В какой стране городское население превышает сельское. Особенности соотношения городского и сельского населения российской федерации. Тема «Особенности расселения населения РФ. Формы ТОН»

В какой стране городское население превышает сельское. Особенности соотношения городского и сельского населения российской федерации. Тема «Особенности расселения населения РФ. Формы ТОН»

Из Конституции Российской Федерации мы знаем, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Как известно, демократическое государство направленно на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Но, чтобы в полной мере удовлетворять потребности граждан, государство должно своевременно получать информацию о настроении населения. Наибольшую эффективность в этом вопросе поможет достичь действие институтов гражданского общества. Однако, стоит заметить, что зачастую это возможно без вмешательства власти, то есть силами людей, объединившимися для реализации своих идей и интересов.

Отметим, что это важнейший аспект в рамках гражданского общества. Рассмотрим институты гражданского общества в Российской Федерации в различных сферах жизни общества.

Социальная сфера включает в себя объединения граждан, образованные для реализации социально-экономических прав человека: трудовые коллективы, профсоюзы, общества инвалидов, общества взаимопомощи, различные благотворительные организации и т.д.

Не стоит забывать, что семья - один из самых важных институтов гражданского общества. Это сфера отношений социальной системы, где человек находится постоянно, то есть проводит большую часть своей жизни. Во многом семья человека, атмосфера в ней, цели семьи, ее материальное благополучие во многом определяют дальнейшую жизнь человека в обществе, его активную деятельность и как следствие влияют на достижения и успехи всего гражданского общества. Семья - основополагающая демографической политики всего государства - залог существования всего государства. Семья - первичная социальная структура, в которой начинают закладываться основы общественного поведения человека в обществе, происходит необходимое воспитание для дальнейшего существования в этом самом обществе.

Что же касается экономической сферы гражданского общества, то для нее характерна широкая сеть организация, образованная группой отдельных лиц и негосударственными предприятиями (финансовыми, промышленными, торговыми и др.), которые сегодня в демократических государствах составляют большинство. Отметим, что различные ассоциации и объединения, носящие как коммерческий характер, так и некоммерческий. К таким организациям можно отнести в том числе и экономические субъекты (например, общества с ограниченной ответственность, акционерные общества или другие хозяйственные общества), включая их объединения, которые являются некоммерческими организациями, главной целью которых считается защита интересов экономических субъектов.

Такие институты, как негосударственные средства массовой информации, органы общественного самоуправления, общественно - политические организации и движения, любые виды общественной активности граждан (например, забастовки, митинги, демонстрации, собрания) все это без исключения действует в политической сфере гражданского общества. Среди этой сферы отдельно выделим политические партии, поскольку в этом случае у граждан Российской Федерации есть «право на объединение в политические партии, создание на добровольной основе политических партий в соответствии со своими убеждениями, вступать в политические партии, либо воздерживаться от вступления в политические партии, участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также беспрепятственно выходить из политических партий».

Что же касается духовной сферы общества, то она призвана в целях обеспечения свободы мысли, слова, возможности публично высказывать свое мнение, а также в целях обеспечения самостоятельности и независимости различных творческих объединений. Духовная сфера жизни непрерывно связана с образом жизни людей, их духовным совершенствованием, творчеством и нравственностью. В этой сфере нередко встречаются общественные объединения деятелей культуры, творческие союзы, образовательные союзы, религиозные организации, объединения по интересам.

Особого внимания заслуживает информационная сфера гражданского общества. Благодаря бурному развитию сети Интернет происходит процесс глобализации, при котором происходит проникновение информации во все сферы жизни общества и переплетение всех институтов гражданского общества и их взаимовлияние.

Субъектами гражданского общества, которые действуют в информационной сфере, считаются негосударственные средства массовой информации. Они играют существенную роль в государстве и гражданском обществе. Средства массовой информации - «четвертая власть», которая знает абсолютно все.

Средства массовой информации доводят до гражданского общества основные направления деятельности власти, об их попытках ограничить чьи- либо права в обществе, а также о незаконных действиях отдельных представителей власти. Считается, что именно через средства массовой информации гражданское общество осуществляет контроль над деятельностью всего государства, благодаря СМИ идет поддержание обратной связи между гражданским обществом и государством, при этом доводя до сведения власти об отношении общества к действиям представителей власти, проблемам граждан, их объединений, а также тех, кто нуждается в помощи государства.

Одним из важнейших условий функционирования гражданского общества является наличие у граждан необходимой ценности - свободы. Определяется это как запрет вмешательства государства в частную жизнь граждан.

С ценностью свободы, как известно, тесно связан и принцип уважения к закону. Как сказал М. Бакунин - «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека».Свобода же, которая никак не подкреплена законом - вседозволенность, способная породить не цивилизованные отношения гражданского общества, а «войну всех против всех».

Для наиболее эффективного исследования институтов гражданского общества их принято классифицировать по специфике и сфере осуществляемой деятельности:

1. В сфере оказания квалифицированной юридической помощи (нотариат, общественные объединения адвокатов, адвокатура).

2. В политической сфере (политические партии).

3. В социально - экономической и культурно сферах (общественные движения, общественные фонды, некоммерческие общественные организации, профессиональные союзы. Средства массовой информации и др.).

