![Отрасли российской экономики в 18 веке. Социально-экономическое развитие России в XVIII веке. Экономика России в XVIII-XIX вв](https://i0.wp.com/sinref.ru/000_uchebniki/00800economica/008_istoria_mirovoi_ekonomiki_polak_2002/i_a3aa06c94bd77e21_html_5bc84e08.png)
Суть и функции экономической науки
Существование человечества тесно связано с развитием хозяйственных отношений. Еще в древнем мире ученые стремились к пониманию процессов, возникающих между людьми. Само слово экономика дословно переводится, как ведение домашнего хозяйства. В ходе усложнения экономических связей стало очевидным, что производство оказывает огромное влияние на эволюцию человеческой жизни. При этом экономика проникает во все сферы действующих общественных систем. Она изучает экономику на уровне государства, хозяйствующих субъектов и каждого отдельного человека.
Определение 1
Экономическая наука занимается вопросами создания, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. При этом ресурсы, необходимые для их производства, ограничены.
Замечание 1
Предметом экономики, как науки, является поиск решений, направленных на удовлетворение постоянно возрастающий потребностей общества, в условиях уменьшения ресурсов.
Экономическая наука выполняет ряд присущих ей функций:
Интерес к структуре и принципам хозяйственных отношений возник еще в эпоху до нашей эры. Мыслители разных стран стремились к пониманию процессов, происходящих в обществе. Сама наука об экономике начала формироваться ближе к семнадцатому веку, когда в изучении хозяйственной деятельности стал применяться научный подход.
Для семнадцатого века характерно влияние меркантилизма. Экономика интересовала состоятельные слои населения, в чьих руках был сосредоточен капитал и власть. Основной задачей экономической мысли того времени было изучение источников богатства.
Замечание 2
В восемнадцатом веке существовали две школы – физиократы и классическая политэкономия.
Физиократия дословно означает природовластие. Данное направление возникло в середине восемнадцатого века во Франции. Самым ярким представителем данной школы был Франсуа Кенэ. Физиократы действовали против меркантилистов, предлагая государству обратить внимание на развитие земледелия, а не на торговлю и накопление капиталов. Только обработка земли по их мнению приносила чистый доход, который являлся подарком природы. Физиократия была характерна для Франции, так как в то время оно занималось в основном сельским хозяйством. Поэтому производство рассматривалась французскими учеными как второстепенный источник дохода. Франсуа Кенэ в своей работе «Экономическая таблица» рассматривал процесс воспроизводства, а так же пропорции между частями общественного продукта. Можно сказать, что он первым проанализировал макроэкономическую модель общества.
На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков в западных странах произошла промышленная революция. Труд совершил переход от ручного к машинному. Экономисты стали рассматривать производство наравне с сельским хозяйством. Возникло новое направление в экономической науке, которое позже называлось классическая политэкономия.
Наиболее известными представителями этой школы были Адам Смит и Давид Рикардо. Смит в своем труде «О природе и причине богатства народов» рассматривал такие вопросы, как:
Можно сказать, что в своем труде Адам Смит сумел собрать данные из всех ранее существующих школ и на их основе создать более глубокое научное знание. За основу им взята теория стоимости привязанная к труду. То есть, стоимость всегда создается за счет труда, вне зависимости от производственной сферы. Конечная цена продукции формируется исходя из стоимостных затрат, а так же в зависимости от равновесия спроса и предложения. Смит дал более точное определение основных общественных доходов, включив туда прибыли предприятий, доходы населения и доходы от аренды земли.
Общественный продукт рассматривался им как совокупность всех доходов конкретной страны. То есть, увеличение богатства и благосостояния зависит от темпов производительности и уровня занятости населения. При этом повышение производительности требует специализации труда.
Для классической политэкономии характерен подход к изучению экономики с точки зрения экономического человека, то есть человека, стремящегося к получению денежного дохода. Важным отличием от идей прошлого было представление о том, что все субъекты экономики действуют свободно, при этом роль государственного регулирования минимизирована. То есть, экономическая система способна к саморегуляции.
Экономическое развитие России в 18 веке отставало от темпов западных стран. Мануфактуры только стали появляться, а промышленные предприятия составляли лишь малую долю всего производственного сектора. Большим толчком к экономическому росту России послужили реформы Петра Первого, проведенные в первой половине восемнадцатого века. Но для того времени характерно влияние меркантилизма, когда определяющую экономическую роль играло государство. Оно же стремилось к накоплению богатств.
