Белорусский транзит в порты РФ — причем тут нефть: обзор экономики СНГ. Cоциальный пакет в действии

Белорусский транзит в порты РФ — причем тут нефть: обзор экономики СНГ. Cоциальный пакет в действии

Фото: boscorelli / Shutterstock.com

Транзитная отрасль в силу выгодного географического положения Латвии и наличия трех незамерзающих морских портов традиционно считалась одним из столпов латвийской экономики. Однако за четыре года санкционных войн между коллективным Западом и Россией объем грузопотока сократился примерно на треть, а в денежном эквиваленте бюджет республики недополучил 132 млн евро. Упустив транзит из России, Рига, однако, не теряет надежды заполучить грузы из других стран. Аналитический портал RuBaltic.Ru выяснял, удастся ли латвийским властям вывести прибыльную отрасль из тупика.

Поможет ли Европа?

В ситуации, когда одна из основных отраслей экономики вошла в состояние затяжного регресса, основные ожидания компаний-транзитеров в Латвии и других странах Балтии связаны с реализацией инфраструктурного проекта Rail Baltica. В нем участвуют пять стран: Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. В странах Балтии предполагается построить новую железнодорожную колею длиной 870 км с максимальной скоростью передвижения 240 км/ч. По задумке авторов проекта, он должен способствовать повышению мобильности, а также росту грузовых перевозок по направлению Север - Юг.

Изначальным сроком реализации проекта Rail Baltica был назначен 2025 год, хотя уже сейчас высказываются заметно более пессимистичные оценки на этот счет. По мнению политолога, руководителя Латвийского института будущего Нормунда Гростиньша, запуск проекта произойдет не ранее 2035 года.

На этом проблемы не заканчиваются. Во-первых, отсутствует ясность в области финансирования проекта. Так, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич отметил, что выделенной на сегодняшний день Евросоюзом суммы хватит на строительство не более 3 км железнодорожного полотна.

Пикантности этой ситуации добавляет тот факт, что с 2021 года в ЕС будет принят новый бюджет, и совсем не очевидно, что страны-доноры посчитают необходимым вкладываться в проект, имеющий все шансы стать нерентабельным.

Во-вторых, на сегодняшний день нет конкретного ответа на вопрос о том, какие грузы пойдут по новой железной дороге. В частности, председатель правления Latvijas dzelzcels Loģistika Гундарс Аболс расплывчато объяснил, что «соответствующая аналитика сейчас только проводится, и у Латвии еще много времени для поиска грузов». В то же время эксперт дал понять, что «главная идея Rail Baltica - это не грузовой, а пассажирский транспорт».

Существует и такое мнение, что проект имеет и военные цели. К примеру, доктор экономических наук Алексей Зубец считает, что строящаяся железная дорога необходима для переброски тяжелой военной техники и войск НАТО в регион в случае конфликта с Россией.

Вне зависимости от того, кто прав на сей счет, можно с высокой точностью заявить, что латвийские власти не смогут решить транзитный вопрос за счет долгосрочного проекта Rail Baltica.

Надежды на Китай

Смутные перспективы новых транзитных грузов на Западе вынуждают Ригу искать спасения на Востоке. В начале 2018 года директор по маркетингу Рижского свободного порта Эдгарс Суна рассказал о планах по привлечению индийских и иранских грузов. Но основные надежды, конечно, связаны с Китаем, реализующим амбициозный проект «Новый шелковый путь».

В июле 2016 года в ходе визита бывшего министра сообщения Улдиса Аугулиса в Китай был подписан протокол о намерениях по сотрудничеству в области железнодорожных перевозок. В рамках этого соглашения в том же году в Ригу отправили тестовый поезд. В пути он провел 13 дней, преодолев более 11 тыс. км. В результате в конце 2017 года по маршруту Урумчи - Алтынколь - Рига - Роттердам был отправлен и первый контейнерный поезд. В том же году уже из латвийской столицы контейнерный поезд отправился обратно в Китай.

Таким образом, за весь 2017 год Латвийская Республика заполучила всего лишь один поезд из Китая.

