Основные цели региональной политики в российской федерации. Региональная политика: цели, задачи и функции. Методы реализации региональной политики

Лекция 1.

Тема 1. Личность как предмет воспитания

    Проблемы развития и воспитания лич

    ности.

    Спорт и развитие человека как личности и индивидуальности.

    Проблемы развития и воспитания лич ности. Понятия: «личность», «развитие», «формирование», «личностный рост».

Основной целью воспи­тания является формирование личности, ее всестороннее и гар­моничное развитие. Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего уяснение самого понятия личность. В развитии человека наблюдаются две взаимосвя­занные линии - биологическая и социальная.

Развитие биологического характеризует про­цесс функционального созревания и формирования человека (т.е. физическим развитием, в том числе - морфологические, биохимические, физиологические изменения (развитие скелета, мускулатуры, а также внутренние органов и систем).

Процесс биологического созревания человека проявляется в возрастных этапах его развития и в специфических биологических чертах этих этапов (детства, отрочества, воз­мужалости и старости).

Процесс биологического развития человека тесно связан с приобретением социальных свойств и качеств, которые формируются у человека прижизненно и характеризуют его как общественное суще­ство.

Следовательно, понятие человек синтезирует (объеди­няет) в себе как его биологические, так и социальные (общест­венные) свойства и качества и рассматривается как биосоциальное существо.

Личность - это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общением с другими людьми.

С.Л. Рубинштейн писал, что «личность характери­зуется таким уровнем психического развития, который позво­ляет ей сознательно управлять собственным поведением и дея­тельностью».

В.П. Тугаринов к числу важнейших ха­рактеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответствен­ность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) общественная активность, 6) принципиаль­ность 7) твердость нравственных взглядов и убеждений.

Личность тем более полноценна, чем больше отражает общественно значимые качества (или в какой мере ею присвоен общественный опыт) и в какой мере ее деятельность носит своеобраз­но-творческий характер).

Важной дополненой характеристикой личности является индивидуаль­ ность .

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается одна личность от другой, что придает ей своеобразную неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Личностные качества развиваются и формируются в течение жизни.

Под развитием следует понимать взаимосвязан­ный процесс количественных и качественных изменений, ко­торые происходят в анатомо-физиологическом созревании че­ловека, в совершенствовании его нервной системы и психики (биологическое созревание), а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения и убеждений (социальное развитие).

Формирование является результатом развития личности и обозначает ее становление, приобретение сово­купности устойчивых свойств и качеств. (Формировать - значит «придавать форму чему-нибудь...»; «придавать устойчивость, закон­ченность»).

Согласно определению личности, ее развитие не равно простому накоплению количественных изменений, поступательному движению от простого к сложному, низшего к высшему. Данный процесс обладает характерной особенностью - диалектическим переходом количественных изменений в качественные преобразования всех сторон личности.

Постоянным источником преобразований и обновлений личности т.е движущей силой развития является возникновение и разрешения противоречий.

Различают:

    внешние (универсальные) противоречия;

    индивидуальные (внутренние) противоречия.

Внешние противоречия носят универсальный характер, они свойственны для большинства людей и возникают под влиянием объективных факторов (изменения в геополитической, экономической обстановке, ситуации изменения социального, трудового статуса и проч.). Эти противоречия нарушают равновесие между организмом и средой, что приводит к новому приспособлению организма, изменению поведения и, следственно, появлению новых личностных свойств и качеств.

Индивидуальные (внутренние) противоречия характерны для отдельного человека и отражают процесс несогласия его с самим собой («хочу - не могу», «хочу - нельзя», «не хочу - надо» и т.д.). Эти противоречия указывают на несовпадение потребностей, возможностей, способностей с объективной реальностью и возможностью их удовлетворения. Именно преодоление внутренних противоречий обуславливает возможность саморазвития человека и формирования у него устойчивых качеств личности.

Развитие личности также определяется внутренними и внешними условиями :

    внешние условия – это окружение (семья, круг общения) человека, социокультурная среда и др.

    внутренние условия - резервная совокупность (потенциал) самого индивида, физиологические и психические свойства организма человека.

В процессе жизни человек непременно сталкивается с внешними условиями и их изменением во времени. В процессе взаимодействия с внешней средой индивид способен преобразовывать свою внутреннюю сущность, формировать новые взаимоотношения и значит – развиваться.

В образовании внешние условия развития представлены педагогическими процессами (обучение, воспитание), личностью педагога, избранные им содержание, методы и формы педагогического взаимодействия. Результат педагогического взаимодействия – это новые свойства внутренней сферы личности, которые будут являться основанием для создания новых внешних условий. Таким образом, процесс развития личности будет бесконечным при условии адекватного (противоречивого) «сочетания» внутренних и внешних условий развития.

Спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми характеризуют личностный рост.

Личностный рост предполагает:

    расширение самоосознания;

    полное осознание настоящей жизни «здесь и сейчас»;

    выбор решения как жить в настоящем моменте;

    принятие ответственности за свой выбор.

    Личностный рост является сложным диалектическим процессом, который, требует постоянных изменений, переоценки предыдущего опыта на каждой новой стадии своего развития.

Как противоположный вектор развитию личности выступает деградация.

Причины проявления деградации личности:

Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);

Создание дефицита благ (в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости);

Создание «чистоты» социального окружения (разделение людей на «хороших» и «плохих»; «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя);

Создание культа «самокритики», признания совершения тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не соверша.

    Основные факторы развития лич ности.

Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств (психологи называют их новообразованиями).

Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Существует три направления научных рассуждений.

С точки зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Согласно основной идеи данного направления определяющим фактором развития являются задатки - анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков. Сторонники данного направления утверждают, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале 20 века учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии со способностями, данными природой.