Отдельно выделим категорию институтов, которые не относятся к гражданскому обществу, но действуют на его стороне в целях поддержания функционирования гражданского общества - институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Совет при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями, Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественный Совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Интересно, что в институтах гражданского общества заложено внутреннее противоречие. В них доминирует частный интерес, развивающий социальную и экономическую активность граждан, позволяющий им осознавать свои права и интересы, личной индивидуальности, и приводящий при этом возникновение конкуренции и противостояния в негосударственных сферах, таких как социальная, экономическая, культурная. Вот это противоречие как раз и становится движущей силой для развития гражданского общества и прогресса государства.

Гражданское общество также состоит из общественных организаций и ассоциаций, функционирующими в соответствии со своими целями и задачами, акцентируя свое внимание на проблемах общества.

Как правило, подобные организации объединяются в рамках реализуемых проектов. Многие из таких организаций являются некоммерческими, что, в свою очередь, позволяет им получать всевозможную поддержку со стороны благотворительных фондов, а также иметь налоговые льготы.

Благотворительные фонды, ориентируясь на направление своей политики, способны влиять на деятельность некоммерческих организаций. Они постоянно следят за реализацией проектов, ведут мониторинг, а также находят всевозможные технологии, которые упрощают их работу.

Так, например, в Российской Федерации существует множество различных фондов, чья деятельность особо заметна.

Приведем в пример несколько таких организаций:

· Фонд развития Дальнего Востока:

«Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона создан по инициативе Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

Фонд является государственным финансовым институтом развития, обеспечивающим гибкий подход к структурированию и финансированию проектов. Осуществляет инвестиции в создание новых предприятий и объектов инфраструктуры, которые обладают значимым социально- экономическим эффектом для развития экономики региона.

В своей деятельности Фонд взаимодействует с Полпредством Президента РФ в ДФО, Минвостокразвития и акционером -- Внешэкономбанком, являясь важным элементом единой системы государственного управления, созданной для ускоренного развития макрорегиона».

· Фонд содействия инновациям:

«Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) - государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. №65

Основные задачи Фонда:

Проведение государственной политики развития и поддержки в научно- технической сфере

Создание и развитие инфраструктуры поддержки

Содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования научно-технического потенциала РФ

Финансовая, информационная и другая помощь

Вовлечение молодежи в инновационную деятельность

Привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства».

· Фонд региональных социальных программ («Наше будущее»).

«Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» создан в 2007 году для реализации долгосрочных социально значимых программ и проектов, где могут быть применимы принципы социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство - это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости.

Социальный бизнес находится на стыке традиционного предпринимательства и благотворительности. В частности, социальное предпринимательство берет от благотворительности социальную направленность деятельности, а от бизнеса - предпринимательский подход».

Фонд «Подари Жизнь»:

«Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь»

Учрежден 26 ноября 2006 года актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Является юридическим лицом.

У фонда нет филиалов, отделений и представителей в регионах России. Есть два партнерских фонда, один зарегистрирован в Лондоне -- GiftofLife, а второй в США -- Podari.Life.

История Фонда: Фонд возник не с нуля. Его первыми сотрудниками стали те, кто много лет в качестве волонтеров помогал врачам лечить детей, а детям лечиться. Когда-то понятия «жалость, милосердие, доброта» считались проявлениями слабости и говорить о них вслух было не принято. Конечно, всегда были люди, которые помогали своим близким и друзьям, но благотворительности как движения - многочисленного и направленного на помощь совсем незнакомым людям, попавшим в беду, - такой благотворительности не было».

· Фонд Развития Промышленности:

«Фонд развития промышленности основан для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Фонд создан в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путём преобразования Российского фонда технологического развития.

Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий».

Для реализации новых промышленных проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

· Некоммерческая организация «Фонд развития многонародов»:

«В 2014 году Президентом России Владимиром Путиным и Правительством Российской Федерации была поставлена стратегическая задача - обеспечить развитие российских моногородов в первую очередь через диверсификацию их экономики, создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций».

Стоит отметить, что все эти Фонды открыты для общественности. Совершенно любой гражданин Российской Федерации может высказать свое мнение, помочь или просто наблюдать за деятельностью неравнодушных граждан. Наблюдается положительная динамика развития Фондов.

«На 17 июня 2016 г. Минюстомбыло зарегистрировано 227 тыс. 397 некоммерческих организаций, в том числе в Москве - 33,8 тыс., в Московской обл. - 15 тыс., Санкт-Петербурге - 12,2 тыс., Свердловской обл. - 6,6 тыс., Краснодарском крае - 6,5 тыс., Татарстане - 5,5 тыс., Башкирии - 5,2 тыс. Впоследствии 4 тыс. 253 организации были исключены из числа НКО в связи с прекращением деятельности.

Президент РФ Владимир Путин, выступая 1 октября 2015 г. на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заявил, что "в НКО трудятся более 670 тыс. человек"».

Понятие правового государства.

