Календарно тематическое планирование по экономике

Пояснительная записка

Цели и задачи учебного курса.

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующихцелей:

Развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению исамореализации; привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;

Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и развитие предпринимательской инициативы молодежи, ознакомление с предпринимательством и прикладными экономическими дисциплинами;

Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образованияили для самообразования;

Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики, структуры программы.

В качестве основных принципов отбора материала можно выделить следующие: доступность, последовательность, соответствие возрастным особенностям, и интересам обучающихся, коммуникативная направленность.

Содержание курса строится наизучение школьниками экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процесcах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Кроме того в процессе изучения теоритических и практических базовых экономических процессов проводится чёткая взаимосвязь с повседневной жизнью ученика как активного участника экономической жизни государства и общества.Это создаёт прекрасную и реальную мотивацию для изучения экономики. Также в процессе изучения дисциплины внимание учеников акцентируется намежпредметных связях, так как экономика и экономические понятия широко используются в обществознании и географии.

2. Данная рабочая программа по экономики для 10-11 классов разработана на основе:

3. Наименование учебно-методического комплекса для реализации рабочей программы

Учебники

Предпологаемые результаты обучения:

Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «должны уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке и актуализации.

Инструментарий для оценивания результатов

Для оценивания результатов работы учащихся предполагается устный индивидуальный и фронтальный опрос почти на каждом уроке, использование тестовых заданий (как в течение всего урока, так и в качестве элемента урока), проверочных работ (на знание грамматики, лексики, проверку умения работать с текстом и т.п.)

Учебный материал в курсе «Экономики» для 10-11 класса структурирован по учебным четвертям и состоит из 4 разделов. В конце каждого раздела имеются задания для самоконтроля учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Методы и приёмы:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. проблемный;
  3. частично-поисковый;
  4. наглядный;
  5. беседа;
  6. эвристический;
  7. практический.

Формируемые компетенции:
1.Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;

2.Познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

3.Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

4.Рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение

общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

- методические и учебные пособия:

1. Абчук В.А. 250 занимательных задач по менеджменту и маркетингу – М.: Вита-Пресс, 1997.

2. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория – 3-е изд., СПб.: Питер, 2008.

3. Губарев В. Г. Основы экономики и предпринимательства – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

4. Иванов С.И. Практикум по основам экономической теории: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Вита-Пресс, 2007.

5. Казначевская Г.Б. Экономическая теория: учебник для колледжей – 2-е изд., - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

6. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Микроэкономика. Тесты и задачи – СПб.: Питер, 2002.

7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. – М.: Вита-Пресс, 2000.

8. Медведева О.И. Экономика 10-11 классы. Контрольные задания, тесты – Волгоград.: Учитель, 2009.

9. Макарова О.Ю., Раев В.А. Сборник тестов по экономике – М.: Вита-Пресс, 1995.

10. Настольная книга учителя экономики / сост. Б.И. Мишин – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

11. Попов В.М., Ляпунов., Млодик С.Г. Сборник бизнес – планов – М.: КНОРУС, 2008.

12. Ремчукова И.Б. Экономика 10 класс: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица – Волгоград.: Учитель, 2008.

13. Ремчукова И.Б. Экономика 11 класс: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица – Волгоград.: Учитель, 2009.

14. Савицкая Е.В., Евсеева А.О. Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10-11 классов – М.: Вита-пресс, 2010.

15. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя – М.: Интеллект-Центр, 2007.

16. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 1: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.

17. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 2: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.

18. Щерба С.П. Краткий экономический словарь – М.: Инфра-М, 2008.

19. Словарь иностранных слов – 13-е изд. – М.: 1986.

- оборудование и приборы:

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор
  4. Таблицы (статистические, математические, тематические и т.д.)

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1. Иванов С.И. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений - в 2 кн. – 13-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2009.

2. Липсиц И. В. Экономика: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений - в 2 кн. – 10-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс (34 часа)

№ п\п

тема

Кол-во часов

Основные вопросы

Требования к учащимся

Тип

урока

Вид контроля.

Измерители.

Домашнее

задание

Дата

проведения

план

факт

Введение.

Экономика: наука и хозяйство

Экономическая наука. Микроэкономика и макроэкономика.

Экономика как хозяйство

Должны знать : понятие экономика как наука, экономика как хозяйство, микроэкономика и макроэкономика .

Комбинированный

Опрос

§1-2

Фундаментальные экономические концепции

Комбинированный

Ограниченность ресурсов. Выбор.

Альтернативная стоимость.

Потребности и ресурсы. Ограниченность как недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения всех потребностей. Необходимость выбора. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость. Основные вопросы экономики (что производить? Как производить? Кто получит результат?) и способы их решения в различных экономических системах.

Должны знать: понятия «потребность», «ресурсы». Суть

Ограниченности ресурсов. Понятия «альтернативная стоимость», «собственность», «экономическая система».

Основные вопросы экономики и различные способы их

решения. Типы (формы) собственности. Понятия «сравнительное преимущество», «разделение труда»,

«специализация», «обмен»

Комбинированный

Опрос

Решение задач

§ 3- лекция, вопросы после параграфа.

Основные вопросы экономики и экономические системы.

Основы экономического анализа и принятия решений

Типы (модели) экономических систем: традиционная, централизованная (командная), рыночная, смешанные экономические системы. Экономические институты и стимулы. Права собственности и их значение для экономической деятельности. Выбор и принцип рационального поведения. Выгоды (полезность) и затраты.

