2. По субъекту . Финансовый лизинг может быть прямым (когда лизингодатель является продавцом), косвенным (привлекается посредник) и раздельным (когда есть несколько компаний, которые финансируют проект).
  3. По форме платежа . Компенсационный — расчет осуществляется теми товарами, которые производятся на арендованном оборудовании; смешанный — оплата деньгами и товарами, с денежным платежом — оплата денежными средствами.

Важно! Существует еще и возвратный лизинг. Это весьма специфическая разновидность финансового лизинга. Суть заключается в том, что собственник некого имущества продает его лизинговой компании, а затем на условиях лизинга сам же его и приобретает.

Договор лизинга

В процессе составления лизингового договора нужно учесть несколько важных моментов:

  1. Кто несет расходы по обслуживанию имущества — чаще всего это лизингополучатель.
  2. Наличие дополнительных услуг. Их стоимость существенно влияет на конечную цену сделки.
  3. Возможность индексации платежа. Если выплаты привязаны к индексу инфляции, все валютные риски лягут на получателя.

Учитывайте эти пункты, чтобы результат лизинговой сделки вас не разочаровал. С образцом договора можно ознакомиться ниже.

ДОГОВОР ЛИЗИНГА (ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ)

Схема финансового лизинга

Рассмотрим схему лизинга на конкретном примере. Чтобы начать производство новой продукции, компании «Яблочко» нужно 4 станка импортного производства. Их стоимость составляет около 4 млн долларов в рублевом эквиваленте.

Банковская организация готова финансировать такой проект, но обязательным условием является взнос в размере 50% от стоимости оборудования. У компании таких средств нет, как нет и возможности купить станки, не привлекая заемные средства.

Проанализировав предложения на рынке, удалось достигнуть соглашения с лизинговой компанией «Вишенка», которая предоставляет нужные станки в пользование на 3 года. Вся стоимость имущества будет оплачена лизингодателем сразу, включая страхование и доставку станков в Россию.

Эта сумма включается в сумму выплат, которые будет вносить «Яблочко» в течение трех лет. Такая услуга дает молодой компании возможность получать доход от продажи нового продукта (с использованием станков) и окупать станки. Кроме того, их амортизация уменьшит налоговую базу.

Через 36 месяцев «Яблочко» станет собственником станков, а значит, сможет продать их и поменять на более современные. Если же оборудование полностью устраивает собственника, ничто не мешает использовать его дальше.

Плюсы и минусы лизинга

То, насколько выгоден конкретный финансовый инструмент, показывает соотношение плюсов и минусов.

Сначала выделим положительные стороны :

  1. Не всегда нужен первоначальный взнос, в отличие от банковского кредита.
  2. Финансовое состояние клиента не рассматривается так жестко, как в случае с кредитованием. Воспользоваться программой лизинга может молодая компания, которая недавно начала свою работу.
  3. Затраты распределяются равномерно, на весь срок действия договора.
  4. При покупке предоставляются дополнительные скидки.
  5. Минимальный процент удорожания (процентная ставка).

Теперь отметим минусы :

  1. Пока срок действия договора лизинга не подойдет к концу, продать или подарить имущество не получится. Можно передать в субаренду, но нужно получить согласие собственника.
  2. Окончательная стоимость услуги будет выше стоимости самого кредита.

Финансовый лизинг вместе с другими инструментами вполне может решать задачи по инвестированию в основные средства. Наиболее выгоден он для молодых организаций, у которых нет свободных денег для первоначального взноса, и желающих распределить финансовую нагрузку.

Цикличность развития является общей чертой, характерной для экономик всех стран без исключения. Именно поэтому важнейшей целью государственного вмешательства в экономику является противодействие кризису и поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики, стабильного уровня цен и сбалансированного платежного баланса , что и составляет содержание стабилизационной политики .

Стабилизационная политика представляет собой управление уровнем совокупного спроса в экономике при помощи бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики с целью смягчения или даже устранения колебаний уровня экономической активности (реального ВВП и занятости).

