Участие государства в экономической жизни общества. Экономика и госрегулирование

Участие государства в экономической жизни общества. Экономика и госрегулирование

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Деятельность - категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к условиям окружающей среды. Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложное. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер - человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

Итак, отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер , целенаправленность , плановость , длительность .

1. Общественный характер человеческой деятельности . Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения - продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, человек выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда. Это имеет прямое отношение и к различным видам спортивной деятельности.

2. Целенаправленность деятельности . Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия. Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

3. Плановость деятельности . Деятельность - это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

4. Систематичность деятельности . Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.


В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности . Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром, процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна . Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация совместных духовных усилий и активности различных социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), исследовательская деятельность, спортивная деятельность и др.

Человеческая деятельность многогранна . В ходе ее человек осуществляет определенные движения (физиологическая функция живого организма) и действия (система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения), тратит массу энергии, выполняет большой объем операций (способ выполнения действия), разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты. Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна . Он может преследовать в ней как общественно значимые цели, так и социально неодобряемые.

Теория деятельности начала разрабатываться в советской психологии в 20-х - начале 30-х гг. XX века. К этому времени уже закатилось солнце психологии сознания и находились в расцвете новые зарубежные теории - бихевиоризм , психоанализ , гештальтпсихология и ряд других. Советские психологи в отличие от западных коллег взяли на вооружение философию диалектического материализма , согласно которому, не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание .

Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева , в частности в его книге «Деятельность. Сознание. Личность» .

Рассмотрим структуру деятельности.

Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, деятельность - форма активности . Активность побуждается потребностью , то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С этого момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном - и становится мотивом , который может осознаваться или нет. Именно теперь, считает А.Н. Леонтьев, возможно, говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом; мотив - то, ради чего совершается деятельность; деятельность - это совокупность действий, которые вызываются мотивом.

Действие - главная структурная единица деятельности. Действие осуществляется на основе определенных способов , эти способы называются операциями и представляют боле низкий уровень в структуре деятельности. Действие определяется как процесс, направленный на достижение цели ; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата . Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Результат - это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.

Таким образом, деятельность это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Самый низкий уровень деятельности - психофизиологические функции , «обеспечивающие» психические процессы (сенсорные, мнемические и моторные функции, врожденные механизмы).

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения - поступком , если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком , если противоречат им.

Мы кратко рассмотрели структуру деятельности по А.Н. Леонтьеву и его представления о роли деятельности в филогенетическом развитии психики. Теория деятельности описывает и закономерности индивидуального психического развития. Так, А.Н. Леонтьевым было предложено понятие «ведущая деятельность ». Под ведущей деятельностью понимается та, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.

Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию развития (например, переход от игровой деятельности к учебной при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту). Основным механизмом при этом выступает, по А.Н. Леонтьеву, «сдвиг мотива на цель» - превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Так, например, усвоение знания в младшем школьном возрасте первоначально может выступать как одна из целей в деятельности, побуждаемой мотивом «получить одобрение учителя», а затем становится самостоятельным мотивом, побуждающим учебную деятельность.

Исследования советских психологов (Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией .

Необходимость участия государства в экономическом процессе вызвана тем, что оно является самостоятельным субъектом общественной жизни, агрегирующим интересы членов общества на самом высоком уровне. Отсюда проистекают следующие экономические функции государства.

  • 1. Создание правовой и институциональной среды функционирования экономики.
  • 2. Поддержание благоприятной конкурентной среды.
  • 3. Перераспределение доходов и ресурсов для производства общественных благ.
  • 4. Поддержка макроэкономического равновесия и стабилизационные мероприятия в условиях меняющейся конъюнктуры;
  • 5. Осуществление предпринимательской деятельности в форме развития государственного сектора.

Национальная экономика как объект государственного регулирования представлена в виде многочисленных связей участников общественного производства, которые образуют экономические структуры данной экономической системы. Примером экономических структур являются процессы, приводящие к превращению капитала и труда в доход, процессы достижения некоторой эффективности экономической деятельности, перераспределение ресурсов производства и передел их стоимости, поддержание стабильного развития общественного производства, обеспечение равновесного развития экономики, поддержание курса национальной валюты и др. Отмеченные экономические структуры взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями, которые лежат в основе указанных экономических функций, регулирования экономики. В качестве иллюстрации экономических функций современного государства можно привести следующее.

Создание законодательных и других правовых условий функционирования экономики является центральной функцией государства в смешанной экономике. Установление государством «кодекса поведения» для субъектов социально-экономических процессов создает определенный хозяйственный порядок из хаоса частных устремлений. В большинстве современных стран хозяйственный порядок сложился постепенно естественным образом. Это относится к институту частной собственности, конкуренции, договорным отношениям, нормам права.

В ведущих европейских странах начало формирования хозяйственного порядка на принципах суверенитета и свободы относится к 14 веку в Англии, когда были приняты первые статусы о продолжительности рабочего дня и уровне заработной платы. На основе устойчивых форм экономических процессов естественным образом создавалась правовая база функционирования экономики.

В настоящее время правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма смешанной экономики включает предоставление законного статуса и прав предприятиям частной собственности. Законодательная база определяет формы предпринимательства, условия его функционирования и взаимоотношения между субъектами рынка. Государство, в рамках создания им правового обеспечения, выполняет роль третейского судьи в вопросах соблюдения производителями, потребителями, рыночными структурами различного масштаба и характера деятельности.

Широта функций государства по правовому обеспечению определяется перечнем объектов ГРЭ. В индустриально развитых странах разработано антимонопольное законодательство по ограничению недобросовестной конкуренции, создана законодательная база защиты права потребителей, проводится защита прав интеллектуальной собственности. Действует законодательство по достижению социальной стабильности и общественной безопасности. В России правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма помимо незавершенности процесса создания нормативной базы имеет и другие слабые стороны. Во-первых, это слабая связь между носителями и выразителями интересов граждан. Во-вторых, слабость гражданского общества, которое проявляется в действии рудиментарной традиции: человек сам по себе. В-третьих, государственный аппарат в России на протяжении многовековой недемократической традиции стремится максимально упростить (иначе говоря, сократить объем свобод и ответственности перед обществом).

