Бюджет минобороны рф на год. Много или мало? Как посчитать военные расходы России. Доля современной техники в войсках

Бюджет минобороны рф на год. Много или мало? Как посчитать военные расходы России. Доля современной техники в войсках

В этом году федеральный бюджет достиг максимальной секретности за всю постсоветскую историю: закрытые статьи расходов увеличены сразу на 800 млрд рублей. Дополнительные ассигнования поступят в распоряжение Министерства обороны.

Минфину, который последовательно выступает за сокращение военных расходов и считает их бесполезными для экономического роста, пришлось объяснять, почему траты на ОПК в условиях жесткой экономии покоряют новые высоты. Оказалось, что 800 млрд нужны для того, чтобы досрочно расплатиться по кредитам оборонных предприятий, выполнявших гособоронзаказ, «освободить их от долговой нагрузки» и сэкономить на выплате процентов.

Речь идет о кредитах, предоставленных военным предприятиям под государственные гарантии для выполнения масштабной программы по перевооружению. Программу утвердили в 2010 году, — тогда Дмитрий Медведев предложил за 10 лет удвоить оборонные траты, — и общая сумма займов по ней составила 1,2 трлн рублей.

Нагрузка не казалась чрезмерной при дорогих углеводородах, но экономический спад сделал планы правительства несбыточными. Сегодня деньги на нужды военных приходится выискивать, сокращая другие бюджетные статьи, — в частности, социально-экономическую поддержку населения и инвестиции в гражданские сектора экономики.

Закрытые статьи бюджета обычно связаны с военными расходами. Их основная часть, примерно 70% , приходится на раздел «Национальная оборона». Но кроме этого секретные расходы можно найти в довольно неожиданных разделах: ЖКХ, «Образование», «Социальная политика», «Национальная экономика» и даже «Культура». В них скрываются, к примеру, затраты на строительство жилья для силовиков, содержание военных учебных заведений, субсидии военным предприятиям и компенсации семьям погибших военнослужащих. Эксперты считают, что если учитывать эти статьи, то реальные военные расходы еще в прошлом году превысили 4,2 трлн рублей, или 5,3% ВВП. В отношении к масштабам экономики Россия тратит на оборону больше, чем США (около 3,1% ВВП) и большинство европейских стран (2% ВВП и менее). Удельный вес военных расходов больше, например, в Саудовской Аравии и Израиле. Уровень секретности в нашей стране тоже на порядок выше, чем во многих западных странах.

В 2015 году доля секретных расходов в бюджете составляла 20% , а в этом году должна была сократиться до 18,5%. Вместо этого ассигнования по разделу «Национальная оборона» выросли практически до 3,9 трлн рублей — это рекордное значение для России, 24% расходов бюджета, или 4,7% ВВП. Доля закрытых расходов в бюджете, по данным РАНХиГС, растёт непрерывно с 2009 года, увеличившись с тех пор более чем в 2,5 раза. Доля закрытых статей, например, в США составляет около 10% расходов.

Оценить эффективность секретных расходов невозможно: данные о характеристиках или количестве произведенной продукции отсутствуют в публичном доступе. Несмотря на множество «военных» статей, Россия занимает 11-е место в мировом рейтинге «Открытого бюджета» (Open Budget Index) за 2015 год. Правда, в методологии расчетов секретность является лишь одним из 120 критериев и может играть несущественную роль. Доля закрытых расходов у стран—лидеров рейтинга (Новая Зеландия, Швеция, ЮАР, Норвегия), по некоторым оценкам, не превышает 2—3% .

Содержать гипертрофированный оборонный сектор в условиях тяжелого кризиса — непростая задача, для выполнения которой правительству уже пришлось сократить 11 из 14 разделов расходной части бюджета на текущий год. Больше всего пострадали экономические статьи, включая «Инновационное развитие и модернизация экономики» (минус 250 млрд рублей), социальные программы «Новое качество жизни» (90,9 млрд рублей) и «Развитие транспортной системы» (83,5 млрд рублей). Но и после сокращений дефицит бюджета вместо предусмотренных законом 3% ВВП к концу года может вырасти до 4% .

