Чем отличается купюра и банкнота.  Отличие банкноты от бумажных денег

Чем отличается купюра и банкнота. Отличие банкноты от бумажных денег

Муниципальное самоуправление - оно же местное самоуправление или МСУ – деятельность граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения с помощью органов муниципальной власти, управления муниципальной собственностью. Местное самоуправление не имеет отношения к системе органов государственной власти (хотя последняя может делегировать органам МСУ кое-какие полномочия), децентрализовано и направлено на самих себя.

Структуру органов местного самоуправления составляют:

а) представительный орган муниципального образования;

б) глава муниципального образования;

в) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

г) контрольно-счетный орган муниципального образования;

д) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При этом по общему правилу наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в России устанавливается Конституцией РФ и регулируется федеральным законом. Те люди, которые работают в этой сфере находятся на муниципальной службе, которую также регулирует отдельный федеральный закон. Организационной формой местного самоуправления на отдельной территории являются муниципальные образования. У них есть устав, структура, полномочия, штат и экономическая база.

Само самоуправление может быть непосредственным и опосредованным. Если граждане решают вопросы местного значения на сходе или местном референдуме – это непосредственное самоуправление, если же избирают на муниципальных выборах муниципальные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и вверяют полномочия по решению вопросов им – опосредованное.

Граждане могут контролировать муниципальную власть куда лучше, чем контролируют федеральную. На местном уровне они могут инициировать голосование по отзыву депутата представительного органа муниципального самоуправления, провести референдум, выступать с правотворческими инициативами, выражать своё мнение на публичных слушаньях, конференциях или собраниях местных жителей.

Отдельно стоит отметить публичные слушания, на которых обязательно выносятся:

– проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

– проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

– проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

– вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

По иным вопросам их могут инициировать и местные власти и население. Порядок организации и проведения слушаний расписан в уставе муниципального образования.

см. также: Рабочее самоуправление), решение общественных дел сообща на собрании или посредством совместно избранных представителей. Корни русского самоуправления уходят в глубокую древность. Еще в VI в. имп. Византии Маврикий писал: "Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей". "Эти племена... - рассказывает Прокопий Кесарийский, - не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим". Эти же черты нашего народа выразились в обычае - вече, которым в Древней Руси называлась сходка жителей одного населенного пункта для решения общих дел. В больших городах вече принимало решения о приглашении или изгнании князя. Поэтому древнерусское вече являлось народной властью, независимой от князя.

Зачатки самоуправления закладываются в родственном коллективе - семье. Как писал историк Н.А. Рожков, род давал территорию семье, свободно ею используемую в ее пределах; племя давало родам племенную территорию, в пределах которой роды могли также свободно передвигаться и временно использовать землю, особенно для охоты, бортничества, а также для скотоводства и отчасти для земледелия. Средний свободный человек того времени пользовался известной степенью обеспеченности, экономической самостоятельности, поскольку он был членом семейного, затем родового и племенного союзов. Это обстоятельство и вольное пользование землей глубоко отложились и прочно залегли в народном сознании.

Постепенно в русской жизни складываются такие формы самоуправления, как община, артель, дружина, губное управление. Одними из древнейших самоуправляющих коллективов были княжеские дружины. Члены княжеской дружины неоднократно заявляли своему князю, что хотят идти в поход или, наоборот, не желают идти. И князь, по обычаю, почти всегда считался с ними.

Дружинники заключали с князем свободный договор, отношения в дружине, включая самого князя, носили товарищеский характер. Вступление в дружину и выход из нее были свободными.

Еще более широким самоуправляющимся началом обладали торговые дружины, имевшие свои транспортные средства (лодки, лошадей), забиравшиеся в очень отдаленные места.

История сохраняет свидетельства и о земледельческих самоуправляющихся организациях, которые чаще всего смыкались с общиной, но отнюдь не всегда были идентичны ей. Как правило, это была группа крестьян, объединившихся для совместной подготовки земельных участков для сельскохозяйственных работ. Такая артель рубила лес, корчевала пни, выжигала поросли, расчищала, ровняла, рыхлила почву, а впоследствии устанавливала порядок пользования расчищенными участками. Кстати говоря, эти артели под названием "обчих" встречались в отдаленных лесных местностях вплоть до н. XX в.

Самоуправление было широко распространено и в духовной жизни народа. Церковные общины и братства, совместные братчины много значили в развитии народной психологии в Древней Руси.

Среди духовных артелей в России получили распространение так называемые молодежные "складки", устраиваемые в православные праздники, чтобы за общий счет в складчину повеселиться, попировать, поплясать.

Традиция земского самоуправления, оформленная юридически в сер. XVI в., пронизывает общественную жизнь Древней Руси. Земские соборы - съезды всех сословий государства - проходили в то время, когда по всей Западной Европе царил холод абсолютизма.

Русская монархия вплоть до XVIII в. носила сословно-представительный характер. Царское правление осуществлялось по обычаям и традициям страны, согласно которым царь был обязан править совместно с боярами (боярская дума) и советуясь с народом на земских соборах. Попытки царя узурпировать всю власть в своих руках, попирание "синклита" и "Совета чинов", по мнению Авраамия Палицына, приводит к беспорядкам и в конечном результате к "самовластию рабов". Как явствует из исторических материалов, Россия в XV-XVI вв. обладала единственной в то время среди других стран мира системой управления, основой которой было самоуправление на всесословной основе.

Изложим ее по данным, приводимым историками Л.А. Тихомировым и В.О. Ключевским. Царь обладал самодержавной властью и следил за соблюдением общественного блага и жизнью всех сословий. К нему мог обратиться с челобитной любой человек. На места царь назначал своих воевод, которые ведали всеми областями жизни вверенной им территории. Власть воеводы была велика, но возможность поборов была ограничена специальным доходным списком, определявшим доходы, кормы и пошлины. Если воевода или другое должностное лицо, назначенное царем, превышали этот список, то население имело право выставить ему по суду иск и потребовать возмещения за неправедные поборы.

Свою власть воевода осуществлял с представителями общественного самоуправления. Вторым лицом после воеводы был губной староста, ведший уголовные дела и следивший за общественной безопасностью. Губной староста выбирался всем населением из профессионального служилого населения.

После губного старосты важным лицом местного самоуправления был земский староста, выбираемый городским и уездным населением. При земском старосте состояли выборные от уездных крестьян советники. Они составляли земскую избу. Дело земского старосты и состоящих при нем советников заключалось в раскладе податей, в выборе окладчиков и целовальников. Воевода в дела земского старосты вмешиваться не имел права, не позволялось ему влиять на выборы или смещать выборных лиц и вообще пытаться воздействовать на мирские дела.

Земская изба заведовала городским хозяйством, разверсткой земли, обсуждала нужды посадских и уездных людей, сообщая о них, если не могла помочь им сама, воеводе или в Москву. Свои власти, кроме общей с городом земской избы, были и у уездных крестьян. Крестьяне выбирали своих общинных старост, "посыльщиков" (для сношения с воеводой и его приказными людьми), выбирали земского пристава "для государева дела и денежных сборов". Приходы выбирали священников и церковных дьячков, которые имели значение сельских писарей. По грамотам Ивана Грозного, монастырские крестьяне избирали у себя приказчиков, старост, целовальников, сотских, пятидесятских, десятников. Все представители центральной власти, назначенные в городе и волости, не могли решать дела без общественных представителей.

Согласно Судебнику 1550, представитель центральной государственной власти (воевода и т.п.) не имел права арестовать человека, не предъявив доказательств его вины представителям местного самоуправления - старосте и целовальнику. Если этого не происходило, то староста и целовальник, по требованию родственников арестованного, могли освободить его и взыскать с представителя администрации штраф за "бесчестье".

Таким образом, первый закон о неприкосновенности личности впервые был принят в Древней Руси, а не в Западной Европе, где он появился только 120 лет спустя.