Рассмотрим понятие правового государства. Для начала стоит упомянуть то, что человечество было таким как сейчас не всегда, а государство ранее не служило людям. Понятие "правовое государство" возникло только в двадцатом веке. Идея его воплотилась в жизнь отнюдь не сразу и не во всех странах мира. Понятие и принципы правового государства Оно является значительным достижением современной цивилизации. Что включает в себя понятие правового государства? Под данным термином подразумевается такое государство, которое существенно ограничено в своей власти установленным правом, непосредственно подчиняется воли суверенного закона, которая в свою очередь четко выражена в конституции. Призванием же его является –обеспечение основных свобод, а также прав личности. Да, данное понятие правового государства является верным. Рассмотрим теперь его признаки. К ним можно отнести следующие: - Право господствует абсолютно в каждой сфере общественной жизни. Это означает, что в одинаковом правовом положении находятся и высшие органы власти, и обычные люди. Должностные лица не могут злоупотреблять своими позициями, так как расплата за подобные действия последует незамедлительно. - Система, которая осуществляет надзор за соблюдением всех действующих законов, действует слаженно, непрерывно, эффективно. - Разделение властей должно быть реальным. Речь о том, что ветви власти должны соприкасаться лишь самый минимум, и то при необходимости. Система сдерживания и противовесов обеспечивает независимость отдельных органов государственной власти. - Свободы и права людей должны быть гарантированы. Государство обязано признать то, что именно они являются высшей ценностью. Оно должно стремиться к тому, чтобы система защиты этих свобод и прав постоянно совершенствовалась и развивалась. - Личность и государство должны отвечать за свои поступки друг перед другом. - Право и закон должны быть едины. Речь о том, что любые НПА должны полностью соответствовать естественно-правовым началам, а также международно-правовым нормам, которые касаются прав людей. - В государстве должен быть идеологический, а также политический плюрализм. Это выражается в многопартийности, существовании огромного количества общественных объединений и так далее. Понятие правового государства является довольно-таки сложным. Какие из перечисленных здесь признаков являются самыми важными? Они все важны одинаково. Правовое государство создает такие условия, которые необходимы для возникновения гражданского общества. Оно подразумевает то, что не только государство будет контролировать людей, но и сами люди будут контролировать друг друга. Да, закон соблюдают не только граждане, но и должностные лица государственных органов. Это означает, что и наказание за его несоблюдение должны нести все без исключения. К предпосылкам образования правового государства стоит отнести многообразие форм собственности, самостоятельность, а также экономическую независимость индивидуумов, свободу предпринимательства, суверенитет народа, демократию, непротиворечивое законодательство, гражданское общество, высокий уровень общественной и политической культуры. Личность в правовом государстве развивается свободно и беспрепятственно, каких-либо серьезных барьеров или преград на пути своего становления она не встречает. Такое образование никогда не возникнет само по себе, так как оно является продуктом целенаправленного развития всего общества. Нельзя сказать, что оно существует в нашей стране. То, что имеется на сегодняшний день в России, можно назвать лишь иллюзией правового государства.

Понятие гражданского общества

Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философДж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепцииЖ.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудахГ. Гегеля иК. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество - это«подлинный источник и театр всей истории».

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), агоризонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта.

Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводитьсяк установлению самых общих рамок в видезакона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.

Признаки гражданского права

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:

§ верховенство закона во всех сферах жизни общества:

§ разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

§ взаимная ответственность личности и государства;

§ реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

§ политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;

§ наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

§ законность и правопорядок в обществе.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.

Следует отметить, чтогражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удаюсь создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.

По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.

Основные институты гражданского общества.

Впервые термин "гражданское общество" был введен Дж. Локком. Впоследствии многие мыслители расширяли и сужали это понятие, выделяли те или иные его признаки, говорили о развитии институтов гражданского общества.

Сегодня существует множество определений гражданского общества. Согласно одному из них, оно представляет собой сферу самопроявления свободных людей, некоммерческих организаций и ассоциаций, сформировавшихся на добровольных началах, огражденных от произвольной регламентации и прямого вмешательства разных внешних факторов, в том числе бизнеса и власти. Институты гражданского общества считаются классическим фильтром требований социума к политической системе. Ключевые принципы Дж. Локка Английский философ сформулировал несколько принципов, на которых базируются цивилизованные социальные отношения: Личные интересы индивида стоят выше общественных и государственных. Наивысшей ценностью является свобода, а ее основой является частная собственность. В гражданском обществе формируются защитные структуры между государством и индивидом. Свобода предполагает невмешательство в личную жизнь человека. Индивиды, создавая гражданское общество, заключают общественный договор. Исходя из этих принципов, можно заключить, что институт гражданского общества – это комплекс объединений людей, огражденный от государственного вмешательства.

Между тем государство призвано регулировать возникающие в обществе отношения. Если социум обеспечивает реализацию прав человека (на свободу, жизнь и пр.), государство, в свою очередь, обеспечивает гражданские права (возможность участвовать в управлении). В обоих случаях имеет место личное право на самореализацию. Общественные институты в гражданском обществе Особенности гражданского общества заключаются в разнообразии интересов индивидов, специфике их удовлетворения через разные институты, а также диапазоне свобод и прав каждой личности. В теории принято выделять 3 группы институтов гражданского общества. Это объединения, в которых человек: Получает средства для удовлетворения потребностей в жилье, пище, одежде и пр. Такие средства человек получает в виде зарплаты на предприятии, дохода от предпринимательской деятельности и так далее. Удовлетворяет потребности в общении, продолжении рода, физическом, духовном развитии. Для этого существуют церковь, научные/образовательные учреждения, семья, творческие объединения, спортивные союзы и пр. Удовлетворяет потребности в участии в управлении делами общества. Эти интересы реализуются через участие в политических движениях и партиях. Зрелость институтов гражданского общества – это способность отдельных индивидов, разных объединений отстаивать частные интересы, удовлетворять их по своему усмотрению, не ущемляя при этом прав других граждан.

