Требовать уничтожения налогов. Налоговое право: Учебник для вузов. Доходы бюджетов, бюджетное устройство

Исследование бюджетных расходов и доходов было бы неполным без структурного анализа их системы в современной России по группам и видам.

Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не сможет сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства.

Н.И. Тургенев, русский экономист.

Доходы бюджетов, бюджетное устройство.

Доходы бюджетов образуются за счет: а) налоговых доходов; б) неналоговых

____________________________________________________________________

Таблица. Составлено и рассчитано по: Бюджетная система РФ/ Пол ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского 2003.

доходов; в) безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц,

международных организаций и зарубежных правительств, безвозмездных перечислений по взаимным расчетам; г) доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Структура источников формирования консолидирующего бюджета России представлена в таблице, откуда видно, что налоговые доходы являются доминирующим источником (их доля около 90 %).

СТРУКТУРА ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРУЕМОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, %

(Доходы всего – 100%)

Источник: Российский статистический ежегодник, 2005. М., 2006.

Состав и структура доходов федерального бюджета Российской Федерации представлены в таблице за 2000-2003 гг (%).

Доходы по группам и видам

2000 2001 2002 2003

Среднее значение

Всего доходов в том числе:

1. Налоговые доходы – всего из них:

Налог на добавленную стоимость

Таможенные пошлины

Единый социальный налог

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами

Подоходный налог с физических лиц

Налог на игорный бизнес

Лицензированные и регистрационные сборы

Налог на покупку иностранной валюты

Прочие налоги и сборы

Государственная пошлина

2. Неналоговые доходы – всего, из них:

Доходы от госуд. имущества деятельности государственных организаций

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Прочие неналоговые доходы

3. Доходы целевых бюджетных фондов.

Подавляющую массу всех доходов составляют налоговые доходы в среднем за период за 2000-2003 гг. 91,5 %, из них наиболее крупными доходными источниками являются НДС- 38,4 %, таможенные пошлины – 16,7%, единый социальный налог – 14,2 %, акцизы – 12,7 %, налог на прибыль – 9,9%, платежи за пользование природными ресурсами – 5,2 %. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов колеблется в среднем в размере 6%, дивиденды по акциям, принадлежащем государству – около 13 %, платежи государственных предприятий – 18 %, отчисления от прибыли Центробанка России – 11%, прочие поступления от имуществ – 5%.

Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально - экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено в основном на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий являются низкорентабельными. Но менее высоко налоговое давление на доходы населения, хотя формально оно представлено в виде ставки подоходного налога в размере 13 %. При этом никто не учитывает скрытую форму обложения доходов населения через косвенные налоги, носителем которых оно выступает (по под счетам около 70 % суммы косвенных налогов оплачивается домашними хозяйствами через различные цены, в которых налоговая составляющая колеблется в среднем в пределах 45-50 %. По оценкам специалистов, размер теневой экономики в России составляют минимум 30 % официального объема ВВП.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70 %

Составлено и рассчитано по: Бюджетная система Российской Федерации: О.В. Врублевская .

всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес

(традиционные косвенные налоги в виде НДС, акцизов, налог с продаж, таможенных пошлин; все налоги, которые относятся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной стране. Конечно, в сложных российских условиях косвенные налоги являются более надежными, стабильными и не зависящими от инфляции источниками доходов государства. Однако высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следственно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками косвенных налогов на бизнес становятся не только население и государственные учреждения, но и предприятия – производители (продавцы) в случае нарушения процесса реализации продукции и невозможности переложения налогов через цены на потребителей (товары могут вообще быть не проданы либо проданы по ценам, не возмещающим налоги).

Поэтому высокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояние предприятий – производителей (продавцов), заставляют их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которых государство не получает вообще никаких налогов.

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо, но налоговая инспекция напомнит.

Пьер Данинос, француский журналист.

1 ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 2 2 1. Налоги в системе финансовых отношений............................................................ 3 3 2. Роль налогов в перераспределении национального дохода.................................. 10 4 3. Функции налогов (фискальная и регулирующая).................................................. 13 5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................. 16 6 Список использованной литературы.......................................................................... 17

ВВЕДЕНИЕ

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования

государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как

известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением

государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В

истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов,

поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей

ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только

посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени

определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций:

управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство,

тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая

система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-

кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование

всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась,

пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и

острой критики.

Цель данной работы – проанализировать социально-экономическую сущность

1. Налоги в системе финансовых отношений

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений.

С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства,

необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение

национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория

выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как

налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями

(государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой).

