Почему Россия перенаправляет белорусский транзит? Белоруссия, Китай, Европа: кто спасет латвийский транзит

Почему Россия перенаправляет белорусский транзит? Белоруссия, Китай, Европа: кто спасет латвийский транзит

Теперь ещё об одной братской (теперь уже по отношению к РФ) стране - Белоруссии . Наши соратники по Союзному государству ведут игру сразу в двух пересекающихся транзитных «треугольниках»: РБ – Литва – Латвия и РБ – РФ – Латвия.

Как мы уже отмечали, белорусы успешно используют Литву для транзита своих грузов. Но здесь есть камень преткновения: Вильнюс категорически не приемлет строительство в соседней стране АЭС. И не только на уровне риторики, но и активно апеллируя к европейскому сообществу. Даже принят закон, который запрещает попадание энергии БелАЭС в литовские сети. Всё это чрезвычайно раздражает Минск. Посол Беларуси в Литве Александр Король даже пригрозил возможным уходом белорусского транзита из Клайпеды в том случае, если Вильнюс не изменит свою позицию.

В Риге к проекту БелАЭС относятся вполне индифферентно. На этом и пытаются сыграть белорусы: заигрывая с Латвией, они пытаются сделать Литву сговорчивей в вопросе строительства атомной станции. Но пока эти хитроумные ходы не приводят к реальным переменам.

Данный пилотный проект поможет белорусской стороне просчитать экономическую целесообразность переориентации транзита с портов Прибалтики на мощности России.

Схожая ситуация в треугольнике РБ – РФ – Латвия. Российское правительство старается выполнить поручение президента Владимира Путина и привлечь белорусских экспортёров нефтепродуктов в российские порты. Но получается не очень здорово. Длительные переговоры и существенные (сначала 25%, а потом и все 50%) скидки со стороны «Российских железных дорог» пока не возымели успеха: белорусские НПЗ не собираются переориентировать грузопотоки в сторону России, объясняя это наличием долгосрочных контрактов. Есть и другие веские причины, по которым отказаться от услуг портов Прибалтики по этим группам товаров Минску непросто: принадлежность белорусской стороне 30% Клайпедского порта, а также значительные инвестиции РБ в модернизацию портов Прибалтики.

По данным «Infoline-Аналитики», в прошлом году Минск экспортировал более 12,5 миллиона тонн нефтепродуктов, в том числе почти 8,5 миллиона тонн через порты Балтии. В конце декабря вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что в 2018 году Минск готов экспортировать через российские порты до одного миллиона тонн нефтепродуктов. Данный пилотный проект поможет белорусской стороне просчитать экономическую целесообразность переориентации транзита с портов Прибалтики на мощности России. Но без сопоставимых условий перевалки заявленный 1 миллион тонн через Усть-Лугу перевезён не будет, считают в «Infoline-Аналитике».

Посол РФ в Минске Александр Суриков также признаёт, что скидки на услуги РЖД явно недостаточно. Сюда должны быть включены услуги самого порта: быстрая перевалка, хранение, складирование, экспедирование и фрахт судов. Дипломат указывает и на логистические особенности петербургского узла, который придётся объезжать, теряя скорость и выгоду. В итоге Александр Суриков приходит к выводу, что «надо просто договариваться, предлагать субсидии».

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru отметил, что 2018 год станет в этом отношении пробным и пилотным: «Думаю, что пока и в России, и в Белоруссии тоже не до конца понимают, какова будет экономика этих проектов, где будет генерироваться прибыль».

Перевалка белорусских нефтепродуктов в латвийских портах была одним из ключевых вопросов в рамках визита в Минск премьер-министра Латвии.

Сниженный тариф РЖД пока лишь усилил переговорные позиции Минска: Беларусь теперь требует более выгодных условий экспорта и от Латвии, где местный бизнес в свою очередь пытается воздействовать на своё правительство. «Латвийские официальные лица, железнодорожники и портовики должны работать именно на Белоруссию, чтобы хотя бы это направление оставить, и сделать всё возможное, чтобы мы могли предоставить конкурентоспособные тарифы на перевалку белорусских грузов. И чтобы были у нас твердые аргументы перед российскими», – убеждён отраслевой эксперт Талис Линкайтс . Перевалка белорусских нефтепродуктов в латвийских портах была одним из ключевых вопросов в рамках упомянутого выше визита в Минск премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса .

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что усилиями всех заинтересованных сторон на балтийском транзитном рынке сложилось динамическое равновесие, своего рода система сдержек и противовесов: когда кто-то пытается изменить баланс в свою пользу, эта попытка успешно купируется остальными участниками.

Реального притока новых грузов ждать неоткуда. Прибалтам не стоит рассчитывать на российский транзит, а россиянам - на белорусский. Все призывают другу друга укреплять сотрудничество (за счёт третьей стороны), и при этом с надеждой и опаской смотрят на Восток, потому как только Китаю под силу изменить сложившийся порядок и установить новый.

Михаил Задорожный

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) и министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии не смогли договориться о тарифах на транспортировку нефти по белорусской территории в 2017 году. Минск требует увеличить тарифы сразу на 20,5 процента, Москва настаивает на экономически обоснованном повышении.

"Регулярно использовать шантажистскую политику в отношении России власти Белоруссии склоняет замглавы правительства Владимир Семашко, - рассказал ФБА "Экономика сегодня" заместитель декана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики, эксперт по Белоруссии Андрей Суздальцев . – Минск регулярно использует эту политику в нефтегазовых вопросах, считая, что Москва поддастся на давление и уступит. Противостояние длится уже несколько месяцев – на сегодняшний день правительство РФ требует от Белоруссии погасить долги за газ. Но Минск упорно не желает платить, вводя все новые элементы шантажа. Однако Белоруссия итак уже получает газ по самым низким ценам на евразийском континенте, даже российские компании платят больше. Но Минск считает, что Москва все еще ему много должна".

Ранее стало известно, что ФАС и МАРТ так и не пришли к договоренностям по тарифам на транзит российской нефти по территории РБ в 2017 году. Минск в конце ноября сообщил о намерении увеличить тариф на прокачку "черного золота" по своим трубопроводам на 20,5 процента. Российская сторона направила в Минск предложения повысить цену до экономически обоснованного уровня: на услуги ОАО "Гомельтранснефть Дружба" - на 5,8%, ОАО "Полоцктранснефть Дружба" - на 11,76%. При отсутствии официальных договоренностей тарифы, согласно контрактам с "Транснефтью", вырастут на уровень прогноза российской инфляции плюс 3 процента. Прогноз Минэкономразвития по инфляции в РФ на 2017 год составляет 4 процента.

"Теоретически Москва может вообще отказаться от транзита нефти о территории Белоруссии – для этого достаточно перенаправить потоки поставок на Финский залив, через морской торговый порт Усть-Луга. Нефть будет доставляться в Европу танкерами, как принято во всем мире. Такой сценарий сулит выгоды России – загружаются собственные портовые мощности, отпадает необходимость платить за транзит. Однако существуют договорные обязательства по контрактам, так что "расстаться" с Минском быстро и просто все же не удастся. Тем не менее, Москва, устав от шантажа со стороны Белоруссии и Украины, уже ведет целенаправленную политику по налаживанию альтернативных путей поставок нефти и газа в Европу", - отмечает эксперт.

Цели Лукашенко и ответ Москвы

Минск продолжает шантажистскую политику в нефтегазовой политике по отношению к России

С июля 2016 года российская сторона сократила поставки нефти Белоруссии примерно на треть (до 3,5 миллиона тонн) в ответ на недоплату республики за газ. Минск заявил: стоимость поставляемого из РФ газа его не устраивает. После чего стал перечислять оплату по, на его взгляд, "разумной цене". В итоге на сегодняшний день задолженность перевалила за полмиллиарда долларов.

"Минск полагает, что экономическое состояние РФ настолько тяжелое, что не поддаться на шантаж Москва не сможет. Этим и вызвана иждивенческая политика белорусских властей – им слишком долго потакали. Однако за всеми выпадами Минска стоит чисто прагматичная цель – спасти собственную экономику. Как известно, страны ЕАЭС до 1 июля 2019 года стороны должны создать единый рынок электроэнергии, а до 2025 года - единый рынок нефти и газа. Но президент Белоруссии Александр Лукашенко требует создать единый нефтегазовый рынок уже сейчас.

И он полагает, что ему пойдут на уступки. Ведь заполучив в свое распоряжение нефть России и Казахстана, он сможет напрямую продавать их Европе, что решит многие сегодняшние проблемы белорусской экономики. Едва ли Москва пойдет на уступки Минску – слишком уж демонстративно Лукашенко использует шантажистскую политику. Одним из явных выпадов было в конце 2016 года, свое участие в котором президент Белоруссии заранее подтвердил. Демонстрационным актом он показал, что намерен любыми путями добиваться уступок.