Местное самоуправление получило свое развитие в системе земских учреждений XIX - н. XX в. И даже для того времени это была одна из самых передовых в мире форм самоуправления.

"Мы со смелостью, беспримерной в летописях мира, - писал кн. А.И. Васильчиков о развитии в России учреждения земского самоуправления, - выступили на поприще общественной жизни... ни одному современному народу Европейского континента не предоставлено такого широкого участия во внутреннем управлении, как русскому".

Земские учреждения существовали на уровне губерний, уездов и волостей, сами избирали свои руководящие органы, формировали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов. Земства существовали на началах самофинансирования, имели право для покрытия своих расходов вводить специальные налоги. Источником средств земств служили поступления от сборов на недвижимое имущество: земель, лесов, фабрик, заводов, доходных домов. Главный упор в деятельности земских учреждений был на школы, библиотеки, здравоохранение, ветеринарное дело, статистику.

В Положении о земских учреждениях подчеркивалось, что "заведование земскими делами уездов и губерний предоставлено самому населению уезда и губернии на том же основании, как хозяйство частное предоставляется распоряжению частного лица, хозяйство общественное - распоряжению общества". Идея земского самоуправления была непосредственно связана с идеей общинного самоуправления и была близка и понятна русскому человеку.

Можно было бы еще долго перечислять формы самоуправления, существовавшие в дореволюционной России, - достаточно назвать самоуправление казачьих земель, самоуправление университетов, самоуправление национальных территорий, например Финляндии и Средней Азии.

Был у самоуправления органический недостаток - изолированность, обособленность друг от друга самоуправляющихся обществ и трудовых единиц, делающих их беззащитными от узурпации прав со стороны центральной власти. Пока соотношение прав местного самоуправления и центральной власти определялись традиционными, патриархальными представлениями о роли центра и мест, пока центральная власть носила в известном смысле отеческий характер, противоречия между центром и местами были невелики. Однако по мере усиления центральной власти и вытеснения традиционных правительственных форм заимствованными с Запада бюрократическими учреждениями происходит постепенное лишение прав местного самоуправления в пользу центра. Процесс этот имел характер национальной катастрофы, так как подрывал стержневую основу народного уклада жизни.

Отличное определение

Неполное определение ↓

денежные знаки, выпускаемые в обращение и гарантируемые центральными (эмиссионными) банками. В настоящее время являются единственным законным средством платежа на территории РФ. Их подделка и противоправное изготовление преследуются по закону. Б. и монета признаются безусловными обязательствами Центрального банка РФ и обеспечиваются всеми его активами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАНКНОТА (банковский, или банковый, билет)

1) первоначально - ценная бумага, удостоверяющая приказ банка-эмитента самому себе уплатить ее предъявителю немедленно по предъявлении денежную сумму находящейся в обращении монетой; 2) в настоящее время - заменитель бумажных денежных знаков, выпускаемый центральным эмиссионным банком.

Упоминание о первых Б. относится к Древнему Вавилону. Крупнейшие банкирские дома Вавилона выпускали документы, удостоверявшие факт приема эмитентом на хранение определенной денежной суммы и обязательство хранителя возвратить таковую по требованию предъявителя документа. Обычно их предъявителем был тот, кто сдал деньги на хранение, хотя никаких препятствий для передачи соответствующих прав не существовало.

В Европе первые Б. были выпущены в 1694 г. при учреждении Банка Англии. С принятием в 1844 г. Банкового акта Р. Пиля право эмитировать Б. стало монопольным и было предоставлено только Банку Англии. Данный акт предусматривал также и особую систему обеспечения Б., получившую позднее наименование английской: вся эмиссия, за исключением твердо установленной суммы, должна была обеспечиваться металлическим запасом банка-эмитента, главным образом - золотом. Это была первая система частичного обеспечения Б., пришедшая на смену системе полного обеспечения.

Выпуск Б. в России впервые организовали Московский и Санкт-Петербургский ассигнационные банки в 1769 г. назывались эти Б. ассигнациями. В последующем русские Б. назывались также государственными кредитными билетами, а позднее - банковскими билетами или билетами Государственного банка. Последнее наименование сохранилось за Б. и в СССР. В настоящее время российские Б. называются билетами Банка России.

Во Франции выпуск Б. начался в 1800- 1803 гг., в Германии Пруссии - в 1846 г. Регулярные крахи банков по причине неконтролируемых эмиссий Б., увеличение социальной напряженности и усугубление экономических неурядиц привели все континентальные европейские государства (как ранее Англию) к введению монополии выпуска Б. Эти страны дали новую систему обеспечения Б., получившую наименование германской. В отличие от английской системы с ее лимитом фидуциарной эмиссии (банковская эмиссия, не обеспеченная запасом драгоценных металлов банка-эмитента) германская система предусматривала минимальную долю обеспечения Б. В конце XIX - начале XX в. в различных странах такая доля составляла от 50 до 30% общего объема выпуска Б. Позднее сложилась еще одна система обеспечения, названная американской, суть которой состояла в своеобразном «удвоении» частичного обеспечения: 15% объема эмиссии Б. обеспечивалось золотом и, кроме того, 90% - государственными ценными бумагами. Особого рода предписания существовали во Франции, где законодатель просто определял максимальный объем Б., который мог находиться в обращении, не указывая, чем и насколько он обеспечен, хотя, безусловно, также исходил из некоторых минимальных норм обеспечения.

Таким образом, объем выпуска Б. привязывался к размерам золотых запасов банков-эмитентов, что создавало, во-первых, возможность размена Б. на золото, выполнявшее в то время роль денежного металла, но, во-вторых, в периоды оттока золотого запаса приводило к финансовым кризисам. В период первой мировой войны размен Б. на золото был фактически прекращен, хотя юридическое закрепление это обстоятельство получило гораздо позднее. Б. стали заменителями сначала собственно денег в обращении, а затем и бумажных денег.

Из-за утраты связи Б. с золотым обеспечением можно заключить, что в настоящее время их выпуск должен производиться либо под рост национального богатства, либо в порядке кредитования производства, внешней и внутренней торговли. Следовательно, Б. превращаются в обязательства государства в целом, так как оно придает им принудительный курс, т.е. обязано гарантировать, что каждый держатель Б., независимо от их суммы, сможет обменять их на реальные товары, работы, услуги - элементы актива национальной экономики.

Таким образом, сегодняшняя запись об «обеспечении» билетов Банка России равнозначна принятию на себя государством, в лице ЦБ, обязательства обеспечения стабильной и устойчивой покупательной способности денежной единицы. Причем обязательство государства обеспечивать покупательную способность денежных знаков (Б. и монет) имеет смысл только при условии оговорки того масштаба цен, за которые государство выходить не вправе.

Б. и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на Б. и монету нового образца. Под достаточно продолжительным понимается срок не менее года. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. Решения о выпуске в обращение новых Б. и монет и об изъятии старых, а также номиналы и образцы новых денежных знаков принимаются Советом директоров Банка России. Описания новых денежных знаков, в том числе и Б., должны публиковаться в СМИ. Ветхие и поврежденные Б. обмениваются Банком России без ограничений. В настоящее время в России обращаются Б. достоинством в 5,10,50, 100 и 500 руб.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Представить современную жизнь без денег сегодня просто невозможно. Даже самые ярые противники материальных благ вынуждены иметь с ними дело. Можно отказаться от электронных расчетов, не пользоваться кредитными карточками, но без бумажных денег прожить никому из нас, скорее всего, не удастся.

Понятие банкноты

Их существует несколько. Самое просто из них определяет банкноты как изготовленные из бумаги с помощью краски. С точки зрения классической экономической теории, банкнота - это форма кредитных денег. Они выпускаются центральным банком той или иной страны, который в абсолютном большинстве случаев представляет собой один из институтов государственной власти.

Однако по своему экономическому содержанию банкнота не является абсолютным синонимом бумажных денег. Эти два понятия имеют ряд существенных различий.