И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого

государства. Другое дело в вопросе реализации принципов равенства и

справедливости налогообложения. Государство может максимально реализовывать

возложенные на него социальные функции при условии построения максимального

налогообложения хозяйствующих субъектов. Таким образом, если налогоплательщик

отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения охватывают производство, распределение, обмен и

потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста

национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы

образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного

в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль

экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора

экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в

форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии

распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником

налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает

стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов

принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода

дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам

принадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительно

мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Первая форма проявления сущности налогов - это денежные взносы граждан,

необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового 0 0 1 Fбремени определяется суммой расходов государства на выполнение его ос новных функций:

управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги - важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех

поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор

налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями)

позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и

занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение

соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять

и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между

сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции.

Выделяют три важнейшие функции:

1)фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;

2)регулирующая - предполагает государственное регулирование экономики,

перераспределение в этих целях финансовых потоков; 3)социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения

между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между

Все налоги содержат следующие элементы:

Объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению;

Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

Источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;

Единица обложения - единица измерения объекта (денежная единица страны);

Ставка налога - величина налога с единицы объекта налога (%);

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога

(необлагаемый min);

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Налоги бывают двух видов.

Первый вид - налоги па доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль

корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу

(так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том

числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод

прибыли и капиталов за рубеле и другие. Они взимаются с конкретного физического или

юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид налогов - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве

развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо

включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и

ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью

переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогов на землю

и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену

сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени

эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен

спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично

предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая

уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на

потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может

привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив

капитала в другие сферы деятельности.

Также различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные

налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,

независимо от размера дохода.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту

налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста

дохода. Прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с

большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя.

Налоги - это один из экономических рычагов, с помощью которых государство

воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство

широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на

негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным

инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм

собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных

инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить

энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных

предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области

налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических

целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда

Налоговый опыт подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать

курицу, несущую золотые яйца», то есть как бы велики ни были потребности в финансовых

средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать

заинтересованность налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.

Для того чтобы раскрыть суть налоговых платежей, важно определить основные

принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой

системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование

о природе и причинах богатства народов» в форме четырех положений, ставших

классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства,

каждый по возможности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной

правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому

равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не

произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как

самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее

удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика

возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита благодаря их простоте и ясности не требуют никаких иных

разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих. Они стали

аксиомами налоговой политики.

Сегодня эти принципы дополнены в соответствии с требованиями нового времени.

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило

однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с

оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся

общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать

перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментов государственной

экономической политики.

Сбор за участие в бегах на ипподромах;

Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных

законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

Сбор за право проведения кино- и телесъемок;

Сбор за уборку территорий населенных пунктов;

Другие виды местных налогов.

2. Роль налогов в перераспределении национального дохода

Налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от

политического строя страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в

регулировании экономики страны. Сейчас все большая роль отводится налогам. На начало

1995 года уже было установлено 44 налогов и сборов. Множественность налогов позволяет

решать разнообразные задачи и реализовать различные функции.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего

продукта (ВВП) и национального дохода страны(НД). В ходе распределения и

перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.

Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги

воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей

фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в

денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему

воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому - косвенные

налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном

обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и

предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса

населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты

перераспределения ВВП и НД, они оказывают влияние с некоторым опозданием от

действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной

связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного

принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги являются

важнейшим средством антицикличного развития экономики. В целях выравнивания темпов

экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования

спроса на инвестиции(его стимулирование в период депрессии и ограничения в период

предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, поскольку автоматический рост

налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду. В этой ситуации

необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию.

Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное

явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности,

трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и

населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных

процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России,

когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных

источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается

одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания

налоговых ставок в нашей стране.

Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени.

2. Нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы

и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание

налоговой системы.

3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его

использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.

4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие

развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и,

разумеется, приводящие к недобору поступлений.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются

представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы

прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов - лидеры в

обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на

заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание

иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях

теоретики опираются на кривую Лаффера.

При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается

(больше продукции - больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и

доходы государственного бюджета.

Рисунок 1 Кривая Лаффера Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50%)

0 0 1 Fявляется пределом, за которым ликвидиру ются стимулы к предпринимательской

инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков,

занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать

финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение

эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции

А.Лаффера, изъятие у производителей более 35-40% добавленной стоимости провоцирует

невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно

попаданию в порочный круг - так называемую «налоговую ловушку». Обычно считается,

что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует

величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для 0 0 1 Fналого плательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15%).

Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять

уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-

культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня

жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы 1.

Таблица 1. Влияние налоговой нагрузки на эффективность развития экономики Государство Налоговая нагрузка, %

ВВП Уровень жизни, долл.

Австрия 42,8 28110

Бельгия 46,6 26440 Германия 39,3 28870 Испания 35,8 14350 Канада 31,6 19020 Мексика 16 3600 США 31,8 28020 Турция 22,2 2830 Финляндия 47,3 23240 Франция 44,1 26270 Швеция 51 25710

Как видим, в странах с большой налоговой нагрузкой обеспечиваются более высокие

социальные стандарты. Примером является Швеция (налоговая нагрузка составляет 51%

ВВП), где действует тенденция снижения экономического расслоения общества.

Эффективное государственное управление направлено на приоритетное развитие наукоемких

технологий. Не случайно стремление правительства России снизить налоговую нагрузку (налог на прибыль предприятия 24%) встретило негативную реакцию ряда экономистов,

озабоченных скудостью средств, направляемых на развитие социально-культурной сферы.

Они прямо предлагают перенести налоговую нагрузку, связанную с поддержанием

образования, культуры, здравоохранения и научно-технического прогресса на

инновационный сектор, заменить социальные налоги с физических лиц корпоративным

социальным налогом. Пока корпоративный социальный налог в России платит топливно- 0 0 1 Fэнергети ческий (ТЭК), что не совсем верно, так как, во-первых, это не инновационный

сектор, его только предстоит создать; во-вторых, предприятия ТЭКа должны платить

природную ренту, присваеваемую узкой группой лиц и составляющую, по подсчетам

академика Д.Львова, 60 млрд. долл. ежегодно.

В России возникли и другие проблемы. Растет теневой сектор, уменьшается объем

перечисления средств в федеральный бюджет рядом регионов. Так, 12 регионов (Татарстан,

Челябинская область и другие) перечисляют менее 20% требуемых сумм. Еще одним

недостатком сложившейся налоговой системы является неравномерность налоговой нагрузки

по различным отраслям промышленности. К увеличению налоговой нагрузки ведут

нерациональное расходование бюджетных средств, ставившее в тяжелые условия

налогоплательщиков. В результате большинство российских налогоплательщиков платят не

в соответствии с законом исходя из созданной налогооблагаемой базы, а учитывая лишь

официально представленные финансовые возможности.

3. Функции налогов (фискальная и регулирующая)

Функции налогов-(англ. tax functions) - устойчивые внутренние свойства,

закономерности развития и отличительные формы проявления, позволяющие выявить

внутреннее содержание и назначение налогов. В современной экономической литературе нет

единообразия в их трактовке, что свидетельствует о различающихся подходах к определению

сущности налогов.

Выделяют, как правило, три основные функции налогов : фискальную,

регулирующую и контрольную, а также две подфункции: стимулирующую и

воспроизводственного назначения.

Фискальная (или бюджетная) функция вытекает из самой природы налогов и

проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для

осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства, производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для

сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры -

библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного

уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения

и др.). Значение фискальной функции растет с повышением экономического уровня развития

общества, ростом налоговых доходов государства, что связано с расширением его функций

и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется

все больше средств на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание

управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей государства взимать

налоги и расходовать средства государственного бюджета происходит регулирование уровня

деловой активности и решение различных социальных задач.

Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги активно влияют на

экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют

процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос

населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла. Таким

образом, регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства

посредством налогов в процесс воспроизводства, что обусловлено ростом производительных

сил в условиях НТР, поднявшим на новую ступень налоговое регулирование. Развитие

рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения, отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета,

маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом

комплексе экономических мер принадлежит налогам.

Государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, вводя одни и

отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения, способствует решению

актуальных для общества проблем: стимулирует научно-технический прогресс, регулирует

уровень безработицы, перераспределяет доходы своих граждан, направляя финансовые

ресурсы на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в

капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

Регулирующая функция налогов носит социально-экономический характер. Это

достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления

значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или

частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Регулирующая и фискальная функция налогов находятся в тесной взаимосвязи.

Фискальная функция налогов , с помощью которой происходит огосударствление части

новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части

стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с

участниками - агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной

власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного

процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая

функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным

их свойством.