Механизм рынка, зародившись из обменных процессов, своими функциями преобразует обменные и иные экономические процессы, создает новее условия своего существования. Эти новые условия, созданные механизмом рынка постепенно вступают в противоречия с ним. Противоречия механизма рынка постепенно расширяются до пределов, когда требуются действия внешних сил в лице государства. Можно отметить следующие изъяны механизмов рынка, требующие активной роли государства в экономике страны: существование долгосрочного равновесия на рынке при одновременно высокой безработице. Дж. М. Кейнс впервые провел анализ положения высокоразвитой страны и сделал следующие обобщения:

Возможность воспроизводства кризиса при сокращающемся спросе, снижающихся доходах населения, и сокращающихся инвестициях из-за недогрузки мощностей.

Механизм рынка меняет отраслевую структуру, отправляя в прошлое одни отрасли и содействуя возникновению новых отраслей. Эти процессы в ряде случаев приобретают затяжной социально неприемлемый характер (длительная структурная безработица).

Механизм рынка, приводя к концентрации производства, ослабляет конкуренцию. Возникает необходимость общехозяйственных, правовых и социальных условий, обеспечивающих эффективную конкуренцию. Создание таких условий становится уделом такой внешней силы как государство.

Механизм рынка порождает значительные конъюнктурные колебания и не равномерность развития отраслей, что сопровождается неравномерной притягательностью для капитала и труда. Возникает необходимость решения проблем безработицы, других социальных проблем посредствам перераспределения доходов. В большинстве стран социальная устойчивость становится предметом опеки государства на основе программ социального обеспечения. экономика государство регулирование

Современное общество нуждается в усилиях государства правового, организационного, финансового характера по направлениям, на которых рыночный механизм проявляет себя неудовлетворительно. Это относится к созданию и развитию инфраструктуры производства и социальной сферы, экологии, финансированию фундаментальных исследований и др.

Механизм рынка способствует развитию отдельных территорий либо их замедлению, или ориентирован на развитие территорий без учета народнохозяйственной целесообразности. Механизм рынка допускает значительные конъюнктурные колебания различной длительности, что делает необходимыми усилия государства по достижению умеренного, но постоянного экономического роста. В этих усилиях государства также нуждается поддержание рациональной структуры и производства занятости, валютного курса и др.

Рыночный механизм не чувствителен к проблемам социальной обеспеченности, что делает необходимым проведение экономической политики перераспределения доходов для поддержания системы социального обеспечения.

В ряде сфер общественного производства действия механизма при производстве благ является неэффективным. К таким благам относятся некоторые общественные товары, которые удовлетворяют потребности населения бесплатно.

Причиной неэффективности рыночного механизма при производстве общественных товаров является то, что при их производстве предельные издержки не зависят от количества потребителей. Поэтому необходима экономическая активность государства таких благ как внешняя и внутренняя безопасность, общее образование, связь, транспортный комплекс, управленческая и судебная система, поддержание здоровья на общественно необходимом уровне.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему внешних эффектов, которые состоят в том, что издержки или выгоды от хозяйственных решений не находят отражения в ценах. Расхождение между частной и общественной выгодой является внешним эффектом. Предприятие, использующие воду без очистных сооружений снижает свои издержки производства. Но загрязнение воды в водоемах приводит к антисанитарии, гибели рыбы и др. в данном случае для общества проявились отрицательные внешние эффекты (экстернами), так как общество вынуждено нести дополнительные затраты по созданию экономически благоприятной среды. Вместе с тем могут возникать внешние положительные эффекты, когда хозяйственная деятельность одних участников рынка без дополнительных затрат для других его субъектов приводит к получению последними дополнительных выгод. Так, осушение болот одним из сопредельных хозяйств ведет к получению выгод от мелиоративных работ другими хозяйствами.

Внешние отрицательные эффекты создают экономическую ситуацию, когда издержки, служащие частному индивидуальному равновесию не совпадают мс народно хозяйственным равновесием. Народнохозяйственные издержки выше частнохозяйственных, а разницу в той или иной форме покрывает общество, что следует определить как несправедливость. В этом случае государство должно через материальную ответственность субъектов получателей частного положительного эффекта компенсировать общество несправедливо получаемые блага.

Производство общественных товаров ведется в значительных рамках государственного сектора экономики, где государство выступает как предприниматель, инвестор, организатор НИОКР, и в значительной мере как потребитель продукции. Основной недостаток государственного сектора в России состоит в том, что он не является продуктом развитой рыночной экономики, но формируется в ходе трансформации центрально управляемого хозяйства в рыночное.

В ряде случаев механизм рынка, способствуя концентрации производства, капитала и рабочей силы, не служит политическим интересам государства. Показательным представляется то, как развивается экономика в территориальном плане в Канаде, Японии, в СССР и сегодня в России. Пребывание на поводу политических ориентиров ведет к тому, что на огромных пространствах Сибири, Севера и Д. Востока не достигается оптимальная концентрация производства, капитала и рабочей силы. В результате Россия имеет низкие экономические показатели и низкий уровень жизни и формируется общественное мнение о том, что, не лучше ли эти территории присоединить к другим странам с более высокими экономическими показателями.

Правовые процедуры государства в рыночной экономике имеют значительное экономическое содержание. Создание правового общества служит основой проникновения государства в сферу рационального использования экономических ресурсов, упорядочения социальных взаимодействий участников рынка. Государство поддерживает взаимосвязь между демократическими процессами и рыночной экономикой в меру успешности развития последней. Демократия относится к группе достаточных условий жизни общества. В ряде случаев экономическая демократия разъединена с политической демократией. Известны примеры успешного рыночного развития (Сингапур, Гонконг, Чили) без достаточных институтов политической демократии. Экономические реформы, проводимые государством, могут осуществляться как в странах рыночного типа с диктаторскими политическими режимами и соответствующими им способами, так и в странах с значительными демократическими традициями, но с отсутствующими рыночными институтами (Чехия, Польша и другие страны Восточной Европы, Россия).