Маржинальный принцип анализа и принятия экономических решений. Разделение труда, специализация, взаимозависимость. Сравнительное преимущество. Обмен, взаимовыгодность добровольного обмена.

Должны уметь : определять альтернативную стоимость на простых примерах. Принимать решения в типичных жизненных ситуациях с учетом альтернативной стоимости. Приводить примеры элементов, традиционной централизованной (командной) и рыночной систем и различных решений одних и тех же

проблем экономикой централизованного (командного)

типа и экономикой преимущественного рыночного типа.

Приводить примеры разных типов собственности. Приводить примеры специализации и разделения труда.

Объяснять взаимовыгодность добровольного обмена.

Комбинированный

Опрос,

Решение задач.

Таблица. §4-5.Вопросы для обсуждения(с.36)

§6-8, вопросы учебника стр.46,51.

Спрос и предложение. Рынок.

Комбинированный

Спрос

Величина спроса. Спрос. Шкала спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, формирующие спросы

Должны знать: понятия спрос, эластичность, эластичность

спроса. Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса

Комбинированный

Опрос,

Решение задач.

Лекция, рис.2-3 с. Учебника.

§9.

Предложение

Взаимодействие

спроса и предложения.

Рынок. Рыночный механизм.

Рыночная экономика.

Индивидуальный и рыночный спрос. Взаимосвязанные (заменяющие и дополнительные) товары и услуги. Эластичность. Эластичность спроса по цене. Определение

эластичности спроса по изменению общей выручки.

Величина предложения. Предложение. Шкала предложения. Кривая предложения. Закон предложения.

Факторы, влияющие на предложения. Индивидуальное и общее предложение. Эластичность предложения по цене.

Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Влияние изменений спроса и предложения на

равновесную цену и равновесное количество. Неравновесные ситуации. Фиксированные цены. Рынок.

Рыночный механизм. Рыночная экономика. Виды рынков.

Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Конкуренция и структура рынка. Основные типы (модели) структуры рынка:

совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия. Условия возникновения монополий. Естественные монополии

Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции

Понятие предложение. Факторы, формирующие предложения. Закон предложения. Механизм формирования рыночных цен. Понятие «рыночное равновесие» Сущность конкуренции. Основные типы структуры рынка и особенности ценообразования на рынках разной структуры. Рыночный механизм принятия решений, его достоинства и слабые стороны. Роль государства в компенсации слабых сторон рыночного механизма. Цели и функции государства в экономике.

Понятия «общественные товары и услуги», «внешние

(побочные) эффекты».

Различать изменение величины спроса и изменения спроса. Проводить графический анализ изменения спроса

и изменения предложения. Различать изменение величины предложения и изменение предложения.

Находить на условных примерах равновесную цену и равновесное количество. Проводить графический анализ изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и предложения. Анализировать последствия установления фиксированных цен. Объяснять действие рыночного механизма на условных примерах.

Комбинированный

Опрос,

решение задач,

таблицы,

тест.

§10-11.

Самостоятельная работа.

§12- 13 лекция.

Лекция.

§ 41(лекция)

§16-17(лекция)

Потребление и производство

Комбинированный

Потребление.

Потребитель.

Потребление. Потребитель. Основные источники доходов. Неравенство доходов. Перераспределение доходов государством: налоги и социальные выплаты (трансферты). Минимальная заработная плата. Прожиточный минимум. Семейный бюджет. Рациональное поведение потребителя

Должны знать: понятия доход семьи, семейный бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина. Основные источники доходов семьи. Методы государственного регулирования доходов. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения. Социально-экономические последствия

неравенства доходов. Основные положения Закона РФ

«О защите прав потребителей»

Комбинированный

Опрос,

решение задач,

Эссе.

Лекция.

. § 45-47.

§ 42-44.

Доклады.

§ 38-40.

Производство

Производство. Товары и услуги. Производственные ресурсы (факторы производства). Рынки факторов производства и их

особенности. Производительность. Факторы, влияющие на производительность. Стоимость производства (затраты).

Бухгалтерские и экономические затраты. Выручка и доход фирмы. Прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

Должны знать : понятия факторы производства, затраты (стоимость производства), выручка, прибыль . Различия между бухгалтерскими и экономическими затратами, бухгалтерской и экономической прибылью.

Должны уметь: анализировать статистику о доходах населения и приводить примеры социальной защиты в России и других странах. Составлять семейный бюджет. Вычислять в простых случаях производительность труда, затраты на производство, выручку, валовую и чистую прибыль.

Комбинированный

Опрос, таблицы,

решение задач, программа СЭР.

Тест.

§ 38-40.

Задача 2.

Государство в экономике

Комбинированный

Рынок и государство

Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты. Общественные товары и услуги. Государство. Цели и функции государства в экономике. Государственный бюджет Основные источники доходов и главные статьи расходов государства. Дефицит государственного бюджета

Должны знать: понятия государственный бюджет, дефицит государственного бюджета, государственный долг. Основные источники доходов и главные статьи расходов государства. Источники покрытия дефицита государственного бюджета.

Комбинированный

Опрос, тест.

§48.

§49-50.

Конспект.

Лекция.

Доклады.

Налогообложение и налоги

Структура и дефицит федерального бюджета России. Налоги. Функции налогов. Принципы и методы налогообложения. Прогрессивные, пропорциональные, регрессивные налоги. Прямые и косвенные налоги. Основные виды налогов в России. Государственный долг. Случай несостоятельности государства.