Итак, налоги: 1) влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм

рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его; 2) размер налогов

определяет уровень оплаты труда, так как она включает налоговые платежи; 3) от налогов

зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг (оно является

определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей для

предпринимателей); 4) налоги влияют на инвестиционные решения предпринимателей. На

уровне корпораций важное значение имеют правила исчисления облагаемых налогом

прибылей. Дивиденды выплачиваются из суммы прибыли после уплату налогов, а затем

облагаются налогом на уровне акаунеров.

Следовательно, необходимо предусмотреть освобождение от двойного

налогообложения инвестиций, финансируемых за счет собственного капитала; снижение

налогов с основного капитала, играющее важную роль в определении прибыли инвесторов

после уплаты налогов; инвестиционные субсидии и различные методы отсрочки налоговых платежей через инвестиционные фонды. На уровне акционеров встает проблема

стимулирования инвестиционной активности при обложений налогом на процентный доход

и дивиденды, а также налогом на прирост капитала. На уровне международных

инвестиционных потоков обращают внимание на налоги, которыми облагаются иностранные

инвесторы.

Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что

появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их

сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой

функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за

движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в

налоговую систему государства. Контрольная функция определяет эффективность налоговр-

финансовых отношений и бюджетной политики государства. Осуществление контрольной

функции налогов , ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее

заключается в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица)

своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджета. Как правило,

налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней

государственной власти.

Налоговая система возникала и развивалась с момента образования государства.

Развитие и изменение форм государственного устройства неизменно влекли преобразование

налоговой системы. С развитием государства налоги постепенно стали главным источником

пополнения государственной казны.

Социально-экономическая сущность, роль и назначение налогов определяются

экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства, а также

историей становления системы налогов.

Список использованной литературы

1. Налоговый Кодекс РФ

2. Балабин В.И. Налоговое право: Теория, практика, споры. – М.: Наука, 2005. – 417с. 3. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право. – М., 2006. – 453с. 4. Винницкий Д.В. Основные проблемы теории налогового права. 2005. – 216с.

5. Евстигнеева Е.Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. 2006. –

6. Кустова В.М., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России.2005. – 359с.

7. Мальцев В.А. Налоговое право. 2007. - С. 94-105.

8. Парыгина А.В., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. – М., 2002. –

9. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. 2005. – 545с.

10. Русаова И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение. – М.: Изд-во Проспект, 2003. –

11. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М., 2006. – 367с.

12.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 2007.


Вероятно, Николай Тургенев (1789–1871), русский экономист, участник движения декабристов, вдохновил А. С. Пушкина на знаменитую «экономическую» строфу из «Евгения Онегина»:

Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.

Бюджетное право (право парламента утверждать государственный бюджет) рассматривается в декларации не как средство проведения финансовой политики посредством бюджетной дисциплины, а как способ обеспечения политических свобод граждан. Гарантией реализации прав налогоплательщика служило реальное разделение прав облагать налогом и взимать налог. Соблюдение прав налогоплательщиков обеспечивалось наличием эффективной защиты как в отношении исполнительных органов, собиравших налоги, так и в отношении представительных органов, облагавших налогом.

Для гарантии соблюдения прав граждан в декларации предусмотрено функционирование механизма действенного контроля в сфере финансов. Открытость, гласность деятельности представительных органов в сфере финансов были признаны необходимым условием функционирования общественного контроля. Праву контроля за деятельностью органов управления соответствовала обязанность должностных лиц отчитываться по вверенной части управления и обязательность для них решений, принятых по этим отчетам.

Российские принципы налогообложения

На российскую почву учение о принципах налогообложения было привнесено благодаря Н. И. Тургеневу, автору вышедшей в 1818 г. монографии «Опыт теории налогов» . Н. И. Тургенев обобщил распространенные в то время взгляды на роль налогов и принципы их взимания, способствовал их популяризации в России.

Необходимо отметить, что разработка правил налогообложения, направленных на сочетание интересов хозяйства и торговли, с одной стороны, и казны, с другой, велась в России задолго до появления труда Н. И. Тургенева. Стоит назвать «Книгу о скудности и богатстве» – выдающееся произведение петровской эпохи, подготовленное в 1724 г. купцом Иваном Тихоновичем Посошковым (1652–1726), его называют первым русским экономистом. В главе «О царском интересе» он отмечал, что «худой тот сбор, когда кто царю казну собирает, а людей разоряет, ибо если кто прямо государю своему тщится служить, то более собрания надлежит ему людей от разорения соблюдать, то оное собрание и скоро, и прочно будет».

В настоящее время вопрос о принципах налогообложения по-прежнему актуален. В различных странах ученые и специалисты государственных органов обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой в процессе совершенствования налогового законодательства.