Россия уже постепенно отказывается от услуг газотранспортной сети Украины, делающей невозможной работу на партнерских условиях. Если Белоруссия продолжит шантаж, у России не останется выбора, кроме поиска других возможностей торговли с Европой. Такие пути есть, но на перестройку логистических цепочек нужно время и средства – более выгодно оставить все как есть", - делает вывод Андрей Суздальцев.

Введение скидки на транзитные перевозки нефтепродуктов из Белоруссии в сторону морских портов на северо-западе России, решение о котором на этой неделе приняли в РЖД, является логичным продолжением стратегии Москвы, стремящейся увеличивать использование собственных портовых мощностей и уйти от взаимодействия с ненадежными транзитерами. Этим решением, как заявили 20 октября опрошенные эксперты, Россия убивает сразу двух зайцев, получая как экономические, так и политические выгоды. В экономическом отношении увеличивается прибыльность российских портов и расширяется грузовая инфраструктура РЖД. Политические преимущества также очевидны, поскольку транзит союзного государства перенаправляется из ненадежных с точки зрения партнерства с Россией прибалтийских портов в отечественные гавани.

«Данное решение не является импульсивным. Это продолжение традиционной российской стратегии по развитию портовых мощностей для экспорта наших и импортных грузов через территорию России. В последние годы стало актуальной задачей избавление от транзитных посредников, которые могут или уже пытаются обусловить какими-то политическими претензиями работу с российским транзитом. Прибалтийские страны идут через запятую с нынешней Украиной, и желание избавиться от их посреднических услуг совершенно понятно и обосновано», - сказал руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память», специалист по Прибалтике Владимир Симиндей .

По словам эксперта, предоставляя Минску скидку на транзит грузов, Россия действует в своих интересах. «Интересы России в этом случае носят комплексный характер. Если мы даем скидку, мы должны что-то получить взамен, а получаем мы, с одной стороны, дополнительные мощности для загрузки наших портов, с другой стороны - показываем, что мы не отступаем от стратегической линии по избавлению от излишнего давления ненадежных транзитеров. Ненадежных в том смысле, что они участвуют в различных антироссийских кампаниях», - отметил Симиндей.

Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что решение предоставить скидку для белорусского транзита с тем, чтобы перенаправить белорусские грузопотоки в сторону российских портов, укладывается в общую логику проводимой Россией политики.

«Мы же давно уже исходим из позиции, что будем загружать в большей степени наши порты. „Транснефть“ приняла решение в ближайшие годы вообще отказаться от транзита нефти через Прибалтику. Я думаю, что решение о скидке для белорусского транзита вполне укладывается в общую логику. Это выгодно и для Белоруссии, и для России, и для РЖД, потому что у них возрастают объемы грузоперевозок, которые также повлияют на доходность компании», - заключил эксперт.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович заявил, что речь идет о сознательном курсе России на то, чтобы ограничить использование прибалтийских портов как для экспорта, так и импорта.

«Это давно ожидалось из-за перманентно ухудшавшихся политических отношений между Россией и прибалтийскими странами, что постепенно приводило и к ухудшению отношений в экономике. Можно вспомнить самый известный эпизод, когда Литва ввела правила по закупке газа для своих компаний, обязав их закупать газ с терминала СПГ. Все это на каком-то этапе должно было привести к контрмерам со стороны России. Контрмеры заключаются в снижении использования транзитного потенциала прибалтийских портов. И данное решение - логичное развитие этих процессов», - заявил Митрахович.

Руководитель проектов ООО «Морстройтехнология» Софья Каткова отметила, что на практике при перенаправлении белорусских грузов из Прибалтики можно столкнуться с определенными трудностями, поскольку объективно Белоруссии удобнее пользоваться глубоководными и более доступными прибалтийскими портами. Введение двадцатипятипроцентной cкидки РЖД не достаточно, и нужно прорабатывать всю остальную логистику, которая уже существовала в портах Прибалтики. По словам эксперта, нужно будет решить довольно много вопросов, чтобы эта скидка не оказалась «скидкой в никуда».