Функции налогов. Устройство налоговой системы России. Основные виды налогов России.

Должны уметь: приводить примеры случаев несостоятельности из российской экономики. Приводить примеры общественных товаров и услуг, внешних (побочных) эффектов.

Меры, применяемые государством для регулирования последствий внешних эффектов и для обеспечения предложения общественных товаров и услуг. Раскрывать связь дефицита государственного бюджета с другими экономическими проблемами. Вычислять величину выплат по индивидуальному подоходному налогу. Заполнять основные разделы налоговой декларации. Раскрывать действенность налоговой системы с дефицитом государственного бюджета, другими экономическими проблемами.

Комбинированный

Опрос, задачи, статистические данные.

§ 51-53 вопросы на с. 273 (схема).

Деньги, банки и банковская система

Комбинированный

Деньги

Деньги. Функции денег. Виды денег. Современные формы денежных расчетов. Управление обмена Фишера. Банки и их функции

Должны знать: природу и функции денег в экономике. Виды денег. Понятие банк, депозит. Кредит, банковскийпроцент . Структуру банковской системы России.

Комбинированный

Опрос, внешний вид ценных бумаг, решение задач.

§ 14-17.

Лекция.

§18.

Банки и банковская система

Банковская система: центральный и коммерческие банки.

Функции центрального банка: цели и инструменты. Банковский процент. Простой и сложный процент. Депозитные операции коммерческих банков. Процент по депозиту. Кредитные операции коммерческих банков. Процент за банковский кредит. Механизм получения банковской прибыли.

Функции Центрального банка России.

Должны уметь: вычислять сумму процента, пользуясь схемами начисления простого и сложного процента. Использовать данные об индексах цен и темпе инфляции в экономических расчетах. Объяснять взаимосвязь эмиссии денег и роста общего уровня цен в стране. Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях. Объяснять, кто выигрывает, а кто проигрывает от инфляции.

Комбинированный

Опрос, тест.

§24-26 кн. 2. Вопросы после параграфов.

§25-27.

§28 вопросы на с. 207.

Инфляция

Инфляция. Возможные причины и последствия инфляции. Изменение инфляции: индексы цен, темп инфляции. Номинальные и реальные величины.

Должны знать: понятие инфляция. Возможные причины и социально-экономические последствия инфляции.

Должны уметь: использовать данные об индексах цен и темпе инфляции в экономических расчетах. Объяснять взаимосвязь эмиссии денег и роста общего уровня цен в стране. Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях. Объяснять, кто выигрывает, а кто проигрывает от инфляции.

Комбинированный

Опрос, итоговое тестирование. Обобщающая беседа по основным экономическим законам и определениям.

§ 18-19 кн. 1.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс (34 часа).

темы

Название раздела и темы

Кол-во

часов

Основные понятия

Что должны знать и уметь.

Инфляция и безработица .

Рынок труда и безработица

Особенности труда рынка.

Формы организации оплаты труда. Методы стимулирования работников.

Формирование заработной платы на рынке труда. Факторы формирования заработной платы. Понятие «минимальная заработная плата». Роль профсоюзов и их влияние на рынок труда. Основные права и обязанности наемных работников

и работодателей. Понятие «инфляция». Возможные причины и социально-экономические последствия инфляции. Сущность и причины безработицы. Виды безработицы. Меры, направленные на снижение уровня безработицы. Система по-

мощи безработным. Уровень безработицы и уровень занятости.

Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Использовать данные об индексах цен и темпе инфляции в экономических расчетах. Объяснять взаимосвязь эмиссии денег и роста общего уровня цен в стране. Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях.

Объяснять, кто выигрывает, а

Кто проигрывает от инфляции

Анализировать причины различий в уровне оплаты труда. Определять влияние

изменений на рынках товаров и услуг на рынок труда. Рассчитывать размер оплаты труда на простых примерах.

Анализировать статистику занятости.

Экономичес-кий рост и развитие.

Изменение результатов экономичес-койдея-

тельности

страны.

Экономи-ческий рост и развитие.

Фискальная политика

Монетарная политика

Мировая

экономика

Международная торговля.

Регулирова-ние внешней торговли и

протекцио-низм. Место

России в меж-

дународной

торговли.

Закономер-ности раз-

вития мировой торговли.

Междуна-родная финансовая

система

Круговой поток товаров (услуг),

ресурсов и денежных платежей

в экономике. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

Методы вычисления ВВП.

реальный и номинальный ВВП.

Дефлятор.

Экономический рост. Темп роста.

Уровень экономического развития страны. Развитые и развивающиеся страны. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Изменение основных макроэкономических

показателей на различных фазах цикла.

Фискальная политика. Цели и инструменты фискальной политики. Инструменты объема

государственных закупок, изменение налоговой политики и

политики перераспределения

через трансферты. Меры фискальной политики, направленные на стабилизацию

экономического развития.

Монетная политика. Цели и инструменты монетарной политики: изменение нормы обязательных банковских резервов, изменение учетной ставки. Операции на открытом рынке. Меры монетарной политики, направленные на стабилизацию экономического

развития. Взаимосвязь монетарной и фискальной политики.

Предпосылки и выгоды международной торговли. Сравнительное преимущество и

международная торговля. Государственная политика в области международной торговли:

политика свободной торговли,

протекционизм.

Протекционизм:

цели и средства (экспортные и импортные торговые барьеры)

Ассоциации свободной торговли.

Таможенные союзы.

