Связь между глобализацией и интеграцией. Глобализация и региональная интеграция. Последствия для стран «третьего мира»

Связь между глобализацией и интеграцией. Глобализация и региональная интеграция. Последствия для стран «третьего мира»

Государственной Думой

Советом Федерации

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2717) и подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51 (ч. III), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643), приказываю.

Что такое добровольная пожарная дружина

Добровольные пожарные дружины (далее - ДПД) существовали еще в СССР. Они действовали практически на каждом предприятии, в каждом колхозе и совхозе и других сельхозпредприятиях. Целями дружин были профилактика пожаров и помощь в их тушении профессиональным пожарным. Но после распада страны их юридический статус был неопределенным. Кроме того, внимание государства к проблемам добровольных пожарных значительно ослабло, и фактически система ДПД была разрушена. А ведь в 1992 году в одном только Подмосковье существовало 447 пожарных команд.

И хотя с 1994 года действует Федеральный закон «О пожарной безопасности» (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), долгое время статус добровольцев был неопределенным. Неясно было, кто их финансирует, какие имеют гарантии и компенсации.

Тем не менее благодаря усилиям Центрального аппарата МЧС России и Всероссийского добровольного пожарного общества и его территориальных отделений система ДПД постепенно восстанавливалась. И по инициативе МЧС России в 2011 году был принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» (Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Он определил статус ДПД, их взаимоотношения с государственной противопожарной службой.

Итак, добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Если у добровольных пожарных имеется мотопомпа, это объединение уже будет называться пожарной командой. В настоящее время подготовлены изменения в закон «О добровольной пожарной охране», согласно которым пожарной командой будет называться подразделение, имеющее на вооружении автомобильные средства пожаротушения. А дружина получит право иметь мотопомпу.

Территориальное подразделение занимается защитой от пожаров в основном населенных пунктов, расположенных на определенной территории. Инициаторами ее создания выступают, как правило, общественные объединения и граждане во взаимодействии с местными органами власти. Это может быть, например, Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество».

Объектовая ДПД работает исключительно в организациях и предприятиях.

В задачи ДПД входит:

Профилактика пожаров;
- спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
- участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В каких организациях можно и нужно создавать ДПД?

Добровольные пожарные дружины можно создавать в любых организациях. Закон не обязывает работодателя иметь ДПД. Все зависит от его желания. Однако, исходя из практики, можно сказать, что смысл в ДПД есть там, где существуют пожароопасные производства, имеются склады с материальными ценностями, либо штат сотрудников более 50 человек.

Да, государственная противопожарная служба обязана приехать и потушить пожар, возникший на любом объекте. С момента вызова до момента прибытия пожарного расчета в условиях города должно пройти не более 10 минут, а в сельской местности - 20 минут (Пункт 1 ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Однако в реальности, когда быстрому проезду к месту пожара мешает сложная дорожная обстановка или неправильно припаркованные на подъездах к объекту автомобили, время может значительно вырасти. Если работодатель понимает, что реально к нему пожарные приедут через 40 минут, то, конечно, он должен позаботиться о защите своего имущества от огня. Обученные добровольные пожарные смогут к моменту появления профессионалов погасить огонь или не дать ему распространиться далеко.

По статистике МЧС России за 2013 год в стране произошло 3440 пожаров на производствах и в складских помещениях организаций, 4565- на складах и в торговых помещениях, 3025 - в административно-общественных зданиях. Ущерб от пожаров на этих объектах составил 5 728 398 000 рублей.

К примеру, рынки в Москве и области горят ежемесячно. Пока пожарный расчет государственной противопожарной службы доберется к месту пожара, как правило, успевает сгореть 5-10 контейнеров, а иногда и больше.

Чтобы предотвратить крупные материальные потери, владельцам рынков достаточно создать ДПД, обучить их, закупить и поставить у гидрантов оборудованные противопожарным инструментом и огнетушителями стационарные пожарные посты.

То же самое касается производства, детского лагеря отдыха, дома отдыха и т. д. Даже для небольшой организации актуальным является вопрос обученности работников способам тушения пожара.

Какой статус имеют добровольные пожарные

Добровольная пожарная дружина формируется из граждан, достигших возраста 18 лет, годных по состоянию здоровья исполнять следующие обязанности:

Профилактика пожаров;
- тушение пожаров;
- проведение аварийно-спасательных работ (Статья 10 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»).

В законе не указано, какие требования предъявляются к здоровью пожарных. Их определяет МЧС России. Но в ближайшее время право устанавливать требования к здоровью перейдет к Минздраву России.

В настоящее время вводится понятие пожарных-добровольцев, которые занимаются исключительно профилактикой пожаров. Такой доброволец может быть и хромым. Только в этом случае в структуре ДПД он будет заниматься исключительно вопросами профилактики.

Полноценным дружинником доброволец становится, когда его вносят в реестр добровольных пожарных. Порядок его ведения определен приказом МЧС России от 4 августа 2011 г. № 416.

Добровольный пожарный имеет право на:

Защиту жизни и здоровья в связи с занятостью в ДПД;
- возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей;
- участие самостоятельно или в составе ДПД на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим и т. д.

Добровольцы, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров. Порядок и правила обеспечения установлены приказами МЧС России от 4 апреля 2012 г. № 170 и приказом Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. № 777н.