Учитывая этот удручающий факт, Гундарс Аболс вполне реалистично оценивает возможности своей страны заменить российский транзит китайским:

«Не думаю, что грузопоток из Китая способен компенсировать потерю транзита из России. На сегодняшний день нельзя говорить о 500 поездах, о чем пишут литовские коллеги. Если бы Латвия принимала по одному поезду из Китая в неделю, наверное, это было бы хорошо».

Неожиданный подарок

Спасение пришло оттуда, откуда его ожидали меньше всего: из соседней Беларуси. В сентябре 2018 года президент страны Александр Лукашенко подал партнерам из Риги интересный сигнал:

«Выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, надо делать упор на Латвию. Нужно сделать так, чтобы эта республика получала удовольствие от сотрудничества с Беларусью».

В этой связи латвийское руководство может выразить благодарность коллегам из Литвы, которые долго старались расшатать внутриполитическую обстановку в Беларуси за счет введения санкций и поддержки местной оппозиции.

Этот курс провален, и, как итог, доверие белорусских властей к официальному Вильнюсу окончательно подорвано. Зато Латвии эти контроверзы двух соседей предоставляют прекрасную возможность для реабилитации своей транзитной отрасли.

Однако в качестве конкурента здесь выступает Российская Федерация. Еще в августе 2017 года президент Владимир Путин поставил задачу договориться с Минском о транспортировке белорусских нефтепродуктов, полученных из российской нефти, через порты и железные дороги России. И уже по решению Беларуси за 2018 год на экспорт через российские порты будет отправлено до миллиона тонн нефтепродуктов.

Однако Минск, успешно играя на противоречиях стран-транзитеров, не спешит полностью переориентировать поставки своих нефтепродуктов в российские порты. Официальную позицию Республики Беларусь по этому вопросу высказал первый заместитель начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Белорусской железной дороги Александр Евсюк:

«Каких-либо препятствий со стороны тарифных условий для наших стран не существует. Вопрос в поставках белорусских нефтепродуктов, скорее, находится на стороне России, поскольку ее терминалы пока не готовы работать с белорусскими грузами. Все-таки наша продукция придерживается весьма высоких стандартов - Евро-4 и Евро-5. Российские же терминалы работают с товарами более низкого качества».

Вне зависимости от того, сможет ли Латвия перенаправить в свои порты белорусские нефтепродукты, ясно, что для полноценной замены российского транзита этого будет недостаточно. В то же время взаимодействие с Китаем и участие Риги в проекте «Нового шелкового пути» во многом зависят от позиции Москвы, с которой латвийскому руководству все же придется взаимодействовать. Что выберут в этой ситуации политические элиты прибалтийской республики - экономический прагматизм или националистический популизм - покажет время.

При путешествиях в Европу на своём автомобиле большинство российских граждан в качестве транзита выбирают дороги Республики Беларусь.

В большем разрешении - в формате JPEG (244 Кб).

Магистраль M1 (Брест)

Основная транзитная автомагистраль в Беларуси - это M1 (на карте показана красным цветом ). Она является прямым продолжением российской федеральной автомобильной дороги M1 «Беларусь» и частью европейского маршрута E30 и имеет протяжённость 608 км.

Въезд в Республику Беларусь из России происходит свободно. Не нужно показывать никакие документы, даже останавливаться и то не нужно.

Сразу после пересечения границы разгоняться не стоит, так как ограничение скорости будет 70 км/ч. Через 1 км с правой стороны будет несколько павильонов, где можно приобрести белорусскую страховку и обменять деньги.

В принципе, если вы не собираетесь нигде останавливаться, то менять деньги не обязательно. Бензин на M1 можно купить при помощи банковской карты.

Автомагистраль M1 с 1 января 2012 года стала бесплатной для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) . Для граждан остальных стран она по-прежнему остаётся платной.

Через 33 км будет мост - пересечение с европейской магистралью E95 . Будьте осторожны, так как за мостом могут стоять сотрудники ГАИ и контролировать скорость.

Ограничение скорости в 120 км/ч сохраняется почти на всём протяжении автомагистрали, за исключением небольшого участка после Минска, и заканчивается за Кобрином в 30 км от Бреста.

Дорога на всём протяжении хорошего качества и имеет по 2 полосы в каждом направлении. Направления разделены полосой безопасности и ехать по ней комфортно даже ночью. Зимой дорогу достаточно оперативно чистят.