Валюта, обменный курс валюты.

Факторы, влияющие на обменный курс валюты. Системы с фиксированными и плавающими

курсами

Анализировать статистические данные по основным макроэкономическим показателям. Обобщать и вычислять их значение.

Показать выгоду от внешней торговли и международной специализации на условных и практических примерах.

Анализировать влияние мер

протекционизма и мер защиты свободной торговли

на национальные и международные товарные рынки. Объяснять, кому

выгодна политика протекционизма.

Использовать данные о валютных курсах в экономических расчетах. Анализировать изменение валютного курса в результате изменения спроса и /или предложения иностранной

валюты. Объяснить, кому

выгодно повышение (понижение) курса национальной валюты.

Предпри-ниматель-ство. Бизнес.

Предпринимательство.

Организация

предприятия.

Финансирование бизнеса и финансовый учет.

Ведение

бизнеса.

Деловая среда бизнеса.

Предпринимательство и бизнес.

Предприниматель и мотивация его

деятельности.

Фирма и ее экономические цели.

Организация фирмы: выбор организационно-правовой формы,

структуры управления, формы ответственности, принципа распределения прибыли.

Организационно - правовые

формы ведения бизнеса по российскому законодательству.

Уставной капитал и источники его формирования. Капиталовложения (инвестиции).

Основой и оборотный капитал.

Амортизация. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные

бумаги и их виды (акции, облигации).

Дивиденды. Бухгалтерский учет. Баланс фирмы.

Активы и пассивы. Отчет о прибылях и убытках.

Управление фирмой: цели, задачи, стратегии управления. Управление акционерным обществом. Маркетинг и маркетинговые исследования.

Оценка результатов хозяйственной деятельности. Деловая среда бизнеса: основные правовые, финансовые и налоговые институты. Биржа и виды бирж: товарная, фондовая, валютная.

Виды биржевых сделок. Фондовая биржа. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Роль товарных и фондовых бирж в экономике.

Механизм игры на повышение и понижение курсов ценных бумаг.

Анализировать и сравнивать основные черты предпринимательской деятельности и работы по найму. Различать и сравнивать различные организационно-правовые

формы ведения бизнеса.

Подсчитывать на условных примерах сумму дивидендов при распределении прибыли.

Принимать самостоятельные решения на основе описания ситуаций, в ходе деловых игр,

участия в работе учебных фирм.

Пояснительная записка к элективному курсу «Экономика»,11 класс Примерная рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по экономике для 9-10 классов общеобразовательных школ (автор И.В.Липсиц). Программа мобильна, позволяет рассчитывать учебное время на курс 32-48 часов или 48-64 часа в 10 классе. Для реализации данной рабочей программы используется следующий УМК: Липсиц И.В. Экономика. Кн.1,2 Савицкая Е.В., Серегина СФ. Уроки экономики в школе.-М:Вита-пресс,2002г.; Экономическая теория. Хрестоматия. Пушкарев В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей: -воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности; -овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; - освоение способов познава...

Пояснительная записка

к элективному курсу «Экономика»,11 класс

Примерная рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по экономике для 9-10 классов общеобразовательных школ (автор И.В.Липсиц). Программа мобильна, позволяет рассчитывать учебное время на курс 32-48 часов или 48-64 часа в 10 классе.

Для реализации данной рабочей программы используется следующий УМК:

    Липсиц И.В. Экономика. Кн.1,2

    Савицкая Е.В., Серегина СФ. Уроки экономики в школе.-М:Вита-пресс,2002г.;

    Экономическая теория. Хрестоматия.

    Пушкарев В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

Воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;

Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Объяснение изученных положений на предполагаемых конкретных примерах;

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

Применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

2. Место предмета в учебном плане.

Согласно существующему учебному плану предусматривается ведение на базовом уровне 1 час в неделю.

3. Отличительные особенности рабочей программы от авторской.

Планирование учебного материала полностью соответствует авторской программе И.В.Липсица по экономике.

4. Формы контроля:

Тестирование;

Самостоятельные работы.

5. Методы обеспечения рабочей программы.

Используются технологии личностно - ориентированного обучения, критического мышления, система творческих заданий.

Календарно - тематическое планирование 11 класс

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

Факт План

Основные вопросы экономики

Вводный урок

Знать основные вопросы экономики. Анализировать структуру учебника

Раздел 1. (9 часов)

Причины возникновения банков, основные виды услуг, оказываемых банками

Урок изучения материала

Урок закрепления материала

История возникновения банков. Причины экономической рациональной деятельности банков. Структура совеременных нциональных банковских систем

Знать: зачем люди придумали банки;

Как выдают кредиты;

Почемубанки являются главными создателями денег

Зачем стране Центральный банк. Уметь различать виды банков по роду их деятельности

Принципы кредитования

Комбинирован-ный урок

Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит

Моделировать ситуацию «Расчет процента кредита», контрольные вопросы на ст.216

Понятие о векселях и чеках

Безналичные денежные расчеты и роль банков в их обеспечении

Знать понятия: вексель чек, денежная масса, денежные расчеты. Уметь рассчитать необходимое количество денежной массы для государства

Функции Центрального банка страны, Управление банком

Урок изучения нового материала

Урок закрепления и повторения (деловая игра «Управление банком»)

Функции Центрального банка страны (ЦБ). Регулирование ЦБ РФ масштабов кредитной эмиссии. Управление банком

Понятия темы;

Функции ЦБ РФ. Уметь объяснять процесс регулирования ЦБ РФ масштабов кредитной эмиссии.