Добровольный пожарный обязан:

Обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме;
- во время несения службы (дежурства) прибывать к месту пожара или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;
- нести службу по графику;
- соблюдать порядок несения службы, дисциплину и правила охраны труда;
- содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;
- выполнять законные распоряжения руководителя ДПД.

Законом предусмотрена возможность личного страхования добровольцев. Но она зависит исключительно от желания работодателя.

Кроме того, им могут выплачиваться компенсации, которые должны быть установлены гражданско-правовым договором. Работодатель может на свое усмотрение установить формы материального стимулирования таких работников.

Если добровольный пожарный погибнет во время тушения пожара, его семье может быть выплачена денежная компенсация, размер которой устанавливают местные власти или власти субъекта федерации.

Как создать добровольную пожарную дружину

Инициатором создания добровольной пожарной дружины в организации могут выступить члены трудового коллектива (Пункт 7 ст. 8 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Так сказано в законе. Однако сложно представить предприятие, на котором работники выступят с таким предложением. Поэтому неформально инициатива исходит от работодателя. Ведь в конечном итоге выгодоприобретателем является он.

С формальной же стороны учредителями выступают работники. В законе прямо не указано, сколько человек должны быть учредителями ДПД. Однако, исходя из того, что ДПД - это общественное объединение в форме учреждения, их должно быть не менее трех (Статья 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Инициативная группа со стороны работников направляет в адрес работодателя письмо в произвольной форме. Выглядеть оно может так:

Получив письменное согласие работодателя, инициаторы создания ДПД собираются на учредительное собрание. На нем избирают председателя и секретаря собрания, утверждают повестку, принимают решение об учреждении ДПД, утверждают Положение о ДПД, выбирают руководителя ДПД. Решение собрания оформляют протоколом.

Члены инициативной группы пишут на имя руководителя ДПД заявления о принятии их в добровольные пожарные и заявление о согласии на обработку персональных данных. Руководитель ДПД направляет в управление МЧС по субъекту федерации заявление о регистрации общественного объединения в реестре общественных объединений пожарной охраны. При этом государственная регистрация не требуется, так как для объектовой ДПД это не обязательно.

Кроме того, руководитель ДПД направляет в управление МЧС по региону сведения о каждом добровольном пожарном, которые вносятся в реестр добровольных пожарных.

Работодатель может издать отдельный приказ о согласии на создание ДПД в организации, с указанием помещений, которые могут быть использованы под хранение инвентаря дружины и для проведения занятий.

Вступление в добровольную пожарную дружину других работников оформляется заявлением. Сведения о новых участниках ДПД также должны быть переданы в реестр добровольных пожарных. Заявление может выглядеть так:

Перед тем как быть принятым в состав ДПД, дружинник должен пройти медицинскую комиссию и обучение. Ее проходят в организациях, которые имеют лицензию Минобразования России. В Московской области обучить добровольцев может Московское областное отделение ВДПО. У него есть свой учебный комбинат.

Имейте в виду, МЧС России учить добровольцев не вправе.

Длительность учебного курса составляет 12 часов, а стоимость обученния одного добровольца составляет 1000 рублей. Вопросы оплаты учебы и медкомиссии для добровольцев необходимо прописать в положении о ДПД.

Кроме указанных расходов предстоит потратиться также на специальную боевую одежду пожарного, специальные средства пожаротушения (багры, топоры и т. п.). Если работодатель имеет крупное пожароопасное производство, то стоит задуматься о приобретении стационарного противопожарного поста. Его выпускают в виде крупного контейнера, в котором хранятся пожарные рукава, огнетушители, багры, спецодежда, пожарная мотопомпа и т. д. Комплектация зависит от особенностей защищаемого объекта. Стоимость в максимальной комплектации доходит до 500 000 рублей. Поэтому материальное обеспечение и финансирование ДПД обычно берет на себя работодатель.

Пост выставляют возле пожарного гидранта либо рядом с пожароопасным участком.

Поэтому финансирование дружины обычно берет на себя работодатель. Об этом также нужно указать в положении.

Будет ли выгода работодателю от добровольной пожарной дружины

Давая согласие на создание добровольной пожарной дружины, каждый работодатель думает, какую он от этого получит выгоду. На первый взгляд предстоят одни расходы.

Однако плюсы очевидны.

Первое. Добровольная пожарная дружина занимается профилактикой пожаров. Это значит, что у работодателя не будет болеть голова о том, заряжены у него огнетушители, свободны ли эвакуационные выходы, работает ли у него внутренний противопожарный водопровод и в каком состоянии находятся противопожарные рукава и т. д. Все эти вопросы будет проверять инспектор госпожнадзора, когда явится к работодателю. И если у работодателя с противопожарными мероприятия все в порядке, он избежит крупных штрафов.

Например, на торговых рынках за нарушение пожарной безопасности руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 25 000 до 50 000 рублей, а организация - на сумму от 250 000 до 500 000 рублей (ч. 1 ст. 14.34 КоАП РФ). В других местах нарушение пожарной безопасности может привести к штрафу для организации до 1 000 000 рублей (ст. 20.4 КоАП РФ).

Второе. Профилактика пожаров заключается не только в том, чтобы следить за противопожарными средствами. Добровольцы вправе требовать от других работников выполнения противопожарных требований. В их обязанности входит устранение (если это возможно своими силами) выявленных нарушений. Кроме того, они обязаны докладывать руководителю ДПД и организации о выявленных проблемах в пожарной безопасности.

