Поведенческая экономическая теория. Что такое поведенческая экономика и почему за нее дали нобелевскую премию. Поведенческая теория игр

Поведенческая экономическая теория. Что такое поведенческая экономика и почему за нее дали нобелевскую премию. Поведенческая теория игр

определяет уровень его социальной адаптации и напрямую зависит от его самоуважения и степени развития его индивидуальности. Существует множество факторов, которые позволяют определить насколько высокая у человека самооценка. Для оценки обычно анализируют такие аспекты как нравственность, а также проводят анализ его поступков и способностей.

Формирование самооценки личности

Развитие самооценки личности происходит непосредственно под влиянием окружающего сообщества. Степень воздействия социума на её развитие сложно переоценить. Мнение окружающих людей играет одну из наиболее важных ролей в том, каким образом и насколько высоко человек оценивает себя и своё собственное положение в обществе.

Происходит под воздействием не только социальной оценки человека, но и от его собственного воззрения на самого себя, своё положение и качество своих поступков. Личность сама лучше других знает о своих достоинствах и недостатках. О том, какие действия и с какой мотивацией были произведены.

Личностная самооценка крайне устойчивая характеристика человека. Её формирование приходится на ранние этапы развития. Напрямую на неё влияют и жизненные перипетии, и ряд врожденных особенностей. Будучи во многом социальным чувством, самооценка формируется под воздействием мнения окружающих людей и, посему, непосредственно зависит от постоянного сравнения себя с теми личностями, с которыми мы взаимодействуем с самого рождения. Для того чтобы повысить свою самооценку, прежде всего, необходимо её как следует проанализировать. Трезво и храбро взглянуть на реальное отношение к самому себе. Узнать свои черты характера и оценить свой темперамент. Без этого невозможно провести коррекцию отношения к самому себе.

Изучение самооценки личности

Личностная самооценка существует для трёх целей:
1. Для реализации личного выбора.
2. Для защиты личностной независимости, а так же стабильности.
3. Для саморазвития

Изучение самооценки личности для каждого человека может сыграть очень важную роль. Так подобное времяпровождение очень необходимо для того, чтобы периодически очищать сознание от накопившегося там шлака и мусора. Это может поспособствовать решению очень многих проблем и нахождению ответов на ряд вопросов.

Формирование самооценки напрямую влияет на развитие самосознания личности. Человек способен оценивать себя и свои качества посредством самоанализа, созерцания своих поступков и мыслей, а так же постоянного самоконтроля. Индивидуальности свойственно сравнивать себя и свои поступки с окружающими людьми.

Самосозерцание не является простым и праздным «самокопанием», которое не приводит ни к чему кроме углубления своих комплексов. Самосозерцание и самооценивание претендует на более глубокий и важный аспект человеческого поведения, а именно саморазвития и стремления к непрерывному совершенствованию своих качеств и умений.

Оценивая себя и свои успехи можно не только найти своё подлинное «Я» и анализировать своё прошлое, но и найти ключи к решению внутренних проблем и пути к достижению поставленных целей в будущем. При анализе своей самооценки можно найти сердцевину своих комплексов и познать плюсы и минусы своей личности. Узнав себя, человек преображается, поскольку узнаёт в подноготную всю изнанку самого себя и может верно распределять свои усилия для саморазвития.

Существует когнитивный и эмоциональный компонент самооценки. Первый определяет ту информацию, которую человек узнал о себе от . Второй формирует чувственную оценку самого себя и качеств своей личности.

Самооценка и уровень притязаний личности

Уильямом Джеймсом была разработана формула, вычисляющая условный уровень самооценки. Её можно свести к следующему уравнению:
Самооценка = успех/уровень притязаний.
Исходя из этого, можно отметить, что самооценка и уровень притязаний личности находятся в обратно-пропорциональной зависимости. Иными словам, при равной степени успеха, чем выше притязания личности, тем ниже самооценка. Эта концепция достаточно логична. Ведь чем выше наши требования к реализации в жизни, тем сложнее достичь того уровня, когда степень личного успеха покроет уровень притязаний в достаточной степени, чтобы удовлетворить свою самооценку.
Таким образом, для повышения собственной самооценки, необходимо либо «понижать планку», либо увеличивать результаты в деле достижения тех или иных успехов.