«Требовать ныне уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества».

(Н. И. Тургенев, 1789–1871, русский экономист)

Развитие принципа справедливости идет в направлении наиболее точного определения понятий «доход», «накопления», «платежеспособность», изучения и разрешения таких проблем налогообложения, как проблема эффективных налоговых ставок, переложения налогов, влияния инфляционных процессов на налогообложение, избежания налогов и уклонения от налогообложения и др.

Так, использование различных налоговых лазеек приводит к необходимости повышения ставок налогов, чтобы компенсировать недополучение доходов бюджетом. В результате добросовестные налогоплательщики вынуждены нести дополнительные обязательства. Реализация принципа справедливости в таком случае – это внесение изменений в налоговое законодательство, предотвращающих использование так называемых налоговых схем с целью уклонения от уплаты налогов.

В условиях инфляции номинальные доходы налогоплательщиков возрастают, хотя покупательская способность остается прежней или даже уменьшается. Тем не менее при прогрессивной системе налогообложения такие доходы облагаются подоходным налогом по более высоким ставкам, налогоплательщик вынужден уплачивать «инфляционный налог». Принцип справедливости требует, чтобы законодатель налоговой индексацией или другими методами (например, переход к плоской шкале налогообложения) учитывал «эрозию доходов».

Заключение

Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения соответствующих функций: социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения. Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Унификация подоходного налога, сокращение дифференциации ставок косвенных налогов влечет за собой усиление социальной несправедливости, т.к. с большего дохода будет отчисляться меньший взнос в процентном исчислении в пользу государства для последующего распределения.

Безусловно не все высокие доходы идут на потребление товаров и услуг, часть их идет на накопление и сбережение, которые в основной их части налогами не облагаются, за исключением покупки золота в слитках. Однако в дальнейшем опосредованно эта часть доходов также попадает под косвенное налогообложение.

Современные косвенные налоги являют пример развития передовой финансовой мысли. Именно косвенные налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты налогов прогрессивных и пропорциональных.

Библиографический список

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации

5. Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. Бюджетная система РФ. Москва, Юрайт, 2008 г.

6. Гуккаев В.Б. Налоги и учет. Москва, Бератер, 2009 г.

7. Под ред.А.Н. Козырина. Система налогов и сборов России. СПб, Питер, 2004 г.

8. Нефедов Н.А. Налогообложение в России. Москва, Финансы и статистика, 2004 г.

9. Аникина М.В. Косвенные налоги. Налоговый вестник, 2009 г. №5, стр.7-10.

10. Аронов А. Налоговая система: реформы и эффективность. Налоговый вестник, 2008 г., № 5, стр.33-35.

11. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение реформируемой налоговой системы., 2004 г., №3, ст.32-33.

12. Горленко И.И. О налоге на добавленную стоимость. Налоговый вестник, 2004 г., №3, стр. 19-22.

13. Гусев Д.В. Налоговый климат как фактор привлечения иностранных инвестиций. Финансы, 2000 г., №5, стр. 20-25.

14. Коркин А.В. Совершенствование налогового законодательства. Налоговый вестник, 2004 г., №7, стр.15-18.

15. Лазовая А.Н. НДС в торговых отношениях РФ с государствами. Налоговый вестник, 2007 г., №4, стр.59-61.

16. Петров Ю. Селективная финансовая политика: Повышение собираемости налогов. Экономический журнал, 2008 г., №4, стр.12-15.

17. Петров М.Н. НДС: проблемы и перспективы. Деньги и кредит, 2004 г., №2, стр.5-8.

18. Хромова Н.А. Косвенные налоги. Налоговый вестник, 2008 г., №1, стр.39-40.

19. Хромова Н.А. О привлечении косвенных налогов субъектами малого предпринимательства. Налоговый вестник, 2007 г., №8, стр.5-8.

ВВЕДЕНИЕ

1. Налоги в системе финансовых отношений

2. Роль налогов в перераспределении национального дохода

3. Функции налогов (фискальная и регулирующая)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной работы – проанализировать социально-экономическую сущность налогов.

1. Налоги в системе финансовых отношений

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Финансовая категория налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства. Другое дело в вопросе реализации принципов равенства и справедливости налогообложения. Государство может максимально реализовывать возложенные на него социальные функции при условии построения максимального налогообложения хозяйствующих субъектов. Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам принадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительно мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Первая форма проявления сущности налогов - это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его ос­новных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги - важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции.

Выделяют три важнейшие функции:

1)фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;

2)регулирующая - предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3)социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Все налоги содержат следующие элементы:

o объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению;

o субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

o источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;