Основные черты эгп японии. Япония: экономико-географическое положение. Экономические предпосылки развития и размещения на территории

Основные черты эгп японии. Япония: экономико-географическое положение. Экономические предпосылки развития и размещения на территории

Промышленность.

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве – результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП.

В Японии развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции).

I. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля – США, Австралия; в меньшей степени – Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

II. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 1997 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима – 10 энергоблоков).

III. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

IV. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

V. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.

2) Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе – сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском – металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе – станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.

Таблица 3.1

12 крупнейших конгломератов (промышленно-финансовых групп) Японии (данные 1999 г.)

Число корпораций, входящих в 500 мировых Годовая сумма продаж (млрд. долл.) Активы (млрд долл.) Число занятых (тыс.) Шта6-квартира
1 «Мицубиси» 7 105,1 124,6 272.2 Токио
2 «Тойота» 2 84,0 77,6 116,2 Нагоя
3 «Мацусита» 2 66,0 84,3 280,0 Осака
4 «Хитати» 2 65,1 81,3 341,0 Токио
5 «Ниппон Стил» 5 59.1 78,2 99,8 Токио
6 «Ниссин» 3 57,0 67,9 155,1 Токио
7 «Фудзи» 4 52,9 62,1 226,3 Токио
8 «Сумнтомо» 6 43.8 56,0 120,5 Осака
9 «Тосиба» 1 37,5 49,3 173,0 Токио
10 «Дан Ити» 6 33,4 39,3 104,3 Токио
11 «Хонда» 1 33,4 26,4 90,9 Токио
12 «Сони» 1 31.5 39,7 126,0 Токио

4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

5) В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность.

6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).

VI. Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности – рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари-культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел.

Очень важная особенность промышленности Японии – её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.

Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве Японии занято около 3% экономически активного населения, а доля его в ВНП страны составляет около 2%. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных.

Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность

Растениеводство даёт основную часть продукции (около 70%), но его удельный вес снижается. Кормовые и технические культуры страна вынуждена ввозить из за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади. Но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. На обрабатываемые земли приходится 13% территории страны. Однако в ряде районов Японии можно получать 2-3 урожая в год, поэтому посевная площадь больше обрабатываемой. Несмотря на то, что обрабатываемые земли занимают небольшую долю в земельном фонде, а их величина, приходящаяся на душу населения очень мала (по сравнению с США меньше в 24 раза, по сравнению с Францией – в 9 раз), свои потребности в продовольствии Япония обеспечивает в основном за счёт собственного производства (около 70%). Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и производительные кооперативы. Это значительные сельскохозяйственные единицы.

Прибрежные низменности всех островов, в том числе и в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.

Транспорт

Транспорт. В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Растут объемы и авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн бр. рег. т в 1999 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами». Размеры автомобильного парка - 43 млн легковых машин и 22 млн грузовых и автобусов (1998, второе место в мире). С середины 90-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший - Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры, В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова. Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.

Внешнеэкономические связи

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из НИС Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран.

В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.

Объём внешней торговли Японии постоянно растёт (760 млрд. долр., 1997 год – третье место после США и ФРГ). Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), ФРГ, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай.

Увеличиваются объёмы торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнего оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны персидского залива.

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала . По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитие страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Острые внешнеэкономические противоречия Японии с США и странами Западной Европы приводят к борьбе за источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала. Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причём, наряду с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоёмких производств (путём строительства предприятий в развивающихся странах), происходит и перенос в эти страны некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее респектабельным (переводятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).

Особую активность проявляют японские фирмы в НИС Азии – в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии.

Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyota motor, Honda motor – в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC – в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon – в производстве компьютерной техники и т.д.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий в 80-х годах преобладали развивающиеся страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и д.р.

Внутренние различия

Своеобразные при родно-географические и исторические условия развития привели к формированию сложной территориальной структуры Японии, к появлению значительных различий между ее регионами. На территории Японии резко выделяются морфологически неоднородные части. Это развитый Тихоокеанский промышленный пояс, расположенный на крупнейших низменностях Хонсю и Северного Кюсю, и периферийные, относительно слабо освоенные области, занимающие западное побережье и северо-восток Хонсю, Хоккайдо и Южную Японию - Сикоку, юг Кюсю и острова Рюкю.