Социологически ориентированное направление рассматривает среду как определяющий источник развития человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов принято называть социализацией. Социо- биологическое направление рассматривает влияние разных факторов на развитие личности: биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности, они развиваются под воздействием среды и воспитании. При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие.

Таким образом, основными факторами развития личности являются: 1. Н аследственность. Для формирования личности имеет значение природная способ­ность или определенная предрасположенность к развитию. Наследственная программа человека включает детерминированную (обусловленную) и переменную (вариативную) части.

Детерминированная часть программы обуславливает:

    признаки рода человека: сознание, задатки речи, прямохождения, мышления, труда;

    внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет глаз, волос и кожи;

    особенности нервной системы и протекания психических процессов (темперамент, сила-слабость НС и проч.);

    группа крови, резус-фактор;

    патологии: гемофилия, сахарный диабет, эндокринные расстройства, шизофрения и проч.;

    природная предрасположенность к той или иной деятельности (музыкальный слух, голосовые данные, феноменальную память, математические задатки, осо­бые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д.)

Переменная часть наследственной программы предполагает приспособление человека к изменяющимся условиям жизни на основе природной «заданности». Сущность переменной программы – наличие незаполненных «отрезков» всей программы жизни человека, что позволяет человеку самостоятельно дополнить ее содержание, реализовать свое предназначение, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

2. Окружающая среда. Богатство материальной и духовной культуры, созданное многими поколениями людей является средством развития и формирования лич­ности как члена общества. Личностью становятся только в процессе социализации (процессе присвоения общественных ценностей, норм и правил жизнедеятельности в обществе). Вне человеческого общества процесс развития личности не осуществляется.

На формирование личности влияют условия всей среды: географические, социальные, культурные, образовательные, и т.д. Решающее значение имеет семья, которая определяет круг интересов, формирует основные потребности, взгляды, ценностные ориентации ребенка. Семья также является источником и условием развития природных задатков детей.

Значимое влияние на формирование личности оказывает состав референтной группы, на мнение и авторитет которой она опирается. Идеалы и ориентиры референтной группы принимаются личностью полностью. В качестве референтной группы может выступить компания сверстников, класс, старшие («другие») взрослые, семья и т.д. Необходимо, чтобы в качестве референтных лиц у развивающейся личности постоянно присутствовали родители, педагоги, профессионалы в избранном виде деятельности - это и есть одна из основных задач образования.

3. Воспитание. Воспитание - преднамеренный и специально орга­низованный педагогический процесс. Воспитание отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренные условия для развития и адаптации. Посредством совместной деятельности и общения педагога и ребенка формируются психические функции растущей личности, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.

Однако воспитательное воздействие должно вызывать у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и вызывать ее собственную актив­ность в работе над собой, что будет оказывать эффективное развивающее и формирующее влияние на личность.

    Спорт и общие закономерности развития человека.

Спорт создает очень широкий диапазон возможностей для развития человека. Однако то, какие из этих возможностей, как и в какой мере будут использованы в каждой конкрет­ной спортивной карьере, зависит от со­вокупности факторов развития спорт­смена. Именно они будут оп­ределять и особенности проявления в ходе спортивной карьеры общие закономерности раз­вития человека - неравномерность, гетерохронность, интеграцию и пластично­сть. В наиболее общем виде можно выделить следующие особен­ности проявления закономерно­стей развития человека в спорте:

    Неравномерность обнаружи­вается в акселерации (ускорении) развития, что обусловлено развертыва­нием спортивной карьеры в периоды наиболее интенсивного роста и созре­вания человека, наложением ее на сензитивные периоды развития практичес­ки всех психических функций, процес­сов, свойств, двигательных качеств, когда целенаправленные педагогичес­кие воздействия дают наибольший эф­фект. Данная особенность зафиксиро­вана в многочисленных исследовани­ях, где сравнивается развитие спорт­сменов и не-спортсменов.

    Гетерохронность развития спортсмена обнаруживается в том, что акселерация является не всеобщей, а избирательной, и касается, прежде всего, тех функций, процессов, свойств и качеств, которые отвечают требова­ниям спортивной деятельности и из­бранного вида спорта. Это выяснено при сравнении спортсменов и не-спорт­сменов, а также представителей раз­личных видов спорта. Важно отметить, что при определенных условиях такая избирательная акселерация ведет к од­ностороннему развитию спортсмена.

    Пластичность проявляется в специализированном характере развития психических функций, про­цессов, свойств и качеств, обеспечивающем приспособление к требованиям избранного вида спорта и спортивного амплуа, особенностям методики спор­тивной подготовки, а также в формиро­вании компенсаций одних психичес­ких образований другими. Специализированный характер развития спортсменов выясняется при сравнении представителей разных ви­дов спорта и спортивных амплуа, а особенности компенсаций - при изучении индивидуальных различий спортсменов.

    Несмотря на специализацию развития, все, что сформировано в спорте (опыт, свойства и т.д.), при оп­ределенных условиях может быть пере­несено на другие сферы и виды дея­тельности. Спортсмен имеет возможность интегрировать и проявлять разные виды опыта, например, ситуативно-жизненный и соревновательный. Более того, выяснен фено­мен самодетерминации развития, ко­гда, например, развитые в спорте чер­ты характера «требуют» своего прояв­ления и побуждают спортсмена искать такие сферы жизни и виды деятельно­сти, где они могут найти применение. В определенном смысле это тоже прояв­ление пластичности развития, имею­щее особое значение при окончании спортивной и начале другой карьеры спортсмена.

Если рассматривать влияние спортивной карьеры на основные ли­нии развития человека, то мож­но отметить, что спортивная карьера вносит коррективы в онтогенез и в большей или меньшей степени оп­ределяет жизненный путь личности. Дру­гими словами,влияние спортивной карьеры на развитие личности имеет преимущест­венно корректирующий характер, на жизнен­ный путь в целом - формирующий.