В условиях рынка режим частной собственности не является абсолютным, права собственности ограничены законодательством, что позволяет собственнику трансформировать эту организацию лишь в пределах обеспечения стабильности условий труда, выполняемых функций и др. Например Кодекс о труде является воплощением таких ограничений по установлению найма и увольнения, границ труда и отдыха, минимальной часовой, дневной, месячной оплаты труда.

Пространство экономических процессов, подпадающих под функцию создания благоприятной правовой и институциональной среды включает также ряд мероприятий государства по регулированию процессов передела собственности. Рыночные отношения порождают постоянную подвижность капитала и собственности, так как конкуренция устраняет гарантии существующей эффективности и следовательно создает обстановку постоянного передела собственности, изменения системы правомочий по поводу любого объекта экономической деятельности. Постоянная проблема перераспределения экономической власти требует от государства необходимости следовать ясно очерченным принципам ограничения монополизма. Известно, что в условиях рынка инновации становятся условием передачи контроля над ресурсами от организаций с неэффективным их применением к эффективно действующим, проявлением таких процессов являются банкротства, санация, слияния и добросовестное поглощение. Однако экономические субъекты не нейтральны к этим процессам и государству необходимо прозрачно жестко обеспечивать правовую основу процессов изменения правомочий собственности. В противном случае криминал будет заполнять правовой вакуум.

Реализация второй экономической функции государства предполагает не только обеспечение прав собственности и норм экономической деятельности, но такого ограничения монополизма, которое дополнялось бы по меньшей мере сохранением пространства конкурентных отношений, способствующих эффективному производству, рациональному использованию ресурсов и общественному благосостоянию. Успех экономических структур реализуется в экономическом росте и преобразованиях, центральным звеном которых являются различные нововведения (технические нововведения, новые формы организации производственной деятельности, эффективное распределение ресурсов). Поэтому поощрение конкуренции, дополненное расширением разнообразия потребительского выбора и устранением локальности рынков вторая по значимости функция регулирования экономики государством.

Общий процесс развития производства и эволюция рыночной системы со временем требуют такой гибкости от корпораций, возникших на основе применения инноваций, на которую они в их нынешнем состоянии не могут дать положительного ответа. Инновации и гибкость рыночного поведения, ставшие ранее предпосылкой роста и концентрации организации в условиях свободы предпринимательства, с некоторых пор становятся недоступны другим участникам рынка. Такой разлад между средой, породившей концентрированное производство и корпорациями, требует согласования широкого спектра интересов участников рынка. В такой ситуации государство вынуждено выбирать между монополией на рынке продукции и монополией на рынке организаций. Так, если в условиях реформирования РЖД государство позволит одной компании по перевозкам скупить другую, то на рынке услуг по перевозкам конкуренция снизится. С другой стороны, если Федеральная антимонопольная служба запретит такую сделку, то понизится конкуренция производства и труда. Поскольку стратегическим является недопущение дефицита продукции и снижение ее разнообразия, мощная организация более пригодна к продуцированию большего разнообразия товаров и услуг, то возникает проблема выбора. Чему отдать предпочтение? Или обеспечить разнообразие товаров и услуг через поддержку мощных экономических структур на рынке посредством устранения ряда атомизированных неэффективных организаций, или же поддержать разнообразие атомизированных экономических структур, совершенно конкурентную среду, но недостаточно эффективную. Поскольку власть легче сращивается с крупной собственностью, что сопровождается ограничением или исчезновением экономической демократии, то предпочтительнее неуменьшение пространства демократии посредством предотвращения недобросовестных слияний и поглощений.

Перераспределение ресурсов и доходов это прерогатива механизма рынка, однако, с этой ролью в ряде случаев он справляется с данным процессом неудовлетворительно из-за значительного времени или из-за неполного использования экономических ресурсов. Поскольку индивидуальное и общественное сознание не в силах согласиться на длительное и обширное для домохозяйств снижение уровня потребления, то призывается государство решить такую проблему по принципу «все и сейчас». Функция государства как регулятора процессов распределения и перераспределения реализуется через установление условий работы фондовой биржи и рынка ценных бумаг в целом, гарантирование возврата вкладов посредством их обязательного страхования.

Регуляторная перераспределительная деятельность государства обнаруживает себя в системе социальных гарантий в виде прожиточного минимума, минимального размера заработной платы, проведении трансфертов и иных льгот по оплате услуг ЖКХ, направленных на ослабление дифференциации доходов.

Наконец замыкающей функцией государства являются различные стабилизационные мероприятия по применению регуляторов экономического роста, низкой инфляции и полной занятости. Эта функция наиболее противоречива, так форсирование экономического роста посредством понижения ставки рефинансирования и увеличения государственных расходов и инвестиций в неоднородной по уровню технологического развития экономике будет сопровождаться ростом инфляции и отставанием в производительности. В пределах стабилизационной функции регулятор принимает решения о поддержании курса национальной валюты посредством взаимосвязанной балансировки платежного баланса страны. Те же цели преследует политика структурных преобразований, когда государство выступает заказчиком высокотехнологичной продукции, которая распределяется среди организаций и предприятий социальной инфраструктуры: образования, медицины, культуры, академической науки и других фундаментальных исследований.

Логично предположить, что все, кто хоть немного пожил в этой стране, отлично представляют себе, что же такое социализм. Определение в учебнике - вещь, конечно, полезная, но это теория. А вот жизнь в СССР - это практика! Так ли много общего?

Теория социализма

Социализм как философская концепция существует не одно тысячелетие. Его придумал вовсе не Карл Маркс. О социализме писал еще Платон, это была весьма популярная в древней Греции концепция. Весьма высоко ценили идеи социализма Кампанелла и Томас Мор. И только потом свое мнение по данному вопросу высказал Карл Маркс.