Сложившаяся в Японии сетка экономических районов в основном отражает эти диспропорции (рис. 111.76), Наиболее распространенной является концепция выделения десяти экономических районов - Канто, Кинки, Токай, Кюсю, Тюгоку, Хокурику. Тохоку, Хоккайдо, Сикоку и Окинава. Первые четыре традиционно относятся к районам высокого уровня развития, следующие три - среднего, остальные - к слаборазвитым районам. Выделение районов проводится по границам основных административных единиц Японии - префектур (всего префектур 47, включая губернаторство Хоккайдо).

Канто - ведущий экономический район, занимающий крупнейшую в стране низменность, где на менее чем 10% территории Японии проживает более 30% ее населения и производится более 35% национального дохода. Социально-экономический облик района определяется прежде всего наличием в нем столицы Токио и сформировавшейся вокруг нее крупнейшей городской агломерации Кэйхин, в которой сосредоточен мощный производственный, управленческий, научно-исследовательский, культурный потенциал. В Канто развиты практически все отрасли хозяйства, но выделяется он повышенной концентрацией машиностроения, особенно наукоемкого (радиоэлектронного, приборостроения, авиакосмического), а также отраслей, ориентирующихся на крупный рынок столичного региона (полиграфическая, легкая). Сельское хозяйство района, занимая незначительное место в структуре его экономики, обеспечивает Канто лидирующее в Японии положение в производстве продовольствия. Оно специализировано в основном на пригородных формах. Велико значение Канто как фокуса всей транспортной системы Японии, где сходятся крупные магистрали, связывающие столицу с прибрежными и внутренними районами.

Вторым по значению экономическим районом Японии является Кинки, сочетающий в себе черты историко-культурного ядра «старой^ Японии и крупного промышленного региона. В нем сосредоточены предприятия как традиционных (текстильной, деревообрабатывающей, судостроительной), так и самых новых отраслей (радиоэлектронной, современной химии и др.). На фоне других развитых районов Кинки выделяется повышенной долей металлоемкого общего машиностроения, черной и цветной металлургии. Важнейшую роль в районе играет второй после Токио экономический и культурный центр страны - Осака, вокруг которого сложилась мощная городская агломерация Хансин. В агломерацию входят еще несколько заметных промышленных городов - Кобе, Амагасаки, Химедзи, Сакаи. Своеобразен город Киото, единственный из японских городов-«миллионеров», расположенный вне морского побережья. Бывший долгое время резиденцией японских императоров, политико-культурным и религиозным центром страны, он привлекает большое число туристов и паломников. Промышленность Киото отличается разнообразной структурой с преобладанием нематериалоемких отраслей, использующих квалифицированный труд (традиционные легкая, деревообрабатывающая, современные электронная, точное машиностроение).

Район Токай, расположенный на Тихоокеанском побережье между Канто и Кинки, занимает третью позицию по экономической значимости. К отраслям промышленной специализации района относятся транспортное машиностроение, нефтехимия, текстильная и целлюлозно-бумажная. Промышленная зона расположена вокруг залива Исе, на побережье которого находятся центр района - Нагоя и другие промышленные города. Токай долго оставался преимущественно сельскохозяйственным районом, из промышленных предприятий были распространены текстильные и деревообрабатывающие. В предвоенные годы в Нагое и некоторых других городах были построены военные заводы, преимущественно авиационные, на базе которых после войны развилось транспортное машиностроение. Среди городов района выделяется несколько центров национального значения, узкоспециализированных на отдельных видах промышленного производства, - Йоккаити (нефтепереработка и нефтехимия), Тоёта (автомобилестроение). Токай сохраняет значение важного сельскохозяйственного района, выделяясь производством некоторых специфических культур, в частности чая и цитрусовых.

Кюсю отличается неравномерностью развития северной и южной частей района. Северный Кюсю - самый старый японский промышленный район, где до сих пор в структуре производства преобладают черная металлургия, тяжелое промышленное машиностроение, а также некоторые другие «базовые» отрасли - нефтепереработка, производство цемента. Крупным центром судостроения является Нагасаки с крупнейшим в Японии судостроительным комбинатом. Одновременно Северный Кюсю остается важным сельскохозяйственным районом (в частности, вторым по значимости районом страны по выращиванию риса). На юге, для которого до сих пор характерны определенная изоляция и традиционализм, основой экономики являются сельское хозяйство, местная промышленность, рекреационные функции. С целью модернизации структуры экономики Кюсю региональные программы последних лет нацелены на развитие самых передовых отраслей (радиоэлектроники, биотехнологии, тонкой химии) в нескольких активно создаваемых технополисах. Функции административного центра района сосредоточены в его крупнейшем городе - Фукуоке.