Итого, по времени, на проезд по автомагистрали M1 требуется порядка 6 часов. Это придерживаясь разрешённой скорости. Плюс время на остановки. А вот пересечение границы в пункте пропуска "Варшавский мост" может занять продолжительное время.

Республиканская дорога Р94 (Домачево)

Республиканская дорога Р94 (на показана синим цветом ) проходит от Бреста до границы Украины. Участок от Бреста до Домачево (граница с Республикой Польша) имеет протяжённость 42 км.

Иногда на таможне "Варшавский мост" в Бресте скапливаются очень большие очереди. В особо "удачные дни" (в преддверии больших праздников) там можно простоять до 5 часов и больше. Поэтому, чтобы не терять время, имеет смысл проехать чуть дальше в Домачево и пересекать границу уже там.

Дорога Р94 начинается, по сути, от самого пропускного пункта "Варшавский мост" слева от него. На фото ниже - прямо таможенный пункт "Варшавский мост", а слева поворот на дорогу Р94.

Дорога хорошего качества и имеет по 1 полосе в каждом направлении. По времени занимает около 30 минут.

Республиканская дорога Р99 (Берестовица)

Республиканская дорога Р99 (на показана фиолетовым цветом ) проходит от Барановичей до Гродно. Участок от Барановичей до Берестовицы (граница с Республикой Польша) имеет протяжённость около 140 км.

Тем, кто отправляется на запад Европы можно рассмотреть вариант пересечения границы в пропускном пункте Берестовица - Бобровники. Если сравнивать с маршрутом через Брест, то расстояние до Варшавы примерно одинаково, а время, затраченное на прохождение таможни, обычно меньше.

Поворот на дорогу Р99 с магистрали M1 находится через 413 км от границы с Россией.

Дорога Р99 хорошего качества и имеет по 1 полосе в каждом направлении. На дорогу до пропускного пункта Берестовица уходит примерно 1 час 40 минут.

На видео ниже можно посмотреть небольшой отрезок дороги перед городом Зельва .

Вы можете посмотреть другие ролики на нашем канале на YouTube .

Стоить отметить, что после г.Волковыск и до самой границы с Польшей на АЗС может не оказаться бензина Аи-95. Поэтому лучше заправиться в самом городе.

Одна из АЗС находится перед въездом в город, если ехать в сторону Польши (Google Maps , Google Earth), а другая сразу после круговой развязки (Google Maps , Google Earth).

Магистраль M12 (Мокраны)

Автомагистраль M12 (на показана голубым цветом ) является частью европейского маршрута E85 и имеет протяжённость около 50 км. Проходит в Брестской области от Кобрина до пограничного перехода Мокраны на границе с Украиной.

Если ваш маршрут лежит в Украину, например Львов, то в районе Кобрина нужно свернуть на магистраль M12 . Дорога до пропускного пункта Мокраны отличного качества (разницу после въезда в Украину почувствовать можно сразу) и занимает порядка 35 минут.

ГАИ и штрафы

Самое распространённое нарушение, за которое автотуристов чаще всего штрафуют при транзите через Беларусь, это нарушение скоростного режима .

Наиболее опасные места с этой точки зрения - это первые и последние 30 км магистрали M1 , а также небольшие участки перед и после пунктов взимания платы за проезд. На этих участках ограничение скорости может быть меньше 120 км/ч, а многие продолжают ехать, ориентируясь именно на это ограничение.

На самой магистрали сотрудники ГАИ, контролирующие скорость, предпочитают располагаться там, где есть небольшие горки, обеспечивая себе хорошую обзорность или после мостов. При этом сами стоят на стороне встречного движения.

Также они часто встречаются рядом с мостом на пересечении с магистралью Е95, на объездной вокруг Кобрина и на магистрали M12 в сторону пропускного пункта Мокраны.

По состоянию на осень 2015 года начали активно работать Пункты контроля и оплаты (ПКО) , на которых взимают штрафы, зафиксированные автоматическими камерами контроля скорости, в том числе и с иностранных граждан.

Если вас остановили сотрудники ГАИ

Имейте в виду, что в России и в Беларуси ратифицирована Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях правил дорожного движения, заключенная государствами-участниками Содружества Независимых государств.