Самооценка существует 3-х видов, а именно завышенная, и нормальная. Последняя является оптимальной для человека, поскольку слишком сильное отклонение в ту или иную сторону, вызывает внутренние конфликты, которые влекут за собой дискомфорт, порой ошибочно связываемый с воздействием внешних факторов, а не с проблемами с самооценкой.

В случае, когда самооценка чрезмерно завышена, человек теряет «обратную связь». Он перестает адекватно оценивать уровень своих успехов, во всех неудачах обвиняя окружающих людей. Личные неудачи попросту игнорируются, для того чтобы поддерживать свои «высокие стандарты». Такой человек вместо того, чтобы одолеть свои слабые стороны преподносит их как сильные. И он уже не несдержанный и грубоватый человек с неконтролируемой агрессией, а «решительная личность». Такие люди прекращают прислушиваться к мнению окружающих людей, полагая, что любая критика имеет своей целью лишь только подорвать его уверенность в себе или является проявлением излишней придирчивости. А любого рода неудачи соотносятся с «происками недоброжелателей».

Завышенная самооценка способствует развитию нервозной натуры и даже истеричного поведения. Часто такой человек считает, что заслуживает гораздо большего, чем имеет на самом деле. Подобного рода индивидуума можно узнать по прямой осанке и «задранному носу». Обращаясь к другим людям, они используют командный тон голоса и смотрят прямо в глаза.

При заниженной самооценке человек становится нерешительным и слишком застенчивым. Для него очень важно одобрение окружающих его людей. Такие люди очень легко поддаются влиянию «общественного мнения» или же конкретных личностей с властным характером. Часто они страдают от комплекса неполноценности. Для них очень важно найти любые способы для собственного самоутверждения. При заниженной самооценке человек ставит более низкие цели, чем он реально может достичь. Он гипертрофирует свои неудачи, с головой уходя в них и вечно пытаясь «наверстать упущенное». Эти люди крайне требовательны к другим. Часто личность с заниженной самооценкой завистлива и мстительна, что делает её в некоторой степени опасной для своего окружения. Узнать таких людей можно по неуверенной походке и отводу глаз в сторону во время непосредственного общения.

При адекватной самооценке наблюдается баланс между защитным и познавательным процессом личности. Если познавательный процесс ищет вероятные изъяны в своей личности для достижения адекватной оценки самого себя, то защитный механизм существует для того, чтобы находить самооправдания. Данный процесс существует для защиты собственного внутреннего комфорта.

Уровни самооценки личности

Существует способ, который помогает определить уровни самооценки личности. Данная методика предложена для определения данного параметра у школьников. Перед ними изображается лестница с десятью пронумерованными ступенями. Они изображают степень «правильности» поведения человека, от единицы (очень плохой) до десятки (очень хороший, добрый и правильный). Ребёнку должен нарисовать человечка на той ступени, на которой он видит себя.

Адекватной оценкой считается размещения себя на ступени под номерами 4, 5, 6 и 7. Если ребёнок оценил себя на ступеньках ниже, значит, что самооценка занижена, если выше, то, соответственно, завышена.
Низкий уровень свидетельствует о сильной зажатости личности. Её неуверенности в себе и неспособности к самореализации.

Средний уровень свидетельствует об . Такие дети реально смотрят на свои умения и таланты. Завышенная самооценка влечёт за собой идеализацию себя, которая нарушает «обратную связь» с другими людьми и способствует тому, что человек прекращает оценивать себя адекватно и не признает того, что его личные неудачи связаны с проблемами его личного поведения.

Как заниженная, так и завышенная самооценка являются препятствиями для достижения желаемых целей. Они часто выражаются в виде проблем с общением с другими людьми.

Человек – существо социальное и развиваться вне общества нормально не сможет. На протяжении всей жизни личность, взаимодействуя с социумом, развивается и познает новые границы себя. То, каким будет индивид в этом обществе, во многом зависит от самого окружения. Люди меняются под воздействием правил и норм, заданных социумом, и от этого меняется и их отношение к самим себе. То, каким будет окружение человека, какова будет его роль в этом обществе и как личность будет ставить себя перед социумом, в основном зависит от внутренних характеристик человека. Темперамент, характер, самооценка личности задают темп нашего движения по жизненному пути.