«Представьте себе объем белорусских нефтепродуктов, которые приходят на северо-запад. Куда они могут прийти? В какие-то терминалы. Там у нас много свободных мест, и их ждут с распростертыми объятьями? Терминалы, как правило, все заняты. Да и подходы к российским портам у нас достаточно сложно технологически преодолеть, у нас есть заторы. Хороший вопрос, какой объем туда можно будет добавить», - сказала Каткова.

На днях стало известно, что «Российские железные дороги» намереваются ввести скидку в 25% на транзитные перевозки нефтепродуктов из Белоруссии в сторону морских портов на северо-западе России. До сих пор Белоруссия пользовалась прибалтийскими портами, поскольку это было для нее рентабельнее. Скидка, как сообщает «Коммерсант», сделает тариф железных дорог России сопоставимым с тарифами на литовские порты Вентспилс и Клайпеда. От этого решения выиграют не только российские порты, но и РЖД, поскольку увеличение перевозок нефтепродуктов в условиях ухода нефтеналивных грузов в трубопроводы позволит компании привлечь новые доходы. У этого решения также есть и политические основания из-за особенностей взаимодействия России с прибалтийскими государствами. Ранее президент «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что к 2018 году компания прекратит экспорт нефтепродуктов через порты Вентспилса и Риги.


Р езультаты первого тура выборов в литовский парламент указывают на то, что Литва продолжит развитие антибелорусских активностей в связи с неприятием проекта возведения АЭС в Островце. На этом фоне Российская Федерация предлагает белорусской стороне отказаться от транзита отечественных нефтепродуктов через Прибалтику и на льготных условиях переориентировать грузопоток на российские порты.

Результаты литовских выборов
не имеют для Беларуси принципиального значения

Н а самом деле результаты парламентских выборов в Литве и конфигурация будущей правительственной коалиции не имеют для Беларуси принципиального значения. Так как, к сожалению, практически все значимые силы литовской политики, за исключением, пожалуй, Партии Труда и «Избирательной акции поляков», в той или иной мере использовали тему противодействия строительству Белорусской АЭС для самопиара и мобилизации избирателей.

Поэтому, несмотря на то что в качестве мобилизующего фактора белорусский мирный атом не оправдал ожиданий литовского истеблишмента (явка не дотянула даже до 50%), вопрос АЭС теперь является важной составляющей не только внешней, но также внутренней политики Литвы.

Если же вернуться к результатам первого тура выборов в Сейм и попытаться спрогнозировать результаты второго, то и вовсе выходит, что к власти придут наиболее непримиримые противники белорусской атомной программы — «Союз крестьян и зеленых Литвы» и консервативная партия «Союз Отечества — Литовские христианские демократы».

Официальному Минску интересна не столько позиция тех или иных литовских политиков, сколько диапазон их практических возможностей по блокированию проекта БелАЭС.

Геополитический вес Литвы, несмотря на активную наступательную дипломатию, на самом деле весьма невелик, и на фоне «перезагрузки» отношений Беларуси с ЕС и США Вильнюс вряд ли способен спутать карты внешней политики нашей страны на западном направлении.

Вместо заведомо бесперспективных попыток вразумления литовского бомонда гораздо важнее заручиться нейтралитетом или (в лучшем случае) благожелательной позицией Германии и Польши, а также международных организаций.

Позитивная тональность отчетов МАГАТЭ наряду с поступательным снижением конфликтности в отношениях с лидерами западного мира указывает на то, что белорусские дипломаты не зря едят свой хлеб и выполняют поставленные задачи достаточно эффективно.

Успехи в торговле с Литвой
перекрывают политические риски

Ч то касается непосредственно белорусско-литовских отношений в транзите, в том числе в контексте новых российских предложений, то целесообразно несколько абстрагироваться от эмоций и действовать не быстро, а умно.

Литва традиционно является одним из важнейших европейских партнеров нашей страны в экономической сфере.

По итогам 2015 года Литва заняла 8-е место в общем объеме товарооборота (1,2 миллиарда долларов США) и 6-е место в объеме экспорта (0,96 миллиарда долларов).

Также немаловажно, что Литовская Республика — одно из тех государств, с которыми у Беларуси складывается весомое положительное сальдо торгово-экономического баланса (в размере 686,7 миллиона долларов по итогам прошлого года).

Чтобы проследить динамику развития торгово-экономического сотрудничества достаточно отметить, что еще в 2009 году товарооборот составлял 557,4 миллиона долларов, а позитивное сальдо — лишь 167,1 миллиона.