Каковы же основные идеи социализма? Отрицание идеи частной собственности и централизованное перераспределение благ. По мнению теоретиков-социалистов, именно такая организация общества позволит создать максимально справедливое, свободное общество, в котором все граждане будут равны. Правда, возникает вопрос: а кто будет распределять накопленные блага между равными гражданами? Еще более равные граждане? И не будет ли в их руках сосредоточена власть намного более значительная, чем у любого монополиста-буржуя или абсолютного монарха?

Недостатки теории

Этот вопрос - далеко не единственный. Таких логических неувязок в теории социализма множество. Именно поэтому он всегда существовал только как философская концепция, а авторы трудов, посвященных ей, именовались идеалистами и утопистами. Наиболее точно характеризует классический, рафинированный социализм определение «нежизнеспособный».

Сам Карл Маркс, убежденный сторонник этого философского течения, полагал, что для внедрения этой теории в жизнь человечество должно сделать эволюционный скачок. А в существующей действительности основные идеи социализма в чистом, первозданном виде неприменимы. Потому как вступают в прямое противоречие с основами человеческой психики. Увы, люди не совершенны, им не место в утопии.

Страны, пытавшиеся построить социализм

Идеалистическая философская концепция - наиболее точно характеризующее социализм определение. По истории этого течения можно сделать вывод, что попытки его практического применения - дело весьма рисковое. Крайне мало стран, избравших этот путь, добились успеха.

Точнее, всего одна - Швеция. и Африки могут служить скорее антирекламой практического социализма, а СССР, хотя и добился определенных успехов, но слишком уж далеко отошел от основных принципов учения.

Иногда в качестве примера страны, достигшей в этой области успехов, называют Китай. Но вряд ли можно считать маоизм одной из ветвей социализма. Сами китайцы всегда считали себя коммунистами и националистами. Да и идеи гуманизма, на которые опирается классический социализм, маоизму чужды.

Поэтому, рассматривая опыт практического внедрения теории о всеобщем равенстве в жизнь, лучше опираться на опыт двух стран: Швеции и СССР. Они шли разными путями и по-разному трактовали учение о социализме. Да и результатов добились прямо противоположных. Но тем любопытнее их сравнить.

Экономика и госрегулирование

Любая политическая теория всегда опирается на экономику. Это - кровь и плоть системы, крыша и стены. Роль экономики в обществе - определяющая. И если поначалу политическое мнение может формировать хозяйственные и финансовые отношения, то потом ситуация меняется до прямо противоположной. Экономика в жизни общества играет ведущую роль, и чем раньше руководство страны это поймет, тем лучше. Классический пример такой ситуации - Россия 20-х годов прошлого века. Политическая воля уничтожила прежний экономический уклад и попыталась искусственным образом создать новый, соответствующий идеологии. И действительно, какое-то время этот кадавр просуществовал. Но грянул кризис, и власть вынуждена была корректировать идеологию и принимать меры по возрождению экономики. НЭП прямо противоречил всем провозглашаемым догмам. Но его нужно было ввести. Необходимо. Это был единственный способ стабилизировать ситуацию. Так в битве «деньги-идея» идея проиграла. Маркс был прав, материя все же первична.

Плановая экономика как монополия государства

Но ведь средства производства должны быть в коллективной собственности. А произведенные блага - распределяться, и, очевидно, централизовано. Это, собственно, и есть социализм. следовательно, должна быть определяющей.

В СССР дела обстояли именно так. После сворачивания политики НЭПа была введена плановая экономика, основанная на непосредственном контроле государства за экономической жизнью страны. Рынок в западном понимании этого слова в СССР отсутствовал как явление. Никакой саморегуляции спроса и предложения, никакой конкуренции. Все это заменяло централизованное планирование и искусственное регулирование. Такова была роль государства в экономической жизни. Социализм в Советском союзе понимался как «учет и контроль». И это выражение имело буквальное значение. Любой спрос, любая потребность тщательно рассчитывалась, и производственные мощности получали четкий заказ. Нужно вот столько стали, вот столько тракторов и вот столько пар детских сандалий.

Проблемы госрегулирования

Время производства заказанной нормы занимало пять лет, затем цикл повторялся. Экономика социализма такого типа не существовала сама по себе. Она была в роли исполнителя при государственной машине.

Обычно экономику сравнивают с организмом. Здоровым или не очень, сильным или слабым. Но - живым, не нуждающимся в указаниях: «Сердце, бейся, кровь - теки!» в экономике Советского Союза были столь обширны, что ни о каком подобии организму и речи быть не могло. Разве что это - не совсем живой организм, подключенный к аппарату диализа, искусственным легким и водителю ритма одновременно. И, продолжая аналогию, вместо крови у него - какая-то стерильная плазма. Потому что советский рубль был не просто неконвертируемым. Он существовал вне курса, в экономическом вакууме.

Искусственный валютный рынок

Функции государства в были столь обширны, что официальный курс национальной валюты никак не был связан ни с реальной валюты, ни с внешними котировками. Соотношение 1 рубль - 1 доллар существовало только внутри страны, нигде за ее пределами обменять рубли по такой цене было невозможно. Да и в Советском Союзе это соотношение было реальным только в пределах официальных сделок. Цены черного рынка были совсем другими. И как только страна отказалась от политики жесткой регуляции валютного рынка, курс рубля рухнул - точнее, занял ту позиции, которую и должен был занимать без искусственной поддержки.

В этом и беда искусственного регулирования экономики - существование внутри изолированного инкубатора со стерильной средой делает организм абсолютно нежизнеспособным. Нужно либо не покидать безопасную зону, либо готовиться к тому, что реальность сокрушит хрупкий стеклянный мир.

Чрезмерная статичность производства

Те же проблемы и у экономики, существующей в режиме жесткого регулирования. Она, конечно, стабильна - рыночные кризисы ее почти не касаются. Но плата за устойчивость - исключительная ригидность. Эта экономика не способна сама реагировать на неизбежные изменения реальности. И производство, и потребление регулируются в ручном режиме, а следовательно, соответствуют не действительным запросам, а представлениям об этих запросах, живущим в воображении руководящей структуры. Именно такова роль государства в экономической жизни. Социализм советского образца мог обеспечить граждан бесплатными квартирами, но не мог производить средства женской гигиены. Просто потому что потребность в квартирах значима в государственном масштабе, а потребность в прокладках - это мелочь, которую с высоты госуправления и рассмотреть нельзя.

