Способствует созданию новых рабочих мест. Изучит региональный рынок ЧР. Создание рабочих мест

Способствует созданию новых рабочих мест. Изучит региональный рынок ЧР. Создание рабочих мест

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Всемирный Банк (ВБ) представил в России новый «Доклад о мировом развитии - 2013».

В нем исследуется проблема занятости. Общая для всех стран рекомендация - применять государственное стимулирование для создания новых рабочих мест, а не бросать ресурсы на консервацию прежних.
ВБ доказывает, что занятость играет центральную роль в процессе и экономического, и политического развития. Экономика не будет расти, если не создаются новые рабочие места - и это должны быть места, соответствующие запросам общества, с приличной оплатой и с выпуском конкурентоспособной продукции.

Политическая ситуация не может быть стабильной, если все большая часть людей не могут найти себе достойное рабочее место. Чрезвычайно важно, что такие виды занятости существуют не только в официальном секторе; в зависимости от ситуации в стране преобразующую роль может сыграть и занятость в неофициальном секторе», - особо отмечается в докладе.
Так ВБ предлагает, кажется, игнорировать важнейшую на сегодня проблему, когда в охваченных кризисом странах люди находят заработки на неофициальных работах, что мы видим и в Испании, и в Китае. Для авторов доклада важнее, что так или иначе, но работа находится. Вопрос о налогообложении этого сектора в данном докладе не рассматривается.

Отмечается, что «Частный сектор является локомотивом создания новых рабочих мест - в этом секторе в развивающихся странах занято 90 процентов работающих. Однако правительство играет важнейшую роль, обеспечивая создание условий для мощного роста экономики при ведущей роли частного сектора и устраняя препятствия на пути создания частным сектором рабочих мест, благоприятствующих развитию».

Приводится статистика. «Наиболее показательный пример роста занятости за счет развития частного сектора дает Китай. В 1981 году в частном секторе работали 2,3 млн. человек, тогда как на государственных предприятиях (ГП) - 80 миллионов. Двадцать лет спустя частный сектор, где трудились 74,7 млн. работников, впервые обошел по числу занятых ГП, на которых насчитывалось 74,6 млн. работников, - говорится в докладе. - В противоположность среднемировой картине, в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки основным работодателем является государство, и это может объясняться особенностями политической экономии в период после обретения независимости, а в некоторых случаях - и большими доходами от продажи нефти».

Всемирный банк рекомендует правительствам основные усилия сосредоточить на стимулировании создания высокопроизводительных и конкурентоспособных новых рабочих мест, а не поддерживать финансовыми инъекциями формальную занятость на предприятиях, не способных выпускать пользующуюся спросом продукцию и платить работникам достойные зарплаты.
Конкретные рекомендации подразумевают три этапа действий правительств, озабоченных созданием цивилизованных рабочих мест для своих народов.

Первый - обеспечение политических основ, включая макроэкономическую стабильность, благоприятную деловую среду, инвестиции в человеческий капитал и верховенство закона.
Второй этап подразумевает продуманную политику в сфере труда, которая может помочь обеспечению на базе экономического роста возможностей для трудоустройства. При этом ВБ советует помнить, что такого рода меры должны дополняться более широким подходом к созданию рабочих мест, который не ограничивался бы только рынком труда.
Третий этап - правительствам следует в стратегическом плане определить, какие виды занятости могут (с учетом особенностей страны) внести наибольший вклад в развитие, устранить или компенсировать препятствия, не позволяющие частному сектору создавать больше подобных рабочих мест. То есть, в одних странах эффективно помогать в организации банановых плантаций, а в других - в развитии ракетостроения.
Россия подвержена двум серьезным рискам для развития рынка труда, отмеченным в докладе: у страны масса ресурсов, а население стареет.

В странах, богатых ресурсами, часто власти не формируют новые рабочие места и не диверсифицируют экономику. ВБ приводит пример государств Персидского залива. Там почти все население занято в нефтедобыче, на других рабочих местах трудятся иностранцы.
А в странах со стареющим населением часто снижается общая производительность труда, так как там «необходимы дополнительные ресурсы для обеспечения трудоспособности населения». Здесь рецепт известен: ВБ рекомендуют обеспечивать «высококвалифицированную занятость, позволяющую работникам дольше оставаться включенными в процесс труда».