Самооценка личности

Самооценка человека влияет на его отношение к самому себе, это то, как он оценивает свои возможности, силы и умения. Она является центром развития личности и имеет огромное влияние на адаптацию человека в новом обществе, группе. Это не константа – она развивается и меняется в зависимости от событий, происходящих в жизни человека. В основном самосознание и самооценка закладываются в человека с детства и постепенно развиваются в Я-концепцию. Ее присутствие есть в любом поведенческом акте личности. На то, как человек поведет себя в критической ситуации, как будет решать важные вопросы и решится ли на выполнение тех или иных задач, будет напрямую зависеть от уровня самооценки человека на момент принятия решения.

3 типа самооценки в психологии

Самооценка делится на три типа: заниженная, завышенная и средняя (адекватная). Люди с разным уровнем самооценки в одной и той же ситуации поведут себя по-разному.

Заниженная самооценка – это результат неправильного, возможно, властного или чрезмерно опекающего воспитания. Такое воспитание ведет к неуверенности в себе и своих силах и, как следствие, к заниженной оценке себя. Люди с низкой самооценкой очень ранимы и часто замкнуты, не общительны, безынициативны. Такое поведение ведет к комплексу неполноценности, развитию депрессивных состояний. Как правило, такие люди склонны принижать свою роль в обществе, стараясь ни в коем случае ничем не выделяться. Клиентами современных психологов все чаще являются люди с заниженной самооценкой. Эту проблему можно и нужно решать. Над ней можно работать.

Высокая самооценка

О завышенной самооценке личности свидетельствует нежелание человека смотреть на свои ошибки, разбирать их и признавать. Личность с завышенной самооценкой склонна идеализировать себя и преувеличивать свою значимость для окружения. Таким людям характерны доминантные чувства, демонстрация себя. Порой человеку бывает трудно жить с завышенной самооценкой. Понимание и осознание этого будет первым шагом к исправлению ситуации, т. е. можно сделать самооценку адекватной. Но в целом такой тип самооценки дает личности уверенность в себе, что является хорошей движущей силой. Такие люди живут под девизом «Я могу», «Я умею», «Я хочу». В них доминируют такие качества, как упорность и стремление.

Люди с адекватной самооценкой реально оценивают свои силы и возможности по отношению к делу, которое перед ними. Такие личности ставят перед собой четкие цели, которых добиваются, трезво смотрят на вещи. Так же адекватная самооценка говорит о зрелости личности. Чем более зрелой личностью является человек, тем более адекватная у него самооценка.

Заключение

То, какая самооценка личности сформировалась на выходе развития, будет влиять на уровень и качество жизни индивида в обществе. Осознавая себя, понимая и принимая определенным образом, человек строит жизненные планы, создает свое окружение и живет в этом мире. Являясь важным звеном в развитии индивидуальности, самооценка человека определяет уровень уверенности в себе и удовлетворенности своей жизнью.

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя. (Ф.Рузвельт)

Степень адекватности «Я – концепции» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Вообще, любая оценка в своей основе – это сравнение. И это сравнение может быть адекватным или неадекватным. Таким образом, самооценка – это результат сравнения себя, своих поступков и других людей, их поступков.

Самооценка может быть трех уровней (по Ананьеву Б.Г.):

· Неадекватной заниженной (ведет к развитию комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличию, самообвинению, тревожности).

· Адекватной (обеспечивает нормальное самочувствие личности и наиболее эффективное включение её в систему общественных связей);

· Неадекватной завышенной (человек склонен переоценивать себя и свое значение в ситуациях, которые не дают для этого повода, тем самым создавая конфликтную ситуацию).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности . Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень желаемой «Я-концепции»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Все люди, по уровню притязаний (по Р. Аткинсону), делятся на два типа:

· Одни стремятся избежать неудачи и поэтому при выборе задач разной трудности выбирают более легкие;

· Другие же стремятся к максимальному успеху и выбирают самые трудные задачи.