В своих публичных заявлениях представители Минфина критикуют тенденцию к увеличению военных расходов — в следующем году ведомство хочет урезать бюджет Минобороны сразу на 1 трлн рублей. Предполагается, что досрочное погашение кредитов и выделение под это дополнительных средств — единоразовая мера, которая позволить снизить давление на бюджет в следующей трехлетке. Однако параллельно с милитаризацией бюджета-2016 Минфин подготовил поправки в Бюджетный кодекс, которые позволяют министру финансов самостоятельно перераспределять до 10% всех расходов в пользу обороны и безопасности без согласований с другими несиловыми ведомствами. Этот не совсем соответствующий официальной риторике шаг, как и большое влияние военного лобби на бюджетный процесс, свидетельствуют о том, что бремя непомерных военных расходов будет тормозить российскую экономику еще не один год.

Комментарии экспертов

Дмитрий Гудков

бывший депутат Госдумы:

— С депутатами никто не считается, когда формируется бюджет. В Думе есть несколько депутатов в профильном комитете, которые посвящены в эти дискуссии и принимают участие в нулевых чтениях в правительстве или администрации президента. А все остальные оказываются поставлены перед фактом и нажимают кнопки, вот и все. Борьба в Думе идет за несекретные вещи: допустим, долю расходов на науку, культуру, спорт: «Давайте отсюда туда миллиард перетащим». Там хотя бы понятно, на какие программы деньги идут. А что идет на военные и полицейские расходы — многое засекречено, и формат обсуждений жесткий: когда министр обороны приходит, отключается видеотрансляция, каждая фракция имеет право задать только по три вопроса — уверен, что там многие вещи даже не обсуждаются.

Про секретные расходы известно только, в какую сферу они идут, — например, военные расходы. А как там они дальше распределяются, неизвестно. К тому же бюджет специально написан запутанным языком, так что, если ты не работал в Министерстве финансов, просто не разберешься, на что сколько идет.

Депутатский запрос можно, конечно, отправить. Но если это государственная тайна, то ответ придет в специальную библиотеку, откуда ничего нельзя выносить и разглашать. А не суперсекретные ответы могут прийти «Для служебного пользования», и сразу нельзя ничего публиковать. Если ты депутат от оппозиции, тебе просто отписки приходят. Сейчас в Думе таких депутатов нет, кто полез бы в какие-то детали.

Это могут быть пропагандистские расходы — якобы на продвижение культуры за рубежом. Может, эти деньги выделяются на какие-то программы, которые правительство не хотело бы «светить».

Но вообще-то любой «распил» засекречивается, и всё — чтобы удобнее было воровать. В нормальных цивилизованных странах мимо депутата копейка не пройдет, там все контролируется с помощью механизмов парламентского контроля и расследования. А у нас они не работают…

Евгений Гонтмахер

член Комитета гражданских инициатив, экономист:

— Есть определенная процедура формирования закрытых статей бюджета. Причем такие статьи есть в бюджете любой страны, это оборона и безопасность. Вопрос в масштабах — сколько под эти статьи подпадает денег. Для этого существуют специальные парламентские комитеты. У нас в Госдуме есть и Комитет по обороне, и Комитет по безопасности, там сидят депутаты, у которых есть допуск к секретным материалам.

Закрываются расходы на разработку вооружений, на разведку, содержание служб безопасности. Но и в статье «Культура» они тоже есть — это учреждения культуры на балансе, допустим, ФСБ. Или, например, Дворец культуры ФСО. У ФСБ ведь есть свои больницы, образовательные учреждения, учреждения досуга… И это все засекречено. Потому что по этим данным можно косвенно понять, что происходит в целом в ведомстве.

Здесь ничего странного нет — в том случае, когда парламентская система конкурентна и работает эффективно. Например, президент Обама вносит проект бюджета, и там есть закрытые статьи, а у Обамы есть, понятно, есть оппозиция — республиканцы же тоже входят в комитет по обороне, по безопасности. И они начинают его там нещадно критиковать, внутри комитетов происходят жуткие баталии. Там нечего скрыть, чтобы своровать, это просто невозможно. У нас другая ситуация: особых баталий, конечно, нет, тем более сейчас, когда Дума фактически однопартийная. Тем более, общая политическая ситуация такова, что мы повышаем обороноспособность, враги вокруг… Так что там, может быть, пропущено много неэффективных расходов, которые можно было бы и не делать.

Счетная палата тоже может контролировать закрытые расходы: у них есть специальное подразделение с людьми, имеющими допуск. Этим же занимается контрольное управление администрации президента, специальный департамент в аппарате правительства. Но публично мы результатов проверок никогда не увидим. Допустим, Счетная палата обнаружила вопиющий случай неэффективности. По закрытым каналам это докладывается в прокуратуру, а там опять же есть люди, которые имеют право работать с закрытыми данными. Они могут открыть уголовное дело, но процесс опять же будет закрытым. Эта система закрытости включает в себя огромное количество разных институтов. Она самодостаточна, там есть все, вплоть до культуры. Это большой кусок нашей государственной жизни — я считаю, избыточный.

Не один раз в последние годы программы по разработке вооружения растягивали по времени: были рассчитаны, допустим, на 3 года, а из-за нехватки денег растягивали на 5 лет. Это делается с подачи Минфина, с участием президента, Совбеза, наверное. Все бюджетные инструменты, которые мы с вами знаем, там тоже существуют. Эти статьи не являются неприкосновенными.

Рост закрытой части бюджета на 800 миллиардов — это много. Это превышает вообще все расходы на образование, например. Но Силуанов объяснил это кредитами, которые надо отдавать, и общественность этого проверить не может.

Подготовила
Наталия Зотова,
«Новая»

БАЛАШИХА /Московская область/, 22 декабря. /ТАСС/. Бюджет Минобороны РФ на 2018 год составит $46 млрд. Об этом в пятницу сообщил министр обороны Сергей Шойгу на итоговой коллегии Минобороны с участием президента РФ Владимира Путина.

"2,8% от ВВП или $46 млрд", - сказал министр.

Для сравнения он напомнил, что бюджет Пентагона на следующий год составит более $700 млрд, бюджет минобороны Великобритании - порядка $60 млрд, а бюджет оборонных ведомств Франции и Германии - по $40 млрд каждый. "Комментарии здесь излишни", - сказал министр.

"Сегодня российская армия является современной, мобильной, компактной и боеспособной. Но мы не "бряцаем" оружием и воевать ни с кем не намерены. В то же время никому не советуем проверять на прочность нашу обороноспособность", - подчеркнул Шойгу.

Перевооружение войск

Шойгу также доложил о перевооружении войск в текущем году. Так, по его словам, в этом году три ракетных полка завершили перевооружение на комплексы "Ярс". Также в войска поступило 199 беспилотных летательных аппаратов. "В Вооруженные силы поступило 59 комплексов, это 199 беспилотных летательных аппаратов", - сообщил он.

Военно-морской флот (ВМФ) получил 10 боевых кораблей и катеров, Сухопутные войска - 2055 новых и модернизированных образцов техники, на которые переоснащены три соединения и 11 воинских частей, отметил глава ведомства. "В состав ВМФ вошли 10 кораблей и боев катеров, 13 судов обеспечения, четыре береговых ракетных комплекса "Бал" и "Бастион". Состав Морской авиации пополнился 15 современными самолетами и вертолетами. На Северном флоте развернуто управление 14-го армейского корпуса", - добавил Шойгу.

Министр отметил, что на островах в Арктике разместили более тысячи военных. "Всего в Арктике на островах Котельный, земля Александрова, острове Врангеля и мысе Шмидта за пять лет возведено 425 объектов общей площадью 700 тыс. кв. м. В них размещено более тысячи военных, а также специальное вооружение и техника ", - сказал министр.

Шойгу напомнил, что в Арктике построены три уникальных военных объекта ("Арктический трилистник"). "Продолжается строительство полноценного аэродрома на архипелаге Земля Франца-Иосифа, который будет способен круглогодично принимать самолеты", - добавил министр. Глава ведомства подчеркнул, что за всю историю освоения Арктики ни одна страна в мире не реализовывала такие крупномасштабные проекты.

Авиационно-стратегические ядерные силы в 2017 году получили три модернизированных самолета, отметил министр.

Кроме того, Шойгу сообщил, что шесть внезапных проверок в текущем году подтвердили боеготовность российской армии. "Реальные возможности войск решать задачи по предназначению подтверждены в этом году в ходе шести внезапных проверок боевой готовности. В них участвовали все военные округа, виды и рода войск Вооруженных сил, а также федеральные и региональные органы власти РФ", - сказал он, отметив, что внезапные проверки являются основной формой проверочных мероприятий и боевой учебы войск.

Министр также сообщил, что в Вооруженных силах в этом году проведено около 15 тыс. мероприятий подготовки войск, что на 20% больше, чем в 2016 году. "На 16% увеличилась интенсивность межвидовой подготовки, в два раза увеличилось количество двусторонних учений", - сказал Шойгу.

Он уточнил, что наиболее значимым стало российско-белорусское учение "Запад-2017". "Наши армии подтвердили готовность к защите Союзного государства России и Белоруссии", - добавил он.

РС-24 "Ярс" - ракетный комплекс мобильного или стационарного базирования с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой с разделяющейся головной частью. Разработан в 2000-х годах специалистами ОАО "Корпорация "Московский институт теплотехники" под руководством главного конструктора Юрия Соломонова на базе комплекса "Тополь-М".

Планы на 2018 год

Министерство обороны планирует в следующем году превысить границу в 60% по современности вооруженной техники в армии России, заявил глава ведомства. "В 2018 году Минобороны предстоит... в Вооруженных силах выйти на 61% современности вооруженной техники", - сказал он.

По словам министра, ожидается, что уровень современной техники достигнет в Стратегических ядерных силах - 82%, в Сухопутных войсках - 46%, в Воздушно-космических силах (ВКС) - 74%, в Военно-морском флоте (ВМФ) - 55%.

Шойгу отметил, что с 2012 года за счет реализации текущей госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы оснащенность армии и флота современным вооружением достигла 59,5%. Так, в РВСН уровень современности составляет 75%, в Сухопутных войсках - 45%, в Воздушно-космических силах - 73%, в ВМФ - 53%.

Говоря о планах на 2018 год, министр обороны сообщил, что дал указание поставить в Ракетные войска стратегического назначения 11 пусковых установок с баллистическими ракетами "Ярс".

Министр также сообщил, что ВКС получат 10 дивизионных комплектов зенитно-ракетной системы С-400 "Триумф". "В Воздушно-космические силы и авиацию Военно-морского флота поставить в следующем году 203 новых модернизированных самолета и вертолета, четыре дивизионных комплекта зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь", 10 дивизионных пакетов зенитно-ракетной системы С-400 "Триумф". Обеспечить выполнение задач опытно-боевого дежурства Единой космической системы", - уточнил Шойгу.

По его словам, в ВМФ в 2018 году необходимо поставить 35 кораблей и судов обеспечения. Также Минобороны планирует ввести в боевой состав шесть модернизированных стратегических ракетоносцев. "Ввести в боевой состав шесть боевых стратегических ракетоносцев, принять в состав флота головной атомный подводный крейсер проекта 955А "Князь Владимир", вооруженный баллистическими ракетами "Булава". В Сухопутных войсках сформировать семь соединений и воинских частей, поставить более 3,5 тысячи образцов вооружения", - сказал он.