Президент Группы Всемирного банка Джим Ен Ким так коротко и ясно изложил смысл объемного доклада ВБ: «Хорошая работа способна изменить жизнь человека, а столь необходимые рабочие места могут преобразовать общества в целом. Создание рабочих мест должно стать приоритетом для правительств в целях стимулирования процветания и борьбы с бедностью в своих странах… важно, чтобы правительства эффективно взаимодействовали с частным сектором, на долю которого приходится 90 процентов всех рабочих мест.
Поэтому, нам необходимо найти наиболее эффективный способ для стимулирования роста небольших предприятий и фермерских хозяйств. Рабочие места дают людям надежду и являются залогом мира. Благодаря созданию рабочих мест, обстановка в странах на грани конфликтов может стабилизироваться».

В докладе нет отдельной главы по России. Но можно предположить, что в ней должно было бы быть написано. Что во всех странах, которые принято считать развитыми или хорошо развивающимися, стабильно растет малый и средний бизнес. В благополучные годы этот сектор обеспечивает минимум половину ВВП государств.
В кризисные - он же находит способы предоставить людям работу и, соответственно, гарантировать заработки. В России за последние 10 с лишним лет доля малого и среднего бизнеса неуклонно снижается. Этот сектор у нас обеспечивает не более 20-25 процентов ВВП. В кризисные времена этот сектор в России первым попадает по удар и не может организовывать рабочие места для населения.

Соответственно, государство вынуждено увеличивать социальные затраты, а это ведет к повышению налогов. Повышение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес (да и арендной нагрузки, и прочих взносов), продолжает сокращать число рабочих мест в малом и среднем бизнесе, а значит - ведет к новому повышению налогов…

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий «Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих мест» опирается на целевые программы типа «Электроэнергетика Дальнего Востока на 1993-1995 гг.», «Наукоемкие технологии на период до 1995 г.», «Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище на 1993-1995 гг. и на период до 2000 года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных рабочих мест, которые статистикой не разграничиваются.

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей силы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

    финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиямииз бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);

    социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестици­онных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принима­емых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

    обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

    регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

    формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

    предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу, текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 481 млрд. руб.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27 регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской области) - 16.

Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия занятости статус федеральных.

Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.

Глобальный финансовый кризис и «арабская весна» указали на важность формирования новых рабочих мест во всех странах мира. В России созданию новых рабочих мест могло бы способствовать проведение структурных реформ. Круглый стол по занятости на Гайдаровском форуме-2013

Директор проектной группы подготовки доклада о мировом развитии-2013 Всемирного банка (ВБ) Мартин Рама представил на Круглом столе , посвященный проблеме занятости в мире. Новые рабочие места – это фундамент развития экономики любой страны, подчеркнул М. Рама. Увеличение количества рабочих мест влияет на показатели бедности и производительность труда граждан. Чем больше рабочих мест может предложить экономика, тем выше социальная сплоченность общества и чувства защищенности каждого его члена.

«Неэффективные рынки труда представляются центрами социальной напряженности. Одним из факторов, который спровоцировал «арабскую весну», являлся высокий уровень безработицы. Молодежь почувствовала себя обманутой: деньги в этих странах были потрачены на социальное обеспечение, а не на создание рабочих мест», – развил подход коллеги директор департамента глобальных индикаторов и анализа Всемирного банка Аугусто Лопес-Кларос .

Сейчас около 200 млн человек, 75 млн из которых младше 25 лет, не имеют работы. Еще большему числу – в основном женщинам – вообще закрыт доступ на рынки труда. В перспективе в ближайшие 15 лет для удовлетворения потребностей быстро растущего населения трудоспособного возраста, в основном в странах Азии и Африки к югу от Сахары, понадобится создать еще 600 млн рабочих мест.

Для определения специфики российского рынка труда, отметил М. Рама, подойдут два понятия: «страна с ресурсами» и «стареющая страна». Страны, обладающие сырьевыми ресурсами, часто не формируют новые рабочие места и не диверсифицируют экономику. К примеру, в государствах Персидского залива почти все население занято в нефтедобыче, а на других рабочих местах трудятся иностранцы.

