Бюджетная политика: тихое закручивание гаек. ИПЦ и индекс цен производителей

Бюджетная политика: тихое закручивание гаек. ИПЦ и индекс цен производителей

2016 год не оправдал надежд на скорое восстановление российской экономики. Цены на нефть, обновив семилетний минимум, держатся ниже уровня $60 за баррель. Дешевая нефть привела к частичной перестройке структуры российской экономики, но не позволила стране вернуться в фазу экономического роста и в достаточной степени наполнить бюджет. Тем не менее темп падения ВВП замедлился. Процентные ставки и инфляция стабилизировались, волатильность рубля снизилась, однако эти показатели все еще остаются выше докризисного уровня. Под влиянием низких цен на нефть началась глобальная перестройка мировой экономики. Ожидавшегося инвесторами устойчивого роста процентных ставок и экономики США, а также масштабного укрепления доллара не произошло. По-прежнему далеки от восстановления экономики Еврозоны и Китая.

Что ждет мировую экономику в 2017 году? Как будет меняться ситуация на товарных и фондовых рынках? Удастся ли России добиться снижения инфляции и процентных ставок, укрепить рубль? Какие стратегии инвестирования окажутся оптимальными в сложившихся условиях? Ответы на эти и многие другие вопросы инвесторы и гости узнают от ведущих российских финансистов и управляющих активами на бизнес-завтраке «Макроэкономический прогноз на 2017 год. Лучшие инвестиционные стратегии».

Аудитория конференции

Потенциальные и реальные инвесторы, люди с высоким социальным статусом и личным доходом, представители государственных и региональных властей, инвестиционных и коммерческих банков, профессионалы фондового рынка, руководители компаний, эксперты и аналитики рынка, журналисты профессиональных изданий, представители деловых СМИ.
  • Налоговая нагрузка на экономику продолжит увеличиваться не за счет повышения ставок, а за счет усиления налогового администрирования опережающими темпами. У налогового маневра, скорее всего, будет меньший эффект, чем предполагается.
  • Сверхнизкая инфляция теперь не результат успешной жесткой политики ЦБ РФ, а отражение подавленного состояния экономики. При этом восстановление роста возможно, в первую очередь, за счет бюджетной политики и потребителей, а не за счет снижения ключевой ставки.
  • Падение реальных доходов населения на фоне слабого роста зарплат и стагнации трат не должно удивлять – принудительное обеление бизнеса и снижение значимости нетрудовой прибыли приводят к такому статистическому эффекту.

Ключевые события и тренды

  • Несмотря на некоторое снижение цен, нефть остается достаточно дорогой. Темпы добычи нефти в США растут, при сохранении текущей динамики уже к концу 2018 года у этой страны есть все шансы стать лидером по добыче, что ставит под угрозу возможности ОПЕК+ контролировать цены на нефть и роль соглашения о продлении сниженной добычи. Однако в ближайшие месяцы экспортная выручка создает достаточно благоприятные условия для такого рода доходов США.
  • ЦБ РФ на февральском заседании продолжил плановое снижение ключевой ставки (на 25 б. п., до 7,5%, после 50 б. п. в декабре). Инфляционные ожидания продолжают замедляться, при этом инфляция остается существенно меньше целевого уровня в 4%, а реальная ставка – рекордной (февральская инфляция, скорее всего, будет около 2% по сравнению с февралем 2017 года). Лозунги об инфляции в 4% к концу 2018-го и переходе к нейтральной денежно-кредитной политике уже в этом году носят характер ритуальных заявлений. До середины нынешнего года мы можем рассчитывать на снижение ставки на 1 п. п. При сохранении низкой инфляции можно ожидать падения ставки за отметку 6% к началу 2019 года.
  • США продолжили ужесточение санкций преимущественно на бумаге. Риск запрета на приобретение российских долговых бумаг значительно снизился, однако бурный рост доходности на рынке госдолга США повышает стоимость заимствований для всего мира.
  • Минфин реализует политику абсорбирования излишней ликвидности, закупая доллары на сумму дополнительных нефтегазовых доходов, что стабилизирует рубль и снижает зависимость последнего от цен на нефть.