  1. Банкноты выпускаются только банком, в то время как бумажные деньги могут быть выпущены казначейством или министерством финансов.
  2. Банкноты имеют золотое или вексельное обеспечение. Бумажные деньги в большинстве случаев ничем не обеспечены.
  3. Банкнота выпускается для обеспечения товарооборота. Целью выпуска бумажных денег является покрытие дефицита бюджета.

Виды денег

Банкнота - это одна из форм существования денег. Одна, но далеко не единственная. В разное время и в разных условиях применялись различные их виды.

Все деньги можно условно разделить на полноценные и неполноценные. К первым относятся те, у которых есть собственная реальная стоимость - это стоимость их производства, и она равна их номиналу. К этому виду относятся товарные деньги, которые широко применялись для бартерного обмена на заре зарождения денежного обращения, и металлические монеты, серебряные и золотые.

В обращение было выпущено более 9,5 млрд. руб. Уже к 1 ноября 1917 года объем бумажных денег составил 19,5 млрд. руб., а покупная способность рубля была чуть больше 8 копеек. Временное правительство было вынуждено выпустить купюры достоинством 250 и 1000 рублей. «Керенки», как в народе называли банкноты, формально номинированные в золотых рублях, на самом деле никакого обеспечения не имели. Они ходили на территории страны вплоть до самого конца Гражданской войны.

С приходом советской власти в стране началось строительство коммунизма. А коммунизм и деньги, как известно, - две вещи совершенно несовместные. Но все прекрасно понимают, что без них государство существовать попросту не может. И новое правительство нашло выход из ситуации: они выпустили «расчетные знаки». По своей сути это были те же самые деньги, только «под другим соусом».

Денежные реформы СССР ХХ века

Во времена Великой Отечественной войны страны была относительно устойчива, несмотря на все трудности. Это было достигнуто введением карточной системы и установлением твердых цен на товары. Но сильное сокращение товарной массы неизбежно привело к образованию в обращении большого количества лишних денег. Кроме того, в тяжелые послевоенные годы страна была буквально наводнена фальшивыми купюрами. Это серьезно осложняло процесс восстановления экономики. Поэтому в 1947 году было принято решение о проведении денежной реформы, в результате которой 10 рублей старого образца обменивались на 1 новый рубль.

Еще одна реформа была проведена в середине ХХ века. Именно тогда в обращение поступили «хрущевские фантики», или просто «фантики», как назывались банкноты 1961 года. Такое имя они получили за свой маленький размер, сопоставимый с конфетной оберткой. Эти деньги просуществовали вплоть до 90-х годов и прекратили свое существование вместе с целой страной, символом которой они, в том числе, и являлись.

Банкноты современной России

Крайне тяжелое экономическое положение и высокая инфляция 1991-1993 годов привели к тому, что было принято решение о выпуске 50 и 100-рублевых купюр. Но это привело к еще большему скачку цен. Постепенно «деревянные рубли», как в народе называли банкноты любого образца, превращались в бумагу в прямом смысле слова. Их покупательная способность падала с космической скоростью.

Реформа, проведенная в 1998, предполагала укрепление рубля сразу в 1000 раз. Она была проведена более мягко, по сравнению с реформами 40-х и 60-х годов. Во-первых, не было установлено четких сроков, за которые население должно было обменять находящиеся на руках наличные деньги. Во-вторых, «старые» и «новые» купюры имели одинаковое хождение на территории страны в течение всего 1998 года.

Современные банкноты Банка России представляют собой денежные знаки, изготовленные с применением самых передовых технологий в области защиты их подлинности. Для предотвращения появления фальшивок Центральный Банк постоянно вводит в обращение новые модификации уже существующих образцов, защитные функции которых усиливаются от раза к разу.

Сегодня в обращении находятся купюры достоинством 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей.

Доллар США - мировая валюта

Доллар США уже давно стал общепризнанным международным платежным средством. Он прочно вошел в число объясняется тем, что США последними отменили золотой стандарт своей денежной единицы. Произошло это только в 1971 году, в то время как европейские страны сделали это еще в начале ХХ века, во времена Великой Депрессии.