Петр окружал себя множеством ученых, среди них был Иван Посошков – экономист и мыслитель. Он предполагал, что государство ограничивает увеличение богатства страны. Для решения данного вопроса он предлагал заставить всех людей трудиться, причем качественно и результативно, бороться с праздностью, ликвидировать затраты, не приносящие доход, ввести экономию.
Можно сказать, что взгляды Посошкова были близки к теории классической политэкономии. Главным источником дохода он видел труд. Большое внимание он уделял развитию промышленности, которая стала бы фундаментом к денежной стабильности государства. Чтобы избежать колебания цен на внутреннем рынке, он предлагал оставить право торговли только за купцами. При этом цены должны были устанавливаться сверху, а исполнение приказаний подвергаться контролю и надзору.
Василий Никитич Татищев стал основоположником русской экономической школы. Экономисты второй половины 18 века ставили вопрос об отмене крепостного права. Он так же поддерживал идею промышленного развития страны. В торговле он видел главый источник дохода государства, предлагал интенсивно развивать экспорт российской продукции. Важное место Татищев отводил сельскому хозяйству, ставя его наравне с производственным сектором.
Еще одним ярким ученым того времени был Михаил Васильевич Ломоносов. Он придерживался позиции, что у России свой самобытный путь экономического развития. При этом наращивание богатств не возможно без расширения государственных функций.
Замечание 3
Радищев Александр Николаевич стал основателем нового экономического направления, основанного на ликвидации крепостного права. В данном действии он видел толчок к развитию всех экономических сфер жизни российского общества.
В начале XVIII в. Россия уступала по уровню экономического развития ведущим странам Западной Европы. Это отставание было обусловлено объективными причинами. В условиях громадных расходов на войны, оборону и содержание управленческого аппарата власть была вынуждена искать способы изъятия у граждан материальных ресурсов и вырабатывать механизмы, обязывающие население и его социальные группы нести государственные службы и повинности. Сложившийся мобилизационный характер экономики имел важные последствия.Промышленность
XVIII век - время интенсивного роста русской промышленности. Особенно успешно развивалась черная металлургия. За пятьдесят лет Россия увеличила производство чугуна более чем в 13 раз, и значительно обогнала передовую страну той эпохи - Англию. Превосходство по производству черного металла Россия сохраняла почти до конца XVIII века. Она утратила его лишь тогда, когда в Англии развился промышленный переворот . Чугуноплавильные заводы строились, главным образом, на Урале. На Южном Урале и в Башкирии стала развиваться и цветная металлургия - медеплавильное производство.
Значительных успехов добилась легкая промышленность. К 1753 г. она насчитывала 155 мануфактур и могла полностью удовлетворить внутренний спрос на многие товары.
Практически вся российская промышленность основывалась на подневольном труде крепостных, посессионных и приписных крестьян. Указом 1736 г. Анна Ивановна поставила всех работных людей, в том числе вольнонаемных, в крепостную зависимость от заводовладельцев, объявив их "вечно отданными".
Казенных предприятий во второй четверти XVIII века строилось немного даже в металлургии. А в легкой промышленности все новые мануфактуры принадлежали частным владельцам. Среди них только некоторые купцы использовали наемный труд, да и то лишь в тех отраслях, которые не получали от государства бесплатной рабочей силы, поскольку их продукция не имела военного значения.
Промышленное предпринимательство привлекало не только купцов, но и знатных дворян, стремившихся увеличить доходы. Высшие сановники, получившие из казны заводы, пользовались разнообразными привилегиями. Важнейшей льготой было право эксплуатировать бесплатный труд приписных крестьян, отрабатывавших подушную подать. Тем не менее большинство дворян, которым были пожалованы крупные заводы, оказались в неоплатных долгах и разорились, не умея вести предпринимательское хозяйство.
В вотчинах рядовых дворян тоже нередко строились мануфактуры. Помещики использовали бесплатный труд крепостных (фабричная работа становилась разновидностью барщины) и производимое в имении сырье: лен для полотняного производства или зерно для винокурения. Винокуренные заводы были самым распространенным видом "вотчинных" предприятий.
Несмотря на рост промышленности, в целом страна оставалась аграрной. В городах проживало лишь 3 процента 19-миллионного населения России. Большинство жителей составляли крестьяне.