Это означает, что сотрудники ГАИ могут лишить водителя прав пользования на их территории национальным или международным водительским удостоверением, если совершенное им нарушение правил предусматривает такую меру взыскания .

В тоже время в КоАП Республики Беларусь имеется статья 6.5 пункт 6, согласно которой:

Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда, в случае его причинения, в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, при наложении штрафа на физическое лицо применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса – не более пяти десятых базовой величины.

Говоря проще, если физическое лицо признаёт себя виновным, то штраф на него может быть наложен только в минимальном размере, предусмотренном соответствующей статьей КоАП, а если он не установлен, то тогда не более 0.5 базовой величины (BYN 12.75 ).

Положение данной статьи не применяется в случае, когда наказание за нарушение предусматривает лишение специального права (т.е. права управления транспортными средствами).

Признание себя виновным в совершении правонарушения и выражение согласия на применение административного взыскания необходимо зафиксировать в протоколе об административном правонарушении.

Теперь ещё об одной братской (теперь уже по отношению к РФ) стране - Белоруссии . Наши соратники по Союзному государству ведут игру сразу в двух пересекающихся транзитных «треугольниках»: РБ – Литва – Латвия и РБ – РФ – Латвия.

Как мы уже отмечали, белорусы успешно используют Литву для транзита своих грузов. Но здесь есть камень преткновения: Вильнюс категорически не приемлет строительство в соседней стране АЭС. И не только на уровне риторики, но и активно апеллируя к европейскому сообществу. Даже принят закон, который запрещает попадание энергии БелАЭС в литовские сети. Всё это чрезвычайно раздражает Минск. Посол Беларуси в Литве Александр Король даже пригрозил возможным уходом белорусского транзита из Клайпеды в том случае, если Вильнюс не изменит свою позицию.

В Риге к проекту БелАЭС относятся вполне индифферентно. На этом и пытаются сыграть белорусы: заигрывая с Латвией, они пытаются сделать Литву сговорчивей в вопросе строительства атомной станции. Но пока эти хитроумные ходы не приводят к реальным переменам.

Данный пилотный проект поможет белорусской стороне просчитать экономическую целесообразность переориентации транзита с портов Прибалтики на мощности России.

Схожая ситуация в треугольнике РБ – РФ – Латвия. Российское правительство старается выполнить поручение президента Владимира Путина и привлечь белорусских экспортёров нефтепродуктов в российские порты. Но получается не очень здорово. Длительные переговоры и существенные (сначала 25%, а потом и все 50%) скидки со стороны «Российских железных дорог» пока не возымели успеха: белорусские НПЗ не собираются переориентировать грузопотоки в сторону России, объясняя это наличием долгосрочных контрактов. Есть и другие веские причины, по которым отказаться от услуг портов Прибалтики по этим группам товаров Минску непросто: принадлежность белорусской стороне 30% Клайпедского порта, а также значительные инвестиции РБ в модернизацию портов Прибалтики.

По данным «Infoline-Аналитики», в прошлом году Минск экспортировал более 12,5 миллиона тонн нефтепродуктов, в том числе почти 8,5 миллиона тонн через порты Балтии. В конце декабря вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что в 2018 году Минск готов экспортировать через российские порты до одного миллиона тонн нефтепродуктов. Данный пилотный проект поможет белорусской стороне просчитать экономическую целесообразность переориентации транзита с портов Прибалтики на мощности России. Но без сопоставимых условий перевалки заявленный 1 миллион тонн через Усть-Лугу перевезён не будет, считают в «Infoline-Аналитике».

Посол РФ в Минске Александр Суриков также признаёт, что скидки на услуги РЖД явно недостаточно. Сюда должны быть включены услуги самого порта: быстрая перевалка, хранение, складирование, экспедирование и фрахт судов. Дипломат указывает и на логистические особенности петербургского узла, который придётся объезжать, теряя скорость и выгоду. В итоге Александр Суриков приходит к выводу, что «надо просто договариваться, предлагать субсидии».

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru отметил, что 2018 год станет в этом отношении пробным и пилотным: «Думаю, что пока и в России, и в Белоруссии тоже не до конца понимают, какова будет экономика этих проектов, где будет генерироваться прибыль».