Незамерзающий Клайпедский грузовой порт является наиболее близким для белорусских грузоотправителей. В направлении Клайпеды налажено бесперебойное железнодорожное сообщение по общей колее, что создает возможности для безопасной, быстрой переброски грузов, идущих из Беларуси в 65 стран мира, и, кроме того, транзитных грузов, следующих через Беларусь и Литву в страны Западной Европы и Скандинавии.

По итогам 2015 года объем транзитных перевозок в сообщении с Литвой занял второе место после РФ и составил порядка 16% общего объема или более 5 миллионов тонн грузов. Немаловажным доводом в пользу транзита через Литву является и тот факт, что около 30% акций Клайпедского терминала принадлежат отечественному флагману «Беларуськалий».

Таким образом, торгово-экономические отношения с Литвой развиваются достаточно успешно, несмотря на постоянно сотрясающие информационное пространство политические скандалы.

Ведь в Минске всегда отдавали себе отчет, что на территории Литвы при поддержке правящего класса развернута целая инфраструктура по подготовке «революционеров» для смены власти в Беларуси, зарегистрированы представительства различных сомнительных иностранных организаций и т. д.

Однако, видимо, эти политические риски, как и начавшаяся недавно в Литве «охота» на каких-то «белорусских шпионов», представляются руководству нашей страны столь незначительными, что на подобные действия литовских партнеров просто не обращают должного внимания за подсчетом экономических дивидендов.

Российское предложение:
как «журавля» превратить в «синицу»

П оэтому если рассматривать предметно российское предложение о переориентации грузопотока нефтепродуктов, то видится, что на настоящем этапе совершенно нецелесообразно ломать устоявшуюся схему взаимодействия с Литвой, особенно вмешивая в данную область политические соображения.

Представляется, что реальных возможностей воспрепятствовать возведению БелАЭС у Вильнюса нет, а литовские пляски с бубном вокруг костра с белорусскими радикалами уже давно в Минске никого не пугают и не интересуют.

В сухом остатке остается только прагматичный и взаимовыгодный бизнес и ничего личного, тем более что Литва также весьма серьезно зависима от сотрудничества с Беларусью.

Тем не менее совсем отказываться от обсуждения российского предложения не стоит, так как диверсификация стран-транзитеров — один из приоритетов нашей государственной политики.

Нужно прорабатывать различные варианты кооперации с партнерами в РФ, Латвии, Украине, Польше хотя бы для того, чтобы не складывать яйца в одну корзину и не стать объектом шантажа, что так часто случается в международных отношениях.

Для принятия принципиального управленческого решения о диверсификации поставок нефтепродуктов на российские порты одного льготного тарифа на перевозки по РЖД до 2018 года явно недостаточно.

Очевидно, что вопрос необходимо увязывать с получением дополнительных «плюшек»: например, с концессиями для компании «Белоруснефть» на разработку российских нефтяных месторождений, увеличением запланированных объемов поставок российской нефти на отечественные НПЗ и т. д.

А затем, в процессе переговоров, вполне возможно найти взаимовыгодное решение, когда переориентация транзита на российские порты перестанет быть «журавлем в небе» в сравнении с литовской «синицей в руке».

Вопрос транзита нефтепродуктов, произведенных в Беларуси из российского сырья, долгое время оставался предметом споров между Москвой и Минском. Россия пыталась вынудить Беларусь перенаправить эти грузы из балтийских портов в свои, Беларусь сопротивлялась, настаивая на том, что ей это невыгодно.

8 декабря председатель "Белнефтехима" Игорь Ляшенко сообщил , что Беларусь поставит первую партию нефтепродуктов через российский порт Усть-Луги. А в 2018 году "при наличии благоприятных экономических условий" страна может экспортировать через порты РФ до 1 млн тонн нефтепродуктов, заявил глава белорусского нефтяного концерна. По мнению опрошенных DW экспертов, Беларусь на этом может потерять миллионы долларов.

Не первая попытка поменять логистику

Как напоминает экономический обозреватель Татьяна Маненок, нынешняя попытка Москвы перенаправить экспорт полученных в Беларуси из российского сырья нефтепродуктов в порты РФ вместо балтийских не первая. Несколько лет назад даже рассматривался почти невероятный проект строительства нефтепровода из РБ в российскую Усть-Лугу.