Третье. Если возникнет пожар, добровольные пожарные смогу быстро его ликвидировать. Не секрет, что не каждый работник может быстро воспользоваться при необходимости огнетушителем, который стоит рядом с его рабочим местом, не говоря уже о том, что вряд ли найдет место, где расположен кран противопожарного водопровода. А обученный участник ДПД и огнетушитель использует по назначению, и пожарный рукав раскатает как надо.

Кроме того, добровольцы помогут организовать быструю и грамотную эвакуацию работников, что является немаловажным фактором при спасении на пожаре.

Четвертое. Поскольку добровольную пожарную дружину можно отнести к социально ориентированным некоммерческим организациям, он вправе получить льготы по налогам за оказание материальной поддержки ДПД (Пункт 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли обучать добровольных пожарных?

Хотим создать в организации добровольную пожарную дружину. А нужно ли членам ДПД учиться премудростям тушения пожара?

Ольга БУСИНОВА, инспектор отдела кадров (Красноярск)

Да, добровольные пожарные должны пройти обучение в организации, имеющей лицензию на обучение по специальной программе.

Какую мотопомпу купить?

В процессе создания добровольной пожарной дружины столкнулись с проблемой выбора мотопомпы. Настоящая пожарная очень дорогая. Можно ли купить мотопомпу, предназначенную для полива?

Александр КУПРИЯНОВ, заместитель главного инженера (Кострома)

Нет, нужно приобрести мотопомпу, которая имеет сертификат для ее использования как противопожарного технического средства. Конечно, цена сельскохозяйственной мотопомпы значительно ниже пожарной, однако и напор воды в ней существенно ниже требуемого. Поэтому, если придется ее использовать в реальном тушении пожара, этот факт может сыграть недобрую службу.

Кто может помочь с правильным расчетом противопожарных средств?

Задумались над созданием добровольной народной дружины в нашей организации. Но не знаем, какая нужна спецодежда пожарным, какие им нужны спецсредства и т. д. К кому можно обратиться?

Семен МАРЬЯНОВ, специалист по охране труда (Иркутск)

За помощью вы можете обратиться в региональное управление МЧС России или в территориальное отделение Всероссийского добровольного пожарного общества.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное:

1 Добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Если у добровольных пожарных имеется мотопомпа, это объединение уже будет называться пожарной командой.

2 Добровольные пожарные дружины можно создавать в любых организациях. В то же время закон не обязывает работодателя иметь ДПД.

3 Больше всех в создании ДПД заинтересован работодатель. В современных условиях он сам отвечает за свою противопожарную безопасность.

4 Учредителями объектовой ДПД могут выступать не менее трех человек, которые должны являться работниками организации, где создается дружина.

5 Действующая в организации пожарная дружина может обезопасить работодателя не только от большого ущерба в случае пожара, но и от больших штрафов со стороны государственной пожарной инспекции.

Владимир ЕРМИЛОВ, председатель Совета Московского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества (Балашиха)

Благодаря деятельности ТНК начинают стираться грани между мировым и внутренним рынками отдельных стран. Это не только открывает новые возможности развития, но и создает новые противоречия.

1 элемент глобализации – ТНК и ТНБ – господа мировой экономики.

Государства объективно заинтересованы в привлечении капиталов ТНК. Создаются новые рабочие места, увеличивается объем продукции, выпускаемой на национальной территории, обеспечивается доступ к новым технологиям.

В то же время ТНК обычно настаивают на либерализации внешней торговли, налоговых льготах, ограничении государственного вмешательства в экономику. Эти запросы нередко противоречат социальным ориентирам развития национальных экономик, которые поддерживает большинство избирателей.

В условиях, когда стабильность национальных экономик определяется устойчивостью мировых рынков валюты, капиталов и товаров, многие действия ТНК и ТНБ становятся источником серьезных проблем. Их капитал при появлении более выгодных сфер приложения немедленно перетекает в экономику других стран, что дестабилизирует положение на обширных территориях. Многие ТНБ обогащаются на разнице валютных курсов, т. е. прибегают к спекулятивным валютным операциям, подрывая устойчивость всей международной финансовой системы.

Использование преимуществ привлечения ресурсов ТНК и защита интересов отдельных государств обеспечиваются межгосударственным сотрудничеством, интеграцией.

2 элемент глобализации – слияние национальных экономик в единый комплекс.

Наиболее полного развития интеграция, приводящая к слиянию национальных экономик в единый комплекс, достигла в Западной Европе. Успешно развивается она в Северной Америке, где США, Канада и Мексика создали зону свободной торговли (НАФТА), в Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Разрабатываются проекты создания Североатлантической зоны свободной торговли, Азиатско - Тихоокеанской интеграционной зоны.

3 элемент глобализации – создание единых правовых пространств.

Развитие интеграционных процессов привело к созданию так называемых единых пространств. В их рамках действуют согласованные (чаще всего единые) правовые нормы, включая антимонопольное законодательство, принципы социальной, таможенной, налоговой, финансовой политики. При создании государствами обширных единых пространств, гиганты транснационального бизнеса оказываются вынуждены принимать согласованные правительствами экономические правила игры. В то же время интеграция не противоречит интересам ТНК и ТНБ. Она обеспечивает открытость экономических границ, свободу перемещения капиталов, товаров, рабочей силы, увеличивает стабильность положения в государствах, где находятся филиалы ТНК.