Уровень притязаний зависит от успехов, достигаемых личностью. Эту связь выразил психолог У. Джеймс в формуле:

В случае успеха уровень притязаний повышается, а в случае неудач понижается. Из этой формулы вытекает и два основных способа поддержания самоуважения личности: либо путем увеличения своих успехов, либо путем снижения уровня притязаний. Самоуважение настолько важно для личности, что в случае его устойчивого падения в результате неуспеха, неудач реальных достижений сначала снижается уровень притязаний. А далее включаются механизмы психологической защиты своего Я – образа и его достаточно высокой самооценки. Механизм самозащиты может включаться и в другом случае, если личность имеет низкие реальные достижения, но не хочет снижать свой уровень притязаний.

1.Дайте определение «самооценки».

2.Что такое уровень притязаний. Отчего зависит уровень притязания?

Направленность личности

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Согласно Е.И. Рогову, направленность личности может проявляться на разных уровнях. От того, какой уровень преобладает, от этого зависит, собственно, и развитие личности.


Влечения – это биологическая форма направленности личности. Личность, развитая только на уровне влечений, ориентируется только на удовлетворение кратковременных, в основном физиологически обусловленных потребностей: поспать, поесть, развлечься и тому подобное. И неважно, что будет потом! Если для ребенка шести лет такая направленность нормальна, то для студента колледжа, это – неприемлемо!

Желания – это не намного более высокий уровень направленности личности. Здесь есть волевой компонент, то есть, для того, чтобы удовлетворить свои биологически обусловленные мотивы, человек готов потерпеть. Например, учащийся готов вытерпеть уроки и даже сделать домашнюю работу, если потом ему разрешат погулять, сходить в кафе или на дискотеку. Это, конечно, лучше, чем уровень влечений, но человек все равно не направлен в сторону общества, а замкнут в рамках своих низших потребностей.

Склонности – этот уровень направленности личности предполагает выбор какой-то приоритетной деятельности. Важно понять, что прослушивание радио, посещение дискотеки, в научном понимании деятельностью не является. Поэтому склонность можно определить только по тому, есть ли у учащегося какая-то деятельность (спорт, автовождение, рисование и др.), к которой он чуть более склонен, чем к другим видам активности. Правда, эту склонность еще нельзя назвать устойчивой, поскольку человек еще не до конца определился.

Интерес устойчивая (в отличие от склонности!) познавательная активность, характеризующаяся самостоятельностью. Интересы способствуют ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Социологические исследования показывают, что только 15-20 % современных школьников к окончанию школы развиты на уровне интересов. У некоторых есть склонности, но, так как они не устойчивы, их нельзя назвать интересом. Интерес отличается от склонности тем, что ему подчинены почти все стороны жизни человека, а склонность может быть некоторым образом отдельна от повседневной деятельности.

Стремления – это уровень направленности личности, связанный с подчинением всей деятельности, его интересов достижению определенной жизненной цели. Итак, если интересы человека подчинены реализации определенного жизненного плана, то его называют устремленным , а если у него много интересов, но они не связаны с какими-то важными жизненными целями , то мы не характеризуем его развитие на уровне стремлений.

Идеал – это образец, которому следует человек в деятельности и поведении при реализации своих стремлений. Ясно, что у некоторых подростков и людей более старшего возраста, есть какие-то люди, на которых они хотят быть похожими, но это, скорее, картинки с журнала, чем настоящие идеалы, поскольку в данном случае речь идет об идеале, как о конечной цели стремлений. Стремления, не имеющие определенного личностного образца, часто ограничиваются только своей целью, пусть и благородной, а у человека, развитого на уровне идеалов, стремления направлены не только на достижение определенной цели, но на создание у себя определенного образа жизни .

И только после того, как человек вырабатывает на основе идеалов определенный образ жизни, он выходит на уровень целостного мировоззрения , на основе которого и формируется уровень убеждений – система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Мало кому это удается сделать в течение жизни. Наша цель, как педагогов, содействовать развитию личности наших учащихся хотя бы до уровня интересов.