Нефтепродукты в данном случае не являются для Москвы исключением: Россия неуклонно сокращает экспорт своих товаров через порты стран Балтии (хотя это порой не выгодно самим экспортерам), стремясь максимально загрузить собственные. Мотивировка российских чиновников, по мнению Маненок, проста: незачем нам кормить чужие страны.

Это, полагает эксперт, в первую очередь политика чистой воды, особенно ставшая заметной после введения Западом санкций в отношении России из-за ее действий на Украине. Кроме того, для Москвы перенаправление белорусского экспорта в свои порты означало бы получение ими существенной прибыли.

Новое развитие тема транзита белорусских нефтепродуктов получила в августе на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России. Там глава Российских железных дорог (РЖД) Олег Белозеров пожаловался президенту Владимиру Путину на белорусов, которые отказываются от услуг РЖД в пользу балтийской инфраструктуры. В ответ Путин предложил привязать объем поставок нефти на белорусские НПЗ к транзиту их продукции через российские порты.

Простая арифметика транзита

Беларусь вывозит получаемые на двух ее НПЗ - в Новополоцке и Мозыре - нефтепродукты в основном через латвийские порты Рига и Вентспилс, а также через литовскую Клайпеду (всего 13 млн тонн в 2016 году). Нежелание отказываться от их услуг, прежде всего, объясняется географически: от Новополоцкого НПЗ до Риги - примерно 400 км, до Санкт-Петербурга - 800 км. Соответственно двое дороже стоимость транзита.

Понимают это и в Москве. Поэтому Российские железные дороги (РЖД) объявили о готовности предоставить белорусам 50-процентную скидку на транспортировку нефтепродуктов к портам на Северо-Западе РФ. После чего стоимость транзита сравнялась, хотя до Санкт-Петербурга везти белорусский бензин по-прежнему вдвое дольше, чем до Риги.

Контекст

Но и это еще не все. "РЖД - госпредприятие, поэтому они могут с позволения руководства страны дать 50-процентную скидку. Но сами российские порты и компании, работающие на рыночных условиях, не готовы предоставлять такие большие преференции", - уверена Татьяна Маненок.

Лоббисты и интересы

Кроме того, продолжает Маненок, стоимость перевалки нефтепродуктов в балтийских портах ниже, чем в российских: в портах Литвы и Латвии - 6-8 долларов за тонну, в российских портах - 12-18 долларов. Помимо этого, например в порту Санкт-Петербурга, есть проблемы с сохранностью грузов из-за не самой совершенной инфраструктуры.

Да и в суровые зимы порты на Северо-Западе России замерзают, что усложняет доставку нефтепродуктов европейским потребителям. По названным причинам покупатели белорусского бензина предпочитают приобретать его через порты стран Балтии, указывает и.о. главы Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб.

В случае с изменением логистики экспорта белорусских нефтепродуктов, отмечает политолог Валерий Карбалевич, экономические интересы Минска не совпадают с российскими. "Политика тут, видимо, не на первом месте. Хотя российские лоббисты приводят аргументы, что союзники-белорусы кормят балтийские порты. Лоббисты пытаются вывести проблему на политический уровень, чтобы президент России надавил на белорусское руководство", - полагает Карбалевич. В то же время, заключает он, пока не будет очень сильного давления со стороны Кремля, власти в Минске будут придерживаться своей нынешней позиции в вопросе маршрутов экспорта нефтепродуктов.

Смотрите также:

    Первый договор после распада СССР

    25 лет назад, в 1992 году, Минск и Москва подписали первый после распада СССР договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. С тех пор счет официальным документам об углублении интеграции идет на сотни. РБ и РФ входят в различные объединения, в том числе, и с другими странами постсоветского пространства - Союзное государство РБ и РФ, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    "Россия - это святое"

    "Россия для нас - это святое", - неоднократно заверял белорусский президент Александр Лукашенко. В декабре 1999-го он подписал договор о Союзном государстве Беларуси и России с бывшим в то время президентом РФ Борисом Ельциным. Лукашенко рвался в союз с Москвой, надеясь стать главой этого объединения. Но с приходом во власть Владимира Путина надежды Лукашенко рухнули.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Союз без гимна

    В Союзном государстве РБ и РФ есть общий парламент, кабинет министров, Госсовет и даже СМИ. Но флага, герба и гимна нет, а руководство осуществляется на основе ротации. Этот союз не признан субъектом международного права. К тому же смысл интеграции Минск и Москва понимают по-разному. Кремль рассчитывает на политическую привязку союзника. Беларусь же добивается внутрироссийских цен на газ и нефть.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Cоциальный пакет в действии

    Реальную выгоду от Союзного государства получили граждане Беларуси и России. В 2006 году был подписан пакет международных договоров, подтвердивших равные права белорусов и россиян на свободу передвижения и трудовую деятельность, а также в сфере здравоохранения и образования.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Торговля как двигатель интеграции

    Россия - главный торговый партнер Беларуси, на ее долю уже много лет приходится около 50% экспорта и импорта. Доля Беларуси во внешнеторговом обороте РФ в 2016 году составила 5%. Главные статьи белорусских поставок в Россию - сельхозпродукция, грузовые автомобили, седельные тягачи и сельхозтехника. Из РФ в Беларусь идут в основном нефть, газ и черные металлы.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Минск подсчитывает прибыль, а Москва убытки

    Продажа на запад нефтепродуктов из российского сырья вносит весомый валютный вклад в бюджет Беларуси. За экспорт этой продукции с территории Союзного государства Минск платит РФ пошлины. А в Москве подсчитывают потери - бюджет России только в 2011-2015 годах недополучил 22,3 млрд долларов из-за согласия беспошлинно поставлять союзной Беларуси от 18 до 23 млн тонн нефти ежегодно.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Жизнь взаймы у России

    Большая часть внешнего долга Беларуси приходится на Россию и Евразийский фонд стабилизации и развития, который так же курирует РФ. В 2017 году российским кредиторам Минск вернет более 1,2 млрд долларов, а в 2018-м должен перечислить 1,5 млрд долларов - почти 80% всех расходов по долгам. По данным Forbes, за последние 10 лет Беларусь получила от России также дотаций и скидок на 60 млрд долларов.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Нефтегазовые войны

    Историю интеграции Беларуси и России сопровождали нефтегазовые войны. Серьезные противоречия у союзников возникли в 2006, 2010 и 2016 годах. Минск в ответ на удорожание российских энергоносителей грозил перекрыть газ в Европу, вводил транзитные пошлины, а сам отказывался платить. Москва обещала сократить поставки нефти. Союзники приходили к компромиссам, но конфликты появлялись на другой почве.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Продуктовые скандалы

    Договор о Евразийском союзе, в котором Беларусь и Россия участвуют вместе с Казахстаном, Киргизией и Арменией, с начала действия 1 января 2015 года декларировал свободу рынка и передвижения товаров. На деле же продуктовые скандалы между Минском и Москвой не прекращаются. Россельхознадзор не раз уличал белорусскую сторону в переклейке этикеток и реэкспорте санкционных продуктов из ЕС и Украины.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    На границе союзной дружбы

    Хотя Лукашенко и премьер РФ Черномырдин еще в 1995 году торжественно выкопали пограничный столб на сухопутной границе Беларуси и России, в феврале 2017-го ФСБ потребовала восстановить погранзону и пограничный контроль. Это реакция РФ на "безвиз" для иностранцев, введенный Минском. Весной 2018-го на межу вернут и российские погранпосты. Таможенный контроль Россия ввела там еще в 2007 году.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Атомный кредит

    Госкорпорация "Росатом" строит в белорусском Островце атомную станцию. Официальный Минск утверждает, что АЭС снизит зависимость от российского газа. Но противники строительства прогнозируют еще более зависимое положение Беларуси от России. Придется возвращать 10 млрд долларов российского кредита, выделенного на стройку, и платить РФ за закупки ядерного топлива, а затем за его переработку.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Военное сотрудничество

    После распада СССР в Беларуси остались стратегические военные объекты, подчиненные России на основании межправительственных соглашений. Это узел связи ВМФ в Минской области и радиотехнический узел в Брестской области. Оба объекта не наделены статусом военных баз, там нет летального оружия. Но эксперты указывают, что во время военных действий эти подразделения подвергнутся первому удару.

    Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    "Славянский базар" в Беларуси

    Фестиваль "Славянский базар" в Витебске затевался в 1992 году как праздник искусств, объединяющий Беларусь, Россию и Украину. В 2001 году здесь собирались президенты Александр Лукашенко, Владимир Путин и Леонид Кучма. На 26-й Международный фестиваль в 2017 году приехали 4 тысячи участников из многих государств. На церемонии открытия Лукашенко нравится выступать в роли радушного хозяина.