СТ 167 ТК РФ
. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение
места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со
служебной командировкой.
1. Гарантия сохранения за направленным в командировку работником места работы (должности) заключается в том, что в период командировки работник не может быть уволен или переведен на другую работу. Время пребывания в командировке не включается также в срок испытания при приеме на работу. Не следует включать время пребывания в командировке и в срок предупреждения работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности (штата) работников, поскольку в этот период работник лишен возможности подыскивать себе другую работу.
2. За весь период командировки за работником сохраняется средний заработок. О порядке исчисления среднего заработка см. ст. 139 ТК РФ и комментарий к ней.
Фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия производятся в каждом пункте.
Днем начала командировки следует считать день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем окончания - день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 час. включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 0 час. и позднее - последующие сутки. Если станция, пристань, аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы (п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749).
По просьбе работника средний заработок, сохраненный за ним на период командировки, пересылается ему по месту командировки за счет работодателя.
3. За период временной нетрудоспособности, приходящийся на время командировки, командированному работнику выплачивается на общих основаниях пособие по временной нетрудоспособности. Дни временной нетрудоспособности не включаются в срок командировки и средний заработок за это время не сохраняется.
4. О возмещении расходов, понесенных работником в связи с командировкой, см. ст. 168 ТК РФ и комментарий к ней.
5. Помимо указанных в комментируемой статье, работнику, направляемому в командировку, предоставляются и иные гарантии, в том числе связанные с работой в выходные и нерабочие праздничные дни (см. п. 5 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки).
6. В случае направления в командировку работника, работающего по совместительству, отсутствие его на работе по другому (основному или совмещаемому) месту работы следует считать вызванным уважительными причинами. Средний заработок при этом сохраняется только в той организации, которая командировала работника, в другой организации сохраняется только рабочее место (должность). Если же работник командируется одновременно и той, и другой организацией, средний заработок должен быть сохранен и по основному месту работы, и по совмещаемому.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
1. Гарантия сохранения за направленным в командировку работником места работы (должности) заключается в том, что в период командировки работник не может быть уволен или переведен на другую работу. Время пребывания в командировке не включается также в срок испытания при приеме на работу. Не следует включать время пребывания в командировке и в срок предупреждения работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности (штата) работников, поскольку в этот период работник лишен возможности подыскивать себе другую работу.
2. За весь период командировки за работником сохраняется средний заработок. О порядке исчисления среднего заработка см. ст. 139 ТК и комментарий к ней.
Фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия производятся в каждом пункте.
Днем начала командировки следует считать день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем окончания - день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 час. включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 0 час. и позднее - последующие сутки. Если станция, пристань, аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы (п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749).
По просьбе работника средний заработок, сохраненный за ним на период командировки, пересылается ему по месту командировки за счет работодателя.
3. За период временной нетрудоспособности, приходящийся на время командировки, командированному работнику выплачивается на общих основаниях пособие по временной нетрудоспособности. Дни временной нетрудоспособности не включаются в срок командировки и средний заработок за это время не сохраняется.
4. О возмещении расходов, понесенных работником в связи с командировкой, см. ст. 168 ТК и комментарий к ней.
5. Помимо указанных в комментируемой статье, работнику, направляемому в командировку, предоставляются и иные гарантии, в том числе связанные с работой в выходные и нерабочие праздничные дни (см. п. 5 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки).
6. В случае направления в командировку работника, работающего по совместительству, отсутствие его на работе по другому (основному или совмещаемому) месту работы следует считать вызванным уважительными причинами. Средний заработок при этом сохраняется только в той организации, которая командировала работника, в другой организации сохраняется только рабочее место (должность). Если же работник командируется одновременно и той, и другой организацией, средний заработок должен быть сохранен и по основному месту работы, и по совмещаемому.