В странах со стареющим населением снижается общая производительность труда, и необходимы дополнительные ресурсы для обеспечения трудоспособности населения. ВБ рекомендует таким странам обеспечивать «высококвалифицированную» занятость, позволяющую работникам дольше оставаться включенными в процесс труда. Кроме того, необходимо наращивать занятость в тех секторах, которые ориентированы на глобальные рынки, а не на господдержку рынка труда.

Из доклада ВБ можно сделать еще несколько выводов, сказал профессор НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон.

  • Рабочие места – один из ключевых факторов развития страны, и государство должно проводить политику, стимулирующую создание рабочих мест. Причем эти рабочие места должны быть «хорошими», то есть современными и высокотехнологичными.
  • Страна в значительно степени является такой, какие рабочие места она создает.
  • Ключевую роль в создании рабочих мест играет частный сектор.
  • Фундаментальные экономические показатели невероятно важны для рынка труда. Дело в том, что источник многих проблем на рынке труда находится вне этого рынка. То есть бесполезно настаивать на создании современных рабочих мест компаниями, если они не стремятся расширять производство в РФ из-за нерешенности проблем с защитой прав собственности, несовершенной судебной системой и распространенной коррупцией.

Статистический обман

Визитной карточкой российского рынка труда Владимир Гимпельсон называет стабильную занятость и крайне нестабильную зарплату. Другими словами, в России даже в самые тяжелые кризисные времена уровень занятости оставался высоким, в то время как на все кризисы реагировала зарплата.

«Безработица и другие статистические показатели российского рынка труда внушают не опасения, а гордость», – отметил он.

Действительно, по итогам 2012 года, безработица в России не превышает 6% от экономически активного населения. По сравнению со странами, например, южной Европы, где безработица превышает 25%, положение в РФ и правда не кажется плохим. Но позитивные статистические данные не отражают суть проблем российского рынка труда. Опасения у экспертов вызывает, к примеру, высокая скорость ликвидации рабочих мест в РФ. При этом новые рабочие места создаются все реже, особенно – в обрабатывающей промышленности. Есть и еще одна особенность: частные фирмы организуют меньше рабочих мест, чем государственные структуры. «Корпоративный сектор сжимается, как шагреневая кожа», – отметил Гимпельсон. Чаще всего рабочие места в России создаются в сфере торговли и строительстве.

Если занятость остается высокой, а занятость в корпоративном секторе снижается, то, получается, увеличивается число сотрудников, работающих в малых предприятиях, у частных предпринимателей, самозанятых, то есть в неформальном секторе экономики. Сейчас число занятых в этом секторе достигает 22 млн россиян, то есть трети от числа всего трудоспособного населения. И нет оснований полагать, что ситуация в ближайшее время может измениться в лучшую сторону.

Последствиями разрастания неформального сектора и сокращения занятости на крупных производственных предприятиях является снижение производительности труда и конкурентоспособности, увеличение неравенства доходов, увеличение числа работающих бедных и дальнейшей сегментации общества.

По словам Гимпельсона, глобальная причина происходящего давно известна – это плохой бизнес климат, и альтернативы проведению серьезных экономических реформ у страны просто нет.

Как создать рабочие места

Отсутствие механизма создания новых рабочих мест – основная проблема российского рынка труда, сказала профессор Российской экономической школы Ирина Денисова . Хотя в каком-то смысле экономический кризис поспособствовал большему проявлению интереса к рынку труда.

Экономисты привыкли преувеличивать роль экономического роста. Но экономический рост – это инструмент и средство для развития. А развитие идет через создание рабочих мест.

Качество рабочих мест зависит от взаимоотношений в обществе, уровне бедности, социальной сплоченности (на этот показатель влияет и место работы, и уровень зарплаты, и возможность доступа к страховым системам). Негативные изменения в этих сферах способствует снижению показателей на рынке труда, отрицательно сказывается на качестве рабочих мест и экономическом росте страны в целом.

В России структура рабочих мест не только не улучшается, но за 20 лет этот показатель прошел обратный путь. Раньше бОльшая часть рабочих мест была в формальном секторе, сейчас целая треть – в неформальном.