Банковская система и проблемы ее функционирования

Уроки обобщения и закрепления знаний (решение задач на проценты и сложный процент)

Знать понятия раздела, уметь решать задачи на проценты, знать основные теоретические положения раздела

Банковская система и проблемы ее функционирования

Контрольный урок

Тестирование, решение задач выполнение проблемных заданий

Раздел 2. Проблемы экономического роста (7 часов)

Необходимость экономического роста

Урок изучения нового материала

Урок закрепления и повторения

Причины, порождающие необходимость экономического роста. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста

Знать, зачем государству нужен экономический рост.

Факторы ускорения экономического роста

Урок изучения нового материала

Факторы ускорения экономического роста. Понятие экстенсивного и интенсивного роста. Сочетание экономического роста и качественных изменений в организации хозяйственной жизни страны

Факторы ускорения экономического роста. Дать понятие экстенсивного и интенсивного роста.

§ 30, таб. 257

Человеческий капитал

Урок изучения нового материала

Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста

понятие «человеческий капитал»;

значение человеческого капитала для экономического роста

таблица 10-7 на стр.258, 10-8 на стр.259

Понятие об экономическом развитии

Урок изучения нового материала

Понятие об экономическом развитии. Задачи, подлежащие решению для обеспечения экономического развития

Что такое экономическое развитие;

Неравномерность экономического роста и развития и причины, ее порождающие

§ 31, стр.261-264

Цикличность экономического роста, методы воздействия на ход экономических циклов. Неравномерность экономического роста и развития

Урок изучения нового материала

Порочный круг слаборазвитости и особенности его проявления в экономике России.

Экономические циклы и их основные фазы. Типы экономических циклов

Знать экономические циклы, методы воздействия на ход экономических циклов

таблица на странице 266

Проблемы экономического роста

Итоговый урок

Знать теоритический материал и понятия темы

Раздел 3. Экономические основы международной торговли и валютного рынка (6 часов)

Причины возникновения международной торговли

Урок изучения нового материала

Урок повторения и закрепления

Причины воз-никновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте.

Принципы абсолютного и относительного преимущества и их значение

Что порождает протекционизм;

Для чего нужен валютный рынок;

С кем и чем торгует Россия.

Объяснить понятие «главный двигатель международной торговли»

§33-34, таблица на стр. 278, Импорт, экспорт, стр.278-279

Регулирование международной торговли

Комбинированные уроки

Влияние международной торговли на производственные возможности и уровень. Благосостояния торгующих стран. Значение международной торговли для экономики России.

Дать сравнительную картину достоинств и недостатков открытия рынка товаров зарубежных производителей

Методы государственного регулирования внешней торговли

Урок изучения нового материала

Урок повторения и закрепления

Методы государственного регулирования внешней торговли и экономические последствия их использования

Объяснить:

Влияние пошлин на импорт, на изменение рыночной ситуации;

Что такое импортные квоты и внешнеторговая лицензия.

Проанализировать закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Раздел 4. Экономические проблемы мирового хозяйства (5 часов)

Глобальная экономическая проблема

Урок изучения нового материала

Урок повторения и закрепления

Различие в уровнях богатства наций как глобальная экономическая проблема

Глобальные экономические проблемы конца двадцатого века;

Зачем нужно спасать природу. Доказать взаимосвязанность экономики и экологии

§ 37, таблицы § 38

Взаимосвязь

Развития экономики и состояния экологии

Урок изучения нового материала

Урок повторения и закрепления

Экономические аспекты экологических процессов

Экономические проблемы мирового хозяйства

Урок повторения и закрепления

Знать основные положения и понятия темы

Раздел 5. Текущие экономические проблемы России (4 часа)

Производительность факторов производства. Технологии. Человеческий капитал

Текущие экономические проблемы России. Производительность факторов производства. Технологи. Человеческий капитал.

производительность факторов производства, технологии;

Что такое человеческий капитал;

Текущие экономические проблемы. Уметь делать обзор экономических статей из газет и журналов

Экономическая стратегия России на современном этапе

Уроки закрепления и повторения

Открыто-ориентированная экономическая стратегия, закрыто ориентированная стратегия

Что такое открыто ориентированная экономическая стратегия, закрыто-ориентирванная стратегия;

Понятие темы;

Уметь анализировать материалы СМИ

подготовить сообщения, вопросы по теме

Итоговое повторение (2 часа)

Основные вопросы экономики

Итоговый урок

Контрольный урок

Знать основные теоретические положения курса и понятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Анива»

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №1

от 25.08.16

Принято

на педагогическом совете протокол №1

от31.08.2016г

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №2 приказ

_____Щебуняева Н.В

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Экономика

11 класс

II ступень обучения

Срок реализации программы – 2016-2017 учебный год

Составитель: Грушко Г.И.

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

г. Анива

2016 Учебно- тематическое планирование

по экономике

Класс: 11

Учитель: Грушко Григорий Иванович

Количество часов: всего - 34 часа , в неделю - 1 час.

Плановых контрольных уроков: 2 , тестов 4.

Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике. М.: «Дрофа», 2004.

Учебник: И.В. Липсиц. Экономика. Базовый курс: Учебник для10, 11 классов общеобразоват. учрежд.- 11 – е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Дополнительная литература:

    Экономика и право: Методические рекомендации по использованию учебников на базовом и профильном уровнях обучения./Ю.В. Автономов, И.В. Липсиц, А.Я. Линьков и др. – М.: ., Вита-Пресс, 2004.