Климатические условия России были не особенно благоприятны для земледелия. Русскому крестьянину приходилось управляться с сельскохозяйственными работами в очень короткие сроки. Во время вспашки, сева, уборки крестьяне трудились от зари до зари, напрягая все силы. Работая в таком изнурительном ритме, они вынуждены были жертвовать тщательностью обработки почвы. К тому же поля слабо удобрялись из-за малого количества скота. Из-за длительной холодной зимы скот приходилось в течение многих месяцев держать в стойлах и заготавливать корма, на что у крестьян не хватало времени и сил. Скот зимой кормили впроголодь. В результате урожайность зерновых оставалась крайне низкой, не превышая сам-3 (то есть собиралась всего в три раза больше зерна, чем высевалось). Это не позволяло крестьянину создать запасы для продажи хлеба. Не развито было и товарное животноводство: в крестьянском хозяйстве молока и мяса производили мало и лишь для собственного потребления.
Сельское хозяйство развивалось в основном за счет распашки новых земель на юге (в Приазовье, на Северном Кавказе) и на Урале, то есть экстенсивно. В то же время развитие легкой промышленности побуждало некоторых помещиков совершенствовать обработку почвы, разводить овец, вводить посевы технических культур, заменяя трехпольный севооборот четырехпольным. И помещики, и крестьяне, нуждавшиеся в деньгах для уплаты податей, стали время от времени продавать свою продукцию. Так в сельское хозяйство внедрялись элементы интенсивного развития производства - за счет совершенствования его приемов и более полного использования уже существующих ресурсов.
В 30-40-х годах XVIII века правительство столкнулось с падением государственных доходов. Накапливались недоимки по подушной подати, которые к 1741 году превысили сумму годового сбора - 5 млн. руб. Значительную их часть пришлось списать. Несколько раз производилось снижение подушных платежей. В 50-х годах видный елизаветинский вельможа Петр Иванович Шувалов предложил постепенно перейти от подушной подати (прямого налога) к косвенным налогам путем увеличения цен на соль и вино (торговля ими была казенной монополией). Это обещало избавить страну от недоимок и постоянных волнений, связанных с их сбором. Взимание подушной подати было невыгодно еще и потому, что размер ее оставался постоянным, а курс рубля падал и фактически государственные доходы снижались. К тому же, подушную подать платили только крестьяне и посадские, а косвенные налоги - и неподатные сословия. Доходы казны от продажи соли и вина выросли за 1749-1761 гг. втрое.
В 50-х годах по инициативе П.И. Шувалова были увеличены ввозные пошлины, что позволило удвоить таможенные доходы казны и ликвидировать внутренние таможни, препятствовавшие развитию торговли между различными частями страны.
Политика правительства была направлена на укрепление положения дворянства. Интересам богатых дворян, продававших сельскохозяйственную продукцию, соответствовала ликвидация внутренних таможен. В то же время откупа и монополии, также стеснявшие торговлю, но выгодные дворянам, отменены не были. Дворянской монополией стало в 1755 году винокурение. Все владельцы винокурен, не принадлежавшие к привилегированному сословию, вынуждены были продать или закрыть свои предприятия.
Таможенная политика правительства в 30-х годах утратила протекционистский характер, который она носила при Петре I. Ввозные пошлины теперь не превышали 20% стоимости товара. Однако реформы П.И. Шувалова означали возврат к протекционизму.
В 1754 году был организован Дворянский банк, кредитовавший помещиков под залог имений. Если частные кредиторы взимали 20% годовых, то Дворянский банк - 6% с рассрочкой долга на 3 года. Предотвратить разорение дворян Банк не смог, так как помещики чаще всего просто проматывали полученные ссуды.
Дворяне добились права свободно распоряжаться землей. В 1731 г. Анна Ивановна отменила указ о единонаследии, разрешив дворянам дробить имения между детьми. Одновременно была подтверждена полная собственность владельцев на имения.
Правительство Елизаветы покончило и с нарушениями дворянской монополии на владение землей и крепостными. Специальный указ 1760 года запретил чиновникам, имевшим обер-офицерские чины (до VIII ранга) владеть деревнями.
После смерти Петра I дворянство стало добиваться облегчения службы. При Анне Ивановне дворяне избавились от обязанности начинать службу рядовыми. В 1731 г. был создан Шляхетский кадетский корпус, где обучали военному делу дворянских детей. Окончившие корпус получали офицерские чины. В 30-е годы распространилась практика записи в службу малолетних. Едва в дворянской семье рождался мальчик, его записывали в полк. Когда недоросль в самом деле отправлялся служить, ему на основании "выслуги лет" присваивали офицерское звание.
