Элементы географических карт. Типы географических карт

Элементы географических карт. Типы географических карт

Источники географических знаний. Методы исследования родного края.

Географические знания имеют огромное значение для человечества, ибо география тесно связана с практической деятельностью человека. Географические исследования позволяют более рационально использовать среду, применяя природоохранные мероприятия и прогнозируя возможные изменения в нем, лучше управлять размещением производства, строительством, созданием условий, благоприятных для жизни людей. Географические знания можно получить из многих источников :

1. Печатные издания: учебники, научная и художественная литература, справочники, энциклопедии, газеты, журналы…

2. Компьютерные средства

3. Телевиденье

4. Краеведческие музеи

6. Материалы экспедиций, походов

7. Отчеты исследований

8. Статистические материалы

9. Фотографии

- это способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

Методы географических исследований
Вид Характеристика
Общенаучные Исторический метод - исследование природы и общества в процессе развития
Математический – обработка информации (расчеты, графики, диаграммы…)
Компьютерный – создание и изучение моделей реальных объектов и процессов.
Географические Метод полевых наблюдений – применяется для изучения природных условий (погоды).
Картографический - изучение объектов и явлений с помощью карт.
Геофизический – изучение земной коры и мантии
Геохимический – исследование движение химических веществ
Геокосмический – исследование развития географической оболочки
Палеогеографический – изучение останков древних растений и животных

Положение Донецкой области в пределах часовых поясов.

Вращаясь вокруг оси в направлении с запада на восток, в течение суток Земля совершает полный оборот. В один и тот же момент в разных точках планеты, лежащих на разных меридианах, будет разное местное (т.е. солнечное) время. Одинаковым время будет только во всех точках, лежащих на одном меридиане, т. е. время обусловлено расположением местности на определенной географической долготе. Итак, на западных и восточных окраинах даже одного населенного пункта местное время будет отличаться. Эта разница будет нарастать с увеличением

расстояния между меридианами.

Время, свойственное одному меридиану (меридиан, можно провести через любую точку на Земле) в данный момент, называют местным, или солнечным временем .

Разница во времени между западной и восточной точками Донецкой области составляет 12 минут .

Время в пределах определенного пояса называют поясным . Его определяют по времени среднего меридиана.

Земной шар разделен меридианами на 24 полосы – часовые пояса (по количеству часов в сутках),

каждый по 15° – 1 час, 1° – 4 мин.

Перемещаясь на запад, стрелку часов следует переводить назад, если перемещаетесь на восток – вперед.

Донецкая область расположена в двух часовых поясах, меньшая часть - во втором часовом поясе, а большая – в третьем. Сегодня мы пользуемся временем 3 часового пояса.

Географические карты. Виды карт, их классификация. Генерализация.

Карта с древних времен является ценным источником географической информации. Эпоха географических открытий вознесла роль географических карт, так как в них нуждались купцы, мореплаватели, путешественники, ученые.

Карта – это уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости в масштабе.

В зависимости от того, что нужно изобразить на карте, создают различные виды карт .

Классификация карт помогает выбрать карту, которая нужна для выполнения определенного задания, каждая карта имеет своё назначение. Если посмотреть в географический атлас Донецкой области, то можно убедиться, что все карты отличаются друг от друга по темам. Географическая карта Донецкой области относится по охвату территории области к среднемасштабным картам.

Генерализация – процесс отбора и обобщения изображаемых на карте объектов. На карте невозможно показать объекты со всеми подробностями и деталями. Генерализация позволяет подчеркнуть главные географические

особенности. Все объекты, показанные на карте крупного масштаба, графически невозможно отразить на картах мелких масштабов. А поэтому при переходе к более мелким масштабам, выбирают только самые существенные объекты местности (например, населенные пункты с населением свыше 10 тыс. жителей) и такие, которые могут быть выражены в масштабе этой карты (например, реки длиной более 100 км)…

В современном мире компьютерные программы позволили создавать электронные географические карты – многослойные, трехмерные, с текстовым и звуковым сопровождением.

Значение географических карт и требования, предъявляемые к ним

Географические карты служат важнейшим средством изучения земной поверхности, позволяя одновременно обозревать территорию любых размеров. Географические карты применяются в различных отраслях народного хозяйства и науки. Они требуются для производства различных изысканий и проектирования (в качестве основ), для организации землеустройства и административно-хозяйственного управления, для обучения и научных исследований. От каждой карты требуется, чтобы она была достоверной, точной, достаточно полной и подробной, наглядной и удобочитаемой.

Требование достоверности карты состоит в том, что карта должна точно соответствовать состоянию местности на момент съемки или исправления ее первоисточников.