4. Спорт и развитие человека как личности и индивидуальности

Становление человека как личности но­сит название социализации. Это про­цесс, который включает в себя, с од­ной стороны, усвоение общественного и культурного опыта, норм и правил жиз­ни в обществе через выполнение человеком различных социальных функ­ций (ролей) и приобретение жизненно­го опыта, а с другой - формирование психологических свойств личности (направленности, характера, способностей и др.) и ее психического склада в це­лом. Все это находит субъективное от­ражение в самосознании человека в форме «Я-образа» и самооценки.

Овладение социальной ролью спортсмена и реализация этой роли на протяжении спортивной карьеры поз­воляет спортсмену накопить не только спортивный, но и значительный жиз­ненный опыт, лучше узнать самого се­бя и свои возможности, самоутвердить­ся, добиться признания других людей.

В спорте существует своя «социальная лестница», так как статус спортсмена повы­шается с ростом его спортивной ква­лификации. Подъем на первые ступени мало отражается на общем положении спортсмена в обществе и его социальной репутации. Однако если спортсмен выходит на уровень спорта высших достижений, завоевывает спортивные титулы, звания и становится извест­ным не только в спортивной среде, его высокий спортивный статус генерализуется и начинает определять общее положение человека в обществе. На­пример, статус Олимпийского чемпио­на рассматривается на одном уровне с выдающимися представителями дру­гих профессий.

Если попытаться максимально об­общенно оценить изменения, происходящие в личности спортсмена на про­тяжении спортивной карьеры (особен­но элитарной карьеры), то следует от­метить рост «масштабности личности» (Г.Д.Горбунов) и формирование ее со­циальной зрелости, что обнаруживает­ся в отношениях спортсмена к спорту, самому себе, другим людям, различным жизненным проблемам и ситуациям.

Этой проблеме станов­ления психологических свойств лич­ности и ее психического склада посвящено огромное коли­чество как отечественных, так и зару­бежных исследований, среди которых можно выделить четыре основных на­правления:

1. Исследования, в которых срав­ниваются личностные особенности спортсменов и не-спортсменов. Они на­целены в основном на то, чтобы выяснить свойства или черты личности, которые формируются в спортивной дея­тельности относительно независимо от ее специализации.

Американский психолог Б.Кретти, обобщая результаты многочислен­ных исследований данного направле­ния, выделяет следующие черты лич­ности, более часто встречающиеся у спортсменов по сравнению с не-спорт­сменами:

    эмоциональная устойчи­вость,

    уверенность,

    агрессивность,

    экс­траверсия,

    твердость характера (развитые волевые качества),

    са­моконтроль.

Р.М.Загайнов на основе много­летней практической работы в качест­ве психолога со спортсменами высшей квалификации выяснил, что им присущи:

    повышенное чувство ответствен­ности,

    переживание бремени лидерст­ва, публичности деятельности и жизни,

    чувство одиночества,

    психологическая «закрытость»,

    «ритуализм» спортивной деятельности,

    высокий уровень мотивации достижения,

    самостоятельность.

2. Исследования, в которых срав­ниваются личностные особенности спортсменов - представителей разных видов спорта. Почти все работы данного направления связаны с построе­нием «личностных профилей», которые демонстрируют более или менее суще­ственные различия в выраженности одних и тех же личностных свойств у представителей разных видов спорта.

Например, построение личностных профилей «идеального гимнаста» и «идеального пловца» (В.Дойль), выявились значимые различия между ними по таким показателям, как:

    креативность (творческое мышление),

    способность к концентрации, устойчи­вость к психическим нагрузкам (все на­званные показатели лучше у гимна­стов),

    «чувство времени» и способность увеличивать активность волевым уси­лием (лучше у пловцов).

Б.Кретти, обобщая результаты сравнительных исследований спортсме­нов индивидуальных и командных ви­дов спорта, отмечает, что первые более самостоятельны, независимы, помехо­устойчивы и менее тревожны по срав­нению со вторыми.

3. Исследования половых разли­чий личностных особенностей спортсменов.

Эти данные весьма противо­речивы: от констатации отсутствия раз­личий до отстаивания специфичности «женской» спортивной карьеры и личностных особенно­стей женщин-спортсменов по сравне­нию с мужчинами.

Так, Б. Огилви выяснил определенные различия между мужчинами и женщинами, специа­лизирующимися в плавании. У женщин обнаружился более низкий уровень во­левых качеств, большая подозритель­ность, тревожность и зависимость от мнения группы. Однако, в целом, данное направление ис­следований является слабо разработанным.

4. Исследования психического скла­да личности спортсменов разных спе­циализаций и построение типологий личности спортсменов. Такие типо­логии могут быть построены на разных основаниях и быть как теоретически­ми, так и эмпирическими.

Р.М. Загайнов предложил эмпи­рическую типологию спортсменов-чем­пионов, в основу которой положены раз­личные типы спортивной мотивации. Выделено пять типов личности:

    «Человек долга» - спортсмен, чья мотивация по своему содержанию является «положительной» (честь, пат­риотизм, долг и т.п.).

    «Человек-одиночка» - спорт­смен с «отрицательной» мотивацией (ин­дивидуализм, негативизм, злость и не­нависть к сопернику и т.п.).

    «Артистический тип» - тот, кого главным образом мотивируют не спортивные результаты, а внешние ат­рибуты спорта и спортивного соревнова­ния: зрители, публичность жизни и дея­тельности, популярность, творческий ха­рактер активности и т.п.

    «Интеллектуальный тип» - спортсмен, который стремится к осмыслению каждого своего действия и си­туации. Такие спортсмены любят тре­нироваться самостоятельно, а в сорев­нованиях увлечены не только и даже не столько результатом, сколько про­цессом соревновательной борьбы. Обычно представители этого типа заранее готовятся к уходу из спорта и новой карьере.