Перевалка белорусских нефтепродуктов в латвийских портах была одним из ключевых вопросов в рамках визита в Минск премьер-министра Латвии.

Сниженный тариф РЖД пока лишь усилил переговорные позиции Минска: Беларусь теперь требует более выгодных условий экспорта и от Латвии, где местный бизнес в свою очередь пытается воздействовать на своё правительство. «Латвийские официальные лица, железнодорожники и портовики должны работать именно на Белоруссию, чтобы хотя бы это направление оставить, и сделать всё возможное, чтобы мы могли предоставить конкурентоспособные тарифы на перевалку белорусских грузов. И чтобы были у нас твердые аргументы перед российскими», – убеждён отраслевой эксперт Талис Линкайтс . Перевалка белорусских нефтепродуктов в латвийских портах была одним из ключевых вопросов в рамках упомянутого выше визита в Минск премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса .

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что усилиями всех заинтересованных сторон на балтийском транзитном рынке сложилось динамическое равновесие, своего рода система сдержек и противовесов: когда кто-то пытается изменить баланс в свою пользу, эта попытка успешно купируется остальными участниками.

Реального притока новых грузов ждать неоткуда. Прибалтам не стоит рассчитывать на российский транзит, а россиянам - на белорусский. Все призывают другу друга укреплять сотрудничество (за счёт третьей стороны), и при этом с надеждой и опаской смотрят на Восток, потому как только Китаю под силу изменить сложившийся порядок и установить новый.

Михаил Задорожный

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Белорусские транзитные номера

Хочу выехать в Россию на белорусских транзитных номерах, для продажи авто. Есть ли какие ограничения? Какие нужны документы для продажи автомобиля в России?

Т.к. Белоруссия и Россия входят в единое таможенное пространство, нужны документы, подтверждающие право собственности на данный автомобиль. Тогда вы сможете поставить его на учет согласно Приказам МВД РФ №605 и 399 (Приказ МВД России от 7 августа 2013 г. N 605 - Административный регламент и Приказ МВД РФ от 26 июня 2018 г. N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России"), на основании которых производятся регистрационные действия.

Какое время я могу ездить на белорусских транзитных номерах в России, если авто не проходит евро-5? Что теперь делать?

Можете ездить, но не более 10 дней, в течение которых вы обязаны поставить машину на учёт в ГИБДД, иначе будете оштрафованы, машина попадет на штрафстоянку.

Могу ли я ездить на белорусских транзитных номерах в России?

Можете но не более 10 дней, в течение которых вы обязаны поставить машину на учёт в ГИБДД, иначе будете оштрафованы, машина будет поставлена на штрафстоянку.

Можно ли на белорусских транзитных номерах выехать в рф и нужно ли покупать российскую страховку?

Да, можно. Нужно иметь "зеленую карту" для въезда на территорию Российской Федерации, это аналог полиса обязательного страхования гражданской ответственности.

Могу ли вьехать в РФ на белорусских транзитных номерах?

Можете въехать в Россию на белорусских транзитных номерах без проблем, только зачем? Можете въехать в Россию на белорусских транзитных номерах без проблем, только зачем?

Белорусское юр.лицо приобретает новый авто Toyota , как получит транзитные номера и техпаспорт (пластик)?

Нужно обращаться в ГИБДД. См. Приказ МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 13.02.2015) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним") (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2008 N 13051) _ Регистрация транспортных средств иностранных юридических лиц производится по месту нахождения филиалов (представительств, корреспондентских пунктов) и иных подразделений, являющихся обособленными подразделениями иностранных юридических лиц, на срок действия документов, подтверждающих аккредитацию (регистрацию, создание) филиала (представительства, корреспондентского пункта) на территории Российской Федерации.

Если покупка в РФ и планируется вывоз в Белоруссию, то юр. лицо вправе получить транзитные номера в ГИБДД (в соответствии с Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»)

Здравствуйте. Обратитесь в ГИБДД. В соответствии с Административным регламентом МВД по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: а) заявление б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий. в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий; г) документ об уплате государственной пошлины; д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; е) транспортное средство. ж) документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут относиться выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы); з) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства. Если вы собираетесь ехать домой своим ходом, не забывайте, что при движении по территории РФ на автомобиль должно распространяться действие страховки Green Card.

