Что делать, если налоговая инспекция нашла домашний бизнес через соцсети. Как легализовать огромный неофициальный доход

Поведение налоговиков в отношении доходов граждан стремительно меняется. Если ещё совсем недавно вами никто из фискальной структуры не интересовался, то с 1 июля 2018 года отслеживание счетов физических лиц станет обычным делом.

Большинство операций самозанятые граждане проводят через банковские карты

Не секрет, что «армия» самозанятых в России весьма многочисленна. Точные цифры по сей день не озвучены, поскольку невозможно учесть каждого неработающего: сегодня человек является официальным работником предприятия, а завтра, того и гляди - получает доходы без трудоустройства. Поэтому и отсутствует чёткая статистика.

А заработок, между тем, есть практически у всех. Кто-то получает вознаграждения за оказанные услуги «налом», из рук в руки. Но есть и другая категория. Это люди, по чьим банковским счетам проходят денежные суммы, порой немалые. Среди поступлений на расчётные счета банков может быть не только доход (вознаграждение) – иногда один человек просто возвращает другому ранее занятую сумму. О таких вариантах речь пойдёт чуть ниже.

Суть грядущих изменений:

  • закрытость данных о ваших личных счетах в банке планируется упразднить;
  • представители УФНС будут вправе запрашивать у банков информацию обо всех движениях денег на картах/счетах физического лица;
  • если денежные поступления квалифицируются как доходы, 13% с них должны отойти в государственную казну как налог.

Что делать, если сумма пришла не за проданные товары или услуги, а просто вам вернули старые долги? Налоговая готова внять вашим доводам. При условии, что сочтёт их достаточно убедительными.

На пояснения физическому лицу отводится 5 дней (об этом сказано в статье 88 НК РФ, пункт 3). За это время вам придётся документально подтвердить, что:

  • средства не являются доходом в соответствии со ст. 209 Налогового кодекса;
  • средства относятся к доходам, освобождённым (в соответствии со ст. 217 НК РФ) от налогообложения.

Сможете доказать - отлично! Нет - все те же требования по уплате 13% государству.

Откуда деньги?

Доходы имеют разнообразную природу:

  • оказание услуг: как единовременно, так и на постоянной основе;
  • продажа товаров;
  • систематический вывод денег, заработанных на виртуальных площадках (онлайн-казино, биржи фриланса, игровые сервисы);
  • выигрыши в лотереи.

Разнообразие банковских операций безмерно. Деньги могут:

  • перечисляться частным лицом - частному лицу;
  • от предприятия поступать частному лицу без каких-либо документальных обоснований, работа сделана и оплачена на личных договоренностях;
  • частному лицу от ИП;
  • от частного лица на счёт ИП или по реквизитам предприятий (через договор оферты и систему оплаты на вебсайте, а также путём внесения наличности).

Во всём этом хитросплетении налоговиков сейчас остро интересуют так называемые «неучтённые» доходы. К ним-то и будет проявлено повышенное внимание, едва в силу вступит новая законодательная норма по отслеживанию платежей физических лиц.

Заработал - поделись!

Любые поступления на банковские счета и карты будут облагаться налогом, если вы не докажете, что это не доход

Государство настаивает на том, что любой заработок должен облагаться налогом на доход физических лиц (НДФЛ). Отбрасывая в сторону различные категории освобожденных либо льготируемых, стандартная налоговая ставка составляет 13%.

Если человек зарегистрировался в статусе ИП (индивидуального предпринимателя), то у него другие ставки - в зависимости от выбранной системы налогообложения. Счета предпринимателей и без того находятся под присмотром. Точнее сказать, они прозрачны для представителей фискальных органов. Поэтому к ИП новость о грядущем расширении доступа к банковским счетам со стороны налоговой службы не относится.

Неучтённые доходы государство считает незаконными и рассматривает их как часть теневой экономики. Поэтому не приходится удивляться, что до неофициальных заработков через банковские счета у налоговиков наконец-то дошли руки. К этому готовились давно. Так, несколько лет граждан подводили к обязательному получению 12-значных ИНН (индивидуальных номеров налогоплательщика).

А их, в свою очередь, всё чаще требуется указывать:

  • при выводе из онлайн-сервисов на личные виртуальные кошельки;
  • при оплате товаров и услуг через платежные системы;
  • в ряде других случаев, касающихся оборота безналичных денег в Сети.

Плотность отслеживаемой информации вокруг конкретной персоны все последние годы целенаправленно сгущалась. Где всё это накапливается, в каких базах данных и на каких серверах - простому человеку не дано знать. Однако теперь от подготовки УФНС делает капитальный шаг к тотальному контролю: со всех доходов граждане должны уплачивать «подушевой» налог, и точка.

Поправка к Налоговому кодексу Российской Федерации

С 1 июля 2018 года все счета физического лица станут прозрачными для налоговой - не потребуется долго работать над доступом к информации

Законность предстоящих нововведений будет отражена в статье 86 Налогового кодекса РФ. Следует знать, что положения данной статьи на сегодняшний день и так позволяют налоговикам запрашивать информацию по счетам частных лиц, но только в определённых случаях.

Согласно п. 2 указанной статьи НК, на текущий момент дело обстоит следующим образом:

  • чтобы получить сведения об операциях по счетам/вкладам физлица, местным налоговым инспекциям требуется получать согласие вышестоящего руководителя (либо руководителя и его заместителя в данной, местной налоговой);
  • проведение налоговых проверок (в том числе камеральных в соответствии с положениями статьи 88 Налогового кодекса) по другим субъектам, у которых с данным физлицом имели место денежные соприкосновения (переводы, оплаты);
  • в качестве основания также может выступать истребование документов либо информации о частном лице (его счетах, вкладах, сделках) в соответствии с положениями ст. 93.1 НК РФ.

Ожидаемые поправки расширят полномочия сотрудников УФНС. Доступ к ранее закрытой информации о банковских оборотах частного лица после внесённых поправок значительно упростится. И, по сути, вас могут вызвать для объяснений по любой сумме, показавшейся налоговикам подозрительной, то есть расцененной как теневой доход, с которого не уплачен положенный налог.

Кто оказывается под угрозой отслеживания счетов?

В банковской системе России миллионы счетов. Миллиарды транзакций проводятся ежедневно. Уследить за ними всеми налоговая система пока не готова. Хотя всё к тому и идёт, чтобы полностью автоматизировать учёт денежных оборотов по стране, сделать контроль тотальным независимо от сумм и регулярности финансовых движений всех без исключения граждан.

Первыми под ударом после ожидаемых нововведений оказываются:

  • физические лица, получившие/получающие денежные переводы от других физических лиц.
  • физические лица, получившие/получающие денежные суммы от ИП, предприятий и организаций. Виртуальные площадки (биржи фриланса, онлайн-казино, игровые площадки, электронные кошельки) действуют легально и тоже официально зарегистрированы. Либо как ООО, либо как ИП.
  • граждане-участники судебного разбирательства (счета и вклады в этом случае могут быть проверены в рамках уголовного дела либо административного производства).
  • граждане, ранее замеченные в ведении незаконных финансовых операций.

Особенно интересуют налоговиков операции на постоянной основе. Важен не столько размер сумм, сколько именно их регулярность.

Чем это может грозить физическим лицам?

Любое выявление «незаконного» дохода ведёт к его налогообложению. Не смогли доказать законность полученных сумм - на них распространяются требования по уплате 13% государству. Плюс 20% штрафа от неуплаченного вовремя налога и, естественно, набежавшие за время просрочки пени.