Социальные гарантии в СССР

Но, наряду с такими очевидными недостатками, социально-экономическая система СССР была в своем роде уникальной. Да, прокладок не было - но квартиры-то были! Уровень социальных гарантий в СССР был на чрезвычайно высоком уровне.

Бесплатное жилье, бесплатная медицина, бесплатное обучение, гарантированное трудоустройство для выпускников... Возник любопытный парадокс: с одной стороны, средний в СССР был значительно ниже, чем в Европе или США. С другой же, он был действительно средним - то есть не было ни роскошных вилл для миллионеров, ни бомжей в картонных коробках. Можно говорить о том, что качество обслуживания в обычной советской больнице для непривилегированного пациента было ниже аналогичного во Франции или Англии. Но ведь можно и вспомнить, что во Франции или Англии человек без страховки практически теряет право на медобслуживание, а в СССР это была одна из социальных гарантий для всех.

Многие выпускники в Советском Союзе были недовольны распределением: далекие регионы, непрестижные предприятия. Сейчас, пожалуй, не один студент позавидовал бы этой практике. Гарантированная работа, бесплатное жилье, пускай и в общежитии, перспектива получения собственной квартиры.

Существующая в СССР социально-экономическая система, при всех своих недостатках, задала исключительно высокие стандарты в сфере заботы государства о человеке. А идеал просто недостижим.

Шведская альтернатива

Но роль социализма в экономической жизни может быть и другой. Швеция не отказывалась ни от частной собственности, ни от рыночной экономики. Но именно они построили «социализм с человеческим лицом», достигли цели, к которой больше 70 лет шел Советский Союз.

Шведы взяли из философской концепции лучшее - заботу о человеке, внимание к его нуждам и потребностям. И отказались от потенциально опасных из-за своей невыполнимости целей: отмены частной собственности и централизованного распределения. Шведская модель предполагает госконтроль за общественной и экономической жизнью - но только в сфере социальных гарантий. Ведь для этого вовсе не нужно монополизировать средства производства и уничтожать свободный рынок. Достаточно создать эффективную систему перераспределения.

Поддержка предпринимательства

К этому и свелась роль государства в экономической жизни. Социализм по-шведски - это справедливая система налогообложения и разумное, оправданное перераспределение средств.

В противоположность Советскому Союзу, эта страна максимально поощряет частное производство, особенно мелкое и среднее. Ведь это же идеальный вариант! Человек обеспечивает себя и работой, и средствами к существованию, да еще и платит налоги. И не нужно никому диктовать, сколько вырастить капусты, а сколько пошить рубашек. С этим отлично справится потребительский спрос. Чем больше зарабатывающих, состоятельных граждан, тем больше налогов они смогут заплатить, а следовательно, тем значительнее будут вливания в социальную сферу. При этом система налогообложения построена так, что предпринимателям выгодно увеличивать объемы производства, модернизировать и расширять предприятия.

Социализм по-шведски

Но это не означает, что шведы исключают регулирующую роль государства в экономической жизни. Социализм как забота о человеке достигается не с помощью монополизации производства, а путем оптимизации законодательной базы. Идея равенства нашла в Швеции практическое воплощение. Квалифицированные и неквалифицированные работники, мужчины и женщины - любой человек, выполняющий определенную работу, получает за нее деньги строго в соответствии с объективными факторами, такими как сложность задания и качество результата. Это - результат активности шведских профсоюзов, с которыми тесно сотрудничает государство.

Кроме этого, в стране исключительно высок общий уровень толерантности. Дискриминация по гендерному, расовому, религиозному признаку практически невозможна - наказание в этом случае не только сурово, но еще и неизбежно.

В Швеции нет системы всеобщих социальных гарантий, как в СССР, зато существует система государственных социальных страховок, которая распространяется на всех жителей. Каждый гражданин страны, независимо от уровня своих доходов, может рассчитывать на общественную поддержку в случае необходимости.

Таким способом шведы смогли реализовать утопическую теорию всеобщего равенства и защищенности, не отказываясь ни от частной собственности, ни от идей свободной торговли и предпринимательства.

1. Экономическая роль государства

2. Функции гос-ва в рынке:

Роль гос-ва в защите конкуренции

Контроль над монопольными рынками

Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения

3. Предпринимательская деятельность государства

Кредитная политика гос-ва

4. Налоги и бюджетное регулирование

Основные группы налогов: а)прямые и косвенные б)прогрессивные, регрессивные и пропорциональные

5. Обеспечение страны общественными благами

6. Пути перераспределения доходов


Деньги как живительная сила экономики

1)Определение денег, история возникновения денег (Деньги

Всеобщий товарный эквивалент выражающий стоимость

всех товаров и служащий посредником при обмене их друг на друга).

2)Характерные признаки: сохранность, делимость, форма, ценность.

3)Функции денег:

Мера стоимости - одни товары выражены в других товарах

Средство обращения-деньги являются посредником при обмене их друг на друга.

Средства платежа – осуществление расчетов

Средство накопления – сбережения на будущее

4) Виды денег

Полноценные(у которых себестоимость примерно соответствует номинальной стоимости);

Неполноценные деньги себестоимость не соответствует номинальной стоимости бумажные деньги(ассигнации),билоны, кредитные деньги.

5) Денежные реформы как способ оживления экономики

Дефляция

Нуллификация

Ревальвация

Деноминация

П ра в о

Правовой статус налогоплательщика в РФ

1. Понятие налогоплательщиков;

2.Налогоплательщик РФ.

а)физические лица.Их права и обязанности в сфере налогового права.

б)юридические лица.Их права и обязанности в сфере налогового права.

3.Виды налогов и особенности их уплаты

налогоплательщиками. а)прямые.

б)косвенные.

4.Ответственность налогоплательщика. Ее виды. а)уголовная.

б)административная.

5. Защита прав налогоплательщиков:

а) право на обжалование;

б) административный порядок защиты;

в) судебный порядок защиты

Правонарушение

1. Понятие правонарушения;



2. Признаки правонарушения:

а) противоправность;

б) общественная опасность;

в) виновность;

г) причинение вреда;

д) юридическая ответственность

3. Виды правонарушения:

а) проступки (дисциплинарные, гражданские, административные);

б) преступления;

Право в системе социальных норм

1.Определение соц.норм и права

2.Признаки права а)общеобязательные нормы б)формально-определены

в)установленные государством г)охраняемые силами гос.принуждения д)системность норм

3.Структура права, отрасли права а)конституционное право б)административное

в)уголовное

г)гражданское д)трудовое

е)семейное

4.Источники права

5.Правовые институты

Гражданство РФ

1 Понятие Гражданство

2 Принципы гражданства РФ

3 Правовые основания и порядок: а)приобретения гражданства России б)выхода из гражданства России

4 Двойное (множественное) гражданство

5 Правовое положение

а)Гражданство Российской Федерации и брак б)Гражданство детей

8 Атрибуты гражданина Российской Федерации

Право собственности

1. Право собственности. Понятие. Правомочия.

1.1 правомочие владения

1.2 правомочие пользования

1.3 правомочие распоряжения

2. Типы собственности.

2.2 частная

2.3 смешанная

2.4 государственная

2.5 кооперативная

2.6 коллективная

2.7 интеллектуальная

3. Дивиденд. Понятие.

4. Национализация. Приватизация. Понятия.

Гражданские правоотношения

1.Гражданские правоотношения - следствие действия права как социального института

2.Классификация гражданских правоотношений:

а)имущественные

б)личные неимущественные

3.Признаки гражданских правоотношений: а)правоспособность лиц, вступающих в правоотношения б)взаимное наделение правами и обязанностями

в)модель поведения участников содержатся в определенной норме права

4.Осуществление и защита гражданских прав

Воинская обязанность

1. понятие "воинская обязанность"

2.Правовая основа воинской обязанности в РФ.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «Об обороне»

3. Элементы воинской обязанности а. воинский учет;

б. обязательную подготовку к военной службе;

в. призыв на военную службу;

г. прохождение военной службы по призыву;

д. пребывание в запасе;

е. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

4. Обязанности гражданина по воинскому учету

Правовое государство и гражданское общество

1. Понятие правового государства

2. Особенности правового государства

А)уровень правил и свобод

Б) принцип разделения власти

В) гарантия защиты прав и свобод

3. понятие гражданского общества

4.особенности гражд.общ.

А) роль общественных организаций в гражданском обществе

Б)степень взаимности граждан и государства

5. особенности построения правового государства и

гражданского общества в России


Уголовный процесс

1.Понятие уголовного процесса.

2.Субъекты уголовного процесса.

Органы государства и должностные лица.

Участники уголовного процесса: подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший.

Лица, привлекаемые в процессе: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые, секретарь судебного заседания.

3.Органы государства и должностные лица,

осуществляющие производство по уголовному процессу.

Прокурор.

Следователь.

Органы дознания.

4.Участники уголовного процесса.

Обвиняемый.

Подозреваемый.

Защитник.

Потерпевший.

Гражданский истец (предъявляет требования о возмещении материального ущерба. М.б. юридическое или

физическое лицо).

Представители потерпевшего, гражданского истца.

5.Возбуждение уголовного дела.

6.Предаврительное расследование.

Следственные действия.

Предъявление обвинения.

Обвинительное заключение.

7. Стадии судебное разбирательства.

Подготовительная.

Судебное следствие.

Судебные прения.

Вынесение приговора.

8.Суд присяжных.

9.Кассацинное производство.

Система российского права

1. Понятие системы права

2. Источники права

3. Структурные элементы системы права:

а) Нормы права и ее структура

б) Институты права

В) Отрасли права

4. Деление системы права:

а) публичное право (конституционное, уголовное, административное и т.д.)

б) частное право (гражданское, семейное)

5. Основные принципы системы российского права

6. Основные тенденции развития системы российского права

Конституция РФ - основной закон общества и государства

1. Понятие Конституции РФ

2. Юридические признаки Конституции РФ как Основного закона

3. Особые свойства Конституции РФ:

а)учредительный характер

б)особый субъект принятия - многонациональный народ РФ

в)прямое действие

г)верховенство по отношению к другим нормативно-

правовым актам

д)особая степень защиты

4. Структура Конституции:

а)преамбула

б)основы конституционного строя РФ

в)права и свободы человека и гражданина РФ

г)Федеративное устройство

д)президент РФ е)Федеральное Собрание РФ ж)Правительство РФ з)Судебная власть

и)местное самоуправление

к)Конституционные поправки и пересмотр Конституции

5. Значение Конституции РФ в правовой системе РФ

Нормативно-правовой акт как источник права

1. Определение нормативно-правовой акт

2. Типы нормативных актов:

а)конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные)

б)подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции)

3. Юридическая сила правовых актов:

а) Конституция РФ и законы имеют высшую юридическую силу

б) все другие правовые акты обязаны носить строго подзаконный характер, т.е. издаваться только в соответствии с законом

4. Иерархия подзаконных правовых актов в РФ:

а)указы Президента РФ

б)нормативные акты Правительства РФ

в)нормативные акты центральных органов исполнительной

власти (министерств, государственных комитетов и ведомств)...

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы связана с вопросами государственного вмешательства в экономику России, которые в последние годы становятся все более острыми, спорными и широко обсуждаемыми.

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Экономическим функциям государства в рыночной и переходной экономике посвящены работы Л.И. Абалкина, В.Б. Акулова, Е.Ф. Борисова, В.Я. Горфинкеля, О.И. Волкова, Б.А. Райзберга, Дж. Бьюкенена, Дж.М. Кейнса, В. Ойкена, М. Фридмена и других российских и зарубежных экономистов. В настоящее время широко обсуждается роль и функции государства в экономике России, оценивается уровень его присутствия.

Цель настоящей курсовой работы - определить и рассмотреть экономические функции государства в переходной и рыночной экономике. В соответствии с целью в работе поставлены задачи:

Выявить объективную необходимость участия государства в экономической жизни общества;

Изучить экономические функции государства в плановом и рыночном хозяйстве;

Рассмотреть изменение методов государственного вмешательства в экономику при переходе к рынку;

Определить экономические функции государства в переходной экономике России.

Предметом исследования курсовой работы является совокупность отношений, возникающих при выполнении государством своих экономических функций в переходной экономике России. Объектом исследования выступает экономическая система России и государство как ее основной участник.

При написании работы использовались такие методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и обобщение, статистический анализ.

Теоретическую базу курсовой работы составляют учебные и научные издания, публикации в периодической печати и сети Интернет, официальные документы, законодательные акты федерального и регионального уровней.

Эмпирическая база курсовой работы включает статистические данные Федеральной службы государственной статистики, материалы, представленные в сети «Интернет», опубликованные в научной литературе и периодических изданиях.

В результате выполнения курсовой работы предполагается определить функции государства в экономике Российской Федерации, их важность и качество исполнения.

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Если раньше многие экономисты отрицали возможность и необходимость государственного регулирования (вмешательства) экономики, мотивируя это тем, что сам рынок потенциально содержит в себе необходимые механизмы саморегуляции, то в настоящее время все больше исследователей уже не столь оптимистичны в отношении «саморегулируемых» возможностей рынка. В начале. XXI в. в условиях глобального экономического кризиса, государства вынуждены были принять целый ряд законодательных мер, направленных на поддержку банковского сектора экономики, жизненно важных производств, регулирование ценообразования на социально значимые товары и услуги, обеспечение социальных программ и т. д.

Сейчас общепризнано, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику.

Так, классики экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т.е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929-1933 гг. кризис капиталистической экономики ознаменовал конец «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946). Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и дала определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран .

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

Рассмотрим способность рыночной системы сама по себе, т.е. без участия государства, находить оптимальные ответы на фундаментальные экономические вопросы .

На вопрос «что производить?» чисто рыночная экономика отвечает просто: производится только то, что приносит прибыль. Нормальную (среднюю) прибыль обеспечивает лишь та продукция, выручка от реализации которой больше издержек на ее производство и сбыт.

Когда товар обеспечивает сверхприбыль (выше ее нормальной величины), тогда производство и сбыт начинают расширяться до тех пор, пока цены на ресурсы не поднимутся настолько, что прибыль снова опустится до нормальной величины, а его выработка окажется на равновесном уровне. Присвоение нормальной прибыли служит как бы индикатором рыночного равновесия (спроса и предложения по поводу конкретного товара).

Таким образом, взаимодействие спроса и предложения, как на конечный продукт, так и на требующиеся для его создания ресурсы, играет решающую роль в определении прибыльности или убыточности тех или иных производств. Следовательно, именно этим детерминируется задача - что и в каком количестве выпускать.

Вместе с тем механизм ответа на вопрос, что производить, эффективно действует только в условиях конкуренции. Ослабление конкуренции подрывает гибкую реакцию предложения на изменяющийся спрос. Без государственного вмешательства в этот процесс невозможно наладить эффективное приспособление предложения к спросу. Вмешательства со стороны государства требует также и оптимизация структуры самого спроса, ибо на нее сильно влияет порождаемая рынком чрезмерная дифференциация доходов. К тому же рынок вообще не заинтересовывает в производстве так называемых общественных благ; их созданием занимается только государство.

На вопрос «для кого производить?» чисто рыночная экономика отвечает без оглядки на мораль и справедливость: возможностью получить всякий товар обладают только платежеспособные потребители. Остальных рынок не допускает к потреблению того, на покупку чего у них нет средств.

Рынок и его законы обрекают отдельные категории населения (престарелых, больных, многодетных, лиц, не получивших достаточного образования и т.п.) на бедность. Как видно из приложения А, в России за последние годы снизились реальные располагаемые доходы и соотношение с величиной прожиточного минимума зарплат и пенсий, а коэффициент Джини при этом несколько возрос (с 0,409 до 0,422) . Это говорит о том, что на фоне обеднения части населения в условиях кризиса неравенство доходов в стране возросло. Только государственное вмешательство в распределение доходов в принципе может выровнять, хотя бы по доступу к основным благам, стартовые условия большинства людей. Экономика России доказала, что устранение государства от участия в распределении наносит удар по интересам значительной части общества, а в конечном счете, по обществу в целом. Это проявляется также в области технологии и организации производства.

Последнее относится к вопросу «как производить?». В условиях конкурентного рынка интересы максимизации прибыли заставляют фирмы минимизировать затраты на единицу продукции посредством приобретения наиболее дешевых ресурсов и оптимального их комбинирования на базе наиболее совершенных технологий и систем организации хозяйственной деятельности. Однако подрыв конкуренции ведет к ресурсному, технологическому и организационному консерватизму, поскольку максимизация прибыли в данных условиях может достигаться не за счет их оптимизации, а через монопольное обладание рыночной властью. Она выражается не только в контроле монополий над источниками ресурсов и за рынками сбыта, но также в скупке ими патентов и лицензий на их применение. Последние приобретаются для того, чтобы не допустить возможности их использования другими, т.е. в качестве превентивной меры по предотвращению усиления конкурентов.

Выходит, что без вмешательства государства в рыночную среду нельзя поддерживать конкуренцию и, следовательно, преодолевать застойные тенденции в технологических способах производства. Государство обязано не только препятствовать засилию олигополии посредством антимонопольного регулирования, но и оказывать поддержку фирмам-новаторам разными способами в освоении новой продукции, новых ресурсов и новых технологий. Как видно из приложения Б, финансирование НТП из федерального бюджета и внебюджетных фондов более чем в 4 раза превышает финансирование средств предпринимательского сектора. При этом «употребляются» эти инновации преимущественно в секторе предпринимательской деятельности (Таблица Б2) 303 млрд. руб. против 147 млрд. руб. в государственном секторе. Однако бюджетные расходы на НИОКР в России очень малы - всего 2,27% ВВП .