Современный социум . В настоящее время институты гражданского общества – это относительно независимые от государства группы равноправных и свободных индивидов. Внутренние и внешние отношения этих объединений выстраиваются в условиях демократической государственности и рынка. В отличие от институтов государства, в гражданском обществе формируются не вертикальные, а горизонтальные связи. Между юридически равноправными и свободными партнерами возникают отношения солидарности и конкуренции. В сфере экономики в качестве структурных элементов гражданского общества выступают негосударственные организации. К ним относят, в частности, акционерные общества, кооперативы, компании, товарищества, корпорации, ассоциации и прочие хозяйственные объединения людей, созданные на добровольной основе и по их личной инициативе.

Социально-политический аспект. Он формируется в ходе деятельности институтов гражданского общества: семьи, выступающей в роли определяющей социальной ячейки, в которой пересекаются личные и общественные интересы; социальных, социально-политических, политических движений и партий, отражающих разнообразие интересов разных групп граждан; органов самоуправления по месту работы и проживания индивидов; негосударственных СМИ. Социально-политический аспект формируется также за счет функционирования механизма выявления и выражения мнения общественности, разрешения разнообразных социальных конфликтов.

Духовная сфера. В этой области общественной жизни создается практика институционального отражения интересов, которые возникают в обществе. Они выражаются в цивилизованной, ненасильственной форме, в рамках законов. Духовная сфера В этой области проявляется свобода слова и мысли. Представители гражданского общества имеют возможность публично выражать свое мнение. Немаловажно и то, что научные, творческие объединения являются независимыми от государственных органов, проявляют самостоятельность и инициативность.

Приоритет свобод и прав человека . Функционирование институтов гражданского общества направлено на повышение качества жизни каждого индивида. При этом: Признаются естественные права человека на свободную деятельность, жизнь, счастье. Утверждается правовое государство, подчиняющее свое существование закону. Признается равенство граждан в рамках единых норм, на одном экономическом и социально-политическом пространстве.

Функции государства. Граждане тесно соприкасаются с правовым государством. Его основные задачи сводятся к: Выработке общей стратегии развития общества. Определении и обосновании приоритетов, темпа, пропорций становления социально-экономических сфер жизни. Стимулированию полезной для общества деятельности граждан, защите их прав, достоинства, собственности. Демократизации сфер жизнедеятельности социума. Обеспечению защиты границ и поддержанию общественного порядка. Особенности государственного взаимодействия с институтами гражданского общества Дискуссии об отношениях между властью и народом ведутся в научных кругах достаточно давно. Между государственными и социальными институтами могут устанавливаться или партнерские, или сопернические отношения. В первом случае имеет место согласие, взаимная поддержка, во втором – противодействие, а в ряде случаев и вражда. Стоит отметить, что такие разнонаправленные отношения формируются и внутри самого общества между его институтами. По мнению многих социологов, гражданское общество можно охарактеризовать как стихию разных политических воль, управление которыми из единого центра невозможно. Представители социума преследуют зачастую прямо противоположные, взаимоисключающие интересы. Государственные институты, в свою очередь, призваны выступать в роли "заинтересованного посредника" или арбитра в противостоянии разных социально-политических движений. Они выражают и претворяют в жизнь общенациональную волю общества. При этом (в идеале) государственные институты должны ориентироваться на интересы большинства представителей общественности. Такая противоречивая, сложная диалектика многообразных свободных воль, формирующих гражданское общество, и одной государственной воли отражает эффективность демократии. При ослаблении позиций гражданского общества неизбежно происходит формирование авторитарного государственного режима. При ослаблении власти государства, в свою очередь, развивается квазидемократия, которая приводит к социально-политическому хаосу. Российские реалии. За время многочисленных реформ в стране произошли достаточно существенные сдвиги в сторону формирования институтов гражданского общества. Создать необходимую для них инфраструктуру позволили приватизация, утверждение свободомыслия, политический плюрализм. Между тем качество основы общественных институтов оценивается многими экспертами как низкое. По мнению ряда отечественных социологов, существующие сегодня политические объединения не могут эффективно реализовать роль посредника между народом и властью. Кроме того, остается не высоким уровень общественной ответственности представителей бизнеса.

В результате исследователи говорят о наличии существенных проблем на пути формирования гражданского общества в РФ. Эти сложности имеют и субъективный, и объективный характер. В первую очередь, в российском обществе отсутствует традиция самой гражданской жизни. Во-вторых, представления населения о механизмах и природе формирования гражданского общества весьма упрощенные. В-третьих, недооценена роль государства в процессе его построения.

