Конспект по финансам денежное обращение и кредит. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Социально-экономическая сущность и функции финансов

Конспект по финансам денежное обращение и кредит. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Социально-экономическая сущность и функции финансов

АНАСТАЗИ (Anastasi) Анна (р. 1908) - американский психолог, специалист в области общей, клинической и образовательной психологии, статистики и методов оценки и измерения, промышленной и организационной психологии. Разработчик многих психометрических тестов. Заслуженный доктор педагогики (университет Вилланова, 1971), заслуженный доктор наук Сэдр-Крест Колледжа (1971), почетный доктор наук университета Ла-Салль(1979). Президент АРА (1971).

Награждена премией АРА: «Выдающемуся ученому» (1971); получила награду Службы тестирования и образования (1977). Кроме того, была награждена медалью Торндайка (АРА, 1983) и золотой медалью APF (1984). Образование получила в Барнард Колледже (1924-1928, бакалавр) и Колумбийском ун-те (д-р философии, 1930). Профессиональную деятельность начала как преподаватель Колумбийского университета (1930). В дальнейшем преподавала в ряде других университетов, в том числе в Высшей школе искусств и наук Фордхэмского университета(1947). Первоначально намеревалась заниматься математикой, но ее привлекла психология, отчасти из-за прочитанных работ Ч. Спирмена по коэффициентам корреляции.

Разработанные ею стандартные психометрические тесты возникли из курсов, которые она читала во время своей университетской карьеры, («Differential Psychology», 1937). Выполненная А. интерпретация развивающихся психологических характеристик была основана на моделях, разработанных в опытах с животными, при исследовании детского поведения и в психологии обучения («Psychological testing», 1954). В книге «Fields of Applied Psychology» (1964) она рассматривала самый широкий спектр применения разработанных психологических принципов. Занимаясь проблемой формирования способностей задолго до того, как модели этих процессов стали широко распространяться, внесла значительный вклад в проблему генезиса характерных черт, в понимание взаимосвязи жизненной истории, образованности и различий на уровне семьи, в проблему творчества, в анализ рисунков психически больных. Такой обобщенный подход имел ряд преимуществ.

Кроме того, важнейшей из заслуг А. стало ее внимание к психологическому содержанию психометрических измерений, к связи между психометрическими тестами и другими областями психологии, к социальному подтексту тестирования («The gap between experimental and psychometric orientations». Journal of the Washington Academy of Sciences, 1991). А. показала, насколько продуманные, тщательно выверенные и хорошо обоснованные ментальные тесты могут быть ценными как в теоретическом, так и в прикладном плане, обеспечивая полное понимание социо-культурных и познавательных процессов. Имя А. стало синонимом «психометрики» для многих поколений студентов и профессиональных психологов. В русском пер. вышел двухтомник А. «Психологическое тестирование », 1982; 2001) и фундаментальный труд 1937 года - «Дифференциальная психология», в соавт., 2001.

А.АНАСТАЗИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ТЕСТИРОВАНИЕ
КНИГА 1
МОСКВА
ПЕДАГОГИКА-
1982
Рекомендовано бюро Отделения психологии
и возрастной фи-яюлогии АПН СССР
Научная редакция, предисловие
и комментарии доктора психологических наук,
профессора К. М. Гуревича и доктора психологических наук,
профессора В. И. Л лионского

Анястяш А.
Психологическое тестирование: Книга 1; Пер.
с англ./Под ред. К. М. Гуревича, В.И.Лубовского;
Предисл. К.М. Гуревича, В. И. Лубовского.-М.: Пе-
дагогика, 1982.-320 с" ил.
Пер. 2 р. 10к.
способы их оценил и пришла примснепия, описынаюгся вей важнейшие современные
системы тестов.
Для псшолотов. дефск гологов. недаготов.

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
Книгу Анны Анастази можно было бы назвать энциклопедией запад-
ной тестологии. За рубежом опубликовано немало руководств по приме-
нению тестов и других диагностических методик. Среди них есть книги
серьезных специалистов, которые не уходят от современных проблем
психологической диагностики и стремятся отразить то новое, что про-
изошло в этой области за последние годы. Но выбор для перевода на
русский язык именно книги А. Анастази был отнюдь не случайным.
Анна Анастази, профессор университета Фордхама (Нью-Йорк,
США), уже знакома научной общественности нашей страны. Еще в 60-е
гг. в подробном критическом разборе книги А. Анастази Б. М. Теплов
(А. Анастази. Конспекты и коммента-
рии к книге.-В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.,
1966, т. VI) отмечал сходство ее трактовок роли социального фактора
в образовании индивидуальных различий с концепциями советских
ученых. Б. М. Теплов писал также о присущей А. Анастази научной
объективности и осторожности, чертах, которые особенно необходимы
автору, излагающему и оценивающему выполненные с разными целями
эмпирические исследования.
Следует упомянуть и о том, что настоящая книга вышла в США уже
пятым изданием. Каждое переиздание автор пополняет новыми материа-
лами, сообщает о происшедших принципиальных изменениях в трактов-
ке опубликованных тестов и, насколько это возможно, предоставляет
полную информацию о накопленных к моменту очередной публикации
фактах. Вряд ли вызовет сомнение, что книга по тестологии действитель-
но нужна, и нужна не только узкому кругу специалистов, но и нашей об-
щественности. Как известно, сфера оценок индивидуальных и групповых
различий обширна. Так, в общеобразовательной школе некоторые виды
методик могут применяться для диагностики различных аномалий пси-
хического развития, уточнения их этиологии. Результаты сопоставлений
показателей по тестам и школьной успеваемости дают психологам и пе-
дагогам полезный материал для суждения об учащихся и школьных кол-
лективах. Методики психологической диагностики применяют и при кон-
сультировании по вопросам профессиональной ориентации. Вне школы
такие методики могут использоваться при наблюдениях за развитием
способностей в учебно-профессиональной и собственно профессиональ-
ной деятельности.
Недостаточная информированность о состоянии дел в любой отрас-
ли науки нередко влечет за собой неправильное представление о ее воз-
можностях и перспективах развития. Одним из нежелательных послед-
ствий применения методик психологической диагностики нужно считать
некую абсолютизацию получаемых с их помощью данных. Неквалифи-
цированному пользователю результатов тестирования кажется, без вся-
ких на то оснований, будто тестовые показатели испытуемого имеют аб-
солютное значение и окончательно определяют всю его будущую
деятельность, как бы предсказывая учебные и профессиональные успехи.
Познакомившись с книгой А. Анастази, читатель увидит, насколько та-
кая абсолютизация неверна.
Мы назвали эту книгу энциклопедией тестологии. Действительно,
в этом убеждает даже простой перечень проблематики ее глав. Главы
первых двух частей книги посвящены общим вопросам тестирования:
часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
6 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
аспектах тестирования); часть 2-основным принципам построения те-
стов (в ее главах обсуждаются нормы, надежность, валидность теста).
В последних трех частях книги рассматриваются типы тестов:
в третьей-тесты общего интеллектуального развития; в четвертой-
тесты способностей (в том числе комплексные батареи способностей,
тесты, используемые в образовании, профессиональном ориентировании,
клинике); в пятой-методики изучения личности. Правда, в понимании
личности А. Анастази придерживается традиции западной психологии не
разделять понятия личность и индивидуальность, поэтому читателю сле-
дует иметь в виду, что под проблемами изучения личности в книге в ос-
новном понимаются проблемы исследования индивидуальности.
Из пяти приложений, которые завершают книгу, на русский язык
переведены только. Остальные
приложения не вошли в предлагаемое вниманию читателя издание из-за
их ориентированности на американскую аудиторию: в одном из них при-
водятся законодательные акты США, относящиеся к тестированию, про-
водимому при приеме на работу, три других содержат списки опублико-
ванных тестов и их издателей, а также принятые Американской
психологической ассоциацией. Вводя чита-
теля в мир книги А. Анастази, невозможно оставить без рассмотрения
современное состояние психологической диагностики. А это, в свою оче-
редь, потребует хотя бы краткого обращения к ее истории. Но без этого
не обойтись, поскольку прошлое передает современности свои традиции.
Зная же прошлое и настоящее, мы сможем увидеть пути становления на-
уки, а значит, увидеть ее будущее.
А. Анастази совершенно правильно отмечает, что первые опыты
дифференциального изучения психики были вызваны необходимостью
различить душевно больных, умственно отсталых и психически нор-
мальных людей. Такое различение требовало уточнения понятия нормы.
Начав с опытов по установлению объективных различий между нор-
мой и теми или иными видами отклонений от нее, психологи, посвятив-
шие себя диагностике, создали разнообразные психолого-диагностиче-
ские методики, в том числе и тесты. По мере накопления опыта
вырабатывались критерии, которым должны удовлетворять такие мето-
дики. Психологи-диагносты стремились задать в своей области исследо-
вания строгие правила, предусматривающие объективность всех обяза-
тельных процедур-подготовки методик, их проведения, обработки,
принятия решения по полученным результатам.
Одна из задач, которую если не прямо, то неявно пытались осуще-
ствить психологи-диагносты, состояла в том, чтобы при помощи тести-
рования ввести в психологию число и меру и посредством этих катего-
рий обогатить свою науку однозначными по своим результатам
математическими методами. По мере того как психологическая диагно-
стика продвигалась по пути внедрения средств количественной обработ-
ки своих данных, привлекая с этой целью все более и более сложные ме-
тоды, стали возникать другие, хотя и замечавшиеся, но не получившие
должной оценки трудности. Формализуя диагностику, тестологи посте-
пенно теряли связь с психологией. Становилось неясным, на что именно
направлены столь рафинированные методики.
Если же говорить об обстоятельствах, способствовавших расцвету
психологической диагностики, в частности тестирования, то определяю-
щим стала ее возросшая роль в жизни общества т>--
7 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
охвачены десятки миллионов людей. В некоторых странах, прежде всего
в США, тестирование на определенное время стало неотъемлемой
частью жизни общества. Связано ли распространение тестирования с ка-
кими-нибудь новыми открытиями в психологии, в познании законов че-
ловеческой психики? Если сравнить тесты конце 50-х гг. с разработанны-
ми в самом начале века тестами А. Бине, то следует признать, что были
получены более строгие критерии оценки, открывшие тестам дорогу для
широкого использования; начали также применяться различные и подчас
довольно сложные математические способы обработки данных. Однако
все эти изменения нельзя считать существенными: в принципе тестирова-
ние осталось тем же, каким оно было в начале века. Об этом неплохо
сказал известный тестолог Л. Кронбах: чаются от тестов 20-х гг. настолько же, насколько нынешние автомобили
отличаются от автомобилей того же периода: они более эффективны, бо-
лее элегантны, но работают по тем же принципам, что и раньше>
(Cronbach L.J. Essentials of Psychological Testing. N.Y.-L., 1960, p. 650).
Тесты тем не менее приобрели столь важное общественное значение, что
по поводу их применения имеются специальные решения государ-
ственных учреждений, в частности комиссии конгресса США.
Причину распространения тестирования нужно искать не в том, что
тестология теоретически обогатилась, причина-в тех социальных по-
следствиях, к которым приводит тестирование. Тесты принято восприни-
мать как объективный инструмент измерения или качественного опреде-
ления человеческих особенностей, таких, как интеллект, специальные
способности, без которых нельзя овладеть профессиональными знаниями
и навыками. Но так ли это? Тест-измерительный инструмент, но ин-
струмент особый, непохожий на другие измерительные приборы. Задания
теста составляются, или строятся, на определенном материале, для боль-
шинства тестов вербальном (термины, слова и т.п.). Ничего не меняет
и использование в тесте графического материала: картинок, рисунков,
схем и т. д. Любой материал, на котором построен тест, воспринимается
разными социальными группами по-разному, так как эти группы могут
различаться и родом своей деятельности, и содержанием общения.
В соответствии с образом жизни окружения и своей деятельностью
индивиды из различных социальных слоев по-разному активизируют
конкретные семантические связи. Даже замечаемые при восприятии гра-
фического материала детали могут оцениваться неодинаково. Поэтому-
то выполнение заданий одного и того же теста для представителей тех
или иных социальных слоев связано с решением разных проблем. Об
этом может догадаться и неспециалист, и уж никак не может игнориро-
вать психолог. Имеет значение и процесс адаптации к процедуре тести-
рования. Чем меньше испытуемый учился в школе, чем больше времени
прошло после окончания обучения, тем труднее индивиду освоиться с те-
стовой ситуацией, и наоборот.
Из приведенных, по-видимому, не слишком сложных соображений
следует, что тесты обладают способностью дифференцировать испы-
туемых в зависимости от степени их владения материалом, на котором
строится тест. Психологическая методика прежде всего выполняет функ-
ции социального фильтра: через тест не сумеет пройти индивид, чьему
опыту чужды слова, термины, рисунки, графические изображения и те
связи (обычно логического характера), которые по замыслу создателя те-
Н ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОГОВ ПЕРЕВОДА
До некоторой степени несходство в знаниях и навыках нивелируется
школьным обучением. Правда, следует учесть, что формально один
и тот же тип учебного заведения может давать существенно различную
подготовку, поскольку социальная среда, в которой действует школа,
сказывается на характере преподавания.
Вопрос о правильной оценке результатов испытуемого при тестиро-
вании следует отнести к числу важнейших. Допустим, что индивид при
испытаниях выполнил какую-то часть заданий предложенного ему теста.
Первоначальная обработка проста: имеется лист с правильными ответа-
ми, сравнив ответы испытуемого с тем, что проставлено в этом листе,
можно определить, какие задания выполнены правильно. В итоге полу-
чается так называемый первичный результат. Чтобы перевести его
в стандартизованный показатель, нужно располагать данными, которые
получены на репрезентативной выборке той популяции, к которой при-
надлежит испытуемый. В этой связи возникают немалые трудности.
В практике тестирования США репрезентативная выборка составляется
путем включения в нее различных социальных групп примерно в той же
пропорции, в какой они представлены в населении страны. В кн. 1 на
с. 208 и далее рассказывается, как это было сделано с тестами серии
Станфорд-Бине. с III по XII класс, была сформирована из детей, принадлежавших к раз-
ным слоям общества, учитывала численность таких социальных групп,
их местожительства, экономический статус и включала детей негров,
мексиканцев и пуэрториканцев>.
Известно, что в массе чем ниже экономический статус семьи, тем ни-
же результаты ребенка в выполнении теста. Такой состав выборки зара-
нее предполагает весьма существенные следствия. Дети белого большин-
ства будут иметь при тестировании в сравнении с нормой несколько
завышенные результаты, поскольку некоторую часть выборки составили
дети из семей этнических меньшинств, а они в среднем показывают в те-
стах более низкие результаты, что уменьшает относительно белых детей
нормативный показатель выборки. То же можно сказать о детях из се-
мей с высоким экономическим статусом. Обратная картина будет для
детей из семей этнических меньшинств и с низким экономическим стату-
сом: наличие в выборке детей из семей с высоким экономическим стату-
сом повысит нормативный результат выборки относительно детей из се-
мей с низким экономическим статусом. Иными словами, формальное
соблюдение пропорционального представительства в выборке различных
групп выгодно выделяет одних испытуемых и ставит в неблагоприятные
условия других.
Нужно, однако, выяснить, чем объясняются низкие результаты в те-
стах у детей из семей, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Ответ на этот вопрос можно найти в книге. Основываясь на прове-
денных исследованиях, А. Анастази приходит к такому выводу: индивид должен приспосабливаться и продвигаться в условиях культуры
или субкультуры, отличающихся от той, в которой он воспитывался, то
имеющиеся различия в культурах могут выглядеть как культурная нераз-
витость> (кн. 1, с. 254). Именно такую картину и приходится видеть, ког-
да тестируются дети из семей с низким экономическим статусом и на-
-". .."."""д выглядят. А
f ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
предлагается выполнять, далеки от их повседневного опыта, они не вла-
деют вообще или владеют недостаточно теми сведениями, которые необ-
ходимы для выполнения заданий. Понятия, термины, рисунки, чертежи,
составляющие тест, даже если детям приходилось иметь с ними дело
в школе, при общении со сверстниками, с окружающими взрослыми не
актуализировались. Мудрено ли, что при выполнении тестов они стано-
вились в тупик.
Вместе с тем нельзя считать обоснованными попытки некоторых
психологов создать тесты, свободные от влияния культуры, иными сло-
вами-тесты культуры. А. Днастази обычно при изложении
дискуссионных тем никак не заявляет о своей позиции, но в данном слу-
чае автор, приводя конкретные материалы и высказывания авторитетных
тестологов, показывает неосуществимость таких тестов.
Создатели свободных от влияния культуры тестов возлагали боль-
шие надежды на тесты, не использующие вербального материала. Но
в ряде случаев люди, говорящие на одном языке и, следовательно, не ис-
пытывающие трудностей в прочтении тестовых заданий, являются носи-
телями разных культур. И культура в ее интегративном понимании, ко-
торое и должно иметься в виду при изучении психики человека, не
начинается и не кончается в языке, хотя значение последнего нельзя не-
дооценивать. стороны и формы общественной жизни. Каждая из этих сторон и форм
имеет культурную сторону, аспект или функцию. Это значит, что культу-
ра не представляет собою какую-либо отдельную форму общественной
жизни, вроде государства, семьи или колхоза. Культура, взятая в плане
онтологическом (), есть совокупность материальных и ду-
ховных ценностей, созданных и накопленных человечеством в историче-
ском процессе; взятая актуально-есть сумма навыков, и знаний, и уме-
ний всякого рода; взятая функционально-есть обработка предметов
и веществ природы и самого человека> (Тугаринов В. П.
Природа, цивилизация, человек. Л" 1978, с. 178).
Культура каждой социальной общности проявляется в круге господ-
ствующих научных и житейских представлений, каждое из которых
имеет свои корни в истории этой общности. Она проявляется и в стерео-
типах мышления, складывающихся в процессе исторически обусловлен-
ной деятельности, и во взаимном общении людей, постоянно связываю-
щих эти представления с определенными признаками, т.е. в системах
устойчивых семантических отношений.
Исключение вербальных заданий из тестов ни к чему радикальному
не привело: тесты не освободились от влияния той культуры, в которой
их создавали. Можно, разумеется, пойти дальше. Почему бы не дить> тесты от всякой конкретности и составить их из таких знаков, ка-
кие предлагаются для установления связи с внеземными цивилизациями?
Но что, собственно, можно с их помощью диагностировать? Разве толь-
ко экспериментатор убедится в том, что испытуемый его понял. Как пи-
шет А. Анастази, равно справедлив для всех культур... Каждый тест ставит в более благо-
приятные условия представителей той культуры, в которой он создавал-
ся> (кн. 1, с. 305).
В американской тестологической литературе неоднократно обсуж-
дался вопрос о переводе тестов.

Здесь выложена бесплатная электронная книга Психологическое тестирование автора, которого зовут Анастази А. . В библиотеке АКТИВНО БЕЗ ТВ вы можете скачать бесплатно книгу Психологическое тестирование в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB или же читать онлайн книгу Анастази А. - Психологическое тестирование без регистраци и без СМС.

Размер архива с книгой Психологическое тестирование = 347.96 KB

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ТЕСТИРОВАНИЕ
КНИГА 1
МОСКВА
ПЕДАГОГИКА-
1982
Рекомендовано бюро Отделения психологии
и возрастной фи-яюлогии АПН СССР
Научная редакция, предисловие
и комментарии доктора психологических наук,
профессора К. М. Гуревича и доктора психологических наук,
профессора В. И. Л лионского

Анястяш А.
Психологическое тестирование: Книга 1; Пер.
с англ./Под ред. К. М. Гуревича, В.И.Лубовского;
Предисл. К.М. Гуревича, В. И. Лубовского.-М.: Пе-
дагогика, 1982.-320 с" ил.
Пер. 2 р. 10к.
способы их оценил и пришла примснепия, описынаюгся вей важнейшие современные
системы тестов.
Для псшолотов. дефск гологов. недаготов.

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
Книгу Анны Анастази можно было бы назвать энциклопедией запад-
ной тестологии. За рубежом опубликовано немало руководств по приме-
нению тестов и других диагностических методик. Среди них есть книги
серьезных специалистов, которые не уходят от современных проблем
психологической диагностики и стремятся отразить то новое, что про-
изошло в этой области за последние годы. Но выбор для перевода на
русский язык именно книги А. Анастази был отнюдь не случайным.
Анна Анастази, профессор университета Фордхама (Нью-Йорк,
США), уже знакома научной общественности нашей страны. Еще в 60-е
гг. в подробном критическом разборе книги А. Анастази Б. М. Теплов
(А. Анастази. Конспекты и коммента-
рии к книге.-В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.,
1966, т. VI) отмечал сходство ее трактовок роли социального фактора
в образовании индивидуальных различий с концепциями советских
ученых. Б. М. Теплов писал также о присущей А. Анастази научной
объективности и осторожности, чертах, которые особенно необходимы
автору, излагающему и оценивающему выполненные с разными целями
эмпирические исследования.
Следует упомянуть и о том, что настоящая книга вышла в США уже
пятым изданием. Каждое переиздание автор пополняет новыми материа-
лами, сообщает о происшедших принципиальных изменениях в трактов-
ке опубликованных тестов и, насколько это возможно, предоставляет
полную информацию о накопленных к моменту очередной публикации
фактах. Вряд ли вызовет сомнение, что книга по тестологии действитель-
но нужна, и нужна не только узкому кругу специалистов, но и нашей об-
щественности. Как известно, сфера оценок индивидуальных и групповых
различий обширна. Так, в общеобразовательной школе некоторые виды
методик могут применяться для диагностики различных аномалий пси-
хического развития, уточнения их этиологии. Результаты сопоставлений
показателей по тестам и школьной успеваемости дают психологам и пе-
дагогам полезный материал для суждения об учащихся и школьных кол-
лективах. Методики психологической диагностики применяют и при кон-
сультировании по вопросам профессиональной ориентации. Вне школы
такие методики могут использоваться при наблюдениях за развитием
способностей в учебно-профессиональной и собственно профессиональ-
ной деятельности.
Недостаточная информированность о состоянии дел в любой отрас-
ли науки нередко влечет за собой неправильное представление о ее воз-
можностях и перспективах развития. Одним из нежелательных послед-
ствий применения методик психологической диагностики нужно считать
некую абсолютизацию получаемых с их помощью данных. Неквалифи-
цированному пользователю результатов тестирования кажется, без вся-
ких на то оснований, будто тестовые показатели испытуемого имеют аб-
солютное значение и окончательно определяют всю его будущую
деятельность, как бы предсказывая учебные и профессиональные успехи.
Познакомившись с книгой А. Анастази, читатель увидит, насколько та-
кая абсолютизация неверна.
Мы назвали эту книгу энциклопедией тестологии. Действительно,
в этом убеждает даже простой перечень проблематики ее глав. Главы
первых двух частей книги посвящены общим вопросам тестирования:
часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
6 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
аспектах тестирования); часть 2-основным принципам построения те-
стов (в ее главах обсуждаются нормы, надежность, валидность теста).
В последних трех частях книги рассматриваются типы тестов:
в третьей-тесты общего интеллектуального развития; в четвертой-
тесты способностей (в том числе комплексные батареи способностей,
тесты, используемые в образовании, профессиональном ориентировании,
клинике); в пятой-методики изучения личности. Правда, в понимании
личности А. Анастази придерживается традиции западной психологии не
разделять понятия личность и индивидуальность, поэтому читателю сле-
дует иметь в виду, что под проблемами изучения личности в книге в ос-
новном понимаются проблемы исследования индивидуальности.
Из пяти приложений, которые завершают книгу, на русский язык
переведены только. Остальные
приложения не вошли в предлагаемое вниманию читателя издание из-за
их ориентированности на американскую аудиторию: в одном из них при-
водятся законодательные акты США, относящиеся к тестированию, про-
водимому при приеме на работу, три других содержат списки опублико-
ванных тестов и их издателей, а также принятые Американской
психологической ассоциацией. Вводя чита-
теля в мир книги А. Анастази, невозможно оставить без рассмотрения
современное состояние психологической диагностики. А это, в свою оче-
редь, потребует хотя бы краткого обращения к ее истории. Но без этого
не обойтись, поскольку прошлое передает современности свои традиции.
Зная же прошлое и настоящее, мы сможем увидеть пути становления на-
уки, а значит, увидеть ее будущее.
А. Анастази совершенно правильно отмечает, что первые опыты
дифференциального изучения психики были вызваны необходимостью
различить душевно больных, умственно отсталых и психически нор-
мальных людей. Такое различение требовало уточнения понятия нормы.
Начав с опытов по установлению объективных различий между нор-
мой и теми или иными видами отклонений от нее, психологи, посвятив-
шие себя диагностике, создали разнообразные психолого-диагностиче-
ские методики, в том числе и тесты. По мере накопления опыта
вырабатывались критерии, которым должны удовлетворять такие мето-
дики. Психологи-диагносты стремились задать в своей области исследо-
вания строгие правила, предусматривающие объективность всех обяза-
тельных процедур-подготовки методик, их проведения, обработки,
принятия решения по полученным результатам.
Одна из задач, которую если не прямо, то неявно пытались осуще-
ствить психологи-диагносты, состояла в том, чтобы при помощи тести-
рования ввести в психологию число и меру и посредством этих катего-
рий обогатить свою науку однозначными по своим результатам
математическими методами. По мере того как психологическая диагно-
стика продвигалась по пути внедрения средств количественной обработ-
ки своих данных, привлекая с этой целью все более и более сложные ме-
тоды, стали возникать другие, хотя и замечавшиеся, но не получившие
должной оценки трудности. Формализуя диагностику, тестологи посте-
пенно теряли связь с психологией. Становилось неясным, на что именно
направлены столь рафинированные методики.
Если же говорить об обстоятельствах, способствовавших расцвету
психологической диагностики, в частности тестирования, то определяю-
щим стала ее возросшая роль в жизни общества т>--
7 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
охвачены десятки миллионов людей. В некоторых странах, прежде всего
в США, тестирование на определенное время стало неотъемлемой
частью жизни общества. Связано ли распространение тестирования с ка-
кими-нибудь новыми открытиями в психологии, в познании законов че-
ловеческой психики? Если сравнить тесты конце 50-х гг. с разработанны-
ми в самом начале века тестами А. Бине, то следует признать, что были
получены более строгие критерии оценки, открывшие тестам дорогу для
широкого использования; начали также применяться различные и подчас
довольно сложные математические способы обработки данных. Однако
все эти изменения нельзя считать существенными: в принципе тестирова-
ние осталось тем же, каким оно было в начале века. Об этом неплохо
сказал известный тестолог Л. Кронбах: чаются от тестов 20-х гг. настолько же, насколько нынешние автомобили
отличаются от автомобилей того же периода: они более эффективны, бо-
лее элегантны, но работают по тем же принципам, что и раньше>
(Cronbach L.J. Essentials of Psychological Testing. N.Y.-L., 1960, p. 650).
Тесты тем не менее приобрели столь важное общественное значение, что
по поводу их применения имеются специальные решения государ-
ственных учреждений, в частности комиссии конгресса США.
Причину распространения тестирования нужно искать не в том, что
тестология теоретически обогатилась, причина-в тех социальных по-
следствиях, к которым приводит тестирование. Тесты принято восприни-
мать как объективный инструмент измерения или качественного опреде-
ления человеческих особенностей, таких, как интеллект, специальные
способности, без которых нельзя овладеть профессиональными знаниями
и навыками. Но так ли это? Тест-измерительный инструмент, но ин-
струмент особый, непохожий на другие измерительные приборы. Задания
теста составляются, или строятся, на определенном материале, для боль-
шинства тестов вербальном (термины, слова и т.п.). Ничего не меняет
и использование в тесте графического материала: картинок, рисунков,
схем и т. д. Любой материал, на котором построен тест, воспринимается
разными социальными группами по-разному, так как эти группы могут
различаться и родом своей деятельности, и содержанием общения.
В соответствии с образом жизни окружения и своей деятельностью
индивиды из различных социальных слоев по-разному активизируют
конкретные семантические связи. Даже замечаемые при восприятии гра-
фического материала детали могут оцениваться неодинаково. Поэтому-
то выполнение заданий одного и того же теста для представителей тех
или иных социальных слоев связано с решением разных проблем. Об
этом может догадаться и неспециалист, и уж никак не может игнориро-
вать психолог. Имеет значение и процесс адаптации к процедуре тести-
рования. Чем меньше испытуемый учился в школе, чем больше времени
прошло после окончания обучения, тем труднее индивиду освоиться с те-
стовой ситуацией, и наоборот.
Из приведенных, по-видимому, не слишком сложных соображений
следует, что тесты обладают способностью дифференцировать испы-
туемых в зависимости от степени их владения материалом, на котором
строится тест. Психологическая методика прежде всего выполняет функ-
ции социального фильтра: через тест не сумеет пройти индивид, чьему
опыту чужды слова, термины, рисунки, графические изображения и те
связи (обычно логического характера), которые по замыслу создателя те-
Н ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОГОВ ПЕРЕВОДА
До некоторой степени несходство в знаниях и навыках нивелируется
школьным обучением. Правда, следует учесть, что формально один
и тот же тип учебного заведения может давать существенно различную
подготовку, поскольку социальная среда, в которой действует школа,
сказывается на характере преподавания.
Вопрос о правильной оценке результатов испытуемого при тестиро-
вании следует отнести к числу важнейших. Допустим, что индивид при
испытаниях выполнил какую-то часть заданий предложенного ему теста.
Первоначальная обработка проста: имеется лист с правильными ответа-
ми, сравнив ответы испытуемого с тем, что проставлено в этом листе,
можно определить, какие задания выполнены правильно. В итоге полу-
чается так называемый первичный результат. Чтобы перевести его
в стандартизованный показатель, нужно располагать данными, которые
получены на репрезентативной выборке той популяции, к которой при-
надлежит испытуемый. В этой связи возникают немалые трудности.
В практике тестирования США репрезентативная выборка составляется
путем включения в нее различных социальных групп примерно в той же
пропорции, в какой они представлены в населении страны. В кн. 1 на
с. 208 и далее рассказывается, как это было сделано с тестами серии
Станфорд-Бине. с III по XII класс, была сформирована из детей, принадлежавших к раз-
ным слоям общества, учитывала численность таких социальных групп,
их местожительства, экономический статус и включала детей негров,
мексиканцев и пуэрториканцев>.
Известно, что в массе чем ниже экономический статус семьи, тем ни-
же результаты ребенка в выполнении теста. Такой состав выборки зара-
нее предполагает весьма существенные следствия. Дети белого большин-
ства будут иметь при тестировании в сравнении с нормой несколько
завышенные результаты, поскольку некоторую часть выборки составили
дети из семей этнических меньшинств, а они в среднем показывают в те-
стах более низкие результаты, что уменьшает относительно белых детей
нормативный показатель выборки. То же можно сказать о детях из се-
мей с высоким экономическим статусом. Обратная картина будет для
детей из семей этнических меньшинств и с низким экономическим стату-
сом: наличие в выборке детей из семей с высоким экономическим стату-
сом повысит нормативный результат выборки относительно детей из се-
мей с низким экономическим статусом. Иными словами, формальное
соблюдение пропорционального представительства в выборке различных
групп выгодно выделяет одних испытуемых и ставит в неблагоприятные
условия других.
Нужно, однако, выяснить, чем объясняются низкие результаты в те-
стах у детей из семей, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Ответ на этот вопрос можно найти в книге. Основываясь на прове-
денных исследованиях, А. Анастази приходит к такому выводу: индивид должен приспосабливаться и продвигаться в условиях культуры
или субкультуры, отличающихся от той, в которой он воспитывался, то
имеющиеся различия в культурах могут выглядеть как культурная нераз-
витость> (кн. 1, с. 254). Именно такую картину и приходится видеть, ког-
да тестируются дети из семей с низким экономическим статусом и на-
-". .."."""д выглядят. А
f ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
предлагается выполнять, далеки от их повседневного опыта, они не вла-
деют вообще или владеют недостаточно теми сведениями, которые необ-
ходимы для выполнения заданий. Понятия, термины, рисунки, чертежи,
составляющие тест, даже если детям приходилось иметь с ними дело
в школе, при общении со сверстниками, с окружающими взрослыми не
актуализировались. Мудрено ли, что при выполнении тестов они стано-
вились в тупик.
Вместе с тем нельзя считать обоснованными попытки некоторых
психологов создать тесты, свободные от влияния культуры, иными сло-
вами-тесты культуры. А. Днастази обычно при изложении
дискуссионных тем никак не заявляет о своей позиции, но в данном слу-
чае автор, приводя конкретные материалы и высказывания авторитетных
тестологов, показывает неосуществимость таких тестов.
Создатели свободных от влияния культуры тестов возлагали боль-
шие надежды на тесты, не использующие вербального материала. Но
в ряде случаев люди, говорящие на одном языке и, следовательно, не ис-
пытывающие трудностей в прочтении тестовых заданий, являются носи-
телями разных культур. И культура в ее интегративном понимании, ко-
торое и должно иметься в виду при изучении психики человека, не
начинается и не кончается в языке, хотя значение последнего нельзя не-
дооценивать. стороны и формы общественной жизни. Каждая из этих сторон и форм
имеет культурную сторону, аспект или функцию. Это значит, что культу-
ра не представляет собою какую-либо отдельную форму общественной
жизни, вроде государства, семьи или колхоза. Культура, взятая в плане
онтологическом (), есть совокупность материальных и ду-
ховных ценностей, созданных и накопленных человечеством в историче-
ском процессе; взятая актуально-есть сумма навыков, и знаний, и уме-
ний всякого рода; взятая функционально-есть обработка предметов
и веществ природы и самого человека> (Тугаринов В. П.
Природа, цивилизация, человек. Л" 1978, с. 178).
Культура каждой социальной общности проявляется в круге господ-
ствующих научных и житейских представлений, каждое из которых
имеет свои корни в истории этой общности. Она проявляется и в стерео-
типах мышления, складывающихся в процессе исторически обусловлен-
ной деятельности, и во взаимном общении людей, постоянно связываю-
щих эти представления с определенными признаками, т.е. в системах
устойчивых семантических отношений.
Исключение вербальных заданий из тестов ни к чему радикальному
не привело: тесты не освободились от влияния той культуры, в которой
их создавали. Можно, разумеется, пойти дальше. Почему бы не дить> тесты от всякой конкретности и составить их из таких знаков, ка-
кие предлагаются для установления связи с внеземными цивилизациями?
Но что, собственно, можно с их помощью диагностировать? Разве толь-
ко экспериментатор убедится в том, что испытуемый его понял. Как пи-
шет А. Анастази, равно справедлив для всех культур... Каждый тест ставит в более благо-
приятные условия представителей той культуры, в которой он создавал-
ся> (кн. 1, с. 305).
В американской тестологической литературе неоднократно обсуж-
дался вопрос о переводе тестов. Уместно привести высказывание
ТТ Vr\niiF)Q\fi ъг ГТ Иприте I-TQ тгигриттт.ты п fTci\f(\\rrif> r) IOTI r //T7\Ti
10 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
денный тест не может рассматриваться как подлинный, такой же, как
оригинал, и в новых условиях необходимо установить, насколько воз-
можно дать традиционную интерпретацию тестовым результатам. Часто
при прямом переводе получается излишне трудный тест, вследствие чего
его различными путями модифицируют, чтобы уменьшить его труд-
ность. Внимательное рассмотрение нередко показывает: ответ
на задание в оригинале не есть лучший ответ в новой культуре (т.е.
в той, в которой применяют тест после его перевода.-. Г., В.Л.)>
(L.J. Cronbach, P.J.D. Drenth, 1972, р. 433). Следует только отметить, что
слов:), в данном контексте, видимо, имеют спе-
цифический смысл: материальная наполненность теста чужда тем испы-
туемым, которым надлежит выполнить тест после перевода.
Участники этой конференции пришли к мнению, работы над тестом влияет сложная интеграция социального, эмоцио-
нального и символического научения> (ibid, р. 473). Эта интеграция
и есть выражение определенной культуры. Влияние такой теграции> должно сказаться на результатах применения диагностических
психологических методик-анкет, опросников, а не только тестов.
Таким образом, можно сказать, что перенесение теста из той со-
циальной среды, где он был создан, в другую связано с двоякого рода
трудностями. Первая состоит в том, что испытуемые, принадлежащие
к другой культуре, по-своему воспринимают тест, переосмысливают на
свой лад его задания, поскольку они оперируют своей системой значений
и семантических отношений между ними. Потому-то ответ
в одних условиях может оказаться в других. Вторая труд-
ность состоит в языковой трансплантации теста. В некоторых историко-
экономических условиях эта трудность играет особую роль, и ее послед-
ствия должны быть оценены должным образом.
В работах западных специалистов по межкультурным различиям,
как нам кажется, не учитывается общеизвестный факт, что две или более
социальные общности иногда обитают частично или полностью на
одной территории, в разных домах или в разных районах одного и того
же населенного пункта, мало того-постоянно поддерживают между со-
бой деловые контакты, а живут тем не менее каждая в своей культуре,
контакты же между ними порою приводят не к сглаживанию, а к проти-
вопоставлению культур. Этому не мешает и то обстоятельство, что со-
циальные общности могут говорить на одном языке, отличаясь друг от
друга лишь спецификой лексики.
Производственные отношения, в которых находятся люди, принад-
лежащие к различным классам, накладывают отпечаток на их образ жиз-
ни, психические черты. в корне различны или даже прямо противоположны идеи, представления,
нравы, нравственные принципы и т. д.> (Глезерман Г. Е. Классы и нации.
М" 1974, с. 17-18). В. И. Ленин отмечал наличие по крайней мере двух
культур в культуре буржуазной страны. туре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социали-
стической культуры> (Полн. собр. соч., т. 24, с. 120-121),
В то же время в буржуазном обществе сохраняются национальные
культуры в собственном смысле, культуры отдельных наций, среди ко-
торых можно выделить господствующую и угнетенные. При этом для
последних характерны разнонаправленные культурные процессы. Одни
носители угнетаемой культуры-чаще всего представители национальной
II ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
буржуазии или близких к ней социальных групп-пытаются адаптиро-
ваться к культуре господствующей нации, не демонстрировать и не под-
черкивать культурные различия. Другие, напротив, не маскируют тради-
ционно выделяемых различий, а подчеркивают их, стремятся сохранить,
добровольно принимая на себя социальные последствия негативного от-
ношения к своей культуре.
Как может сказаться вся эта сложнейшая картина существования
различных культур на психологическом тестировании? На практике лю-
дей, проходящих тестирование, обычно объединяет социально-детерми-
нированная необходимость. В одном случае это могут быть лица, же-
лающие устроиться на работу, в другом-молодые люди. поступающие
в колледж, в третьем-служащие, претендующие на служебное повыше-
ние, и т. д. Если же тестирование проводится в школе, то состав школьни-
ков будет зависеть от специфики населения той местности, где располо-
жена школа, его национальной и классовой принадлежности и т.п. На
результаты такого тестирования существенное влияние оказывает со-
циальный фактор-степень близости испытуемых к культуре, которая
представлена в тесте,-в свою очередь обусловленном теми мерами, ко-
торые принимаются в данном обществе для приобщения всех членов
к такой культуре, поэтому на распределении полученных результатов
должны сказаться прежде всего социально-детерминированные факторы.
Одним из подходов к проблеме норм и статистического анализа ре-
зультатов тестирования, учитывающим такого рода факторы, является
разработка тестов, ориентированных на критерий, или критериально-
ориентированных тестов. Для этих тестов характерно частичное исполь-
зование при интерпретации тестовых показателей содержания деятельно-
сти испытуемых, т.е. результат такого теста описывается указанием
действий и операций, которые может выполнить испытуемый. При при-
менении этих тестов нет надобности в сравнении результатов отдельного
индивида (или группы) с нормами, т. е. с тем, как выполняли данный тест
большие выборки испытуемых. Тест, если он хорошо разработан, дол-
жен показать, что испытуемый знает и умеет, а не то, каков он на фоне
других, представляющих ту же популяцию.
Пока еще трудно обсуждать, насколько разработка и развитие кри-
териально-ориентированных тестов повлияют на нынешнее состояние те-
стологии. В настоящей книге и в книгах, посвященных тем же пробле-
мам, об этих тестах сообщается главным образом как о новой
разновидности тестов, добавившейся к существующим. Правильно ли
это? Нам представляется, что в критериально-ориентированных тестах
заложено нечто такое, чего нет и не было в других тестах. Критериаль-
но-ориентированные тесты способны диагностировать психические осо-
бенности в динамике. Обычные тесты, в частности тесты интеллекта, не-
смотря на все вполне разумные оговорки, таили в себе идею предела,
оценивая тестовые показатели испытуемого по их месту в распределении
результатов выборки стандартизации и как бы указывая на границы раз-
вития этого человека. Критериально-ориентированные тесты не грешат
подобной метафизичностью. Они избавляют диагностику от норм, от не-
обходимости сравнивать как отдельных людей, так и их группы с неко-
торыми искусственными показателями, искусственными потому, что по-
пуляция всегда есть конгломерат различных социально-детерминиро-
ванных выборок.

Введение

Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» имеет цель формирование у студентов устойчивых фундаментальных знаний о:

а) сущности денег как экономической категории, их функциях и роли в общественном воспроизводстве, наличном и безналичном денежном обороте, денежной системе;

б) сущности кредита как экономической категории, его функциях, формах и видах кредита, ссудном капитале и ссудном проценте, кредитной системе;

в) сущности финансов как экономической категории, ее функциях, финансовой системе и ее звеньях (финансы предприятий, домашних хозяйств, государства).

По вышеизложенным вопросам в учебном пособии приводится краткий курс лекций, раскрывающий основные теоретические и практические моменты, а также приводится перечень контрольных вопросов для закрепления знаний.

Среди форм изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» значительное место отводится практическим знаниям студентов.

Цель проведения практических занятий – способствовать закреплению, углублению и расширению научно-теоретических знаний, получаемых студентами на лекциях, а также формирование у них практических умений и навыков в области товарно-денежных, кредитных и финансовых отношений.

Практические занятия являются составной частью учебного процесса и должны развивать самостоятельность студентов, укреплять их интерес к проблемным вопросам и научным исследованиям.

1 Деньги как экономическая категория

1.1 Сущность, функции и виды денег

1.1.1 Необходимость денег

Необходимость денег обусловлена развитием обмена. Деньги порождаются обменом. Развитие обмена прошло два основных этапа:

1) молчаливый обмен. Простой первоначальный обмен был характерен для этапа натурального хозяйства, когда все что производилось, шло непосредственно в потребление (сбор ягод, грибов, охота и пр.), а обмен одной полезной вещи на другую был случайным и одноразовым и возникал, если у людей оставались излишки;

2) регулярный обмен. Общественное разделение труда между землевладельцами, скотоводами и ремесленниками породило настоятельную потребность обмениваться продуктами своего труда, которые в силу этого становились товарами (продукт труда превращается в товар). Товар – это продукт труда, удовлетворяющий определенные человеческие потребности и предназначенный для обмена.

Обмен – это движение товара от одного товаропроизводителя к другому, предполагающее эквивалентность и соизмерение товаров разных по виду, качеству, форме, назначению. Это соизмерение разных товаров требует единой общей их основы. Такой основой является стоимость товаров, т.е. общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в этом товаре. Именно общественный труд (а не индивидуальный труд отдельного производителя) делает товары соизмеримыми. В связи с тем, что труд, затраченный на производство отдельных товаров, различен, товары имеют разную стоимость. Отсюда возникает необходимость количественно измерить общественный труд или стоимость, т.е. появляется понятие меновая стоимость.

Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях. И, если при натуральном производстве продукт труда для человека имел значение лишь как потребительная стоимость (способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека), то при товарном производстве товар имеет как потребительную, так и меновую стоимости (товар при обмене должен обладать меновой стоимостью для производителя и потребительной стоимостью для покупателя). Эти свойства товара выступают как единство противоположностей: единство, т.к. они присущи одному товару, а противоположность, поскольку один и тот же товар для одного человека не может быть одновременно и потребительной стоимостью, и стоимостью. Стоимость в своей эволюции прошла ряд этапов пока не приняла денежную форму.

1 Простая или случайная форма стоимости.

При натуральном хозяйстве избыток продуктов возникал лишь периодически от случая к случаю. Товары, попавшие на рынок, случайно измеряли свою стоимость через посредство другого товара. Меновая стоимость при таком обмене резко колебалась во времени и пространстве.

1 овца = 1 мешок зерна

Недостаток этапа: при несовпадении интересов двух лиц меновые пропорции могли не сложиться.

2 Полная или развернутая форма стоимости.

С общественным разделением труда товары стали изготовляться в большом разнообразии. Владелец какого-то товара мог выменять его на несколько иных полезных продуктов, каждый из которых служил ему эквивалентом. Однако и в этом случае вещь непосредственно обменивалась на иное благо, что не всегда устраивало обмен продавцов и покупателей. Если, предположим, владелец ткани хотел купить мех, а торговец мехом нуждался в мясе, то обмен становился или невозможным или слишком затруднительным.

1 овца = 1 мешок зерна
= 2 топора
= 1 корзина соли
= …

Достоинство этапа: не одна меновая пропорция (как в первом случае), а несколько.

Недостаток этапа: в связи с тем, что не было какого-то общепризнанного всеми эквивалента, с помощью которого можно измерить стоимость всех других товаров, стоимость каждого товара не получает законченного выражения.

3 Всеобщая форма стоимости.

Когда производство и обмен товаров стали регулярными, то в каждой стране и в крупных экономических регионах появились на местных рынках общие эквиваленты – продукты, на которые можно было обменять другие полезности, т.е. при этой форме стоимости роль всеобщего эквивалента закреплялась попеременно и в разное время за отдельными товарами, которую, как правило, выполняли те товары, которые на местном рынке являлись главными продуктами обмена, т.е. обладали высокой обмениваемостью или ликвидностью по сравнению с другими товарами. Например, у греков и арабов это был скот, у славян – меха.


Достоинство этапа: произошло упрощение обмена.

Недостаток этапа: общий эквивалент характеризовался, с одной стороны тем, что использовался в сделках обмена в качестве менового посредника, с другой стороны, мог использоваться непосредственно как товар. Кроме того, можно выделить следующие недостатки бартерного обмена: при бартере обменивающиеся должны найти друг друга; обмениваемые ценности должны быть равными по стоимости; должно произойти совпадение интересов по качеству, по времени обмена, по пропорциям обмена; бартер повышает трансакционные издержки (издержки времени и денег); при бартере продавец одновременно является покупателем, т.е. невозможно отделить акт продажи товара и акт покупки.

4 Денежная форма стоимости.

Развивающиеся товарно-денежные отношения как в пределах одной страны, так и между странами не могли принимать в расчет различные местные эквиваленты. В результате выделился один, признанный всеми всеобщий эквивалент – деньги.

Сущность денег заключается в том, что это специфический товар, с натуральной формой которого срастается функция всеобщего эквивалента.

Сущность денег выражается в единстве трех свойств:

а) всеобщей непосредственной обмениваемости;

б) сосредоточении меновой стоимости;

в) материализации всеобщего рабочего времени.

Итак, деньги – это особый товар, который стал единственным всеобщим эквивалентом. Деньги превратились в незаменимого и влиятельного посредника в обмене одного блага на другое.

1.1.2 Эволюция форм и видов денег

В процессе эволюции деньги имели различные формы (см. рисунок 1.1).


Рисунок 1.1 – Эволюция форм и видов денег


Товарные эквиваленты. Товарные деньги – это форма денег, представляющая собой реальные товары, выступающие в качестве регионального эквивалента, покупательная способность которых основывалась на их товарной стоимости. В своей эволюции товарные эквиваленты прошли две стадии развития (виды товарных денег):

а) товарносчетные деньг (домашний скот, меха и пр.). Обладая такими свойствами, как: многоцелевое использование, сохраняемость в течение длительного периода времени, транспортабельность, они не обладали таким качеством как делимость, что обусловило появление следующей стадии развития товарных эквивалентов;

б) товарновесовые деньги (зерно, растительное масло, бобы, рис, соль и пр.).

Выбор реального товара, используемого в качестве денег, обусловливался признанием за таким товаром важных потребительских свойств. Можно выделить три основных подвида товарных денег:

– анималистические (от лат. animal – животное). В их состав включаются животные и изделия из них. К данному подвиду товарных денег относились: скот, меха, раковины, кораллы и т.д.;

– гилоистические (от лат. hyle – вещество). В их состав включаются полезные ископаемые и металлы, а также орудия труда из них. К данному подвиду товарных денег относились: камни, металлы, соль, янтарь и т.д.

– вегетабилистические (от лат. vegetabilis – растительные). Это растения и их плоды. К третьему подвиду относились: зерно, плоды деревьев, табак и т.д.

По мере развития товарообмена, все больше обострялись недостатки товарных денег (слабая делимость, недостаточная транспортабельность, порча при длительном хранении и пр.). Когда люди стали добывать и обрабатывать металлы, было выявлено, что они обладают рядом свойств, делающих их более подходящими для роли посредника в обмене. Металлические деньги в большей степени узнаваемы, долговечны и более транспортабельны по сравнению с другими типами товарных денег. Одно из первых упоминаний об использовании металлических денег относится к 1000-500 гг. до н.э., когда в Китае в качестве денег стали использовать орудия труда (плуги, ножи, мотыги), сделанные из различных металлов.

Металлические эквиваленты. Обычно в качестве денег использовался металл, который имелся в распоряжении населения в данном регионе (медь, железо, серебро, золото). Первоначально хождение имели товарно-металлические эквиваленты, которые выступали в форме орудий труда, украшений, золотого песка (переходная к металлическим эквивалентам стадия), а затем поэтапно выделились два основных вида металлических эквивалентов:

а) слитковая форма денег (деньги по весу). При слитковом периоде платежи производились с помощью взвешивания отдельных кусочков руды монетного сырья. Этот способ получил название пензаторный. Для него характерно две операции: взвешивание и счет денег. Сначала в качестве денег функционировали медь и железо, затем преимущественно серебро. В конце концов, эта функция закрепилась за золотом. Естественные свойства золота наилучшим образом соответствуют выполнению им общественных функций всеобщего эквивалента. Во-первых, все слитки золота соответствующей пробы обладают одинаковым качеством и различаются лишь по весу. Во-вторых, золото имеет высокую стоимость. Поэтому небольшие по весу слитки золота выражают стоимость значительных масс товаров. Эта портативность золота облегчает расширение торговых связей внутри страны и на международной арене. В-третьих, золото может быть подвергнуто делению на необходимое количество частей, а эти части могут быть соединены в любых пропорциях. В золоте как всеобщем эквиваленте можно измерить любую величину стоимости. В-четвертых, золото как благородный металл обладает свойством длительного хранения, причем оно лучше сохраняется, чем серебро. Наконец, впятых, золото обладает преимуществом по сравнению с платиной (которая превосходит золото по своим натуральным свойствам) в том отношении, что оно сравнительно чаще встречается в природе. Его добыча могла удовлетворять потребности быстроразвивающихся товарноденежных отношений.

При пензаторном периоде наблюдалось соответствие внутренней ценности (денег по весу) и меновой ценности (денег по счету). Эта ситуация получила название монетный паритет. Для упрощения обмена на металлические слитки стали наносить особые значки (клеймо), чтобы таким образом удостоверить вес и степень чистоты металла. Кусок слитка определенного веса, определенной формы стал фиксироваться как законное платежное средство. Отпала необходимость взвешивать, оставалась операция счета, которая упростила и ускорила обмен. Слитки металлов сначала клеймились купцами. Затем государство установило свое монопольное право на выпуск монет определенного веса и формы;

б) монетная форма денег (деньги по счету). Монеты появились с третьим крупным общественным разделением труда – возникновением класса купцов, что объяснялось развитием торговли, которая потребовала удобных денег в виде монеты. Кроме того, округлая форма монет устраняла такой недостаток как стачивание углов слитков при длительном обращении и, как следствие, нарушение монетного паритета. С консолидацией государства особое значение приобретает правительственная гарантия, зафиксированная на монете. На ней стало выдавливаться какое-то изображение, служащее указателем принадлежности монеты государству. Узаконенный металл для чеканки монет получил название монетная валюта. Платежи стали производиться путем передачи отчеканенных монет из рук в руки. Этот способ платежа получил название хартального способа. Чеканка монет могла быть свободной и закрытой (при установлении государственной монополии на чеканку).

Чеканка монет имела большое значение как для развития обмена. Привлекательные стороны монетного обращения: прочность, портативность, долговечность, эстетичность, узнаваемость, условная ценность монет делает их малопригодными для неденежного употребления.

Однако практика монетного обращения с течением времени привела к тому, что наряду с полноценными деньгами на рынке стало функционировать все большее количество стершихся, потерявших свой вес, а потому и неполноценных монет. Последние, по-прежнему выполняли роль полноценных денег. Заменителем золота со временем становится и разменная монета, отливаемая из серебра и меди. Тем самым была как бы доказана практическая возможность замены золота в обращении различными знаками стоимости, его заменителями. Кроме того, недостатками монетного обращения явились тяжесть и ограниченность монетного сырья (неэластичность монеты, когда при расширении товарообмена, количество денег, его обслуживающего не увеличивалось). Чем больше стали развиваться товарноденежные отношения, тем существеннее становились эти недостатки. Поэтому все страны рано или поздно вынуждены были отказаться от металлического денежного обращения. Основными причинами отказа стали: ограниченность добычи монетного сырья по сравнению с развитием товарного обращения; естественный износ монет;

рост доходов на развитие золотодобывающей промышленности; громоздкость денежной массы и др.

Нотальные эквиваленты. По мере эволюции денег их вещественность теряется, и они становятся более абстрактными. Если действительные деньги обращаются, потому что имеют внутреннюю стоимость, то нотальные деньги обращаются, потому что обладают представительной стоимостью (лишились внутренней ценности). Если стоимость действительных денег определяется стоимостью монетного сырья, то стоимость нотальных денег зависит от того, какое их количество представляет обеспечение (когда их количество растет по сравнению с обеспечением, то стоимость падает, когда количество снижается, то стоимость растет).

На первой стадии развития обменапроизошло разделение между товаром и товаром-эквивалентом. Затем возникновение векселя, первого орудия кредитного обращения, обусловило дальнейшее разделение. Это разделение между платежной и кредитной функцией векселя. Как известно, вексель имеет двойную природу. С одной стороны, вексель является орудием кредита, а с другой стороны – это средство платежа. Одновременно быть в качестве орудия кредита и средства платежа невозможно. Поэтому вексель выполняет денежные функции, когда он свободен от кредитной функции, то есть до наступления срока погашения кредита, и наоборот свою платежную функцию вексель выполняет когда свободен от денежной функции. При наступлении срока погашения векселя его платежная функция трансформируется в кредитную функцию. Данное противоречие между кредитной и платежной функцией векселя постепенно получило разрешение, благодаря появлению сначала акцептованного векселя, а затем и банкноты.

Процесс «оденьжания» банкнот можно проследить на примере развития денежного обращения России. Первыми видами нотальных денег в России были ассигнации и депозитный билет. Это были обязательства конкретного банка, на номинале которых было указание «платить по предъявлении на деньги». Эта запись свидетельствует, что на данном этапе развития денежного хозяйства существовало различие в понятии «деньги» и «обязательство банка». Кроме того, глагол «платить» был ближе к категории вексель (долговое обязательство) нежели к категории деньги. На следующем этапе – в обращении появляются кредитные билеты. Это обязательство конкретного банка «выдавать по предъявлении на деньги». Затем на смену кредитного билета приходит банкнота эмиссионного банка. Она погашалась при размене на звонкую монету и при возврате кредита. От разменной банкноты Россия перешла к системе неразменных нотальных денег, на номинале которых появилась надпись «обеспечение». Этот пример наглядно показывает, во-первых, процесс отделения внутренней стоимости денег от номинала (разделение на обеспечение и денежный знак, представляющий это обеспечение), во-вторых, эволюцию и трансформацию одних вещественных форм денег в другие более абстрактные формы, в-третьих, механизм вытеснения звонкой монеты из обращения и «оденьжание банкнот». В итоге внутренняя ценность денег, которая была присуща товару-эквиваленту и выполняла функцию буфера, в современных условиях трансформировалась в обеспечение в виде золотовалютного резерва. Золотовалютные резервы в современных условиях выполняют функцию буфера, обеспечивая стабильность покупательной силы валюты.

Следующей более высокой ступенью развития денежного хозяйства стало появление депозитных (жиральных) денег. Депозит, как и вексель, имеет двойную природу. С одной стороны, это денежный капитал, а с другой стороны, платежное средство. Разрешение противоречия депозита между функцией капитала (сбережения) и платежной функцией осуществилось благодаря разделению депозита на текущий счет и сберегательный, срочный депозит (в России сберегательные, срочные депозиты именовались вклады в рост). Текущий счет выполняет платежную функцию и потому включается в денежный агрегат активные деньги, а «вклады в рост» выполняют капитальную функцию и соответственно включаются в агрегат пассивные деньги.

Итак, в обращении появляются кредитные деньги. По форме существования они делятся на документарные деньги (наличные) и бездокументарные (безналичные), по способу перемещения – на хартальные и жиральные (переводные), по обратимости – на обратимые банкноты или разменные и необратимые. Обратимые кредитные деньги могут конвертироваться: в монеты из эталонного металла (при золотомонетном стандарте); в слитки – при золотослитковом стандарте; в валюту, разменную на золото – при золотодевизном стандарте; в неразменную валюту – при многовалютном стандарте (при нем обратимость на золото трансформировалась в обратимость на иностранную валюту); из нотальных денег в жиральные и наоборот. С точки зрения эволюции виды кредитных денег можно ранжировать следующим образом:



Вексельабстрактное безусловное документарное долговое обязательство. С одной стороны – это продукт кредита, а с другой – это платежное средство. Ценность векселя определяется стоимостью товара, сбыт которого он обусловил и доверием к эмитенту векселя. Срок обращения векселя ограничен сроком кредита. Ликвидность векселя обусловлена платежеспособностью эмитента. Чем дальше вексель удаляется от исходной точки, тем он становится менее прозрачным и ликвидным. Эластичность векселя и масштабы обращения ограничены развитием товарооборота и кредитных отношений. Вексель обладает индивидуальной гарантией эмитента, поэтому его циркуляторность ограничена.

Акцептованный вексель обладает всеми качествами векселя, но по сравнению с ним он более ликвиден, более эластичен и имеет большую степень доверия.

Эмиссия банковского (депозитного) билета основана на депозите. Имеет 100 % депозитное обеспечение. Позже трансформировался в жиральные деньги.

Кредитный билет – обязательство, которое возникло на основе банковского кредита: при учете векселей, залоге ценных бумаг или при открытии кредита. Открывая кредит, банкир уполномочивает своего клиента на выставление на него приказа или передает в его распоряжение кредитный билет.

Банкнота – ценная бумага на предъявителя, которую эмиссионный банк обязуется оплатить при предъявлении. Современная банкнота неразменна. Это обязательство ЦБ. Обычный банк оперирует депозитом, содержащим обязательство обмена на банкноту также как когда-то обязательство обмена банкноты на звонкую монету.

Депозитные деньги создаются на основе вкладов и существуют в виде записей по счетам. Перемещаются через банковский перевод. Это частные кредитные деньги. Их первоосновой раньше было золото на хранении, а сейчас банкноты во вкладе. Депозитные деньги обладают мультипликационным эффектом. Они эластичны. Депозит, с одной стороны, служит капиталом, с другой стороны, выполняет денежную функцию. Денежную функцию депозит выполняет тогда, когда свободен от капитальной функции.

По мере развития монетного денежного обращения, формирования государств внутренняя стоимость слитка и монеты обособились от титульной или представительной ценности. Вначале это обособление возникло стихийно из-за износа монет, а потом стало использоваться монетарной властью сознательно для получения дохода – сеньоража (Цн – Цр).

Причины эмиссии бумажных денег:

– износ монет (сознательный или объективный);

– нужды казны, вызванные дефицитом ликвидности, дефицитом бюджета или платежного баланса. Эмиссионный доход от бумажных денег используется на покрытие дефицита. Поскольку они эмитируются с целью покрытия расходов государственного бюджета, то не имеют устойчивого обеспечения (обеспечение падающее). Подвержены обесценению и инфляции.

Бумажные деньги –знаки действительных денег. Бумажные деньги являются представителями золота в обращении. Эти номинальные знаки стоимости функционируют в качестве средства обращения лишь постольку, поскольку они замещают в этой функции золото. Их реальная стоимость целиком зависит от стоимости того золота, которое необходимо для обращения. К ним относятся билонная монета и казначейская нота (билет). Они обладают директивной ценностью полученной со стороны государства. Бумажные деньги заменили полноценные деньги в обращении на основании доверия держателей денег к правительству, выступающим эмитентом. Бумажные деньги выпускаются:

– взамен золота, хранящегося в резерве;

– чаще в счет будущих поступлений в казну.

Эмитентом бумажных денег является казначейство. Размеры эмиссии бумажных денег обусловлены потребностями казны. По своей природе бумажные деньги неоднородны. Определенная их часть может реально отражать потребности обращающейся на рынке товарной массы, другая – потребности казны в дополнительных доходах. Визуально бумажные и кредитные деньги не отличаются.

Специфика кредитных денег:

– они обусловлены не сферой товарного обращения, а сферой кругооборота капитала. При этом денежную функцию выполняет специфический товар – ссудный капитал;

– более абстрактная и однородная общественная форма денег;

– управляется иными законами по-сравнению с действительными деньгами;

– в полной мере отвечают формообразующим признакам денег;

– исчезает вещественность, перестают быть носителем товарности;

– расширение обращения кредитных денег связано с развитием банковского дела.

Основные причины превращения кредитных денег в бумажные:

– дефицит государственного бюджета;

– неудовлетворенный платежеспособный спрос населения;

– диспропорции в народном хозяйстве;

– нарушения в процессе кредитования: пролонгация ссуд, невозврат долгов и процентов за пользование кредитами.

Итак, общее условие трансформации кредитных денег в бумажные деньги – нарушение закона количества денег необходимых для обращения.

Вывод: по мере эволюции денег,

во-первых, все больше проявляется их абстрактность;

во-вторых, все больше теряется их вещественность;

в-третьих, все более и более значимым будет доверие к эмитенту.

Доверие к эмитенту придет на смену обеспечению, точно так, как обеспечение пришло на смену внутренней ценности денег. Чем больше доверия, тем выше их ценность, тем успешнее деньги выполняют свои функции.