Современная денежная система рф фильм. Современная денежная система россии. Характеристика денежной системы РФ

Современная денежная система рф фильм. Современная денежная система россии. Характеристика денежной системы РФ

Современная денежная система России основана как и в большинстве стран на не разменных на золото деньгах.

Основные параметры денежной системы определены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Согласно данному закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам.

Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Монопольное право эмиссии или изъятия денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на банк России возложены следующие функции:

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

Установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Эмиссионная система – это законодательно установленный порядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно – кассового регулирования денежной массы включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в заивисмости от экономических потребностей. Функцию эмиссионно – кассового регулирования денежной массы в регионах выполняют расчетно – кассовые центры (РКЦ). В них создаются резервыне фонды денежных знаков и монет. Основное назначение этих фондов состоит в обеспечении эмиссии денег, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет на новые, экономии расходов на перевозку из центра и хранение денежных знаков.

Кроем резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из котрой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Существует лимит их остатка в оборотной кассе. При его превышении в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция производится автоматически без специального разрешения банка России и считается изъятием денег из обращения. В соответствие с действующим порядком организации налично – денежного оборота для каждого предприятия также устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все деньги в сумме, превышающей его, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков устанавливается лимит остатка их операционных касс. Наличные деньги в сумме, превышающей лимит, сдаются в РКЦ, а последние в свою очередь при превышении своих лимитов переводят наличность в резервные фонды, т.е. фактически изымают ее из обращения.



Дополнительно: Деньки, кредит. Банки /Под ред. Г.Н. Бегоглазовой. – М: Юрайт-Издат, 2004. – С.93-115.

Платежная система – это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом.

Эффективность платежной системы - это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведен е платежей. При эффективном функционировании платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью и в банках, и на предприятиях. Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису.

Основной функцией платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно – кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах.

Основными элементами платежной системы являются:

Институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;

Финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;

Контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.

Элементы платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам , закрепленных в нормативно – правовых актах государства и международных соглашениях. Работа платежной системы России в целом построена согласно соответствующим правовым актам, на основе которых разработаны правила ее функционирования. Они являются едиными для любой системы и определяют совокупность процедур , которые необходимы для функционирования платежной системы и осуществления переводов денежных средств от одних экономических агентов к другим. К процедурам платежной системы относятся установленные формы проведения безналичных расчетов, стандарты платежных документов, а также различные средства передачи информации (линии связи, программное и техническое обеспечение).

Основными участниками платежной системы являются Центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк.

Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка – обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:

Пользователя платежной системы, т.е. осуществлять собственные операции;

Участника платежной системы, т.е. совершать или получать платежи от своего имени;

Лица, представляющего платежные услуги;

Органа регулирования платежной системы, уполномоченного осуществлять надзор за ее участниками и устанавливать общие правила их работы.

Основные принципы построения платежных систем определены Комитетом по платежным системам, который действует в рамках Базельского комитета по банковскому надзору (координацию в организации международного сотрудничества по изучению и выработке единых подходов к построению платежных систем осуществляет Банк международных расчетов (БМР) в Базеле (Швейцария)). Они применимы ко всем платежным системам различных государств и заключаются в следующем:

Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу;

Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе;

Система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день;

Средства осуществления платежей, предлагаемые системой должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики;

Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие открытый и свободный доступ;

Процедуры управления системой должны быть эффективными и подотчетными;

Иные принципы.

Роль Центрального банка в платежной системе , определенная Комитетом по платежным системам, состоит в следующем:

Центральный банк должен четко определить свои цели и обнародовать основные направления политики по отношению к значимым платежным системам;

Центральный банк должен обеспечивать соблюдение основных принципов системами, которыми он управляет;

Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением основных принципов системами, которыми он управляет, и иметь для этого возможности;

Для обеспечения безопасности и эффективности платежных систем посредством основных принципов центральный банк должен сотрудничать с центральными банками других государств и любыми соответствующими национальными или иностранными учреждениями.