В 1736 г. дворянская служба была ограничена двадцатью пятью годами. К тому же по этому указу помещик мог оставлять одного из сыновей дома для помощи по хозяйству, не посылая его на службу.
В проекте составленного при Елизавете нового "Уложения" предполагалось освободить дворянство от обязательной службы. Из-за смерти императрицы Уложение не было принято. Однако стремление дворян избавиться от обязанности служить было удовлетворено в Манифесте Петра III "О вольности дворянства", принятом 18 февраля 1762 г.
На протяжении XVIII в. происходило ужесточение крепостного гнета. Уже в 1736 г. помещики получили право определять крепостным меру наказания за побег, а в 1760 г. - право ссылать их на поселение в Сибирь.
К 30-м годам XVIII века резко выросли повинности крестьян. По сравнению с серединой предшествующего столетия втрое увеличилось число барщинных имений, и вдвое сократилось число оброчных. Выросла и барская запашка. Ученые полагают, что эксплуатация крестьян в барщинных имениях достигла предельного уровня, после которого наступает разорение и гибель крестьянского хозяйства.
В середине XVIII века крепостное право все больше напоминало рабство. Распространилась продажа крестьян без земли и поодиночке, в том числе с разделением семей. Отданные в безраздельную власть барина, крестьяне нередко подвергались жестоким издевательствам. Особенно тяжко приходилось прислуге - дворовым.
Иногда издевательства достигали такой степени, что власти вынуждены были вмешиваться. Так произошло в случае с молодой помещицей Дарьей Салтыковой. Расследование показало, что ею собственноручно или по ее приказу было убито и замучено более 100 человек. В конце концов "Салтычиха" была лишена дворянства и заключена в монастырскую тюрьму. Дело было однако не в жестокости того или иного барина, а в законе, который ставил человека в полную зависимость от доброго или дурного характера другого человека.
1. Территория, населениеВо второй половине XVIII в. территория Российской империи значительно расширилась. В ее состав вошли Белоруссия и Правобережная Украина, Крым и Приазовье, часть Северного Причерноморья и Литва. За 1747-1796 гг. численность населения выросла вдвое: с 18 до 36 млн. человек. И все же Россия оставалась аграрной страной - в городах проживало лишь 4% населения. Большинство жителей, как и раньше, составляли крестьяне. 54% крестьян принадлежали помещикам, 40% - казне, остальные - дворцовому ведомству.2. Сельское хозяйствоСельское хозяйство развивалось, в основном, экстенсивно - за счет освоения малонаселенных земель в Новороссии. Для привлечения сюда населения правительство выделяло участки по 60 десятин всем желающим, за исключением крепостных. Из Новороссии даже не возвращали беглых. И все же в стране не хватало свободных людей, которые могли бы поселиться в плодородном пустующем краю. Поэтому решающую роль в заселении Новороссии играла помещичья колонизация. Помещикам, переселявшим крестьян в Причерноморье, правительство выделяло имения от 1,5 тыс. до 12 тыс. десятин. К концу XVIII в. Новороссия стала поставлять зерно на рынок и сбывать его за границу через черноморские порты. В дальнейшем она превратилась в одну из важнейших житниц России.Происходило и земледельческое освоение восточных районов: Южного Урала и Сибири. Коренное население под воздействием русских переселенцев переходило от кочевого скотоводства к возделыванию пашни.Постепенно внедрялись новые культуры: подсолнечник (в основном на Украине) и картофель. Однако даже в конце XVIII в. картофель был еще мало распространен. В 40-Х гг. XIX в. по России прокатились "картофельные бунты": крестьяне протестовали против принудительного внедрения посевов картофеля.Рост городов, промышленности, внешней торговли втягивал помещичье хозяйство в рыночные отношения. На юге страны, где выгодно стало производить хлеб на продажу, помещики стремились расширить барскую запашку, сокращая крестьянские наделы. Увеличивалось и время, проводимое крестьянином на барщине. (На барщине находились в конце XVIII в. почти 54% всех крепостных, а в черноземных районах - до 90%). Обычно крестьяне работали на барщине 3-4 дня в неделю, но иногда - и все 6 дней. В некоторых случаях (правда, до конца XVIII в. сравнительно редких) помещик совсем лишал крепостного надела и принуждал всю неделю работать на своем поле, снабжая его месячным довольствием. Такая форма зависимости стала называться месячиной. Месячина превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности. Появление ее свидетельствовало о том, что крепостнический строй достиг пределов своего развития и стали проявляться черты упадка.В нечерноземной полосе страны организация собственного земледельческого хозяйства была помещикам невыгодна. Поэтому здесь преобладал денежный оброк. Размеры оброка выросли в 60 - 90-е гг. с 1-2 руб. до 5-10 руб. с ревизской души. Деньги для выплаты оброка крестьяне добывали, занимаясь отхожими промыслами, уходя на заработки: в плотничьи артели, в бурлаки, в извоз, на мануфактуры. Так нарушалась присущая крепостному хозяйству привязанность работника к земле. Крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями экономического развития страны.
Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал XVIII в. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.
Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру. Активизировалось вмешательство государства в экономику. Определились национальные приоритеты.
Предпосылки реформ
В конце XVII -начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической слабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран.
В целях преодоления опасности потери национальной независимости, приобретения достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.
Хотя необходимость социально-экономических и политических перемен и назрела, но Россия, в силу специфики своей общественной системы, не могла пойти на столь решительные преобразования эволюционным путем. Здесь была также неуместна, да и бессмыслена европейская революционная борьба со средневековой корпоративностью снизу. Народные восстания и смуты осуществлялись в рамках и традициях восточного образца, а посему не решали проблем новой эпохи. Требовались смелость и решительность сверху, широкий спектр государственных реформ и сильный, неутомимый, по-своему одержимый лидер, способный взять на себя реализацию накопившихся проблем.
Реформаторская деятельность Петра I
Петр I , обладая высокими качествами деловитости и рационализма, страстно мечтая о процветании России, принялся за широкое реформирование почти всех сфер жизни и деятельности российского общества.
История не сохранила четкого плана, которым располагал великий преобразователь, приступая к реформам. Да и вряд ли этот план мог существовать заранее. Однако основные направления российской модернизации явно прослеживаются. По мнению Петра I , разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования, светской культуры. И все же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.
Реформаторская деятельность вряд ли знает много аналогов. Действительно, около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др. С получением выхода к Балтийскому морю в результате длительной Северной войны со Швецией (1700-1721) и возвращения ранее принадлежавших России прибалтийских земель была ликвидирована изоляция России. Гигантски выросли ее международный авторитет и престиж. Усилились внешнеторговые позиции.
Перестройка государственного управления
Для осуществления столь масштабных задач в российских условиях требовалось прежде всего их политическое обеспечение - укрепление и предельная централизация системы государственного управления, получившей название абсолютной монархии. Царь, а с 1721 г., по итогам Северной войны, император, обладал полной, ничем не ограниченной законодательной, исполнительной, судебной и духовной властью.
Опорой власти монарха стал государственно-бюрократический аппарат, целиком зависящий от государя и беспрекословно ему подчинявшийся. Петр I пошел даже на нарушение традиции престолонаследия, установив в 1722 г. право императора назначать наследника престола по своему усмотрению. Но воспользоваться этим правом Петр I так и не успел.
Структура системы государственного управления прошла ряд последовательных преобразований. Сначала былая Боярская дума стала Ближней канцелярией, затем - Правительствующим Сенатом (1711). Все девять членов Сената лично назначались царем сообразно их деловым качествам. Сенат ведал государственным бюджетом, осуществлял надзор за государственным аппаратом и т.д. Сам Сенат был подконтролен генерал-прокурору и обер-прокурору, находящимся в непосредственном подчинении императору.
Ранее действовавшие приказы были заменены коллегиями. Их насчитывалось 12 (1721 г.). И каждой отводилась конкретная сфера государственной деятельности. Так, Камер-и Штате -контор-коллегии ведали соответственно доходами и расходами государства. Берг-коллегия - горной металлургией, Мануфактур-коллегия - казенными и рядом частных мануфактур, Коммерц-коллегия - внутренней и внешней торговлей.