Шойгу отметил, что расходы на строительство инфраструктуры для новейшей техники, поступающей в войска, впервые включены в госпрограмму вооружения (ГПВ) на период до 2027 года. По его словам, это позволило выйти на полную синхронизацию сдачи строящихся объектов со сроками пребывающего в войска современного вооружения. "В этом году построено 3287 зданий и сооружений общей площадью 3,2 млн квадратных метров, что на 6% превышает показатели прошлого года", - отметил министр обороны.

Подводный стратегический ракетоносец "Князь Владимир" был заложен в 2012 году. Он стал четвертой подлодкой в серии из восьми "Бореев" и первым представителем усовершенствованного проекта "Борей-А". Три субмарины проекта "Борей" уже переданы флоту, заложены и строятся "Князь Олег" и "Генералиссимус Суворов" (2014 год), "Император Александр III" (2015) и "Князь Пожарский" (2016). Каждая такая подлодка несет 16 межконтинентальных баллистических ракет "Булава". Отличия подлодок проекта 955А от базового проекта 955 на сегодняшний день неизвестны и являются предметом различных предположений.

Доля современной техники в войсках

В целом, отметил глава Минобороны, доля современной техники в войсках за пять лет возросла в четыре раза, темпы военного строительства - в 15 раз. "За пять лет Вооруженные силы получили 80 МБР, 102 баллистических ракеты для подводных лодок, три ракетных подводных крейсера стратегического назначения "Борей", 55 космических аппаратов, 3237 танков и других боевых бронированных машин, более 1000 самолетов и вертолетов, 150 кораблей и судов, шесть подводных лодок, 13 береговых ракетных комплексов "Бал" и "Бастион", - сказал он.

По его словам, это позволило перевооружить 12 ракетных полков на комплексы "Ярс", 10 ракетных бригад на комплексы "Искандер", 12 авиационных полков на самолеты МиГ-31БМ, Су-35С, Су-30СМ, Су-34, три бригады армейской авиации и шесть вертолетных полков на вертолеты Ка-52 и Ми-28, 16 зенитных ракетных полков на зенитную ракетную систему С-400, 19 дивизионов на комплексы "Панцирь-С".

Кроме того, сообщил министр обороны РФ, 35 общевойсковых соединений обеспечены современной боевой экипировкой "Ратник-2". "Новая техника, поступившая в войска, размещена на современной инфраструктурной базе", - отметил Шойгу.

С-400 "Триумф" - зенитная ракетная система большой дальности, принятая на вооружение в 2007 году. Она предназначена для уничтожения авиации, крылатых и баллистических ракет, в том числе среднего радиуса действия, может применяться против наземных объектов. В апреле замглавкома ВКС России Виктор Гуменный сообщил, что на вооружение стали поступать ракеты для С-400, способные уничтожать цели в ближнем космосе.

Что на самом деле скрывается за цифрами, которыми манипулируют высшие чины российской армии, - решили выяснить блогеры RedDVL.

«Уровень оснащенности войск современным вооружением по сравнению с 2012 годом удалось повысить почти в четыре раза. На сегодняшний день он составляет 58,9%. Набранные темпы позволят Министерству обороны гарантированно выполнить задачу по выходу к 2020 году на 70-процентный уровень оснащенности войск современными образцами вооружения и техники..

С одной стороны можно порадоваться только за такой бурный прирост «современных вооружений» в российской армии - в 4 раза за 4 года - но встает вопрос, а что такое эти «современные вооружения»? Но нет ли тут ошибки, задается вопросом издание. Ведь, к примеру, 24 октября на Филиппинах Сергей Шойгу заявил о почти трехкратном «освобождении» Сирии: «За время операции ВКС России разгромили крупные террористические формирования на важнейших направлениях, а также освободили ключевые населенные пункты и деблокировали основные коммуникации, заявил министр. Всего было уничтожено более 200 точек по добыче нефти и газа, 4000 бензовозов, 126 станций перекачки и 184 нефтеперерабатывающих завода, заявил Шойгу. Усилиями российских военных летчиков в Сирии ликвидированы 948 тренировочных лагерей, 666 заводов и мастерских по производству боеприпасов, 1500 единиц военной техники террористов, освобождены 998 населенных пунктов, всего освобождено 503 223 кв. км территории ».

Неужели люди, готовившие эту справку, не сочли нужным узнать, что общая площадь территории Сирии составляет всего чуть более 185 тысяч квадратных километров ! Откуда взялись тогда 503 тысячи квадратных километров «освобожденной территории»?

По уровню цифровой эквилибристики от начальника не отстают и российские мужчины в погонах рангом пониже: «Военно-морской флот России за пять лет получил более 150 кораблей и судов, его боевые возможности возросли на 30%, сказал Герасимов. Морская авиация за этот период получила более 60 летательных аппаратов, уточнил он» .

Как понять - возможности выросли на 30%? А что составляет тогда 1% этих возможностей?

По большому счету ясно, что военные в РФ занимаются старым и привычным для них делом - очковтирательством. Полноценное перевооружение всей армии за 5-10 лет не под силу ни одному развитому государству на нашей планете по экономическим причинам, поэтому к соответствующим программам Ресурсной Федерации надо относиться предельно спокойно.

Часть советских и позднесоветских вооружений дяди записали в «современное» оружие, что-то на бумаге подлатали, что-то «модернизировали», а что-то действительно заново построили на основе все тех же позднесоветских разработок - например, подлодки проекта 955 «Борей» (в 2011 году планировалось ввести в строй к 2018 году 8 подводных крейсеров, но пока запустили только 4, а остальные - в стадии строительства).

Еще проще ситуация выглядит на примере танковых войск. На коллегии Минобороны РФ 7 ноября было заявлено: Российские Сухопутные войска получили за пять лет более 10 тысяч современных образцов вооружения и военной техники, в том числе 3 тысячи танков и боевых бронированных машин . Как понять получили 3 тысячи танков? Откуда? Ведь с 2011 года российская армия официально не закупала основные боевые танки вообще - отказ был продиктован желанием дождаться платформы «Армата» (по этой же причине отказались и от закупок БТР-90). «Арматы» же нет до сих пор.

Поэтому основу танкового парка армии из примерно 2700 машин (еще до 15-16 тысяч более старых танков находится на хранении), как и в 2012 году составляют одни и те же машины. Это модификации танка Т-72, вставшего на вооружение СССР еще в 1976 году и прекратившего производиться в 1985-1986 годах, а также различные модификации танка Т-80 (прекратил производится в 1998 году, на вооружении состоял также с 1976 года). Первых насчитывается около 1950 единиц, вторых - 450 (все цифры примерные). Остальные машины представлены модификациями танка Т-90, который... в свою очередь является доработкой танка Т-72 (разработан в конце 80-х годов, на вооружении с 1992 года). Можно сказать, что почти вся российская армия оснащена танками 70-80-х годов прошлого века, часть из которых была «модернизирована». Примерно такая же ситуация и с бронетранспортерами и машинами пехоты (БМП, самая «свежая» - БМП-3 на вооружении с 1987 года).

И никто уже не вспоминает амбициозные цифры из Государственной программы развития вооружений до 2020 года (принята в 2011 году с объемом в 20 триллионов рублей, сменила ГПВ 2008-2015 годов), согласно которой армия должна была получить 2300 совершенно новых танков (подразумевались «Армата»). Серийное производство этих чудо-танков в 2011 году планировалось на 2015 год, затем этот срок по доброй традиции стал «уезжать», но пропаганда даже в этом году продолжала говорить о 2017-2018 годах. Сейчас наиболее реальным сроком указывается 2019 год. «Армата» формально еще проходит испытания в войсках (одновременно с испытаниями его пушки и снарядов), по итогам которых и будет принято решение , сколько ведомство Шойгу закупит этих колесниц Уралвагонзавода. Так что пока патриотам остается лишь утешаться «новостями » о том, что отсталый Запад «не может создать конкурента танку «Армата ».

Плавный «отказ» мужчин в погонах от блестящих игрушек обусловлен не только откровенной технической сыростью поделок (поэтому Минобороны, например, предпочитает закупать модификации советского БТР-80, находящегося на вооружении с 1984 года, а не поощрять безумие промышенного дизайна под названием «Бумеранг» или «Курганец-25»), но и финансовыми проблемами.

Танк Т-90, напомним, стоил около 2 миллионов долларов в 2010 году для российского бюджета. В 2015 году тогдашний глава Уралвагонзавода Олег Сиенко заявил , что стоимость «Арматы» будет начинаться от 3,7 миллионов долларов (230-250 миллионов рублей). Конечно, это дешевле чем западные аналоги, но нельзя забывать, что у РФ - это далеко не западная экономика. Плюс за эти деньги Минобороны сочло, что лучше модернизировать сразу 5-6 танков Т-72, чем ждать «серийных» «Армат» по цене то ли в 3, то ли в 4 миллиона долларов.

И здесь кроется первая важная гримаса российской милитаризации последних 10 лет. С одной стороны военные расходы РФ выглядят впечатляющими и грозными: третье место в мире после Китая и США, объем - до 70 миллиардов долларов (3,78 триллиона рублей в 2016 году плюс закрытые статьи). Это очень большие деньги, если учитывать, что весь объем экономики в 2016 году составил 1,3 триллиона долларов в номинальном исчислении (а считать нужно только по номиналу). Но в абсолютном выражении они не выглядят чем-то особенным , если мы сравним РФ с военными державами второго-третьего уровня. Например, у такой совершенно пацифистской страны как Германия военные расходы в 2016 году составили ... 35 миллиардов евро (около 38 миллиардов долларов).

Всего-то в 2 раза меньше, чем у РФ . При этом у Германии нет стратегических ядерных сил, нет нескольких флотов и стада атомных подводных ракетоносцев, нет военно-космических сил, нет 20 тысяч танков в наличии и на хранении, да и вообще численность бундесвера не дотягивает до 180 тысяч солдат и офицеров (при 250 танках)! И доля военных расходов в номинальном ВВП у ФРГ составляет чуть более 1% в отличие от почти 5% у РФ. Чем ответит РФ Западу, если тот действительно начнет гонку вооружений (предположим такое)? Если бюджеты стран НАТО, как это требует руководство альянса, начнут тратить на «оборонку» до 2% от ВВП? Ведь даже сейчас совокупный бюджет стран НАТО (без США и Канады) составляет более 250-260 миллиардов долларов. Чем будут противостоять «агрессивному НАТО» военное ведомство РФ и массы ликующих российских интернет-патриотов?

Обанкротившимся Уралвагонзаводом, который с трудом сводит концы с концами и на немецких станках кое-как модернизирует древние советские танки Т-72? На заводе, кстати, средняя зарплата рабочих составляет 20-30 тысяч рублей (300-400 евро) и они вынуждены прибегать к «итальянской забастовке », чтобы выбить свои деньги и добиться повышения нищенских зарплат. Впрочем, это все лирика. Вторая неприятная гримаса нынешней милитаризации заключается в том, что в 2009-2011 годах в РФ произошел отход от давних традиций местной милитократии - дешевой армии.

Ведь основные расходы в любой армии - это не даже не закупки вооружений, а люди. А человек в российской/советской армии всегда на 90% представлял из себя бесплатного призывника с самым минимальным набором расходов на его содержание и оплату его «услуг».

Все помнят зубоскальство россиянских патриотиков о том, что де «американцы не умеют воевать без туалетной бумаги, бу-га-га» ? Ну так вот - нынешняя российская армия пошла по «коварному» пути именно западных образцов. В российской армии в последние годы резко увеличилось количество контрактников, в ней нарастили гражданский персонал, ввели коммерческий аутсорсинг, и самое важное - повысили зарплаты людям в погонах. С 2012 года по 2016 год на службу в армию по контракту были призваны 330 тысяч человек, на 2017 год их количество в вооруженных силах достигло 405 тысяч человек (плановый уровень - 425 тысяч человек). Сергей Шойгу планирует в 2018 году довести численность контрактников в армии до 500 тысяч человек (тогда как призыв в 2017 году составил 142 тысячи весной и 134 тысячи новобранцев осенью). Сейчас почти 30% бюджета Минобороны РФ - это только выплаты военнослужащим по зарплате!