Классификация платежных систем:

1. по иерархии или степени подчинения:

Централизованные платежные системы – каждая группа участников низшего уровня устанавливает взаимоотношения с одним из участников высшего уровня, а последние подчиняются единому центру. К централизованной сситеме можно отнести систему расчетов Банка России.

Децентрализованные – отдельные связи между участниками могут формироваться независимо от остальных. К децентрализованным системам можно отнести систему межбанковских расчетов посредством установления прямых корреспондентских отношений между кредитными организациями, клиринговую систему межбанковских расчетов, внутрибанковскую (межфилиальную) систему расчетов.

2. По условиям приема участников:

Системы с равными требованиями и одинаковым доступом для всех участников. Например, в РКЦ Банка России всем кредитным организациям корреспондентские счета открываются на равных условиях;

Системы, в которых устанавливаются ограничения (например по величине собственного капитала и объему платежей участника). В негосударственных клиринговых учреждениях участниками могут быть, как правило, только крупные и стабильные кредитные организации.

3. По порядку резервирования средств:

С предварительным депонированием средств. В системе расчетов Банка России операции проводятся только при наличии средств на корреспондентском счете кредитной организации.

Без предварительного депонирования средств. В системах межбанковских расчетов, основанных на клиринге, в начале их осуществления участники клиринга могут иметь нулевое сальдо по счету.

4. По способам получения окончательного платежа (механизму расчетов):

Расчеты на валовой основе (брутто- расчеты) – системы, с помощью которых расчеты по межбанковским платежам осуществляются очередными проводками по каждой отдельной операции и затем суммируются одна за другой. К ним относятся расчеты между учреждениями Банка России, прямые расчеты между кредитными организациями. Два основных вида систем валовых расчетов:

Расчеты по операциям могут проводиться только при наличии достаточного количества денежных средств на счете;

Расчеты осуществляются в режиме реального времени, несмотря на то, что необходимые денежные средства могут отсутствовать на момент осуществления расчетов.

Расчеты на чистой основе (нетто – расчеты) – системы, базирующиеся на проведении взаиморасчетов. Нетто – расчет – это расчет, при котором равновеликие требования или обязательства коммерческих банков взаимно погашаются, а разница в пользу одного из них перечисляется в корреспондентского счета коммерческого банка на счет получателя. Выделяются системы двух и многосторонних нетто – расчетов. Примерами таких систем являются расчеты негосударственных клиринговых учреждений.

5. По размерам сумм и срочности платежей:

Перевод крупных сумм

Перевод срочные платежей

Перевод мелких и несрочных платежей

Системы, в рамках которых платежи производятся на равных условиях независим от суммы и срока платежа. В РФ все существующие системы межбанковских расчетов на разграничиваются по размерам проводимых платежей. Для быстрого перевода средств применяется электронная форма расчетов с помощью систем банковских телекоммуникаций.

6. По возможности предоставления кредита:

Без предоставления кредита – предусматривают автоматическое прекращение расчетных операций при временном недостатке денежных средств на счетах участников расчетов;

С предоставлением кредита – в рамках которых существует возможность предоставления кредита участнику расчетов при недостаточности средств на относительно короткий срок (в основном это кредиты в виде овердрафта по счету). Как правило, условия предоставления кредитов на завершение окончательных расчетов оговариваются в договорах о корреспондентских отношениях между участниками системы расчетов.

Организация межбанковских расчетов в России . В настоящее время в России существует параллельно несколько систем межбанковских расчетов.

1. Платежная система Банка России, при которой межбанковские расчеты осуществляются в централизованном порядке – через его расчетную сеть. В соответствие с российским законодательством при получении лицензии на осуществление банковских операций каждый коммерческий банк открывает корреспондентский счет в Банке России. На нем хранятся свободные денежные резервы коммерческого банка. Расчеты ведутся через расчетно – кассовые центры.

2. Системы межбанковских расчетов, основанные на установлении прямых корреспондентских отношений между коммерческими банками.