Мировые рынки

На февральском заседании ФРС приняла решение не повышать диапазон ключевой ставки (текущий: 1,25–1,5%), что не стало сюрпризом для рынка. ФРС отметила хорошее состояние рынка труда, а также указала на стабильный рост экономической активности в США. Расходы домохозяйств устойчиво увеличиваются, рост объема инвестиций в основной капитал восстановился в последние кварталы. Комитет ожидает, что постепенная корректировка кредитно-денежной политики поспособствует умеренному экономическому росту и благоприятным условиям на рынке труда. Ожидается инфляция на целевом уровне 2%, прогноз экономического роста был повышен с 2,1 до 2,5%. В 2018 году ФРС планирует три повышения ключевой ставки. Прогнозы относительно роста мировой экономики не меняются, поддерживая устойчивый спрос на сырьевой импорт из развивающихся стран. Основным риском является рост инфляционных ожиданий, уже приведший доходности по 10-летним гособлигациям на рекордные уровни.

В еврозоне не стоит ожидать резких движений. На последнем заседании по монетарной политике ЕЦБ ожидаемо оставил без изменений основные параметры своей денежно-кредитной политики. Кроме того, к декабрьскому заседанию ЕЦБ пересмотрел прогнозы по росту экономики еврозоны в сторону повышения до 2,4% в 2017 году (2,3% – в 2018-м, 1,9% – в 2019-м). Показатели инфляции были также скорректированы в сторону повышения: она ожидается на уровне 1,4% в 2018 году (1,5% – в 2019-м, 1,7% – в 2020-м). Также ЕЦБ напомнил, что с начала текущего года объем выкупа активов будет снижен с 60 до 30 млрд евро. Программа количественного смягчения продлится, по крайней мере, до сентября 2018-го. Великобритания и Евросоюз достигли соглашения в переговорах по Brexit, окончательные условия выхода из ЕС близки к изначальным требованиям Брюсселя.

Развивающиеся рынки, включая китайский, получили преимущество от бурного роста развитых экономик, и даже повышение ставок в США оказало на них меньшее влияние. Скорее всего, эта тенденция останется в ближайшие месяцы.

Российская экономика

Основным драйвером экономической ситуации в России продолжают оставаться действия правительства по ограничению расходов и ЦБ – по поддержанию высоких ставок. Низкая инфляция последних двух лет, в первую очередь, результат зажимания расходования средств федерального бюджета при умеренно растущей прибыли. Продолжение такого сценария при точечных шагах в стимулировании роста выглядит достаточно реалистическим.

В 2017 году рост ВВП составил 1,5%. Фактический рост оказался ниже всех прогнозов, тенденция к спаду проявилась во 2-м полугодии. После роста в 1-м полугодии на волне оптимизма и курсовой динамики начались спад и стагнация. Сократился выпуск обрабатывающей промышленности, строительства, оптовой торговли. Добывающее производство ограничено ОПЕК+ и слишком слабым ростом внутреннего рынка. Обрабатывающую промышленность сдерживают низкие темпы роста экономики. Инвестиционная активность также начала падение в III квартале. Инвестиции в основной капитал в III квартале 2017-го выросли на 3,1% г/г против роста на 6,3% г/г кварталом ранее.

Оживленность 1-го полугодия, вызванная благоприятной динамикой валютного курса, сменилась чувством неопределенности и утратой веры в экономический рост.

Предприятия выводят деньги из оборота и размещают их на срочных депозитах, рассчитывая на лучшие экономические условия. В 2018 году мы ожидаем роста в 1,8% ВВП – даже несмотря на хорошие цены на сырье, его уровень не дотягивает до среднемирового.

Негативная динамика в строительстве сохраняется на фоне падения реальных располагаемых доходов населения, несмотря на активизацию ипотеки, предложение превосходит платежеспособный спрос. Инвестиции пока обеспечиваются масштабными инфраструктурными проектами (Керченский мост, инфраструктура ЧМ по футболу и тому подобное), но этот эффект начинает выдыхаться. За ростом на 3,2% г/г в III квартале последовал спад в размере 1,3% г/г.