Район Тюгоку занимает юго-западную часть Хонсю и разделен горным хребтом в направлении с северо-востока на юго-запад на две области, имеющие исторические названия Санъё и Санъин. Более развитой всегда была южная, Санъё, занимающая побережье Внутреннего моря. Благодаря выгодному экономико-географическому положению после второй мировой войны там строилось много промышленных предприятий. В настоящее время Тюгоку выделяется самой высокой в стране долей продукции материало- и энергоемких отраслей - черной металлургии, нефтепереработки, химической промышленности, а также развитым общим, судо- и автомобилестроением. Характерной чертой являются отсутствие в районе явно выраженного центра, а также определенная специализация крупных промышленных узлов: в Хиросиме преимущественно развито машиностроение, в Курасики - нефтепереработка и химия, в Фукуяме - черная металлургия. На юге Тюгоку (в Убе, Токуяма и др.) сформировался один из самых мощных в Японии комплексов химической промышленности. Область Санъё - важный район туризма. Санъин, выходящая к Японскому морю, до сих пор остается относительно изолированной, слабозаселенной и менее развитой.

Хокурику занимает центральную часть западного побережья Хонсю и некоторые внутренние горные области этого острова. Неблагоприятные природные условия (заболоченные прибрежные низменности, отсутствие удобных бухт для портового строительства и др.) привели к гораздо менее интенсивному развитию района по сравнению с восточной частью Хонсю. Доля промышленности в структуре экономики Хокурику заметно ниже средней по стране, наиболее развиты общее и электротехническое машиностроение, металлообработка, традиционные деревообработка и текстильная промышленность. На юге района построен ряд АЭС, передающих энергию в район Кинки, в горах - каскады ГЭС, также передающих энергию в центральные районы страны. Хокурику известен важной рисопроизводящей областью (равнина Этиго), а также наиболее значительными в Японии месторождениями нефти и газа. Важнейший город района - Ниигата.

Район Тохоку, занимающий северо-восток Хонсю, в национальном разделении труда выделяется сельским хозяйством, рыболовством, лесозаготовкой, добычей полезных ископаемых и относительно слабо развитой промышленностью, нацеленной в основном на переработку местных ресурсов. Население района относительно малочисленное и в значительной степени сконцентрировано во внутренних областях. Тохоку рассматривается как важный район перспективного развития Японии, его главный город Сендай уже сейчас является одним из самых быстрорастущих крупных городов страны.

Хоккайдо, официально вошедший в состав Японии только в 1868 г., является единственным в стране районом, который осваивался плановым» образом, на основе организованной колонизации. По структуре хозяйства напоминает Тохоку с еще более резко выделяющимися лесным и сельским хозяйством, рыболовством, деревообработкой, целлюлозно-бумажной и горнодобывающей промышленностью. Интенсивно развивается лишенный крупнейших промышленных предприятий, но выполняющий важные административные функции главный город района - Саппоро.

Сикоку - горный, слабо заселенный район. В экономическом отношении более развита северная часть острова, где в нескольких промышленных городах размещены предприятия базовых отраслей промышленности. Однако в целом промышленный облик района формируют пищевая, целлюлозно-бумажная и текстильная отрасли. Развиты субтропическое земледелие, горное животноводство. Важнейшие города - префектурные центры Мацуяма и Такамацу.

Окинава - префектура, расположенная на островах Рюкю, только условно классифицируется как район. Вновь вошла в состав Японии в 1972 г. после оккупации США, но и в настоящее время 12% ее территории находится под американскими военными базами. Развиты инфраструктурные объекты обслуживания баз, а также тропическое земледелие.

Экономико-географическая характеристика Японии , как и любой другой страны мира, в первую очередь зависит от ее географического положения. Это государство Азии, состоящее из 6852 островов в Тихом океане, занимает площадь всего в 378 тысяч квадратных километров. И находится, по данному территориальному показателю, как раз между Зимбабве и Германией. Четыре острова – Хоккайдо и Кюсю, Сикоку и Хонсю являются самыми большими островами Японского архипелага, вытянутого вдоль восточного берега Евразии, поэтому именно здесь разгораются события, определяющие лидирующие позиции, которые занимает Япония в мировой экономике .

Впечатляющая экономико-географическая характеристика Японии определена ее экономическим положением. Это островное государство не имеет сухопутных соседей, что до 1945 года более-менее надежно охраняло ее от колонизаторов и экспансий соседних государств. Ближайшими морскими соседями являются Россия, разделенная с вотчиной императора Акихито проливом Лаперуза, и Южная Корея, отделенная одноименным Корейским проливом. Чуть дальше расположены Северная Корея и Китай, но они также имеют честь ощущать на себе лидирующие позиции Японии в мировой экономике. Учитывая то, что держава долгое время находилась на отшибе от мировых транспортных путей, ей самой пришлось стать крупнейшим пунктом по приему сырья и отправке готовой продукции во многие страны мира.