Вопрос №3. Структура (системы и институты) гражданского общества.

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем и их институтов, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определенное влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. См.: Корельский В.М. … с. 96-99.

Семья - это общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, связанных общностью быта, взаимной ответственность и взаимопомощью. Семья взаимодействует со всеми сферами жизнедеятельности (политика, экономика, культура и др.), так как человек является основой данного института. Семья выполняет одну из самых важных функций в обществе - воспроизводство его членов - и осуществляет их первичную социализацию. Также семья входит в нормативную систему общества, которая регулирует поведение членов семьи - родителей и детей, определяет присущие им социальные роли и статусы: общество, будучи заинтересованным, в сохранении стабильной и прочной семьи, в воспитании подрастающего поколения, осуществляет как формальный, так неформальный контроль над поведением членов семьи. Семья определяется как своеобразная первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений.

Деятельность семьи как социального института гражданского общества, может быть описана путем анализа тех функций, которая она выполняет как для общества в целом, так и для самих ее членов. Основные функции современной семьи:

1) репродуктивная (биологическое воспроизводство общества);

2) воспитательная (социализация молодого поколения);

3) экономическая (экономическое поддержание несовершеннолетних и н6етрудоспособных членов общества);

4) осуществление первичного социального контроля (моральная регламентация членов семьи в различных сферах). См.: Обществознание: Учеб. пособие / Под ред. Лобанова К.Н.- изд.-3-е, испр. и доп.- Белгород: БЮИ МВД Росси, 2002.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах.

Третий блок образует опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями и др.)

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй, наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. Трудовая деятельность - это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве. Производство - это, прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества, так как без пищи, одежды, жилищ, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям общество существовать не может. Таким образом, человек участвует в различных экономических отношениях. См.: Человек и общество: Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю Лазебниковой. 7-е изд. - М.: Просвещение, 2001.

Политическую систему представляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Центральным институтом, политической системы гражданского общества является государство. Термин «государство» представляет собой организацию, обладающей верховной властью на определенной территории. Отличительной чертой государства является суверенность, она выражается в том, что ему принадлежит право представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для выполнения всеми членами общества, и, наконец, осуществляет правосудие. Государственная власть имеет в своем распоряжении профессиональный аппарат управления, а также специальные вооруженные отряды людей - армию, полицию и т.п., и поэтому государство выступает как сила, способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества.

Не менее важным институтом политической системы являются политические партии. Партия - это есть политическая организация, представляющая часть общества (класс, этногруппу, социальный слой) в ее борьбе за участие в органах власти для отстаивания и проведения ее интересов внутри и вне страны. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они пропагандируют и активно защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации. Становление партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Это каналы реального влияния на политическую власть, постепенно они расширяются, в них вовлекается все большее число людей. Теория государства и права. / Под ред. Н.И Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 621.

Глубинным, существенным слоем являются отношения власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государственными органами и учреждениями и т.д. Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно - политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирование форм непосредственной демократии и т.д. См.: Корельский В.М. … с. 96-99.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно - культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обуславливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразные пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействия на человека, но консолидирующими фактами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно - духовных, культурных ценностей. Там же.

Человеческая деятельность многогранна. Она включает в себя многообразие знаний, норм, навыков, идеалов, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентаций. В своей совокупности они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт, передает его из поколения в поколение. Она генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности (политика, наука, искусство, религия), порождают и развивают реальные изменения в жизни общества. Можно сказать, что культура - это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей человека, а также способ их создания, умения их использовать для прогресса человечества и передачи следующим поколениям.

Культура способствует непрерывному самосовершенствованию общества, его мобильности, динамичности посредством знаний, зафиксированных в различных формах духовных ценностей (научные знания, художественные достижения). Кроме того, она включает также все разнообразные средства и способы освоения и использования этих ценностей и приближение человека к ним посредством системы обучения, образования и воспитания, языка и мышления. Таким образом, культура выполняет достаточно разнообразные функции в обществе. Наиболее важные из них - познавательная, информационная, воспитательная, ценностная, социально-организующая, коммуникативная. Результатами действия этих функций становится: научно - технические открытия, социальные преобразования, развитие культурных институтов и учреждений. Обществознание… С. 190.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство, выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества. Корельский В.М. … с. 96-99.

Человек как автономный субъект свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограниченной личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно - технического прогресса в производство и т. п. Наиболее крупные и значимые блоки права - стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «прав человека», которые являются фундаментальными, в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима стимулирования есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. Права человека и государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми. Правовые отношения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Корельский В.М. … С. 102.