Особые ситуации

В ряде случаев размер налоговой ставки уже заранее вызывает вопросы. Эксперты ожидают рост трудностей у россиян, которые получают официальную зарплату, но при этом подрабатывают частным образом:

  • преподают;
  • сдают в аренду своё жилье;
  • делают массаж;
  • шьют на заказ;
  • стригут, занимаются ногтевым дизайном и др.

Если они получают безналичные деньги, о таких доходах самозанятых людей налоговикам узнать не составит труда. Нет патента, налоги не уплачиваются. Значит, после выявления скрытого заработка в бюджет государства должно быть уплачено… сколько? То ли из расчёта патента, утверждённого на этот вид дохода, то ли по стандартной ставке 13%. Пока ясности нет.

Сопутствующие трудности

Оплата услуг наличными может на какое-то время заменить банковские транзакции

О целом сонме грядущих проблем активно спорят финансисты, сами налоговики, рядовые граждане экономические аналитики. Почти никто из них не сомневается, что:

  • жизнь простых людей сильно осложнится, ведь количество нетривиальных ситуаций огромно, для каждой из них нет универсального алгоритма поведения обеих сторон - ФНС и налогоплательщика;
  • предоставление налоговикам полномочий по проверке счетов/вкладов физлиц может привести к росту поборов с населения;
  • существует вероятность того, что на этапе «обкатки» новой системы введут право фискальных органов снимать исчисленный налог (плюс штраф, плюс пени) без судебных решений.

Самый неприятный вариант развития событий: вы получили законные деньги, которые налоговая сочла теневым доходом. На следующий день отравились в банк, приходите - а денег на счету нет. Их сняли, основываясь на новой поправке к НК РФ. До сих пор автоматического снятия не практиковалось, а в отношении «подозрительных» операций допускалась лишь блокировка счетов. Но кто знает, чего ждать? Лёд тронулся.

Так как же защититься от неблагоприятных трений с фискальной машиной и не попасть в разряд нарушителей налогового законодательства? Вероятно, единственный путь - максимально подстроиться под действующие нормы. Избегать «теневой» деятельности, подработок и эпизодической торговли. О полученных доходах отчитываться в налоговых декларациях. В конце концов, зарегистрироваться в формате ИП. Уплачивать налоги. И ещё стараться грамотно подкреплять юридически все поступления денег на свои банковские счета.

Как мастерам, кутюрье и кулинарам, продающим через интернет, обезопасить себя от проблем с законом

Тверская налоговая провела рейд, заказав домашнюю выпечку через интернет, и выявила незарегистрированный бизнес. Получилось, что торты продаются, а доходы не декларируются. Кондитеру, который делал торты на заказ и продавал их через Instagram, пришлось сдать декларацию за 2 года. Это взбудоражило домашних кондитеров, кутюрье и мастеров. Налоговая обещает и дальше проводить рейды и закупки, вот только не поясняет, что это за мероприятия и насколько они законны. Эксперт «Тинькофф-журнала» Екатерина Мирошкина рассказала, что делать, если покупателем оказался налоговый инспектор.

Что это за история с тортами?

Есть люди, которые пекут торты, шьют купальники, делают маникюр на дому и берут за это деньги. Часто эти люди никак не оформлены: работают из дома, получают деньги на личную карту и не платят налоги.

Налоговая точно не знает, что вот этот продавец тортов на заказ не платит налоги. Это нужно как-то проверить и доказать. Видно, что девушка ведёт соцсети, выкладывает фотографии тортов и размещает прайс-листы. Но в бюджет от продажи этих тортов ничего не поступает. Девушка не декларирует доходы ни как ИП, ни как физлицо.

Налоговая идёт на хитрость и заказывает у девушки такой торт. Может быть, его даже оплачивают на карту или обещают привезти деньги наличными. На самом деле никто торт покупать не собирался, а вместо денег девушка получает уведомление, где её просят явиться для дачи пояснений: почему торты продаёте, а налоги не платите? И почему не оформлены как ИП? Где взносы и декларация?

  • Налоговую проверку любого человека могут провести прямо у него дома

На каком основании налоговая проводит рейды?

На сайте ФНС нет подробностей, что за мероприятие провела тверская налоговая. Написано, что это рейд, но такой формы налогового контроля нет в налоговом кодексе.

Есть камеральная проверка, выездная, предварительный контроль и даже совместные проверки с МВД. Но именно рейдов в списке полномочий налоговой нет. Это не форма налогового контроля.

  • Формы налогового контроля

Это значит, что нет какой-то статьи налогового кодекса про рейды, где можно узнать, как к ним готовиться, как они должны проходить и какими документами оформляются. Рейдов налоговой, по итогам которых можно что-то законно доначислить или потребовать, просто не существует.

Тогда, может, это была контрольная закупка?

Это не могла быть контрольная закупка. Налоговая имеет право их проводить только для проверки использования касс. Например, пробивает ли магазин чеки, отправляет ли их в налоговую, правильное ли там указано время.

Кассы должны использовать предприниматели и фирмы, но пока не все. Обычные люди не обязаны иметь кассу. Значит, и законного повода проводить контрольную закупку у обычного человека нет. Такую форму налогового контроля для поиска бизнеса на дому налоговики тоже использовать не могут.

Значит, налоговая действовала незаконно?

Налоговая вряд ли будет откровенно нарушать закон и потом открыто писать об этом на сайте. Но так называемый рейд или закупка, как написано на сайте ФНС, - это не налоговая проверка. По итогам такого рейда нельзя автоматически начислить налоги, пени и штраф.

Если говорить просто, то налоговые инспекторы могли действительно найти продавца домашних тортов, что-то у него заказать, а потом, представившись, взять на испуг. Мы, мол, из налоговой, всё знаем, вы продаёте торты на заказ и не платите налоги. Вот вам уведомление, приходите теперь давать пояснения. А не то пойдём в суд и оштрафуем вас за незаконное предпринимательство. Заодно пожалуемся в Роспотребнадзор и СЭС.

Но это всего лишь вызов для дачи пояснений. У налоговой есть такое право. Это ещё не значит, что нужно идти заполнять декларацию за два года, платить налоги и штрафы со всех поступлений на карту. После такого вызова может вообще ничего не произойти. Новости на сайте налоговой не означают, что завтра в вашем доме проведут рейд и всем что-то начислят.

Можно ли не приходить по вызову налоговой?

Придётся прийти. Вызов для дачи пояснений - это законный способ получить информацию для контроля налогов. Если не прийти в назначенное время, могут оштрафовать на две тысячи рублей. Но это штраф именно за неявку. Если прийти в налоговую и сесть напротив инспектора, штрафа уже не будет.

А вот ответственности за отказ от дачи пояснений нет. То есть можно сесть и молчать. Но лучше так не делать. Налоговые инспекторы - это обычные люди, которым дают указания и от которых требуют отчёты. Сказать что-нибудь всегда лучше, чем игнорировать вопросы. Они могут быть неприятными и даже провокационными. Вместо одного инспектора может быть несколько человек. Но это не значит, что они точно всё про вас знают и уверены, что все ваши переводы на карту - это деньги за торты или услуги.

  • Перевод на карту - это еще не доход. Не спешите платить налоги

Нужно ли подавать декларацию о доходах за несколько лет?

Вообще, нужно декларировать все доходы от клиентов и покупателей и платить с них налоги. Если вы не зарегистрированы как ИП и изредка пекли торты на заказ как физлицо, тогда нужно сдавать декларацию 3-НДФЛ по итогам года и платить 13% от прибыли со всех проданных тортов.

Если на самом деле вы печёте торты два года и хотите быть честным перед государством, можно отчитаться за два года. Но если вы продали всего лишь один торт и именно этому инспектору (ну так получилось: первый заказ и сразу налоговая), то декларацию сейчас вы подавать не обязаны - это можно сделать в следующем году - до 30 апреля, как и положено. А за прошлый год доход от продажи тортов, маникюра и аренды квартиры вы не получали и декларировать вам нечего.

  • Как легализовать большой неофициальный доход

Может. Смотрите, как это работает. Налоговая может начислять налоги косвенным методом . Так делают, когда нет данных о доходах или их нельзя проверить, но нарушение доказано. Тогда находят такого же кондитера, только честного: он должен тоже сам печь торты и продавать их через соцсети. Смотрят, сколько он задекларировал доходов и заплатил налогов - столько начисляют и «нечестному» кондитеру.

Начислять налоги косвенным или расчетным методом сложно даже для налоговой. Все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.

Ещё сложнее требовать недоимку. Иногда налоговая пытается, но не выходит. Чтобы доначислить налоги косвенным методом, нужно не просто вызвать вас для пояснений, а провести налоговую проверку с актом и как положено. Одних фотографий из интернета мало.

Что нужно сделать, чтобы меня не трогали?

Если вы продавали торты в прошлом году и боитесь, что налоговая об этом узнает, подайте декларацию. Срок для отчёта уже прошел, а вот для уплаты налога пока нет. Подавайте сейчас 3-НДФЛ за 2017 год. Заплатите штраф за просрочку декларации - 1000 рублей. До 16 июля 2018 года перечислите в бюджет нужную сумму.

Кстати, налога к уплате даже при наличии доходов может вообще не быть, если за 2017 год у вас есть право на вычет. Например, вы лечили зубы или платили за анализы - эту сумму можно вычесть из дохода от тортов.

  • Калькулятор социальных вычетов

Если хотите стать ИП, легализуйтесь, чтобы платить взносы и налог по выбранной системе налогообложения. Сейчас это несложно: есть бесплатные сервисы для регистрации, пошлину можно платить со скидкой , а заполнять декларацию прямо с телефона.

А можно ничего не платить и не сдавать?

У налоговой есть способы узнать о ваших доходах без мониторинга соцсетей и визитов на дом. Если захотят, найдут. А ещё ваш бизнес интересен не только налоговой. Кому-то из покупателей может не понравиться ваш торт, он пожалуется в МВД через сайт, и вас оштрафуют за незаконную предпринимательскую деятельность.

9345 юристов ждут Вас


В каких случаях налоговая может проверять счета физ.лица?

Здравствуйте.

Мне ежемесячно на банковскую карту приходят платежи за оказание услуг. Как ИП не зарегистрирована. Общая сумма платежей в месяц в районе 150-200 тысяч рублей. Никаких налогов не плачу.

Вопросы:

1. Может ли налоговая отследить мои доходы? Т.е. могут ли налоговые органы по каким-то причинам заинтерсоваться мной? Может ли налоговая самостоятельно, без какого-либо заявления, проверять счета физ.лица?

2. Что грозит если налоговая заинтересуется мной?

3. Как себя вести и что говорить если все-таки налоговики обратят внимание?

4. Если буду раз в год подавать декларацию как физ.лицо с указанием полученного дохода (суммы зачисленной на банковскую карту) - могут ли придраться?

Просьба ответить на все четыре вопроса. Спасибо!

Ответы юристов

Лучший ответ

Владимир Иванович (09.09.2013 в 20:26:07)

Добрый вечер!

В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке, а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

В настоящее время вы не зарегистрированы в качестве ИП, а значит в отношении вас пока не должно быть налоговых проверок, а налоговой полиции сейчас нет. Но не исключено, что возможны проверки, что вы осуществляете предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации.

Если всё же вами заинтересуются налоговая, то ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена Главой 16 НК РФ, например, статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора). Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Если в отношении вас будут тщательные проверки, первоначальный совет, это отказаться давать показания (не свидетельствовать против себя) и обратиться к юристу со всеми документами, которые дадут вам проверяющие органы, тогда уже можно будет разработать алгоритм вашего поведения.

Что касается налоговой декларации, можете её заполнять и подавать в налоговый орган, в этом случае вы вообще можете избежать какой либо ответственности. И последняя рекомендация, если вы всё же собираетсь и дальше заниматься данной деятельностью и систематически извлекать доход, советую зарегистрировать ИП и платить налоги. Надеюсь я вам помог, Жедаю успехов!

Лучший ответ

Ирина Николаевна (09.09.2013 в 23:47:34)

добрый вечер! 1 Налоговая в принципе самстоятельно вряд ли заинтересуется Вашими доходами, но если кто-либо напишет заявление о занятии Вами предпринимательской деятельностью, то проверка неминуема. 2 Вам грозит начисление налогов на доходы за последние три года 3 Лучше всего во взаимоотношениях с налоговой все отрицать, утверждать, что денежные средства Вам возращают по , например. 4 если вы хотите работать официально, то регистрируйтесь в качестве ИП, выбирайте систему налогообложения в соответствии с деятельностью (ЕНВД, УСН), заведите книгу доходов и расходов, платите налоги и взносы и тогда налоговая к вам не сможет придираться.

Бурняшев Дмитрий Викторович (09.09.2013 в 18:52:13)

1.Существует такое понятие,как камеральная проверка,но её могут провести у физ.лица только после подачи документов на .Есть такая служба которая отслеживает движение сомнительных сумм,но такими суммами они не будут заниматься.

2.В Вашем случае грозит уголовное преследование

Статья 199. Уклонение от и (или) сборов с организации

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 22] [Статья 199]

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3.Как ни странно звучит, нанять хорошего адвоката и молчать,так как суммы Вы укрываете не малые

Павел Артобалевский (09.09.2013 в 18:52:27)

1.Поправки в статью 86 НК РФ с 1 июля 2014 года расширят перечень информации, которую банки должны будут передавать налоговикам. Прежде всего отметим, что банки должны будут сообщать в инспекцию об открытии, изменении и закрытии не только счетов, но также вкладов и депозитов, причем, принадлежащих как организациям и ИП, так и «простым» физическим лицам. Информация, как и сейчас, будет сообщаться налоговикам в электронном виде в течение трех дней.

В отношении организаций и индивидуальных предпринимателей порядок запроса и получения информации останется практически тем же. А вот в отношении «простых» физических лиц налоговикам получить информацию о счетах, вкладах и депозитах будет немного сложнее. Решение о запросе такой информации в банке можно будет принять при наличии согласия либо руководителя УФНС по субъекту Федерации, либо руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

2. Если заинтересуется - проверка, по результатам будет принято решение (смотря что выявят). В настоящий момент, налоговой в отношении ВАс могут быть переданы в правоохранительные органы, материалы по осуществлению незаконной предпринимательской деятельности (если будут доказательства, а их сбор в отношении физ. лица имеют определенные трудности).

3.Необходимо помнить, что получение "разовой" прибыли, т.е. не систематически (периодически) в соотв. с действующим зак-вом не является предпринимательской деятельностью.

Юрий Владимирович (09.09.2013 в 20:35:39)

1.Естесственно могут. Для отслеживая доходов налоговая и сущесвует. Её возможности, конечно, не абсолютны, но банковские операции физичекого лица при определенных условиях интерес представляют. Из вашего вопроса прямо следует, что вы, не являсь предпринимателем, получаете деньги за услуги. Такие операции могут заинтересовать налоговую, в принципе, но это не обязательно. 2. Если даже вами заинтерсуется налоговая, то ничего ужасного реально вам не грозит. Нервы, конечно, потрепать могут, но следует руководствоваться простым принципом: "Чистосердечное признание облегчает душу, Но удлиняет срок, ложась в основу обвинения". Для того чтобы вам доказать незаконное предпринимательство, надо получить сведения о движении по вашему счету. А налоговая не имеет такого права отношении не субъекта предпринимательской деятельности. так что принципиально вам волноваться не за что. 3. Налоговики на вас внимания не обратят. А вот угадать какие вопросы в теории вам могут занять, сложно:-) Оптимально, не признавать ничего. Мало ли кто вам деньги должен раз переводят. Проблема может у вас возникнуть только если недовольный клиент стучать побежит. Вот только про того, кто о вас, можно и говорить, что это единичный случай и т.д., и вообще, провокация. Начинаете признавать - вас начинают грузить. 4. Если в будете подавать честную декларацию как физлицо, к вам придерутся с гарантией в 100%. Пока не трогают - молчите, как рыба об лед:-)

Николай Николаевич (09.09.2013 в 20:39:06)

ЗДРАВСТВУЙТЕ! может заинтересоваться Вами в случае, если возникнут сомнения в объективности поданой Вами деларации. Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов (ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка проводится как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц. Особенно это касается граждан при подаче документов на получение налоговых вычетов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов. Согласно информационному письму ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г. камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня подачи налогоплательщиком необходимых документов; не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах. Если во время проверки не было найдено расхождений и несоответствий, то налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное сообщение о проведенной проверке и о предоставлении налогового вычета и о порядке его получения. На практике встречаются случаи, когда налоговые инспекторы самовольно определяют дату ее начала – не с даты подачи документов, а с даты получения документов на проверку. Такая практика является неправомерной, так как определенный налоговым законодательством трехмесячный срок начинает течь именно с даты подачи документов. Также в ряде случаев налоговые инспекции самовольно трактуют налоговое законодательство, отсчитывая срок начала проверки со дня вынесения решения о ее проведении. В этом случае налоговые инспекторы путают понятия «вынесение решения» (которого для камеральных проверок не нужно) и «дату передачи документов инспектору для проверки и исполнения». Проблемные ситуации, возникающие между гражданином и инспекцией при проведении камеральной проверки При проведении проверок могут возникнуть ситуации, когда налоговый орган превысит свои права и полномочия, а заявитель-гражданин идет у него на поводу. Но это является не виной, а бедой налогоплательщика. Мало кто из заявителей подробно знает свои права и права инспектора. Кроме того, чисто психологически человек готов представить в контрольно-надзорные органы любой документ, чтобы приблизить положительное решение, да и менталитет русского человека таков, что он не будет лишний раз идти на конфликт с проверяющими. Мы рассмотрим лишь несколько возможных ситуаций, которые позволят физическому лицу не только получить вычет, но и пресечь попытки неправомерных действий налогового инспектора. Повторная «камералка» На практике возникают ситуации, когда налоговые органы после проведения камеральной проверки и вынесения положительного решения уведомляют налогоплательщика о проведении повторной камеральной проверки по «вновь открывшимся обстоятельствам» (некоторые из так называемых вновь открывшихся обстоятельств будут рассмотрены ниже). Однако Налоговый кодекс не содержит ни самого понятия «повторная налоговая проверка», ни требований и порядка ее проведения. Таким образом, требование о проведении повторной камеральной проверки является незаконным и необоснованным. На стороне налогоплательщика в этом вопросе и мнение Минфина РФ, который в письме от 31.05.2007 г. № 03-02-07/1-267 указал, что проведение повторной камеральной проверки после вынесения решения незаконно. Налоговые инспекции могут проводить только проверку уточненных налоговых деклараций, подаваемых налогоплательщиком в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 81 Кодекса. Но такая камеральная проверка будет считаться не повторной проверкой, а проверкой, проводимой в рамках проверки уточненной декларации. Необходимо помнить и тот факт, что камеральная проверка проводится только в течение трех месяцев после подачи налоговой декларации. Если же этот срок нарушен, то применять штрафные санкции к налогоплательщику налоговая инспекция не имеет права. Это подтверждается и арбитражной практикой, в частности, постановлением ФАС Дальневосточного округа от 09.08.2004 г. № Ф03-А73/04-2/1989.

Чтобы не попасть в поле зрения налоговых органов, достаточно изучить основные критерии, по которым составляется план налоговых проверок. Если проверка неизбежна, нужно вести грамотный диалог с налоговой инспекцией, отстаивать свои интересы. Для этого необходимо знать не только права и обязанности налогоплательщика, но и полномочия налоговых инспекторов. О видах налоговых проверок, их документальном оформлении, способах и сроках проведения, а также об оценке рисков для налогоплательщиков, установленных ФНС России, можно узнать из предлагаемой статьи.

Налоговая проверка — это действие налоговой инспекции (ИФНС) по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов налогоплательщиками (предпринимателями и организациями любой формы собственности). В ходе проверки сравниваются данные бухгалтерского и налогового учета, полученные в результате проверки, с данными налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности, представленных в ИФНС.

Право на проведение налоговых проверок регламентировано ст. 87-105 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Проверки, проводимые налоговыми органами, делятся на камеральные, выездные и встречные.

Выездная проверка

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. Другими словами, предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы , которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим. К первичным документам относятся договоры, отгрузочные накладные, акты о выполнении договорных обязательств, внутренние приказы, распоряжения, протоколы, иные документы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика , в исключительных случаях (у налогоплательщика нет помещения, в котором могли бы работать проверяющие) — по месту нахождения налогового органа. При этом налоговые инспекторы вправе убедиться в отсутствии помещений для проведения проверки путем осмотра территории налогоплательщика, используемой для осуществления предпринимательской деятельности. Следует отметить, что налогоплательщик не имеет права препятствовать работе сотрудников налоговых органов, предъявивших ему служебные удостоверения и решение о проведении проверки.

В ходе выездной проверки налоговые инспекторы могут проверить содержание производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, расположенных по месту регистрации или по месту деятельности налогоплательщика, затребовать инвентаризационные описи.

Основными участниками выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). С выездными проверками могут быть связаны действия других лиц (например, экспертов, переводчиков), но такие действия, как правило, обусловлены инициативой налогового органа.

Налоговую проверку проводит инспекция, расположенная по месту регистрации налогоплательщика. Следует отметить, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит только налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Проверка осуществляется на основании решения о проведении выездной налоговой проверки. Этот документ проверяющие обязаны предъявить перед началом проверки. Он оформляется на бланках установленного образца, которые утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (в ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (далее — Приказ № САЭ-3-06/892@).

Согласно ст. 89 НК РФ в решении о проведении налоговой проверки должны быть указаны следующие сведения :

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Если они потребуют документы, не относящиеся к проверке, налогоплательщик вправе им отказать.

Общий срок проведения выездной проверки — не более двух месяцев . Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, в исключительных случаях — до шести месяцев.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

При продлении срока месяцы прибавляются к начальным двум месяцам проверки, то есть весь срок удлиняется до четырех (или шести) месяцев.

Датой начала выездной налоговой проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении проверки, датой окончания — день составления справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка вручается налогоплательщику (его представителю) лично или направляется по почте.

Выездной налоговой проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет , предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по следующим причинам :

  • необходимо истребовать дополнительную информацию по проверяемым налогам и сборам;
  • нужно получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  • есть необходимость в проведении экспертизы;
  • требуется перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку.

Приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, от которого потребовали документы. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев . Если проверка была приостановлена на основании недостатка информации, представленной иностранными государственными органами в рамках международных договоров Российской Федерации, и в течение 6 месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от уполномоченного лица иностранного государства, срок приостановления проверки может быть увеличен на 3 месяца .

На период приостановления выездной налоговой проверки истребование документов у налогоплательщика прекращается. Налогоплательщику возвращаются все подлинники документов, ранее переданных на налоговую проверку, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Кроме того, налоговые инспекторы обязаны освободить помещение налогоплательщика, в котором находились во время проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По результатам выездной проверки составляется акт налоговой проверки по форме, установленной в Приказе № САЭ-3-06/892@. Срок его представления налогоплательщику — 2 месяца при обычной выездной проверке, 3 месяца — при проверке консолидированной отчетности. Срок исчисляется со дня окончания проверки и составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Количество проводимых проверок НК РФ ограничено. В отношении одного налогоплательщика или налогового агента проводится только одна налоговая проверка в год, проведение двух и более выездных налоговых проверок в течение одного календарного года неправомерно. Исключение составляют случаи, когда руководителем ФНС России принимается решение о необходимости проведения налоговой проверки сверх указанного ограничения.

Если организация не согласна с выводами налоговой инспекции, представленными в актах, то в течение одного месяца со дня получения акта она вправе представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям в налоговую инспекцию. К письменным возражениям следует приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Количество проверок в календарном году определяется по датам начала и окончания их проведения, то есть по датам вынесения решения о проведении проверки и составления справки о проведенной проверке. Даты подписания акта и решения по результатам проверки во внимание не принимаются.

Повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период ст. 89 НК РФ запрещены. Исключение составляют следующие случаи:

  • реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика;
  • повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Камеральная проверка

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения ИФНС.

В ходе камеральной проверки должностное лицо налогового органа проверяет:

  • правильность исчисления налоговой базы. При этом анализируется:

Логическая связь между отдельными отчетными и расчетными показателями;

Сопоставимость отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

Взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

  • правильность арифметического подсчета данных, отраженных в налоговых декларациях;
  • обоснованность заявленных налоговых вычетов (на основании документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации);
  • правильность применения налогоплательщиком льготы;
  • соответствие между данными отчетности с данными о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученными из других источников.

В каждой налоговой инспекции есть методические рекомендации по камеральной проверке налоговых деклараций. В таблице 1 представлен пример согласованности контрольных соотношений показателей налоговой декларации по НДС.

Таблица 1. Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС

Контроль соотношений

Когда соотношение не выполняется

Заполнение строк отчетных форм

Декларация по НДС

Если стр. 150 и стр. 130 разд. 3 > 0, то стр. 110 этого же раздела декларации должна быть равна стр. 150. Эти показатели налоговики проверяют нарастающим итогом (то есть складывают данные всех деклараций с начала года)

Соотношение не выполняется, если сумма НДС по авансам выплаченным, ранее принятая к зачету в бюджет, не была восстановлена после приобретения товаров, работ, услуг от поставщиков, то есть требования подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ не выполняются

В разделе 3 рассчитывается сумма НДС, подлежащая уплате (зачету) в бюджет.

По строке 150 указывается сумма НДС с авансов, перечисленных поставщикам в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг.

В строке 130 отражают сумму, принимаемую к вычету в бюджет по приобретенным материальным ценностям, основным средствам, работам, услугам.

По строке 110 указывается сумма НДС, ранее принятая к вычету в бюджет по авансам, выплаченным поставщикам, и подлежащая восстановлению после приобретения этих товаров, работ, услуг.

По строке 160 указывается сумма НДС, ранее исчисленная при выполнении СМР собственными силами, принимаемая к вычету.

По строке 060 указывается сумма выполненных собственными силами СМР (гр. 3) и сумма НДС, начисленная на эти работы (гр. 5)

Показатель гр. 5 стр. 060 разд. 3 декларации должен быть больше или равен стр. 160 этого же раздела

Соотношение не выполняется, если сумма НДС, принятая к вычету по выполненным для собственного потребления СМР (стр. 160), превысила сумму НДС, ранее начисленную на эти выполненные работы (гр. 5 стр. 060)

Если в ходе камеральной проверки налоговики выявят нарушения законодательства о налогах и сборах, они обязаны составить акт проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания проверки.

Встречная проверка

Налоговые органы наряду с выездными и камеральными проверками могут проводить и встречные проверки.

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа у покупателя и поставщика (накладные, счета-фактуры и т. д.). При условии правильного отражения хозяйственной деятельности разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. Сопоставляя документы, можно установить несоответствие количества товара, единиц измерения и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком укрытия доходов от налогообложения.

Встречная налоговая проверка проводится в случае, если у налоговой инспекции в ходе проверки хозяйственных операций возникла обоснованная необходимость в получении дополнительной информации об определенном контрагенте проверяемой организации. Такая необходимость может возникнуть в следующих случаях :

  • ИМНС располагает сведениями об уклонении организации от уплаты налогов путем применения специальных схем;
  • вызывает сомнения подлинность представленных документов;
  • есть подозрение на фиктивность сделки;
  • возникли подозрения, что проверяемая организация не приходует товарно-материальные ценности на складе, не отражает денежные средства в кассе или на банковских счетах.

На практике довольно часто налоговые органы проводят встречные проверки в случаях отклонения от обычных и стандартных операций (при проведении взаимозачетов, уступок и переуступок прав требований по обязательствам, бартерных операций, при безвозмездно оказанных услугах).

Налоговая инспекция проверяемой организации направляет запрос в инспекцию контрагента (например, поставщика товаров), в котором перечисляет все необходимые документы, касающиеся определенных операций. Налоговая инспекция поставщика направляет ему требование о предоставлении документов. Это требование должно содержать:

  • полное наименование проверяемой организации, ее ИНН/КПП;
  • обоснование направления требования (указывается ст. 87 НК РФ) и вид налоговой проверки, при проведении которой возникла необходимость в получении информации о деятельности проверяемого налогоплательщика;
  • полное наименование поставщика проверяемой организации, его ИНН/КПП;
  • перечень требуемых документов;
  • срок предоставления требуемых документов (обычно 5 дней с момента получения требования);
  • указание на предоставление требуемых документов в виде заверенных должным образом копий;
  • указание на предусмотренную НК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях ответственность за непредставление документов.

Требование должно быть подписано начальником отдела и руководителем налогового органа (его заместителем).

На встречную проверку по определенной операции, например приобретение товаров, будут затребованы накладная и счет-фактура на отгрузку товара, книга продаж, договоры, сертификаты, декларации по НДС, бухгалтерские и налоговые регистры, платежные поручения и т. п.

Налоговый инспектор проверяет предоставленные поставщиком копии документов, сопоставляет их с документами проверяемой организации. В случае отсутствия у поставщика нарушений инспектор может не выносить решения о его проверке. Если нарушение законодательства РФ о налогах и сборах имело место, то составляется акт по проверке, который подписывается руководителем (его заместителем) и вручается руководителю организации поставщика (или направляется по почте). По истечении 14 дней с момента вручения акта поставщик может его оспорить в налоговой инспекции (в ходе проведения процедуры урегулирования разногласий). Если организация не направляет в налоговую инспекцию разногласия, то по истечении указанного срока оформляется решение налогового органа по налоговой проверке и вручается налогоплательщику для оплаты недоимки по налогам, а также пеней и штрафов.

Налоговые органы могут проводить и неналоговые проверки. К ним относятся проверки по применению контрольно-кассовых машин, проверка производства и оборота алкогольной продукции и т. д.

Кого проверяют

30.05.2007 ФНС России издан Приказ № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее — Приказ № ММ-3-06/333@), в котором указаны критерии отбора налогоплательщиков при планировании налоговых проверок. Цели разработки Концепции системы планирования выездных налоговых проверок:

  • создание единой системы планирования выездных налоговых проверок;
  • повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;
  • обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
  • сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в теневом секторе экономики;
  • информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по определенным критериям.

Рассмотрим критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков , используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

1 . Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приведен в Приложении № 3 к Приказу № ММ-3-06/333@. Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

2 . Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (двух и более лет).

3 . Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по НДС за 12 месяцев превышает 89 % от суммы налога, исчисленного с налоговой базы.

ПРИМЕР 1

Торговая компания реализует оборудование для пищевой промышленности (печи, холодильники и т. п.). Выручка за 12 месяцев без НДС составила 34 830 000 руб., сумма НДС, начисленного с выручки, — 6 269 400 руб .

Рассчитаем долю вычетов по налогу на добавленную стоимость за 12 месяцев в сумме НДС, начисленного с налогооблагаемой базы. Данные для расчета приведены в табл. 2.

Таблица 2. Данные для расчета

Период

Сумма начисленного НДС, руб. ((гр. 2 + гр. 3) × 18 %)

Сумма НДС к оплате (зачету) в бюджет, руб. (гр. 4 - гр. 5)

Итого

34 830 000

15 170 000

9 000 000

8 520 000

По данным табл. 2, сумма начисленного за 12 месяцев НДС — 9 000 000 руб., а сумма НДС, предъявленная к вычету в бюджет, — 8 520 000 руб ., что составляет 94,67 % от суммы НДС, начисленного с налогооблагаемой базы. Следовательно, у организации имеются все основания попасть в поле зрения налоговой инспекции.

4 . Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Расходы налогоплательщика увеличиваются быстрее, чем растут доходы.

В данном случае сопоставляется бухгалтерская и налоговая прибыль. Данные для сопоставления берутся их бухгалтерской отчетности (отчета о прибылях и убытках) и налоговой декларации по прибыли.

ПРИМЕР 2

Воспользуемся данными предыдущего примера. Торговая выручка без НДС за год составила 34 830 000 руб., начисленный НДС — 6 269 400 руб.

Отчетные данные бухгалтерского учета приведены в табл. 3, налогового учета — в табл. 4.

Таблица 3. Отчетные данные бухгалтерского учета, руб.

Период

Выручка от реализации товаров (стр. 2110 отчета о прибылях и убытках)

Доходы от участия в других организациях (стр. 2310 отчета о прибылях и убытках)

Расходы от обычных видов деятельности (стр. 2120, 2210, 2220 отчета о прибылях и убытках)

Прочие расходы (стр. 2350 отчета о прибылях и убытках)

Итого

34 830 000

3 600 000

33 550 000

4 330 000

Таблица 4. Отчетные данные налогового учета, руб.

Период

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации (стр. 030 листа 02 декларации по прибыли)

Прибыль (гр. 2 + гр. 3 - гр. 4 - гр. 5)

Итого

34 830 000

3 600 000

34 200 000

1 190 000

3 040 000

За базовый период берем 1 квартал. Расчет темпов роста проведем по отношению к 1 кварталу.

Расчет темпов роста расходов над темпами роста доходов в бухгалтерском учете представлен в табл. 5, в налоговом — в табл. 6.

Таблица 5. Расчет темпов роста расходов над темпами роста доходов в бухгалтерском учете

Период

Всего доходов, руб.

Всего расходов, руб.

Разница с базовым периодом, руб.

Темп роста к базовому периоду, %

Алгоритм расчета: разницу в выручке между отчетным и базовым кварталом делим на выручку отчетного квартала.

Рассчитаем темпы роста доходов :

  • во втором квартале: 930 000 руб. / 9 430 000 руб. × 100 % = 9,86 % ;
  • в третьем квартале: 3 000 000 руб. / 11 500 000 руб. × 100 % = 26,09 % ;
  • в четвертом квартале: 500 000 руб. / 6 900 000 руб. × 100 % = 5,56 % .

Аналогично рассчитают темпы роста расходов.

Таблица 6. Расчет темпов роста расходов над темпами роста доходов в налоговом учете

Период

Всего доходов, руб.

Разница с базовым периодом, руб.

Темп роста к базовому периоду, %

Всего расходов, руб.

Разница с базовым периодом, руб.

Темп роста к базовому периоду, %

Разница темпов роста между доходом и расходом, %

Исходя из данных табл. 5, 6 темпы роста расходов растут быстрее, чем темпы роста доходов. Эта тенденция прослеживается в бухгалтерском и налоговом учете. Отсюда следует, что торговая компания может заинтересовать налоговиков и стать кандидатом на налоговую проверку.

5 . Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня выплат по виду экономической деятельности.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников :

  • официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата. Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата находится на официальном интернет-сайте Росстата www.gks.ru;
  • сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  • по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);
  • официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru .

Кроме того, учитывается информация, поступающая в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы (в конвертах), неоформлении (или оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и другая аналогичная информация.

Данные по заработной плате налоговые службы берут из формы 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» (ее представляют все организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом). Данные о доходах, отраженных в форме 2-НДФЛ по каждому сотруднику, сравниваются с официальными данными статистики.

Часть такой информации для сравнения представлена в табл. 7, составленной по данным Росстата о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников организаций по видам экономической деятельности в РФ, опубликованным на официальном сайте.

Таблица 7. Данные о среднемесячной заработной плате по видам экономической деятельности, руб.

Вид экономической деятельности

Средняя зарплата за 2013 г. в расчете на одного работника

Средняя зарплата за октябрь 2014 г. в расчете на одного работника

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Металлургическое производство

Строительство

На основании данных табл. 7 можно сделать следующий вывод : если организация не хочет попасть в поле зрения налоговой инспекции, то официальный доход менеджера, продавца-консультанта, автослесаря в среднем за 2014 г. должен быть менее 26 000 руб. в месяц.

6 . Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.

Риски возникают, если у организаций, применяющих специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, ЕСХН), показатели приближались менее чем на 5 % к предельному значению более одного раза в течение налогового периода.

Компании вправе применять специальные налоговые режимы, если:

  • годовой размер доходов не превышает 60 млн руб. (при этом годовой доход умножается на коэффициент-дефлятор);
  • численность работников не должна превышать 100 чел.;
  • доля участия организаций в уставном капитале составляет не более 25 %.

В 2014 г. коэффициент-дефлятор для УСН установлен в размере 1,067 . Соответственно, годовой размер доходов за 2014 г., который позволит применять УСН, составит 64 020 тыс . руб . (60 млн руб. × 1,067).

Для перехода на упрощенную систему налогообложения с 2015 г. доходы компании за 9 месяцев 2014 г. не должны превышать 48 015 тыс . руб . (45 млн руб. × 1,067). Соответственно, если за 9 месяцев 2014 г. доходы компании составят 45 619 руб., а за год — 61 млн руб., то при таком приближении к предельному значению организация может попасть под налоговую проверку.

7 . Отражение индивидуальным предпринимателем, уплачивающим единый налог «доходы минус расходы», суммы расхода, максимально (на 83 %) приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

Так, если доход ИП составил 50 000 000 руб. в год, а его расход — 42 000 000 руб., что составляет 84 % от суммы дохода, то у такого предпринимателя есть все шансы попасть под налоговую проверку.

8 . Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками, то есть цепочки контрагентов выстраиваются без учета разумных экономических или иных причин (деловой цели). В данном случае принимаются во внимание обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление № 53).

Под налоговой выгодой для целей Постановления № 53 понимается уменьшение размера налоговой обязанности по уплате налогов вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Доказывать, что полученная налогоплательщиком налоговая выгода является необоснованной, входит в обязанности налоговой инспекции.

О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств :

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие реальных материальных ресурсов, управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств для достижения результатов соответствующей экономической деятельности;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

При решении споров судам необходимо принимать во внимание, что обстоятельства , перечисленные ниже, сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной :

  • создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный характер хозяйственных операций;
  • нарушение налогового законодательства в прошлом;
  • разовый характер операции;
  • осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
  • осуществление расчетов с использованием одного банка;
  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Такое указание отражено в Постановлении № 53.

9 . Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов.

При проверке правильности заполнения строк налоговых деклараций налоговиками могут быть выявлены ошибки, несоответствия или противоречия. В этом случае налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление с требованием представить пояснения в течение 5 дней или внести исправления в налоговые декларации.

Письмом ФНС России от 03.07.2012 № АС-5-3/815дсп@ установлены контрольные соотношения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. С помощью контрольных соотношений (взаимоувязанных показателей бухгалтерской и налоговой отчетности) налогоплательщики могут самостоятельно проверить налоговые декларации на наличие в них ошибок и противоречий :

1) если в отчете о движении денежных средств показатель стр. 4211 «Поступления от продажи внеоборотных активов» больше 0, то стр. 010 «Количество объектов реализации амортизируемого имущества» приложения 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль также должна быть больше 0 . То же самое относится к стр. 030 «Выручка от реализации амортизируемого имущества» этого приложения.

Если реализация основных средств и оплата за них прошли в рамках одного отчетного периода, то указанное соотношение должно выполняться. В случае невыполнения этого соотношения (например, по стр. 4211 отчета о движении денежных средств указана оплата в сумме 100 000 руб., а в стр. 010 и стр. 030 приложения 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль стоят прочерки) налоговая инспекция сделает вывод, что доходы от реализации основных средств не отражены в декларации по налогу на прибыль, а следовательно, занижена налогооблагаемая база по прибыли;

2) если в отчете о движении денежных средств значение стр. 4322 «Уплата дивидендов и иных платежей в пользу собственников (организаций)» больше 0, то сумма стр. 110 «Сумма налога, начисленная с дивидендов, выплаченных в предыдущие отчетные (налоговые) периоды» и стр. 120 «Сумма налога, начисленная с дивидендов, выплаченных в последнем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода» листа 03 декларации по налогу на прибыль также должна быть больше 0 .

В случае невыполнения этого соотношения (например, получение дивидендов отражено в отчете о движении денежных средств, а в налоговой декларации стр. 110 и стр. 120 листа 03 не заполнены) налоговики сделают вывод, что выплаченные дивиденды не попали в налогооблагаемую базу по прибыли, то есть налогооблагаемая база занижена;

3) должно соблюдаться равенство соотношений в разных разделах налоговой декларации:

  • строка 040 «Сумма налога к доплате» разд. 1 декларации по налогу на прибыль равна стр. 270 «Сумма налога на прибыль к доплате в федеральный бюджет» листа 02.

Если стр. 040 разд. 1 > стр. 270 листа 02, то завышена сумма налога к доплате; если стр. 040 разд. 1 < стр. 270 листа 02, то занижена сумма налога к доплате;

  • строка 050 «Сумма налога к уменьшению» разд. 1 декларации по налогу на прибыль равна стр. 280 «Сумма налога на прибыль к уменьшению в федеральный бюджет» листа 02.

Если стр. 050 разд. 1 > стр. 280 листа 02, то завышена сумма налога к уменьшению; если стр. 050 разд. 1 < стр. 280 листа 02, то занижена сумма налога к уменьшению.

10 . Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Риск возникает, когда налогоплательщик два и более раз снимался с учета в налоговом органе в связи с изменением адреса (переход в другую налоговую инспекцию).

11 . Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Решение о проведении выездной налоговой проверки может быть принято, если у налогоплательщика по данным его бухгалтерского учета рентабельность ниже среднеотраслевой на 10 % и более. Отраслевую рентабельность можно установить из специальных сборников, публикуемых Росстатом, или на сайте www.gks.ru .

К СВЕДЕНИЮ

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 г., по основным видам экономической деятельности приведен в Приложении № 4 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Рентабельность продаж рассчитывается как соотношение между прибылью от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. Рентабельность активов — это соотношение прибыли и стоимости активов организаций.

Если финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный, имеет место убыточность.

ПРИМЕР 3

Торговая компания занимается оптовой торговлей пищевого промышленного оборудования. По данным годовой финансовой отчетности и акта сверки с налоговой инспекцией, в котором указаны уплаченные в бюджет налоги, компания произвела расчет налоговой нагрузки , рентабельности продаж и рентабельности активов . Данные для расчета представлены в табл. 8.

Таблица 8. Данные для расчета

Показатель

Форма отчетности

Сумма, руб.

Выручка от реализации товаров без НДС

Отчет о прибылях и убытках (стр. 2110)

Себестоимость продаж

Отчет о прибылях и убытках (стр. 2120)

Коммерческие расходы

Отчет о прибылях и убытках (стр. 2210)

Прибыль (убыток) от продаж

Отчет о прибылях и убытках (стр. 2200)

Бухгалтерский баланс (стр. 1110)

Основные средства

Бухгалтерский баланс (стр. 1150)

Сумма уплаченных налогов

В том числе:

налог на прибыль

Акт сверки с налоговой инспекцией

налог на имущество

Акт сверки с налоговой инспекцией

налоги во внебюджетные фонды

Акт сверки с налоговой инспекцией

В результате расчетов получены следующие финансовые показатели :

  • налоговая нагрузка: 1 976 000 руб. / 34 830 000 руб. × 100 % = 5,67 % , норма в оптовой торговле — 2,6 % (норме соответствует);
  • рентабельность продаж: 1 280 000 руб. / (24 550 000 руб. + 9 000 000 руб.) × 100 % = 3,81 % , норма — 7,1 % (норме не соответствует);
  • рентабельность активов: 1 280 000 руб. / (200 000 руб. + 2 200 000 руб.) × 100 % = 53,33 % , норма — 7,2 % (норме соответствует).

Вывод : рентабельность продаж у торговой организации низкая, остальные показатели в норме. Риск попасть в поле зрения налоговой инспекции — средний.

12 . Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, в том числе с использованием фирм-«однодневок».

  • при заключении сделки, подписании договоров и обсуждении условий поставок товаров отсутствуют личные контакты руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • полномочия руководителя или должностного лица компании-контрагента документально не подтверждены;
  • нет информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных или торговых помещений;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет сайта, рекомендаций партнеров или других лиц, отсутствует реклама в СМИ). Негативность данного признака усугубляется, если имеется много доступной информации о других организациях, которые ведут деятельность в этой же отрасли и предлагают идентичные (аналогичные) товары, работы или услуги по более низким ценам;
  • нет информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ через официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Все эти признаки свидетельствуют о том, что налоговые органы отнесут вашего контрагента к проблемным, то есть к фирмам-«однодневкам», и сочтут ваши сделки сомнительными.

Дополнительно повышает перечисленные риски одновременное присутствие следующих обстоятельств :

  • контрагент, имеющий указанные выше признаки, выступает в роли посредника;
  • договор содержит условия, которые сильно отклоняются от существующих обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т. п.);
  • у контрагента нет копий документов, подтверждающих наличие у него производственных помещений, имущества, квалифицированных кадров, лицензий, то есть отсутствуют возможности для реального выполнения условий договора;
  • товар, который обычно производят физические лица, не являющиеся предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом) продукция промысла и т. п.), приобретается через посредников;
  • растет задолженность контрагента, но не принимаются меры к ее взысканию (при этом поставки продолжаются);
  • выдача/получение займов без обеспечения, покупка/продажа неликвидных векселей. Негативность этого признака усугубляется, если в договоре не прописаны условия о процентах или установлен срок погашения обязательств более трех лет;
  • в общей сумме затрат налогоплательщика большую часть составляют расходы по сделкам с проблемными контрагентами (при отсутствии экономической выгоды, экономического обоснования целесообразности этих сделок и т. п.).

Если организация не попадает ни под один из 12 представленных критериев, то риск быть проверенной налоговыми органами всегда остается. Дело в том, что под эти критерии могут попадать ее контрагенты. Многие привлекают внимание налоговых органов еще на стадии регистрации, в случае использования адреса массовой регистрации, массового директора или учредителя и т. д. По этим признакам налоговая инспекция берет организацию на заметку, так как она имеет все признаки «однодневки».

Что проверяет ИМНС

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному (тематическая проверка) или нескольким налогам (комплексная проверка). По объему проверяемых документов проверка бывает сплошная или выборочная.

Сплошная проверка подразумевает проверку всех документов организации (первичные документы, журналы-ордера, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) за период, указанный в решении о проведении проверки. При выборочной проверке проверяется только часть документации, попавшей в выборку. Глубину, степень, направление выборки определяет сам проверяющий.

Должностное лицо налогового органа самостоятельно выбирает метод проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщику становится известно о примененном методе только из акта выездной налоговой проверки, а этот акт составляется по окончании самой проверки. Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

В ходе налоговой проверки осуществляются следующие мероприятия:

  • проверяется:

Правильность ведения бухгалтерского и налогового учета и его соответствие первичным документам, оформленным согласно требованиям законодательства;

Факт представления отчетности в налоговые органы;

  • устанавливается:

Правильность выбранного режима налогообложения по виду деятельности;

Соблюдение требований законодательства о налогах и сборах;

Правильность исчисления и уплаты налогов;

Своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган;

  • исследуется:

Правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

Правильность и полнота отражения документов в бухгалтерском и налоговом учете;

Правильность определения объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

  • истребуются:

У налогоплательщика — дополнительные документы и необходимые пояснения;

У сторонних лиц — документы о налогоплательщике.

Риск налоговых проверок всегда присутствует, поэтому налогоплательщику можно рекомендовать :

  • не использовать или свести к минимуму теневые схемы;
  • подготовить обоснованную первичную документацию в подтверждение сделок;
  • вовремя предоставлять исчерпывающую информацию на все запросы налоговой инспекции;
  • проводить мониторинг контрольных соотношений после составления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

При выявлении в сданных декларациях ошибок, которые приводят к занижению налогооблагаемой базы, следует подготовить и представить в налоговую инспекцию уточненные декларации (желательно с приложением объяснений, приведших к такому занижению). Уточненную декларацию налогоплательщик может подать до начала проведения проверки. В ходе уже начавшейся проверки никакие уточнения приниматься не будут. Уточненная налоговая декларация, сданная до проверки, поможет избежать штрафных санкций, так как налогоплательщик сам выявил и исправил ошибку. Если ошибку найдут налоговые инспекторы во время проверки, то штрафные санкции неизбежны. Кроме того, не следует забывать о мониторинге законодательства.

Иногда людей интересует, может ли налоговая проверить расчетный счет? На определенных основаниях, конечно, может. На то она и официальная государственная служба. Но есть ряд существенных нюансов:

  • кому принадлежит р/с (физлицу, ИП или ООО);
  • законодательные основания;
  • в каких случаях инспекторы имеют право осуществить проверку.

Физические и юридические лица

Расчетный счет юридического лица, проверяемый официальными службами, – это тот, о котором , сразу же при открытии. То есть он обязался платить налог с прибыли, которая фиксируется на данном р/с. Получив квартальный (или годовой) отчет, налоговая имеет право сделать запрос банку, чтобы проверить, нет ли расхождений.

Во всех остальных случаях движения средств физлиц называются лицевыми и являются конфиденциальной информацией, которую банк может раскрыть только при очень веских аргументах (например, идет судебное разбирательство и сделан официальный запрос от правоохранительных органов).

Законодательная база

На основании банковского договора о проведении операций хозяйственной деятельности (Положение ЦБ РФ – пункты 1.12, 2.3 и 2.5). Статьей 23 профильного кодекса (в подпункте 1 пункта 2) предусмотрено требование налогоплательщику обязательного сообщения в налоговую службу об открытии или закрытии р/с (для этого используется форма № С-09-1).

При нарушении этих пунктов (если не обращаться в службу в течение 7 дней после открытия счета), с владельца будет взыскан штраф 5 тыс. руб. на основании ст. 118 Налогового кодекса, а у службы появятся все основания для полной проверки движений на сомнительном счету.

То есть, согласно налоговому кодексу РФ, инспекционные службы имеют право запрашивать у банков информацию:

  • об и ;
  • остаток на момент запроса;
  • справка о переводе средств.

Банк обязан предоставить запрашиваемые данные в течение трех дней.

Проверка может осуществляться и на основании ст. 122 и 129.3 за неуплату, частичную неуплату подоходного сбора, а также других правонарушений в отношении Налогового кодекса.

Проверка юридического лица

– это запрос в банк для получения выписки по дебетовым операциям налогоплательщика за отчетный период. Не более того. Если все в порядке, юридическое лицо спокойно продолжает свою деятельность до следующего отчетного периода.

Любой другой осуществляется при наличии фактов, свидетельствующих о нарушении кодекса РФ:

  1. Неполучение отчетности в установленный для подоходного периода срок (например, каждый квартал или год).
  2. Выявление нарушений в ходе планового камерального аудита. При этом официально зафиксированные факты нарушений могут послужить основанием для изучения движения средств на расчетном счету.
  3. Несоответствие суммы, которая указывается для оплаты подоходного налога. Например, она оказалась меньше той, что поступила на дебетовый баланс в течение отчетного периода. В этом случае налогоплательщику придется доказывать, что разница – это средства, которые к доходу не имеют никакого отношения.

Что касается последнего пункта, нужно иметь в виду, что р/с регистрируется в налоговой именно как инструмент предпринимательской деятельности. Если есть надобность в получении каких-либо поступлений личного характера, для этого, соответственно, заводится отдельный счет на получателя, как физическое лицо.

Проверка физического лица

Дебетовые счета физлица могут проверяться налоговой только на основании конкретных фактов намеренного укрытия доходов. Во-первых, инспекторам придется еще доказать, являлся ли перевод денежных средств уплатой за оказанные услуги и товары или все-таки имел сугубо личный характер (материальной помощью от родственников или уплатой долга приятелем). Во-вторых, все подозрения должны иметь документальное подтверждение (например, заявление обманутого клиента, перечислившего деньги за услугу, которую ему не оказали) и т. д.

Официальные службы могут начать изучение «сомнительного» счета на основании косвенных улик о незаконной предпринимательской деятельности. Например, если в ходе аудита одного налогоплательщика обнаруживается сумма с назначением «за оказание услуг» или «за поставленный товар» и т. п., которая была перечислена на счет некого физлица, которое не зарегистрировано как индивидуальный предприниматель. Вот этим гражданином, осуществляющим незаконную предпринимательскую деятельность, тоже может поинтересоваться налоговая служба.