Требование точности карты означает, что изображаемые на ней элементы и предметы местности должны сохранять геометрическое подобие, точность местоположения и размеры в соответствии с назначением и масштабом карты.

Требование достаточной полноты и подробности карты означает, что на ней должны быть изображены все типические черты и характерные особенности местности, показ которых определяется назначением и масштабом карты.

Под наглядностью карты понимают ее свойство, позволяющее с первого взгляда на карту воспринимать все наиболее важное и существенное в ее содержании.

Под читаемостью карты понимается ее качество, позволяющее легко различать все детали содержания при подробном рассматривании карты.

Перечисленные требования к картам неотделимы друг от друга, однако, между некоторыми из них имеются противоречия. Так, излишние полнота и подробность ведут к снижению читаемости карты. С другой стороны, чрезмерная разгрузка карты и увеличение размеров условных знаков ведут к схематизации. Основной задачей при создании карты является нахождение путей наилучшего сочетания этих требований.

Классификация географических карт

Географические карты классифицируют по содержанию, масштабу, назначению территориальному признаку.По содержанию все карты подразделяются на общегеографические и специальные.

Общегеографическими называются карты, на которых с одинаковой степенью полноты и подробности изображаются элементы местности: гидрография, рельеф, растительность, населенные пункты, дороги, границы, различные местные предметы и т. д. Специальными называются карты, на которых более полно изображаются отдельные элементы содержания общегеографических карт или показываются другие природные и общественные явления, не отображаемые общегеографическими картами. Среди специальных карт различают карты физико-географические (климатические, геологические, почвенные, гипсометрические и т. д.) и социально-экономические (экономические, политические, политико-административные, исторические и т. д.).

Общегеографические карты, исходя из их масштаба, подразделяют на топографические, обзорно-топографические и обзорные.

Топографическими называются наиболее точные и подробные общегеографические карты масштабов 1:200 000 и крупнее. Топографические карты практически сохраняют постоянный масштаб изображения, в связи с чем измерения и расчеты по ним производятся без учета искажений за проекцию.

Карты масштабов 1:50 000 и крупнее позволяют подробно изучать местность, точно ориентироваться на ней, проектировать инженерные сооружения и производить точные измерения и расчеты. Карты масштабов 1:100000 и 1:200000 дают возможность изучать местность в ее основных деталях, ориентироваться на ней и производить предварительное проектирование крупных сооружений.

Более подробно назначение топографических карт, а также требования, предъявляемые к ним, изложены в «Основных положениях по созданию топографических карт масштабов 1:10000, 1: 25 000, 1:50000, 1: 100000».

Обзорно-топографические карты (масштабов 1:200000-1:1000000), обладая основными свойствами топографических карт, уступают в точности и подробности изображения местности. Эти карты позволяют изучать местность в ее главных чертах, ориентироваться с самолета, проектировать работы, охватывающие большие территории. Карты масштабов 1: 500 000 и 1:200000 особенно широко используются авиацией*.Обзорными называются общегеографические карты масштабов мельче 1:1000000. Примерами обзорных карт являются: карта Европы масштаба 1: 2500 000, карта Украины масштаба 1: 2 500 000, карта Южной Азии 1: 4 000000 и ряд других.

По назначению географические карты делят на справочные, учебные, морские, аэронавигационные, дорожные, автомобильные, туристские и другие.

По территориальному признаку географические карты подразделяются на мировые, карты океанов и морей, материков и их частей, государств, областей, районов.

Широким распространением пользуются географические атласы, под которыми понимаются собрания карт, объединенных общей идеей, единообразно оформленных и изданных обычно в виде книги или альбома. Подобно картам атласы бывают: общегеографические, специальные, комплексные (объединяющие карты общегеографические и специальные), мировые, отдельных стран, отдельных областей, справочные, учебные, морские, дорожные, автомобильные и т. д.

Кроме обычных карт, существуют так называемые рельефные карты. На этих картах рельеф местности показывается объемно. Причем для большей выразительности отдельных его форм масштаб изображения по высоте (вертикальный масштаб) берется в 5-10 раз крупнее планового (горизонтального) масштаба. Все способы изготовления рельефных карт основаны на использовании обычных карт. Рельефные карты, представляющие собой наиболее наглядный вид изображения местности, широко используются для учебных и военных целей.


Значение и классификация географических карт - 4.0 out of 5 based on 22 votes

По степени обобщенности показателей тематические карты делятся на аналитические, синтетические и комплексные.

4.1.1. Аналитические карты

К аналитическим относятся карты, дающие конкретную характеристику одного или нескольких природных или социально-экономических явлений, без отображения связей и взаимодействий между ними. Для них используются необобщенные или мало обобщенные показатели, часто полученные на основе единичного наблюдения (на картах наблюдения). Например, карты отдельных метеорологических элементов, характеризующих их величину в тот или иной момент или период времени (рис. 4.1): температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, ветров и т.п.; или карты крутизны склонов, глубин, густоты расчленения рельефа и др. Аналитические карты дают информацию по определенным сторонам или свойствам объектов и явлений, им свойственно отвлечение от целого.

Рис. 4.1. Аналитическая карта фактической погоды

Сила аналитического картографирования в том, что оно позволяет как бы «расчленить» объект на составные части, обособленно рассмотреть их или даже выделить элементы этих частей. Такое «расчленение» может быть сколь угодно детальным, все зависит от глубины анализа. На начальных стадиях аналитического изучения объекта на картах показывают основные элементы его структуры, вещественного состава, особые признаки и свойства. Но по мере накопления знаний и совершенствования методики аналитические карты отражают все более тонкие особенности и детали строения. Так, изучая рельеф, применяют все более «тонкие» методы математического моделирования, получая все более детальные аналитические карты, например карты горизонтальной и вертикальной кривизны поверхности, карты вторых производных, характеризующих скорость изменения уклонов, карты дисперсии высот и т.п. Возможности анализа практически бесконечны.
Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «аналитическая карта» в определенном смысле относительно. Скажем, карта дневных температур, несомненно, аналитическая карта по отношению к карте среднемесячных, а тем более среднегодовых температур. Но и карту среднегодовых температур можно считать аналитической, если поставить ее в ряд с картами давления, осадков, испарения, преобладающих ветров - все они характеризуют лишь отдельные элементы климата. Такова диалектика всякого анализа, который неразрывно связан с синтезом.
Близки к аналитическим так называемые частные , или отраслевые , карты. Они имеют узкую тематику, подробно показывают какую-либо отдельную отрасль. Чаще всего, говоря об отраслевых картах, имеют в виду социально-экономическую тематику, связанную с отдельными отраслями промышленного или сельскохозяйственного производства. Отраслевыми принято считать карты машиностроения, текстильной, химической, пищевой и других отраслей промышленности или карты свекловодства, хлопководства, овцеводства, птицеводства и т.п.

4.1.2. Синтетические карты

Синтетические карты дают целостное пространственное отображение явлений в результате интерпретации наиболее существенных показателей, их соединения и обобщения с учетом связей между ними. Примером могут служить карты климатического районирования, сельскохозяйственной специализации районов, ландшафтные карты, на которых выделяются соответствующие области (районы) по совокупности многих показателей.
Синтетические карты обычно создают путем интеграции данных, отраженных в сериях аналитических карт. При небольшом числе синтезируемых показателей это можно делать вручную, но в более сложных случаях необходимо использовать методы математического моделирования.
Отметим, что синтетические карты всегда имеют довольно подробные, порой даже громоздкие легенды. В пояснениях к интегральной оценке стараются отразить многие исходные параметры.
Методы создания синтетических карт особенно усовершенствовались с внедрением геоинформационных систем, оперирующих одновременно десятками слоев информации. ГИС включают специальные процедуры для синтеза данных. В частности, это дало импульс широкому развитию синтетического эколого-географического картографирования условий жизни населения на основе учета комплекса природных, экономических и социальных параметров. Возможно даже совмещение на одной карте нескольких синтетических показателей.



Рис. 4.2. Синтетическая карта. Зоны специализации сельского хозяйства на юге Азербайджана

Иногда на одной и той же карте синтетическое изображение сочетается с некоторыми аналитическими показателями. Например, на экономических картах сельскохозяйственное районирование дается в синтетическом обобщении, а отрасли промышленности представлены аналитически. Это так называемые аналитико-синтетические карты.
Необходимо иметь в виду, что есть разные ступени синтеза. Геоморфологическая карта является синтетической по отношению к картам углов наклона и расчленения рельефа, но в то же время она может рассматриваться как аналитическая по отношению к карте природного районирования территории. Тут она стоит в ряду таких карт, как гидрологическая, почвенная, геоботаническая и др. То, что на одной ступени выступает как синтетическое изображение, на следующем, более высоком уровне становится «элементом» более сложной системы - так в картографировании проявляется диалектика процессов анализа-синтеза. Следует добавить к этому, что степень синтеза всегда возрастает с уменьшением масштаба карты, с переходом от показа отдельных объектов к изображению собирательных понятий. Иначе говоря, уровень синтеза находится в определенной зависимости от степени генерализации картографического изображения.

4.1.2. Комплексные карты

Комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик (показателей) одного явления. Например, на одной карте можно дать изобары и векторы преобладающих ветров, имея в виду, что ветры непосредственно связаны с полем атмосферного давления. На карте сельского хозяйства можно одновременно показать распаханность территории и урожайность пшеницы, на гидрологической карте - внутригодовое распределение стока в речном бассейне, водоносность рек и потенциальные энергоресурсы. На рис. 4.3 приведена комплексная карта, на которой изображение внутри годового распределения речного стока и водоносности рек совмещено с характеристикой потенциальных ресурсов гидроэнергии.



Рис. 4.3. Комплексная карта. Водоносность рек, распределение стока и потенциальные энергоресурсы восточной части Кольского полуострова

Каждая характеристика дается в своей системе показателей, но показ на одной карте двух, трех и более тем позволяет читателю рассматривать их в комплексе, визуально сопоставлять между собой, устанавливать закономерности размещения одного показателя относительно другого. В этом - главное достоинство комплексных карт.
Однако возникают и сложности. Дело в том, что на одной карте трудно совместить изображение нескольких явлений так, чтобы они хорошо читались. Известно, например, что можно совместить две системы изолиний (одна дается с послойной окраской, а другая - яркими цветными линиями), но три системы изолиний уже не читаются. Аналогично можно дать на карте две картограммы (одну - цветовой шкалой, а другую - штриховкой), дополнить карту значками, линиями движения, изображением ареалов и т.п., но при пяти-шести слоях комплексная карта становится перегруженной и теряет читаемость.
Хорошо известными примерами комплексных карт могут служить топографические карты, на которых совместно представлены рельеф, гидрография, растительность, почвы и грунты, населенные пункты, социально-экономические объекты, дорожная сеть, линии связи, административные границы - т.е. весь комплекс объектов, характеризующих местность.
Другой, не менее яркий пример - метеорологические карты, где на фоне изобар и линий атмосферных фронтов показаны метеоэлементы: температуры воздуха и почвы, влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество и вид осадков, облачность и др. - в совокупности они отражают погодные условия.
Тематические карты, отображающие несколько природных или социально-экономических элементов, относятся к типу комплексных карт. Например, синоптические карты, характеризующие в данное время погоду на определенной территории. Каждый элемент на этих картах (температура, давление, ветры и др.) характеризуются своей системой показателей, но все они сопоставляются между собой, рассматриваются комплексно, обычно с выявлением закономерностей размещения одного показателя относительно другого. Содержанием комплексных карт могут быть: одни природные явления (давление, ветры); несколько социально-экономических явлений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); группа явлений, характеризующих природную среду, население и хозяйство (например, карты агропромышленных комплексов, отображающие взаимосвязи размещения промышленности и сельского хозяйства с природными ресурсами и сырьевыми базами). На комплексных картах часто одновременно применяют аналитические и синтетические приемы. Например, на экономических картах для отображения промышленности употребляют аналитические, а для сельского хозяйства - синтетические показатели. Топографические карты, отображающие различные элементы местности, также относятся к типу комплексных карт.
Среди тематических карт выделяются карты динамики и взаимосвязей , а также карты функциональных типов . К последним относятся инвентаризационные , оценочные , индикационные , прогнозные и рекомендательные карты.
Карты динамики передают движение, развитие определенного явления или процесса во времени или его перемещение в пространстве (перемещение водных масс, атмосферных вихрей, рост городов).


Рис. 4.4. Климатическая карта Антарктики

Карты взаимосвязей отображают характер и степень пространственных связей нескольких явлений (атмосферного давления и ветров, внесения удобрений и урожайность сельскохозяйственных культур). В основном это межотраслевые карты, отображающие связи между явлениями и процессами природы, населения и хозяйства.
Инвентаризационные карты - обычно это аналитические карты, отображающие (регистрирующие) наличие, расположение и состояние объектов и явлений (природных и трудовых ресурсов, объектов экономики: карты размещения полезных ископаемых, лесов, сельхозугодий, удоспособного населения, объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.).
Оценочные карты - карты, дающие оценку определенных явлений (объектов) для решения конкретных задач (например, карты оценки природных условий территории для сельскохозяйственного производства или для строительства дорог и т.п.). Это прикладные карты, составляемые на основе инвентаризационных карт, чаще всего отражающих взаимодействие человека и природы.
Индикационные карты - отражают предсказания и выявления неизвестных явлений на основе других, хорошо известных. Например, индикационные карты растительности используются для выявления тектонических разломов, отдельные виды растений являются индикаторами для ряда полезных ископаемых, некоторые ареалы животных указывают на места распространения определенных болезней людей.
Прогнозные карты отображают неизвестные в настоящее время или недоступные для непосредственного наблюдения явления и процессы, происходящие как во времени (например, динамика численности населения в будущем, изменения в структуре промышленного производства и др.), так и в пространстве (например, размещение месторождений полезных ископаемых, строение недр Земли и др.). По степени достоверности (вероятности) прогноза карты могут быть: предварительного прогноза (схематичные мелкомасштабные карты), вероятного прогноза (наиболее детальные, чем карты предварительного прогноза, обычно это крупномасштабные карты), весьма вероятного прогноза (наиболее детальные, обычно крупномасштабные карты) и карты перспективного расчета (еще более точные карты, составленные по точным данным).
Рекомендательные карты обычно составляются на основе оценочных и прогнозных карт и содержат конкретные предложения (рекомендации), которые необходимо провести в данной ситуации (на определенной территории) для достижения какой-то цели (по рациональному использованию земель, охране и улучшению окружающей среды и т.д.).

4.2. КАРТЫ РАЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Назначение карт так же разнообразно, как разнообразны сферы человеческой деятельности, поэтому затруднительно указать все типы карт, различающиеся по этому признаку. Дело осложняется еще и тем, что ряд карт ориентирован на многоцелевое назначение - они одновременно служат для планирования, научных изысканий, учебных и культурно-просветительных целей, получения справочных сведений и много другого. И все же можно указать несколько типов карт, в которых особенно четко проявлены особенности их назначения.
Научно-справочные карты предназначены для выполнения по ним научных исследований и получения максимально подробной (для данного масштаба), достоверной и научно обработанной информации. Это карты для специалистов, работающих в сфере наук о Земле и социально-экономических наук.
Культурно-просветительские карты ориентированы на широкие читательские круги, они дают упрощенную, если можно так сказать, «облегченную» картографическую трактовку для лиц, не имеющих специальной географо-картографической подготовки. Назначение этих карт - распространение знаний, пропаганда идей (например, бережного отношения к природно-историческим памятникам), разъяснение планов экономического развития и освоения территорий и т.п. Такие карты обычно имеют яркое, простое, доходчивое оформление, дополняются диаграммами, рисунками, элементами плаката. К этому типу близки карты туристские и туристско -краеведческие , предназначенные для туристов, путешественников по родному краю и просто для отдыхающих. В их содержании основное внимание уделено местам, представляющим интерес для туристов (архитектурные и исторические памятники, заповедники, парки, музеи и др.). Карты отличаются красочным оформлением, сопровождаются подробными указателями и справочными сведениями. Они могут изображать обширные курортные районы (например, Черноморское побережье), национальные парки, города, отдельные лыжные, пешеходные, водные маршруты и т.п. К этой же группе примыкают карты для спортивного ориентирования , специально приспособленные для проведения соревнований по этому виду спорта.
Учебные карты - четко выделяемый тип карт, используемых как наглядные пособия или материалы для самостоятельной работы в школах и вузах. На них применяют проекции, способы изображения, учитывающие степень подготовки учащихся и характер использования карт в учебном процессе. Соответственно создают карты для начальной, средней и высшей школы. Их нагрузка должна соответствовать объемам учебных программ того или иного образовательного уровня. Отметим, что карты для высшей школы, предназначенные для аудиторий, по содержанию и детальности приближаются к научно-справочным, не теряя при этом своих демонстрационных свойств.

4.3. ШКОЛЬНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

4.3.1. Особенности школьных карт

По сравнению с другими картами школьные карты имеют ряд особенностей:
. согласованность их с соответствующей программой и учебниками , освобождение от излишних деталей. Чем младше учащиеся, тем меньше нагрузка карт для них. Чрезмерная детальность и нагрузка школьных карт может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление нужных для изучения объектов. Это, однако, не означает, что на школьную карту наносится только то, что упоминается в учебнике. В этом случае карта не будет правдоподобно отражать действительность. Поэтому даже на картах для младших классов дается некоторая дополнительная нагрузка из объектов, не упоминающихся в учебнике
. обзорность, обеспечивающаяся не только мелким масштабом, но и большой генерализацией, а также использованием особых графических приемов и, прежде всего, укрупнением условных знаков (особенно на стенных картах), созданием многопланового изображения, когда на первый план выдвигается то, что учащиеся должны знать в первую очередь;
. повышенная наглядность , позволяющая учащимся легко ассоциировать данные на карте обозначения с соответствующими объектами в натуре. Наглядность на картах достигается разными приемами - применением фоновых и штриховых расцветок ассоциирующихся с природными (голубой фон озер, синие реки, зеленые леса и т. п.), размещением на полях карты художественных изображений объектов и местности в целом, изображенной на карте, применением многоплановости картографического изображения и др.;
. применение довольно ограниченного числа картографических проекций ;
. масштаб на картах, предназначенных для изучения начального курса географии в младших классах обычно приводится именованный и линейный. Для старших классов на картах помещается и численный масштаб;
. ориентировка рамок школьных карт относительно линий картографической сетки выбирается такой, при которой средний меридиан проходит посередине карты. При этом сохраняется направление север-юг в середине карты в привычном для учащихся положении (север - вверху, юг - внизу).

4.3.2. Школьные географические атласы

Школьные географические атласы - главные пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Основная педагогическая цель в работе со школьными атласами - не передавать ученикам знания, а научить их самостоятельно добывать информацию. Как картографические произведения они обладают теми же свойствами, что и все атласы. Однако им присущи свойства, которые вытекают из специфики их назначения.
В настоящее время растет число школьных атласов, издаваемых как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Поэтому выбор того или иного атласа в качестве основного, обязательного пособия должен основываться на тщательном анализе всех существующих произведений этого рода. Анализ школьных атласов проводится учителем по той же схеме, что и любого атласа. Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет более грамотно организовать работу с ними, научить учащихся более полно использовать их в качестве источника географических знаний.
Отдельные школьные атласы, помимо карт, включают специальные методические вводные разделы, рассматривающие особенности карт атласа и указания по работе с ними, справочные сведения о важнейших объектах земной поверхности (реках, озерах, островах, самых высоких горных вершинах и т. д.). Кроме того в атласах для старших классов справочные сведения помещены и на самих страницах атласа. Это различного рода диаграммы, таблицы, карты-врезки. Лучшие издания школьных атласов содержат космические снимки участков земной поверхности и общего вида Земли из космоса.
Среди группы атласов отдельных стран особого внимания заслуживает Национальный Атлас Украины - официальное государственное издание. Создан Атлас, как современная информационная система, имеет ряд важных функций. Широкие репрезентативные и информационные возможности позволяют использовать его во многих сферах жизни общества:
. в законотворческой и управленческой деятельности на национальном и региональном уровнях;
. для обоснования различных государственных программ сбалансированного экономического, социального, экологического и духовного развития регионов и государства в целом;
. в природопользовании и осуществлении мониторинга природных и социальных явлений и процессов;
. в системе школьного и высшего образования;
. при формировании внешней политики и развития международных отношений.
Он является источником современной информации об Украине для заинтересованного отечественного и зарубежного читателя и многочисленной украинской диаспоры.
По уровню теоретико-методического обеспечения и картографического воплощение пространственных данных Атлас сопоставим с национальными атласами других государств мира.


Рис. 4.5. Национальный Атлас Украины

В 2010 году вышла новая современная картографическая работа - Атлас учителя, который подготовлен Государственным научно-производственным предприятием "Картография".


Рис. 4.6. Атлас учителя изданный НПП "Картографія"

По своему содержанию и наполнению этот атлас можно назвать атлас-энциклопедия. И это действительно так. В четырех основных разделах атласа содержится огромная географическая информация о планете Земля.
Атлас выполнен по новейшим технологиям, иллюстрирован большим количеством фотографий и схем. Он создан на основе современных картографических и литературных источников и статистических материалов.
Карты атласа дополняет текстовая и географическая информация.

4.3.3. Специальные школьные карты и другие картографические произведения

К ним относят следующие:
а) контурные карты - одноцветные изображения, предназначенные для нанесения на них различных данных (надписей, знаков, объектов, явлений, процессов и т.п.). Они выпускаются в виде блоков с согласованной основой, масштабу, компоновкой. Существующие карты предусматривают постепенное усложнение работ с контурными картами от младших классов к старшим. Другая функция контурных карт - основа для составления тематических карт или картосхем при выявлении взаимосвязей исследуемых явлений и процессов;
б) индукционные карты - настенные контурные карты, выполненные на линолеуме или дерматине с несмываемыми контурами. Используются при работе с учащимися на настольных контурных картах, объяснении нового материала;
в) немые карты - обычные настенные карты, но без надписей; предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся у доски;
г) полунемые карты - характеризуют объекты первыми двумя-тремя буквами, а следующие буквы названий этих объектов ученику необходимо определить и дописать;
г) карты-трафареты - вычеркнуты на прозрачной пленке для проектирования с эпидиаскопа на экран; дают возможность накладывать ряд пленок; используются при изучении нового материала;
д) эскизные картосхемы - картографические рисунки, сделанные ”на глаз“, без точного соблюдения масштаба на доске; используются при изучении нового материала, когда необходимо сконцентрировать внимание учащихся на определенном явлении или процессе;
е) электрифицированы и магнитные карты - обычные настенные карты, которые специально оборудованы; на электрифицированных картах в определенных местах встроенные электрические контакты, куда подсоединяются маленькие электрические лампочки; магнитные карты выполняются на специальных металлических листах; условные знаки на них сделаны из пенопласта с вставленным магнитом;
ж) текстовые карты - карты учебников и пособий, один из видов настольных карт и составная часть учебника как целостного произведения; вместе с текстом обеспечивают изучение необходимого программного материала. По тексту эти карты могут играть основную роль (текст их объясняет), вспомогательную роль (они объясняют, ”комментируют“ текст), находятся на паритетных началах;
с) глобусы начинают применять на уроках еще в младших классах для объяснения формы Земли, в последующих - для объяснения формы и размеров Земли, картографической сетки, сути параллелей и меридианов, при определении географических координат (географических широты и долготы), освещенности Земли Солнцем, движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси и т.д. Школьные глобусы изготавливают в масштабах 1:83 000 000, 1:50 000 000, 1:30 000 000; последний - демонстрационный, первые два - предназначены для самостоятельной работы учащихся; по содержанию делятся на физические , политические , рельефные . Распространены индукционные глобусы - на черном фоне светлой краской нанесена градусная сетка. Есть глобусы из прозрачного пластика с подсветкой изнутри.
В школьной программе по географии предусмотрено использование профилей, разрезов, блок-диаграмм, рельефных карт и т.д.

4.3.4. Педагогическая цель в работе с картой на уроках географии

Карта - наиболее используемый картографическое произведение в школьной программе по географии. Она является наиболее универсальным произведением. По карте можно решать различные творческие задачи. Применение карт в школьной географии преследует три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней:
а) понимать карту - это значит усвоить основные свойства карты, особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы применения;
б) читать карту - значит уметь выяснить географическую действительность с ее картографическим изображением, то есть по условным обозначениям обнаружить взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Характер чтения может быть различным и зависит от назначения и возможностей карты: от обычной справки (что? где? сколько?) до полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений (почему? по каким причинам? как?);
в) знать карту - воспроизведение в памяти картографической информации, по памяти представлять взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, которые изучаются в школьном курсе географии.
Картографическая информация способствует упорядочению географических знаний, при этом эти знания имеют хорологическую и пространственную привязку.
Выше упомянутые цели по своему значению неравноценны, но взаимосвязаны. В школьной географии упор следует делать именно на чтении карты, которое должно строиться на понимании и знании карты.
Работа с картой или другими картографическими произведениями является интересной для школьников, потому что включает зрительную функцию памяти (нервный зрительный канал вчетверо мощнее, чем слуховой). Кроме того, детям всегда нравились путешествия и экскурсии. Это следует использовать для ”передачи“ учащимся знаний. Научить учащихся картографическим словесным методам невозможно, поэтому для учеников следует подбирать соответствующие картографические произведения, а не карты в целом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие карты называют аналитическими?
2. По каким показателям можно распознать аналитическую карту?
3. В чем преимущества аналитического картографирование?
4. В чем выражается относительность понятия «Аналитическая карта»?
5. По каким показателям можно распознать комплексную карту?
6. В чем преимущества и недостатки комплексного картографирования?
7. По каким показателям можно распознать синтетическую карту?
8. В чем преимущества и недостатки синтетического картографирование?
9. Какие методы математического моделирования применяются при составлении синтетических карт? В чем суть этих методов?
10. Каким образом в картографировании оказывается диалектика процессов анализа-синтеза?
11. Как соотносятся степень синтеза с масштабом карты?
12. Какие географические явления показывают карты динамики? Приведите примеры этих карт.
13. Какие географические явления передают карты взаимосвязей? Приведите примеры этих карт.
14. Какие данные содержат инвентаризационные карты?
15. Какие данные содержат оценочные карты?
16. Какие данные содержат индикационные карты?
17. Какие данные содержат прогнозные карты?
18. Как классифицируют прогнозные карты?
19. Какие данные содержат рекомендательные карты?
20. Для каких целей предназначены научно-справочные карты?
21. Для каких целей предназначены культурно-образовательные карты?
22. Для каких целей предназначены туристские карты?
23. Для каких целей предназначены учебные карты?
29. Приведите примеры современных комплексных атласов.

Методические указания

По проведению практических занятий

Для специальности: 280711 «Рациональное использование природоохранных комплексов»

По дисциплине: Прикладная геодезия и экологическое картографирование

Москва 2012

Предисловие

Назначение методических указаний.

Настоящие методические указания по проведению практических занятий составлено в соответствии с программой дисциплины «Прикладная геодезия и экологическое картографирование», для студентов колледжа по специальности 280711 «Рациональное использование природоохранных комплексов».

Для выполнения практических работ студентам необходимы чертежные и измерительные инструменты: простые карандаши различной твердости, акварельные краски, чертежная бумага формата А4, А3,линейки, треугольники, циркули, циркули-измерители, миллиметровая бумага, калька. Понадобятся также контурные карты различного территориального охвата. Вычислительные работы, использующие большие числа, невозможны без калькулятора.

Чертежные работы по этому курсу должны быть выполнены с требуемой точностью и качеством черчения. Допускается выполнение значительной части заданий практикума на компьютере с использованием графических программных продуктов Corel Draw, Free Hand .

Приступая к выполнению конкретной работы, студенты должны внимательно ознакомиться с порядком выполнения работы и получить от преподавателя необходимые разъяснения. Каждая работа оформляется в виде отчета и сдается преподавателю.



В результате выполнения практических работ студенты должны приобрести необходимые знания и научиться самостоятельно выполнять топографические работы, читать топографические карты и планы местности и решать по ним задачи.

Требования к умениям, компетенции которые формируются после проведения практических занятий по дисциплине «Прикладная геодезия и экологическое картографирование».

Общие компетенции :

1.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

2.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

3.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

4.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

5.Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

6.Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Профессиональные компетенции:

1.Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязнённых территорий.

2.Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.

3.Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.

4.Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.

5.Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм, геокарт.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

«Классификация карт и их элементы»

Цель занятия : Ознакомится с классификацией географических карт. Изучить элементы географической карты

Элементы географической карты. Классификация географических карт

Карта - это уменьшенное и обобщенное изображение поверх­ности Земли, другого небесного тела или небесной сферы, построенное по математическому закону на плоскости и пока­зывающее размещение и свойства объектов этих поверхностей в принятой системе условных знаков.

На любой карте различают:

Собственно картографическое изображение;

Математическую основу;

Вспомогательное оснащение;

Дополнительные данные.

Картографическое изображение - это основной элемент кар­ты. Содержание карты составляют объекты и явления, их свой­ства и особенности размещения, взаимосвязи и динамика.

К математической основе относятся: геодезическая основа, картографическая проекция, масштаб и компоновка.

Вспомогательное оснащение карты - это ее легенда, а также картометрические графики, помогающие проводить различного рода измерения, название карты, выходные и справочные данные (сведения об исполнителях, источниках составления и т.п.), то есть все, что помогает читать карту.

Карты-врезки, диаграммы, профили, слайды, размещаемые на свободных местах внутри рамки или на полях карты, относятся к дополнительным данным. Они не принадлежат непосредственно к содержанию карты, но в значительной степени его расширяют, по­ясняют и дополняют.

Все географические карты принято делить на группы, прини­мая за основание для деления разные признаки: назначение, карто­графируемое пространство, содержание, масштаб, территориаль­ный охват.

Общегеографические карты предназначены для общего зна­комства с картографируемой территорией. Элементами содержания на них являются как объекты природы, так и объекты социаль­но-экономические.

Тематические карты - это карты, на которых один или не­сколько природных или социально-экономических элементов пока­заны с большей подробностью и глубиной.

Тематические карты, в свою очередь, делят на классы, рода и виды.

Кроме того, различают типы тематических карт. В зависимо­сти от широты темы, степени обобщенности выделяют аналитиче­ские, комплексные и синтетические карты.

Аналитические карты - это карты узкой тематики. Они отра­жают лишь отдельные стороны явления без показа связей с другими сторонами или свойствами этого явления, например карты темпера­тур. К ним близки частные, или отраслевые, карты, например карта машиностроения.

Комплексные карты показывают совместно несколько свойств одного и того же явления или несколько взаимосвязанных явлений, например температуры и ветры.

Синтетические карты дают целостную интегральную харак­теристику объектов, явлений, процессов. К ним относится боль­шинство карт районирования. На них отсутствуют отдельные ком­поненты, но выделены области, однородные по совокупности показателей, например карты сельскохозяйственного, климатиче­ского и другого районирования.

Задание

Изучив классификацию тематических карт, определите класс, род, вид и тип трех карт, указанных в одном из вариантов. Назовите элемен­ты содержания, вспомогательного оснащения, а также дополни­тельные данные, размещенные на карте.