С учетом многовекового опыта изучения гражданского общества учеными были выработаны общие принципы, характеризующие его, к которым относятся: 1) многообразие форм собственности, рыночных отношений; 2) защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) правовое государство, основанное на принципе разделения властей; 5) свобода слова и печати; 6) невмешательство государства в частную жизнь граждан; 7) политический и идеологический плюрализм и т.д. На основании данных принципов и общих идей можно сделать вывод, что гражданское общество является более высокой ступенью в развитии социальной общности, мерой его зрелости разумности, справедливости. Гражданское общество создает необходимые условия и атмосферу для беспрепятственной реализации основных прав и свобод личности, принципов демократии: равноправия, нравственных и культурных ценностей, идеалов справедливости. Оно предполагает наличие особой сферы интересов, строго очерченной и охраняемой законом, в том числе и от произвола самого государства. Здесь над всеми призван властвовать закон, олицетворяющий порядок. Социально-политические и экономико-правовые проблемы гражданского общества. Сборник научных

Таким образом, гражданское общество - «это условное наименование того способа современно жизни, с которым неразрывно сплетены важнейшие условия, в совокупности определяющие тип цивилизации - рыночную экономику и демократию… Осью гражданского общества является частная собственность. Для возникновения гражданского общества понадобилось реформация в Европе в 16-17 веках, превращение человека в индивидуума и собственника». Кара-Мурза. Интеллигенция на пепелище России. - М., 1997. с. 244-245.

Одной из главных задач любого демократического государства в современном мире является достижение консенсуса между гражданами. Это возможно только в том случае, если соблюдены интересы различных социальных групп и есть возможность достижения гражданского согласия. Основную роль в скреплении и соединении государственных и личных интересов играет гражданское общество. Это понятие достаточно широкое, и мы в данной статье попытаемся в нем разобраться.

Что такое гражданское общество

Очень часто развитие самого государства напрямую зависит о того уровня, на котором находится гражданское общество. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, необходимо дать определение. Гражданское общество - это система общественных отношений и институтов, которые не являются государственными. Сюда можно отнести формальные и неформальные структуры, обеспечивающие условия для политической и социальной деятельности человека.

Кроме того, гражданское общество - это еще удовлетворение и реализация различных потребностей и интересов личности, социальных групп и объединений. Оно обычно существует в двух измерениях: социальном и институциональном.

Если говорить о социальной составляющей, то это исторический опыт, который как бы очерчивает пределы возможных действий всех участников политического процесса. Опыт может быть как коллективным, так и индивидуальным. Он определяет поведение личности на политической арене, образ мыслей и некоторые другие стороны межличностных отношений.

Если представить себе, что гражданское общество - это институциональное измерение, тогда его можно охарактеризовать как совокупность организаций, которые выражают интересы различных слоев населения. К тому же стараются их реализовать независимо от государства.

Таким образом, понятие гражданского общества достаточно широкое, и разные политологи по-разному его интерпретируют.

Принципы гражданского общества

Любое общество имеет свои убеждения, гражданское в этом плане - не исключение. Оно функционирует, опираясь на следующие принципы:

Признаки гражданского общества

Общество не зависит от государства и имеет свои развитые экономические, политические, правовые и культурные отношения между своими членами, поэтому для него характерны определенные признаки. Основными являются следующие:

  • Сознание людей находится на высоком уровне.
  • Имеет место материальная обеспеченность, которая строится на владении собственностью.
  • Все члены общества между собой имеют тесные связи.
  • Есть подконтрольная государственная власть, которая представлена наемными работниками, имеющими соответствующие компетентность и способности по решению проблем общества.
  • Власть является децентрализованной.
  • Некоторая часть власти передается органам самоуправления.
  • Любые конфликты в обществе должны решаться нахождением компромиссов.
  • Имеет место настоящее чувство коллективности, обеспеченное осознанием принадлежности к одной культуре, нации.
  • Личность общества - это человек, который ориентирован на духовность и созидание всего нового.

Также стоит упомянуть, что в признаки гражданского общества можно и нужно еще включить развитую демократию. Без нее невозможно построить современный социум. Практически в любом государстве общество имеет свои отличительные характеристики.

Структура гражданского общества

Общество отличается также тем, что имеет свою структуру, в которую обязательно включены общественные организации и институты. В их задачу входит обеспечение и создание условий для реализации интересов граждан и потребностей целых коллективов.

Кроме этого, структура гражданского общества включает и некоторые подсистемные элементы, к которым можно отнести:

  • Национальные движения и нации.
  • Классы.
  • Социальные слои общества (например пенсионеры, студенты).
  • Политические партии или движения.
  • Общественные движения, носящие массовый характер (например профсоюзные организации, защитники окружающей среды, защитники животных и т.д.).
  • Религиозные организации.
  • Общественные организации (любители собак, общество трезвенников или любителей пива).
  • Различные союзы или ассоциации, в которые могут входить предприниматели, банкиры.
  • Общество потребителей, к которому можно отнести всех нас.
  • Любой коллектив на производстве, в учебных заведениях.
  • Семья является ячейкой нашего общества, поэтому это тоже часть его структуры.

Часто так бывает, что даже выдающиеся личности могут выполнять функции отдельного элемента общества. К таким можно отнести следующих: А. Сахаров, А. Солженицын, Д. Лихачев и другие.

Функции гражданского общества

Любая организация, объединение выполняют свои определенные функции. Это относится и к гражданскому обществу. Среди основных функций можно выделить следующие:

  1. Производство норм и ценностей, которые утверждает государство своими санкциями.
  2. Образование той среды, в которой идет формирование индивида.
  3. Создание условий для свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности.
  4. Регулирование и контролирование всех структур общества и их взаимоотношений между собой с помощью гражданского права. Это позволяет избегать или преодолевать различные конфликты и вырабатывать определенную политику в интересах всего общества.
  5. Защита прав каждого человека и его интересов путем создания разветвленной системы юридических механизмов.
  6. Масштабное самоуправление во всех сферах общественной жизни.

