Социальная структура стран европы. Основные тенденции социально-экономического развития европейского общества. Расовый состав населения

Социальная структура стран европы. Основные тенденции социально-экономического развития европейского общества. Расовый состав населения

В Хельсинки очень хорошо развитая сеть общественного транспорта. Настолько хорошо, что, как сообщали финские СМИ, часть столичных жителей даже не думает о приобретении личного автотранспорта, так как передвигаться на городском транспорте им гораздо удобнее и быстрее.

Общественный транспорт в Хельсинки представлен автобусами, трамваями и метро. По одному и тому же билету (в зависимости от его срока действия, конечно) можно пересаживаться с одного вида транспорта на другой неограниченное количество раз. Также по этому билету можно проехать и на паромах (ходят до крепости Суоменлинна и входят в систему городского общественного транспорта). Однако, есть исключение, касающееся разовых билетов, купленных у водителя трамвая, но об этом чуть ниже.

Власти Хельсинки стараются сделать общественный транспорт максимально удобным и комфортным для жителей и гостей города. И даже попытались организовать некую обратную связь в реальном времени))) С прошлого года, например, пассажиры могут оценить качество поездки в автобусах, нажав на кнопку с изображенным на ней поднятым вверх большим пальцем (что-то вроде кнопки "Лайк" в социальных сетях).

Если вы приехали в столицу Финляндии на поезде, то в подземной части Центрального железнодорожного вокзала можно найти брошюры с подробной информацией о расписании движения городского транспорта. На вокзале также находится вход на самую оживленную станцию метро - "Раутатиентори" (фин. Rautatientori ).

Небольшой нюанс. В случае, когда на остановке останавливаются автобусы нескольких маршрутов, то при подъезде автобуса надо заранее сигнализировать водителю поднятой рукой. Иначе, если на этой остановке никто из пассажиров не выходит, он может не остановиться. Трамваи, в принципе, останавливаются если на остановке есть пассажиры. Но можно и им тоже сигнализировать рукой, особенно, если эта остановка также обслуживается несколькими трамвайными маршрутами.

Сколько стоит проезд на общественном транспорте Хельсинки

Стоимость проезда зависит от так называемой тарифной зоны и от того, какой тип билета вы планируете купить. Есть два типа проездных билетов: городские и региональные (позволяют совершать поездки по ближайшим пригородам Хельсинки).

Первая зона - непосредственно город Хельсинки .

Региональный билет дает вам право поездок в Хельсинки , Эспоо, Кауниайнен и Вантаа.

Для детей в возрасте от 7 до 16 лет предоставляется скидка – 50%. Проезд детей до 6 лет бесплатный.

Где купить билеты на автобус, трамвай и метро в Хельсинки

Несколько подробнее тема покупки билетов для проезда в Хельсинки освещается чуть ниже. В основном, билеты покупают в билетных автоматах, расположенных на вокзалах и на станциях метро. Автоматы двух типов. Попроще (в которых можно купить только разовые билеты) и более "продвинутые" (многофункциональные). В "продвинутых" (автоматы HSL синего цвета) большой ЖК-дисплей (меню можно перключить на английский язык) с кучей кнопок по бокам, с помощью которых вы указываете тип и зону действия покупаемого билета на транспорт путем выбора соответствующего пункта, количество билетов и способ оплаты. После окончания выбора на экране появляется не только сумма к оплате, но и небольшая наглядная карта, с указанием зоны действия билета. К оплате принимаются монеты, банкноты и банковские карты.

Также билеты можно купить в R-киосках, в туристическом центре, крупных торговых центрах и на крупных транспортных узлах. В последнее время все большую популярность приобретает оплата проезда по мобильному телефону, с помощью отправки смс соответствующего содержания. Но эта услуга действительна только для абонентов финских операторов связи и, думается, у туристов не очень востребована.

Единая проездная карта (проездной билет) сроком действия до 7 суток

Если вы приехали в Хельсинки более, чем на неделю и планируете достаточно активно перемещаться, то есть смысл купить единую проездную карточку, срок действия которой составляет от 1 до 7 суток. При этом пользоваться всеми видами общественного транспорта можно без ограничений. Действие такого проездного билета начинается с того момента, как вы первый раз приложили его к считывающему устройству.

Где купить единый проездной билет

Единый проездной билет можно купить в пунктах обслуживания Транспортного управления Хельсинки (HKL), в R-киосках, в универмаге Стокманн, в пунктах обслуживания Бюро по туризму Хельсинки. Также сообщается, что такую карту можно прибрести на паромах Silja Serenade и Silja Symphony (что также довольно удобно) и в порту Вуосаари (Vuosaaren satam, продажа производится на терминале Finnlines).

Стоимость единого проездного билета

(Стоимость на 2014 год )
Срок действия Взрослый Детский (7-16 лет)
1 сутки 8,0 евро 4,0 евро
2 суток 12,0 евро 6,0 евро
3 суток 16,0 евро 8,0 евро
4 суток 20,0 евро 10,0 евро
5 суток 24,0 евро 12,0 евро
6 суток 28,0 евро 14,0 евро
7 суток 32,0 евро 16,0 евро

Разовый билет

Для разовой поездки можно купить разовый билет. Такие билеты можно купить в билетном автомате или у водителя. При покупке у водителя не стоит пытаться расплатиться купюрой 50 евро или 100 евро, водитель не имеет права принимать банкноту достоинством более 20 евро. Оплата производится только наличными. Срок действия разового билета в Хельсинки - один час. Учтите, что разовый билет, купленный у водителя трамвая позволяет в течении часа пересаживаться только на другие трамваи. Билеты, приобретенные в билетных автоматах действительны на 10 минут больше, чем билеты, купленные у водителей. Время окончания действия печатается на билете.

Стоимость разового билета

(Стоимость на 2014 год )
Покупка Взрослый Детский (7-16 лет)
В билетном автомате 2,5 евро 1,3 евро
В автобусе, трамвае или поезде 3,0 евро 1,5 евро
С мобильного телефона (с помощью смс) 2,4 евро
В ночное время (с 02-00 до 04-30)
(в это время действует "ночной" тариф, стоимость которого одинакова для всех клиентов )
5,0 евро 5,0 евро
Билет для проезда на трамвае (купленный в билетном автомате) 2,2 евро

Билет со сроком действия 2 часа

Можно купить билет для проезда на общественном транспорте сроком действия 2 часа (начала действия также начинается с того момента, как вы приложит его к считывающему устройству). Стоит 4,0 евро для взрослого, 2,0 евро для ребенка. Купить разовый билет можно в автомате по продаже билетов, у водителя или путем отправки смс-сообщения.

Ближайшие туры и трансферы в Хельсинки

Билет на паром в крепость Суоменлинна

Если нет необходимости пользоваться услугами общественного транспорта, но есть желание попасть в крепость Суоменлинна , то можно купить билет в Суоменлинну сроком действия 12 часов. Стоимость такого билета 5,0 евро. Действителен только для проезда на пароме.

Туристическая карточка Хельсинки (Helsinki Card)

Конечно же, не стоит забывать и о таком довольно популярном варианте, как туристическая карточка Хельсинки (Helsinki Card) , которая, в том числе, включает в себя бесплатный проезд на всех видах общественном транспорта (в пределах города) в течении своего срока действия.

Метро в Хельсинки

Метрополитен Хельсинки (фин. Helsingin metro ) - единственный в Финляндии и относительно молод (первые пассажиры воспользовались услугами хельсинкского метро в 1982 году). Открытие финского метро было весьма важным событием и происходило в присутствии президента Финляндии Мауно Койвисто (фин. Mauno Henrik Koivisto ).

В настоящее включает в себя одну ветку, соединяющую восточную и западную часть Хельсинки . На узловой станции метро "Итякескус" (фин. Itäkeskus ) линия разветвляется в направлении станций "Меллунмяки" (фин. Mellunmäen ) и "Вуосаари" (фин. Vuosaari ) соответственно и 17 станций. По сравнению с другими столичными подземками кажется маленьким (общая протяженность - всего около 22км), но и этого достаточно, чтобы пересечь город всего за 23 минуты. Ежегодно, как сообщает управляющая компания HKL, услугами этого самого северного метро в мире пользуются более 60 миллионов пассажиров.

Время работы метро в Хельсинки : с 05-30 до 23-30 с понедельника по четверг, с 05-30 до 01-30 в пятницу и субботу и с 06-30 до 23-30 в воскресенье.

Турникетов в метро Хельсинки нет. Но я бы не советовал пользоваться внешним отсутствием контроля и некой беззаботности, билеты периодически проверяют и при поимке вам обеспечены моральный дискомфорт и финансовые потери. Стоит ли этого мнимая незначительная экономия? Поэтому не надо изображать "зайца", купите билет и спокойно катайтесь)))

При входе в метро компостируйте билет, либо, если билет уже активирован, спокойно себе пересекаете символическую оранжевую линию, за которой уже начинается территория метрополитена, и идете к поезду.

Сиденья в вагонах финского метро расположены не как, например, в вагонах нашего метрополитена, вдоль стенок вагона, а как в электричке. Интерьер вагона, цвет сидений соответствуют общему цветовому стилю оформления.

В последние годы в столичном метро периодически устраивают художественные выставки (первая такая выставка финского художника Пекки Юлхя (фин. Pekka Jylhä ), прошла на станции метро Kamppi в 2011 году). Теперь эти выставки стали уже, в некотором роде, новой городской традицией.

Со схемой метро Хельсинки можно ознакомиться по этой ссылке

В настоящее время строится еще одна линия метро протяженностью около 14км, которая, после того, как ее введут в эксплуатацию, позволит добираться от нынешней станции метро Руохолахти в Хельсинки до новой конечной станции Матинкюля в Эспоо всего за 16 минут. Строительство двух тоннелей и восьми станций новой западной линии метро предполагается завершить к концу 2015 года.


Одновременно с расширением хельсинкского метро ведутся работы по внедрению современной системы автоматизации управления движением, которая исключает необходимость управления составом метро машинистом.

Трамвайная сеть Хельсинки

Первые конки (предшественник трамвая, когда вагон по рельсовым путям тащила пара лошадей, управляемая кучером) появились в Хельсинки в 1891 году. Электрический трамвай начал перевозить первых пассажиров с 1900 году и до сих пор трудится на благо горожан. Раньше трамваи были еще и в Турку, но в 1957 году в этом финском городе было решено полностью отказаться от данного вида транспорта. Поэтому сейчас Хельсинки является единственным городом в Финляндии , где осталась трамвайная сеть. Ежедневно столичной трамвайной сетью пользуются около 200 тысяч пассажиров.

Сообщить водителю о своем намерении выйти на следующей остановке лучше заблаговременно. Для этого надо нажать кнопку остановки (такие кнопки расположены на поручнях), например, как только трамвай начал движение с предыдущей остановки. То же самое правило относится и к случаю, если вы едете на автобусе.

Трамваи ходят с 05-30 до 23-30 (понедельник-суббота) и с 07-00 до 23-00 в воскресенье.

Некоторые рекомендуют сесть на трамвай, по маршруту которого можно увидеть такие городские достопримечательности, как Успенский кафедральный собор (Uspenskin katedraali), Сенатская площадь (Senaatintori), Кафедральный собор (Tuomiokirkko), Музей современного искусства "Киасма" (Kiasma), Дворец Финляндия (Finlandia-talo), Здание парламента (Eduskuntatalo), Национальный музей Финляндии (Kansallismuseo), Финская Национальная опера (Suomen Kansallisooppera) и Олимпийский стадион (Olympiastadioni). Вроде как получается небольшая экскурсия)))

Штраф за безбилетный проезд в Хельсинки

Если вы не сможете предъявить контролерам действительный билет на проезд, то смиритесь и приготовьтесь расстаться с суммой в 80 евро , а также дополнительно оплатить стоимость билета. Чтобы все помнили о сумме штрафа, последняя большими цифрами обозначена на каждом автомате по продаже билетов.

Полезная информация о транспортной сети Хельсинки

Официальный сайт городской транспортной организации (HKL - Helsingin kaupungin liikennelaitos ): www.hsl.fi. Здесь вы найдете всю самую актуальную информацию по маршрутам, тарифным планам и правилам пользования общественным транспортом Хельсинки . На этом же сайте - схемы маршрутов и расписания маршрутов движения всех видов транспорта.

С 2016 года планируется введение новой системы зонирования и тарификации проезда.

Транспортная система Финляндии развита настолько, что вы без проблем можете самостоятельно спланировать свой маршрут из одной точки страны в другую. Однако проезд на общественном транспорте здесь несколько отличается от того, к чему мы привыкли, поэтому, планируя свою поездку, обязательно прочитайте эту статью.

Перемещение между городами и странами

Автобусы

Автобусные маршруты связывают практически все финские населенные пункты. Автовокзал есть в каждом городе Финляндии и находится он в непосредственной близости от железнодорожного вокзала. Расписание на автобусные маршруты достаточно подробное, поэтому туристам будет несложно пользоваться данным видом транспорта.

Билеты на автобусы можно покупать на автовокзале, непосредственно у водителя или заранее через интернет. На сайтах компаний-перевозчиков, благодаря современным сервисам, вы сами можете составить маршрут и посчитать стоимость поездки. Адреса сайтов:

Стоимость поездки варьируется в зависимости от расстояния. Например, от Хельсинки до Тампере (180 км) путешествие обойдется примерно в 25-27 евро. Но нужно иметь в виду, что цена может снизиться, если вы платите за несколько билетов, или покупаете билет сильно заранее – скидка может достигать 25%. Кроме того, некоторые перевозчики периодически устраивают акции, например, Onnibus летом 2016 года предлагает маршруты по цене от 2 евро. Если вам повезет и ваша поездка совпадет с подобной акцией, экономия на транспорте будет существенной.

Поезда

Как и в любой стране, между городами Финляндии курсируют поезда. Это комфортные составы с мягкими сидениями, электронными табло в вагонах и ненавязчивым сервисом.

Билеты можно покупать в билетных кассах компании VR, а также – на ее сайте . Для удобства и экономии можно приобрести абонемент. Стоимость карточки InterRail определяется возрастом, а также тем, как долго или сколько дней вы хотите путешествовать. Есть два вида карточек.

Карточка OneCountryPass действительна в одной определенной стране, выбранной Вами, в течение 3, 4, 6 или 8 дней или одного месяца. В течение выбранных дней вы можете без ограничений путешествовать на поезде.

Карточка GlobalPass действительна во всех InterRail странах Европы, по Вашему выбору, от пяти дней до одного месяца. Стоимость можно посмотреть .

Авиа

Аэропорты есть в 12 городах Финляндии, в том числе, в Хельсинки, Оулу, Тампере, Турку, Рованиеми, Лаппеенранте и других. Поэтому, если Вам удобнее путешествовать по стране воздухом, это не составит особого труда. Кроме того, русские туристы любят летать в Европу и на другие континенты именно через аэропорт Хельсинки, так как в некоторых случаях это дешевле, чем лететь из России.

Отметим, в ближайшем к России аэропорту, в Лаппеенранте, самолеты пока летают только чартерными рейсами в южных направлениях Европы (Турция, Испания, Хорватия, Греция). Однако администрация города и аэропорта ведут переговоры с авиакомпаниями о расширении сети маршрутов. Возможно, после 2017 года в Лаппеенранте появится больше авиарейсов в Европу.

Морской транспорт

В Финляндии прекрасно развит морской вид транспорта, играющий немаловажную роль в перевозках грузов и пассажиров. Если вы посетили Финляндию в летний сезон, то следует заранее заказывать себе билет на многие рейсы водного транспорта. Туристические перевозки в основном осуществляются на яхтах, катерах, а иногда и на современных моторных лодках.

Также, во многих крупных городах, стоящих на больших озерах, можно заказать круиз на теплоходе. Подробности о круизном отдыхе можно почитать .

В Финляндии налажено паромное сообщение между Россией и Суоми. Также, из разных портов Финляндии вы можете отправиться на пароме в Эстонию, Швецию, Германию на паромах компаний Silja Line и Viking Line, Tallink, Finnlines. Рассчитать маршруты и заказать билеты можно на сайтах паромных компаний.

Транспорт столицы

Столица Финляндии Хельсинки имеет своем распоряжении метро, а также массу трамвайных и автобусных маршрутов. Весь транспорт работает очень четко, в соответствии с расписанием.

Стоимость проезда в общественном транспорте

Проезд в городском транспорте стоит 2,7 евро при покупке в автомате, а приобретение у водителя обойдется в 3,20. Суточный проездной стоит 8 евро, на 2 суток – 12 евро. Для детей до 7 лет бесплатный проезд, до 17 лет – половина стоимости взрослого билета. Взрослый, перевозящий ребенка в коляске, освобождается от оплаты проезда. Разовые билеты действительны в течение одного часа с момента покупки на разные виды транспорта, то есть, можно по одному билету проехаться в метро и пересесть на трамвай, или на паром до Суоменлинна.

Обратите внимание на то, что штраф за бесплатный проезд составит 80 евро.

Метро

Метро есть только в столице Хельсинки, и то не очень большое. Сейчас оно расширяется в сторону Запада на 14 километров: новая линия появится между станциями Руохолахти и Матинкуля. Она позволит без труда добираться из финской столицы до Эспоо, города-спутника, расположенного на западе. Линия будет состоять из восьми станций: Lauttasaari, Koivusaari, Keilaniemi, Aalto University, Tapiola, Urheilupuisto, Niittykumpu and Matinkylä. Открытие новой ветки планировалось на август 2016 года, однако его перенесли на два месяца по техническим причинам.

К 2020 году планируется полностью завершить продление хельсинского метро на Запад.

Работает подземка с 5 часов 25 минут до 23 часов 20 минут. Обратите внимание на то, что в будни поезда ходят чаще, чем в выходные.

Автобус и трамвай

Автобусы в Хельсинки – пожалуй, самый распространенный транспорт, как, в прочем, и в других городах Финляндии. Они ходят строго по расписанию, салоны не переполнены пассажирами. Также и трамваи – неспешная поездка на этом транспорте без суеты и толкотни доставит удовольствие туристу, тем более, что в Хельсинки есть круговые маршруты 7, 3Т и 3В, путешествуя по которым в течение часа, удобно осматривать город.

Вход в автобусы – только через переднюю дверь, купить билет можно у водителя. Автобусы не останавливаются на каждой остановке маршрута – нужно заранее предупредить водителя нажатием одной из красных кнопок, расположенных на поручнях в салоне. На остановке нужно "проголосовать".

В трамвай входить можно через любую дверь, а если дверь закрыта - нажать кнопку рядом с дверью. В каждом трамвае есть такие же автоматы для компостирования, как в автобусах, метро (до выхода на платформу). Кстати, для трамваев продают отдельный билет, который не дает права делать пересадки, но стоит он несколько дешевле – 1,7 евро.

Это удобно в том случае, если Вы хотите самостоятельно совершить экскурсию по городу на круговых маршрутах 3Т и 3В или 7.

Такси

При необходимости вы всегда сможете воспользоваться такси. Такси можно взять на стоянке, допустим, возле центрального вокзала, или заказать по телефону 700 – 700, так как ловить такси на улицах Финляндии непринято, да и непрактично. Приблизительно 16–25 евро будет стоить поездка на такси из аэропорта в центр Хельсинки.

Автомобиль

Крупные фирмы, занимающиеся прокатом автомобилей, имеют филиалы во многих крупных городах Финляндии, а также в аэропортах. Здесь можно арендовать даже дом на колесах. Стоимость проката автомобиля составит от 15 тыс. рублей за неделю в зависимости от типа автомобиля и ставок прокатчика. Стоимость не включает затраты на бензин.

Арендовать авто можно в одном регионе, а сдать – в филиале компании-прокатчика в другом регионе страны.

Необходимые требования для оформления автомобиля в прокат: водительское удостоверение, стаж вождения от 1 года, возраст не младше 19 лет (в некоторых компаниях достигает 25 лет).

Велосипед

Достаточно популярен в Финляндии велосипед как вид транспорта. Аренда велосипеда в день вам обойдется в 7–10 евро. На велосипеде вы без проблем сможете объехать весь Хельсинки и его окрестности, а также осмотреть многие ближайшие острова, которые связаны между собой мостами. Станции проката велосипедов есть во многих крупных городах Финляндии.

Дорожное движение в стране ничем не отличается от развитых европейских стран. Государство страны содержит дороги в идеальной чистоте. Все они асфальтированы. Дорожные знаки являются такими же, какие приняты во всех прочих странах. Указатели на дороге и населенных пунктах довольно четкие и ясные, именно поэтому вам не составит труда ориентироваться на местности. Многие слышали о том, что дорогу часто пересекают олени или лоси, из-за которых зачастую могут случаться ДТП, но не стоит отчаиваться, ведь предупредительные знаки в тех или иных местах, где чаще всего эти животные пересекают дорогу, размещены во всех необходимых местах. Нужно быть крайне внимательным водителем, ведь столкновение с этими животными принесет и вам и ему колоссальный вред.


46,00

Оулу


59,00


67,40


22,40

Турку


22,40

Бесплатный билет: дети до 6 лет. Ограничения: не более 4 детей с 1 взрослым. Скидка 50%: дети 6-17 лет.

Стоимость перевозки автомашины на поезде:


Маршрут

(цена
в € за
легковую машину)
(цена
в € за
трейлер на колесах)

Турку — Рованиеми

Хельсинки — Оулу

Хельсинки — Рованиеми

Комплексный билет: провоз машины /проезд в спальном вагоне В цену входит: перевозка машины, переезд в купе 1-3 человек по маршруту Хельсинки — Рованиеми 210€.

Finnrailpass

Проездной билет Finnrailpass предоставляет возможность в течении 3-5-10 дней без ограничений путешествовать железной дороге в течение одного месяца в 2 классе.


Продолжительность

(цена
в


)

3 дня / в течение месяца

5 дней / в течение месяца

10 дней / в течение месяца

NB. Скидка 50%: дети 6-16 лет. Билеты на автобус / паром: билеты на автобус продаются вместе с билетами на паромы. Покупая одновременно билет автобус — паром экономите половину цены билетов! Внимание: билеты на автобус действительны только без пересадок с автобуса на автобус!

Карточка Хельсинки.

Если ваш отдых включает в себя экскурсионную программу, то для туристов предлагается приобретение «Карточки Хельсинки». Эта карточка дает право воспользоваться любым видом общественного транспорта бесплатно. Сюда входит возможность бесплатного проезда на поезде местного значения, водном транспорте, посещение некоторых музеев и зоопарка. Приобретение «Карточки Хельсинки» дает вам право воспользоваться скидками в ресторанах, также другими преимуществами во время посещения экскурсионных программ. Стоимость «Карточки Хельсинки» для взрослого составляет от 33 евро на 24 часа до 55 евро на 72 часа.

Городской велосипед.

Удобно и быстро можно передвигаться по центру города на велосипеде. Для любителей такого вида отдыха предлагается возможность прокатиться на двухколесном велосипеде в летнее время года. В Хельсинки расположено 26 велосипедных стоянок, где можно взять велосипед на прокат. Велосипеды, взятые на прокат ярко зеленого цвета с желтыми колесами. Их можно оставлять на стоянках перед зданием, закрепив велосипед при помощи специального крепления. Прокат велосипеда необходимо оплатить монетой 2 евро и получить деньги обратно, когда будете его сдавать на любой из 26 стоянок.

Население Западной Европы относится к европеоидной расе, индоевропейской языковой семье, германской и романской группам. Проживает на этой территории 296,3 млн. чел. Страны Западной Европы относятся к I типу воспроизводства населения. Естественный прирост населения этих стран 2 человека на 1000 жителей, но во Франции и Германии естественная убыль населения компенсируется увеличением количества иммигрантов. Теперь в странах Западной Европы насчитывают 19,2 млн. чел. иностранных рабочих. Из этого следует, что Западная Европа превратилась в главный очаг иммиграции мира.

Во всех странах Западной Европы господствующая религия - христианство, которое представлено католиками, протестантами и православными. Эта часть Европы - густонаселенная. При этом размещение населения в ней прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет от 70% до 90% населения.

Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города. В центре такого города обычно находится рыночная площадь с ратушей и собором, от которой радиально расходятся узкие улицы. Многие города пользуются широкой, всемирной известностью. Например, Вормс (Германия) - Собор 1234 г.; Париж (Франция) - собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), строился несколько столетий; Везуль (Франция) - церковь Сен-Мадлен, где, по преданию, хранились реликвии святой Марии Магдалены.

Характерная черта урбанизации Западной Европы - концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США. Самые крупные из них Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская. В 70-е годы после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров сначала в ближайшие и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате этого число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Брюсселя, Манчестера, Дюссельдорфа, Роттердама, Лиона стабилизировалось, даже сократилось. Этот процесс получил название субурбанизации.

Население Западной Европы википедия
Поиск по сайту:

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 20Следующая ⇒

Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и в целом неблагоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется самой низкой рождаемостью и самым низким естественным приростом населения.

Особенности:

1) Снижение уровня рождаемости

После сравнительно непродолжительного «бэби-бума», характерного для конца 40-50-х гг.

в 20в. и являющегося своеобразным демографическим следствием Второй мировой войны, в большинстве стран региона появилась тенденция к снижению уровня рождаемости.

Население Западной Европы

Причины такого снижения уровня рождаемости многообразны. Главными среди них следует, очевидно, считать естественные демографические процессы: увеличение средней продолжительности жизни, постепенное старение населения, вхождение в новую стадию демографического перехода.

Однако нужно учитывать и такие социально- экономические причины, как резкое возрастание «цены ребенка», влияние разного рода экономических и политических потрясений, непрочность семьи и др.

2) Старение населения

3) Повышение уровня смертности

Уровень смертности в среднем составляет 11 человек на 1000 жителей, т.е. превышает среднемировой. Объяснение этому факту нужно искать прежде всего в тех же общих процессах увеличения средней продолжительности жизни, старения населения, нарушения полового состава в периоды двух мировых войн.

Но нельзя ни учитывать таких причин, как профессиональные заболевания, производственный травматизм, несчастные случаи, влияние алкоголизма, курения, наркомании. Поскольку все это в первую очередь относится к мужской части населения, смертность среди мужчин, как правило, значительно выше.

4) Естественный прирост:

  • Все страны зарубежной Европы относятся к первому типу воспроизводства населения.
  • В наши дни только в нескольких гос-вах региона (Албания, Франция, Ирландия, Исландия, Македония) реально обеспечивается более или менее расширенное воспроизводство населения.
  • В большинстве стран зарубежной Европы это воспроизводство либо крайне суженное, либо нулевое, не обеспечивающее даже прямое замещение поколений.
  • Самую большую группу образовывают 15 стран с отрицательным естественным приростом населения (Австрия, Болгария, Венгрия, Греция, Испания, И талия, Латвия, Литва, Румыния, Словения, ФРГ, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония)

5) Население в З Е растет за счет иммигрантов, население ЦВЕ — не растет из-за слабого притока иммигрантов

6) Большинство населения региона – христиане (в основном католики)

7) Большинство населения региона занято в сфере услуг

8) Высокий уровень грамотности людей

9) Большой процент людей живет в городах

10) Во всех странах современный тип воспроизводства

Наихудшая демографическая ситуация к 2000 г.

Сложилась в странах Восточной Европы. Именно для них характерны самые низкие показатели рождаемости (9 чел на 1000 жителей), самый высокий уровень смертности (14 чел на 1000), отрицательный естественный прирост (— 5 чел на 1000), самая большая младенческая смертность (15 чел на 1000) и самая низкая продолжительность жизни (у мужчин 63 года и у женщин 74 года). Такая демографическая ситуация, помимо чисто демографических факторов, объясняется социально- экономическими трудностями, сопровождающими переход от одной общественной системы к другой, а в некоторых странах также и длительной политической нестабильностью.

В странах Западной Европы демографическая ситуация также довольно непростая.

Рождаемость (10 чел на 1000), смертность (10 чел на 1000), естественный прирост (0 чел на 1000), младенческая смертность (15 чел на 1000) и средняя продолжительность жизни 77 лет.

Большинство стран региона стремятся проводить демографическую политику, направленную на повышение уровней рождаемости и естественного прироста населения.

Показать на контурной карте страны ЕС Средней Европы; их государственный
строй и административно-территориальное устройство.

ФРГ(ф)- берлин

Франция — париж

Бельгия(ф) — брюссель

Нидерланды — амстердам

Люксембург — люксембург

Австрия(ф) — вена

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Население стран Западной Европы

Численность населения мира росла медленно до периода Новой истории. Никогда еще не было такого бурного роста, как в середине и второй половине XX века.

В XIX вееке на Земле уже жило 6 миллиардов человек, и в настоящее время темпы прироста продолжают опережать прогнозы ученых.

Существуют значительные диспропорции в росте численности жителей по различным регионам мира. Причина этих диспропорций состоит в различном характере воспроизводства населения.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Так, различают два основных типа воспроизводства населения:

Классический («демографическая зима»). Для данного типа характерны относительно невысокие темпы рождаемости, смертности и, соответственно, естественного прироста населения (например, страны Западной Европы);

Современный («демографическая весна»). Для данного типа характерны относительно невысокие показатели смертности населения и довольно высокая рождаемость, что обеспечивает достаточно высокий естественный прирост населения (например, страны Африки, Юго-восточной Азии, Латинской Америки).

Темпы прироста нас-я:

2045-2055= -0,4%

Распределение населения и прирост населения заметно отличаются в зависимости от регионов мира, и исторически и в настоящее время. Европа — единственный регион мира, прирост населения которого составлял 1% в год в течение 1950-2001 годов.

Несмотря на то, что все страны-члены ЕС в 2002 году увеличили свое население, темпы прироста сильно различались (Рисунок 2.2.4). Наиболее значительно выросло население Ирландии (12,2‰) и Люксембурга (10,3‰), а менее всего — население Германии (1,4‰) и Италии (2,3‰). Почти во всех странах произошло снижение прироста населения. Он увеличился только в Австрии и Швеции.

Семь из десяти стран, проходящих процедуру вступления в ЕС, напротив, несли потери в населении. Особенно значительными они были в Латвии (-7,3‰) и Чешской Республике (-6,1‰). Одновременно с этим росло населения Кипра (9,3‰), Мальты (4,2‰) и Словении (1,1‰).

Предварительные данные показывают, что международная миграция остается важным компонентом изменения численности населения европейских стран. В странах ЕС миграционный прирост обеспечил более 3/4 общего прироста населения.

Без миграции Германия, Греция и Италия теряли бы население, поскольку в них наблюдалась естественная убыль населения, а Швеция не могла бы увеличить его. Естественная убыль составила в Германии 1,4‰, в Греции — 0,4‰, в Италии — 0,3‰. В Швеции наблюдался нулевой, а в остальных одиннадцати странах-членах ЕС — положительный естественный прирост.

Наибольшим он был в Ирландии — 7,1‰, во Франции, Нидерландах и Люксембурге составлял около 4‰, в других — около 1‰.

Из десяти стран, проходящих процедуру вступления в ЕС, положительный естественный прирост был зарегистрирован только в двух — на Кипре (4,4‰) и Мальте (1,9‰).

Население Европы: общая динамика и региональные особенности

В остальных продолжается естественная убыль населения, усиливаемая, как правило, миграционным оттоком. Наиболее интенсивна естественная убыль населения в Латвии (-5,3‰), Эстонии (-3,9‰), Венгрии (-3,6‰) и Литве (-3,1‰).

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения - основные показатели естественного движения населения.

В основе своей эти процессы биологические. Однако решающее воздействие на них оказывают социально-экономические условия жизни людей, а также взаимоотношения между ними в обществе и семье. Важнейшими факторами, влияющими на естественное движение населения, являются:

*социально-экономические условия жизни людей;

*военно-политические факторы;

*природные условия;

*религиозные и этнические особенности;

*экологические факторы.

Уровень рождаемости зависит от социально-экономической структуры общества, условий жизни людей. Но эта зависимость не является прямой. Например, в то время как женщины активнее участвуют в производстве и общественной жизни, увеличиваются сроки обучения детей и возрастают затраты на их воспитание, рождаемость снижается. Это является одной из основных причин того, что в более обеспеченных семьях детей не больше, а иногда даже меньше, чем в менее обеспеченных, но рост доходов может служить и стимулом к повышению рождаемости.

Следует учитывать также, что показатель рождаемости определяется национальными и религиозными традициями, брачным возрастом, прочностью семейных устоев, характером расселения, климатическими особенностями.

Оценки в течение десятилетия 1980-1985 до 1990-2001 годов показывают, что средний показатель рождаемости в мире, в целом, продолжает снижаться и в несколько более быстром темпе в течение самых недавних десяти лет, чем в прошлом.

В течение десятилетия, мировой коэффициент рождаемости снизился, в целом, на 17% (от 3,6 до 3 рождений на одну женщину).

Однако существуют большие различия в показателях рождаемости в различных странах и регионах мира.

Ур-нь рождаемости в ЗЕ (детей 1жен):

Макс= Ирландия (1,8), мин= Исп (1,1)

Если за некоторое время возрастная структура стабилизируется соответственно существующему режиму рождаемости, например один ребенок на женщину, то численность населения будет уменьшаться на половину приблизительно каждые 25-30 лет.

Одновременно с острым спадом рождаемости демографические процессы будут характеризоваться и другими явлениями, которые будут иметь глубокие последствия. В частности, в семейной сфере наблюдается уменьшение и нестабильность браков и появление гражданских браков, которые являются менее склонными к деторождению, особенно у лиц, стремящихся получить более высокое образование.

Таким образом, нерождаемость является своеобразной чертой высокоразвитого общества.

Естественная связь, казалось бы, существовавшая между браком, сексуальностью и деторождением, из-за краха семейных ценностей и норм ослабла, если не разорвалась вовсе.

Этому способствует появление технологий, имеющих целью предупреждение зачатия (контрацепция), а также искусственно генерирующих жизнь. Имеются в виду искусственное оплодотворение, развитие эмбриона в лабораторных условиях, трансферт вне организма спермы и материнской яйцеклетки, институт суррогатных матерей.

Возможность иметь ребёнка без сексуальных отношений не меньше ослабляет семью и родственные узы, чем возможность вступать в сексуальные отношения без риска зачатия и родов.

Уровень смертности зависит, в первую очередь, от уровня благосостояния людей и степени развития здравоохранения. В большинстве стран мира показатели смертности населения продолжают снижаться.

Одним из важнейших показателей естественного движения населения, кроме вышеназванных, является показатель ожидаемой продолжительности жизни населения.

По данному показателю страны разделяют на три группы:

1. Государства с высокой продолжительностью жизни (в среднем, 70 лет и более). К данной группе, в основном, относятся экономически развитые страны с высокими показателями ВВП. Например, Япония (средняя продолжительность жизни составляет 80 лет), Швеция, Швейцария (78 лет), Нидерланды, Норвегия (77 лет), Австрия, Германия, Финляндия, Великобритания (75-76 лет);

Государства со средним уровнем продолжительности жизни (55-70 лет). К данной группе относят страны с переходной экономикой (Венгрия, Польша, Румыния, страны СНГ);

3. Государства с низкими показателями средней продолжительности жизни (менее 55 лет). Например, большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки.

На 2002 ср продолж-ть жизни в ЗЕ= 77,8 (м=74,7, ж=81,1). Макс=Ит,Греция (м=75,9), Франция(ж=82,9), Исп, Швеция (ж=82,5).

Так, увеличивается доля пожилого нас-я:

в среднем по ЕС= 15,6%- старше 65 лет; 17,5% — моложе 15 лет.

Ирландия: 11,3% — старше 65 лет, 21,9%-младше 15 лет.

Занимали буржуазия и пролетариат. К этому вре-мени завершился процесс формирования новой элиты западных стран, в которую входили представители как аристократии, так и буржуазии.

Средний класс

К заметным явлениям в социальной сфере относится увеличе-ние численности среднего класса. В него входили мелкая буржуа-зия, служащие государственных и частных компаний, офицеры, учителя, врачи, юристы, инженеры.

Привилегированное положение занимали квалифицированные рабочие, то есть рабочая аристо-кратия.

Рабочий класс

Самой мощной социальной группой являлся пролета-риат, который не был однородным. Для неквалифицированных рабочих — подёнщиков, сезон-ных рабочих — уделом была борьба за существование : при ухудше-нии экономического положения они в первую очередь пополняли ряды безработных.

Крестьяне

Изменения коснулись и традиционных слоёв общества, прежде всего крестьянства. Главной фигурой становится фермер, приме-нявший современную технику и использовавший наёмный труд. Именно поэтому увеличивается количество сельскохозяйственных рабочих (например, к началу XX в. в Великобритании их насчиты-валось около 1,5 млн человек).

В структуре индустриального общества конца XIX в. от 35 до 45% населения европейских стран составляли крестьяне, только в Ве-ликобритании на долю крестьянства приходилось значительное меньшинство — 1 / 6 . Лишь в шести европейских странах в сельском хозяйстве не было занято большинство населения: Бельгии, Вели-кобритании, Германии, Франции, Голландии и Швейцарии.

Вследствие постепенного отхода крестьян от традиционных за-нятий предков или переезда сельских жителей в города начался процесс урбанизации и роста числа крупных городов.

В 1800 г. в Европе насчитывалось 17 городов с населением в 100 тыс. и бо-лее человек . К 1890 г. таких городов было уже 103. В целом в XIX в. 70 % на-селения Европы переселилось из деревни в город. К 1901 г. в 147 крупнейших городах жило 10 % европейского населения.

Характерной чертой социальной жизни Европы в конце XIX — начале XX в. стала масштабная миграция населения, вызванная са-мыми различными причинами. К ним следует отнести внедрение машин на производстве, вызывавшее массовые увольнения рабо-чих, развитие средств транспорта, а также кризисные явления в сельском хозяйстве. Основными направлениями миграции стали Северная Америка, Австралия, Южная Африка, Дальний Восток. Историки полагают, что подобные процессы можно назвать «эмиг-рацией бедных», поскольку речь шла о перемещении неимущего населения, которое и на новом месте оказывалось в незавидном положении.

Таким образом, большинство населения индустриальных стран составляли рабочие и сельские жители. Их тяжёлое материальное положение, отсутствие социальных гарантий, вопиющее неравен-ство в распределении доходов (например, в 1850 г. 9 % населения США имели 71 % всех богатств страны) могли привести к социаль-ному взрыву.

Громадную роль начало играть рабочее движение, которое посте-пенно принимало всё более организованный характер. Это нашло своё выражение в создании общенациональных федераций проф-союзов (Всеобщая конфедерация труда во Франции, Центральное объединение профсоюзов в Дании, «Всеобщий союз немецких профсоюзов»). Эти организации боролись в первую очередь за улучшение условий труда и материального благосостояния рабо-чих. Характерными требованиями становятся повышение зарпла-ты, введение восьмичасового рабочего дня, создание системы со-циального страхования. В Великобритании профсоюзные деятели образовали комитет рабочего представительства, который в 1906 г. был переименован в Рабочую (лейбористскую) партию, быстро став-шую влиятельной политической силой.

В рассматриваемый период определённое развитие получило крестьянское движение. В Италии в конце XIX — начале XX в. зна-чительного размаха достигли выступления малоземельных кресть-ян в южных районах страны, где социальные противоречия носи-ли особенно острый характер. Материал с сайта