Изменить ситуацию на рынке труда можно лишь проводя серьезные реформы, соглашается Денисова с Гимпельсоном. В частности, улучшая инвестклимат, устанавливая верховенство права, поддерживая конкуренцию на рынке.

Социальная сплоченность влияет на производительность труда

Суть понятия социальной сплоченности объяснил проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Александр Сафонов . «Социальная сплоченность обеспечивает не только социальный мир в широком смысле этого слова, то есть понимание тех задач, которые ставит перед собой государство, – отметил он. – В значительной степени социальная сплоченность формирует отношение работника к тому, чем он занимается. Особенно это актуально для нашей страны. Это прямое влияние на производительность труда и эффективность рабочего места».

Без создания благоприятного инвестиционного климата что-то сделать будет сложно, однако и сам работник должен понимать, что те улучшения, которые предлагает государство, ведут к лучшему. «Принимаемые политические решения поддерживали социальную сплоченность с точки зрения самого работника», – пояснил Сафонов.

Между тем, иногда вроде бы позитивные для работника изменения в социальной политике имеют негативные результаты. «Мы проводили исследование, связанное с пенсионной реформой. Работники воспринимают информацию об изменении тарифной политики, которая обеспечит в будущем увеличение поступлений в Пенсионный фонд, негативно, – рассказал он. – Они видят, что сегодня повышение тарифной политики в пенсионной системе сокращает возможности работодателей повышать заработную плату. Они ставят под сомнение эту идеологию государства, что в итоге влияет на их отношение к рабочему месту».

На рынке труда не хватает инженеров

Самыми востребованными профессиями на данный момент в России являются высококвалифицированные рабочие, инженеры и рабочие низкой квалификации, – говорит завкафедрой труда и социальной политики МИГСУ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Николай Волгин.

«Инженер и рабочий – это те люди, которые формируют ВВП и делают результаты экономики, – отметил он. – Но возникает вопрос о том, где взять инженеров. В голову сразу приходят профильные вузы, однако экономике инженеры нужны уже сегодня, а не через пять-шесть лет». Есть вариант с переподготовкой на рабочем месте. Также необходимо постараться вернуть тех, кто в период девяностых ушел на другие участки работы. Хотя вернуться в профессию смогут лишь единицы, но их необходимо использовать как «играющих тренеров».

Также Волгин предложил использовать офицеров запаса. Они молодые и имеют инженерное образование с военным уклоном. Их можно легко переучить работать по «мирной» инженерной специальности.

Важную роль в развитии рынка труда Власов отводит внешней миграции: «Нужно полностью открывать шлагбаум или использовать квоты» Говоря о резервах миграции внутренней, он напомнил, что для ее оптимизации правительство ввело некоторые компенсации при переезде на постоянное место жительство в другой регион, «однако, пока это экзотика».

Примечательно, что список самых востребованных работодателями и самых престижных профессий в корне отличается, отметил Волгин. Наиболее престижной работой россияне считают занятость в банковской сфере, в топливно-энергетическом комплексе, в области нанотехнологий и профессиональном спорте.

Чтобы свести воедино два знаменателя – востребованность и престижность профессий, нужно эффективнее мотивировать людей. Оплата труда должна напрямую зависеть от квалификации. Когда зарплата инженера будет сравнима с оплатой труда банковского работника, тогда и профессия инженера попадет в список престижных.

Каждая страна богата не только своим войском или золотыми запасами, но и людьми. Чтобы государство процветало и двигалось вперед соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения должно преобладать в первую сторону. Но мало иметь молодых и активных людей, им нужно предоставить места работы с достойными условиями. Именно для решения этих задач в России разработана государственная политика занятости. Это направление занимается сбором информации о деятельности граждан, ищет пути решения проблем трудоустройства.

Понятие

После развала СССР миллионы людей оказались за бортом жизни. Разваливались крупные предприятия и даже отрасли, а там, где что-то работало, платили сущие копейки. Вся страна не скоро забудет выдачу зарплаты мягкими игрушками и вантузами, а также многотысячные пикеты безработных на площадях. Еще тогда, в 90-е годы, правительство задумалось о создании государственной политики занятости. Что это такое?

Это комплекс мер по содействию и контролю уровня безработных людей, выяснение причин такого положения. Кроме того, был создан ряд организаций, которые проводили политику стимулирования роста интереса к устройству на работу.

Основные направления политики занятости - это:

  • Увеличение числа рабочих мест.
  • Улучшение условий труда: поднятие зарплаты, расширенный социальный пакет, корпоративные привилегии и т. д.
  • Разработка программ, направленных на обучение и переподготовку рабочей силы.
  • Меры по работе с работодателями, стимулирование их сил и возможностей, содействие найму сотрудников.
  • Финансовая поддержка безработных, а именно выплаты социальных пособий.

По мнению специалистов, государственная политика занятости за последние 15 лет вполне оправдала себя. По последним данным показатель занятого населения приближается к показателю 62% от общего числа жителей. В это число также входят работающие пенсионеры, доля которых составляет около 7%. И по уровню безработицы Россия даже выигрывает по сравнению с Америкой и Европой.

Проблема трудоустройства в России

Но проблема остается и даже принимает новые формы. Так, сегодня много активных и хорошо образованных людей предпочитают работать не официально, в интернете или довольствуюсь временными подработками. Одно из направлений государственной политики содействия занятости населения сегодня как раз и является ведение пропаганды среди молодежи о важности и правильности официального положения. Трудоустройство по закону дает самое главное - социальный пакет, а это отчисления в пенсионный фонд, бесплатная медицина, оплачиваемые отпуска и т. д.

Большой проблемой России в последние годы стали массовые сокращения государственных ведомств, в первую очередь военизированных. Массовые увольнения коснулись армии, МВД, УФСИН, таможни, налоговой службы и т. д. Тысячи сотрудников остались без средств существования.

Чтобы поддержать людей в трудный период поиска работы, государство выделяет средства на выплаты по безработице. Согласно федеральному закону, эта сумма в первые три месяца должна составлять 75% от зарплаты, но в реальности у государства нет таких средства, поэтому сегодня установлена фиксированная оплата - 4990 рублей.

Мировой опыт

Все цивилизованные страны проводят политику, направленную на развитие социальной сферы в общем, и каждого ее члена в частности. Она предусматривает комплекс мер на разных уровнях: общегосударственном, региональном и муниципальном. Различают несколько популярных моделей политики регулирования занятости:

  • Американская - предусматривает создание рабочих мест с небольшой оплатой, фактически люди работают, но за низкую оплату и, таким образом, увеличивается число малоимущего населения.
  • Скандинавская - здесь упор идет на создания мест работы в государственной сфере со средними показателями дохода; модель оправдана, если в стране нет никаких кризисов, в обратном случае велика вероятность массовых сокращений и увольнений.
  • Европейская модель - рассчитана на создание высокооплачиваемых рабочих мест, а значит и привлечение высококвалифицированных специалистов; правда в этом случае для других слоев населения предусматривается большие социальные пособия; но в Европе система работает успешно.

Каждая из моделей имеет свои преимуществ и недостатки, применять одну из них в чистом виде в России невозможно. Необходимо учитывать менталитет наших граждан, а также особую экономическую обстановку. Хотя, если обратить внимание на последние события в стране, можно заметить тенденцию к тому, что многие компании хотят видеть в своих рядах действительно умеющих и могущих работать и платить им соответствующую заработную плату.

Социальная политика занятости населения в России

Выбор того или иного направления напрямую влияет на внешнюю и внутреннюю экономику. Увеличение производительности способствует большому потоку экспорта, однако существует проблема затрат на переподготовку кадров, обучение и практику хороших специалистов.

Так что сегодня цели политики занятости можно сформулировать следующим образом:

  • Развитие людских ресурсов, а здесь и увеличение рождаемости, и улучшение условий по получению образования в школе и институтах, и т. д.
  • Обеспечение соблюдения равных прав людей при устройстве на работу, а именно, исключение «блата» и «панибратства».
  • Создание социально благополучных условий для работы и отдыха граждан.
  • Проведение мер по обеспечению нуждающихся в работе граждан местами трудоустройства; совместно с предприятиями крупного и малого бизнеса создание новых рабочих мест.
  • Проведение мероприятий по предупреждению массовой безработицы в стране.
  • Работа с работодателями, поощрение создания новых рабочих мест, помощь из федерального бюджета.
  • Создание и координация профсоюзов, которые отстаивают права каждого гражданина.

Что касается последнего утверждения, то в России профсоюзы находятся пока на зачаточном уровне. Большинство граждан даже не знают, в чем суть их работы и просто бояться туда вступать. Тогда как на западе подобные организации являются мощных орудием в плане соблюдения прав работников.

Формы государственной политики занятости

Главные цели правительства - обеспечить полную занятость для населения с учетом «естественной» безработицы, то есть домохозяйки, инвалиды и т. д. Кроме того, стремиться к созданию гибкого рынка труда, а именно многофункционального использования работников. То есть люди могут быстро приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке: менять квалификацию, переходить на оптимизированный график и т. д.

Сегодня существует две формы политики государства:

  1. Активная - создание рабочих мест, обучение и переобучение людей.
  2. Пассивная - выплаты по безработице.

Первая форма предусматривает многоуровневую политику в социальной и экономической сфере. Стимулирование рынка, развитие бирж, служб занятости, улучшение социальных гарантий человека. А также содействие в переобучении, переезде в другое место и т. д. Пассивная форма включает выплату небольшого социального пособия для поддержания людей в период поиска работы. Эти выплаты носят временный характер и должны быть подтверждены.

Чтобы стимулировать безработных к официальному трудоустройству, правительство ведет сотрудничество со средствами массовой информации. Для молодежи проводятся регулярные фестивали профессий, где рассказывается о достоинствах тех или иных профессий.

Правовые основы

Меры по регулированию занятости в стране носят прямой и косвенный характер. С одной стороны перед правительством стоит задача увеличения ВВП быстрыми темпами, с другой - постепенно наращивание квалифицированного трудового населения. Чтобы найти компромисс государство разработало ряд программ содействия занятости населения. Этот документ был утвержден в 2014 году и все это время вносились изменения. Основные направления программы:

  • Предотвращение роста напряженности на рынке труда.
  • Усовершенствование нормативно-правового регулирования в сфере занятости населения.
  • Повышение эффективности содействия трудоустройству.
  • Оказание социальной поддержки.
  • Контроль и учет за безработными гражданами.
  • Содействие инвалидам в трудоустройстве.
  • Стимулирование региональных властей к воплощению различных экономических проектов и увеличению рабочих мест.

Стоит отметить, что из всего вышесказанного успешно работает только программа помощи в трудоустройстве для инвалидов. Правительство предусмотрело ряд хороших налоговых послаблений для компаний, выделяющих квотные места для людей с ограниченными возможностями.

Структура министерства

Федеральное министерство охватывает широкий круг проблем, в первую очередь, связанных с социальной политикой государства. В компетенцию Минтруда входит работа по регулированию демографического положения, обеспечение пенсий, выплата социальных пособий, обеспечение охраны труда, а также оказание услуг по трудоустройству.

Министерство включает тысячи региональных представительств по всей России, управления, образовательные учреждения и научные центры. Проблемами безработицы занимается Департамент занятости населения. В каждой области он представлен органами государственной службы занятости населения, а именно ЦЗН. Эти учреждения исполняют на местах государственные гарантии, а именно, работают с людьми, помогают в поисках работы.

Деятельность

Такие органы есть в каждой области и регионе. Цель их создания - повсеместный контроль уровня безработицы, возможность быстро принимать решения, касаемые отдельной территории. Центр занятости выполняет следующие задачи:

  • Оказания помощи населению по трудоустройству согласно законодательству.
  • Соблюдение прав и норм человека при поиске работы.
  • Создание условий, при которых бы можно было легко и эффективно вести контроль за работающими и неработающими людьми.
  • Работа с местными предприятиями и компаниями по созданию новых рабочих мест и улучшению условий в уже существующих.
  • Регулирование миграций как внутри региона, так и за его пределами.

Помимо основных функций по помощи в трудоустройстве, на таких центрах лежит ответственность за регистрацию граждан, нуждающихся в работе, за выплату пособий, организацию профессиональной переподготовки, психологической и правовой помощи.

ЦЗН активно занимаются работой с такими слоями населения, как бывшие заключенные. После выхода из тюрьмы те оказываются ненужными никому, им сложно получить документы и устроиться на хорошую работу. В этом плане ЦЗН совместно с местными властями создают специальные места для трудоустройства граждан с погашенной судимостью.

Порядок и объем помощи от государства

Если вы хотите получить статус безработного, а значит и помощь от государства, необходимо отработать на последнем месте не менее 3 месяцев. При обращении в центр занятости специалисты потребуют с вас трудовую книжку, паспорт, сведения о доходах за 3 месяца, а также заявление на получение особого статуса.

В течение 2 недель документы будут проходить проверку, если нарушений не было выявлено, человек признается безработным и имеет право на получение социальной и правовой помощи от государства.

Пособие для России сегодня составляет в первые полгода 4990 руб., последующие - 899 руб. Причем для получения денег человек должен также предоставить сберегательную книжку или карточку для зачисления средств. 2 раза в месяц гражданин обязан отмечаться у своего специалиста. Для сельских местностей предусмотрены передвижные пункты ЦЗН. Если человек пропустил назначенное время, выплаты замораживаются на 3 месяца. При заболевании гражданин вправе предоставить больничный лист.

Но пособие по безработице носит временный характер, все это время сотрудники должны вести работу с человеком. Ему будут предложены варианты по переквалификации, чаще всего в необходимые рабочие профессии. Кроме того, человек должен посещать собеседования, показывать, что находиться в активном поиске. Для безработных регулярно проводятся курсы и тренинги, ярмарки вакансий, где крупные и мелкие предприятия набирают в свой штат сотрудников.

Динамика развития

Борьба с безработицей - одно из основных направлений экономической политике. Ведь уровень зарплат напрямую зависит от количества трудоустроенных людей. Дело в том, что в фонд страхования труда взносы платят как работники, так и работодатели. Из этого же фонда происходит финансирование государственной политики в области занятости населения, а это содержание органов и ведомств, выплата пособий и т. д.

Согласно статистике, уровень безработицы по отношению к 90-00 годам значительно упал. Но это официальные данные, то есть учитываются те, кто пришел в Центр занятости населения и получил соответствующий статус. Сколько на самом деле людей, не платящих налоги, определить сложно. Этим вопросом уже занимается Налоговая служба России.

В советское время за тунеядство предусматривалась статья до 2 лет лишения свободы. Сегодня таких жестких мер уже не применяют, но недавно правительство рассматривало закон о стимулировании безработных к официальному трудоустройству. Суть закона - лишить всех тех, кто не платит налоги, бесплатной медицинской помощи. То есть сделать для них эту услугу платной. Закон пока находиться на рассмотрении.

Кроме того, для тех, кто сегодня работает без трудового договора, правительство предлагает оформить простую версию ИП и выплачивать налоги самостоятельно. Для этих целей усовершенствовали систему подачи заявки, теперь это можно сделать в любом отделение МФЦ, а также на портале Госуслуг.

Планы на будущее

В развитых странах Европы не так давно стартовал необычный социальный эксперимент. Правительство продвигает новую программу по борьбе с безработицей и уменьшению количества людей с низким достатком. Так, среди граждан, находящихся на государственном обеспечении, выделили несколько тысяч и включили их в программу. Эти граждане в течение 3 лет будут получать от государства фиксированную сумму, довольно внушительную для Европы, - 800 евро. Таким образом, социальные аналитики стремятся решить основную проблем малоимущих граждан - расходы на самые необходимые нужды.

То есть человек будет уверен, что сможет заплатить за квартиру, еду и кредиты и сможет свободно заняться совершенствованием и поиском работы. На сегодня эксперимент считается удачным. Люди не кинулись тратить халявные средства, а действительно свалили с себя груз страха за завтрашний день. Нашли хорошую работу и комфортно устроили свою жизнь.

В России подобная программа вряд ли осуществима. Слишком слабы еще моральные устои среднего гражданина нашей страны. Такой подарок от государства у нас расценят, как что-то должное и вообще перестанут что-то делать. В России нужны другие подходы. И, в первую очередь, это создание новых рабочих мест. Пока что страну захватили волны сокращений, что уже порядком всем надоело. Многие производства стоят, и граждане вынуждены уезжать на заработки в столицу или на Север.