ТК устанавливает гарантии и компенсации, обеспечивающие права работника при направлении в командировку:
Сохранение рабочего места (должности) на период командировки;
Сохранение среднего заработка за время командировки;
Возмещение работнику расходов, связанных со служебной командировкой, указанных в ст. 168 ТК (расходы по проезду к месту командировки и обратно, расходы по найму жилого помещения, суточные, иные расходы, произведенные работником с разрешения работодателя) (см. коммент. к ст. 168).
Сохранение рабочего места (должности) за работником на период командировки означает, что работник, находящийся в командировке, не может быть уволен и на его место не может быть принят другой работник. Работодатель в случае производственной необходимости для выполнения обязанностей командированного работника может перевести на его место другого работника. Временный перевод для замещения командированного работника производится по соглашению между работником и работодателем, заключаемому в письменной форме. Срок такого перевода определяется моментом выхода на работу командированного работника (см. коммент. к ст. 72.2).
Средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.
Работнику-совместителю при командировании сохраняется средний заработок у того работодателя, который направил его в командировку. В случае направления такого работника в командировку одновременно по основной работе и работе, выполняемой на условиях совместительства, средний заработок сохраняется у обоих работодателей, а возмещаемые расходы по командировке распределяются между командирующими работодателями по соглашению между ними.
В случае пересылки работнику, находящемуся в командировке, по его просьбе заработной платы, расходы по ее пересылке несет работодатель.
Оплата труда работника во время командировки в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии со ст. 153 ТК (см. коммент. к ней).
Как показывает практика, самые большие неприятности у начинающих предпринимателей связаны именно с ФСС. Почему? В начале своей деятельности организации, как правило, не ведут хозяйственной деятельности, у них отсутствует выручка от реализации, нет в штате работников и они не начисляют заработную плату. Все это создает иллюзию отсутствия у нее обязанностей по отношению к ФСС.
Однако это не так. Ситуация еще более усугубляется размером штрафных санкций за забывчивость или плохую юридическую подготовку начинающих предпринимателей. В отличие от ст. 119 НК РФ, в которой ответственность за непредставление "нулевых" налоговых деклараций ограничена 100 руб., Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ по отношению к начинающим предпринимателям иначе как драконовским не назовешь. Посудите сами — в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ просрочка сдачи отчетности (в том числе нулевой) карается штрафом в размере 1000 руб. Второе подобное нарушение в течение календарного года будет стоить предпринимателю уже 5000 руб. Согласитесь, весьма немалые суммы для начинающих предпринимателей. Да почему только для начинающих? Проблемы с нарушениями сроков сдачи отчетности, к сожалению, случаются и у давно работающих субъектов предпринимательской деятельности. Бухгалтер тоже человек — он может заболеть или, что греха таить, закрутившись с текучкой, просто пропустить эту "красную дату календаря", с наступлением которой у ФСС появляется прекрасная возможность поправить свой бюджет за счет своих же страхователей.
Для того, чтобы таких неприятных минут у бухгалтеров было как можно меньше, и написана эта статья.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в установленном порядке представляют страховщику по месту регистрации отчетность по утвержденной им форме.
Как указано в п. 1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ, представлять отчетность должны все страхователи. Из ст. 6 этого Закона следует, что статус страхователя лицо приобретает с момента регистрации в ФСС. Таким образом, ответ на вопрос о том, с какого момента организация обязана представлять отчетность в ФСС, зависит от возникновения у нее статуса страхователя, так как обязанность юридических и физических лиц законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя, а не с фактом начисления страховых взносов и страховыми выплатами либо ведением деятельности и наймом работников.
Из такого понимания возникновения обязанности по представлению отчетности в ФСС исходят и суды. В Постановлении ФАС СЗО от 10.04.2006 N А26-9560/2005-25 сказано: обязанность юридических и физических лиц представлять в Фонд отчетность законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя. В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации Учреждения в качестве юридического лица и страховое свидетельство, подтверждающее регистрацию Учреждения в качестве страхователя по месту нахождения в Региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, обязанность Учреждения представлять в Фонд отчетность по форме, утвержденной страховщиком (в данном случае — расчетные ведомости формы 4-ФСС РФ), в установленный срок возникла у него с момента такой регистрации.
Необходимо отметить, что данный подход является общепринятым в судебной практике и шансов у страхователя доказать свою правоту в данной ситуации нет. Доказательства этому можно найти и в Постановлениях ФАС ВВО от 10.04.2006 N А82-6404/2005-35, ФАС СКО от 17.10.2006 N Ф08-5081/2006-2132А.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, ведущая деятельность на территории РФ и нанимающая граждан России) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С момента внедрения в практику системы "одного окна" для вновь созданных организаций регистрация в качестве страхователя в ФСС проходит совершенно незаметно. Регистрирующий орган, то есть территориальный орган ФНС, наделенный соответствующими полномочиями, представляют фонду сведения о зарегистрированном юридическом лице, который самостоятельно, без специального заявления со стороны страхователя, ставит его на учет.
К сожалению, часто должностные лица организаций узнают об этом, только получив акт камеральной проверки и решение о привлечении к ответственности в виде штрафа.
Как было отмечено выше, ст. 119 НК РФ является более гуманной по отношению к организациям, чем ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ. В связи с этим многие страхователи, понимая, что допустили правонарушение, делают попытку отвечать именно по Налоговому кодексу. Формальное основание для этого содержится в самой ст. 19, согласно которой привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Однако несмотря на эту, казалось бы, спасительную для страхователей норму, вынуждены констатировать, что попытки нести ответственность по ст. 119 НК РФ, к сожалению, обречены на провал. Дело в том, что к нормам НК РФ Закон N 125-ФЗ отсылает лишь только в целях определения порядка привлечения к ответственности, а не установления размера санкции.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на необходимость применения к данным правоотношениям п. 2 ст. 119 НК РФ не принимается во внимание судом кассационной инстанции, — такой вывод сделал ФАС ДО в Постановлении от 11.10.2006 N Ф03-А73/06-2/3387. Это решение суд мотивировал следующим образом: в ст. 2 Федерального закона N 125-ФЗ указано, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, вышеназванный Федеральный закон является специальным, регламентирует правоотношения страхователя, страховщика и застрахованного лица, в то время как нормы Налогового кодекса РФ не отнесены к специальному законодательству об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
Ссылка в ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ на привлечение страхователя к ответственности страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, не означает возможность применения к отношениям по обязательному социальному страхованию иных норм Налогового кодекса РФ без специального на то указания в соответствующих законодательных актах.
Таким образом, отсылка к порядку привлечения страхователя к ответственности, установленному в Налоговом кодексе, не позволит ему снизить штрафные санкции до размеров, предусмотренных ст. 119 НК РФ. Однако эта норма все же может оказать страхователю добрую службу. Дело в том, что при выявлении правонарушения по результатам налогового контроля ФСС обязан соблюдать общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности.
Предметом рассмотрения ФАС МО стало дело о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в срок отчетности. Организация не подала расчетную ведомость за IV квартал 2004 г. до 15.01.2005 и повторно за I квартал 2005 г.
до 15.04.2005, чем нарушила требования п. 1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ. Это обстоятельство послужило основанием для принятия решений от 15.07.2005 и от 18.07.2005 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа на общую сумму 6000 руб. С заявлением в арбитражный суд фонд обратился только 19.10.2005.
Федеральный арбитражный суд МО в Постановлении от 09.03.2006 N КА-А40/1442-06 отказал фонду в притязаниях к страхователю на том основании, что согласно п. 1 ст. 115 НК РФ с требованием о взыскании налоговой санкции налоговые органы могут обратиться в суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.
Непредставление ведомости в территориальный орган ФСС не является длящимся правонарушением, поэтому правильным является вывод суда о пропуске Фондом срока давности взыскания санкций, поскольку с заявлением в арбитражный суд он обратился только 19.10.2005, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного ст. 115 НК РФ.
Помочь страхователю снизить бремя наказания может и другая статья Налогового кодекса. Организация нарушила установленный законом срок для представления отчетности в территориальный орган ФСС, за что согласно абз. 6 п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ могла быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. Федеральный арбитражный суд ДО в Постановлении от 20.12.2006 N Ф03-А24/06-2/3797 признал, что требования отделения ФСС о взыскании штрафа основаны на законе, однако при вынесении решения суд учел обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение вмененного последнему правонарушения, а именно небольшой пропуск срока направления расчетной ведомости за первый квартал 2005 г. в 9 дней, а также привлечение общества к ответственности впервые, в связи с чем в соответствии со ст. ст. 112, 114 НК РФ снизил размер штрафа до 100 руб.
Читателям необходимо помнить о том, что в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за налоговое правонарушение, признаются:
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения <1>;
<1> Подпункт 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт проверки ФСС и другие материалы проверки страхователя, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа фонда, а решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного в п. 6 ст. 100 НК РФ. После этого страхователь должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения лично и (или) через своего представителя. Однако их неявка не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением случаев, когда участие данного лица признано обязательным.
По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) регионального подразделения ФСС выносит решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение правонарушения. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено. Решение, на которое в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, подается апелляционная жалоба, вступает в силу полностью или частично со дня его утверждения вышестоящим органом.
Копия решения вручается лицу (его представителю), в отношении которого оно вынесено, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения документа страхователем.
П.В.Борисова
журнала "Налоговая проверка"
Нулевая отчётность представляет собой пакет бухгалтерских документов, который предоставляется в государственные контролирующие органы при отсутствии деятельности организации. Условия отсутствии деятельности могут быть вызваны разными причинами:
В зависимости от особенностей организации изменяются сроки, в которые должна быть подана нулевая отчётность.
К примеру, предприятие, выплачивающее НДС, обязуется предоставить нулевую декларацию не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом. Юридическое лицо, использующее упрощённую систему налогообложения, отчитывается ежегодно до конца марта-месяца.
Прочие формы отчётности сдаются в следующие сроки:
Запутались, как заполнять документы? Не переживайте, мы сделаем декларацию 3-НДФЛ или нулевую отчетность за вас .
Сроки подачи налоговой декларации регламентируются субъектами РФ;
Работодатели обязуются отчитываться в Фонд социального страхования за своих сотрудников. Все отчёты должны производиться строго в установленные законодательством сроки. При их нарушении организации грозит штраф.
Величина штрафа составляет:
По форме 4-ФСС работодатель отчитывается за несчастные случаи, произошедшие на производстве и связанные с потерей трудоспособности или материнством. По каждому типу страхования сотрудниками ФСС может быть выписан штраф.
Руководитель штрафуется на 2-3 тысячи рублей в случае, если в сданном отчёте была обнаружена ошибка. Серьёзными нарушениями является разница в сумме налогов, превышающая 10%.
На юридическое или физическое лицо накладываются финансовые санкции в том случае, если в государственные органы не была сдана соответствующая отчётность. Штраф за каждый несданный отчёт составляет 200 рублей.
Оштрафованы могут быть как организации, так и должностные лица. На руководителей и прочих лиц, занимающихся ведением отчётной документации, налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей.
Штраф за несвоевременную сдачу отчётности составляет 1000 рублей, при просрочке более чем в 180 дней – тысяча рублей, за не сдачу двух и более отчётов – 5 тысяч рублей.
Отчётность предоставляется организацией в обязательном порядке даже в том случае, если она не вела никакой деятельности за определённый период.
Несвоевременная сдача нулевой отчётности в контролирующие органы облагается штрафом в размере 10% от рассчитанных взносов.
Главная — Статьи
Много раз уже обсуждалась путаница, которая возникла со сроком сдачи новой отчетности в ФСС (расчет по форме-4 ФСС РФ). Не так давно Минздравсоцразвития решило, что именно 14-е (а не 15-е) число месяца, следующего за кварталом, — последнее "бесштрафное" для сдачи в ФСС отчетности по взносам на случай временной нетрудоспособности (Письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 422-19; ч. 1 ст. 4, п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее — Закон N 212-ФЗ)).