В наличие на автомобиль имеются следующие документы:
Белорусские транзитные номера.
Договор куплипродажи из Белорусии.
Счет справка Белорусская.
Белорусская страховка.
Белорусский техпаспорт.
Смогу ли я имея такие документы поставить на учет машину в гибдд?

Сможете поставить на учет.

Можно ли ездить на транзитных белорусских номерах (бессрочных) по РФ? и если можно, то сколько?

НЕТ, на белорусских ТРАНЗИТАХ ездить нельзя. УДАЧИ ВАМ

Скажите, что будет, если по окончании 90 дней пребывания в РФ на белорусских транзитных номерах, я все еще буду ездить на территории РФ? Что будет, если меня остановят сотрудники ГИБДД? И что мне будет по возврщению в Беларусь?

Здравствуйте, Валентина Петровна! Вас выдворят. Всего Вам доброго.

Смогу ли я продать россиянину свою машину на белорусских транзитных номерах? Сможет ли гражданин России (покупатель) поставить ее на учет? Машина 2001 года выпуска.

Добрый день! Ему на таможне выдадут российские транзиты. За растаможку заплатит

Пожалуйста сколько можно ездить на белорусских транзитных номерах в России?

Добрый день! Срок действия транзитных номеров указан или в расшитом пластике или прямо на справке-счет. От 60 до 90 дней.

В начале августа этого года муж подарил мне спортивный авто на транзитных белорусских номерах. На руках у меня белорусский птс, договор купли-продажи, справка о том что авто растаможен для пстоянной езды на территории рб и все таможенные сборы выплачены, ну и страховка осаго. Могу ли я смело передвигаться на моем авто и как долго. Что нужно сделать чтобы все было законно. Ведь машина приметная и вызывает много внимания со стороны сотрудников гаи.

Здравствуйте, Виктория. Ездить на авто вы можете не более 5 дней. Далее необходимо проходить таможенную очистку авто. Договор купли продажи действует не ограниченное время, но авто необходимо зарегистрировать в течение 10 дней. Потребуется практическая помощь - обращайтесь.

Хочу купить авто на белорусских транзитных номерах. Вопрос: Могу ли ездить на этих транзитах без растомаживания авто и постановки на учет в ГИБДД? Можно ли оформить на этот автомобиль на территории России ОСАГО, нужно ли проходить техосмотр? Как на это будут реагировать представители закона (инспекторы ГИБДД)?

В Белоруссии -да, а в России только с растаможкой и постановкой на Российский учет.

В литовском правительстве выразили готовность бороться за сохранение транзита белорусских грузов через Клайпедский порт. Одновременно с этим заявлением Литва решила нажаловаться на Белорусскую АЭС в Вашингтон и с помощью американцев сорвать открытие атомной станции. Как при такой политике Вильнюс намерен сохранить белорусский транзит - загадка.

Министр транспорта Литовской Республики Рокас Масюлис заявил, что Литва делает все необходимое для транзита грузов из Беларуси по литовским железным дорогам, перевалки в морском порту Клайпеды и последующего транзита по морю. Республика надеется сохранить белорусские грузы в прежнем объеме, и у Минска нет экономических оснований для переориентации транзитных потоков.

«Пока грузы идут через Литву. Надеемся, что так будет и впредь», - сказал Рокас Масюлис.

Заявление литовского министра транспорта прозвучало в ответ на слова президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что «если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию». Эти слова Лукашенко сказал новому белорусскому послу в Латвии, направляя его в Ригу.

Президент Беларуси поставил послу в Латвии задачу «обеспечить выход к морю».

Именно эта прибалтийская республика должна теперь стать «морскими воротами» для Беларуси, а не литовский Клайпедский порт, который до сих пор виделся Минску в этой роли.

«Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный (и немалый) эффект», - сказал Лукашенко о Латвии.