Переход ключевых позиций в мировой экономике к ТНК и ТНБ, развитие интеграционных процессов между самыми развитыми государствами мира на основе информационных технологий породили явление, которое в 1990-е гг. стало определяться как глобализация.

4 элемент глобализации – Интернет.

Глобализация - это новый этап мировою развития, начавшийся в связи с возникновением информационных технологий. Он характеризуется резким ускорением темпов взаимовлияния всех сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной). На этом этапе качественно возрастает степень взаимовлияния народов друг на друга, что раскрывает беспрецедентные возможности взаимообогащающего развития, но в то же время порождает новые противоречия.

В условиях глобализации сотрудничество между народами и государствами стало важнейшей предпосылкой их успешного развития. Именно по этой причине государства, которые сумели найти наиболее эффективные модели сотрудничества, заняли лидирующие позиции в современном мире. Совместными усилиями они решали достаточно сложные проблемы, возникавшие в ходе модернизации их экономики.

В то же время потребность в сотрудничестве вступает в противоречие с традициями политики, основанной на защите национальных интересов. В формирование единых пространств вовлекаются страны с различным уровнем развития, неодинаковым экономическим, научно-техническим потенциалом. Каждая из них стремится к тому, чтобы правила игры в рамках этих пространств в наибольшей мере отражали (или по крайней мере не ущемляли) ее интересы. В итоге развивается новый тип соперничества, протекающий в форме борьбы за влияние на политику международных институтов.

5 элемент глобализации – Мировое правительство.

Передача (делегирование) полномочий национальных правительств наднациональным институтам, рождающимся в ходе углубления интеграции, ведет к возникновению нового уровня власти, не подотчетной парламентам и избирателям отдельных стран. Эти процессы в 1990--е гг. воспринимались во многих государствах Западной Европы и Северной Америки как создающие угрозу демократии, правам и свободам граждан.

В 1990-е гг. протест против углубления интеграции, контроля ТНК и ТНБ над мировой экономикой выражали интеллектуалы, студенчество, довольно широкие слои общества, не получающие выгод от глобализации -- от представителей мелкого и среднего бизнеса, не выдерживающих конкуренции с ТНК, до маргиналов.

6 элемент глобализации – глобальное гражданское общество.

Заметную роль в политической жизни многих стран в конце ХХ в. стало играть движение антиглобалистов, Оно объединяет различные неправительственные организации (НПО), озабоченные переходом контроля над экономикой в руки ТНК и ТНБ, расширением их политического влияния. Особенно возросла активность антиглобалистов после того, как в 1997 г. ведущие страны мира начали переговоры о заключения соглашений, гарантирующих защиту инвестиций и собственности ТНК. В ответ на это антиглобалисты провели в Канаде (Торонто) учебу для 2000 активистов из различных стран под лозунгом «Бросая вызов власти корпораций». Начиная с этого времени, все встречи государств «Восьмерки», заседания руководства влиятельных международных организаций сопровождаются массовыми акциями протеста.

Движение антиглобалистов крайне неоднородно, оно не имеет ни организационной структуры, ни руководящего ядра. По примерной оценке, в него входит около 20 тыс. различных НПО - экологических, анархистских, троцкистских, марксистских и других. Антиглобалистское движение - международная инициатива «Акция без границ» 2000 г, участники которого в разных странах координируют свои действия через Интернет, является типичной сетевой структурой. Подобным термином называют организации, спонтанно и стихийно формирующиеся «снизу». НПО, выразившие желание принять участие в той или иной акции протеста, согласовывают действия, собирают средства. Как показала практика, они способны перебросить почти в любую точку земного шара до 100 тыс. своих активистов, организовать их проживание и пропитание.

У антиглобалистов отсутствует единая программа. Тем не менее их идеи имеют черты, близкие к взглядам новых левых 1960-1970-х гг. Это говорит о становлении новой радикальной политической силы международного масштаба.

Антиглобалисты негативно относятся к большинству существующих международных организаций, органам власти своих стран, ведущим политическим партиям и их лидерам, считая, что они защищают интересы транснационального бизнеса.

Антиглобалисты выступают против стремления высшего и среднего классов к повышению своих доходов и уровня жизни, увеличения прибылей ТНК за счет нанесения урона окружающей среде, переработки в предметы потребления невосполнимых ресурсов.

Антиглобалисты считают аморальным положение, когда меньшинство населения мира, проживающее в богатых странах Севера, пользуется всеми благами прогресса и тратит огромные средства на военные цели.

Антиглобалисты не отрицают преимуществ международного разделения труда, но считают, что оно должно развиваться не под контролем и по желанию ТНК, а на основе соблюдения интересов участвующих в нем государств и народов.

Развитие связанной через Интернет сети НПО свидетельствует о начале процесса становления глобального гражданского общества, которое в XXI в. сможет стать весьма весомой силой в мировой политике.

Сложились и международные организации сторонников глобализации, такие, как «Новая атлантическая инициатива» (учреждена в Праге в мае 1996). Ее активными участниками выступают концерн «Даймлер - Крайслер», другие представители транснационального бизнеса, военных и политиков стран НАТО.

Экология и проблема модернизации стран «Юга»

Проблемы экологии привлекли внимание мировой общественности еще в 1970-е гг. Только за период 1950--1960-х г - объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Соответственно возросло потребление энергоресурсов, сырья, воды, увеличились отходы производственной деятельности.

В 1970 г; группа ведущих ученых мира, объединившихся в Римский клуб, создала компьютерную модель развития мира. В нее были заложены параметры роста производства и потребления, наличия природных ресурсов, состояния биосферы и т. д. Оказалось, что при сохранении прежних темпов роста численности населения и прироста производства человечество в очень короткие сроки столкнется с истощением материальных ресурсов развития, ухудшением экологического положения.

Перевод промышленности на высокие энерго- и ресурсосберегающие технологии, безотходное производство на основе замкнутого цикла, которыми владеют ТНК, в принципе решает экологические проблемы.

Благодаря новым технологиям с начала 1960-х по начало 1990-х гг. расход энергоресурсов на производство каждых 100 долларов ВНП в странах Азиатско - Тихоокеанского региона сократился со 137 кг условного топлива до 37 кг, в арабских государствах - с 228 до 76 кг, в США - со 166 до 26 кг. Без увеличения объема природного вещества, вовлекающегося в производственный цикл, было обеспечено значительное увеличение выпуска готовой продукции.

Принятое в большинстве развитых стран жесткое природоохранное законодательство обязывает компании, корпорации принимать меры по предотвращению промышленного загрязнения окружающей среды. Уже в 1980-е гг. доля условно чистой продукции (производимой без ущерба экологии) в развитых странах достигла 27%, в развивающихся - 19%.

Увеличились общие государственные расходы на природоохранные цели. Во многих странах Северной Америки и Западной Европы к концу 20 в. они превысили 2% ВНП (5-7% бюджета), что позволяет частично исправить ущерб, ранее нанесенный природе. Так, в Германии удалось восстановить чистоту воды в реке Рейн, на берегах которого находятся крупнейшие производственные комплексы. В США были очищены от загрязнения Великие озера. Повсюду в мире создаются национальные парки и заповедники, где запрещена промышленная деятельность.

В то же время большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки не имеют средств на внедрение экологически безопасных технологий. ТНК во имя получения наибольшей прибыли используют заинтересованность многих развивающихся стран в привлечении капиталов для эксплуатации их ресурсов.

ТНК рассматриваются международной общественностью как виновники ежегодного уничтожения 20 млн га тропических лесов, представляющих собой «легкие» планеты; хищнической эксплуатации почв в странах Азии и Африки, ведущей к наступлению пустынь; сброса отходов производства в Мировой океан или их захоронения без соблюдения норм экологической безопасности в слаборазвитых странах.

В условиях глобализации совершенно новое измерение приобрели проблемы модернизации бывших колониальных и зависимых стран. Еще в 1970-е гг. существовали надежды, что постепенно будет преодолено отставание в уровне жизни населения этих стран от уровня жизни населения Западной Европы и Северной Америки. Однако с овладением ими высокими технологиями неравномерность мирового развития в целом возросла.

На долю 24 государств Севера (США, Канада, страны Западной Европы и Япония) к концу ХХ в. приходилось лишь 16% населения мира, но 77% мирового производства ВНП, 96% всех капиталовложений. Именно на их территории находятся центры «производства знаний», создаются и внедряются новые технологии. Основное движение капиталов ТНК и ТНБ осуществляется между этими странами.

Некоторые из государств Латинской Америки, Азии, Африки или страны Юга, как их иногда называют, смогли занять довольно весомое положение в новой системе международного разделения труда. Прежде всего это нефтедобывающие страны, такие, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Венесуэла, Мексика, ряд других. Многие государства, для которых свойственно сочетание довольно высокого уровня внутренней стабильности с наличием относительно дешевой рабочей силы, оказались привлекательны для капиталов тнк. К ним можно отнести Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Бразилию, Мексику и др. На их территорию стали переводиться экологически опасные производства, предприятия по сборке автомобилей, электронного оборудования, бытовой техники.

Модернизация с помощью ТНК имела ограниченный эффект. Благодаря ее осуществлению во многих странах "Юга» сложились высокотехнологичные производства. Однако они не стали органичной частью национальных экономик, которые во многом сохраняли традиционный, полунатуральный характер. Увеличились острота внутренних противоречий, неравномерность и нестабильность в развитии. Созданные крупные предприятия обслуживали преимущественно внешние рынки, их процветание зависело от положения дел в странах "Севера».

Вместе с тем такие страны, как Китай и Индия, обладающие огромными людскими и природными ресурсами, смогли добиться определенных успехов в модернизации своих экономик.

В наихудшем положении оказались те государства, которые стали непривлекательны для транснационального бизнеса по ряду причин. К ним относятся внутренние конфликты, отсутствие квалифицированной рабочей силы и обширных запасов полезных ископаемых. В этих странах «Юга», включающих большинство государств Центральной и Экваториальной Африки, ряд стран Центральной Америки и Азии (в частности, Афганистан), не решена проблема снабжения населения минимальным количеством жизненных благ и продовольствия. Здесь значительная часть населения (около 50%) не имеет доступа к услугам медицины, пользуется недоброкачественной водой, живет в городах и населенных пунктах, лишенных канализации, где бытовые отходы сбрасываются в окружающую среду. /

Правительства данных государств не имеют ресурсов для самостоятельного решения проблем развития. В большинстве из них рост численности населения превышает увеличение объема производства ВНП, что ведет к постоянному ухудшению положения. По некоторым оценкам, разрыв в уровне доходов, производимых на душу населения стран «Севера» и наименее развитых государств «Юга», в начале ХХ в. составлял 10: 1, в 1960-е гг. - 30: 1, к концу 1990-х гг. - 74: 1.

Существующие международные программы содействия развитию недостаточны, чтобы решить возникающие проблемы.

Эффективность содействия в развитии, оказываемого по линии международных организаций, не бесспорна. Международный валютный фонд (МВФ), задачей которого является поддержание стабильности курсов валют, в 1986-1997 гг. оказал помощь 54 странам. За все эти годы рост производства ВНП на душу населения в них составил лишь 4%.

Всемирный банк, созданный для помощи в развитии странам, которые не могут получить кредиты частных банков, за последние три десятилетия оказывал помощь в развитии 68 странам. Однако большинство из них не достигли успеха. Напротив, у государств, принимавших помощь МВФ и Всемирного банка, наблюдался быстрый рост внешней задолженности.

Низкая эффективность помощи развитию частично объясняется нецелевым использованием кредитов, расхищением средств местной знатью, бюрократией. В то же время условия выделения помощи, предъявлявшиеся МВФ и Всемирным банком, нередко не отвечали местному положению дел, их вынужденное принятие лишь ухудшало положение.

Таким образом, наряду с «центром» мирового хозяйства, развитым «Севером», и его периферией, государствами «Юга», выделилась группа наименее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки (их население - около 1 млрд человек) с крайне низким уровнем жизни, оказавшихся в стороне от процессов глобализации. Это создает серьезные проблемы для всех участников международной жизни.

Страны «Юга» становятся зонами военно-политической нестабильности, очагами возникновения эпидемий. Потоки беженцев из стран, охваченных кризисами и конфликтами, наводняют соседние государства, что обостряет и их внутренние сложности.

Во многих государствах нарастает недовольство в связи с ограниченностью программ содействия развитию. Высокий уровень жизни в странах «Севера» рассматривается как вызов народам, с трудом решающим проблемы обеспечения минимального выживания. Многие лидеры «Юга» стремятся любой ценой, в том числе и военными средствами, повысить статус своих стран в мировых делах.

Некоторые государства «Юга» (к их числу в конце ХХ в. относят Афганистан, Сомали, Судан, Заир и другие) становятся базой деятельности международных террористических организаций. Выступая под религиозными, националистическими, классовыми лозунгами, они пытаются методами насилия и террора «отомстить» ведущим державам мира за бедственное положение своих народов.

Все это создает новые проблемы на пути обеспечения международной безопасности и стабильности, требует новых решений от правящих кругов высокоразвитых стран мира.

Вопросы и задания

1.Как вы думаете, какие из объединений стран Западной Европы и Северной Америки и почему достигли наибольших результатов в интеграции?

2.В чем состоят проблемы и противоречия интеграционных процессов?

3.Проанализируйте основные черты двух моделей экономического развития евроатлантических стран: северо - американскую и западноевропейскую. В чем их отличие?

4.На какой стадии интеграции находятся в настоящее время страны Западной Европы? Каковы перспективы их дальнейшего сближения? При ответе на этот вопрос используйте материалы Интернета и текущей прессы.

5.Как определялись цели создания ЕЭС, какие методы их достижения предполагалось использовать?

6.Дайте определение понятий «транснациональная компания» и «транснациональный банк». Чем вызвано их появление? Какую роль они играют в современном мире?

7.Неизбежен ли процесс глобализации? Выскажите свое мнение.

8.Как связаны между собой проблемы экологии и модернизации стран «Юга»?

9.Почему некоторые государства «Юга» не могут решить проблемы, связанные с модернизацией? К каким последствиям это приводит?

10.В чем значение движения антиглобалистов?


Глобализация имеет мировую тенденцию и представляет объективный закономерный процесс, который проявляется во многом, но преимущественно в интеграции в финансово-экономической сфере, в торговле, культуре, в области массовых коммуникаций и информационных технологий. В будущем он будет распространяться и на другие области. Процесс глобализации развивается в силу объективной необходимости мироустройства, а не производства и стихийности.

В процессе глобализации происходит взаимовлияние различных мировых проблем на социально-экономические и социально-культурные проблемы и процессы конкретного сообщества.

Идея глобализации, по-видимому, заложена в самой коллективистской природе человека и воздействует на него на уровне подсознания, проявляясь с древнейших времен в его стремлении к поиску и выработке эталонных образцов взаимоотношений. Человек стремится объяснить существующий порядок в мире и организацию социума через единое целое: в религии – через единого Бога, в мифологии – через природу, в науке – через знание, в политике – через власть.

Важно отметить, что глобализация противоречий – явление, с одной стороны, новаторское, а с другой стороны – разрушительное. Его противоречивость проявляется прежде всего в том, что глобальная экономика "уживается" с раздробленностью и неинтегрированностью производства, рынков труда, политических организаций и обществ Глобализация укрепила безопасность гоcударств, и в то же время создала новые угрозы.

Глобализация, безусловно, ускоряет экономическое развитие стран, способствует упрочению мира и развитию демократии и даже объединению стран (Пример – Европейский союз), но вместе с тем процесс глобализации усиливает безработицу, богатые страны еще больше богатеют, а бедные – беднеют, растет инфляция и другие экономические и социальные проблемы, что ведет к конфликтам, росту энтропии и мировому хаосу.

Очевидно, что широкое развитие торговли между разными странами, организациями, множество транснациональных корпораций, развитие связей и коммуникаций, расширение информационных средств (космических, телевизионных, радио и т.п.), миграция народов способствуют сближению многих стран из различных регионов мира. Однако глобализация приводит к созданию трансна-циональной экономики, которая, со своей стороны, вызывает такие изменения, При которых современные экономические и политические отношения будут уничтожены до того времени, пока возникнут новые отношения. На какой-то промежуток времени вместо всеобщего порядка наступит беспорядок или хаос.

Глобализация в каждой стране имеет свои особенности. В России влияние мировых тенденций отличается в различных сферах человеческой деятельности.

Проблемы глобализации важны как для всего мира, так и конкретно для России. Россия наравне с другими странами включена через Интернет, телекоммуникации, телевидение и радио в единое информационное пространство. Происходит вестернизация России.

Глобализация в образовании ведет к унификации и стандартизации учебных планов и методов обучения, международных образовательных проектов, международных учебных заведений, дистанционного образования, интернет-образования и т.п.

Россия сможет войти в глобальное пространство только через экономику, торговлю (ВТО), финансы, так как именно экономические и торговые отношения являются определяющими, и они диктуют правила игры и начинают влиять на политику. Для включения России в международное разделение труда необходимо создавать международные, или транснациональные, корпорации – промышленные, производственные.

В идеальном варианте глобализация предполагает равенство в получении информации, международное разделение труда, усовершенствование социально-экономической структуры, широкое распространение новых технологий, продвижение в направлении демократии, модернизацию общественной жизни и подтягивание отстающих обществ к уровню передовых.

Однако пока налицо огромное неравенство в богатстве стран, в возможностях использования капитала и информации, усиливающийся разрыв между производительным капиталом и капиталом коммерческим и финансовым, неравенство национальных структур, ограничение автономности и независимости национальных гражданских институтов

У некоторых ученых и специалистов, а иногда и в прессе, возникает эйфория по поводу скорого наступления "эры глобализации", следствием которой должен стать прогресс мировой экономики и общечеловеческого мироустройства. Однако следует вспомнить, что в 60-е годы на Западе и в нашей стране были распространены сверхоптимистические прогнозы развития экономики, связанные с развитием и применением атомной энергии, микроэлектроники, автоматизации и роботизации. Многие зарубежные и отечественные ученые тогда представляли мир 80-90-х годов "золотым веком" всеобщего изобилия за счет непрерывного возрастания власти человека, покорения и подчинения природы. 90-е годы им представлялись десятилетием "процветания для всех".

Однако, как показала реальная жизнь, оптимистические прогнозы не сбылись. Известный ученый и футуролог Ф. Фукуяма предсказывал, что в 90-х годах весь мир унифицируется по модели США и наступит всеобщее совершенство и благополучие. Однако реальная жизнь и ход событий свидетельствуют, что подобные прогнозы в жизни оказались только лишь иллюзиями, и никакого всеобщего благополучия и процветания не наступило.

Глобализацию невозможно остановить, но ею можно управлять. Она оказывает серьезное влияние на развитие России, правда, в меньшей степени, чем на США, Европу, Японию и на другие страны.

Проблема глобализации состоит не в закономерности процесса глобализации, а в том, как этим процессом правильно управлять.

По мнению Нобелевского лауреата по экономике за 2001 г. профессора Джозефа Стиглица, глобализация может принять относительно гармоничные формы, если этот процесс будет должным образом регулироваться, учитывать интересы всех стран. Возможно, это создает новую глобальную экономику, способную более справедливо распределять плоды ее роста. Но для позитивного влияния глобализации необходима помощь всемирных общественных институтов в установлении соответствующих норм и правил.

Профессор Д. Стиглиц считает, что "идеология свободного рынка должна быть заменена анализом, основанным на экономической науке и на более сбалансированных представлениях о роли управления, вытекающих из осознания недостатков как свободного рынка, так и управления".

По мнению Д. Стиглица, роль управления должна быть нацелена на то, чтобы любая экономика стала более эффективной и гуманной. Рынки и управление должны работать вместе и быть партнерами. Правда, характер партнерства должен быть дифференцирован для каждой конкретной страны, в зависимости от стадии ее экономического и политического развития. По различным причинам рынки часто не могут саморегулироваться, поэтому управление должно выполнять важную роль в обеспечении экономической стабилизации.

Россия по-разному включается в глобальные процессы. По-видимому, она станет глобальным транспортным коридором между Западной Европой и Азией, т.е. важным элементом в процессе глобализации. Глобализация охватывает современные технологии связи: Интернет, разные виды спутниковой связи и телевидение. Развитие Интернета все больше людей вовлекает в мировое сообщество и позволяет осваивать мировые ценности, стандарты и новые информационные технологии. Правда, при глобализации возникает опасность унификации и американизации культуры. Однако остановить процессы глобализации невозможно, также как невозможно остановить глобальное развитие сотовой сети или превращение английского языка во всемирный язык, что подтверждает современная практика.

Важнейшими проблемами глобализации являются:

проблемы окружающей среды, и прежде всего те, которые связаны с атмосферой и океанами;

проблемы знания, которые являются глобальным общественным продуктом и должны служить каждому человеку;

проблемы гуманитарной помощи, которые также представляют коллективную деятельность. Очевидно также, что всеобщая глобализация невозможна, так как сушествуют крупные регионы,

географические зоны, которые не включаются в глобальные процессы. Например, исламский мир, который стоит обособленно и не принимает многие проявления процесса глобализации. Сегодня необходимо оценить, какое влияние оказывает процесс локализации на сознание российского народа, понять особенности освоения западных норм и ценностей.

Важно учитывать определения глобализации с точки зрения социологии.

Одни ученые считают, что глобализация на Западе ускоряет экономическое развитие, способствует развитию демократии и мира, другие уверены, что глобализация создает ряд социально-экономических проблем, увеличивает социальное неравенство, безработицу, инфляцию, которые ведут мир к деградации, конфликтам и хаосу. Транснациональная экономика имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

Во всем мире происходит сокращение рабочего класса и рост занятых в сфере услуг. Это одна из характерных тенденций процесса глобализации.

При глобализации углубляется проблема социальной несправедливости и неравномерности развития, а также проблемы идеологии, равноправия и свободы личности. Индивидуализм и демократические свободы невольно порождают проблемы неравноправия.

История последних десятилетий показывает, что для положительного развития экономики в Южной Корее, Китае, на Тайване и в Японии больших накоплений не потребовалось Равенство, справедливость и быстрый рост экономики могут быть достигнуты без существенного увеличения неравенства при правильном управлении процессами.

Еще раз отметим, что проблемы управления при глобализации принимают особо важное значение.

Уважаемые друзья! Вашему вниманию предлагаю статью, посвященную такой актуальной теме, как “Интеграция и глобализация”. Эти процессы определяют лицо современной цивилизации, и в тоже время они неоднозначны и весьма спорны.

Для начала давайте определимся с понятиями: что такое интеграция?; и что такое глобализация"?

Современная обществоведческая наука дает следующие определения этим процессам.

Глобализация – процесс стирания традиционных границ между странами и народами, превращение человечества в единое целое

Интеграция – это форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок, зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов .

Одной из моделей интеграционного процесса является создание единого европейского дома. Европейский Союз, образован в 1993 году в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1994 году подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, так называемую концепцию “Европа без границ ”, завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, в 1999 введена единая валюта — евро (кроме Великобритании, Дании) осуществляется единая денежно-кредитная политика. Кроме полноправных членов в ЕС входят страны, которые считаются ассоциированными членами, ждущими окончательного приема. Турции, Мальте и Кипру это обещано после выполнения ими определенных условий. Заявки Венгрии и Польши были приняты к рассмотрению. Евросоюз заключил также соглашение о сотрудничестве с Болгарией и Румынией. В 1994 году тесные связи начали устанавливаться между ЕС, Россией и Украиной. Сегодня же Россия является главным поставщиком нефти и газа, древесины другого сырья на общеевропейский рынок.

История образования Европейского сообщества

1951 г. - ФРГ (Западная германия), Франция, Италия и страны Бенилюкса образовали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

1957 г. - Римский договор об образовании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС)

1967 г. - образование Европейского Сообщества, в которое вошли организации ЕЭС, ЕОУС и Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом)

1973 г. - присоединение к ЕС Великобритании, Ирландии, Дании

1979 г. - учреждение Европейской валютной системы

1981 г. - в ЕС входит Греция

1986 г. - членами ЕС становятся Испания и Португалия

1991 г. - члены ЕС подписывают Маастрихтский договор о создании ЕС

1999 г. - введение единой европейской валюты – Евро

Другая форма интеграции проходит в рамках Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, созданной в 1960 году. Эта организация включает Иран, Ирак, Венесуэлу, Кувейт, Саудовскую Аравию, Катар, Индонезию, Ливию, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерию, Эквадор, Габон. На начало 90-х годов ХХ века страны ОПЕК добывали около 40% нефти в мире, экспортировали свыше 50%. ОПЕК устанавливает единые продажные цены на нефть. Штаб-квартира находится в Вене. Благодаря высоким ставкам на нефтяном рынке страны ОПЕК сегодня получают сверхприбыли, обращая их на развитие своей инфраструктуры, созданию процветающих городов. Но надо сказать, что интеграция в рамках ОПЕК менее тесна, чем в Европейском Сообществе. Благодаря высоким ставкам на нефтяном рынке страны ОПЕК сегодня получают сверхприбыли, обращая их на развитие своей инфраструктуры, созданию процветающих городов. Но надо сказать, что интеграция в рамках ОПЕК менее тесна, чем в Европейском Сообществе.

Какие же факторы играют главенствующую роль в процессах интеграции и глобализации? В-первую очередь необходимо упомянуть информационный бум, вызванный развитием телевидения, радио, и конечно-же интернета. Телевидение и Интернет стали важнейшими факторами объединения современного мира. Они глубоко влияют на формирование образа жизни человека, на понимание цивилизационных процессов, происходящих сегодня. Они также формируют планетарное мышление, и массовую культуру.

Не менее важным фактором глобализации и интеграции является развитие транспорта, в частности воздушного. На карте показаны основные воздушные пути, по которым человечество объединяется в одно целое.

Таким образом, интеграция и глобализация стали сегодня уже реальностью, которые невозможно не принять.