Правда, и без этой путаницы некоторые опаздывают со сдачей своих расчетов. Поэтому полезно знать, какой штраф грозит за просрочку представления отчетности в ФСС. Вопрос этот интересен тем, что нормы законов, касающиеся определения суммы штрафа, можно прочитать по-разному.
Итак, в случае просрочки представления отчетности по страховым взносам грозит (Письмо ФСС РФ от 22.03.2010 N 02-03-10/08-2328):
— штраф за несвоевременное представление отчетности (разд. I формы-4 ФСС РФ) по взносам на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ("больничное" страхование);
— штраф за несвоевременное представление отчетности (разд. III формы-4 ФСС РФ) по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ("на травматизм").
Суммы штрафов для организации (предпринимателя) должны определяться так.
Просрочка при |
Штраф при несвоевременной сдаче отчетности |
|
на случай временной |
"на травматизм" |
|
180 |
5% суммы взносов, |
5% суммы взносов, подлежащей |
Более 180 |
30% суммы взносов, |
30% суммы взносов, подлежащей |
Имейте в виду, при определении штрафа за длительную просрочку со сдачей Если в отчетности |
Кроме того, за просрочку со сдачей отчетности могут оштрафовать руководителя на сумму от 300 до 500 руб. (Часть 2 ст. 15.33 КоАП РФ).
Как видим, штраф зависит от суммы взносов, подлежащей уплате (доплате) по форме-4 ФСС РФ.
В общем можно сказать, что нормы для определения штрафов по "больничному" страхованию и страхованию "на травматизм" довольно похожи (Статья 46 Закона N 212-ФЗ; п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ). И формулировки этих норм в целом заимствованы из ст. 119 Налогового кодекса. Но в расчете по форме-4 ФСС РФ суммы взносов, подлежащие уплате (доплате), надо еще поискать.
Примечание
В прошлом году вопрос с расчетом суммы штрафа просто не возникал — ведь до 2010 г. штраф за несвоевременную сдачу или непредставление ведомости по форме 4-ФСС РФ был фиксированный (1000 руб. и 5000 руб.) (Абзац 6 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ (ред., действовавшая до 01.01.2010)).
Чтобы понять, от каких строк в расчете инспекторы будут начислять штрафы, надо определиться с тем, что скрывается под определением "к уплате (доплате)". И здесь возможно как минимум два подхода.
Но прежде определимся с главными принципами расчета штрафа за просрочку представления расчета по форме-4 ФСС РФ. В любом случае при расчете суммы штрафа надо исходить из двух правил.
Правило 1.
Нужно ориентироваться только на суммы, начисленные за последний квартал . Причем даже если отчетность составлена за полугодие, за 9 месяцев и за весь год в целом (Статья 46 Закона N 212-ФЗ; ст. 19 Закона N 125-ФЗ).
Ведь именно эти суммы надо уплатить на основании расчета.
Кстати, такое же правило действует и при расчете штрафа за несвоевременную сдачу налоговых деклараций (Письмо Минфина России от 10.02.2009 N 03-02-07/1-59; Постановления ФАС СЗО от 12.03.2009 по делу N А21-7367/2008; ФАС УО от 21.01.2009 N Ф09-10346/08-С2, от 08.09.2008 N Ф09-6390/08-С2).
Правило 2. Сальдо расчетов с ФСС не должно влиять на сумму штрафа . Иначе получится, что достаточно заплатить в ФСС все взносы вовремя — и штрафы за просрочку со сдачей формы-4 ФСС РФ будут минимальные — 100 руб. по каждому виду страхования (при просрочке менее 181 дня). А это противоречит самому принципу штрафа — ведь он взимается за просрочку представления расчета, а не за неуплату взносов.
Примечание
Этот принцип лежит и в основе штрафа за несвоевременное представление (непредставление) налоговой отчетности по ст. 119 НК РФ. В налоговых декларациях показатели строк "сумма налога к уплате…" никогда не учитывают суммы перечисленных платежей. Значит, состояние расчетов по налогу на начало и конец отчетного (налогового) периода не влияет на этот штраф.
Поэтому при расчете штрафов за несвоевременное представление расчета нельзя ориентироваться на показатели строки 19 "Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода)" таблицы 1 разд. I и строки 14 "Задолженность за страхователем на конец отчетного периода)" таблицы 10 разд. III формы-4 ФСС РФ.
Внимание! Своевременная уплата страховых взносов не снизит штраф за несвоевременное представление формы-4 ФСС РФ (Пункт 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Теперь посмотрим подходы, с помощью которых можно определить сумму взносов "к уплате (доплате)" по форме-4 ФСС РФ.
Подход 1. Сумма взносов, подлежащих уплате (доплате), — это разница между суммой взносов, начисленных за отчетный квартал, и суммой ваших расходов на цели государственного страхования за этот период
К примеру, если сумма начисленных взносов за квартал — 30 000 руб., а сумма начисленных пособий (больничных) — 12 000 руб., то штраф будет рассчитан с суммы 18 000 руб.
Однако в форме-4 ФСС РФ нет отдельной строки, в которой можно увидеть нужную сумму. Ее придется считать так:
— по страховым взносам на "больничное" страхование — берем показатель подстроки "за отчетный квартал (месяцы)" строки 2 "Начислено страховых взносов" таблицы 1 разд. I и вычитаем из него показатель аналогичной подстроки "за отчетный квартал (месяцы)" строки 15 "Расходы на цели обязательного социального страхования" таблицы 1 разд. I;
— по страховым взносам "на травматизм" — аналогично: берем показатель подстроки "за отчетный квартал (месяцы)" строки 2 "Начислено страховых взносов" таблицы 10 разд. III и вычитаем из него показатель аналогичной подстроки строки 10 "Расходы по обязательному социальному страхованию" таблицы 10 разд. III.
Такой подход вполне логичен и справедлив. Ведь именно сумму взносов, которую вы должны уплатить в ФСС по итогам квартала, отделение Фонда и должно узнать из несвоевременно сданной вами формы-4 ФСС РФ.
Получается, что если ваши расходы на социальное страхование больше начисленных взносов, то штрафы за просрочку сдачи формы-4 ФСС РФ должны быть минимальные.
Подход 2. Сумма взносов, подлежащих уплате (доплате), — это сумма начисленных взносов в ФСС за отчетный квартал. Без всяких уменьшений на суммы начисленных пособий
К примеру, если за отчетный квартал всего начислено 30 000 руб., а пособий — 12 000 руб., то штраф за просрочку представления расчета в ФСС будет рассчитан с суммы 30 000 руб. Как видно невооруженным глазом, при таком подходе сумма штрафа может быть больше, чем при первом подходе. Для расчета базы для штрафа надо просто взять сумму начисленных взносов из формы-4 ФСС РФ:
— по страховым взносам на "больничное" страхование — берем показатель подстроки "за отчетный квартал (месяцы)" строки 2 "Начислено страховых взносов" таблицы 1 разд. I (то есть сумму взносов, начисленную за последний квартал);
— по страховым взносам "на травматизм" — аналогично: берем показатель подстроки "за отчетный квартал (месяцы)" строки 2 "Начислено страховых взносов" таблицы 10 разд. III.
Но при таком подходе сумма штрафа будет рассчитана вовсе не с сумм взносов, подлежащих уплате или доплате, как того требуют Закон N 212-ФЗ и Закон N 125-ФЗ (Пункт 2.3 Определения КС РФ от 11.07.2006 N 265-О; п. 2.1 Определения КС РФ от 16.12.2008 N 1069-О-О). Штраф будет рассчитан с суммы начисленных взносов.
Кстати, именно такой подход поддерживают в Фонде социального страхования.
Денисевич Ольга Викторовна, начальник отдела по совершенствованию законодательства в сфере обязательного социального страхования Департамента правового обеспечения социального страхования ФСС РФ
"При несвоевременном представлении расчета по форме-4 ФСС РФ штраф будет рассчитан с суммы начисленных страховых взносов за 3 месяца последнего квартала — без учета расходов на цели социального страхования. К примеру, если каждый месяц начислено по 10 000 руб. взносов, то штраф будет рассчитан с суммы 30 000 руб. (10 000 руб. x 3 мес.).
Это относится к расчету обоих штрафов:
— за несвоевременное представление отчетности по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— за непредставление отчетности в установленный срок по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний".
Если ваше отделение ФСС оштрафует вас, ориентируясь лишь на начисленные суммы взносов, вы наверняка сможете оспорить это в суде. Но стоит ли доводить дело до штрафа? Лучше вообще избегать просрочки при сдаче отчетности. И для этого есть один простой ход. Если вы понимаете, что не успеваете в срок составить "правильную" отчетность, сдайте в ФСС хотя бы "приблизительную", но в срок. А потом подайте в Фонд уточненку. Главное, как и при подаче уточненных налоговых деклараций, — сделать это до того, как Фонд найдет в вашем расчете ошибку или назначит проверку (Статья 17 Закона N 212-ФЗ).
Налоговая ответственность, Страховые взносы, Налоговая отчетность
Штраф за несдачу 4-ФСС нулевой накладывается на фирмы и ИП Фондом социального страхования. Кому положено сдавать форму 4-ФСС? Каковы размеры штрафа за несдачу нулевого расчета вовремя? Можно ли избежать уплаты штрафа? Разберем эти вопросы в статье.
Расчет 4-ФСС обобщает данные о выплатах, произведенных в пользу работников, начисленных и уплаченных страховых взносах на несчастные случаи и профессиональные заболевания (НС и ПЗ), случившиеся на производстве. Регламентирует этот вид страхования закон «Об обязательном соцстраховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Согласно ему Фонд социального страхования РФ получает «несчастные» страховые взносы, делает выплаты по страховым случаям, принимает отчетность 4-ФСС, накладывает штрафы за несдачу 4-ФСС нулевой в 2019 году.
Как составить нулевой 4-ФСС, узнайте .
Страхователями являются юридические лица, в том числе и иностранные, при условии осуществления деятельности в России и наличия в штате граждан РФ, а также физические лица, нанимающие граждан, подлежащих обязательному страхованию от НС и ПЗ. Таким образом, согласно п. 1 ст. 24 закона № 125-ФЗ представлять отчетность по форме 4-ФСС в обязательном порядке должны все предприятия и ИП, имеющие работников.
Представлять расчет можно как в бумажном, так и в электронном виде. На бумажный формат есть ограничение: среднесписочная численность лиц, в пользу которых производятся выплаты и начисляются взносы, не должна быть больше 25 человек. В противном случае возможна только электронная форма подачи 4-ФСС. Сдача бумажного отчета, если среднесписочная численность превышает 25 человек, является нарушением порядка представления отчетности. Электронный формат подачи имеют право использовать все работодатели.
Крайние сроки сдачи 4-ФСС указаны в п. 1 ст. 24 закона № 125-ФЗ:
Согласно п. 1 ст. 26.29 закона № 125-ФЗ штраф за несвоевременное представление отчетности составляет не менее 1000 рублей. Также указана вилка штрафа: 5% от суммы страховых взносов, начисленных к уплате за последние 3 месяца отчетного периода, за каждый месяц просрочки (полный и/или частичный). Но максимальный штраф не может превышать 30% от указанной суммы.
Закон не делает различия между отчетами нулевыми и содержащими данные, поэтому штраф за нулевой 4-ФСС, не полученный фондом, будет рассчитан по тем же принципам, что и за отчет с цифрами.
Рассмотрим ситуацию, когда вовремя 4-ФСС нулевой не сдан - какой штраф грозит организации, должностному лицу и ИП?
Если отчет содержит суммы начисленных взносов, то размер штрафа за несвоевременную сдачу расчета будет зависеть от длительности просрочки.
Алгоритм расчета штрафа смотрите .