Политическое положение страны соответствует роли Японии в мировой экономике. Государство является ключевым членом Большой восьмерки, ООН, АСЕАН и Восточноазиатского саммита, организаций, которые определяют развитие экономики планеты и человечества на многие десятилетия вперед. Но страна имеет ряд нерешенных территориальных вопросов с Россией из-за южных Курил, с Тайванем - из-за острова Сэнкаку, С Республикой Кореей - из-за островов Лианкур, а также с Китаем - из-за острова Юйдао.

Экономико-географическое положение Японии выгодно тем, что это островная держава. А значит, имеет одну из самых продолжительных береговых линий в мире, пригодных для использования в различных торговых, рекреационных и строительных целях. Минусами размещения Ниппон (таково древнее название этой страны), можно считать нерешенные территориальные проблемы и некоторую изолированность на востоке Евразии от мировой общественности.

Природно-сырьевая база

Детальная экономико-географическая характеристика Японии не может обойтись без анализа ее крайне бедного и неблагоприятного природно-сырьевого потенциала. Особенность этой державы в том, что Япония в мировой экономике заняла лидирующие позиции не благодаря минеральным и природным ресурсам, а благодаря их отсутствию. Судите сами: рельеф – неприспособленный под строительство и развитие сухопутных транспортных систем. Потому что равнины занимают всего 21% от всей территории Ниппон, а горы, соответственно - 79%. Среди них около 150 штук – это вершины действующих вулканов, включая национальный символ – вулкан Фудзияма. Из-за особенностей образования Японских островов в границах Тихоокеанского вулканического кольца, здесь фиксируется 1500 землетрясений разной силы на протяжении одного года. В мажорной тональности можно говорить про климат – умеренный и субтропический, морской, относительно благоприятный для ведения сельского хозяйства. Почвы разные – бурые лесные, желтоземы, красноземы, но в общей массе они бедные и малопродуктивные.

Всех, кто изучает экономико-географическую характеристику Японии, удивляет, как можно было достигнуть такого успеха в развитии, обладая таким мизерным количеством полезных ископаемых. В стране есть только непромышленные запасы каменного угля и меди, железной руды и природного газа.

Поэтому государство, первое встречающее солнце, вынуждено импортировать 99% всех потребляемых ее руд, 96% всех горючих минералов и 70%, используемого ею леса. Такой ориентир на импортное сырье делает Японию в мировой экономике наибольшим потребителем иноземного природного и минерального потенциала.

Население

Основу позитивной экономико-географической характеристики Японии составляет ее население. В государстве проживает около 127 миллионов человек, которые относятся к первому типу воспроизведения населения. Это означает, что в стране преобладают люди среднего и старшего возраста. Среди японцев фиксируется очень низкий процент рождаемости. Поэтому естественно, что здесь очень низкий процент природного прироста – всего на 2 человека на каждую тысячу, приращивается население Японии на протяжении одного года.

Страна это преимущественно однонациональная. Японцы, наследники айнов, занимают в стране 99% от всех ее жителей и очень неохотно пускают в свое общество чужаков, мигрантов. Кроме того, в стране 127 миллионов буддистов, и столько же – синтоистов. Это связано с тем, что все японцы исповедуют две религии одновременно. Около 80% жителей страны проживают в городах. Из них 11 – города-миллионеры. Например, Токио, Хиросима, Йокогама, Осака и Киото.

Япония известна во всем мире работоспособностью и высокой квалификацией своей рабочей силы. Образование, которое получают граждане, рассматривается как еще одна инвестиционная и очень рентабельная отрасль хозяйства. Ведь деньги, вложенные в детей, возвращаются хорошими налогами с зарплат высококвалифицированных работников.

Национальное хозяйство

Общая характеристика

Страна, занимающая всего 0,3% от всей земной суши, продуцирует феноменальное количество качественного валового продукта для всего мира. По этому показателю восточное государство обгоняет лишь США. Именно это является самым ярким штрихом экономико-географической характеристики Японии. Япония в мировой экономике является настоящим лидером по количеству производимого ВВП на душу населения – 24400 долларов. Сорок последних лет 20-го столетия эта азиатская империя имела наивысшие темпы экономического роста, равные 9,8% в год. И лишь в последние годы она чуть-чуть умерила свою прыть в этом вопросе. Причинами такой экономико-географической характеристики Японии стала целенаправленная политика державы в 50-х годах истекшего столетия. Традиционная, патриархальная, аграрная империя начала активно развивать промышленность, покупая самые передовые технологии и оборудование. Не последнюю роль в этом глобальном изменении страны сыграл профессионализм и послушание рабочей силы – потомков самураев.

Промышленность

Сегодня гордостью экономико-географической характеристики Японииявляется ее промышленный комплекс. Мощная энергетика работает на привозной нефти и газе из стран Персидского залива и Индонезии, обеспечивая весь комплекс энергией. По объемам ее производства Япония в мировой экономике уверенно занимает первое место. Второй главной отраслью промышленности, после энергетики, идет металлургия. Из преимущественно импортного сырья, импортируемого из Австралии, государство Ниппон производит прокат, трубы разных диаметров, спецсталь, прокат меди, алюминия и легированные сплавы цинка и свинца.

На собственной металлургической базе развивается машиностроение, особенно транспортное, электротехническое, станкостроительное и приборостроительное. Япония в мировой экономике занимает первое место по производству судов. За ними идет выпуск мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, ориентированных на экспорт. Промышленные роботы, офисная техника, оптическая аппаратура являются еще одними отраслями специализации Японии в мировой экономике .

Кроме этого, страна цветущих сакур и каменных садов стоит на 2-м месте после США по производству синтетических смол, красителей, пластмасс, кислот и медикаментов – продукции химической промышленности.

Традиционно развивается легкая промышленность – это изготовление шелка, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. В 20-м столетии к ним прибавилось производство синтетических и высокотехнологических тканей.

Сельское хозяйство

Незначительную роль в экономико-географической характеристике Японии занимает сельское хозяйство, поэтому страна вынуждена импортировать подобную продукцию. Стопроцентно предки айнов обеспечивают себя лишь рисом, а вот чай, овощи, фрукты, сахароносы вынуждены завозить с ближайшего материка. По количеству прибыли и занятых в отрасли людей растительная отрасль все же лидирует над животноводством. Последнее отличается ориентацией на рыбоводство и отлов рыбы, по объемам и уровню потребления которой Япония в мировой экономикеконкурентов пока не имеет.

Транспорт

Транспорт – еще одна гордость экономико-географической характеристики Японии. Эта страна имеет наибольший по тоннажу флот на планете, если отбросить корабли, которые ходят под флагами и «липовой пропиской» к портам Либерии и Панамы. Именно морские перевозки осуществляют львиную долю импортно-экспортных операций страны. В центре страны распространены перевозки сенкансенами – скоростными поездами и автомобилями.

Внешнеэкономические связи

Япония вынуждена импортировать топливо и руды всех металлов, продовольствие и корма для животных.

Однако, суммы, затраченные на импорт, в сотни раз меньше того, что получает Ниппон от своего экспорта. Япония продает по всему миру автомобили, суда, офисную и бытовую технику, станки и множество других высокотехнологичных товаров.

Япония также внедряет высокие технологии и инвестирует капиталы в промышленный сектор соседних стран – азиатских тигров. Поэтому Япония имеет позитивное торговое сальдо и имидж одной из самых экономически развитых стран мира.

Сельское хозяйство Японии является одной из основных сфер экономики. В этой области занято 6,6% работающего населения. Самым развитым является земледелие и рыболовство, в то время как животноводство считается более слаборазвитой отраслью.

Земледелие

Основой сельского хозяйства Японии является земледелие. Японцы уже очень давно и в больших количествах выращивают рис, но также уделяют внимание и другим зерновым культурам, а кроме того, бобовым и чаю.

Обрабатываемая площадь страны составляет 5.4 млн. га, а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимают по 2-3 урожая за год.

Больше половины все площади выделено под зерновые культуры, около 25% – под овощи, остальная земля занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом. Однако основной возделываемой культурой все-таки является рис. Возделывание риса – одно из ключевых направлений сельского хозяйства Японии.

Овощи выращивают, как правило, в пригородах, в больших теплицах, что позволяет жителям страны иметь их на своем столе круглый год.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

На Хоккайдо культивируют сахарную свеклу, на юге – сахарный тростник.

Больше половины сельскохозяйственный земли занимают заливные поля, которые используют для рисоводства.

Рис. 1. Рисовые поля в Японии.

Животноводство

Центром животноводства является север страны – остров Хоккайдо, где созданы специальные фермы и кооперативы.

Рис. 2. Остров Хоккайдо.

Большую часть кормов приходится закупать в других странах. Особенно много импортируется кукурузы. Животноводство в Японии развито не так хорошо, как земледелие, однако во второй половине XX века оно получило толчок для развития. Это было вызвано увеличивающимся спросом на мясо и молочные продукты. Если ранее основными продуктами питания у японцев являлись рис и рыба, то постепенно постепенно страна переходила на западный путь потребления, когда в рационе человека увеличивалось содержание зерновых культур, картофеля и мясных продуктов. В южных районах страны развито свиноводство, а в пригородах важную роль играет птицеводство.

Производство мяса составляет 4 млн. тонн в год, а молока – 8 млн. тонн.

Рыболовство

Рыба для жителей Японии стоит на втором месте после риса. Эти два продукта всегда входили в ежедневный рацион обычного японца. Этот факт, в свою очередь, способствовал развитию рыболовства.

На данный момент выращиванием и уловом рыбы занимаются крупные компании. Здесь добывают также морскую капусту, моллюсков и занимаются жемчужным промыслом. Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов, но в основном они все совсем небольшие.

Широкое распространение получила аквакультура – искусственное разведение рыбы в лагунах, горных озерах и на рисовых полях. Кроме того, Японии существуют фермы, занимающиеся разведением жемчужниц.

Рис. 3. Аквакультура в Японии.

Что мы узнали?

Сельское хозяйство Японии является многоотраслевым. Здесь развито земледелие, в котором основное возделываемой культурой является рис. В области животноводства развито свиноводство, разведение крупного рогатого скота и птицеводство. Важной частью сельского хозяйства является рыболовство.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 19.

Территория Японии составляет около 370 тыс. квадратных метров, что позволяет ей занимать лишь 61-ую строчку в мировом рейтинге стран с самой большой территорией. Однако, количество проживающих на этой территории людей 129 млн. человек (по состоянию на 2015 год), ставит Японию среди самых густонаселенных стран мира. Страна занимает 10-ую строчку в списке стран по количеству проживающих людей.

Географические характеристики

Япония - островное государство. Оно расположено на 4 больших островах, названия которых знакомы всем любителям географии: Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Они составляют 98% территории страны. Остальные 2% приходятся на 3 тыс. маленьких и порой даже мелких островов. Для того, чтобы держать связь между разрозненными территориями, острова объединились с помощью системы мостов и тоннелей, прорытых под землей и под водой. Именно так в Японии было создано единое сухопутное пространство.

Природа

Страну Восходящего Солнца часто называют еще и страной крутых склонов. И это соответствует действительность. Подавляющее большинство (примерно 3/4) всех горных массивов страны слишком разрознены, чтобы их можно было осваивать. Контуры гор угловатые, с заостренными контурами. Исключение составляют лишь горные массивы, расположенные на юге Хонсю и Кюсю. Да и возле берегов острова Хоккайдо можно заметить плавные очертания горных массивов.

Самые высокие горы, по аналогии с европейскими, носят название Японские Альпы. Они расположены в центре острова Хонсю, недалеко от Токио. Они достаточно высоки - вершины высотой в 3000 метров над уровнем моря тут не редкость. Благодаря своему внешнему виду и привлекательности они являются туристической достопримечательностью...

В Японии огромное количество рек. Их профили короткие и достаточно крутые. Из-за этого их использование для судоходства затруднено. Воды у этих рек чисты, прозрачны, в них водится много разнообразной рыбы. Три самые крупные японские реки носят название Синано, Исикари и Канто. Синано берет свое начало в Японских Альпах, течет более 360 км и потом впадает в Японское море. Исикари начинается в западной части острова Хокайдо, течет практически такое же расстояние и также питает своими водами Японское море. Что касается Канто, то они проходит через равнину Канто и впадает в Токийский залив, а потому опосредованно можно говорить о том, что она впадает непосредственно в Тихий океан...

Территория страны щедро омывается различными морями и океанами. На востоке и юге ее острова находятся во власти Тихого океана. На западе находятся побережья Восточно-китайского и Японского морей, а на Севере Охотское море...

В Японии можно встретить очень много различных видов флоры и фауны. Это является следствием того, что тут очень благоприятных для их проживания климат, достаточно высокая влажность. Плюс островная изоляция страны делает свое дело. Особенностью растительного и животного мира является тот факт, что тут часто можно встретить эндемиков - животных, которые проживают только в этой части земного шара. Да и леса составляют 60% территории страны, что только способствует развитию животного и растительного миров.

Из растений распространены камфорные лавры, дубы и камелии, можно также встретить бамбук и гинкго. Их животных особый интерес представляют японские макаки, енотовидные собаки, белозубки, летяги и бурундуки, медные фазаны...

Климат страны можно обозначить, как мягкий и влажный. Зимой температура редко опускается ниже нулевой отметки. Сильные холода - большая редкость, однако в Северной Японии можно встретить снег, который, однако, довольно быстро тает. Времена года в природе более менее выражены, а особенно красиво весеннее цветение сакуры...

Ресурсы

У страны очень низкий ресурсный потенциал. Практически все природные ресурсы - в большом дефиците, и прежде всего минеральные. И хоть различные виды полезных ископаемых присутствуют в стране, то запасы этих ресурсов минимальны, а потребности у подобных стран велики. Поэтому практически все полезные ископаемые страна вынуждена импортировать из соседних государств, более щедро наделенных природой...

Япония - уникальная страна. Ведь несмотря на зависимость от импортируемых ресурсов, промышленный подход к производству, как и сам потенциал огромен. Так развитие получила черная и цветная металлургия, машиностроение (японские авто известны во всем мире как пример надежности), судостроение. Возводится множество жилых и административных объектов, химическая и нефтехимическая промышленности находятся на пике своего развития. Больших достижений страна достигла в области цифровых технологий.

Что касается сельского хозяйства, то на почвах, на которых не растет вообще ничего, японские аграрии, используя современные технологии, выращивают овощи и фрукты в достаточно больших количествах...

Культура

Культурный пласт страны очень оригинален и неповторим. Японцы придерживаются древних традиций, таких как чайная церемония, кимоно и гейши - таких явлений нет ни в одной другой стране мира. В Японии две основные религии - синтоизм и буддизм, а сам народ, довольно гостеприимен, хоть и проявляет характерную сдержанность в проявлении каких-либо эмоций...

Современное экономическое положение Японии

Японская экономика после Второй мировой войны развивалась быстрыми темпами, поэтому за короткий период она прошла огромный путь, показав всему миру свои достижения в области науки, техники, в области образования, промышленности и торговле. После поражения в войне страна не только полностью восстановилась, а по достигнутой экономической мощи вышла на второе место в мире после США. Второй экономикой мира страна являлась с $1968$ года, но в $2010$ году она уступила эти позиции Китаю. Став мировым кредитором, Япония осуществила качественную перестройку всей экономической жизни и создала основы постиндустриального общества. Японское «экономическое чудо » появилось не на пустом месте.

Экономика страны в этот период имела свои отличительные черты:

  1. Произошло объединение в тесно связанные группы производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции, банков. Группы получили название кэйрэцу ;
  2. Между предпринимателями и правительством существовали взаимовыгодные отношения;
  3. Большие корпорации давали гарантию пожизненной занятости;
  4. В стране наблюдалось деятельное и активное профсоюзное движение.

Резкий скачок в развитии экономики имел и свои причины:

  1. Дешевая рабочая сила;
  2. Доверие банковской системе;
  3. В руках государства находился контроль над внешней торговлей;
  4. Производимая продукция была ориентирована на экспорт;
  5. Поддержка государством национального производителя;
  6. Американское кредитование;
  7. Послевоенная политическая стабильность;
  8. Освоение новых технологий.

В результате всех проведенных мероприятий Япония достигла высокого технического совершенства, особенно в области передовых технологий. Большую роль в экономике страны играют такие сферы деятельности как банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации, строительство. По отношению ВВП к отработанным часам Япония ещё в $2007$ году занимала $19$-е место. Японские рабочие сегодня имеют самую высокую в мире почасовую зарплату, самый низкий уровень безработицы.

Правда, надо сказать, что в $2009$ году безработица стала увеличиваться и достигла $5,1$ %. Существует индекс легкости ведения бизнеса и по его показателю в $2009$ году страна находилась на $13$ месте. Девятнадцатое место занимала Япония по индексу экономической свободы. Среди азиатских стран у неё было $5$ место. Японский капитализм имеет свои особенности, например, группы кэйрэцу , появившиеся в послевоенный период, и сегодня играют значительную роль в экономике страны. Характерно для страны и пожизненное устройство в одну компанию.

Замечание 1

Таким образом, современная экономика Японии и её нынешние позиции в Мировом хозяйстве являются результатом экономического развития второй половины прошлого века.

Промышленность Японии

Развитие японской промышленности шло в основном эволюционным путем. Революционный путь развития стал доминировать после энергетического и сырьевого кризисов $70$-х годов. Рост энергоёмких и металлоёмких отраслей страна ограничивала, потому что они полностью зависели от импортного топлива и сырья, и ориентировалась на новейшие наукоёмкие отрасли. Свои базовые отрасли – энергетику, металлургию , автомобилестроение, судостроение, химическую промышленность, нефтехимию, строительную индустрию, Япония создавала практически заново и на импортном сырье, но с обязательным учетом новейших достижений техники и технологии. Значительную часть патентов и лицензий японцы закупали за границей и, прежде всего, в США, ФРГ, а затем адаптировали их к своим условиям.

Развитие наукоёмких отраслей сделали Японию лидером в области электроники, робототехники, биотехнологии. Огромные средства выделяет страна на развитие науки и по доле расходов на неё среди развитых стран занимает первое место. Численность научных работников в Японии больше, чем в Великобритании, ФРГ, Франции вместе взятых. Современная Япония – это одна из ведущих мировых экономических держав. По выпуску продукции многих базовых отраслей Япония занимает первые места в мире, несмотря на отсутствие собственного сырья. Ориентируясь на импортное сырье, японская промышленность концентрируется в основном в Тихоокеанском промышленном поясе. Это всего 13 % территории страны и $80$ % промышленной продукции.

Металлургия Японии сильно изменилась – сегодня работают мощные комбинаты, оснащенные новейшей техникой. Руду для работы металлургии поставляют Малайзия и Канада, а уголь – США, Австралия. В цветной металлургии Япония находится на втором месте после США по производству рафинированной меди.

Энергетическое хозяйство развивается полностью на импортном сырье. Электроэнергетика страны хорошо развита, $ 60$ % мощностей приходится на ТЭС. Атомные электростанции в стране появились с середины $60$-х годов, и к настоящему времени их насчитывается больше $20$. Сырье для их работы тоже импортное. Все вместе они дают $30$ % всей электроэнергии страны.

Судоверфи Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки спускают на воду крупнейшие в мире супертанкеры, крупнотоннажные танкеры, сухогрузы. Судостроение прочно держится на первом месте в мире. Главными судостроительными центрами являются крупнейшие порты Иокогама, Нагасаки. Отраслевая структура машиностроения очень сложная. Кроме судов разных типов, автомобилей, приборов, страна развивает электронику, радиопромышленность. Крупнейшими центрами отрасли являются Тойота, Иокогама, Хиросима. Радиоэлектронная и электротехническая промышленность ориентируется на центры, где есть кадры высокой квалификации, развитая транспортная система и научно-техническая база. Крупнейшим японским конгломератом по числу занятых – $341$ тыс. человек – является корпорация «Хитати» со штаб-квартирой в Токио, с активами $81,3$ млрд. долларов, годовая сумма продаж которого составляет $65,1$ млрд. долларов.

К центрам Тихоокеанского промышленного пояса тяготеют предприятия нефтепереработки и химической промышленности . Отрасли используют импортное сырье и имеют высокий уровень развития. Помимо этих базовых отраслей в стране развивается целлюлозно-бумажная промышленность, лёгкая, пищевая, рыболовство.

Сельское хозяйство Японии

Замечание 2

Коренная перестройка после Второй мировой войны коснулась и сельского хозяйства, структура которого сильно изменилась. Страна всегда была чисто земледельческой и выращивала зерновые культуры, включая основной хлеб японцев – рис. Его посевы и сегодня занимают самую большую площадь.

Значительное внимание уделяется садоводству и огородничеству. Потребность Японии в продовольствии, включая рис и овощи, обеспечивают $4$ млн. человек и $14$ % территории. Основную часть сельскохозяйственной продукции страна получает за счет растениеводства, удельный вес которого в настоящее время несколько снижается.

Кормовые и технические культуры практически не выращиваются, и страна ввозит их из-за границы. Несмотря на то, что на каждого японца приходится очень маленькая доля обрабатываемых земель, свои продовольственные потребности страна полностью удовлетворяет. Импортировать приходится только сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

В животноводстве Японии развитие получили такие отрасли как скотоводство, свиноводство, птицеводство. Развитием этих отраслей занимаются крупные хозяйства страны.

Развивается ещё одна традиционная отрасль – рыболовство . Одно из первых мест в мире по улову рыбы и морепродуктов принадлежит Японии, страна имеет более $3$-х тыс. рыболовных портов. Богатая фауна прибрежных морей дала толчок к развитию такой отрасли как марикультура, развивается жемчужный промысел.