В РБК были опубликованы данные, что «в 2018 году бюджет потратит на выплаты денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним по статусу лицам 2,27 триллиона рублей (13,8% общих расходов бюджета) »! На индексацию зарплат «силовикам» потребуются в ближайшие 3 года еще не менее 300 миллиардов рублей. Конечно, эти цифры включают в себя не только военнослужащих, но и приравненных к ним милитократов из ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии и тому подобных дармоедов (доля именно военнослужащих чуть более 1,2 триллиона рублей) общей численностью до 4 миллионов человек. При этом «силовик» - это вам не живущий на вольном выпасе частный обитатель северной Евразии. Этому человеку, помимо денежного оклада, надо обеспечить питание (трехразовое в день, минимум), обмундирование, спецодежду, бесплатное жилье (для офицеров - квартиры, для солдат и сержантов - казармы, всего только в 2016 году Минобороны ввело более 2 миллионов квадратных метров жилья в эксплуатацию), разнообразные социальные льготы и все остальное, вплоть до социальной инфраструктуры (детские сады, школы, бассейны в военных городках, ведомственные пансионаты, санатории, больницы, поликлиники со штатом и так далее). При этом надо понимать, что «силовик» не производит никакой прибавочной стоимости, он не вносит вклад в ВВП страны, он просто находится на содержании бюджета.

Сделать его содержание откровенно нищенским уже невозможно - люди разбегутся. Поэтому в государственной концепции РФ официальная зарплата военнослужащих (а также иных милитократов) должна быть «не ниже средних зарплат во всех отраслях экономики »:

Для того чтобы жалованье военнослужащих не опускалось ниже средних зарплат в ведущих отраслях экономики, Минобороны в ходе подготовки проекта федерального бюджета разработало и направило в Минфин два варианта расчетов по индексации денежного довольствия военнослужащих, сообщалось в заключении оборонного комитета, но эти предложения «не нашли своего отражения» в итоговом проекте бюджета. На сколько предлагало индексировать оклады военных Минобороны, в документе не говорится .

Найм одного нового милитократа или закупка единицы вооружения - это новые и дополнительные расходы. Один новый танк - это расходы на ГСМ, на обустройство места его хранения, найм техников и так далее. Найм одного контрактника (даже если он получает всего 500 долларов) - это новые расходы на еду, одежду и так далее. Тут нельзя взять и просто остановиться. Например, Минобороны в 2014-2015 годах закупило для военнослужащих более 1 миллиона комплектов всесезонного полевого обмундирования (ВКПО). К осени 2016 года выяснилось , что их уже не хватает в войсках. Значит, такие закупки надо вести регулярно, а не разово. Тоже самое касается продуктов питания, топлива, патронов и т.п. расходных материалов вплоть до туалетной бумаги. Сэкономить сильно на людях не получится, иначе будет «украинская армия».

Рост армии - это еще и гигантские расходы на инфраструктуру. Выяснилось пару лет назад, что складская система Минобороны РФ неадекватна и устарела. Нужно строить (по стандартам НАТО) новые производственно-логистические комплексы (ПЛК). Стоимость программы строительства 24 таких - это сотни миллиардов рублей , которых по факту нет. Дальнейшее наращивание «военных мускулов» выглядит малоосмысленным, ибо «урановый рудник» уже достиг локального пика да еще на фоне падающей экономики. И тем не менее, роль играет не это, а конкретные пожелания хозяев. И если от роста расходов на оборонку и госбезопасность РФ отказываться не собирается, то уже в 2018-2019 годах придется принимать стратегическое решение.

Либо забирать миллиарды долларов из офшоров у олигархов, либо идти на снижение и так невысокого уровня жизни основной массы населения.