Что касается потребительского спроса, то позитивная динамика различных параметров указывает на его восстановление. Оборот розничной торговли демонстрирует положительные темпы прироста. С января по ноябрь 2017 года реальная заработная плата продемонстрировала рост на 3,2% г/г. Реальные располагаемые денежные доходы за тот же период упали на 1,4% г/г – частично за счет падения доходов от финансовых активов, частично за счет снижения прибыли от предпринимательской деятельности. Несоответствие объясняется тем, что данные по зарплатам собираются по наиболее прозрачным показателям (например, оплата труда госслужащих), в то же время при этом упускаются из виду серые схемы и прочие неучтенные доходы, снижающиеся в условиях затяжной стагнации.

Наблюдается рост объема розничного кредитования почти на 12% г/г. Объем сбережений продолжает снижаться, кратко- и среднесрочные депозиты предлагают ставки ниже инфляции.

Безработица в РФ сохраняется на невысоком уровне, но с августа тренд на снижение развернулся, численность безработных относительно экономически активного населения выросла до 5,2% по итогам 2017.

На 16 февраля средний курс доллара за 2018-й составляет 56,75 рубля. В течение года ожидается ослабление российской валюты в направлении 60 рублей за доллар к лету и 62 – к концу 2018-го при цене Brent $63 за баррель.

Ключевым фактором, определяющим динамику курса в 2018 году, будет динамика кредитно-денежной политики ЦБ и ФРС. С февраля текущего года Минфин начал закупать на рынке доллары на сумму дополнительных нефтегазовых доходов с целью укрепления стабильности курса и снижения его чувствительности к ценам на нефть. Резервы ЦБ РФ последние несколько месяцев остаются на стабильном уровне.

Цена на нефть несколько упала в начале года и составляет $65,22 по состоянию на 19 февраля. Наиболее значимое влияние оказывает решение о продлении ОПЕК+. Американские компании, добывающие сланцевую нефть, в этом году значительно увеличили объем привлекаемых средств (на 28% по сравнению с 2016-м). Темпы добычи растут, и при сохранении текущей динамики уже к концу 2018 года США могут стать мировым лидером по производству нефти.

За год объём экспорта составил 353,1 млрд. долларов, рост за год составил 25,3%. Годовой объём импорта составил 237,7 млдр. долларов, рост по сравнению с предыдущим годом составил 24,1%. Сальдо торгового оборота в 2017 году составило 115,3 млрд. долларов.

В 2017 году регионам было делегировано право принимать решение о применении федеральных льгот по региональным налогам (региональные власти определят объекты вычета, размер и тому подобное). Особенно острым этот вопрос становится в разрезе инвестиционного вычета из налога на прибыль, введенного с 2018 года, и налога на движимое имущество, пребывавшего в забвении с 2013-го. В 2018 году действует ограничение на максимальный размер ставки 1,1%, с 2019-го власти регионов смогут поднять его до 2,2%.

Бюджетная политика: тихое закручивание гаек

В соответствии с законом доходы бюджета составят 15,2 трлн рублей, расходы запланированы на уровне 16,5 трлн рублей, дефицит, таким образом, будет исчисляться 1,3 трлн рублей. В закон заложено новое бюджетное правило, согласно которому дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от нефти, проданной по цене выше установленного порога ($40 за баррель в ценах 2017-го, с ежегодной индексацией на 2% с 2018-го), будут определены не в расходы, а в резерв.

Долговая нагрузка остается крайне умеренной, а уровень правительственных резервов – высоким: внутренний долг федерального правительства составляет около 9% ВВП, внешний суверенный долг – около 5% ВВП, а с долгом госкомпаний весь государственный и квазигосударственный долг несколько больше 25%. Заявления экономического блока правительства о скором исчерпании резервов – это «пугалки» для других ведомств, а не реальная перспектива. Таким образом, за счет использования возможностей для заимствований и существующих резервов, а также роста собираемости налогов правительству под силу достаточно комфортно держать дефицит ниже 2% в ближайшие два года. При отсутствии всплеска социальных расходов, скорее всего, мы увидим дефицит в районе 1,5% ВВП по итогам года (по сравнению с 3,3% по итогам 2017-го) при пополнении ФНБ.

Налоговая нагрузка продолжает расти опережающими темпами по сравнению с динамикой ВВП. Применение новых технологий и инструментов администрирования позволяет получать большие поступления при неизменности ставок. С 2018 года НДС в группе отраслей (реализация лома и отходов черных и цветных металлов и тому подобное) перекладывается на покупателя. Есть версия, что данные отрасли являются тестовой группой и в будущем все больше отраслей перейдут на НДС, уплачиваемый покупателем.

После выборов президента РФ заявлено проведение налогового маневра. К 2024 году запланировано увеличение расходов бюджета на образование на 0,8% ВВП, на здравоохранение – на 0,7% ВВП и на инфраструктуру – на 0,8% ВВП. Детали финансирования еще обсуждаются, возможные путиповышение НДФЛ, эффективности социальных трат, обеление теневого сектора. Снижения расходов на ОПК ничто не предвещает. С лета 2018 года возможны изменения в пользу социального сектора, однако полномасштабного маневра не стоит ожидать раньше 2019-го.

С 1 января 2018 года Резервный фонд прекратил свое существование, последняя транзакция была направлена на финансирование бюджетного дефицита. Объем средств Фонда национального благосостояния составляет 3,7 трлн рублей (3,8% ВВП), ликвидными являются 2,2 трлн рублей (59%).

Строительство и инвестиции в основной капитал

Безработица

ИПЦ и индекс цен производителей

Таблица 1. Темпы роста индекса потребительских цен и его структура, %

Темпы роста индекса потребительских цен и его структура, %
Мес. к мес. Год к году
Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017
ИПЦ 0,2 0,2 2,7 2,5
Продовольствие 0,4 0,2 1,6 1,1
Непродовольственные товары 0,3 0,3 2,8 2,7
Услуги (0,2) 0,1 4,2 4,3

Бюджет, рассчитанный в условиях плохо поддающихся сокращению военных расходов, не способствует экономическому росту. Это следует из окончательного варианта макропрогноза Минэкономразвития, направленного во вторник в правительство. Ведомство, согласившись после продолжительной борьбы учесть бюджетные параметры по инфляции и курсу доллара на 2017-2019 годы, отстаиваемые Минфином и Центробанком, существенно ухудшило прогноз роста ВВП на всю трехлетку.

В 2017 году ВВП теперь изменится в рамках статистической погрешности — на 0,2%. В 2018 году ситуация немного улучшится и рост составит 0,9%. И только в 2019 году экономический рост может качнуться в сторону 1,2%.

Отсутствие экономического роста Минэкономразвития увязывает с бюджетной политикой, предложенной Минфином. Для того чтобы сбалансировать бюджет в условиях ежегодного снижения дефицита на 1 п.п., Минфин настоял на неизменности параметров инфляции (4% в год на все трехлетку) и ослаблении рубля с 67,5 руб. за доллар в 2017 году до 71,1 руб. за доллар в 2019 году.

Министр финансов Антон Силуанов еще недавно признавал, что такие прогнозные показатели обеспечивают бюджету около 200 млрд руб. доходов по сравнению с вариантом, дающим больший экономический рост.

Прежний прогноз, который Минэкономразвития предлагало в качестве основного для расчетов бюджета, обеспечивал рост ВВП от 0,8% в 2017 году до 2,2% в 2019 году. Такие показатели достигались при условии постепенного снижения инфляции с 4,9% в следующем году до 4% в 2019 году. Курс национальной валюты, по мнению Минэкономразвития, при этом должен был не ослабевать, а укрепляться — до 62,7 руб. за доллар в 2019 году.

В реальных цифрах макроэкономический спор оказался выражен так. Бюджетные расходы не удалось заморозить на целевом ежегодном уровне в 15,78 трлн руб. в 2017-2019 годах. Расходы бюджета 2016 года, которые все лето правительство готовило к секвестру, увеличились в целом более чем на 300 млрд руб. При этом в этом году на ту же сумму сократились расходы по всем открытым статьям бюджета — социальным и инвестиционным. В результате более 600 млрд руб. были переведены на финансирование гособоронзаказа.

Расходы бюджета 2017 года также не уложились в целевой показатель 15,78 трлн руб. — они составляют 16,2 трлн руб.

Пока Минфин исходит из того, что гособоронзаказ в 2018 и 2019 годах будет сокращаться на 1 трлн руб. в год. Но сигналов о том, что Минобороны согласилось с такой политикой, с Арбатской площади не поступало.

Минэкономразвития в своем последнем варианте прогноза отмечает, что структура расходов при базовом варианте прогноза наименее благоприятная. Все другие сценарии дают меньший объем расходов на обслуживание госдолга и межбюджетных трансфертов в ПФР, ФОМС и ОМС.

Более благоприятная структура бюджетных расходов обеспечивает большие поступления страховых взносов — как считают в Минэкономразвития, высвободившиеся ресурсы могут быть направлены на развитие экономики. В Минфине на это возражают, что достаточный объем средств в государственные фонды будет собран за счет централизации со следующего года администрирования страховых взносов в ФНС.

Отсутствие экономического роста и, как следствие, плохая динамика в промышленности с одновременным отсутствием роста реальных зарплат в прогнозе усугубляется демографическими рисками. Трудоспособное население в 2019 году может сократиться на 225 тыс. человек. А в условиях низкого экономического роста окажется все труднее заместить работников мигрантами — Россия может терять в миграционном потоке около 100 тыс. человек ежегодно. Компенсировать эти потери можно только инвестициями в модернизацию производств для увеличения производительности труда, делает вывод Минэкономразвития.

Сократив инвестиционные расходы с докризисного уровня в 3,5 раза, Минфин построил свою бюджетную политику на предстоящую трехлетку, в том числе и на возобновлении бюджетного правила с 2020 года. Предлагается вариант, при котором нефтегазовые доходы опять начнут поступать в резервные фонды при цене нефти, превышающей $40 за баррель. К этому моменту, правда, будут полностью потрачены накопленные в прежние годы ресурсы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не связанные с инфраструктурными проектами.

Имеющимися резервами, как и в прежние кризисные годы, Антон Силуанов объясняет незначительное и непропорциональное сокращение необоронных бюджетных расходов.

На 1 октября размер Резервного фонда оценивается в 2,04 трлн руб., а ФНБ — 4,6 трлн руб. По бюджетным проектировкам в 2017 году запланировано использование резервов на сумму чуть менее 2 трлн руб., в 2018 году — 1,2 трлн руб., а в 2019 году уже менее 0,2 трлн руб. То есть в следующем году Резервный фонд будет исчерпан, а для покрытия дефицита федерального бюджета потребуется привлекать уже средства ФНБ, объем ликвидных активов в котором к концу 2019 года составит около 0,8 трлн руб.

В понедельник на общественном совете Минфина, который обсуждал основные направления бюджетной политики, возражения Минэкономразвития были поддержаны лишь ректором РАНХиГС Владимиром Мау. По его словам, «нормальные темпы роста и есть цель бюджетной политики». Мау посоветовал Антону Силуанову не поддаваться на провокации избегать «таргетирования темы роста».

«Раньше мы говорили, что экономика России должна расти на 5% в год. В прошлом году мы говорили — минус 3%, и слава богу, могло быть и минус 5%», — заявил он. Мау считает, что дискуссия о возобновлении бюджетного правила сводится к привычному тезису — «чтобы уходить от реформ, пока есть резервы». По его словам, это гибельно для экономики.

«Идеология обсуждения бюджетного правила: раньше мы скопили, чтобы три года можно было ничего не делать, а сейчас мы скопим столько, чтобы можно было 10 лет ничего не делать и разложить экономику окончательно», — сказал ректор РАНХиГС.

По его мнению, есть только трудный политический рецепт — это уходить от идеологии резерва в идеологию изъятия денег, не связанных с производительностью труда.