3. Клиринговые системы, в которых расчеты осуществляются независимыми клиринговыми центрами и расчетными палатами, т.е. небанковскими кредитными организациями. Между коммерческими банками и клиринговыми центрами устанавливаются корреспондентские отношения. Членами клиринговых центров, как правило являются крупные банки, основные банки могут осуществлять расчеты через банки участники.

4. Внутрибанковские расчетные системы, с помощью которых осуществляются расчеты между головными конторами и их филиалами. Эти системы включают технические, телекоммуникационные средства и организационные мероприятия, обеспечивающие возможность проведения расчетных операций между подразделениями кредитной организации с использованием системы межфилиальных расчетов. Последние представляют собой счета филиалов, открываемые на балансах головной организации для учета взаимных расчетов.

Коммерческий банк
Коммерческий банк

Рис. Структура расчетной сети централизованной системы межбанковских расчетов

В платежных системах могут применяться различные технологии расчетов:

1. Технологии, основанные на бумажных носителях. Используются и в централизованной и децентрализованных системах межбанковских расчетов.

2. Технологии, основанные на электронных расчетах. Центральный банк подводит коммерческие банки к переходу на электронные системы расчетов, увеличивая тарифы на операциям на основе бумажных технологий.

В настоящее время хозяйствующими органами используются следующие основные виды платежных иснтрументов: платежные поручения, требования – поручения, аккредитивы, чеки и векселя. Преобладающей формой расчетов являются платежные поручения.

Система расчетов через расчетную сеть банка России является преобладающей в нашей стране. Однако через нее можно осуществлять расчеты только в национальной валюте. Все операции, связанные с расчетами в иностранной валюте, производятся посредством децентрализованной системы межбанковских расчетов в основном по прямым корреспондентским счетам кредитных организаций. Для этого, как правило, применяют электронный способ, который позволяет коммерческим банкам ускорит расчеты между собой. Коммерческие расчеты на основе прямых корреспондентских отношений могут осуществлять также и межгосударственные расчеты через счета, открытые в коммерческих банках соответствующих государств. Такое право предоставляется банкам, получившим генеральную или расширенную лицензию.

Межгосударственные расчеты между банками России и банками СНГ осуществлются в основном через открываемые друг и друга корреспондентские счета центральных (национальных) банков государств.

Электронные расчеты . Они представляют систему выполнения межбанковских расчетных операций на основании распоряжений клиентов, передаваемых в электронной форме с помощью электронных средств связи.

Цель совершения платежей электронным способом – ускорение оборачиваемости и сокращение объемов денежных средств в расчетах, повышение качества банковского обслуживания.

Участниками электронных расчетов являются подразделения расчетной сет банка России, а пользователями – кредитные организации (их филиалы) и другие его клиенты.

Особенность электронных платежей заключается в их гарантированности и безотзывности при условии корректной подготовки электронного платежа.

Под гарантированностью электронного платежа понимается целостность его передачи по каналам телекоммуникации от исходного пункта до пункта назначения.

Под безотзывностью электронного платежа понимается недопустимость возврата электронного платежа на всем пути его следования.

Электронные платежи в системе Банка России проводятся на внутри и межрегиональном уровнях.

Под внутрирегиональными электронными расчетами (ВЭР) понимается совокупность отношений между подразделениями расчетной сети Банка России, а также между кредитными организациями, другими клиентами Банка России, находящимися на территории одной области (республики, края), по совершению платежей с использованием платежных документов, составляемых в электронной форме.

Межрегиональные электронные расчеты - это отношения между подразделениями расчетной сети банка России, кредитными организациями и другими клиентами Банка России, находящимися на территории различных субъектов РФ.

Внутрирегиональные расчетные платежи должны выполняться «день в день», т.е. денежные средства, списаннеы со счетов отправителей (корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций и других клиентов) расчетного подразделения Банка России, в течение операционного дня должны быть зачислены на счета получателей, открытые в расчетном подразделении банка России. В регионах разрабатываются графики доставки, передачи, приема электронных платежей и обмена сообщениями. В каждом регионе существуют свои порядки проведения ВЭР, которые и методологически и технически значительно отличаются друг от друга.