Слова белорусского президента - политический сигнал на переориентацию белорусского транзита с Литвы на Латвию. И не только на Латвию. Оборот нефтепродуктов в Клайпедском порту уже начал сокращаться из-за переориентации миллиона тонн белорусских нефтегрузов на порты Ленинградской области России. Перевалка нефтегрузов в Клайпеде за первые шесть месяцев этого года сократилась на 2,7% и составила 5,3 миллиона тонн. Это первый случай снижения объемов грузоперевалки Клайпедского порта после нескольких лет роста.

Но литовские власти, как видно, считают, что тенденция еще не приобрела необратимый характер и они смогут сохранить объем перевалки нефтепродуктов порта Клайпеды на прежнем уровне.

При этом те же власти продолжают свой «крестовый поход» против Белорусской АЭС и даже хотят сорвать ввод в эксплуатацию атомной станции в Островецком районе с помощью американцев.

«Вопрос Островца поднимался по моей инициативе. Как и в отношении "Северного потока - 2", есть общий подход, что нет таких ситуаций, которые бы мы трактовали как точку невозврата: на любой стадии проекта мы должны делать все, чтобы проекты не реализовывались или чтобы сроки их реализации переносились. Надеюсь на действительно солидарный вклад США в предотвращение пути ядерной угрозы на границе НАТО, а именно в Литве», - сообщил министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.

По мнению Вайчюнаса, Вашингтону следует выстраивать отношения с Минском «через призму БелАЭС». То есть давить на Беларусь, вводить против нее санкции, угрожать военной силой до тех пор, пока Минск не заблокирует строительство атомной станции под Островцом.



Учитывая нескрываемое и даже регулярно демонстрируемое Дональдом Трампом пренебрежение Восточной Европой и американскими союзниками в этом регионе, шансы Литвы повлиять на Минск через США ничтожны. Сами по себе литовские жалобы в «обком» неинтересны. Интересно другое.

Как в Вильнюсе собираются левой рукой сохранить белорусский транзит для Клайпеды, если правой рукой они строчат доносы на Беларусь в Вашингтон?

Литовский министр транспорта правильно говорит, что у Минска нет экономических оснований менять направление белорусского грузопотока с Литвы на другие маршруты. Так и у Вильнюса нет экономических оснований бороться с Белорусской АЭС. С экономической точки зрения атомная станция в Островце исключительно выгодна Литве, потому как дает ей дешевую энергию, кратно снижающую расходы на энергопотребление как для предприятий, так и для обычных литовских домовладельцев.

Литовским властям бы поддержать этот проект и вложиться в строительство атомной станции. Вместо этого в Вильнюсе третий год закатывают истерики, устраивают информационные вбросы об авариях на стройплощадке АЭС, подговаривают свою агентуру в белорусской оппозиции устраивать провокации. Подговорили Польшу и Латвию отказаться от закупок энергии с Белорусской АЭС, пишут «слезницы» в Брюссель, а теперь еще и в Вашингтон.



И потом еще удивляются, что Минск теперь хочет сотрудничать с Латвией. Как же так, ведь с Литвой так выгодно!

Поведением литовских политиков движут не экономические основания, а совершенно тупая и какая-то бабья зависть к Белорусской АЭС.

Подобную зависть испытывают к личному счастью несостоявшегося жениха. Как Литва ни пыталась четверть века изменить геополитический выбор белорусов и затащить их к себе в НАТО и Евросоюз, ничего у нее не получилось. Литва так и осталась частью антироссийской «буферной зоны», Беларусь так и осталась в Союзном государстве с Россией.

И вот результат. Литве Евросоюз атомную станцию закрыл, Россия Беларуси построила. Литва деградирует, Беларусь растет.

По литовскую сторону границы Виленский край - это вымирающие деревни с разъехавшимся по «ирландиям» населением, по белорусскую - двухмиллионная минская агломерация с крупнейшим в Европе инвестиционным проектом Китая и новейшей атомной станцией.

Ощущение этих контрастов и осознание белорусской успешности и тупиковости собственного пути развития делают литовских деятелей существами вздорными и иррациональными. Они десятилетиями делают все от них зависящее, чтобы белорусский транзит из Литвы ушел, а когда он уходит, встают в дверях подобно героине Татьяны Пельтцер в фильме «Формула любви» и кричат: «Не пущу!»

И при этом анонсируют новые пакости против Беларуси, из-за которых белорусский транзит, собственно, и уходит.