    «Хрупкий тип» - спортсмен с высокой двигательной одаренностью, но плохо переносящий экстремальные психические нагрузки большого спор­та. Всегда боится поражения. Обычно рано уходит из спорта.

Н.А. Государев, описывая три ос­новные модели спортивной деятельности, вы­деляет в соответствии с каждой из них типы личности спортсменов

1. Первую группу образуют типы лич­ности, базирующиеся на спортивной одаренности:

Первые три типа личности – «акселераты», «спор­тивные машины» и «богатыри» - спортсмены с преимущественно физической одаренностью:

    «Акселераты» - «могучие на вид ребята, но отличающиеся детским умом и характером»;

    «Спортивные машины» добива­ются успеха исключительно благодаря своим феноменальным «телесным» дан­ным, без техники, без спортивного характера, а часто и без любви к спорту;

    «Богатыри» - более гармонич­ный тип, отличающийся природной физической силой, выносливостью, силь­ной нервной системой и духовной мо­щью, волевым характером.

Следующие пять типов этой груп­пы характеризуются преимущественно психической одаренностью:

    «Артисты», главный инте­рес которых в соревнованиях - не прагмагический (добиться цели), а творческий (чтобы было ново, красиво, увлекательно для зри­телей);

    «Атомные станции» - спорт­смены, поражающие окружающих сво­ей неиссякаемой энергией, жизнера­достностью, жаждой движений и новых ярких впечатлений;

    «Ваньки-встаньки» - оптимис­ты, не унывающие и быстро восстанавливающие уверенность в себе по­сле поражений и неудач;

    «Каскадеры», суть психологии ко­торых составляет потребность в освоении нового, борьбы в условиях неиз­вестности, где они демонстрируют хлад­нокровие и блестящую технику;

    «Вундеркинды» характеризуют­ся необычайно ранним проявлением способностей и ранней спортивной спе­циализацией; долго сохраняют детскую обостренность восприятия дейст­вительности.

Особенный тип данной группы – «Самородки», которых отли­чает сплав природной одаренности (физической и психической) с развитым трудолюбием, ответст­венностью и самостоятельностью. В большом спорте чаще появляются уже зрелыми людьми, прошедшими трудную школу жизни.

2. Вторая группа типов личности спортсменов базируется на спортив­ной одержимости, самоотвержен­ности (очень высокой спор­тивной мотивации). Выделяются:

    «Гадкие утята» - спортсмены, которые в детстве отличались слабым здоровьем и физическим развитием. Для них спорт стал важнейшей сферой самоутверждения, где недостаток при­родной одаренности они компенсировали огромной энергией, самоотдачей в тренировках, желанием доказать, что они не хуже, а лучше других;

    «Бойцы» - спортсмены с труд­ным детством, выросшие «на улице», привыкшие постоять за себя. Их отли­чают «бойцовские качества» - волевой напор, агрессивность и др., помогаю­щие побеждать соперников и в спорте;

    «Эмоционально-неустойчивый тип» спортсменов характеризуется огромным желанием побеждать в со­четании с высокой тревожностью, неуверенностью, эмоциональной неста­бильностью. Для повышения уверенности они проделывают больший объ­ем тренировочной работы, чем их со­перники. Однако это - «люди настроения», и для успешного выступления в соревнованиях им необходим эмоцио­нальный подъем.

3. Третью группу составляют типы личности, базирующиеся на спортивном рационализме (интеллекте, орга­низованности). Автором выделены следующие типы:

    «Универсалы» - отличные ана­литики и гибкие тактики, очень инициативны, знают и умеют в своем виде спорта практически все;

    «Середняки» отличаются комп­лексом личностных свойств, обеспечивающих надежность и стабильность со­ревновательной деятельности. Благода­ря отлаженной системе стереотипов, у них почти не бывает «срывов» в соревнованиях, но и «взлеты» то же редки;

    «Вечные труженики» характе­ризуются заложенными с детства привычками к труду, порядку, ответствен­ности и дисциплине. Успех в соревнова­ниях они рассматривают как закономер­ный итог своих планомерных усилий;

    «Отличники» - спортсмены, у ко­торых высокая обучаемость сочетает­ся с исключительным прилежанием, добросовестностью, вдумчивостью в тренировках, стремлением к самосо­вершенствованию;

    «Ветераны» - это спорт­смены, для которых главной опорой служит их спортивный и жизненный опыт, доскональное знание своих воз­можностей, что позволяет им грамотно и расчетливо подводить себя к наибо­лее ответственным стартам сезона и побеждать более молодых и сильных, но не столь опытных соперников.

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность.

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Личность – социальный облик чел-ка как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность соц. ролей, которые он играет в обществе. Чел-к может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, представления, убеждения, интересы, склонности, которые в совокупности и образуют личность.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.

Формирование личности. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и, начиная с некоторого этапа его развития. Новорожденного понимают как индивида, даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность .

Формирование личности , то есть становление социального “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую.

Факторы развития личности:

Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.

Факторы, влияющие на развитие личности :

· наследственность;

· деятельность;

· воспитание.

Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3 видов:

Биологическая (климат);

Социальная (общество);

Педагогическая (учителя, семья, коллектив).

Наследственность – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.

Воспитание – целенаправленный специально-организованный процесс формирования личности.

Американский психолог Э. Эриксон (1902-1994) известен как представитель направления эго - психологии.

Он выделил 8 психосоциальных стадий развития личности .

1. Младенчество :базовоое доверие / базовоое недоверие . Первая стадия - от рождения до конца первого года - соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считаеткачество материнской заботы - способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

Надежда- это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие».

2. Раннее детство : автономия / стыд и сомнение . Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). На этой стадии происходит далеко не только приучение ребенка к горшку, а родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я - то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие.

3. Возраст игры : инициативность / вина . В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. У ребёнка появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, развитию творческих способностей. Если же жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролируют и наказывают детей, то вызывают у них слишком сильное чувство вины, поэтому дети пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

4. Школьный возраст : трудолюбие / неполноценность . Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я - то, чему я научился».

Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность : эго - идентичность / ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность - это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12-13 лет до примерно 19-20), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, общественное устройство.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ».

Возникает конфликт идентичности, которому могут способствовать резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями. Подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума, которая приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность, способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни.

6. Молодость : достижение близости / изоляция . Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. Это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений, что ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция», - это любовь с романтической, эротической, сексуальной составляющей, но как способность вверять себя другому человеку.

7. Зрелость : продуктивность / инертность . Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема - выбор между продуктивностью и инертнотью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - забота .

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, они не заботятся ни о ком и ни о чем, лишь потворствуют своим желаниям. Это явление - «кризис старшего возраста» - выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности

8. Старость : целостность эго/ отчаяние . Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько оценка всех прошлых стадий развития Эго. Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость -«это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти»

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я.

Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться».

Огромное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации.

Процесс социализации есть одно из условий сохранения и развития социальной культуры; а также способ предупреждения и преодоления неизбежных конфликтов между личностным и социальным. То тесть процесс, в котором потребности личности удовлетворяются не во вред обществу, а интересы общества – не за счёт подавления прав и свобод личности.

В тоже время «социализация» – не пассивное усвоение «культурной программы». В процессе социализации происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценностные ориентации, социальные навыки. Её результат зависит от активного, деятельного участия в жизни общества. Такое понимание и побуждает педагогов воспользоваться термином «социализация» вместо «воспитание».

Социализация является и фактором развития личности. Рождение человека не обеспечивает его автоматического включения в деятельность общества. Ребёнок рождается с предрасположенностью к социальности, но существом социальным он становится, включая в себя такие социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию.

Сопоставление понятий «социализация» и «воспитание» показывает, что они оба включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена, прежде всего, на развитие духовного здоровья общества, а воспитание – на развитие духовности в личности. Однако следует учитывать, что первое без второго невозможно. В том случае, когда общество не стремится к поддержанию своего духовного здоровья, социализация в нём подменяется простой адаптацией. Поддержание общества основано на его стремлении к здоровью, устойчивому саморазвитию, гармоничности свободы, прав и обязанностей личности и социальных институтов. Стабильность, духовное здоровье общества невозможны без духовного развития личности. От уровня нравственной культуры общества зависит успех или неудача социальных преобразований. Несмотря на различие процессов воспитания и социализации они неразрывно соединены. И поскольку сферы воспитания и социализации в значительной мере пересекаются, то социализацию следует определять как процесс, имеющий целью и духовное здоровье общества, и духовное здоровье личности. На пересечении областей социализации и воспитания находится процесс индивидуализации личности.

Государственная региональная политика является неотъемлемой частью политики государства, направленной на организацию страны в целом в соответствии с принятой государственной стратегией страны.

Региональной политике отводится ведущая роль в обеспечении интеграции российских территорий.

Следовательно , региональной политикой можно считать такую систему действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов по отношению к самим себе и государству адекватными методами и способами.

Государственная региональная политика и политика регионов — не разрозненные части, а единое целое, они дополняют друг друга.

Региональная политика государства — целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и ее результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности отдельных регионов.

Внутренняя политика регионов — целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния региона, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развития социально-экономической инфраструктуры.

Цели региональной политики.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

Обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

Обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;

Выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

Предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

Максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

Становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Среди важнейших положений региональной политики в Российской Федерации:

· децентрализация власти путем закрепления за субъектами РФ

· возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти;

· обеспечение действия принципа равноправия субъектов Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти с учетом специфики каждого из них путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов Федерации, соблюдения прав и интересов субъектов Федерации в ходе подготовки и принятия правовых актов федеральных органов государственной власти.


Эти меры призваны способствовать повышению эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, обеспечению стабильности развития и укреплению единства России.

Методы реализации региональной политики.

Региональная политика, как со стороны регионов, так и со стороны федерального центра, реализуется преимущественно путем активного проведения:

· региональной экономической политики;

· региональной социальной политики;

· национальной политики.

Фундаментальные методы реализации региональной политики — административное, правовое и экономическое регулирование.

В современной практике получили большое распространение два основных подхода к построению государственной региональной политики: «политика выравнивания» уровней развития регионов (Германия) и «теория полюсов роста» (Франция).

«Политика выравнивания » — это поддержка отдельных регионов в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени за счет других регионов. Объективными основаниями для ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и т. д. Примером проведения «политики выравнивания» является приоритетное финансирование восточных земель Германии после ее объединения в начале 1990-х гг.

«Теория полюсов роста » методологическая основа перестройки территориальной структуры управления во Франции в 1970-х гг. — была выдвинута экономистами-регионологами Ф. Перру й Ж. Будевилем.

Суть теории — констатация и объяснение неравномерности социально-экономического развития, которое в пространственном плане выступает в виде образования «полюсов роста», способных оказывать сильное влияние на основные факторы производства — капитал и рабочую силу.

«Региональный полюс роста» — это набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызывать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния.

Образование «полюсов роста» происходит только тогда, когда существует ключевая (ведущая) отрасль промышленности, относящаяся к наиболее динамичным отраслям (при наличии благоприятных условий для интенсивного внедрения достижений НТП).

Теория не только научно объясняет неравномерность экономического развития регионов, но и указывает один из возможных путей интенсивного решения региональных социально-экономических проблем посредством создания в менее развитых регионах искусственных «полюсов роста», способных оказать сильное организующее воздействие на подъем экономики в регионе.

Выравнивание пространственных диспропорций.

Поскольку сегодня существование пространственных диспропорции в уровне и качестве жизни населения по регионам Российской Федерации признается в качестве национальной проблемы — пространственные диспропорции чрезмерны, угрожают единству и целостности РФ, — необходимо проведение государственной региональной политики выравнивания.