Организация и учет межрегиональных электронных расчетов выполняются их головынм участником МЭР, которым, как правило, являются ГРКЦ, последний отправляет и получает электронные платежные документы по системе межрегиональных телекоммуникаций и осуществляет учет операций. Регламент обработки отправляемых и получаемых межрегиональных элетронных платежей в регионе утверждается территориальным учреждением Банка России. Сроки отправки сообщений межрегиональных и внутрирегиональных платежей отличаются (вторые значительно короче).

В системах ВЭР и МЭР перевод платежей осуществляется на основе электронного платежного поручения (ЭПД).

Клиринговые расчеты – система взаиморасчета платежных документов кредитных организаций, осуществляемая на основе двух или многосторонних нетто – расчетов.

Основными характеристиками возможных вариантов организации межбанковского клиринга являются:

Форма собственности (государственный или частный клиринг);

Членство (добровольное или обязательное);

Вид клиринговых расчетов)двух и многосторонний неттинг);

Уровень организации клиринга (внутригородской, внутрирегиональный, межрегиональный, межгосударственный, смешанный);

Тип документов, используемых в клиринге (электронные или бумажные);

Организация и периодичность предварительных и окончательных клириновых сеансов (на конец дня, через задаваемый промежуток времени);

Организация межбанковского клиринга (с предварительным или без предварительного депонирования денежных средств на счете банков – участников клиринговых расчетов);

Порядок взаимодействия клириновой системы с другими расчетными банковскими системами, в частности с системой перевода крупных сумм платежей;

Целью внедрения клиринговой системы межбанковских расчетов является ускорение оборачиваемости денежных средств банков – участников за счет возможности для каждого из них в течение определенного периода времени производить взаиморасчеты, а также сокращение средств, необходимых банкам для осуществления платежей.

Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Денежная система любой развитой страны включает такие элементы как денежная единица, определенный вид или виды денег, масштаб цен, система эмиссии и госаппарат регулирования обращения денег.

Денежная единица – количество драгоценного металла, принимаемое за масштаб цен. Наименование денежной единицы определяется государством. Масштабом цен называют выражение стоимости товара через определенное весовое содержание драгоценного металла в денежной единице.

Видами денег, которые выступают законными официальными платежными средствами, являются кредитные деньги и банкноты, монеты и бумажные деньги.

Под эмиссионной системой понимают порядок выпуска и последующего обращения денежных знаков, установленный законодательно. Эмиссию проводит центральный банк и казначейство.

Денежная система характеризуется такими общими для всех развитых стран чертами. Это отмена официального содержания золота в денежных единицах (демонетизация золота); переход к кредитным деньгам; сохранение в обращении наряду с кредитными бумажных денег; преобладание в денежном обороте безналичных денег; выпуск в обращение банкнот в порядке кредитования государства, хозяйства и под прирост золотых и валютных ресурсов; усиление госрегулирования обращения денег.

Денежная система может быть представлена одним из двух ее типов. Первый - системой металлического обращения, базирующейся на действительных деньгах (металлических из золота или серебра), при которой обращающиеся банкноты можно обменивать на действительные деньги. Второй - системой бумажно-кредитного обращения, когда действительные деньги заменяются знаками стоимости, при этом в обращении остаются только бумажные и кредитные средства обращения и платежа.

Современная денежная система РФ начала формироваться после распада Союза. Сегодня денежная система и денежное обращение функционирует согласно закону о Центральном банке от 12.04.1995 года, которые определил ее правовые основы.

Денежной единицей РФ (валютой) выступает рубль. Введение других единиц денег запрещено законом. По закону не требуется соотношения между рублями и золотом.

Курс рубля по отношению к валютам развитых стран устанавливается Центробанком РФ и официально публикуется. Это необходимо для поддержания нормальных условий для экономической деятельности страны.