Воспитанная у человека потребность в труде побуждает его к активной деятельности, направленной на удовлетворение этой потребности. Такой человек не может оставаться без дела даже в часы досуга. Наличие устойчивого интереса заставляет человека сосредоточить своё внимание, мысли, волю на интересующем объекте. Высокий идеал, ставший целью жизни человека, побуждает к достижению этого идеала, делает человека мужественным в преодолении трудностей.

1.Дайте определение «направленности личности».

2.Опишите уровни направленности личности (по Е.И. Рогову).

3.Чем отличаются интересы от склонностей? Приведите пример.

4.Чем отличаются склонности от желаний? Приведите пример.

А теперь… немного о некоторых психологах и их теориях

Существует более ста различных теорий, объясняющих поведение личности, ее развитие. Каждая из них подходит для определенных ситуаций, но есть теории, которые «прижились» в педагогике, на них часто ссылаются. Именно их мы и рассмотрим.

Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Под самооценкой подразумевают оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.

Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1) уровень (высокая, средняя, низкая);

2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);

3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.). Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Самооценка - ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания.

Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания.


Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач.

Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её. Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению БороздинойЛ.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

самооценка личность перфекционизм социальный

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общения с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие.

Выбирая ту или иную цель, человек обязательно оценивает ее осуществимость, соотносит трудности ее достижения со своими силами. Под влиянием практики у человека складывается определенное отношение к самому себе, самооценка своих сил и возможностей и основанный на нем уровень притязаний. В дальнейшем эта самооценка и уровень притязаний начинают регулировать поведение человека в соответствии с условиями.

Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен. Способности, как и всё в личности, развиваются в процессе деятельности. Однако проблема, соответствуют ли они той цели, к которой стремится человек, всегда актуальна. Человек так или иначе оценивает соответствие желаемого им - возможному. Но эта оценка не всегда правильна. В одних случаях человек переоценивает свои возможности и силы, то есть притязает на большее, чем может. В других же, напротив,- его самооценка оказывается заниженной, хотя он способен на большее.

Обе эти крайности заставляют тревожиться о будущем развивающейся личности. Человек, переоценивающий себя, может стать высокомерным, заносчивым, нетерпимым к критике. Он окажется вечно раздираемым внутренними конфликтами, которые зачастую ведут к утрате веры в собственные силы, нарушению нормальной деятельности и даже к психическим расстройствам. Человек, который недооценивает свои возможности, и сам лишен радостей, связанных с достижением трудных целей, преодолением препятствий. Эти два типа самооценки личности могут свидетельствовать о неблагополучии.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется, и поэтому в большей мере, чем у взрослого, подвергается воздействию, изменению.

1. Самооценка

Самооценка личности - ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида.

Главные функции самооценки:

Регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора

Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира.

По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Адекватная самооценка

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития.

Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии - будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей.

Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) - стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни -- внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи - также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм -- стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях -- нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.

Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов - когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй - отношение к себе, накапливающийся "аффект на себя". Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно "обрастают" эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах - общей и частной (парциальной, конкретной, локальной).

Более изученными являются природа, характеристики и возрастная динамика частных самооценок, отражающих оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств; менее совещенными остаются проблемы формирования и функционирования общей самооценки. Все понимают как одномерную переменную, отражающую степень самоуважения личности. С высоким самоуважением связываются максимальная активность личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала. Такой подход к пониманию общей самооценки не оставляет места в мироощущении субъекта неудовлетворенности собой, критическому отношению к себе как побудительной силе развития, рождения потребности в самосовершенствование. И теоретический подход к пониманию общей самооценки реализуется в исследованиях, определяющих ее как иерархически вы отроенную систему частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. При этом подчеркивается несводимость целостного отношения к себе к простой совокупности частных самооценок. Такое понимание общей самооценки позволяет характеризовать ее по ведущим тенденциям, проявляющимся в функционировании частных самооценок - по мере адекватности, критичности, рефлексивности, устойчивости.

Анализ накопленных в исследованиях данных позволил ученым выделить качественные характеристики общей и частных самооценок.

Общая самооценка на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности частных самооценок, стабильности и динамичности как системы.

Частные самооценки различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная - неадекватная, высокая - низкая, стабильная - динамичная, реальная - демонстрируемая, осознаваемая - неосознаваемая, точная - неточная, уверенная - неуверенная и т.п.