В случае с пустым отчетом становится очевидным, что если нулевая отчетность в ФСС с опозданием даже в один день представлена или же не сдана вовсе, то на сумму штрафа это никак не повлияет. Он будет равен 1000 рублей.
Штраф за нарушение порядка представления отчетности составляет 200 рублей.
За просрочку сдачи нулевой отчетности 4-ФСС штраф может быть наложен на должностное лицо в размере от 300 до 500 рублей — согласно п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ.
Даже если расчет не сдан или сдан не вовремя, штрафа можно избежать, уменьшить его размер или получить рассрочку (отсрочку) в уплате. Об этом говорят ст. 26.2 и ст. 26.25 закона № 125-ФЗ. Чтобы реализовать указанные права, страхователь должен подать соответствующее заявление в территориальный филиал Фонда социального страхования, где он зарегистрирован. К обстоятельствам, влияющим положительно на исход дела, могут относиться:
Штраф за несдачу вовремя нулевой отчетности по форме 4-ФСС накладывается на предприятия и ИП, имеющих работников, в размере 1000 рублей. Штраф, накладываемый на должностное лицо, может составить при этом от 300 до 500 рублей. Однако штрафы могут быть уменьшены или отменены, если страхователь предъявит заявление и доказательства уважительных причин, указанных в законе № 125-ФЗ, для своего деяния.
Если страхователь нарушил установленные сроки сдачи Расчета по форме-4 ФСС, то он привлекается к ответственности. Основания для привлечения к ответственности могут различаться, также как и штрафы по этим основаниям.
Согласно ст. 46 Закона N 212-ФЗ за несвоевременное представление Расчета 4-ФСС предусмотрен штраф в размере 5% суммы страховых взносов, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода за каждый полный или неполный месяц просрочки. Причем штраф не может составлять менее 1000 руб. и не должен превышать 30% начисленной суммы взносов.
Величина штрафа должна быть рассчитана исходя из общей суммы начисленных взносов, а выплаченные страхователем пособия по социальному страхованию не должны исключаться из этой суммы. Такие разъяснения приведены в Письме ФСС РФ от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395. Несмотря на отсутствие аргументации в обосновании высказанной чиновниками позиции, такой вывод достаточно правомерен. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ сумма подлежащих уплате в бюджет взносов - это величина страховых взносов до ее уменьшения на расходы страхователя по социальному обеспечению, следовательно штраф необходимо рассчитать именно с первоначальной суммы.
Внимание! У Минтруда более выгодная позиция - см. «Оштрафовали за просрочку 4-ФСС? Убедитесь, что штраф посчитан верно!» .
Пример:
ООО «Альянс» представил Расчет по форме-4 ФСС за полугодие 2015 г. 3 августа 2015 г. Сумма начисленных к уплате страховых взносов за апрель, май, июнь 2015 г. составила 23 000 руб. Т. к. 20 июля 2015 г. - последний срок сдачи Расчета, то просрочка составила один неполный месяц.
Итак, штраф, который ООО «Альянс» должен уплатить, составляет 1 150 руб. (23 000 руб. х 5% х 1 мес.)
По данному основанию страхователи привлекаются к ответственности с 1 января 2012 г. (п. 15 ст. 6, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ).
Страхователь может быть дополнительно привлечен к ответственности и оштрафован за несвоевременную сдачу Расчета по форме-4 ФСС на основании п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, поскольку в этом отчете содержится информация о взносах на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (Письма Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 507-19 (п. 1), Письма ФСС РФ от 23.08.2011 N 14-03-11/08-9440 (абз. 4, 5 п. 1.3, абз. 4 п. 3.3 Приложения N 1, ФСС РФ от 22.03.2010 N 02-03-10/08-2328).
В соответствии с ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ за нарушение срока представления Расчета по форме-4 ФСС страхователя можно привлечь к административной ответственности. В данном случае штраф в размере от 300 до 500 руб. налагается на должностное лицо организации, ответственное за представление отчетности. А вот к индивидуальным предпринимателям согласно ст. 15.33 КоАП РФ указанная мера не применяется.