Взаимоотношения общества и государства

Государство и гражданское общество осуществляют постоянное взаимодействие. Общество обращается к государству со своими инициативами, предложениями, интересами и требованиями, чаще всего требующими поддержи, и прежде всего материальной.

Государство, в свою очередь, идет навстречу по-разному, это могут быть:

  • Рассмотрение инициатив и их поддержка или неодобрение.
  • Выделение средств для развития организаций или фондов.

Практически в любом государстве в структурах власти имеются органы, которые занимаются связями с общественностью. Эта взаимосвязь может быть в разных формах, например, регистрация новых организаций и оказание им помощи, создание условий для материальной поддержки.

Кроме специальных органов имеется еще одна форма контактирования общества и государства. Это когда представители гражданского общества являются членами комиссий, советов, которые работают в правительстве. Например, депутаты, эксперты и узкие профессионалы, владеющие ценной информацией, которая касается развития социума.

Если детально рассмотреть взаимодействие общества и государства, то можно сделать определенные выводы:

  1. Гражданское и правовое общество является мощным рычагом в системе ограничения стремления политической власти к господству. Для этого используется участие в избирательных кампаниях. А также формирование общественного мнения с помощью независимых средств информации.
  2. Гражданское общество постоянно нуждается в государственной поддержке. Именно поэтому многие представители организаций принимают активное участие в работе госорганов. Несмотря на то что большинство организаций являются самообразующимися и независимыми, они все равно взаимодействуют с государством в разных формах.
  3. Оно имеет острую заинтересованность в хороших отношениях с обществом.

Понятие гражданского общества слишком широкое и масштабное, но оно обязательно подразумевает тесное взаимодействие с госорганами. Для демократического государства очень важно, чтобы эти взаимоотношения были доверительными и тесными, только так можно иметь экономическую и политическую стабильность.

Гражданское общество и его институты

Как мы уже выяснили, главным элементом любого общества является человек. Поэтому все группы и организации должны способствовать всестороннему развитию личности и реализации ее интересов.

Институты гражданского общества можно разделить на несколько групп:

  1. Организации, в которых личность получает все необходимое для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, например, в еде, пище, жилье. Это могут быть профсоюзные организации, производственные или потребительские союзы.
  2. Ко второй группе институтов относятся семья, церковь, спортивные организации, творческие союзы. В них индивид удовлетворяет свои духовные потребности, физические.
  3. Политические партии и движения удовлетворяют потребности в управленческой деятельности.

Таким образом, реализацию всех интересов граждан осуществляют институты гражданского общества. Границы этих прав и свобод как раз и составляют его главные черты.

Характерные черты современного гражданского общества

Для сегодняшнего времени характерно гражданское общество, которое имеет следующие характеристики:

  • Нет пока целостной и единой системы гражданских структур. Также можно говорить о слабой правовой защите граждан.
  • В обществе можно видеть разделение людей на бедных и богатых, элиту и простой народ, представителей власти и всех остальных.
  • Слабая социальная основа общества. По подсчетам средний класс занимает от 16 до 30 % всех граждан.
  • Не имеют яркой выраженности объединяющие культурные ценности: уважение к личности, солидарность, доверие и другие.
  • Граждане в большинстве случаев пассивны и не желают принимать участие в политической и общественной жизни государства.
  • Организации или слабо, или неэффективно воздействуют на органы власти.
  • Еще находится на стадии формирования правовая основа гражданского общества.
  • На облик общества в целом влияет и историческое развитие, и современные особенности.
  • Сейчас еще нельзя назвать процесс формирования гражданского общества в России завершенным. Это очень длительный путь. Многие граждане просто не осознают роль общества в жизни государства и их собственной.

Большой проблемой на данный момент является отчуждение многих организаций, групп, институтов от государства.

Глобальное открытое общество

Глобальное гражданское общество - это уже международная сфера проявления инициатив граждан, их объединение на добровольной основе в организации. Эта сфера не поддается вмешательству и регламентации со стороны государства. Такое общество является основной базой для развития цивилизации и неким регулятором не только экономики, но и политики во всех мировых странах.

Открытое глобальное общество имеет свои признаки:

  1. Осуществляется быстрая смена чиновников на основе общественного мнения.
  2. Это же можно сказать и про элиту общества.
  3. Наличие доступных средств массовой информации, которые не подвержены государственной цензуре.
  4. Наличие социальных сетей, в которых граждане могут оказывать влияние друг на друга.
  5. Общественное мнение находится в зависимости от оценок граждан.
  6. Все права и свободы реализуются реально, а не только на бумаге.
  7. Самоуправление находится на высоком уровне.
  8. Государство ведет правильную социальную политику.
  9. Вес в обществе имеет и средний класс.
  10. За государственными структурами осуществляют контроль общественные организации.

Таким образом, можно сказать, что глобальное общество - это то, в котором государство не доминирует в отношениях граждан.

Общество и его развитие

Если говорить про развитие гражданского общества, то можно смело сказать, что оно еще не закончено. Это касается не только нашей страны, но и всех остальных мировых государств.