Вмешательство государства в рамках данной региональной политики должно быть направлено на решение социальных и политических проблем (социальная справедливость, интеграция страны и т. д.). Экономические проблемы лучше решает рынок, но он же усиливает пространственные диспропорции в стране. В то же время региональная политика, несмотря на главенство социально-политических целей, может действовать только через экономику. Без подъема последней в кризисных ареалах невозможно устойчивое их развитие и, следовательно, выравнивание пространственных диспропорций качества жизни населения в стране. Но экономика выступает лишь как инструмент для достижения социально-политических целей региональной политики.

Выравнивающая региональная политика невозможна без перераспределения средств (прямого или косвенного) от богатых регионов (ареалов) к бедным. Масштабы такого перераспределения должны быть достаточны для развития бедных и не должны блокировать развитие богатых. Перераспределение это возможно лишь через федеральный центр.

При этом следует учитывать , что новые механизмы выравнивающей региональной политики предлагаются не взамен ныне существующей региональной политики упорядочивания, а в дополнение к ней. Кроме того, следует учитывать еще и тот факт, что территориальная структура общества и хозяйства достаточно стабильны и инерционны, значимые сдвиги в них требуют десятилетий. Естественно, и выравнивающая региональная политика может дать зримые результаты лишь в течение того же временного периода.

Формирование новой региональной политики требует совершенно иного подхода к выбору объектов помощи. Федеральная помощь должна поступать лишь действительно наиболее кризисным ареалам. Необходима территориальная концентрация ресурсов в избранных ареалах, иначе эффективность региональной политики будет очень низка. Необходимо провести классификацию выделяемых кризисных территорий в соответствии с основными причинами и характером проявления кризиса. Можно разделить их на депрессивные (с подразделением на промышленные и аграрные) и слаборазвитые (с подразделением на аграрные и северные). Как правило, площади ареалов первого типа будут больше.

Для официального включения ареалов в сферу действия региональной политики и их отнесения к той или иной категории кризисных территорий должна быть разработана абсолютно формализованная процедура.

При этом можно использовать всего три показателя:

· спад промышленного производства;

· среднедушевой доход (с поправкой на региональные различия в покупательной способности рубля);

· уровень общей безработицы.

Для проведения региональной политики выравнивания желательны концентрация основных прав и ресурсов в рамках одного института (Министерства региональной политики или его преемника) и четкое разграничение их с министерствами экономики и финансов. Для реализации региональной политики избранный институт должен иметь работоспособную региональную сеть (не обязательно в субъекте, но охватывающую всю страну - возможно, по крупным экономическим районам).

Для возникновения и реализации выравнивающей региональной политики необходим специальный федеральный закон, прописывающий цели вмешательства государства, всю процедуру выделения кризисных территорий, объемы и методы помощи и т. д. Возможно в качестве его приложения дать список всех официально выделенных кризисных территорий (их карту). Закон может потребовать внесения изменений в принятые ранее законодательные акты, в том числе регулирующие взаимоотношения трех территориальных уровней власти. Все затраты на реализацию региональной политики, прописанные в данном законе (в абсолютных или относительных показателях), должны быть отражены в ежегодных законах о бюджете. Только после этого можно всерьез говорить о реализации региональной политики. Положения закона должны быть четко отражены в постановлениях и распоряжениях правительства, положениях и структуре «вовлеченных» министерств.

Основным источником финансирования региональной политики выравнивания являются федеральные доходы (бюджет). Все средства должны идти на капиталовложения, дабы коренным образом изменить ситуацию в ареале, придать импульс его развитию за счет расширения экономической базы. Причем средства, поступающие на эти цели не должны вести к сокращению платежей, предоставляемых данной территории из любых других источников.

Текущие социальные, экономические проблемы должны решаться за счет иных источников финансирования.

Политика вообще — это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формулируются, отстаиваются и защищаются. Политика — это интересы в действии.

Региональная политика — система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и средствами, соответствующими современным региональным процессам.

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Так определяется понятие «региональная политика» в Основных направлениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г.

Региональная политика в России , так же как и за рубежом, проводится в жизнь комплексом законодательных, административных, социально-экономических, экологических мероприятий, предпринимаемых федеральным центром, региональными и местными органами власти. Правовой ее основой является Конституция РФ. В этой связи следует различать региональную политику, проводимую федеральной властью по отношению к региональным, и собственно региональную, осуществляемую региональными властями на подведомственной им территории. При этом все большая часть задач и мер по региональному развитию должна закрепляться за регионами, но данный процесс не должен носить стихийный характер. Контроль за регионами со стороны государства должен сохраняться.

Многие рассматривают региональную политику как особый вид государственной политики в сфере регулирования экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в региональном аспекте.

Региональная политика России имеет несколько основных направлений, среди которых региональная экономическая политика занимает одно из первых мест. В Основных направлениях региональной политики Российской Федерации ей посвящен специальный раздел. В нем подчеркивается, что новое геополитическое положение России, многообразие форм собственности изменили критерии рациональности размещения производства, специализации регионов, строительства отдельных предприятий. Возросшая самостоятельность регионов требует совершенствования экономических и, прежде всего, бюджетных взаимоотношений с федеральным центром.

Главная цель предстоящего времени — стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России в мире.

В связи с этим усилия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации должны быть направлены на решение следующих задач:

Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

Содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала , институциональной и рыночной инфраструктуры;

Сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапном создании условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализации систем расселения;

Достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышении ее жизнеспособности в рыночных условиях;

Развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);

Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ;

Оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

Разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районов Арктики и Крайнего Севера, Дальнего Востока, приграничных и других районов);

Совершенствование экономического районирования страны.