А между тем, в каждой области есть ресурсы для создания крупных и мелких предприятий. Проблема в отсутствии заинтересованных лиц и большой доле коррупции. Стоит надеяться, что когда-нибудь российское общество повзрослеет и станет более ответственно относиться к проблемам своей страны.

Создание рабочих мест

Создание новых рабочих мест - объективный процесс развития экономики, обусловленный ростом и совершенствованием производства, его структурными изменениями. Без создания новых рабочих мест невозможна оптимальная, производительная занятость трудоспособных граждан в обществе, что является важным фактором повышения эффективности производства и одновременно уровня жизни населения Кузнецов О.В. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях: Дис. ... канд. экон. наук. М., 1999. 180 с. РГБ ОД, 61:99-8/1367-9. URL: http://www.lib.uaru.net/diss/cont/78124.html (дата обращения: 07.11.2013)..

Создавая новые рабочие места предприятия, снижают остроту сложных социальных ситуаций в значительной части регионов России. Более того, бизнес привлекает в свои ряды молодых предприимчивых людей, таким образом, закладывает базис для развития частного капитала в будущем и шаг за шагом способствует движению по пути развития системы, социально и экономически совместимой с внешним миром Хамраев А.А. Малое предпринимательство как предпосылка создания новых рабочих мест. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-79330.html (дата обращения: 10.01.2013)..

Чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, увеличение числа рабочих мест, развитие субъектов предпринимательства, должно быть важной задачей настоящего временного периода.

Система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится неподъемной для бизнеса и ведет к уходу его в «тень», т.е. к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов. Что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников, увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы, когда люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете, как безработные и получать соответствующие пособия. Будет увеличиваться и количество малообеспеченных граждан, имеющих право на субсидии на коммунальные услуги, на самом деле получающие зарплату «в конвертах» Ларина Т. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 г. очередной налоговый сюрприз // Ваше дело. 2010. 28 сентября..

Существующая налоговая система не способствует развитию бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это Колпащиков А. Вряд ли эти реформы пополнят бюджет // Ваше дело. 2010. 28 сентября.. Речь в первую очередь должна идти о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до уровня 2010 г.

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности предпринимательства.

В России же это только примерные планы в отдельных регионах. Так, одним из пунктов стратегии развития Дальнего Востока и Сибири, которую планировали презентовать на саммите АТЭС в сентябре 2012 г., являлось предложение об освобождении всех начинающих предприятий от налогового бремени.

Предполагалось, что налоговые льготы будут действовать до момента, когда компании выйдут на самоокупаемость. Так, дальневосточные чиновники хотели «заманить» в регион новых инвесторов и создать дополнительные рабочие места Литвинова А. Вновь образующиеся предприятия на Дальнем Востоке могут освободить от всех налогов. URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/08/30/focus/562949984618232 (дата обращения: 15.01.2013)..

Налоговые льготы подобного типа должны вводиться в регионах, где малое предпринимательство развито достаточно слабо По этой проблеме см.: Гвоздева О.М. К вопросу о развитии малого бизнеса в России: Сборник ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения В.С. Мартемьянова. М.: Издательство «Юрист», 2012. С. 64 - 69. и имеется наибольший, по сравнению с другими субъектами РФ, дефицит рабочих мест. Так, по последним опубликованным данным Росстата об уровне безработицы в России, по состоянию на 1 января 2012 г. разница между самыми «продвинутыми» и «отсталыми» регионами России была практически 5-кратной.

Отметим, что в индустриально развитых странах до 90% предприятий относится к малому бизнесу. На их долю приходится примерно до 50% производимого в стране валового национального продукта и примерно 70% создаваемых новых рабочих мест Коваленко Б.Б. Институты воздействия государства на организации корпоративного предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2008. С. 24.. В России на сегодня к малому бизнесу относятся только 30% от всех предприятий Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 16; Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 813 с..

Вывод. Изменение форм и методов государственного регулирования вопросов бизнеса, включая здоровое реформирование налоговой системы, географическое расширение активности предпринимательской деятельности по регионам будут способствовать росту субъектов малого бизнеса, созданию новых рабочих мест, а в целом - экономическому развитию Российской Федерации.