Главная цель стабилизационной политики состоит в «точной настройке» совокупного спроса для того, чтобы не допустить:

1. недостаточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (чтобы избежать потери в выпуске продукции и безработицы);

2. избыточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (для предотвращения инфляции);

Конечно, идеальной была бы политика, которая обеспечивала бы такой рост совокупного спроса, который точно соответствовал бы росту потенциального ВВП. Однако разработка и осуществление стабилизационной политики сталкиваются с рядом проблем, связанных с точностью прогноза экономического развития, точным определением времени и объёма осуществляемых мероприятий. Действительные результаты этой политики выглядят скромнее: в лучшем случае государству удается смягчить спады и бумы.

В качестве методов стабилизационной политики выступают инструменты бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или нейтральны. Так, между темпом инфляции и уровнем занятости как целями экономической политики существует взаимозаменяемая связь. В отношении взаимодополняемости обычно находятся рост национального дохода и занятость.

Напомним, что в экономике России после долгих лет кризиса и застоя все еще не преодолена до конца «стагнационная ловушка », которая была создана сложившимися институциональными и структурными факторами: 1) большим разрывом между чрезмерной валовой прибылью в экономике (суммой амортизации и чистой прибыли), с одной стороны, и чрезвычайно узким внутренним рынком, ограниченным ненормально низкими доходами основной массы населения, с другой стороны; 2) высоким инфляционным давлением в экономике, где совокупный спрос намного ниже производственного потенциала.

Существуют два выхода из такой ситуации:

1) направить валовую прибыль экономики на капитальные инвестиции и реконструкцию отечественного машиностроения посредством активизации государственного регулирования и управления экономикой;


2) постепенно увеличивать совокупный спрос, сдерживая инфляцию преимущественно рыночно ориентированными средствами макроэкономической политики.

Рассмотрим необходимые изменения в переменных совокупного спроса и предпосылки таких изменений с точки зрения реализации государственно-рыночного курса реформирования с антикризисной направленностью и проинфляционной защитой.

Цены. Механизм установления цен на потребительские товары и товары, производящиеся в конкурентном секторе, целесообразно оставить в свободном режиме. Вместе с тем ценообразование нуждается в коррекции. Речь идет об элементарном контроле в этой сфере, о защите интересов потребителей перед «беспределом» монополистов. И еще одно важное изменение. Цена на энергию и топливо, так же как тарифы по грузоперевозкам, должна устанавливаться и жестко контролироваться государством. (Такой подход к ценообразованию предусмотрен и правительственной программой. Дело за тем, чтобы он был реализован.)

Должен быть устранен возникший диспаритет цен, делающий экономически невыгодным производство готовой и особенно технологически сложной продукции. Без снижения цен на энергоресурсы и тарифов по грузоперевозкам при реально существующей структуре российского хозяйства не удастся добиться оживления

Потребление, заработная плата, доходы, сбережения . Как показывает анализ, потенциальный рост российской экономики, прежде всего, связан с расширением личного потребления. Повышение денежных доходов способствует усилению роли сбережений населения как еще одного важного ресурса для использования в качестве инвестиций и кредитных средств.

Конечно, заработная плата, как и вообще доходы, тогда по-настоящему стимулирует работника, когда она не превращается в пустые бумажки, а полноценно отоваривается. Поэтому она должна быть непосредственно увязана с ростом производительности труда или, возможно, с какими-то другими экономическими показателями (снижение цен, повышение качества продукции). Преимущество политики активного стимулирования производителей, в отличие от пассивной борьбы с инфляцией путем задержек заработной платы, заключается в том, что расходы государства на поддержку производства, его переоснащение и внедрение новых технологий могут и должны быть увязаны с их действительными результатами и отраслевыми приоритетами.

Капитальные инвестиции .

Значительный рост капитальных вложений и желателен, и возможен, но главным стимулом для их увеличения является систематически растущий совокупный спрос. Если инерция роста потребительских расходов недостаточна, чтобы создать этот стимул, то она может быть компенсирована соответствующей государственной бюджетной политикой (увеличение государственных закупок и снижение налогов).

Государственные расходы и налоговая политика . Мы разделяем точку зрения значительного числа ученых о том, что противоположный и весьма позитивный эффект могло бы произвести отложенное общее сокращение налога на добавленную стоимость до 15 %. Сокращение ставки НДС дало бы возможность потребителю получить некоторую скидку с цены товара или по меньшей мере ослабление инфляционного давления со стороны издержек, причем как на потребителя, так и на производителя (и продавца).

Таким образом, если российское правительство откажется от своих монетаристских «страхов», оно сможет использовать государственные расходы (и снижение налогов) как мощные средства стимулирования совокупного спроса и, значит, устойчивого преодоления «стагнационной ловушки». По расчетам специалистов, мультипликатор государственных закупок больше мультипликатора капитальных инвестиций. Иными словами, он является более эффективным способом увеличения совокупного спроса, нежели непосредственное стимулирование капитальных вложений, в особенности в условиях существенной недозагрузки производственных мощностей.

Деньги . Государство должно наконец-то покончить с задолженностью по государственным заказам. Пристальное внимание государство должно обратить на прекращение массового мошенничества с ценными бумагами, учредительством, денежными вкладами населения. Оно само должно чрезвычайно аккуратно работать на рынке ценных бумаг, Бюджетные средства, идущие в производство и социальную сферу, должны доходить до своих адресатов, минуя многочисленных коммерческих посредников. Ставя задачу насыщения экономики деньгами, безусловно, важно не допустить их чрезмерного выпуска, который обернется инфляционным подъемом. Понятно, что уровень монетизации нужно повышать не через запуск денежного станка.

Один из наиболее крупных резервов увеличения денежной массы с неинфляционными последствиями – это проведение политики, направленной на сокращение сбережений населения в иностранной валюте.

В конечном счете, все указанные направления корректировки макроэкономической политики, содействуя стимулированию совокупного спроса, будут способствовать расширению национального производства с одновременной защитой от инфляции и тем самым выходу на траекторию устойчивого экономического роста.

«Экономика и государство» - Экономическая политика государства. Благотворительные столовые для безработных. Охрана прав потребителя. Налогообложение доходов и имущества. Перераспределение доходов и богатства. Защита экономических интересов страны. Создание стабильного законодательства. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

«Рынок автомобилей» - Легковые – 0,1 Грузовые – 0,4 Автобусы – 1,7. «ЗИЛ» и др. 6,4. 3,0. Группа «КамАЗ» («КамАЗ», «НефАЗ», «Автоприцеп-КамАЗ» и др.). Общий объем товарной продукции в отрасли – 872,3 млрд. руб. Грузовые – 25,4 Автобусы – 2,0. Легковые – 1,7 Грузовые – 2,4.

«Классификация стран» - Форма правления. Классификация стран по уровнюсоциально-экономического развития. Страны - нефтеэкспортёры. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Социалистические страны. Ключевые страны. Страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны. Саудовская аравия. Социалистические республики.

«Доходы семьи» - Стоимость базовой товарной корзины в базисном периоде. Доход от предпримательской деятельности. Закон Энгеля. Доходы и расходы семьи. Реальный доход. Семейные расходы. Стоимость жизни. Доход от собственности. Социальные трансферты. Доход в виде благ. Номинальный доход. Индекс потребительских цен. Товарная корзина.

«Экономика и производство» - Что такое экономическая наука? Производство. Отношения людей. Основные виды ресурсов экономики. Прибыль. Изготовление машин. Потребности. Три главных вопроса экономики. Потребление. Труд (человеческие ресурсы). Государство. Фирмы. Информационные ресурсы. Доходы от факторов производства. Распределение.

«Юридическая ответственность» - Принудительное взыскание причиненных убытков. Ответственность за вину. Административный штраф. Ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна. Изменение сроков давности. Меры уголовного наказания (например, лишение свободы). Невменяемое состояние. Четко очерченный объем принуждения.

Всего в теме 14 презентаций


Роль государственного регулирования экономики
Средства государственного регулирования экономики
Институты государственного регулирования переходной экономики
2. Стабилизационная и структурная политика
Понятие стабилизационной политики
Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период
Монетарный подход к финансовой стабилизации
Немонетарный подход к финансовой стабилизации
Структурная политика и ее главные направления в переходный период
Взаимосвязь стабилизационной и структурной политики
3. Институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики)
Выводы
Термины и понятия
Вопросы для самопроверки

В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности.
В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.

1. Функции государства. Направления и средства государственного регулирования в переходной экономике

В переходный период государство изменяет свое положение в экономике и обретает новые функции.

Роль государственного регулирования экономики

Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).
В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.

Функции государственного регулирования экономики

В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
. обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
. ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
. поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
. разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
. демонополизация и поощрение конкуренции;
. приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.).

Средства государственного регулирования экономики

Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.
Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).
По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.

В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование, Возникают специфические для переходного периода институты — ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.

2. Стабилизационная и структурная политика

Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:
1) инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;
2) трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;
3) снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции.

Понятие стабилизационной политики

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.
Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период

Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран — недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов (см. гл. 22).

Монетарный подход к финансовой стабилизации

В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста объема продукции реального сектора.
Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышение темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских цен.
Рост денежной массы влияет на инфляцию через определенные временные промежутки — лаги, в течение которых изменения объемов денежной массы вызывают изменения в темпах прироста цен.

Немонетарный подход к финансовой стабилизации

Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют многочисленные факторы, находящиеся за пределами сферы денежного обращения.
Во-первых, с т р у к т у р н ы й ф а к т о р, т.е. значительные диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, которые быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или иных товаров и услуг долго подталкивает цены в сторону повышения. Еще одним проявлением этого, например, в тяжелой промышленности с длительным производственным циклом, является инерционность экономики, в силу чего производство не способно быстро реагировать на изменения спроса и обмена денежной массы. Поэтому даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить неравновесие между спросом и предложением.
Во-вторых, м о н о п о л и с т и ч е ск и й ф а к т о р, который в специфических условиях России усугубляется огромной ролью естественных монополий (топливно-энергетический комплекс и транспорт).
В-третьих, и н с т и т у ц и о на л ь н ы й ф а к т о р, связывающий инфляцию с особенностями правовых и организационных условий функционирования экономических агентов. Действие
этого фактора выражается, с одной стороны, в сохранении государственного субсидирования неконкурентоспособных предприятий и банков, что неизбежно ведет к росту инфляции. С другой стороны, институциональный фактор проявляется в отсутствии в начале реформ практики банкротств, что вызывало нерыночную реакцию предприятий на сжатие спроса — неплатежи.
Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера рождает «фоновую» инфляцию, которую нельзя устранить путем сжатия денежной массы. В определенные периоды «фоновая» инфляция принимает подавленную форму неплатежей и долгов государства перед предприятиями и населением.
Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными при высокой роли последних свидетельствуют о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.

Инструменты макроэкономической стабилизации

Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:
1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);
3) установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;
4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;

  1. либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии макроэкономической стабилизации.

О р т о д о к с а л ь н ы й с ц е н а р и й представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».
Г е т е р од о к с н ы й с ц е н а р и й предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.
На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.
В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

Макроэкономическая несбалансированность в переходной экономике

Переходная экономика индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий.
Неравномерность в развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса (ВПК). В то же время сохранялось и даже усиливалось отставание отраслей, производящих потребительские товары, а также инфрастуктуры (финансовой, информационной, социальной).
Неравномерность технического оснащения отдельных отраслей выражалась в сочетании высокотехнологичных производств (в освоении космоса, ВПК) и отраслей с преобладанием ручного труда и низким уровнем механизации (производство многих потребительских товаров, сельское хозяйство).

Структурная политика и ее главные направления в переходный период

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.
Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.
Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.
Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.
Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).
Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

Концепция структурной перестройки экономики России

В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.
Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:
1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;
3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

Взаимосвязь стабилизационной и структурной политики

В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.

3. Институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики)

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

Формирование правовой основы рыночной экономики

Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:
а) права собственности;
б) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
в) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство предприятий);
г) поддержание конкурентной среды.
В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация и др.).

Становление рыночных институтов

В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в России в 1990—1991 гг. вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде «уполномоченных банков», получавших — в нарушение принципов конкуренции — особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора социально целесообразных.
В переходный период в экономике России возникли основные институты рынка: частная собственность; свобода установления хозяйственных связей; конкуренция.

Особенности рыночных институтов в переходной экономике

Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов, сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие характерные черты.
Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т.е. отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка. В России такой лакуной является отсутствие купли-продажи земли, что не позволяет использовать ее в качестве залога и препятствует привлечению кредитов и инвестиций в сельское хозяйство.
Другой институциональной лакуной, характерной для всех стран с переходной экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в форме ликвидации обанкротившихся предприятий. Эта лакуна нарушает действие конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.
Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных сегментов рынка. В России наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг, тогда как другие сегменты рынка — рынки факторов производства (капитала, труда, земли и других природных ресурсов) — развиты значительно слабее. Так, формированию рынка капитала вплоть до финансового кризиса 1998 г. препятствовала почти монопольная роль государства как заемщика. Становление рынка труда затруднено вследствие низкой мобильности трудовых ресурсов.
Институциональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные формы поведения экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к колебаниям спроса.

Выводы

1. Переход к рынку сопровождается либерализацией экономики — отказом государства от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности или резким ограничением его регулирующих функций. Одновременно происходит переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).
2. При переходе от плановой к рыночной экономике, как правило, возникает необходимость в макроэкономической (финансовой) стабилизации. Ее главной целью является подавление (или предотвращение) высокой инфляции, а также смягчение (или недопущение) трансформационного спада.
3. Сложились два главных подхода к финансовой стабилизации, в основе которых лежат различные представления о природе инфляции в переходной экономике. В соответствии с монетарным подходом инфляция целиком зависит от темпов прироста денежной массы. Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют такие факторы, как диспропорции в структуре народного хозяйства, высокая степень монополизации экономики и т.д.
4. Выделяются два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный (сокращение или ликвидация дефицита госбюджета, жесткий контроль за денежной эмиссией, установление «монетарного якоря») и гетеродоксный (те же меры в сочетании с регулированием цен и доходов).
5. Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или обслуживающих национальные интересы (производственная и социальная инфраструктура, отдельные производства ВПК).
6. Институциональные преобразования включают разработку рыночного законодательства и контроль за его применением; изменение отношений собственности, формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа; создание новой системы управления народным хозяйством.

Термины и понятия

Стабилизационная политика
Макроэкономическая (финансовая) стабилизация
Монетарный подход к финансовой стабилизации
Немонетарный подход к финансовой стабилизации
Структурная политика
Ортодоксальный сценарий макроэкономической стабилизации
Гетеродоксный сценарий макроэкономической стабилизации
«Монетарный якорь» Институциональные преобразования
Институциональные лакуны
Структурная асимметричность

Вопросы для самопроверки

1. Какие экономические функции государство вынуждено брать на себя в связи с переходным характером экономики?
2. Какие меры необходимы для финансовой стабилизации в переходной экономике:
а) свобода частнопредпринимательской деятельности; б) отмена государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность;
в) повышение ссудного процента сверх уровня инфляции? 3. Какими проблемами в переходной экономике должно заниматься государство: а) осуществлять импорт продовольственных товаров;
б) оказывать помощь коммерческому банку, находящемуся в тяжелом финансовом положении; в) определять круг товаров и услуг, необходимых для государственных нужд?
4. Какой вариант макроэкономической стабилизации применялся в России в 1992—1994 гг.: ортодоксальный или гетеродоксный?
5. Почему в начале переходного периода, как правило, необходима макроэкономическая стабилизация?
6. Какие меры относятся к институциональным преобразованиям: а) повышение цен на бензин; б) введение валютного коридора; в) создание двухуровневой банковской системы?
7. Какие отрасли российской промышленности должны пользоваться в ходе структурной перестройки поддержкой государства:

А) газовая; 6) легковая; в) пищевая?