Главным условием реализации этих задач является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется единством и скоординированным развитием институциональных структур. При этом решение конкретных задач развития и совершенствования производства, бюджетных отношений, экономических и других проблем должно осуществляться соответствующими им способами и методами. Дальнейшее развитие должны получить прогнозирование и программирование.

Важнейшими исходными пунктами должны стать:

· прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения;

· изучение региональных рынков;

· оценка финансовых и других возможностей регионов;

· выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению региональных и федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Последние годы ознаменовались усилением внимания исполнительной власти к программной политике. Возможно, это объясняется тем, что на момент своего избрания Президент РФ не имел четкой экономической стратегии и спешил компенсировать данный пробел. Новая экономическая программа, рассчитанная на десятилетний период, была подготовлена Центром стратегических разработок. В ее основе — идея усиления рыночной компоненты и сокращение присутствия государства в экономике, снижение государственных бюджетных расходов, фискального бремени.

Программа открывает перед страной три базовых пути развития:

1. Первый путь состоит в усилении либерального курса. Бюджетные расходы, в том числе и на социальную сферу, будут сокращаться. Такой курс приведет к росту социальной напряженности в стране вследствие падения реальных доходов населения.

2. Второй путь заключается в «реванше отраслевиков». Он предполагает, что правительство будет активно инвестировать реальный сектор экономики, стимулировать платежеспособный спрос. В условиях долговой зависимости реализовать его можно будет только за счет масштабной эмиссии, которая резко ухудшит макроэкономические показатели и в конечном счете приведет к тем же, что и в первом случае, результатам.

3. Третий путь, инерционный, предполагает сохранение нынешнего компромиссного курса.

Ближайшее время покажет , какой из этих путей развития общество и Президент изберут и как они проявятся на региональном и местном уровнях.

До настоящего времени региональная политика России в целом, и экономическая в частности была непоследовательной и противоречивой. Вначале она осуществлялась под лозунгом «Берите суверенитета столько, сколько сможете», сегодня — под лозунгом укрепления вертикали власти. Субъекты Федерации разрабатывают каждый свою региональную политику, делая ставку на собственные возможности (природные, материальные, трудовые и другие ресурсы). Такая политика учитывает общегосударственный интерес, экологические и другие препятствия, которые могут проявиться при ее реализации. Так, Томская область в региональной политике ориентируется на развитие нефтегазового, научно-образовательного комплексов. Большое внимание при этом уделяется отраслям аграрно-промышленного комплекса (АПК).

  • Акционерное общество как юридическое лицо (понятие, виды, понятие и виды акций, органы управления).
  • Алгоритм метода потенциалов решения транспортной задачи.
  • Ее цели, направления и инструменты.

    Мнение о том, что рыночная экономика – это стихия, которая, сама себя регулирует, находит все меньше сторонников в реформируемой России. Выяснилось, что для создания жизнеспособной экономики переходного периода мало все поделить, акционировать и приватизировать – она немыслима без активной отраслевой и региональной политики государства, без его прямой или косвенной поддержки ключевых экономических проектов.

    В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов РФ необходима выработка четкой и действенной региональной политики в проведении реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

    Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходима разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из федерального бюджета.

    I. Региональная политика: понятие, цели и задачи.

    1. Понятие и виды региональной политики.

    Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

    По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:

    1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.



    2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.

    3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

    4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.



    5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

    6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

    Структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит от критерия, положенного в его основу. Иногда различают следующие виды региональной политики:

    1) По целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов);

    2) По механизму (автоматическая – распределение по формуле, проблемная – по спецпрограммам; целевая – по конкретным регионам);

    3) По средствам (финансовая, административная, инфраструктурная);

    4) По адресату (региональные власти, организации, граждане).

    Субъектами региональной политики, осуществляющими непосредственное управленческое воздействие, являются как законодательные и исполнительные органы государственной власти на федеральном и региональном уровне, органы местного самоуправления, различные межрегиональные ассоциации, так и определенные предприятия, учреждения, организации. В этой связи следует различать государственную региональную политику, проводимую центральными (федеральными) органами государственной власти в отношении регионов и собственно региональную политику, проводимую субъектами Федерации в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией.

    2. Объекты, субъекты и формы региональной политики.

    К основным объектам региональной политики относятся.

    · Производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного разделения труда),

    · Социальные (человек как представитель социума, семьи, этноса),

    · Денежно-финансовые (федеральные бюджет, ассигнования частных лиц, иностранные инвестиции).

    В качестве субъектов региональной политики мот выступать как конкретные представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица).

    К основным функциональным формам региональной политики относят:

    1. Прогнозирование – научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры.

    2. Региональное программирование – целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

    3. Региональное планирование – установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей.

    3. Цели и задачи региональной политики.

    Цели и задачи региональной политики различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политики практически всех стран реализующих:

    1) Создание и упрочение единого экономического пространства, и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;
    2) Относительное выравнивание условий социально-экономического развития региона;
    3) Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важно стратегическое значение для государства;
    4) Максимальное использование природных, в т.ч. ресурсных особенностей региона;
    5) Предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов.

    Стратегические цели региональной политики современной России в соответствии с Указом президента РФ от 03 июня 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» состоят в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышении на этой основе уровня жизни населения, обеспечении единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов.

    4. Функции региональной политики.

    Функции региональной политики вытекают из экономических преобразований и структурной перестройки экономики, межрегиональных различий в уровне жизни населения, динамике производственных показателей, финансовой ситуации. В ходе реформирования экономики происходит расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономическую ситуацию и глубину экономических реформ, возникают скрытые каналы территориального перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых. В результате этих процессов в одних регионах может наступить деградация всех сфер деятельности при относительно ускоренном развитии других регионов. Такие контрасты в региональном развитии обуславливают обострение социальной напряженности, углубление политического кризиса, усиление межнациональных конфликтов. Активная региональная политика может и должна противодействовать этим тенденциям.

    Функции региональной политики по используемым механизмам делят на:

    * Экономические – государственное регулирование инвестиций, дотаций, квот, льгот, субсидий. Дифференциация по отношению к северным, центральным, южным регионам страны обусловлена природными и социально-экономическими факторами развития регионов.

    * Социальные – регулирование регионального развития, выравнивание межрегиональных различий в уровне доходов, безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети; защите от дискриминации людей по месту жительства.

    * Политические различают на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические функции региональной политики – обеспечение территориальной целостности, внешней безопасности. Внутриполитические – использование региональной политики как средства регулирования взаимоотношений между различными политическими блоками.

    5. Структура региональной политики.

    Структурная «блок-схема» (рис.1) региональной политики охватывает все основные части и субъекты процесса развития и управления регионом. Одновременно она характеризует как взаимодействие структурных элементов, так и их взаимное влияние. Данная структурная модель приложима к любому региону различных стран мира и любому временному периоду.

    К инструментам региональной политики относятся способы и средства, которые государство использует для решения региональных проблем – налоговые льготы, субвенции, кредиты, государственные заказы.

    Реализация региональной политики предполагает разработку соответствующих документов, призванных определять основные направления социально-экономического развития территории. К числу таковых относят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, отдельные целевые программы по наиболее актуальным проблемам. Эти документы не носят директивного характера, а отражают лишь систематизированное представление о вероятном состоянии экономики региона в перспективе. Такой взгляд в будущее позволяет предположить характер и масштабы возможных проблем, заблаговременно подготовиться к их разрешению.

    Рис. 1 Структура региональной политики.

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Тульский филиал РАНХиГС

    РЕФЕРАТ

    по учебной дисциплине «Региональная экономика и управление»

    на тему «Региональная политика России в условиях формирования рыночных отношений»


    Введение. 3

    Глава 1. Региональная политика: цели, задачи, основные методы. 5

    1.1. Цели и задачи региональной политики. 5

    1.2. Методы государственного регулирования регионального развития . 7

    Глава 2. Типы экономических районов в России и первоочередные задачи их регионального развития. 11

    2.1. Северный экономический район . 11

    2.2. Северо-Западный экономический район . 12

    2.3. Центральный экономический район . 14

    2.4. Центрально-Черноземный экономический район . 15

    2.5. Волго-Вятский экономический район . 17

    2.6. Поволжский экономический район. 18

    2.7. Северо- Кавказский экономический район . 19

    2.8. Уральский экономический район . 20

    2.9. Западно-Сибирский район. 20

    2.10. Восточно-Сибирский район . 22

    2.11. Дальневосточный экономический район. 23

    Заключение. 25

    Список литературы.. 26


    Введение

    Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны особое значение имела региональная политика в решении таких конкретных социальных проблем, как:

    Систематическое выравнивание уровня жизни населения по районам;

    Создание плановой системы расселения по территории;

    Осуществление мероприятий в области природных ресурсов и ОС.

    Развал СССР привел к возникновению в России новых приграничных регионов. Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике приводит к социально-экономическим потрясениям из-за разной способности адаптации регионов к рыночным условиям. Особенно уязвимы 3 группы регионов:

    Регионы с высокой концентрацией пр-в ставших не рентабельными при рыночных ценах или внезапно потерявших потребительский спрос;

    Регионы, удаленные от основных экономических центров;

    Регионы, получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.

    Основными типами проблемных регионов становятся слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.

    Для перспективного регионального развития особенно важны государственные региональные программы. Данные программы финансируются из федерального. бюджета и федеральных внебюджетных средств. Усиление эк-кой и финансовой самостоятельности регионов не только не исключает, но и предполагает со стороны органов власти организацию более строгого контроля за расходованием поступающих в регионы средств из федерального бюджета. Правительство намерено формировать и осуществлять активную экономическую политику по отношению к регионам с различными уровнями социально-экономического развития. Для сильных регионов - поддержка центром всех хозяйственных начинаний, укрепляющих экономику регионов и страны в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы. Для слабых регионов - формирование условий для привлечения в них инвестиций; осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами; разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения.


    Глава 1. Региональная политика: цели, задачи, основные методы.

    В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов Федерации необходима выработка четкой и действенной региональной политики в проведении экономических реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональный уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

    Цели и задачи региональной политики.

    По определению, данному в «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента РФ 3 июля 1996 года, под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

    В этом же правовом документе в общей постановке определены цели и задачи этой политики. К ним относятся:

    Обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

    Обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации;

    Выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

    Предотвращение загрязнения окружающей среды, комплексная экологическая защита регионов и др.

    Цели региональной политики в экономической сфере - это рациональное использование многообразия экономических возможностей регионов, эффектов региональной агломерации, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.

    Основной целью региональной политики на ближайшее десятилетие, как отмечено в «Основных положениях региональной политики…», является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов Российской Федерации, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций нашего государства на мировой арене, повышение его роли в международном разделении труда.

    Исходя из целей региональной политики, формируются и ее задачи. При этом они, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них пришли из прошлого, например, такие как:

    Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций, модернизация их инфраструктуры, оздоровление экономической среды;

    Преодоление депрессивного состояния аграрно-промышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока;

    Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями;

    Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

    Вместе с тем, трансформируясь в изменившихся условиях, эти задачи требуют и новых подходов к их решению.

    С происходящими изменениями связаны новые задачи региональной политики. К таким задачам можно отнести:

    Переспециализацию новых приграничных районов, создание здесь новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом притока беженцев и вынужденных переселенцев;

    Стимулирование развития экспортных и импортзаменяющих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия;

    Формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров ускоренного использования достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса;

    Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), не только обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики, но и решающих общероссийские проблемы.

    Реализация задач регионального развития должна быть тесно связана с проводимой структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и другими видами общероссийской политики, осуществления того или иного варианта развития.