Большинство политологов утверждают, что формирование гражданского общества началось еще в античные времена, например, в Греции, Риме существовали отдельные элементы общества. Шло развитие торговли, ремесла, это привело к появлению товарно-денежных производств, которые получили свое закрепление в римском частном праве.

Если говорить о европейских регионах, то можно выделить несколько этапов в развитии общества:

  1. Первый этап можно отнести к 16-17 векам. В это время начали появляться политические, экономические, идеологические предпосылки для развития гражданского общества. Это бурное развитие промышленности, торговли, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, идеологический переворот, становление культуры и искусства.
  2. Второй этап начинается с 17 и продолжается до 19 века. Этот период ознаменовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах в виде капитализма, который основывался на частном предпринимательстве.
  3. 20 век - это начало третьего этапа развития, который продолжается и до настоящего времени.

Если говорить о развитии гражданского общества в России в настоящее время, то можно отметить ряд особенностей:

  • У нас в обществе недостаточно развита политическая культура.
  • У многих граждан отсутствует социальная ответственность.
  • Изначально Россия принадлежала к тем странам, которые больше ориентируются на государство, чем на общество. Такие стереотипы достаточно трудно поддаются корректировке.
  • Нет мощного общественного слоя, который бы сумел руководить социальным движением, поэтому основная роль в этом отводится государству.

Становление гражданского общества - это длительный и практически непрерывный процесс, в котором принимают активное и равноправное участие как граждане, так и государство. Если удастся сформировать современное правовое гражданское общество, то и государство будет вынуждено подчиниться законам и служить на благо граждан.

    Негосударственные предприятия, учреждения и организации : частные, акционерные и иные негосударственные производственные, посреднические и торговые предприятия, банки, школы, вузы, учреждения культуры, здравоохранения, отдыха, физкультуры и спорта и т.д.

2. Общественно-политические организации и движения:

    политические партии – основные институты гражданского общества, главные «посредники» между государством и обществом (подробно об этом см. лекцию № 8 настоящего курса);

    общественные самодеятельные организации (профессиональные, молодёжные, женские, ветеранские, экологические и т.д.), создаваемые гражданами преимущественно для защиты социально-экономических интересов соответствующих групп населения и природной среды обитания;

    религиозные организации, стремящиеся внести в государственно-политическую и общественную жизнь духовно-нравственные начала.

3. Негосударственные средства массовой информации («четвёртая власть»), аналитические центры, фонды, объединения учёных, журналистов, деятелей культуры и искусства. Например, независимые СМИ, общественные академии, институты, занимающиеся информационной, исследовательской и просветительской деятельностью, или самодеятельные творческие союзы кинематографистов, театральных деятелей, художников и т.д.

4. Институты и организации непосредственной демократии и, прежде всего, органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти, а также общественные организации отдельных групп населения (например, организации солдатских матерей, обманутых вкладчиков, воинов-афганцев и т.д.).

В отличие от государственных структур, в которых преобладают вертикальные связи (подчинённости и единообразия сверху донизу), для взаимоотношений между институтами гражданского общества характерны горизонтальные связи – свободные отношения «конкуренции-солидарности» юридически равноправных партнёров.

Справочно

Не все мыслители, в том числе выдающиеся, высоко ценили гражданское общество. Так, Гегель считал его средоточием частных интересов и худших сторон общественной жизни – торгашества, спекуляции, безнравственности, а государство, представляющее общий интерес, – благом, единственно способным искоренить общественное зло. Поэтому, по Гегелю, гражданское общество должно уступить место законам и интересам государства, быть ему подчинено. Гегелю возражали многие мыслители, в том числе К. Маркс, утверждавший, что государство не может быть движущей силой гражданского общества, так как само является его продуктом.

Между государством и различными институтами гражданского общества могут устанавливаться отношения либо сотрудничества, согласия, поддержки, либо соперничества, противодействия, вражды. Подобные же разнонаправленные отношения складываются и внутри самого гражданского общества между его различными институтами. Гражданское общество – это стихия неуправляемых из одного центра политических воль, преследующих различные, порой взаимоисключающие интересы. Государство же призвано играть роль заинтересованного «посредника», арбитра в противоборстве различных социально-политических сил, выражать и проводить в жизнь общую, общенациональную волю всего общества, ориентируясь (в идеале) на интересы большинства граждан. Такая сложная и противоречивая диалектика многочисленных свободных воль, представляющих гражданское общество, и единой воли государства как раз и составляет процесс функционирования эффективной демократии. Ослабление гражданского общества неизбежно приводит к возобладанию авторитарных тенденций в деятельности государственной власти, а ослабление государства приводит к квазидемократии – охлократии, политическому и социальному хаосу.

Характер взаимоотношений между государством и гражданским обществом всегда был и остаётся предметом исследований, дискуссий в общественной науке. Эта проблема занимала умы людей, была причиной многих народных движений, основным вопросом политических переворотов и социальных революций. Все старались найти пути гармонизации государственной власти и общества, ибо это главное условие свободы человека, его духовного состояния и социальной справедливости.

Наиболее действенным регулятором отношений между государством и гражданским обществом является право.