На вопрос «сколько использовать ресурсов?» чисто рыночное хозяйство отвечает тоже просто: спрос порождает предложение. Использование ресурсов определяется, с одной стороны, структурным соотношением совокупного спроса и совокупного предложения, а с другой - степенью монополизации национальной экономики. Хроническая и растущая безработица, недогрузка производственных мощностей во многих странах наиболее наглядно свидетельствуют, что смешанная экономика, в которой доминируют рыночные отношения, не в состоянии задействовать все наличные материальные и трудовые ресурсы. Такое положение можно изменить в позитивном направлении путем совершенствования государственного участия в экономике. Это в особенности касается сфер производства так называемых общественных и квазиобщественных благ.

Далее рассмотрим конкретные причины возможного вмешательства государства в экономику . В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение «правил игры» основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек (Р. Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер .

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Последствия монополизации неоднозначны. С одной стороны, это рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП. С другой стороны, проявляются снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки. Поэтому отношение государства к деятельности монополий весьма противоречивое. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики .

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

Проблема отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки «третьих лиц») будут равны. Однако сложность как раз и состоит в том, что либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении .

Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае «подправляет» рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема «зайцев». К «чистым» общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это «квазиобщественные» блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает .

Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Как уже говорилось, коэффициент неравенства доходов в России в 2009 г. составил 0,422, а коэффициент фондов показывает, что доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 16,7 раз превышают доходы 10% беднейшего населения. За последние 3 года коэффициенты практически не изменялись, но по сравнению с 2006 годом - заметно выросли. Это говорит о довольно сильном расслоении доходов в российском обществе. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо . Например, в экономике России, как видно из приложения В , наметившийся в 2007 г. инфляционный скачок (рост цен на промышленные товары на 25%, а на сельскохозяйственные - на 30%) был остановлен в 2009 г. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Как видно из приложения Г , за последние 3 года в России количество безработных выросло с 1,55 и до 2,15 млн. человек. Уровень безработицы составил около 8%, причем зарегистрированной, только 2,8%. Высокий ее уровень (превышающий естественную норму) недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны . Как показано в приложении Д , платежный баланс РФ находится в удовлетворительном состоянии. Сальдо по текущим операциям +49518 млн. долл. США (экспорт товаров и услуг, поступление доходов и трансфертов), по счету операций с капиталом - -47893 млн. долл. США (сокращение обязательств перед нерезидентами и рост требований к нерезидентам). Несбалансированность же внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики.

Необходимость стимулирования экономического роста (Таблица 1) как основы общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики . Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает сбои в этом вопросе.

Таблица 1 - Объем и динамика валового внутреннего продукта

Как видно из таблицы 1, в России до 2008 г. наблюдался экономический рост. С 2003 по 2006 г. ВВП вырос на 40% в сопоставимых ценах и удвоился - в текущих. Однако в 2009 г. он сократился по сравнению с 2008 годом.

Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

Названные причины макроэкономического регулирования фактически задают возможные цели такового, и эти цели могут быть не только взаимодополняющими, но и противоречивыми. Достижение одной цели, как правило, сопровождается ухудшением состояния экономики в каком-либо ином направлении, например, при стремлении обеспечить полную занятость может вырасти инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией потребует как минимум на некоторое время забыть об экономическом росте и т.д.

Такое своеобразное положение дел получило в экономической литературе весьма точное название - магический четырехугольник. «Углами» этого четырехугольника и являются такие цели как: стабильность цен, эффективная полная занятость населения, равновесие платежного баланса и обеспечение экономического роста. Все это, безусловно, усложняет эффективное регулирование государством экономики, так как требует выделения приоритетных целей и определенных жертв. Хорошо, если реально страна находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим, устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического четырехугольника «наваливаются» одновременно и весьма сильно: и экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся государств.

Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.

В настоящее время большинство экономистов едины в том, что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственного регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.

Решение же проблемы о том, «сколько государства» должно «присутствовать» в экономике, зависит от множества факторов. Государственно-правовое регулирование экономики - величина переменная и в различные временные периоды она может изменяться. Так, в настоящее время в кризисных условиях необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики, обеспечения утвержденных социальных программ обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. При этом важно учитывать, что экономика представляет собой достаточно сложное явление, имеющее собственную структуру. В отдельных секторах экономики, группах отраслей государство может играть большую или меньшую роль. Данное обстоятельство не может игнорироваться при решении проблемы обеспечения эффективного государственно-правового регулирования экономики.

В литературе в связи с этим выделяют несколько уровней регулирования экономики . Первый из них, который условно можно обозначить как режим активного регулирования экономики, должен охватывать сферы, особо важные с точки зрения экономической безопасности: производство и транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа, энергоснабжение, связь, инновационные технологии, формирование госрезерва и т.д.

Второй режим предполагает умеренное государственное регулирование экономики, ограничивающееся определением необходимых параметров деятельности предпринимательских структур (утверждение технических регламентов, правил и т.п.), но не затрагивающее, как правило, свободу договора в различных экономических сферах.

Третий режим - минимальный - может относиться к таким видам коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, пассажирских перевозок и т.п., где возможности для государственного регулирования минимальны .

Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.

Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.

В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального дохода («национального пирога») у государства и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование, Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности ?

Если государство распоряжается 10-50 % национального дохода, то такая экономика является смешанной, т.е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая - в руках частных владельцев.

Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних обстоятельств, например войны. Так, в США в 1929-1940 гг. доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10-13 %, затем стремительно выросла во время второй мировой войны (до 45 %). Однако с начала 50-х годов эта доля колебалась на уровне 15- 30 % национального дохода. Заметим: в США в отличие от других промышленно развитых стран размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и достигает 40-50 %.

Почему растет государственный сектор? Главными причинами являются: рост расходов на оборону и военно-космические исследования; рост народонаселения; решение проблем окружающей среды и инфраструктуры; решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики. В 70-80-х годах ХХ столетия наблюдался как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства.