Нормативное регулирование учета финансовых результатов. Нормативное регулирование и классификация прочих доходов и расходов

Доходы и расходы при рациональном использовании ресурсов в свою очередь создают определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Доходы и расходы представляют собой основные элементы финансовой отчетности базовые категории бухгалтерского учета...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12962. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита 403.45 KB
Проверил: Тула 2015 Содержание Введение Масштаб и особенности системы внутреннего контроля а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Система внутреннего контроля организованная должным образом может способствовать формированию...
18706. Изучение организации бухгалтерского учета и аудита торговых операций в розничном предприятии 107.99 KB
Сущность и разновидность торговой деятельности Торговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации конечному потребителю товаров приобретенных или взятых на комиссию с целью последующей продажи. Следовательно торговля выражает собой экономические отношения связанные с обменом товаров и конкретные хозяйственные отношения связанные с процессом их реализации. Согласно статье 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу...
15201. Комплексное изучение состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств в кассе предприятия 574.01 KB
Инвентаризация денежных средств в кассе. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления производства и реализации продукции работ или услуг. Основные задачи контроля денежных средств кассовых и банковских операций состоит в том чтобы выявить состояние сохранности денежных средств правильность и законность их использования подлинность и достоверность совершения денежных операций отраженных в бухгалтерском учете соблюдение кассовой дисциплины полноты оприходования целевого использования и условий...
11518. Разработка методологических, организационных и методических основ диагностики спортивных способностей на примере легкой атлетики 1.26 MB
Подведены итоги изучения внутри и межгрупповой изменчивости признаков дерматоглифики области в которой накоплены огромные материалы представляющие выдающийся интерес для этнической антропологии антропогенеза судебной медицины и других областей знания...
20169. Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики как средства развития проектно-исследовательской деятельности 90.89 KB
Теоретическое исследование проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Задачи проектной и исследовательской деятельности. Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики как средства развития проектно-исследовательской деятельности. Констатирующий эксперимент по введению проектно-исследовательской деятельности на уроках математики...
3822. Изучение основ работы с 3ds Max 1.41 MB
Панели инструментов Содержат кнопки для быстрого доступа к наиболее часто используемым командам и операциям. Командные панели. Команды этого меню являются аналогичными инструментам на командной панели Crete. Команды этого меню полностью дублируют инструменты на командной панели Modify.
16. Изучение основ языка структурированных запросов T-SQL 34.15 KB
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: создать запросы на выборку из нескольких таблиц на языке SQL заданными критериями отбора; создать запрос на выборку на языке SQL содержащий статические агрегатные функции; создать запрос осуществляющий объединение результатов двух и более запросов в один набор результатов используя команду UNION. В результате выполнения работы студенты должны знать: категории команд SQL; основные команды SQL применяемые для построения запроса; принципы создания запросов SQL...
17677. Изучение основ организации деятельности ТОС и пути ее совершенствования 26.37 KB
В настоящее время в городах Российской Федерации все большее развитие получает территориальное общественное самоуправление как наиболее массовая и действенная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Территориальное общественное...
14204. Теория бухгалтерского учета 92.42 KB
Развитие рыночных отношений в РФ обозначает новые направления к подготовке специалистов управления крупным и малым бизнесом: руководителям, менеджерам, экономистам, финансистам, бухгалтерам, аналитикам, ревизорам, маркетологам. Данные специалисты, зная основы бухгалтерского учета и умея их применить в практической деятельности
12560. Изучение теоретических основ информационных технологий обеспечения управленческой деятельности 1.24 MB
Поэтому сейчас все фирмы от организаций малого и среднего бизнеса до крупных промышленных комплексов разрабатывают и внедряют автоматизированные информационные системы поддержки своей деятельности. Практическая где на конкретном предприятие показан процесс внедрения и использования системы...

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Гладких Олег Петрович. Нормативное регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12: СПб., 2002 202 c. РГБ ОД, 61:03-8/178-3

Введение

Глава I. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 10-41

1.1. Классификация документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 10

1.2. Основные направления совершенствования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 20

Глава II. Методологические вопросы совершенствования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций 42 - 86

2.1. Роль бухгалтерского учета доходов и расходов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета 42

2.2. Совершенствование бухгалтерского учета доходов коммерческих организаций 50

2.3. Совершенствование бухгалтерского учета расходов коммерческих организаций 53

2.4. Вопросы гармонизации бухгалтерского и налогового учета процентов по займам и кредитам коммерческих организаций 72

Глава III. Методологические вопросы совершенствования учета отдельных видов активов и обязательств коммерческих организаций 87-133

3.1. Учет основных средств коммерческих организаций 87

3.2. Учет нематериальных активов 95

3.3. Учет материально-производственных запасов 103

3.4. Учет активов и обязательств организации, выраженных в иностранной валюте

Заключение 134 - 144

Список использованной литературы 145-159

Приложения 160-202

Введение к работе

Отсутствие достаточной обоснованности в теоретическом и практическом аспектах проводимых в последние годы преобразований в экономико-правовой среде предпринимательской деятельности предприятий привело к формированию негативных тенденций: сложности и неопределенности условий хозяйственной деятельности предприятий, ухудшению предсказуемости многих ее факторов, объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности хозяйствующих субъектов, более тяжелому характеру финансовых последствий.

Достижение максимальных выгод от перехода страны на рыночные отношения и признания ее в качестве рыночно ориентированного промышленно развитого государства требуют кардинальных преобразований в нормативной базе управления деятельностью предприятий, включая создание научно обоснованной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Однако недостатки действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и создаваемые ею барьеры препятствуют формированию стратегически и тактически обоснованного учетно-информационного обеспечения управления деятельностью предприятий, поиску и мобилизации резервов повышения эффективности предпринимательства, обеспечению выживаемости и развития организаций в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерческой тайны, инфляции и банкротства.

В свете наметившихся тенденций новое значение приобрел вопрос создания эффективной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, адекватной современным требованиям и условиям деятельности предприятий.

Особое место в этой системе в целом занимает нормативное регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций.

Большое значение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов обусловлено тем, что в рьшочнои экономике целью каждого коммерческого предприятия является достижение прибыли, представляющей собой полученный им доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Научно обоснованное формирование учетной информации о доходах и расходах предприятий служит не только основой определения прибыли, но и важным фактором роста эффективности его деятельности, поиска и мобилизации резервов ее повышения, обеспечения финансовой устойчивости и создания более стабильной базы для формирования доходной части государственного бюджета.

Актуальность этих вопросов, их недостаточная теоретическая разработанность и особая практическая значимость в современных условиях хозяйствования обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку его целей и задач.

Целью проводимого исследования является разработка научных и практических рекомендаций по совершенствованию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций в Российской Федерации в соответствии с современными требованиями хозяйствования.

Достижение поставленной цели потребовало решить следующие основные задачи:

Исследовать важнейшие проблемы действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также ее совершенствования в соответствии с происходящими изменениями в

экономико-правовой среде деятельности коммерческих организаций;

Исследовать сущность понятий «доходы» и «расходы» организаций, принятых Комитетом по международным стандартам и финансовой отчетности, и дать им критическую оценку;

На основе исследования и критической оценки российских положений по бухгалтерскому учету доходов и расходов в сопоставлении с МСФО и практики их бухгалтерского учета в Российской Федерации обосновать необходимость и разработать рекомендации по совершенствованию действующих нормативных документов;

На основе критического анализа действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, а также активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, сформулировать научные и практические предложения по их совершенствованию.

Предметом диссертационного исследования является система нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций в Российской Федерации.

В процессе исследования были использованы практические учетные материалы коммерческих организаций г. Санкт-Петербурга, Архангельской области и Республики Карелия.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета и налогообложения. В работе использованы законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, периодические издания, учетные и отчетные данные организаций. При разработке и решении поставленных задач применялись методы наблюдения, группировки, сравнения, обобщения, абстрактно-логические суждения и др.

Научная новизна исследования заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с совершенствованием системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций в новых условиях хозяйствования.

В результате проведенного исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты:

На основе критического анализа нормативных документов, регламентирующих методологию и организацию бухгалтерского учета в России, разработана новая классификация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета с обоснованием включаемых в их состав документов;

На основе исследования правовой и экономической обоснованности системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации определены основные направления ее совершенствования;

В результате исследования и критической оценки МСФО обоснована необходимость и сформулированы предложения по уточнению содержания понятий «доходы» и «расходы» организаций;

На основе критического анализа нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов в РФ в сопоставлении с МСФО и российской практики бухгалтерского учета обоснована необходимость и разработаны конкретные рекомендации по уточнению положений по учету доходов и расходов;

Разработана гармонизированная методика учета процентов по займам и кредитам для целей бухгалтерского и налогового учета и сформулированы предложения по уточнению содержания нормативных документов по их учету;

Обоснована необходимость и сформулированы предложения по уточнению содержания нормативных документов по учету основных средств, нематериальных активов и материально-производственных запасов;

Разработана методика учета основных средств, право собственности, на которые подлежит государственной регистрации, удовлетворяющая требованиям бухгалтерского и налогового учета;

Разработана методика раздельного учета налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам, использованным для производства продукции, облагаемой и не облагаемой НДС при ее продаже;

На основе анализа учетной и налоговой практики разработаны предложения по совершенствованию учета курсовых разниц.

Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций, а также его отдельных объектов: основных средств, нематериальных активов, активов и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Реализация разработанных рекомендаций способствует повышению реальности отражения доходов и расходов в учете и отчетности коммерческих организаций, являющейся основой принятия управленческих решений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации экспериментально апробированы и внедрены в практику хозяйственной деятельности предприятий, что подтверждается соответствующими справками. Теоретические и практические выводы и рекомендации диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на научных сессиях и конференциях Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов в 1999-2001 гг., на научно-практической конференции Дагестанского государственного университета в г. Кизляр в 2001 году.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования; определяются его цель, задачи и практическая значимость результатов.

В первой главе "Система нормативного регулирования бухгалтерского учета" исследована действующая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, определена ее классификация, обоснованы рекомендации по совершенствованию основных документов, регламентирующих методику и организацию бухгалтерского учета в коммерческих организациях.

Во второй главе "Методологические вопросы совершенствования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций" проанализированы основные положения (стандарты) по бухгалтерскому учету доходов и расходов организаций, выявлены их основные недостатки, обоснованы предложения по их совершенствованию и разработаны конкретные рекомендации по учету процентов по займам и кредитам для целей бухгалтерского и налогового учета.

В третьей главе "Методологические вопросы совершенствования учета отдельных видов активов и обязательств коммерческих организаций" дан критический анализ положений (стандартов) по бухгалтерскому учету активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, нематериальных активов и основных средств и предложены конкретные мероприятия по их совершенствованию.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения, полученные в результате диссертационного исследования.

Классификация документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных и нормативных документов, эмитированных различными органами государственной власти, на основании и с учетом требований которых, осуществляется учетный процесс.

При осуществлении учетного процесса и составлении бухгалтерской отчетности практикующие бухгалтеры обязаны учитывать требования каждого нормативного документа, входящего в эту систему.

Принимая во внимание значительное количество законодательных и нормативных документов, составляющих систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, принципиальное значение для учетно-информационного обеспечения управления деятельностью коммерческих организаций имеет их классификация.

Различный состав органов, утверждающих нормативные документы, неоднородность их типов и статуса, а также наличие противоречий внутри системы нормативного регулирования бухгалтерского учета между отдельными документами, обуславливают необходимость классификации нормативных документов по иерархическому признаку.

Действующее законодательство по бухгалтерскому учету не содержит классификацию нормативных документов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета. Руководителем Департамента регулирования бухгалтерского учета Министерства финансов РФ, г-ном Бакаевым А.С., предложена классификация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации на основе четырех уровней документов, регулирующих бухгалтерский учет.

В состав документов первого уровня включаются Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие бухгалтерский учет. К этим документам относятся Федеральный закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете", Гражданский кодекс Российской Федерации и др. В состав документов данного уровня, включается также "Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденное Приказом Министерства Финансов РФ № 34н от 29.07.1998 г.

В состав документов второго уровня включаются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации.

К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и т.д., как разъясняющих отдельные положения документов первого и второго уровня, так и предлагающих возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации, в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства,

К четвертому уровню системы нормативного регулирования относятся внутренние документы организаций, то есть рабочие документы, формирующие учетную политику организации в разрезе методических, организационных и технических составляющих (учетная политика, рабочий план счетов, система документооборота и т.д.) Приведенная выше классификация имеет ряд недостатков, существенно затрудняющих ее практическое использование.

Одним из недостатков существующей классификации является тот факт, что к документам первого уровня в существующей классификации отнесены документы, утвержденные органами, статус которых существенно различается. Так, в состав документов первого уровня в существующей классификации, включены как Федеральные Законы, так и нормативные акты Министерства финансов РФ. При этом в соответствии с Конституцией РФ, выделена иерархическая система нормативных актов, издаваемых различными органами и состоящая из федеральных конституционных и собственно федеральных законов, которые не могут противоречить федеральным конституционным; указов и распоряжений Президента, которые не могут противоречить федеральным законам; постановлений и распоряжений Правительства РФ, изданных на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента РФ.

Включение в данный перечень "Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации", утвержденного Министерством финансов РФ необоснованно с юридической точки зрения, поскольку Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" № 867 от 17.05.2000 г. и Министерство финансов не поименовано среди органов законодательной, либо исполнительной власти Конституцией РФ.

Роль бухгалтерского учета доходов и расходов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

С момента государственной регистрации коммерческой организации как юридического лица, у нее возникает право на осуществление предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ под «предпринимательской деятельностью» понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» .

Следовательно, уже на этапе формирования терминологического аппарата, гражданское законодательство определяет в качестве основной цели деятельности коммерческой организации получение прибыли являющейся мерой эффективности ее деятельности.

Именно показатель прибыли наиболее полно характеризует результаты деятельности коммерческой организации, служит исходным элементов для финансового анализа деятельности предприятий, позволяет определить потенциал коммерческой организации как объекта для инвестиций и характеризует качество работы менеджмента организации. Прибыль коммерческих организаций в ее экономическом понимании характеризуется разностью между полученными доходами организаций и расходами, понесенными для получения доходов. Это понимание прибыли разделяется Международными стандартами финансовой отчетности, выделяющими доходы и расходы организаций в качестве элементов, непосредственно связанных с измерением прибыли организации . В условиях рыночной экономики доходы и расходы являются важнейшими факторами, определяющими достоверность формирования финансовых результатов в бухгалтерском учете и отчетности. От правильности методологии их формирования зависят основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, к которым в частности относится рентабельность чистых активов, собственного капитала и др.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в РФ, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, Министерством финансов РФ были приняты Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)», и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 10/99)».

Основной целью издания этих документов, заложенной в Программе реформирования бухгалтерского учета, являлось приведение национальной системы учета доходов и расходов в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.

При этом, как показало дальнейшее исследование, принятые стандарты имеют недостатки и нуждаются в совершенствовании.

В положениях по бухгалтерскому учету доходов и расходов организаций определяются понятия «доходы» и «расходы», однако они не бесспорны.

В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами» организации признается «увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).» «Расходами» организации в соответствии с ПБУ 10/99 признается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)» .

Определение понятий «доходы» и «расходы» организаций несколько отличается от их определения, приведенного впервые в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Данная Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997 г. Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране и призвана:

Учет основных средств коммерческих организаций

В состав имущества (внеоборотных активов) коммерческих организаций, входят основные средства, представляющие собой совокупность материально-вещественных объектов и ценностей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода.

Бухгалтерский учет основных средств регулируется положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Министерства финансов РФ № 26н от 30.03.2001 г.

Данное положение содержит ряд недостатков, существенно ограничивающих возможность его практического использования при осуществлении учетного процесса.

Согласно ПБУ 6/01 восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

В случае наличия, у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта .

Согласно МСФО-16 «Основные средства» последующие затраты, относящиеся к объекту основных средств, должны увеличивать его балансовую стоимость, если компания с большей долей вероятности получит будущие экономические выгоды, превышающие первоначально рассчитанные нормативные показатели существующего актива. МСФО-16 предусмотрено изменение стоимости основных средств в результате частичной ликвидации объектов основных средств .

Таким образом, МСФО-16 не регламентируются причины изменения стоимости основных средств и не приводятся их определения. По смыслу МСФО-16 не имеет значения в результате какой операции (модернизации, реконструкции или капитального ремонта) организация получит будущие экономические выгоды, принципиальным является сам факт их получения. Действующая российская учетная практика в настоящее время не готова к восприятию представления МСФО о возможности увеличения балансовой стоимости основных средств.

Главным образом, это объясняется тем, что сформированная по правилам бухгалтерского учета, балансовая стоимость основных средств в соответствии с Законом РФ № 2030-1 от 13.12.1991 г. входит в состав облагаемой базы по налогу на имущество .

Что же касается налогового учета по налогу на прибыль, то в соответствии со ст. 257 Налогового Кодекса РФ первоначальная стоимость амортизируемого имущества изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико - экономических показателей амортизируемого имущества или его отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования и (или) программного обеспечения новым, более производительным .

Таким образом, в налоговом учете дается только определение причин вследствие которых изменяется стоимость основных средств без раскрытия их содержания.

При этом, определение модернизации позволяет определить виды работ, к ней относящиеся, чего нельзя сказать об определении реконструкции.

1.2 Законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая учет доходов и расходов предприятия

Бухгалтерский учет в России организуется исходя из сложившейся системы нормативного регулирования в рыночной экономике, которая определяет установленную государством совокупность обязательных правил и норм организации и ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности в хозяйствующих субъектах (организациях, предприятиях). Совокупность действующих правил и норм в учете, обязательных к применению, позволяет рассматривать бухгалтерский учет как систему, организуемую в каждом хозяйствующем субъекте и выполняющую определенные функции.

В зависимости от статуса и назначения нормативные документы делятся на следующие группы, так как это показано на рис. 1.1, определяющие четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета.

1 уровень

2 уровень


Рис.1.1. Группировка нормативных документов, регламентирующих

бухгалтерский учет и отчетность

Первый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета, включающий законы РФ, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

Основой правового регулирования бухгалтерского учета в стране является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории Российской Федерации. Конституция РФ закрепляет основы общественного строя, права, свободы, обязанности граждан, национально-государственное устройство, порядок создания и компетенцию органов государственной власти и управления, порядок принятия нормативных актов. Законодательство и правовые акты не должны противоречить основному закону.

В соответствии с Конституцией РФ официальный бухгалтерский учет, являющийся инструментом финансового регулирования и единой финансовой политики, находится в ведении государства. Он обеспечивает единство экономического пространства Российской Федерации, гарантируемое основным законом, конституционное право на единый рынок, реализацию принципов правового равенства юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на договорных отношениях, конкуренции, коммерческом риске.

Вторым по значимости документом, определяющим предпринимательские отношения в стране и оказывающим прямое воздействие на систему бухгалтерского учета и отчетности, является Гражданский кодекс РФ, который регулирует гражданские и предпринимательские отношения в стране, упорядочивая большую часть отношений в обществе.

Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Налоговый кодекс РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Трудовой кодекс РФ определяет основные начала законодательства в сфере трудовых отношений, реализуемые посредством его целей.

Нормативным актом, регулирующим организацию бухгалтерского учета и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:

Обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации;

Составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами, кроме организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения (УСН, ЕНВД и т.д.). В Законе определены понятия «синтетический учет», «аналитический учет», «план счетов бухгалтерского учета», «бухгалтерская отчетность», представлены разрешенные варианты ведения бухгалтерского учета (бухгалтерской службой – подразделением под руководством главного бухгалтера, штатным бухгалтером, специализированной организацией или специалистом на договорных началах, руководителем организации лично), формирование учетной политики и ее изменений.

Закон содержит следующие нормы:

Основные требования к ведению бухгалтерского учета;

Порядок оформления всех хозяйственных операций, проводимых организацией, первичными учетными документами;

Правила ведения регистров бухгалтерского учета, предназначенных для систематизации и накопления учетной информации, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях;

Виды оценки имущества и обязательств организации для их отражения в учете и отчетности, а также в случаях начисления амортизации объектов и оценки объектов бухгалтерского учета путем резервирования;

Правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации, порядок урегулирования выявленных в ходе инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета;

Состав бухгалтерской отчетности, ее содержание и порядок оформления, периодичность ее составления, правила представления и утверждения отчетных форм и др.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определяет, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ. В настоящее время общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации возлагается на Минфин России.

Основной задачей Минфина России, определенной в Постановлениях Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и от 30.06.2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», названа выработка единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности. Минфину России предоставлены функции регулирования бухгалтерского учета и отчетности путем подготовки проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, разработки и утверждения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, методических указаний по его ведению, форм бухгалтерской отчетности, указаний по их составлению и представлению и других документов методического характера.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет закрепить законодательно установленные меры ответственности в области административных правонарушений в отношении различных субъектов права, включая собственность, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, а также предупредить их.

Уголовный кодекс РФ предусматривает меры ответственности за нарушения, в том числе в экономике, меры ответственности даны в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» Кодекса.

Правовые нормы, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, имеют превентивное (предупредительное) значение, позволяют упредить возможные противоправные действия экономического характера, а также затруднить их совершение. Система бухгалтерского учета построена таким образом, что в ней всегда остаются следы правонарушений.

Второй уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в России включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России. Положения по бухгалтерскому учету относятся к актам, которые принимают федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства), и обязательны к использованию организациями.

Минфину России, наряду с Банком России, предоставлено право принятия нормативных актов. В Минфине России этими вопросами занимается Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Положения по бухгалтерскому учету – подзаконные акты Минфина России – приобретают значение нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования в «Российской газете», а также в журнале «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Они вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок вступления в силу.

По состоянию на 1 апреля 2009 г. принято 20 ПБУ, обязательных к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами страны. Они содержат принципы, правила признания, оценки, группировки информации по объектам бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности имущества, обязательств и групп хозяйственных операций.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах прописаны в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н и в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. В данных положениях прописаны условия признания доходов

Третий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета включает акты методического (нормативно-технического) характера. Они представлены методическими указаниями, положениями, инструкциями разъяснительного, уточняющего, рекомендательного характера по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Минфином России, Банком России, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами.

Акты методического (нормативно-технического) характера носят методический характер и являются обязательными для исполнения. Согласно п. 1 Приказа Минфина России от 04.03.1999 г. № 47 «О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации» акты Минфина России, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат обязательному опубликованию в «Финансовой газете».

Данные документы не имеют самостоятельного значения, а обязательность их исполнения определена нормативными правовыми актами. В актах методического (нормативно-технического) характера содержатся предписания, установленные для определенных лиц и означающие обязательность их исполнения такими лицами. Так, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н, определен порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношений организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Акты методического (нормативно-технического) характера можно разделить на две группы (рис. 1.2).



Рис.1.2. Группировка актов методического (нормативно-технического) характера

Акты, урегулированные ПБУ, приняты по вопросам, разработанным и утвержденным ранее приказами Минфина России.

Акты, не урегулированные ПБУ, приняты по вопросам, ранее не разработанным Минфином России в форме ПБУ:

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49;

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Минфина России от 20.05.2003 г. № 44н и др.

В связи с увеличением рыночной направленности системы бухгалтерского учета на базе развития современной российской экономики потребности в создании нормативно-технических указаний и инструкций по применению норм бухгалтерского учета, разработанных в национальных стандартах (ПБУ), растут.

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета содержит документы, регламентирующие бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в самой организации. К ним относится приказ руководителя организации «Об учетной политике», который представляет собой нормативный акт, способствующий решению ее основных и оперативных задач. В составе приказа «Об учетной политике» разрабатываются и утверждаются следующие рабочие документы: формы первичных учетных документов; графики документооборота; рабочий план счетов бухгалтерского учета; формы внутренней бухгалтерской отчетности и др.

Для полного и достоверного отражения в бухгалтерском учете прочих доходов и расходов, бухгалтер должен знать и выполнять требования нормативных актов, регулирующих данный раздел учета. В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней. В таблице 1 приведены нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться в части бухгалтерского учета прочих доходов и расходов.

Таким образом, первый (законодательный) уровень составляют законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета прочих доходов и расходов в организациях.

Таблица 1 Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет прочих доходов и расходов

Наименование нормативного акта

Дата и номер

Примечание

Первый уровень нормативного регулирования

Гражданский кодекс РФ, ч.1 и 2

21.10.94 г. (в ред. от 25.12.2008 г.)

Регулирует порядок перехода права собственности на продукцию, порядок заключения договоров купли - продажи.

Налоговый кодекс РФ, часть 2, утв. Федеральным законом

  • 05.08.2000 № 118-ФЗ (с изм. от 30.12.
  • 2008 г.)

Устанавливает принципы налогообложения прибыли

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»

№ 129 от 21.11.96 г. (с изм. от 03.11.2006 г.)

Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета финансовых результатов

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»

№ 14 - ФЗ от 08.02.1998 г. (в ред. от 22.12.2008 г.)

Определяются вопросы правового положения общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Второй уровень нормативного регулирования

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. приказом МФ РФ

29.07.98 г. № 34н (в ред. от 26.03.2007 г.)

Устанавливает требования и принципы ведения учета финансовых результатов

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. приказом Минфина России

06.05.99 г. № 32н. (с изм. от 27.11.2006 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 9/99), утв. приказом Минфина России

06.05.99 г. № 33н. (с изм. от 27.11.2006 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина РФ

  • 19.11.2003 г. № 114н
  • (с изм. от 27.11.2006 г.)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ

06.10.2008 г. № 60н

Устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций в части учета финансовых результатов

Третий уровень нормативного регулирования

План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ России

31.10.2000 г. № 94н. (с изм. от 18.09.2006 г.)

Предусматривает синтетические счета для учета прочих доходов и расходов

Четвертый уровень нормативного регулирования

Учетная политика

Утверждается организациями

Устанавливает порядок учета прочих доходов и расходов на предприятии

Рабочий план счетов

Утверждается организациями

Закрепляет счета синтетического учета прочих доходов и расходов

График документооборота

Утверждается организациями

Определяет порядок документооборота при учете прочих доходов и расходов

Документами этого уровня являются: Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, федеральные законы, в т.ч.: закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 3 ноября 2006 г.), который устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета на территории Российской Федерации для всех юридических лиц, а также определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской информации пользователям. Важным документом на данному уровне регулирования учетного процесса на предприятии является федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 - ФЗ от 08.02.1998 г. (в ред. от 22.12.2008 г.), которым определяются вопросы правового положения общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Второй уровень системы нормативного регулирования отечественного бухгалтерского учета - это система национальных стандартов. Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете -- положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету и отчетности. При организации учета прочих доходов и расходов следует руководствоваться следующими актами данного уровня:

  • 1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (ред. от 26 марта 2007 г.). Данный нормативный акт устанавливает требования и принципы ведения учета финансовых результатов;
  • 2. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 6 октября 2008 г. № 106н. Указанное положение устанавливает правила формирования учетной политики на предприятии в части учета прочих доходов и расходов;
  • 3. ПБУ 9/99 «Доходы организации» от 6 мая 1999 г. № 32н (ред. от 27 ноября 2006 г.). Положение дает определение прочих доходов и порядок их признания в бухгалтерском учете;
  • 4. ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 6 мая 1999 г. № 33н (ред. от 30 ноября 2006 г.). Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о прочих расходах и условия их признания и учета;
  • 5. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» от 19 ноября 2002 г. № 114н (в ред. от 11 февр. 2008 г.). Устанавливает порядок учета прочих доходов и расходов при формировании налогооблагаемой прибыли;
  • 6. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» от 06 июля 1999 г. № 43н (в ред. от 18.09.2006 г.). Определяет порядок отражения прочих доходов и расходов в бухгалтерской отчетности организации.

Задача документов этого уровня сводится к установлению обязательных правовых норм бухгалтерского учета прочих доходов и расходов, возникаемых в хозяйственной деятельности организации, которые могли бы быть однозначно интерпретированы всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности. Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы, учитывающие отраслевую специфику. Третий (методический) уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета определяется документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами раскрытия конкретного механизма их применения к определенному виду деятельности. К ним относятся методические указания по ведению учета, инструкции, рекомендации, принимаемые Министерством финансов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти. Одними из важнейших документов этого уровня при формировании учетной политики в организациях всех форм собственности являются:

  • 1. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н (в ред. от 30.11.2006 г.). Данные нормативный акт дает методические рекомендации по отражению в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов;
  • 2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 18 сентября 2006 г.). Определяет счета учета прочих доходов и расходов.

Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен рабочими документами (документы внутренней регламентации) организации, формирующими ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Они разрабатываются самой организацией или консультационными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций. Эти документы носят вспомогательный характер, и их основная цель сводится к технической реализации учетного процесса. В частности к ним относится принятая организацией учетная политика, рабочий план счетов и график документооборота. Эти законодательные и нормативные документы обязательны для исполнения всеми организациями. Таким образом, для того, чтобы обоснованно выбрать способы учета конкретных хозяйственных операций и объектов учета, документами, составляющими нормативную базу бухгалтерского учета, следует руководствоваться исходя из следующих приоритетов:

  • - документы более высокого уровня, имеют большую юридическую силу;
  • - более поздние документы имеют приоритет над ранними;
  • - специальная норма, содержащаяся в документах более значима, чем общая норма. Перечисленные нормативные документы действуют в отношении всех организаций, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности или вида деятельности, объемов финансово-хозяйственной деятельности, кроме банков и, в некоторых случаях бюджетных организаций. Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерский и налоговый учет прочих доходов и расходов достаточно подробно регламентирован действующими нормативными актами.

Действующие в настоящее время в Российской Федерации нормативные акты содержат несколько различных классификаций доходов и расходов организации. Однако каким-то образом формировать и систематизировать эти классификации не всегда просто, поскольку при нормотворчестве обычно ставятся несколько иные задачи. В то же время такие классификации, представленные в виде своеобразных комментариев к нормативным актам, могут существенно облегчить работу финансиста, бухгалтера и аудитора.

После дополнения части второй Налогового кодекса Российской Федерации главой 25 «Налог на прибыль организаций» существенно поменялись фискальные принципы формирования финансового результата деятельности организаций, определения доходов и расходов, что потребовало переосмысления системы доходов и расходов и нового анализа структуры этой системы. Ниже представлена налоговая классификация доходов и расходов, составленная на основании норм главы 25 НК РФ (с учетом изменений, внесенных в нее Законами от 29 мая 2006 г. №57-ФЗ и от 24 июля 2006 г. № 110--ФЗ), а также некоторых других нормативных актов.

Большинство комментариев к главе 25 НК РФ представляют собой простую расшифровку норм этой главы, причем в том же порядке, который предусмотрен Кодексом. При этом доходы и расходы систематизируются по отдельности, независимо друг от друга. В то же время обращает на себя внимание достаточно большое количество зеркальных норм, которые зачастую абсолютно идентичны как для доходов, так и для расходов.

Данная классификация является универсальной и для доходов, и для расходов, где зеркальные нормы объединены в единую систему. Наиболее общим признаком подразделения доходов и расходов на категории является характер налогообложения соответствующей им прибыли. По данному признаку все доходы и расходы организаций можно разделить на шесть категорий.

Доходы и расходы от операций с имуществом. Кроме указаний в ст.315 НК РФ, данному виду операций посвящена ст.268 НК РФ. Эти операции подразделяются на три подвида в зависимости от объекта: с амортизируемым имуществом; с покупными товарами; с прочим имуществом и имущественными правами. В бухгалтерском учете для обобщения информации о доходах и расходах от реализации основных средств и прочих активов, принадлежащих организации, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы». При реализации объектов основных средств у организации возникают операционные доходы и расходы. Цена, по которой организация продала основное средство, отражается по кредиту субсчета 91.1 «Прочие доходы», а по дебету субсчета 91.2 «Прочие расходы» показываются расходы, связанные с его реализацией. Остаточная стоимость основного средства определяется на счете 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого субсчета списывается первоначальная стоимость объекта с учетом проведенных переоценок. А по кредиту отражается сумма начисленной амортизации на момент реализации также с учетом переоценок.

Доходы и расходы от операций с ценными бумагами. Особенности определения налоговой базы по этим операциям установлены ст.280 и 329 НК РФ. В целях учета налогообложения ценные бумаги подразделяются:

  • - на ценные бумаги в обращении;
  • - или ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке.

Для таких операций правила налогового учета самые жесткие. В случае превышения расходов над доходами полученный убыток нельзя учесть в текущем налоговом периоде, и признан, он может быть, только за счет прибыли, полученной в следующие периоды от операций данного вида в соответствии со ст.283 НК РФ. Причем погашение убытка по операциям с ценными бумагами одного вида, за счет прибыли по операциям с ценными бумагами другого вида, не допускается.

Доходы и расходы от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (далее -- ФИСС). Этому виду операций специально посвящен целый ряд статей НК РФ: ст.301 --305, 326, 327. Объекты этих операций -- фьючерсы, форварды, опционы -- во многом похожи на ценные бумаги, но, тем не менее, по российскому законодательству таковыми не являются. Они также подразделяются на ценные бумаги в обращении и не обращающиеся на организованном рынке. Причем если операции с ценными бумагами квалифицируются в целях налогообложения как связанные с производством и реализацией, то операции с ФИСС -- как внереализационные.

Доходы и расходы обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ) подразделяются на четыре подвида: доходы и расходы ОПХ вахтовых и временных поселков, ОПХ градообразующих организаций, ОПХ, являющихся обособленными подразделениями прочих организаций, и ОПХ, не являющихся обособленными подразделениями.

К пятой категории относятся доходы и расходы организаций, для которых НК РФ установлен особый порядок налогообложения прибыли. В тех случаях, когда специальный порядок не предусмотрен, применяются общие нормы главы 25 НК РФ.

К последней категории относятся доходы и расходы, которые можно назвать обычными или нормальными. Для них не предусмотрено каких-либо исключительных особенностей с точки зрения налогообложения прибыли. Порядок признания этих доходов и расходов в целях налогообложения и их налогового учета регулируется общими нормами главы 25 НК РФ. Эти доходы и расходы подразделяются на два вида (п.1 ст.248 и п.2 ст.252 НК РФ): реализационные и внереализационные («реализационные» -- обобщенное название, буквальная формулировка НК РФ: для доходов -- «от реализации», для расходов -- «связанные с производством и реализацией»).

Вместе с финансовыми результатами от продажи продукции (работ, услуг), основных средств и прочих активов на предприятии возникают различные внереализационные доходы и расходы. При этом в бухгалтерском учете организации они собираются на активно-пассивном счете 99 «Прибыли и убытки». К внереализационным доходам относят:

Результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производимой в соответствии с действующим порядком;

Суммы дооценки имущества организации в соответствии с установленным порядком (за исключением внеоборотных активов);

Суммы кредиторской или депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

Присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также по возмещению убытков, причиненных организацией

Прибыль по операциям прошлых лет, выявленная в отчетном году; активы, полученные безвозмездно (в том числе по договору дарения)

Для достоверности отнесения различных внереализационных доходов и расходов в бухгалтерском учете необходимо сопоставлять кредитовые обороты по счету 99 «Прибыли и убытки». Информация на основе главной книги, журнала-ордера. А также дебетовые обороты по счету 99 «Прибыли и убытки», отражаемые в главной книге в разрезе корреспондирующих счетов (с указанием журналов-ордеров по этим счетам) либо в машинограммах по дебетовому обороту по счету 99 «Прибыли и убытки». Также следует обращаться к первичным документам, являющимся основанием для указанных записей.

В связи с принятием ПБУ 9/99 к внереализационным доходам теперь относятся курсовые разницы, возникающие при осуществлении организацией в установленном порядке операций с иностранной валютой. Они возникают в связи с изменением курса рубля по счетам в иностранной валюте и по текущим валютным операциям, которые раньше отражались по статье «Прочие операционные доходы» отчета о прибылях и убытках форма № 2.

В составе внереализационных операций учитываются в бухгалтерском учете организации, присужденные или признанные организацией-должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также по возмещению причиненных убытков. При этом в бухгалтерском учете организации производятся записи по счету 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств:

Значение налоговой классификации доходов и расходов не только методологическое. Доходы от реализации в ряде случаев являются базой при расчете нормативов для признания некоторых нормируемых расходов. Например, часть расходов на рекламу признается в пределах 1%выручки от реализации, отчисления в фонды НИОКР признаются в пределах 0,5% выручки. Таким образом, размер признаваемого в целях налогообложения расхода будет зависеть от того, каким образом квалифицированы доходы.

Интересно сравнить налоговую классификацию доходов и расходов с бухгалтерской классификацией, представленной в ПБУ 9/99 «Доходы организации »и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Начиная с 2000 года, организации формируют в бухгалтерском учете информацию о доходах и расходах согласно порядку, установленному Минфином России в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации » (ПБУ 9/99) и «Расходы организации (ПБУ 10/99). Данные Положения устанавливают методологические основы формирования и отражения в бухгалтерском учете достоверной информации о полученном доходе от предпринимательской деятельности организации. Это позволяет решать такие задачи, как оперативное управление и контроль деятельности организации со стороны лиц, имеющих прямой или косвенный интерес в ее делах. Концепция, изучающая доходы и расходы, лежащая в основе ПБУ, заключается в том, что:

  • - не все затраты относятся на расходы,
  • - не все поступления являются доходами.

Итак, «под доходами организации понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, нематериальных активов и иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)». Иное имущество образует доход организации, увеличивая при этом ее активы. Но поступления следует разделять, и это отмечено в п.3 ПБУ 9/99, поскольку существуют такие хозяйственные операции, которые увеличивают активы на определенный период времени, но доходами не являются. Это, например, получение залога, задатка, авансов и предоплаты, поступления по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала, сумм НДС, акцизов, экспортных пошлин и других аналогичных обязательных платежей. Не признаются доходами и суммы, полученные в счет погашения кредитами займа.

Все эти поступления хотя и пополняют расчетный счет (или кассу) организации, но не являются ее доходами, т.к. принадлежат другим юридическим лицам (или бюджету разных уровней) и не способствуют увеличению ее капитала. Вместе с тем не каждое увеличение капитала бывает следствием роста доходов. Например, если собственник вкладывает дополнительные средства, капитал организации увеличивается, но к ее доходам эти поступления не относятся (по своему определению).

Поскольку доходы признаются при определенных условиях, в п.12 ПБУ 9/99 приведены пять таких условий:

  • 1) организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • 2) сумма выручки может быть определена;
  • 3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации либо отсутствует неопределенность в их получении;
  • 4) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком, услуга оказана;
  • 5) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Без обязательного исполнения этих условий доход является не признанным в конкретном отчетном периоде, а отражается в бухгалтерском учете либо как дебиторская задолженность (когда денежные средства или иное имущество не получено), либо как кредиторская задолженность (когда денежные средства или иное имущество получено).

Под фразой «организация имеет право на получение выручки» понимается наличие юридически значимых документов при соблюдении требований действующего законодательства. Это могут быть заключенные договоры, извещения комиссионера или поверенного об отгрузке товара покупателю, действующие лицензии, ограничения на ведение каких-либо видов деятельности и т.п.

Для признания в бухгалтерском учете выручки от продажи продукции и товаров, выполнения работ и оказания услуг, т.е. когда ясно, что условие для перехода права собственности должно быть обязательным для исполнения, необходимо выполнить все пять перечисленных условий.

Для признания доходов, получение которых не связано с переходом права собственности и (или) при отсутствии расходов, связанных с их получением, должны быть исполнены соответственно три либо четыре условия признания.

Такими доходами могут быть как доходы от обычных видов деятельности (выручка), так и прочие поступления (операционные, внереализационные, чрезвычайные), полученные:

  • - от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов (имущества) организации;
  • - предоставления прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
  • - участия в уставных капиталах других организаций;
  • - предоставления денежных средств, другим организациям по договору займа.