    Т.П. Бегенеева.. Поурочные разработки по экономике. Базовый уровень. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2011.

    Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты/ авт.-сост. О.И. Медведева. – волгоград: Учитель, 2009.

    Райсберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.

    Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

    Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы д ля подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;

Основные Internet -адреса:

    gov . ru – Министерство образования и науки;

    http :// www . fipi . ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

    – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

    probaege . edu . ru – Портал Единый экзамен;

    probaege . edu . ru Федеральный портал «Российское образование»;

    http :// www . infomarker . ru / top 8. html - RUSTEST . RU - федеральный центр тестирования.

Пояснительная записка

к рабочей программе по экономике в 11 классе.

Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике: МО РФ, «Дрофа», 2004; Программы для 10-11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы - И. В. Липсиц, 2006 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Изучение базового курса основ экономических знаний требует, как минимум, 35 ч. занятий т. е. 1 ч в неделю в течение года.

Из компонента образовательного учреждения выделен 1 час в неделю на изучение учебной дисциплины «Экономика».

Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 11 класса по экономике предусматривает обучение экономике в объеме 34 часа, 1час в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Экономика. Базовый уровень», И.В. Липсиц, 10-11 классы, 2010 г., включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

И зменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование:

Изучаемая тема

Кол-во часов по

Изменения

Обоснование

учебной программе

рабочей программе

    Введение

за счёт объединения уроков темы «Банковская система)

необходимо познакомить учащихся с понятие экономика как хозяйство и как наука; макроэкономика и микроэкономика (Требования ФИПИ)

    Главные вопросы экономики

    Типы экономических систем

    Как работает рынок

    Контроль знаний учащихся по теме «Особенности функционирования рыночной экономики»

за счёт объединения уроков темы « Как семьи получают и тратят деньги»

час отведён на контроль знаний, умений и навыков учащихся

    Мир денег

    Банковская система

    Человек на рынке труда

    Социальные проблемы рынка труда

    Экономические проблемы безработицы

    Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия

    Экономические задачи государства

    Государственные финансы

    Экономический рост

    Организация международной торговли

    XX - XXI вв.

    Итоговое занятие

за счёт объединения уроков темы «Организация международной торговли »

час отведён на подведение итогов по курсу, корректировку знаний, умений и навыков учащихся

Итого:

за счёт объединения уроков темы «Экономическое устройство России на рубеже XX-XXI вв. »

Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 11 класса по экономике предусматривает обучение экономики в объеме 34 часа, 1час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения экономики на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по экономике.

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- формировать у школьников базовые экономические понятия, общие представления о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Задачи изучения экономики в 11 классе:

    развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

    воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

    освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

    овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

    формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года:

    определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

    объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

    умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

    поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

    выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

    работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

    участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

    формулирование полученных результатов;

    создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

    пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

    владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требываниями к уровню подготовки учащихся являются:

    объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

    применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

    уме ние обосновывать суждения, давать определения, приво дить доказательства;

    поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источни ков, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достовер ности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

    выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (оз накомительное, просмотровое, поисковое и др.);

    работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

    самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

    участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

    пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

    владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив, помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

    функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

    приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

    описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

    объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    получения и оценки экономической информации;

    составления семейного бюджета;

    оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

    работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

    критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

    решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

    освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

    применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

    аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

    написание творческих работ по экономическим вопросам.

При этом программа построена в расчете на изучение прежде всего минимального объема знаний. Дополнительный материал - для сильных и особенно заинтересованных в изучении экономики учащихся - задается преподавателем в индивидуальном порядке. Контроль усвоения таких знаний лучше проводить в форме написания учащимися маленьких (2-3 страницы машинописного текста) эссе по темам соответствующей главы (с привлечением дополнительного материала из Интернета).

Для достижения требуемых результатов рабочая программа предусматривает использование ведущих технологий в преподавании курса, а именно личностно ориентированные технологии контекстного обучения: проблемное обучение, интегрированное обучение, технология критического мышления, кейс-стади, интерактивные технологии. В преподавании курса отдается предпочтение активным и интерактивным методам и формам (круглый стол, дебаты, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры, пресс-конференции и т.д.) в целях содействия в овладении ключевыми компетентностями.

Формы организации учебного процесса:

Формами контроля ЗУН(ов) учащихся являются:

    индивидуальные;

    групповые;

    индивидуально-групповые;

    фронтальные;

    практикумы;

    исследование.

    наблюдение;

    беседа; фронтальный опрос;

    опрос в парах;

    практикум;

    тестирование;

    участие в проектной деятельности, круглых столах;

    подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.

    Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 кл. - М.: Вита-Пресс, 2006.

    Липсиц И. В. Экономика. В 2-х книгах: Учебник для 10-11 кл. - М.: Вита-Пресс, 2005-2006.

    Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. В 2-х книгах. - М.: Вита- Пресс, 2000-2006.

    Савицкая Е. В. Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10-11 классов. - М.: Вита-Пресс, 2010.

Учебно- тематическое планирование по экономике в 11 классе. (34 часа)

Введение. Что изучает экономика.

Лекция.

Лекция.

Выполнение тестовых заданий, взаимопроверка.

Макроэкономика и микроэкономика.

Э. Фромм утверждает, что "человек- единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решать и от которой он не может убежать". Сформулируйте экономичесий аспект этого высказывания.

3.09

Главные вопросы экономики. 2 часа.

2

Экономика как система хозяйственной жизни общества.

Комбинированный

Формирование и совершенствование знаний. Фронтальная /беседа

Понятийный диктант

Практическая работа.

Даровые (сво бодные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как спо соб увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.

§1, Подобрать из СМИ примеры микро-, макро-, позитивнойи нормативной экономики.Свой выбор аргументируйте.

10.09

3

Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов.

1

Комбинированный

Формирование и совершенствование знаний Лекция.

Решение задач

Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по ко торым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании огра ниченных ресурсов и его цена. Главные вопросы экономической жизни общества.

§ 2 изучить, знать основные понятия: альтернативная стоимость,границы и кривая производственных возможностей,факторы производства и факторные доходы.

17.09

Типы экономических систем. 2 часа.

4

Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения.

1

Комбинированный

Формирование знаний.

Совершенствование ЗУН. Фронтальная /беседа

Представление достоинств и недостатков экономических систем в группах, заполнение таблиц, решение тестовых заданий, дискуссия, групповая работа построение КПВ

Традиционная экономическая система. Частная собствен ность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффектив ности рыночного механизма и источники его слабостей.

§ 3,4. Повторить основные понятия.

24.09

5

Командная и смешанная экономические системы.

Комбинированный

Формирование знаний. Лекция.

Представление эк. систем, работа с таблицей, выполнение тестов, взаимопроверка, дискуссия.

Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникно вения смешанной экономической системы. Основные признаки смешан ной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономиче ской системе.

§ 5. Ответы на вопросы 1,2 с.42.

1. 10

Силы, которые управляют рынком . 2 часа.

6

Понятие о спросе

Комбинированный

Формирование и совершенствование знаний Фронтальная /беседа.

Построение графиков, работа с текстом, выполнение практикума.

Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Элас тичность спроса и ее значение для продавцов.

§ 6.Решение задачи по карточкам.

8.10

7

Понятие о предложении.

Комбинированный

Формирование знаний. Лекция.

Фронтальный опрос

Факторы формирования величины предло жения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и про давцов.

§ 7.Выполнить задания к тексту.

15.10

Как работает рынок. 3 часа.

8

Формирование рыночных цен.

Комбинированный

Формирование и совершенствование знаний. Коллективная /лабораторно – практическая работа

Лабораторно - практическая работа

Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Меха низмы формирования рыночного равновесия.

§ 8.Ответитьна вопросы к параграфу

22.10

9

Рынок на практике.

Комбинированный

Лекция

Понятийный диктант

Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (ося заемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превра щение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом

§ 9, подготовиться к контрольной работе.

29.10

10

Контроль знаний учащихся : Особенности функционирования рыночной экономики.

Контрольная работа.

Тестовые задания.

Контроль знаний учащихся .

Материал тем: Главные вопросы экономики . Типы экономических систем. Силы, которые управляют рынком. . Как работает рынок.

12.11

Мир денег. 2 часа.

11

Причины возникновения и формы денег.

Комбинированный

Лекция.

Коллективная /лабораторно - практическая

Тестирование

Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Современная структура де нежной массы.

§10. Написать эссе.

19.11

12

Функции денег в современной экономике.

1

Комбинированный

Формирование знаний. Лекция.

Выполнение упражнений, тестов. Обсуждение домашних эссе.

Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения раз личных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

§11

26.11

Банковская система. 2 часа.

13

Причины возникновения банков

1

Комбинированный

Работа с текстом, просмотр фрагмента «Из истории банков»

Понятийный диктант, работа с текстом.

Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономиче ской рациональности деятельности банков. Основные виды банков.

§12

3.12.

14

Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

1

Комбинированный

Формирование знаний.

Выполнение проблемных заданий, упражнений, решение задач.

Виды банковских депозитов. Закономер ности формирования процента за кредит. Функции Центрального банка страны. Кто в стране выпускает деньги. Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке.

§13, 14

10.12

Человек на рынке труда. 2 часа.

15

Экономическая природа рынка труда

1

Комбинированный

Практическая работа

Фронтальная /беседа

Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда.

§15

17.12

16

Что такое заработная плата и от чего она зависит.

1

Комбинированный

Формирование знаний

Самостоятельная работа.

Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами из готавливаемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Ставка заработной платы как равновесная цена труда.

§16

24.12

Социальные проблемы рынка труда.2 часа.

17

Профсоюзы и виды конфликтов.

1

Комбинированный

Самост. работа с текстом, беседа, практикум.

Самост. работа с текстом, беседа, практикум

Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. Почему возникают профсоюзы и какую они играют роль в экономике.

§17

14.01

18

Социальные факторы формирования заработной платы.

1

Комбинированный.

Самостоятельная работа с текстом, анализ предварительного соцопроса, выполнение упражнений, тестирование

Тест

Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты тру да. Структура системы заработной платы. Виды заработной платы. Трудо вая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда.

§18

21.01.

Экономические проблемы безработицы.2 часа.

19

Причины и виды безработицы.

1

Комбинированный

Формирование знаний.

Фронтальная /беседа

Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возник новения. Неполная занятость в России.

§19

28.01

20

Полная занятость и методы сокращения безработицы.

1

Комбинированный

Формирование знаний.

Работа с текстом, составление схем, таблиц, беседа, выполнение тестовых заданий.

Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме без работицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудно сти их использования в условиях России.

§20

4.02

Что такое фирма и как она действует на рынке . 3 часа.

21

Зачем создаются фирмы.

1

Комбинированный

Формирование знаний.

Фронтальная /беседа

Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству.

§21

11.02

22

Экономическая основа деятельности фирмы.

1

Комбинированный

Формирование знаний.

Работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа.

Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разни ца между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Поня тие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты. Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограниче нии монополизации рынков.

§22

18.02

23

1

Комбинированный

Формирование знаний

Понятийный диктант. Подготовленные сообщения, беседа.

Предприниматель и создание успешного бизнеса. Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Поче му не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-ус пеха. Менеджмент. Маркетинг.

§23

25.02

Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия.2 часа.

24

Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику.

1

Комбинированный

Формирование знаний

Практическая работа

Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие эко номических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей.

Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.

§24,25.

3.03

25

Неравенство доходов граждан и возможности его сокращения.

1

Комбинированный

Формирование знаний

Групповая /практическая работа

Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные програм мы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.

§26

10.03

Экономические задачи государства.2 часа.

26

Причины и формы участия государства в регулировании экономики.

1

Комбинированный

Формирование знаний

Фронтальная /беседа

Роль государства как защитника экономических свобод. Государствен ные органы, участвующие в регулировании экономическби жизни стра ны. Понятие о слабостях (провалах) рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об об щественных благах.

§27

17.03

27

Макроэкономические процессы в экономике страны.

1

Комбинированный

Формирование знаний

Фронтальная /беседа Практическая работа

Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэко номическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государ ство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан.

§28

Государственные финансы. 2 часа.

28

Налоги как источник доходов государства.

1

Комбинированный

Формирование знаний

Фронтальная /беседа

Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а так же на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. По нятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.

§29

29

Как формируется и расходуется государственный бюджет.

1

Комбинированный

Формирование знаний

Работа с текстом

Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государствен ном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний го сударственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.

§30

Экономический рост. 2 часа.

30

Что такое экономический рост и как можно его ускорить

1

Комбинированный

Совершенствование ЗУН

Исследовательская /практическая работа

Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ре сурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обес печения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсив ном экономическом росте.

§ 31

31

Экономические проблемы человечества в XXI веке.

1

Комбинированный

Формирование знаний

Фронтальная /беседа

Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и бо гатыми странами.

§ 32

Организация международной торговли. 1 час.

32

Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок.

1

Изучения нового материала.

Формирование знаний.

Обсуждение сообщений.

Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международ ной торговли на производственные возможности и уровни благосостоя ния торгующих стран.

Причины сохранения многовалютное™ и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денеж ной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особен ности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов.

§ 3 3,34.

Экономическое устройство России на рубеже XX - XXI вв. 1 час.

33

Современная экономика России. Формирование экономики переходного типа в РФ.

1

Комбинированный.

Практикум.

Анализ схем и диаграмм, использование интернет-ресурсов для проведения сравнительного анализа экономического развития России и разных групп стран, беседа.

Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами.

Формирование экономики переходного типа в Российской Федера ции. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России

§ 35,36.

34

Итоговый урок. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

1

Урок систематизации и контроля знаний.

Отработка заданий ЕГЭ по обществознании. (экономика)

Выполнение тестовых заданий типа А,В; анализ текстов ЕГЭ по экономической сфере.

Экономические термины и понятия.

Читать рекомендуемую литературу по экономике.

Методическое пособие, разработанное к учебнику И. Липсица «Экономика» (10-11 классы) содержит рабочую программу, календарно-тематическое планирование и измерители учебных достижений учащихся по экономике в виде контрольных тестовых заданий. Пособие отвечает современным требованиям к разработке рабочей программы и составлению календарно-тематического планирования программного материала, поэтому может быть использовано учителями как методическое пособие, а администрации общеобразовательных учреждений и методистам окажет помощь в качестве средства руководства и контроля за образовательным процессом.

Модуль 1. «Что такое экономика?»

Экономика как наука, ее уровни, вопросы и методы изучения. Безграничные потребности, ограниченность ресурсов и главная проблема общества. Альтернативная стоимость, проблема выбора и решения на пределе.
Ресурсы и факторы производства, основная задача и главные вопросы экономики, граница производственных возможностей.
Экономическая система. Характерные черты традиционной, командной, рыночной и смешанной экономики. Первые экономические теории: меркантилизм, физиократы.

Модуль 2. «Современная экономическая система»

Основы учения А. Смита и свободного предпринимательства. Преимущества частной собственности, влияние свободного ценообразования и выгода конкуренции.
Ограничения правительства на свободное предпринимательство. Необходимость и характеристика экономических функций государства в современной экономике.
Циклические потоки денег, товаров и услуг. Определение и формула ВВП. Цели современной экономической системы и их противоречия.

Пояснительная записка
Программа «Основы экономики
и предпринимательства»
Календарно-тематическое планирование (10-й класс)
Календарно-тематическое планирование (11-й класс)
Необходимое оснащение экономической подготовки
Тестовые вопросы по тематическим модулям

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование по экономике к учебнику И. Липсица «Экономика» (10-11-е классы), Свеженец Ю.Н., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Примерные билеты и ответы по обществознанию для подготовки к устной итоговой аттестации, 11 класс, Клименко А.В., Румынина В.В., 2005
  • Право, Основы правовой культуры, 11 класс, Базовый и профильный уровни, Часть 1, Певцова Е.А., 2005
  • Контрольные и проверочные работы по физике, 10-11 классы, Самойленко П.И., 2005

Следующие учебники и книги.