Следует отметить, что впервые были созданы органы управления, призванные способствовать развитию промышленности и торговли, управлению городским населением, поддержкой формирующейся буржуазии, укреплению экономической мощи дворянского государства и т.д. На Военную, Иностранных дел, Юстиц-коллегии и другие возлагались соответствующие функции. После упразднения в России патриаршества управление церковью было возложено на Духовную коллегию, преобразованную в Святейший правительственный Синод, возглавляемый обер-прокурором Синода. Безусловно, коллегии улучшили организацию государственного управления, повысили эффективность деятельности административного аппарата. Способствовали, правда, лишь на первых порах, ограничению режима личной власти. Теперь место русского самодержавия XVII в. заняла чиновничья-дворянская монархия XVIII в.
Страна подверглась новому административному делению. Теперь во главе каждой из восьми российских губерний стоял губернатор, наделенный административной, полицейской, судебной и финансовой властью. Следует отметить, что Петр I не был безоглядным сторонником демократии. Сформированный им бюрократически-помещичий аппарат он старался держать под контролем. В 1719 г. он разделил страну на 11 губерний и 50 провинций. В свою очередь провинции, возглавляемые воеводами, делились на уезды. За губернаторами теперь оставались лишь военные и судебные дела.
В 1722 г. был утвержден Табель о рангах, законодательно закрепивший реформаторскую деятельность Петра Великого и ставший подлинным сводом законов о государственной службе. Теперь служба монарху, который олицетворял собой государство, была фактически пожизненной. Она вознаграждалась из казны, распорядителем которой опять же являлся государь. Табель определял 14 рангов чиновников гражданской, военной и придворной службы. При этом чиновники, достигшие 1-8-го рангов, становились потомственными дворянами, а чиновники 9-14-го - могли рассчитывать только на личное дворянство. Главное заключалось в том, что произошел разрыв с былой патриархальностью. Дворянам предписывалось начинать службу с самых низших чинов. Постепенное продвижение по лестнице государственной службы теперь зависело не от знатности или протекции, а от личных заслуг, способностей, образования.
Особое место в государственной политике Петра I занимало отношение к армии. Уже в начале XVIII в. государь создал регулярные армию и флот. Рядовой состав комплектовался рекрутированием из представителей крестьян и посадских людей. Офицерский корпус в основном был представлен дворянством. Служба в армии для всех была пожизненной. При этом служилые как офицеры, так и солдаты получали жалование. Это превращало армию в надежную опору абсолютизма, способствовало ее использованию не только в прямых отражениях внешних врагов, но и для подавления народных волнении внутри страны.
Первый русский корабль «Орел»
Социальная политика и положение трудящихся
Основная тяжесть преобразований Петра выпадала на долю трудящихся. Негативный социальный настрой основной массы населения относительно «иноземных», чуждых русскому народу нововведений, гнет государственного давления, рост податей, ужесточение эксплуатации и т.п. выливались в многочисленные восстания - астраханское, булавинское (1707-1709 под руководством казацкого атамана К.Булавина), волнения стрелецких отрядов и др. На социальную защиту обездоленных (стариков, вдов, сирот) была направлена деятельность общин.
При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр.
Помещик на уборке урожая
Усиление эксплуатации повлекло за собой значительное бегство притесняемых людей. К середине 20-х годов их число достигло более 200 тыс. Петром I был издан даже специальный указ (1724), требовавший письменного разрешения помещика на уход крестьянина на заработки с определением сроков, что фактически положило начало оформлению паспортного режима в стране.
Однако социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества (1714). Юридически было оформлено слияние двух форм феодального землевладения: вотчина и поместье уравнивались в правах. Теперь поместье также становилось наследуемым. Все светские феодалы стали именоваться дворянами. Правда, делить, дробить собственность запрещалось. Наследником мог стать лишь один из сыновей. Другие сыновья должны были поступать на военную или гражданскую службу. В дальнейшем (1730) запрет на дробление поместья, встреченный дворянами довольно враждебно, был отменен.
Экономическая политика Петра I
Столь грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38,5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности» крепостного права.
В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. Указ «Горная свобода» декретировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.
Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не пренебрегала зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.
Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.
Налоги
И все же главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40. Это прямые, косвенные обыкновенные и чрезвычайные. Мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный и обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.
Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. От податей освобождалось дворянство и духовенство. Перепись населения в 1719- 1724 гг. выявила почти 5,5 млн. ревизских душ мужского пола - помещичьих крестьян и посадских людей (купцов, ремесленников). Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати.
Денежная реформа
Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 1700-1704 гг. была проведена реформа монетного дела. Предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка - для мелкой торговли, серебряный рубль - для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.
Рубли 1707 и 1721 гг .
Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII в.