Виды денег, имеющие силу в РФ – это банкноты и металлические монеты. Они обеспечены активами Центробанка, которые включают золотой запас, ценные бумаги, а также резервы кредитных учреждений.

Центробанк утверждают образцы денежных знаков. О выпуске новых денег сообщается в средствах массовой информации.

В РФ в обращении находятся наличные деньги (монеты и банкноты) и безналичные (средства на счетах кредитных учреждений).

Поскольку рубль не связан с золотом, то фиксированных масштаб цен в РФ отсутствует. Государство официально назначает масштаб цен рубля.

Центробанк для регулирования экономики с помощью кредитно-денежной политики использует такие инструменты: дисконтную политику (ставка учетного процента), нормы резервов кредитных институтов, операции открытого рынка, регламентация нормативов для кредитных институтов и др.

Выпуск новых денег происходит на основе эмиссионного разрешения, которое выдает Правление Центробанка в пределах суммы, установленной Правительством РФ.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РФ.

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской

Федерации (Банк России)» от 26 апреля 1995 г. На банк России возложена организация наличного денежного обращения и безналичных расчетов. Он координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том числе клиринговые системы, устанавливает правовые нормы и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Официальной денежной единицей является рубль. Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации обращения и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит Центральному банку Российской Федерации (ЦБ).

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производства. В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

Прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

Создание резервных фондов банкнот и монет;

Определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

Установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

Утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Что такое современные денежные системы? Рассмотрим подробнее тему в данной статье. Денежной системой называют форму организации финансового обращения страны, исторически сложившуюся и оформленную посредством национального законодательства.

Типы систем

По виду используемых в обороте в стране денег в истории различают несколько типов денежных систем:

  • Система товарных денег в случаях, когда огромное количество разных товаров выступает в качестве эквивалентов.
  • Система обращения металлического, при которой в оборот включены драгоценные металлы, к примеру, серебро и золото, выполняющие все денежные функции и свободно меняющиеся на обращающиеся банкноты.
  • Денежная система фидуциарная, система обращения виртуальных и бумажных кредитных денег. При такой системе полноценные деньги вытесняются из оборота и заменяются знаками стоимости.

Какова история развития современной денежной системы? Об этом далее.

История

Золотой монометаллизм поэтапно переходил в современную кредитно-денежную систему:


Установление фидуциарных денежных систем

В современном мире во всех странах после того, как окончился мировой финансово-валютный кризис 1997-1998 годов, установились фидуциарные денежные системы, а именно системы кредитно-денежные, в которых представителями материального общественного богатства не являются денежные знаки и на золото не размениваются. Эти системы обладают следующими особенностями:

  • золото вытеснили из обращения окончательно и поместили в золотые резервы;
  • деньги в обращение выпускаются посредством банковских кредитных операций;
  • предложение центрального банка определяет количество денег, которые находятся в обращении;
  • первичной является денежная эмиссия безналичная;
  • налично-денежный оборот сокращается, за счет чего расширяется оборот денежный;
  • государство создает и широко использует механизмы денежно-кредитного регулирования оборота денег.

Чем характеризуются современные денежные системы? Фидуциарная система может строиться на электронной, металлической и бумажной основе. В настоящее время выделяется 3 вида таких денежных систем: электронно-бумажные; системы полного фидуциарного стандарта; системы переходные, которые сочетают обращение бумажное и металлическое.

Электронно-бумажная денежная система

В наши дни повсеместно происходит переход к электронно-бумажной денежной системе. И несмотря на отличия в национально-государственном устройстве, у современных систем имеются некоторые общие элементы, как например: порядок, по которому устанавливается курс валют; наименование денежных единиц стран; механизм денежно-кредитного регулирования государства; эмиссионный механизм; структура находящейся в обороте денежной массы; порядок обеспечения денежных знаков.

Особенности современной денежной системы

Нынешнее устройство денежной системы Российской Федерации установлено с 1998 года. Официальной денежной единицей признан рубль. Закон запрещает вводить на территории РФ в обращение какие-либо иные денежные знаки. Рубль состоит из ста копеек. Банк Российской Федерации эмитирует монеты по 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей; купюры по 5, 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Вместе с монетами Банка РФ законным средством платежа считаются серебряные и золотые инвестиционные монеты («Соболь», золотой червонец и прочие). Этим отличается современная денежная система России.

Об эмиссии денег

В оборот современные деньги попадают, благодаря порядку банковского кредитования. Эмиссия наличных или банкнотная - это монополия эмиссионного, то есть центрального банка. Безналичные или депозитные деньги выпускает в оборот Центробанк во время процесса кредитования банков коммерческих и в том числе система банков коммерческих во время кредитования субъектов экономической деятельности. На счетах коммерческих банков депозитного характера деньги увеличиваются в связи с эффектом мультипликации кредита, в процессе движения их от одного к другому коммерческому банку. Обеспечивают банкнотную эмиссию резервы Центробанка, который выпускает безналичные деньги, когда происходит:


Что устанавливает законодательство?

Итак, кем регулируется современная денежная система РФ?

Законодательство РФ устанавливает порядок выпуска денежных знаков в оборот, называемый эмиссионным механизмом, чтобы он повлек общее увеличение денежных знаков, находящихся в обороте. Концепция, лежащая в основе формирования денежных агрегатов, которые используются в настоящее время Банком России, гласит, что в составе денежной массы имеются деньги безналичного оборота и наличных, находящихся в обороте. В дополнение к деньгам, находящимся в платежном обороте, возможно использование различных ценных бумаг - депозитных сертификатов, чеков, векселей и прочих.

Элементы современной денежной системы


Какими еще элементами характеризуются современные денежные системы страны?

Это говорит о том, что денежной системой называют систему оборота банкнотного, которая основана на балансировке денежных потоков; система, основанная на построении денежной массы, установленных пропорций отдельных денежных агрегатов.

Современной денежной системе важно быть: эластичной, единой по всей стране, устойчивой, планово-регулируемой, централизованной.


Принципы функционирования денежных систем

Управление централизованно осуществляется Центробанком. Эластичность и устойчивость оборота денег позволяют сужать и расширять их оборот в зависимости от потребностей экономики. Денежная эмиссия носит кредитный характер, поскольку выпуск денежных знаков проводят, основываясь на порядке проведения операций по кредитам. Принцип обеспеченности гласит, что денежные знаки нужно страховать, ценными бумагами, золотом, иностранной валютой. Правительственные денежные средства предоставляются лишь в порядке кредитования на платной и возвратной основе. Контроль и надзор за оборотом осуществляет государство посредством налоговой, финансовой и банковской систем.

Нами рассмотрена современная денежно-кредитная система России.

Денежная система государства представляет собой форму организации денежного обращения и систему денежных отношений, закрепленных национальным законодательством.

К элементам денежной системы относятся:

    официальная денежная единица,

    эмиссия наличных денежных знаков,

    организация и регулирование денежного обращения.

Правовую основу денежной системы составляют нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле» и иные законы, а также нормативные акты Президента и Правительства РФ, акты Центрального банка РФ. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка... денежная эмиссия».

В процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского, уголовного и финансового. Нормы финансового права определяют правовой статус денежной системы и обеспечивают ее нормальное функционирование, а также регулируют отношения, возникающие в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения.

Первым элементом денежной системы является официальная денежная единица Российской Федерации - рубль, состоящий из ста копеек. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет. При этом не допускается установление каких-либо ограничений в отношении сумм или субъектов обмена. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Вторым элементом денежной системы является эмиссия наличных денежных знаков . Эмиссия (от лат. emissio - выпуск) - изготовление и выпуск в обращение денежных знаков (ценных бумаг) во всех формах. В каждой стране существует строго установленный порядок эмиссии. Так, выпуск банкнот может осуществляться исключительно главными национальными банками, а выпуск казначейских билетов - казначейством. Эмиссия осуществляется национальным банком, как для увеличения денежной массы, так и для изъятия из оборота старых денежных знаков и выпуска новых. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В Российской Федерации решение об эмиссии банкнот и монет, об изъятии из обращения банкнот и монет старого образца принимает Совет директоров Банка России. Этим же решением утверждаются номиналы и образцы новых денежных знаков, описание которых публикуется в средствах массовой информации. Указанное решение Совета директоров Банка России в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство РФ. Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и региональные расчетно-кассовые центры.

В расчетно-кассовых центрах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности экономики региона в наличных деньгах. Кроме резервных фондов расчетно-кассовые центры содержат и оборотную кассу. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном обращении. Если сумма поступлений наличных денег на счетах банков превышает установленный лимит для данного расчетно-кассового центра, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности банка в наличности происходит обратный процесс. Перемещение денежных средств из резервного фонда в оборотную кассу производится только с разрешения Центрального банка РФ и является для расчетно-кассовых центров эмиссионной операцией.

Организация и регулирование денежного обращения - третий элемент денежной системы . В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции :

    прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

    установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

    установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

    определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Постоянное внимание государства к совершенствованию и развитию денежной системы объясняется ее ролью в системе управления экономикой и социальной сферой. В целях более эффективного воздействия на экономические и неэкономические процессы денежная система может видоизменяться посредством проведения денежной реформы и деноминации.

Денежная реформа представляет собой комплекс мер по преобразованию денежной системы государства с целью ее стабилизации, улучшения денежного обращения и поддержания устойчивости национальной денежной единицы. Однако достижение указанных целей может произойти только в случае проведения денежной реформы в стабильной экономико-политической ситуации. В нашей стране (в советский и постсоветский периоды) были проведены три денежные реформы. Первая денежная реформа (1922- 1924 гг.) была вызвана необходимостью введения твердой национальной денежной единицы. Успех данной реформы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в результате которых уже к концу 1924 г было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами.

Вторая денежная реформа была проведена в 1947 г. Необходимость ее проведения была продиктована дисбалансом денежной системы во время Великой Отечественной войны, поскольку в обращении находилось большое количество обесцененных, а также фальшивых денежных знаков, заброшенных фашистской Германией на территорию нашей страны. В ходе денежной реформы отменялась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. рублей не переоценивались, вклады от 3 до 10 тыс. рублей пересчитывались в соотношении 3:2, а свыше 10 тыс. рублей - 2:1 10 .

В 1991 г. была проведена третья денежная реформа. После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжали обращаться денежные знаки СССР образца 1961-1991 гг. В связи с этим был осуществлен выпуск банкнот нового образца достоинством 50, 200, 500 и 1000 рублей и организован обмен денежных купюр для физических лиц. При этом некоторые купюры старого образца (достоинством 1, 3, 5 и 10 рублей) сохранялись в платежном обороте до 1 сентября 1993 г. В ходе этой реформы был принят Закон РФ от 25 сентября 1992 г. «О денежной системе Российской Федерации» (с 1996 г. - утратил силу).

В отличие от денежной реформы деноминация (от лат. denominatio - переименование) является финансово-технической операцией, выражающейся в замене старых денег на новые с приравниванием одной денежной единицы новых знаков к большему количеству денег в старых знаках. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой. В СССР в 1961 г. деноминация была проведена как самостоятельная денежная операция. «Старые» деньги в течение нескольких недель были заменены на новые через пункты обмена таким образом, что десяти «старым» рублям соответствовал один «новый» рубль.

В Российской Федерации в 1998 г. коэффициент обмена при деноминации был равен 1000, а сам обмен осуществлялся в течение года и не требовал личной явки в пункт обмена. Старые и новые деньги участвовали в обращении одновременно, а при инкассации, выплате заработной платы, пособий, пенсий участвовали только новые деньги. Благодаря деноминации удается значительно сократить число денежных купюр и монет, находящихся в обращении, а в ряде случаев и упростить наличные расчеты. Вместе с тем довольно часто деноминация ведет к значительным издержкам на ее проведение и частичному росту цен.

Одним из методов регулирования денежной системы является также эмиссия. Она осуществляется как при проведении денежных реформ, так и при деноминации. Однако возможно и самостоятельное применение эмиссии в целях увеличения денежной массы.

Современная денежная система России, также как и денежные системы большинства других стран, основана на не разменных на золото деньгах. Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному закону официальной единицей Российской Федерации является рубль , который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или обращение различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: "Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается".

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве. В этой связи на Банк России возложены следующие функции:

    прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

    установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

    установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существует два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

18 сентября 1997 г. правительство Российской Федерации приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение банкноты и монеты образца 1997 г.:

    банкноты достоинством: 5, 10, 50, 100, и 500 руб.;

    монеты достоинством: 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2 и 5 руб.

С 1 января 2001 г. в обращение введена банкнота достоинством в 1000 руб. В 2003 г. предполагается введение в обращение банкнота достоинством в 5000 руб. С учетом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца были приравнены к одному рублю новых денег образца 1997 г. На этом основании был проведен пересмотр цен на товары, работы и услуги. Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем изменении масштаба цен рассматривается в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной реформы, когда путем "зачеркивания нулей" укрупняют масштаб цен. Однако деноминацию рубля с 1 января 1998 г. нельзя считать денежной реформой, так как в стране не были решены многие экономические проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения (что подтвердилось событиями второй половины 1998 г., когда произошел резкий рост цен и снижение валютного курса рубля). Целью проводимой деноминации было решение технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу цен.

    Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная действующим национальным законодательством. Денежная система состоит из следующих элементов:

    денежная единица;

    масштаб цен;

    вид денег,имеющих законную платежную силу;

    порядок эмиссии и обращения денег;

    государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Масштаб цен – порядок деления денежной единицы на более мелкие кратные части.

Под видами денег, имеющих законную силу, подразумеваются формы денег, обращающиеся в стране, которые экономически утвердились и признаются законодателем в качестве законного платежного средства.

Под порядком эмиссии и обращения денег понимаются законодательно урегулированные процессы их обеспечения, выпуска, хранения и изъятия из обращения.

Под государственным аппаратом, осуществляющим регулирование денежного обращения , подразумевается тот государственный орган, которому законодательно поручено наблюдать и регулировать процессы эмиссии, обеспечения, хранения и изъятия из обращения денежных знаков.

    Типы денежных систем выделяют в зависимости от характера различных элементов системы. Денежные системы классифицируются в зависимости от вида денег, находящихся в обращении существуют. Соответственно двум видам денег – полноценные и неполноценные, выделяют два вида денежных систем: металлические денежные системы , в которых в качестве всеобщего эквивалента выступают, как правило, полноценные металлические деньги, и денежные системы, основанные на неполноценных и неразменных на металл деньгах .

    В настоящее время в мире функционируют денежные системы, в которых обращаются неразменные на металл бумажные деньги. К основным отличительным чертам таких денежных систем можно отнести следующие: отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото; уход золота из внутренней и международной систем расчетов; выпуск денег в порядке банковского кредитования хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов; развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного; монополизация государством эмиссии наличных денежных знаков; возрастание роли государственного регулирования денежного обращения.

    Золото в настоящее время полностью перестало выполнять денежные функции и может рассматриваться только как товар или финансовый актив, пригодный для накопления. Оно является одной из составляющих золотовалютных резервов государства. Как правило, его доля в золотовалютных резервах невелика; большая их часть приходится на более ликвидный актив – устойчивую свободно конвертируемую иностранную валюту. Золотовалютные резервы страны используются для регулирования устойчивости и стабильности национальной денежной единицы.

    Современная денежная система России, также как и денежные системы большинства других стран, основана на не разменных на золото деньгах. Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному закону официальной единицей Российской Федерации является рубль , который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или обращение различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: "Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается". Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве.