Уровень фрикционной безработицы. Фрикционная безработица как показатель экономического развития государства. Что представляет собой фрикционная безработица

Уровень фрикционной безработицы. Фрикционная безработица как показатель экономического развития государства. Что представляет собой фрикционная безработица

М.В. ВАРЛЕН,

кандидат юридических наук, ректор Первого Московского юридического института

Автор рассматривает парламентаризм как целостную систему, институт власти, имеющий определенные функции, место и роль в политической системе общества. Парламентаризм позволяет народу реализовать свое конституционное право на государственную власть и одновременно выступает в качестве элемента механизма сдержек и противовесов, обеспечивающего контроль за исполнительной ветвью государственной власти.

Ключевые слова: парламентарий, парламентаризм, государственная власть, политический режим.

Идея народного представительства определяет формирование и развитие системы организации верховной власти в современных демократических государствах, основывающейся на признании народа источником власти. В науке конституционного права такая организация власти определяется как «представительное правление», «представительная система», «представительная демократия».

Важность существования представительной демократии Ш. Монтескье объяснял неспособностью народа «обсуждать дела». Поэтому он ограничивал его участие в правлении только избранием представителей. По мнению Ш. Монтескье, предназначение выборного представительного собрания состоит в том, чтобы создавать законы и наблюдать за тем, хорошо ли соблюдаются те законы, которые уже им созданы. Он считал, что эти дела собрание «может очень хорошо выполнить».

Теория разделения властей и народного представительства исходит из принципа равенства всех трех ветвей власти. Вместе с тем еще со времен ее основателей подчеркивается особая роль, которая отведена власти законодательной и органу, призванному его осуществлять - парламенту. Именно парламент - это орган, который выражает волю носителя суверенитета - народа. Поэтому с разделением властей тесно связана идея парламентаризма.

«Древнейшее... оправдание парламента заключается в соображении внешней «быстроты»: собственно говоря, решать должен был бы народ в своей реальной совокупности, как это было изначально...; но по практическим соображениям сегодня невозможно, чтобы все в одно и тоже время сходились в одном месте; также невозможно опрашивать всех по поводу каждой частности; поэтому разумней облегчить себе задачу избранием коллегии доверенных людей, а это как раз и есть парламент». Понятие «парламентаризм» в литературе трактуется как верховенство, привилегированное положение парламента, ответственность правительства перед ним, либо как существенная роль парламента, т.е. нормальное его функционирование как представительного и законодательного органа, обладающего также и контрольными полномочиями. Таким образом, степень развития парламентаризма определяется прежде всего степенью самостоятельности парламента в осуществлении законодательной функции и осуществлении контроля за исполнительной властью.

В науке конституционного права категория народного представительства относится к числу особо важных. Так как от степени внедрения народного представительства в практику государственного устройства в значительной степени зависят форма государства, иерархия структура, компетенция органов государственной власти, характер из взаимоотношений. Об особой значимости народного представительства свидетельствует то, что оно, как верно отмечает М.В. Баглай, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью. Благодаря этому всей системе правления в России присущ демократический характер.

Впервые возникнув как социальный орган власти в 1265 году в Англии, парламент в течение столетий приобрел нынешние формы, сохранив и развив первоначальные, обогатив их новыми. Его появлению предшествовала длительная, насчитывающая несколько тысячелетий допарламентская история законодательной власти, претерпевшая множество изменений, отступлений от найденных форм и возвращения к ним в новых исторических условиях. Глубже понять суть парламента и парламентаризма можно, проследив основные этапы становления и развития самой идеи парламентаризма, а затем и функционирования парламентской формы законодательной власти.

Парламент и парламентаризм обоснованно связывают с законодательной властью. Парламентаризм вышел из чрева законодательной власти, а, в свою очередь, право возникло из потребности защиты интересов правящей группы, а также потребностей защиты членов племени, сородичей.

Впервые идею парламентаризма в современном ее восприятии высказал Дж. Локк в своем труде «Два трактата о правлении». Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют - по Дж. Локку - чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также соотношениями с иностранными государствами (осуществлять федеративную власть). Дж. Локк, однако, привнес в политическую теорию нечто гораздо большее, чем просто мысль «уравновесить власть правительства, вложив отдельные ее части в разные руки». Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия «отдельных ее частей». Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее активное влияние.

По существу, нормальная «структура правления» рисовалась воображению Дж. Локка комплексом официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов. Эти представления о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействии отдельных частей единой государственной власти легли в основу рождавшейся в XVII в. доктрины буржуазного конституционализма. В последствии они были подхвачены и развиты Ш. Монтескье.

В научной литературе можно встретить формулировку, определяющую парламентаризм как форму государственного правления. Мы считаем, что такой взгляд упрощает суть вопроса. С древних времен под формами правления понимали способ сосредоточения власти или в руках одного лица (монархия), или группы лиц (аристократия) или народа (демократия). Парламенты существовали и существуют и при монархах (классический пример - Англия), и при демократиях. Парламентаризм можно толковать как разновидность, но не как самостоятельную форму правления. Однако и такой взгляд на суть парламентаризма недостаточен.

С политологической точки зрения парламентаризм - явление многоплановое, имеющее сложную внутреннюю структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов. Поэтому не удивительно, что по вопросу сущности и принципов парламентаризма существует достаточно широкий спектр мнений. Так, например, немецкий юрист Георг Еллинек не относил парламент к числу важнейших органов государства. Парламент, по его мнению, - это один из таких второстепенных органов, появление, существование и исчезновение которых не влечет за собой дезорганизации или коренного видоизменения государства. Парламент не является самостоятельным органом, так как его волевой акт непосредственного воздействия на государство и на подвластных государству лиц не оказывает.

Совсем другой точки зрения придерживается английский исследователь А. Дайен. «Парламент, - писал он, - ... имеет при английском государственном устройстве право издавать и уничтожать всевозможные законы; нет ни лица, ни учреждения, за которым английский закон признавал бы право преступать или не исполнять законодательные акты парламента. Права парламента ограничены лишь двумя факторами: нравственным законом и общественным мнением».

Возникло и обобщающее понятие «парламентаризм», которое пока неоднозначно трактуется в политологической литературе. В «Большом энциклопедическом словаре» парламентаризм определяется как система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента. И далее констатируется, что «с усложнением структуры общества, связей происходит процесс усиления полномочий исполнительной власти (президента, правительства)».

Несколько другое толкование этому понятию дают авторы «Общей и прикладной политологии». Парламентаризм, по их мнению, - «система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам». На современном этапе развития общества существует множество определений, в той или иной мере отражающих сущность понятия «парламентаризм». Одни оценивают парламентаризм «как систему организации и функционирования верховной власти, характеризующуюся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента». Данное определение предполагает ведущее положение выборного законодательного органа в системе государственной власти и управления. Другие считают, что парламентаризм - «система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве законодательного органа - парламента по отношению к другим органам государственной власти». Третьи определяют его как «уходящую корнями в средневековую форму представительства народа в виде избираемого собрания, которая обладает определенными правами и полномочиями при принятии решений в рамках конкретной системы власти и государственного строя. Более же целесообразно рассматривать парламентаризм как целостную систему, институт власти, имеющий определенные функции, место и роль в политической системе общества. Понятие «парламентаризм» весьма объемно. Оно отражает, с одной стороны, положение парламента в механизме разделения властей, а с другой - принципы функционирования и устройства парламента.

Парламентаризм возникает и существует тогда, когда парламент наделен полномочиями законодательства, избрания правительства, контроля за его деятельностью и другими органами исполнительной власти, их отставки, а также отставки президента (или монарха в случаях парламентской формы монархии, когда монарх занимает престол не по наследственности, а по избранию, зачастую тем же парламентом).

С учетом того, что смысл демократии связан прежде всего с идеей политической свободы, со свободой политического выбора, сделанного осознанно свободным нардом, свободными гражданами, институт органов народного представительна выступает в качестве необходимого общественного инструмента такого выбора, свободного принятия решения и в то же время является своеобразной контрольной комиссией народа на аппаратом публичной власти, которая понуждает его служить народу и общественным интересам, признавая и соблюдая права человека и гражданина. Поэтому народное представительство, возникающее из недр общества и наиболее ярко выражающее идею общей воли, суверенитета народа, призвано не допускать ни отчуждения власти от общества, ни ее полного и бесконтрольного господства над обществом, обеспечивая и политическую свободу в обществе, и личную свободу индивида.

Итак, что собой представляет современный парламентаризм? Какие черты он приобретает в настоящее время?

Отметим, что парламентаризм - это сложное, комплексное явление, которое вбирает в себя многие стороны общественной жизни, и может быть выражено в нескольких формах.

С точки зрения политической теории парламентаризм является одной из форм репрезентативной демократии. В этом смысле он фактически отождествляется с демократическими ценностями, сложившимися за многие, столетия, как-то: гражданское общество с высокой степенью правовой культуры; утверждение идеи верховенства закона; приоритет прав личности в отношениях с государством (именно воля народа является решающей при формировании государственных институтов); создание соответствующей шкалы ценностей, которая бы исключала противоречие общественных и личных интересов при осуществлении государственной власти. Несомненно, все указанные ценности должны реализовываться посредством деятельности органа народного представительства - парламента. Однако следует полностью согласиться с мнением современных российских политологов, что само существование парламента в системе органов государственной власти не означает существования парламентаризма на прочных основах. То есть для парламентаризма необходимо, чтобы орган народного представительства был наделен определенными качествами, среди которых можно выделить: 1) избрание депутатов парламента на свободных всеобщих выборах, что является основной гарантией высокого уровня представительности данного государственного органа; 2) самостоятельность и независимость в системе разделения властей, - именно парламент образует законодательную ветвь власти; 3) высокий уровень полномочий парламента при решении вопросов государственного управления (например, при формировании исполнительной власти) и наличие решающих полномочий в процессе законотворчества.

Приоритет демократических ценностей при определении парламентаризма просматривается в работах многих современных исследователей. Некоторые прямо заявляют, что парламентаризм есть ни что иное как «система представлений об общедемократических, общецивилизациошшх ценностях государственно-организованного общества».

Парламентаризм - явление многоплановое, имеющее сложную внутреннюю структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов. Он характеризует организацию общественной жизни, достигнутый уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, т.е. степень демократизации общества. Мы определяем парламентаризм как систему властных отношений, базирующуюся на разделении властей, представительстве разнообразных интересов различных социальных групп гражданского общества, политическом плюрализме, соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

Парламентаризм неразрывно связан с теорией и практикой разделения властей и, следовательно, не предусматривает наделение какой-либо ветви государственной власти полномочиями и функциями верховной власти. Баланс властей может быть смещен в сторону парламента или, как, например, в настоящее время в России, в сторону исполнительной власти и президента.

Среди исследователей-правоведов нет единого мнения в определении сущности народного представительства. Ряд ученых, например, С.А. Авакьян отмечает, что этим понятием охватываются не только коллегиальные органы, состоящие из избранных народом представителей-депутатов, но и главы исполнительной власти. По мнению С.А. Авакьяна, они «производны от народа в силу их выборности и выражают его интересы». Более широко рассматривает категорию представительства А.С. Автономов, полагающий, что Президент РФ осуществляет представительство и является представительным органом государственной власти.

Мы полагаем, что такое толкование понятия «народное представительство» не точно, ибо выхолащивает, размывает его сущность. На наш взгляд, выборное должностное лицо не является народным представителем. По своей природе такое лицо назначено не для представления интересов всего народа или его части в какой-либо властной структуре, а для осуществления определенного набора полномочий, связанных с управлением, воздействием на весь народ или его часть. Эти полномочия определяются не волей избирателей, а действующим законодательством, планами, программами, указаниями вышестоящих органов. При выборе должностных лиц для избирателей определяющими являются организаторские способности претендентов, их умение проводить в жизнь конкретные решения. Для депутатов самое главное - способность максимально точно выражать в разрабатываемых законах волю народа, по меньшей мере, своих избирателей. Поэтому, по нашему мнению, реализованная в федеральном законодательстве идея Президента РФ о назначении высших должностных лиц (губернаторов) субъектов России не заузила народное представительство в государственной сфере, так как по своей природе не относятся к народным представителям. Начиная с февраля 2005 года, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации стали избираться региональными законодательными органами по представлению Президента РФ. Такой порядок соответствует Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В нем Президент РФ и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации названы органами государственной власти.

Предназначение высших должностных лиц субъектов Российской Федерации не аккумулировать в своих решениях волю избирателей, что требуется от депутатов, а представлять возглавляемый государственный орган внутри страны или за ее пределами, организовывать исполнение законодательства, решение социально-экономических задач. Это представительство можно назвать административным или должностным. Оно принципиально отличается от народного представительства. Для депутата фактор избрания народом имеет определяющее значение. Иным способом он не может получить депутатский мандат. Его предназначение - представлять интересы избирателей в законодательном органе и максимально выражать народную волю или, по меньшей мере, волю своих избирателей в конкретных законах. Такие задачи, как известно, не стоят перед высшими должностными лицами.

Примечательна точка зрения на систему народного представительства известного русского ученого-юриста Н.М. Коркунова, который обращал внимание на то, что одна из основных задач представительства в системе публичной власти - обеспечение живой, непосредственной связи между деятельностью государственных органов и текущими запросами общественной жизни. «От представительного элемента… требуется именно живая непосредственная связь с обществом». Представители должны быть «заинтересованы в том, чтобы государство управлялось согласно действительным потребностям народной жизни, согласно разделяемым ими политическим принципам», и для выполнения своего назначения представительный элемент должен «возможно чаще возобновляться, чтобы не обособиться от представляемого им общества».

Опасения Н.М. Коркунова по поводу возможной утраты представителями живой и непосредственной связи с обществом до сих пор не утрачивают актуальность.

Анализируя концептуальные и организационные ограничения государственного абсолютизма в российской конституционно-правовой традиции, можно сделать вывод о том, что в России с ее традиционным ориентированием на сильную государственную власть «замыкающуюся» на институт главы государства, рассмотрение концептуальных и институциональных оснований ограничения государства в его стремлении к абсолютизации властных полномочий, достаточно сильно отличалось от английской модели. В качестве основных факторов предопределяющих подобные отличия следует назвать следующие обстоятельства: во-первых, к началу преобразований в России отсутствовали необходимые элементы гражданского общества; во-вторых, средний класс, даже если признать сам факт его существования, был недостаточно силен для того, чтобы стать социальной базой демократических преобразований; в-третьих, эти преобразования следовало провести в кратчайший (по сравнению с западными странами) исторический промежуток времени. В результате в тех условиях, которые сформировались в России, была необходима совершенно другая стратегия развития вообще, другая концепция политических сил и тактика реформ в частности. Основным носителем преобразовательной программы направленной на вестернизацию политико-правовой системы выступала не буржуазия, а скорее само государство (точнее административная бюрократия), что в свою очередь предопределяло принудительный характер реформ и административно-командные методы их практического внедрения.

Конечно, отечественные исследователи, разделяли с представителями западной философии права идею ценности прав личности, и конституционного ограничения государственного абсолютизма. Однако, рассмотрение институтов парламентаризма и конституционализма по мнению российских ученых следовало проводить с учетом специфики политической системы России и тех социальных слоев в ней, которые способны разделить и действительно поддерживать эти социальные идеалы. В связи с этим, политическим идеалом объявлялся постепенный переход от абсолютизма к правовому государству через конституционную монархию. Представители этого направления придавали особое значение повышению политической культуры общества, чем объясняется их внимание к анализу правовой природы новых политических форм, возникающих в ходе реформ и революций. Предметом анализа являлся вопрос о социальных силах страны, способных проводить или поддерживать демократические преобразования. При отсутствии третьего сословия в западном его понимании это позволяло поддерживать более или менее постоянные альянсы либеральной интеллигенции с прогрессивной бюрократией.

Сейчас можно констатировать, что российский парламент является органической частью государственной власти и реализует волю своими, присущими ему формами и методами воздействия. В условиях парламентаризма как сложившейся системы государственного управления, при которой доминирует законодательная функция, властные возможности парламента возрастают.

Законы, принимаемые российским парламентом, направлены на регулирование наиболее важных общественных отношений в сфере конституционного и государственного строительства, политики, экономики, культуры, науки, образования, экологии, социальной сферы и т. д. Законодательство, формируемое парламентом России, устанавливает систему органов власти, порядок их организации и деятельности. Оно закладывает основы правового регулирования и координации деятельности органов власти, взаимоотношения центральных и региональных властных структур, регулирование и контроль в сфере гражданского права, институтов гражданского общества, прав человека и гражданина в Российской Федерации.

В условиях парламентаризма, после победы на выборах и обретения парламентского большинства той или иной партией, появляется реальная возможность выбора альтернатив общественно-политического и экономического развития общества в целом и основных институтов власти. В этом и заключается суть властной функции парламента.

Важную стабилизирующую роль российский парламент играет как инициатор социально-экономических и политических реформ. Именно в стенах данного учреждения обсуждаются все возможные альтернативы и точки зрения, выслушиваются все мнения и сравниваются аргументы конкурирующих сторон, происходит достижение компромисса и его юридическое оформление в виде принятых законов. Парламент впоследствии и контролирует выполнение намеченных реформ. Даже в том случае, если инициатором и исполнителем реформ является Правительство РФ, все равно последнее не может обойтись без российских законодателей.

Все это позволяет российскому парламентаризму, с одной стороны, успешно справляться со своей ролью в политической системе, с другой - претендовать на то, чтобы быть универсальным инструментом политической организации российского общества. Как видим, логика исторического развития выработала этот достаточно эффективный политический механизм, позволяющий соблюдать и укреплять демократию, права человека, создавать стимулы для дальнейшего совершенствования общества. Причем, чем более совершенна организация российского парламентаризма, тем больше возможностей Российская Федерация имеет для социального и духовного прогресса.

Вместе с тем, необходимо отметить, что безосновательное расширение функциональных обязанностей российского парламента способно привести к нивелированию основного предназначения данного органа: формализация воли народа посредством представительной демократии. Все вышеперечисленные функции российского парламента потенциально могут быть последним потенциально реализованы на практике. Однако, следует заметить, что только четыре из всех перечисленных функций российского парламента: две основные: законодательная и представительная и две дополнительные: контрольная и легитимизационная, отвечают историческому предназначению парламентского органа.

Таким образом, отметим, что в Российской Федерации в настоящее время парламентаризм одновременно выступает как выражение верховенства закона и законодательной власти в обществе, как принцип организации власти и государственного управления, как важнейший институт в триаде разделения властей, и как важный инструмент преодоления противоречий между органами государственной власти как в центре, так и на местах.

Парламентаризм является реальным политико-правовым институтом, воплощающем в себе единство представительной и законодательной власти в обществе, где существует разделение властей. В широком смысле парламентаризм - это политический режим, характеризующийся наличием демократии, разделением властей, их балансом между собой при доминирующей роли избираемого населением одно или двух палатного парламента. В узком смысле парламентаризм - это порядок и результаты деятельности избираемых народом высшего и иных представительных органов публичной власти, не образующих единую соподчиненную систему органов, но входящих в единую ветвь законодательной (представительной) власти.

Таким образом, относительно философско-правовых источников теории парламентаризма можно сделать следующие выводы:

1. Являясь полифункциональным институтом, парламентаризм (воплощающий в себе наиболее значимые идеи представительной демократии), с одной стороны, позволяет народу реализовать свое конституционное право на государственную власть, а с другой - выступает в качестве структурно-функционального элемента механизма сдержек и противовесов, обеспечивающего контроль за исполнительной ветвью государственной власти и тем самым препятствующего ее абсолютизации и возможным злоупотреблениям.

2. В рамках теории парламентаризма центральное место занимает идея объединения представительной и законотворческой функций. Это предполагает, что законы как нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимаются народными представителями. Таким образом, обеспечивается реализация общесоциальных интересов, или, по крайней мере, интересов наиболее прогрессивных слоев общества и повышает эффективность функционирования социума как сложной самоуправляющейся системы. Здесь усматривается диалектическая связь концепции парламентаризма с конституционно закрепленным принципом народовластия, а точнее - народного суверенитета, предполагающим, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», который осуществляет свою власть в том числе и через органы государственной власти (ст. 3).

3. Рассмотрение парламентаризма в качестве самостоятельной политико-правовой категории предполагает акцентирование внимания на двух смысловых значениях. С одной стороны, термин «парламентаризм» используется для обозначения системы народного представительства, представляющей легальную форму участия населения в политическом процессе. В подобном понимании парламентаризм является условием и вместе с тем признаком демократического государства. С другой стороны, парламентаризм рассматривается в качестве инструментальной составляющей системы сдержек и противовесов, обеспечивающей ограничение аппарата государственного управления с целью недопущения абсолютизации властных полномочий и злоупотребления ими.

Библиография

1 Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. -М. : Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 298.

2 Шмитг К. Политическая теология. - М., 2000. С. 183.

3 Евзеров Р. Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. 1999. № 1.

4 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 1998. С. 423.

5 Шмитг К. Политическая теология. - М., 2000. С. 183.

6 Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. - М.: Мысль, 1988. 668 с. (Филос. Наследие. Т. 103). С. 135.

7 Политическая история. Россия - СССР - Российская Федерация. В двух томах. Т. I. - М., 1996. С. 426; См.: Крылов Б.С. Парламент буржуазного государства. - М., 1963. С. 3.

8 Цит. по: Крылов Б.С. Указ. соч. С. 34.

9 Большой энциклопедический словарь. - М., 1997. С. 880.

10 Жуков В.И., Краснов Б.И. Общая и прикладная политология. - М., 1997. С. 480.

11 Юридическая энциклопедия. - М., 1997. С. 516.

12 Энциклопедический юридический словарь. - М., 1997. С. 452.

13 Романов Р, М. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление// Полис. 1998. № 5. С. 131.

14 Тихомиров Д. В. Становление и развитие российского парламентаризма (Исторический аспект): Автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 1997. С. 9.

15 Шеховцов В.А. Развитие парламентаризма в России// Политология и политологическое образование: Материалы первой международной научно-практической конференции (15-17 ноября 2001 г.). - Владивосток, 2002. С. 17-18.

16 Цит. по.: Авакьян С.А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. с.5.

17 См.: Автономов А.С. О категории представительства в конституционном праве // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. - М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 18, 22-23.

18 СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

19 Коркунов Н. М. Русское государственное право. - СПб., 1914. С. 417.

Последствием производства является не только инфляция. Снижение уровня развития всех хозяйственных сфер общества не может не влиять и на состояние рынка труда. Инфляция и безработица достигают своего наивысшего уровня в периоды кризисов, но между этими явлениями нельзя ставить знак равенства. Необходимо четко просматривать те различия, которые имеют инфляция и безработица.

Первое из этих явлений снижает жизненный уровень граждан. Безработица же физически перекраивает существующие Общество, затратившее немалые средства на подготовку квалифицированных кадров, сталкивается с их ненужностью. Миллионы работников оказываются просто лишними для производства.

Возможно, что пройдет время, и ситуация изменится. Специалисты вновь будут нужны компаниям и организациям. Однако их сноровка и навык уже несколько утратятся, к тому же скажется моральная надломленность после пережитой нестабильной ситуации. Для восстановления трудовых ресурсов обществу понадобится оказать своим гражданам социальную и экономическую поддержку, уровень которой будет напрямую зависеть от вида и продолжительности безработицы. Именно поэтому столь важны глубокие знания об этом явлении.

Основное понятие

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, когда некоторая часть активного населения не имеет возможности в полной мере реализовать свои умственные и физические способности в процессах производства услуг и товаров. Незанятость граждан возникает и в тех случаях, когда спрос на трудовые ресурсы превышает их предложение.

Исторические факты

Эффективность использования рабочей силы менялась по мере развития человеческого общества. Так, при первобытном строе все трудоспособное население племени было задействовано для охоты, приготовления пищи и других жизненно необходимых процессов. Полная занятость людей характерна и для рабовладельческого строя. В этот период огромные армии рабов трудились на плантациях, а свободные граждане становились колонистами, воинами или же занимались различными промыслами. Схожая картина наблюдалась и при феодализме.

Все изменилось после возникновения частного капитализма. Господство рыночных отношений на индустриальном этапе развития общества стало причиной нового экономического явления, названного безработицей. Тогда-то и появились толпы не состоящих в трудовых отношениях людей.

Кто считается безработным?

Социально-экономическое явление, когда население не задействовано в процессах производства, тесно связано с рынком труда. По определению, данному МОТ, безработным считается тот человек, у которого на данный момент отсутствует место трудовой деятельности, но он ищет его и готов участвовать в процессе производства. Однако не всякий гражданин может быть отнесен к данной категории.

Так, не подходят под этот критерий инвалиды, престарелые люди и дети. Кроме того, гражданин, у которого имеется определенный доход, но он не желает участвовать в производственных процессах, также не считается безработным.

Сущность явления

Понятие и виды безработицы - это термины, неизменно сопровождающие рыночную систему хозяйствования. Это подтверждено всей историей развития капиталистического общества.

Так, со второй половины 18 века в Англии начались массовые выступления рабочего класса. Люди протестовали против использования машин, ведь индустриальная революция породила целую армию никому ненужных работников. Далее явление продолжало набирать обороты. Это привело к тому, что в 1995 г. на нашей планете было зарегистрировано рекордное количество безработных. Оно составило 635 млн человек.

Сущность и виды безработицы, а также количество незанятых в производстве людей зависят от конкретного периода в развитии экономики, для которого характерны определенные показатели, такие как:

Эффективность труда;
- темпы роста экономики;
- степень соответствия квалификации кадров существующему на них спросу;
- демографическая ситуация;
- политика занятости, проводимая государством.

По данным статистических исследований, количество людей, не имеющих возможность найти работу, особенно увеличивается в те периоды, когда в стране нарастает экономический кризис. Примером тому может служить спад производства, который наблюдался в 1857 г. В этот период в Англии в сфере металлообрабатывающей промышленности безработица составила 12%. А в благополучный 1853 г. - всего 2%. Резкое повышение уровня безработицы в 1957 г. наблюдалось и в США. Например, в Нью-Йорке "лишними" оказались более 150 тыс. человек.

Самая большая безработица была зафиксирована в годы так называемой Это был период, длящийся с 1929 по 1933 гг. Тогда без рабочего места осталось от 15 % трудоспособного населения, проживающего в развитых странах. Например, в Америке в эти годы статус безработных получили более 10 миллионов человек.

Это негативное социально-экономическое явление является серьезной проблемой и в современном обществе. Так, рост количества незанятых в производстве людей наблюдался в кризисы 1973-1975 гг., 1979-1980 гг., а также 1982-1983 гг.

Виды и уровень безработицы зависят от рассматриваемой страны. Например, если взять данные 1985 г., то в Испании не могло трудоустроиться 20% населения, а в Японии - 2,6%. В 90-е годы в странах Европы (Франции, Англии, Германии и Италии) безработных было 10-12%, в Америке - от 5 до 6, в Японии - от 2,3 до 3, а в Швейцарии - всего 1%. Подобные различия возникают из-за отличающейся друг от друга государственной политики стран в области макроэкономического регулирования. Отчасти расхождения в уровне безработицы связаны с различным определением данного термина.

Из-за чего возникает проблема «лишних» кадров?

Безработица, причины, виды, последствия данного негативного явления широко изучаются экономистами. На сегодняшний день исследователи неоднозначно объясняют появление «лишних» кадров. Среди имеющихся причин находятся:

1. Мальтузианство, или избыток народонаселения.
2. Марксизм, то есть рост органической структуры капитала.
3. Высокий уровень оплаты труда.
4. Кейнсианство, заключенное в недостатке совокупного спроса.

Неоклассическая концепция

По мнению экономистов, придерживающихся данной теории, количество рабочих, занятых в производственном процессе, прямо противоположно уровню получаемого ими вознаграждения за труд. Другими словами, занятость понижается вместе с ростом зарплаты. Как в таком случае устранить проблему безработицы? Снизить величину заработной платы.

Кейнсианская концепция

Экономисты, придерживающиеся данной теории, последовательно и обстоятельно доказывают, что в условиях рыночной экономики безработица является не добровольной, а вынужденной. По их мнению, неоклассическая концепция способна подтвердиться только в пределах отраслевого, то есть микроэкономического уровня.

Основатель теории, Кейнс, утверждал, что объем занятости напрямую связан с эффективностью спроса на товары. Помимо этого, занятость населения в значительной мере зависит от инвестиций. Рост подобных вложений неизменно действует на отрасли, занимающиеся выпуском предметов потребления, что и приводит к росту спроса на трудовые ресурсы.

Типы безработицы

В настоящее время негативное социально-экономическое явление, характерное для всех стран, подлежит определенной классификации. Основные виды безработицы:
- фрикционная;
- циклическая;
- структурная.

В зависимости от критериев и характеристик данное явление бывает явным и скрытым, длительным и естественным, институциональным, застойным, сезонным, официальным и неофициальным. Хорошо отражает самые распространенные виды безработицы таблица, которая приведена ниже.


Рассмотрим типы данного явления подробнее.

Фрикционная безработица

Она возникает при увольнении человека по собственному желанию, когда специалист намерен найти новую, более подходящую для него работу. Как правило, для такого явления характерен небольшой промежуток времени. Специалист быстро трудоустраивается и уже не относится к армии ненужных для производства людей.

Подобный вид безработицы возникает при смене места жительства, получении нового образования, нахождении в отпуске по уходу за ребенком. Снижение уровня этого явления может говорить о совершенствовании подачи необходимой информации тем, кто ищет работу. Однако экономисты утверждают, что фрикционная безработица неизбежна. Кроме того, она в какой-то мере даже желательна, ведь это явление означает получение специалистами более высоких доходов, что позволит государству рациональнее распределить трудовые ресурсы и добиться увеличения объема национального продукта.

Структурная безработица

Данное явление возникает из-за поиска нужной вакансии теми специалистами, которые имеют узкую квалификацию. По своей сути структурная безработица, примеры которой имеются и в нашей стране, является вынужденной. Она возникает в результате преобразований в той или иной сфере народного хозяйства, а также при развитии новейших, высокотехнологичных направлений и сокращении устаревших производств.

Какую специфику имеет российская структурная безработица? Примеры подобного явления касаются тех, кто, имея среднее специальное или высшее образование, не может найти для себя подходящую вакансию. И это происходит при одновременном повышении спроса на неквалифицированные трудовые ресурсы.

Неизбежность явлений фрикционного и структурного типов

Рассмотренные виды безработицы и примеры их появления дают полное основание считать их присутствие в обществе естественным. Подобные явления считаются нормальными для динамично развивающего государства. Другими словами, такие виды и формы безработицы, как структурная и фрикционная, классифицируются как естественные и неустранимые. При этом они оказывают влияние на создание долговременного устойчивого равновесия на рынке труда. Указывает на эти виды безработицы таблица, приведенная ниже.

По существу оба эти явления можно назвать которая неизбежно существует даже при полной занятости населения. При этом данное явление соответствует потенциальному ВНП.

Циклическая безработица

Такое негативное явление возникает в результате спада производства в том периоде экономического развития, для которого характерны недостаточные инвестиционные вливания в производственную сферу. Своего пикового уровня циклическая безработица достигает в периоды кризисов. Минимальное значение данного явления наблюдается во времена подъема производства. Разумеется, существуют различные виды и формы безработицы, однако циклическая является самой болезненной для населения. Она ведет к падению доходов индивида, а, следовательно, к снижению его благосостояния. Кроме того, наличие в обществе циклической безработицы свидетельствует об использовании производственных мощностей не в полном объеме. А это подразумевает снижение налоговых поступлений в казну.

Причины, по которым происходят циклические колебания занятости населения, кроются в прохождении государством определенных фаз развития экономики. Например, в России подобное явление возникает из-за перехода народного хозяйства на принципиально новые, рыночные условия.

Необходимость учета незанятого населения

Виды безработицы и примеры их проявлений могут быть самыми различными. Так, определенные формы этого явления классифицируются, исходя из необходимости регистрации безработных, что позволит государству принять соответствующие меры.

При этом выделяют:

1. Зарегистрированную безработиц у, отражающую количество незанятого населения, ищущего вакансии и ставшего на учет в открытых государством службах занятости.
2. Скрытую безработицу. В категорию подобных трудовых ресурсов входят граждане, которые заняты в сфере производства, но являются там «лишними». Их отправляют в или предлагают выходить на неполный рабочий день.

Длительность периода поиска вакансии

Виды безработицы и примеры ее проявления различны и по времени существования данного явления. Так, подобное негативное явление бывает:
- краткосрочным, когда человек не может найти работу в течение 8 месяцев;
- длительным (от 8 до 18 месяцев);
- застойным (свыше 18 месяцев).

Особую опасность для населения представляют длительные и застойные виды безработицы. И примеры этому можно взять из повседневной жизни. Длительно не работающий специалист теряет свой профессиональный уровень и способность интенсивно работать. Кроме того, нередко такое состояние становится причиной социальной деградации индивида, что приводит его в группу пьяниц или бомжей. Вернуть таких людей к профессиональной деятельности можно только посредством длительной индивидуальной реабилитационной работы.

3. Циклическая безработица.

Фрикционная безработица связана с переходом работников с одного места работы на другое. Поиск нового места всегда требует какого-то времени, а иногда связан с переездом на новое место жительства. Отличительным признаком этого типа безработицы считается то, что работники обладают достаточным уровнем образования и квалификацией, чтобы найти себе новое место работы.

Структурная безработица возникает вследствие несовпадения динамики структуры рабочей силы и структуры рабочих мест. НТП вызывает сдвиги в структуре рабочих мест и в требованиях, предъявляемых к квалификации и образованию сотрудников. Поэтому всегда в экономике появляются работники, лишившиеся работы по причине обесценивания их уровня квалификации в результате введения новых технологий или отраслевых сдвигов (например, сокращение занятости в угледобывающей промышленности при переходе к использованию более дешёвых энергоносителей - газа, нефти). К этому виду безработицы относят также незанятость молодёжи в возрасте до 20 лет, поскольку они часто не отвечают предъявляемым требованиям. Структурная безработица обычно означает длительные периоды незанятости и требует дополнительного обучения, повышения квалификации, переподготовки или перемены места жительства.

Циклическая безработица возникает в период спада деловой активности, когда без работы остаются даже наиболее добросовестные работники, обладающие современной квалификацией и высоким уровнем профессиональной подготовки, а время незанятости превышает нормальное с точки зрения фрикционной безработицы. В период мощного подъёма уровень фактической безработицы может опуститься ниже естественной нормы, и тогда циклическая безработица считается отрицательной величиной.

Естественной нормой безработицысчитают уровень естественной безработицы, к которой относят общее число безработных во время как фрикционной, так и структурной безработицы (так как оба этих вида существуют в любых фазах экономического цикла: как на подъёме, так и на спаде).

В странах ОЭРС (Организация экономического развития и сотрудничества) показатель фактической безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к численности активной рабочей силы:

U = n / m * 100% , где

U - уровень безработицы (в %); n - численность безработных (чел.); m - численность активной рабочей силы (чел).

В США численность рабочей силы состоит из безработных, то есть неработающих и активно ищущих работу, или ожидающих возвращения на работу, - и занятых на работе, то есть лица, имевшие на прошлой неделе не менее 1 оплаченного рабочего часа. Всё остальное взрослое население, то есть старше 17 лет, не входит в состав рабочей силы - это пенсионеры, домохозяйки, учащиеся, недееспособные, просто не желающие работать.

Во все времена экономисты по-разному подходили к вопросу о безработице. Так, например, классики предполагали, что появление на рынке труда безработных, то есть лиц, не имеющих работы и желающих её получить, вызывает конкуренцию за свободные рабочие места, в результате чего предприниматели снижают ставки заработной платы ниже существующих при найме работников на освободившиеся места или вновь созданные. Конкуренция безработных оказывает понижательное влияние на ставки заработной платы не только вновь нанимаемых, но и занятых рабочих. Ставки опускаются, в конце концов, до такого уровня, когда предпринимателям становится выгодно нанять всех безработных. Таким образом, если вынужденная безработица, по мнению классиков, и существует, то только во время перехода экономики к полной занятости.

К. Маркс считал, что безработица при капитализме - неизбежный спутник развития общества. Постоянная безработица формируется капиталом как рычаг давления на рынок рабочей силы с целью повысить степень эксплуатации класса рабочих. Известный историк экономической мысли М. Блауг говорил: «Безработица по Марксу - проблема структурная, потому что она - результат либо избыточного роста населения (которое он называл «резервной армией»), либо слишком низкого уровня доходов, да ещё в сочетании с примитивными негибкими технологиями». Но вернее было бы сказать, что Маркс вообще не считал безработицу проблемой как таковой, она у него просто функция накопления капитала. Относительное перенаселение Маркс рассматривает в трех формах:

· текучее,

· скрытое,

· застойное.

Первая форма идентична сочетанию современной фрикционной и циклической безработицы. Вторую форму сейчас бы отнесли к структурной безработице. Третья же регистрируется либо как длительная безработица, либо вообще выводится за рамки рабочей силы, а люди квалифицируются как «отчаявшиеся».

Дж.М. Кейнс выделял три вида безработицы:

· фрикционную,

· добровольную,

· вынужденную.

Под первой понималась безработица, вызванная временным нарушением равновесием в относительных объёмах специализированных ресурсов из-за просчётов или непредвиденных изменений в уровне спроса или тем фактом, что переход от одного вида деятельности к другому не может быть осуществлен без некоторого перерыва.

Добровольная безработица связывалась с отказом отдельного работника согласиться на некое вознаграждение, соответствующее стоимости производимого им продукта с предельной производительностью из-за социальных причин, условиями коллективных договоров, простого упрямства и др.

Cтраница 1


Фрикционная безработица - текучесть, связанная с добровольным переходом работников с одной работы на другую в связи с различиями в спросе и предложении на разных фирмах, в отраслях и секторах экономики, а также со структурной перестройкой экономики.  

Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. Экономисты используют термин структурный в значении составной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят изменения, которые в свою очередь меняют структуру совокупного спроса на рабочую силу. В результате таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе исчезает. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. В данном случае безработица возникает потому, что рабочая сила не сразу и не в полной мере отвечает на новые изменения в структуре рабочих мест. Некоторые работники обнаруживают, что те профессиональные навыки, которыми они в настоящее время обладают, больше не соответствуют требованиям рынка; их умения и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическая структура занятости. Об этом свидетельствует, например, миграция отраслей и соответственно рабочих мест из снежного пояса в солнечный пояс в течение последних десятилетий.  

Фрикционная безработица (frictional unemployment) - безработица, связанная с добровольной сменой работниками места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода работников с одной работы на другую.  

Фрикционная безработица является самой распространенной и возникает даже; в странах, переживающих бурный экономический рост. Она, как правило, существует всегда, поскольку в каждый определенный момент времени есть люди, которые находятся между двумя роботами, т.е. уже уволились с одной, но еще не приступили к другой, или те, кто временно по тем или иным причинам находится в данный момент без работы. Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей и др.), т.е. новички. Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги. Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике, поскольку в ней отражается один из важнейших рыночных принципов - свобода выбора.  

Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени.  

Фрикционная безработица - безработица, связанная с добровольной переменой места работы.  

Фрикционная безработица, в свою очередь, переходит в структурную безработицу, которая представляет собой изменение структуры общего спроса на рабочую силу. В условиях рыночных отношений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вообще прекращается, а на другие профессии, в том числе и на новые, ранее не существовавшие, увеличивается.  

Фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы. Данный тип безработицы существует всегда, так как в то время когда одни работники находят желаемые рабочие места, другие увольняются, ищут более высокооплачиваемую, престижную или интересную работу. Фрикционная безработица признается даже в какой-то мере желательной, потому что получение более высокооплачиваемой работы означает рост доходов, более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший объем реального национального продукта.  

Фрикционная безработица считается неизбежной, поскольку постоянно кто-то добровольно или вынужденно ищет работу или ожидает ее в ближайшем будущем.  

Фрикционная безработица - она охватывает людей, которые ищут работу и могут ее получить в ближайшем будущем.  

Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Последнее связано с тем, что многие работники, добровольно оказавшиеся между работами, переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для работников и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший совокупный объем товаров в обществе.  

Фрикционная безработица - безработица, связанная с незанятостью работника во время перехода с одного места работы на другое.  

Фрикционная безработица связана с периодом, необходимым для поисков новой работы по причине получения образования, перемены места жительства, а также миграции рабочей силы в поисках более доходных и комфортных рабочих мест. Главная особенность фрикционной безработицы - самостоятельность в поиске, а время поиска работы и оформление на нее - это и есть время фрикционной безработицы.  

Причинами фрикционной безработицы являются: а) добровольное изменение места работы; б) поиск новой работы после увольнения; в) потеря сезонной работы (например, в строительной индустрии из-за плохой погоды, в автомобильной промышленности из-за смены моделей, в сельском хозяйстве после окончания уборки урожая и т.п.); г) поиск работы, который ведут молодые люди, впервые занимающиеся трудоустройством.  

При фрикционной безработице безработные ищут работу или ждут ее получения в ближайшем будущем. Она считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Многие рабочие добровольно переходят с низкооплачиваемой малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и продуктивную. Таким образом создается и функционирует рынок труда, который поддерживается несоответствием численности рабочих количеству рабочих мест.  

Безработица является одним из самых негативных социально-экономических явлений. Высокие ее показатели говорят о бедственном положении государства и ненадлежащей организации управления. Хотя полностью считать безработицу отрицательным явлением тоже не стоит, это, скорее, нейтральная форма, имеющая как свои плюсы, так и свои минусы. Прежде всего такую форму носит фрикционная безработица.

Фрикционную безработицу составляют не только те граждане, которые но и те, которые только начинают ее искать. Сюда относятся молодые специалисты, которые окончили учебное заведение, получили специальность, и теперь должны Сделать это им гораздо сложнее, чем тем, которые уже работают не первый год. Многочисленные работодатели большое внимание уделяют опыту и стажу, чего у начинающих специалистов фактически нет.

Фрикционная безработица стоит несколько в стороне от всех других Многие специалисты высказывают мнение по поводу того, что она является тем явлением, которое только способствует развитию экономики. Когда человек уходит с прежнего места работы, например, на повышение, он тем самым дает возможность другому безработному занять его прежнее место. Хотя даже подобный факт не дает права считать фрикционную безработицу вполне нормальным, ведь какой бы вид безработицы не рассматривался, он все равно в большей или меньшей степени носит негативный характер, а, следовательно, не может считаться полностью положительным.

В целом фрикционная безработица рассматривается как тот фактор, который не представляет собой существенной угрозы для экономически-социального развития государства. Хотя ее высокий уровень, когда численность безработных резко возрастает - это не что иное, как яркий симптом не самых лучших изменений на рынке труда.

Следует обратить внимание на то, что этот тип безработицы имеет некую схожесть с еще одним видом - структурной безработицей. Последняя представляет собой увольнение работников, которые не подходят по требованиям, выставляемым работодателем. Примером структурной безработицы может являться следующее: работодатель, в связи с введением на рабочие места компьютерных технологий, вынужден уволить тех работников, которые не имеют навыков обращения с подобной техникой. Вместо них работодатель примет на работу новых сотрудников, которые будут хорошо разбираться в новом виде работы. Как видно, такой вид безработицы, несмотря на схожесть с фрикционной, более опасный для экономики, так как те работники, которые были уволены, окажутся за бортом и не факт, что смогут найти работу по своей специальности.

Какой бы характер не носила фрикционная безработица, положительный или отрицательный, важно постоянно вести контроль за ее показателями и количеством безработных. Непрерывное управление этими процессами является залогом стабильного развития экономики и государства в целом.