Самооценка функционирует в разной модальности: категорической, отражающей однозначную оценку субъектом своих качеств, или проблематической, реализующей неоднозначное отношение к себе, по нашим представлениям, детерминированное рефлексивным анализом оценочной ситуации, допуском возможности ее разноплановых трале формаций.

Развитие самооценки

Наши самооценки - это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта <Я>. Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.

Неоднозначны и критерии самооценки.

Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, чаще всего, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные -достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно немало. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. К примеру, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может и снизиться, но в целом оставаться позитивной. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального <Я> с образом идеального <Я>, т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный <образ Я>, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. И, наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом <вписаться> в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер

Значение самооценки в развитии личности

Становление личности - одна из труднейших загадок. Личность формируется под воздействием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность (игра, учение, труд). Качества личности формируются (либо развиваются) на основе механизмов, среди которых можно выделить уровень притязаний, Я-образ и самооценку. Я-образ связан с формированием идеала, самоконтроля, личных форм поведения и других составляющих системы саморегуляции, а так же с формированием самоуважения, уровня притязаний и инициативы. Американский психолог Р.Бернс считал, что Я-образ связан с формированием трудолюбия, способности к самовыражению [ 2] .

Важным механизмом формирования волевых черт характера является соотношение между уровнем притязаний, под которым понимается "сложившийся в прошлом опыте индивида уровень сложности целей, к достижению которых он стремится, и реальными результатами". Если этот уровень оказывается недостигнутым, то индивид переживает неуспех и может снизить этот уровень или же совершать новые попытки, чтобы поддержать прежний уровень. Если эта цель достигается, то индивид может претендовать на достижение более сложных целей. Если нет - то может сформироваться "психология неудачника". Этот механизм лежит в основе формирования уверенности в своих силах (или неуверенности) и настойчивости (или стремления избегать трудностей).

Самооценка определяет развитие притязаний человека, таких особенностей характера, как уверенность и неуверенность в своих силах. Самооценка связана с одной из центральных потребностей - в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Он все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, все, что делает человек для себя, он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

К. Марксу высказал справедливую мысль о том, что человек смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного "Я" есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям: все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы - ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. В период активного формирования личности в роли такой референтной группы выступают одноклассники и учитель. Мнение педагога (педагогическая оценка) является одним из существенных мотивов, ориенти-рующих и стимулирующих деятельность учащихся.

Согласно Ананьеву, воздействие оценки на развитие учащихся осуществляется в следующих направлениях:

1) стимулирующем, воздействующем посредством переживания успеха и неуспеха на формирование его притязаний, намерений и поступков.

2)ориентирующем, воздействующем на умственную работу школьника, содействующем осознанию им достигнутого уровня усвоения" .

Такую же роль играет и оценка коллектива. Личность, будучи связанной с другими людьми, так или иначе считается с их мнениями, заимствует их идеалы, духовные ценности, интересы. Оценка различных членов коллектива неодинаково значима для личности: оценкой, мнением одних она дорожит, ориентируется на них, а оценка других для нее безразлична. Этот референтный для личности круг во многом определяет ее отношение к себе.

Особенно большая роль в становлении и изменении самооценки принадлежит переживанию успеха, связанного с достижением цели. Оценка школьником своих возможностей или личностных качеств, необходимых для дальнейшей деятельности, под влиянием повторяющегося успеха повышается, при неоднократных неудачах, наоборот, эта оценка снижается, а с ней и уверенность в достижении соответствующих целей. Достижение трудных, но посильных для человека целей, как правило, повышают уровень дальнейших его притязаний, готовности браться за более трудные задания. Вследствие переживания успеха происходит максимальная мобилизация внутренних резервов личности .

Само переживание успеха или неуспеха зависит от того, на какой уровень достижений ориентируется личность, какие по сложности она ставит перед собой цели - легкие или трудные. Заведомо легкие или заведомо трудные цели, как правило, не порождают чувства успеха или неуспеха.

Переживание успеха или неуспеха обусловливается и тем, насколько достигнутый результат соответствует социальным нормам достижений (например, критериям отметки, принятыми обязательствами и т.д.), а также нормам, которые разделяет референтная группа. Также следует учитывать мотивы, лежащие в основе стремления к успеху или неуспеху. Так, например, в основе стремления добиться успеха может лежать желание человека испытать или утвердить ценность своей личности. В другом случае в основе этого стремления может лежать желание добиться социально значимого результата - стремление создать что-то ценное для людей. При этом человек стремится избежать неудач.

2. Этапы развития самооценки

Ранний возраст. Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу, соответственно, с положительными и отрицательными эмоциями. В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, причем в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, преднамеренно и выразительно демонстрируя свои достоинства. Однако даже такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте еще крайне редки.

Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.

Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.

Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше.

В старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.

Младший школьный возраст. Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя.

Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана.

Подростковый возраст. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, -- это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей.

В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Отрочество -- как иногда называют подростковый возраст -- это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст -- это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека.

В начальный период этого возраста (10--11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положительными изменениями в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более высокой оценкой себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем-- черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.

3. Факторы, влияющие на развитие самооценки

Семейные факторы

Какие бы формы ни принимала семья, она всё же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я - концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности. Поэтому, очень важно информирование людей, и, прежде всего родителей о проблемах, трудностях и последствиях, возникающих при неправильном отношении к ребёнку.

Самооценка связана с размерами семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавшихся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь 42% детей. У первых и единственных детей в семье есть, по-видимому, определенные преимущества: условия, в которых они развиваются, более благоприятны для формирования высокой самооценки.

По данным исследования, у мальчиков с высокой самооценкой отношения с братьями и сестрами оказались скорее близкими, чем конфликтными.

Эта гармоничность в отношениях, судя по всему, распространяется и за пределы семьи, ибо высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребенок приобрел в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружен любовью, заботой и вниманием. Все это создает прочную основу для его социального развития. В семьях такого типа ревность и соперничество между детьми встречаются редко.

Как утверждают матери мальчиков с высокой самооценкой, они знают больше половины друзей своего сына. И напротив, треть матерей мальчиков с низкой самооценкой практически вообще не знают, с кем из сверстников дружит их сын. Вполне вероятно, что подобную неосведомленность родителей можно расценивать как свидетельство недоверия ребенка к ним, обусловленного его оценкой своей роли и положения в семье.

Низкая самооценка тесно связанна с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание; умение подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни; опрятность; бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.

Судя по всему, успешность, достигаемая умением подстраиваться под желания других людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкой самооценки.

Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личностной ценности.

Матери детей с высокой самооценкой удовлетворены взаимоотношениями сына с отцом. Сами дети также считали отца главным доверенным лицом. Важная особенность семей такой группы состоит в ясных, заранее установленных полномочиях в принятии решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности.

Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам в целом принимаются коллективно. Соответствующие стандарты семейного поведения пользуются в таких семьях общей поддержкой. Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг.

В большинстве случаев основные решения принимает отец, но, для формирования высокой самооценки важно скорее то, что эти решения одобряются всей семьей. Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью.

Социальные факторы

Как уже было сказано выше, общая самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Но существуют также и частные самооценки, которые ситуативны и способны колебаться. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д.

Если самооценка человека определяется мнением о нем других людей, то есть основания ожидать, что у представителей высших классов она будет максимальной. Положение, занимаемое в обществе молодыми людьми, основано не на их собственных достижениях, а на социальном статусе родителей. Поэтому вполне возможно, что в юношеском возрасте ощущение собственной ценности определяется скорее мнениями родственников, друзей, соседей, чем общественным престижем как таковым.

Снижение общей самооценки под влиянием экспериментальной неудачи сопровождается у некоторых людей появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уровня самооценки других качеств. По некоторым данным, повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи.

По мнению американского психолога Рут Уайли, которая критически проанализировала существующие эмпирические исследования, наличие или отсутствие сдвигов в самооценке под влиянием экспериментальной неудачи может зависеть от целого ряда моментов: личностных особенностей человека, например, общего уровня самоуважения и тревожности; специфических качеств, которые подверглись обесценению в эксперименте; того, как человек оценивает источник информации о своем поражении пли успехе и насколько он доверяет этому источнику. Уайли пришла к выводу, что в большинстве случаев "человек руководствуется не только желанием самоутверждения, но и объективными соображениями. Ухудшение показателей деятельности и рост тревожности в связи с экспериментальной неудачей может быть больше у людей с низким общим уровнем самоуважения". Иначе говоря, любая экспериментальная или жизненная ситуация переживается и оценивается субъектом в свете своегодолгосрочного опыта, включая и его прошлое самоуважение. Человек с пониженным самоуважением будет переживать любую частную неудачу глубже тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе.

4. С амооценка и уровень притязаний

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный»образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я». -- М., 1987).

«Образ «Я» -- это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

1) познавательный (когнитивный) -- знание себя, самосознание;

2) эмоционально - оценочный -- ценностное отношение к себе;

3) поведенческий -- особенности регуляции поведения.

Как уже говорилось, образ «Я» -- не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека.

Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов -- самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.

Самооценка -- непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать:

«Коля -- хороший мальчик, он всегда спит в сонный час»; или: «Игорь --плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения. По подобным ориентирам мы постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя.

Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации.

Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы -- ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.

Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи.

В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе -- соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели. Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, -- это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями -- так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т.п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие?

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя.

Самоуважение -- один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой?

Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно-- ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым?

Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим -- неиссякаемый источник негативизма окружающих.

Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», -- утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют и негативное отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость.

Обида, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. [ 13,С.156 ]

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых.

Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе. [ 14,С.345 ]

С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих. [ 13,С.200 ]

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом. [ 14,С.265]

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, -- отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14--15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Уровень притязаний -- тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности.

Уровень притязаний может быть:

Адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) -

Неадекватно завышенным

Заниженным

Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость».

Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завышенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования.[ 13,С.402 ]

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. В результате каждая личность выявляет особо значимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчиняя ему все остальные деятельности. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я».

5. Критерии самосознания

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности -- «Я, управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии, осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» какдействующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

Самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

...

Подобные документы

    Понятие самооценки как отношения к самому себе в целом и к своим отдельным качествам. Психосоциальные особенности у молодежи в возрасте 20 лет, влияние на самооценку уровня достижений личности в данном периоде. Определение уровня самооценки молодых людей.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2011

    Функции самооценки личности, ее виды и уровни. Диагностика и коррекция самооценки личности, проблема ее адекватности, формирования и развития. Становление регулятивных функций, помогающих индивиду выступать субъектом личностного поведения и деятельности.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2016

    Психологические особенности личности старшеклассников. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси по заранее заданным качествам. Корреляционный анализ показателей самооценки и уровня притязаний. Анализ и интерпретация результатов исследования.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Самооценка личности подростка как предмет психологии развития, общая характеристика и определение уровня притязаний. Организация, анализ результатов эмпирического исследования особенностей самооценки личности подростков, влияние на нее уровня притязаний.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2014

    Индивидные и личностные характеристики подростка. Самооценка личности как психологический феномен. Социально-психологический тренинг как средство развития. Экспериментальные исследования показателей самооценки личности, их характеристика и динамика.

    дипломная работа , добавлен 02.08.2011

    Самооценка, оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места в обществе. Это наиболее изучаемая сторона самосознания личности. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении.

    реферат , добавлен 07.06.2008

    Психологичский анализ самооценки личности в спортивной деятельности: особенности, взаимосвязь и роль самооценки. Программа исследования самооценки спортсменов: цели, задачи и методики. Результаты экспериментального изучения самооценки спортсменов.

    Определения понятия "самооценка". Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте. Реализация серии мероприятий по развитию самооценки у обучающихся 1 класса. Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2012

    Общая характеристика и анализ основных парадигм современной психологической науки. Сущность детерминации развития личности. Место и значение психологических знаний в исследовании личности. Особенности самооценки подростков с различными уровнями развития.

    реферат , добавлен 01.07.2010

    Феномен самооценки в философии и психологии. Понятие аффективно-ценностный аспект. Психологические особенности личности в юношеском возрасте. Структура позитивной Я-концепции личности. Особенности взаимосвязи тревожности и самооценки в ранней юности.