Функции Центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система. Именно она обладает правом эмиссии и выпускает наличные банкноты в оборот. Доллар США, находящийся в обращении, имеет номиналы 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100. Существуют также купюры по 500, 1000, 5000 и даже 10 000 долларов, но они используются только для внутренних расчетов ФРС и Казначейства США.

Денежное обращение насчитывает уже несколько веков. За это время накопилось много интересных и поистине удивительных фактов, связанных с наличными деньгами. Самые интересные банкноты мира - какие они?

Самая крупная по номиналу банкнота была выпущена в Венгрии в 1946 году. Ее достоинство - один миллиард биллионов (то есть 1021). Диаметр Вселенной, кстати, составляет 1023 км.

Самая крупная по покупательной способности купюра имеет обращение в Великобритании. Ее номинал составляет 1 млн. фунтов стерлингов. Известно о существовании 2 таких банкнот.

Самая мелкая по номиналу купюра имела хождение в СССР. на 1 копейку, который выпускался Госбанком для внутренних расчетов.

Банкнота - это форма существования наличных денег, без которой современная денежная система просто не может существовать. Несмотря на развитие безналичных расчетов, полностью отказаться от бумажных денег в ближайшем будущем нам вряд ли удастся.

Отличие банкноты от бумажных денег

Современные банкноты потеряли все гарантии и не обмениваются на золото или серебро. Они поступают в обращение по трем каналам : 1) банковское кредитование хозяйства – обеспечивает связь денежного обращения с динамикой воспроизводства общественного каптала; 2) банковское кредитование государства – банкноты эмитируются взамен государственных долговых обязательств; 3) прирост официальных золотовалютных резервов в странах с активным платежным балансом.

Чек – письменный приказ владельца счета банку о выплате определенной суммы денег чекодержателю или о перечислении ее на другой счет. Впервые чеки появились в Англии в 1683 г.

В расчетах с чеками участвуют три стороны: 1) чекодатель – владелец счета; 2) чекополучатель, чекодержатель, кредитор чекодателя; 3) плательщик по чеку (банк).

Выпускаются три вида чеков: 1) именной чек – выпускается на определенное лицо без права передачи; 2) предъявительский чек – выпускается без указания имени получателя; 3) ордерный чек – выписывается первоначально на определенное лицо с правом передачи по средствам индоссамента (передаточная надпись на обороте чека).

Существует две формы чеков: 1) расчетный чек – письменное распоряжение банку для осуществления платежа со счета чекодателя на счет чекодержателя, используемого для безналичного расчета; 2) денежные чеки – используются предприятиями и организациями для получения наличных денег со счетов в банках.

Электронные деньги – деньги на счетах компьютерной памяти банков. Распоряжение осуществляется с помощью специального электронного устройства.

Платежи, основанные на электронных деньгах, стали появляться в России в конце 20 в. К электронным платежным системам относятся: PayCash и WebMoney Transfer.

Платежи, происходящие с электронными деньгами, очень быстры по вре­мени, а сами электронные деньги по своей сути – лишь информация о реально существующих средствах. Самые большие проблемы в расчетах в Ин­тернете – обеспечение их безопасности, и признание законности новых платежных систем.

Пластиковая карта – обобщающий термин; обозначает все виды карто­чек, различающихся по назначению, набору оказываемых с их помощью ус­луг, по своим техническим возможностям. Сама идея использования карт как платежного средства выдвинута Джеймсом Беллами в его книге «Глядя на­зад» в 1880 г. Первая карта выпущена в США в 1914 г. фирмой General Petro­leum Corporation of California. Первые карточки сделаны из картона, а материал, более подхо­дящий для функционирования карт, появился в 60-е гг. в США. Их стали де­лать из пластика. Пластиковые карты с магнитной полосой занимают ведущие позиции в мире в силу своей традиционно­сти. Наиболее известны карты международных платежных систем American Express, VISA, MasterCard, Europe, Diners Club.