Чем характеризуется аграрное общество. Аграрное общество и древние империи

Так, традиционное (аграрное) общества можно охарактеризовать следующим образом: преимущественный вид производства – сельское хозяйство. Характерна ограниченная социальная мобильность и сильный социальный контроль. Правила существования определяются традициями. Товарные отношения при это либо вообще отсутствуют, либо ориентируются на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя населения. Считается, что любое общество от первобытной общины до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным. Характеризуется применением ручного труда и простых машин. В традиционном обществе, в силу его «закрытости», перемены происходили медленно.

Примеры современных стран традиционного (аграрного) типа (на основе анализа составляющих ВВП): большинство стран Северной Африки (Алжир), страны северо-восточной Африки (Эфиопия, где с/х 54% ВВП), страны юго-восточной Азии (Вьетнам, где 79% населения – сельское).

В России индустриализация началась лишь в середине XIX века. Одна это не помешало нашей стране к концу XIX века быть одной из самых больших и сильных государств, иметь статус великой европейской державы.

Для индустриального общества характерно то, что наибольший вклад в экономику вносят добыча и переработка природных ископаемых, а также промышленность. Обычно около 80% населения занято в промышленности. К переходу от традиционного общества к индустриальному ведёт промышленный переворот.

Важно понимать, что такое промышленный переворот . Это процесс социально-экономического перехода от аграрного типа к индустриальному с преобладанием промышленного производства.

Вместе с развитием промышленности происходит бурное развитие науки, техники, средств коммуникации, повышение уровня жизни людей. Первой страной, где произошла промышленная революция, была Великобритания.

Изменения, происходящие в обществе, касаются всех сфер жизни. Так, семьи распадаются, поколения начинают жить в разных местах, растут города, а люди активно туда переселяются (урбанизация – процесс роста городов и повышения их роли в жизни общества, связанный с активным переселением населения в города).

По мнению французского учёного Раймонда Арона, индустриальное общество – результат влияния автоматизации производства, появления крупных производств и повышения производительности труда.

Американский социолог Уильям Ростоу считает, что большое влияние на этот процесс оказали и социокультурные факторы (рост научного знания, порывы и устремления людей).



Для общества рассматриваемого типа характерны динамичные изменения, рост социальной мобильности. Меняется и структура общества, сословия заменяются социальными группами. Расширяются права и свободы граждан.

Постиндустриальное общество определяется следующими чертами: концепции такого типа общества появились в 1960х годах. Ведущая роль в обществе отводится знаниям, информации, компьютерам. Расширяется сфера услуг, приобретает значение получение качественного образования, начинает формироваться информационное обществе. В таком обществе научные разработки – главная движущая сила экономики. Товаропроизводящая экономики переходит к обслуживающую.

Важно понимать, что к сфере услуг относится не только торговля бытовая сфера, но также и государство, армия, транспорт, здравоохранение, образование, наука, культура, производства и продажа интеллектуальной собственности (программное обеспечение).

Происходит автоматизация производства, уменьшается значение участия человека в производстве.

Многократно возрастают темпы экономического развития.

П. Дракер: «Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знания быстро превращаются в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу».

Постиндустриальное общество также связывают с эпохой постмодернизма (постмодерн – состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию).

Меняется общественное сознание: отказ от универсальности и единства мира.

В качестве основных признаков также называют усиление плюрализма, многовариантности и многообразия форм общественного развития, изменений в системе ценностей, мотивов и стимулов людей.

Специально для Вас мы подготовили таблицу, которая поможет понять, как рассмотренные виды обществ отличаются друг от друга:



Таблица: Деление общества на виды

Линия сравнения Традиционное (аграрное, доиндустриальное общество) Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматизация, компьютеризация производства
Характер труда Индивидуальный труд Обычная деятельность в коллективе Повышение творческого начала в труде
Занятость населения С/х – около 75% населения Промышленность – около 85% Услуги – 66%, промышленность – 33%
Социальная структура Община Классы Включенность всех в коллектив Замкнутость социальных структур Низкая социальная мобильность Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур Сохранение социального разделения, рост численности среднего класса, деление на основе уровня знания и профессии
Продолжительность жизни 40-50 Свыше 70 Свыше 70
Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое Глобальное, неконтролируемое Глобальное, контролируемое
Взаимодействие с другими странами Несущественное Тесная взаимосвязь, но не везде. Пример закрытости: «Железный занавес» (понятие, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919-1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада). Открытость
Политическая жизнь Большинство стран монархии, отсутствуют политические свободы, власть выше закона Появление политических свобод, равенства перед законом, от власти начинают требовать подчинение закону Политический плюрализм, сильное гражданское общества, демократия
Духовная жизнь Традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, малое количество образованных людей Новые ценности личного успеха, вера в науку, массовая культура, развитие образования Особая роль у науки и образования, появление и распространение субкультур

Важным источником и процессом социальных конфликтов в обществах выступает социальная модернизация. Модернизация (от фр. moderne - современный, новейший) в нашем случае - это процесс обновления отсталых общественных систем, формаций, цивилизаций в духе требований современности. Примером модернизации может служить переход от аграрного к индустриальному обществу.

Существуют несколько определений модернизации. Группа западных социологов (Мур, Айзенштадт и др.) рассматривают модернизацию как процесс формирования двух типовсоциальных систем (западноевропейской и североамериканской). Уточняя эту точку зрения, Нейл Смелзерс перечисляет шесть областей общественной жизни, которые входят в совершенствующиеся социальные системы: экономика, политика, образование, религия, стратификация, семья. Здесь модернизация понимается в широком смысле слова - как эволюционное изменение общества.

В свете такого понимания социальная модернизация затрагивает общественные системы, формации, цивилизации. Она может происходить как в результатесобственного ответа на внутренние противоречия, так и в результатезаимствования уже открытых другими народами ответов в форме социальных институтов. В первом случае ее называютсамомодернизацией , а во втором - догоняющей модернизацией. Модернизация всегда есть результат социальной гибридизации, социальной прививки современности к имеющимся общественным структурам.

Для понимания модернизации общественных систем, формаций и цивилизаций важно определитьсовременное. Если речь идет о самомодернизации, то имеют в виду критерии общественного прогресса: технологический уровень; уровень, качество и справедливость жизни людей; эффективность труда; разнообразие и массовость товаров; эффективность политической системы; господствующие смыслы жизни и т. д. В случае догоняющей модернизации за образец современности обычно берут западное общество.

Формационная модернизация - процесс замены прежней общественной деформации новой в результате совершенствования образующих ее общественных подсистем и отношений между ними. Она представляет собой глубокий и всесторонний конфликт между старым и новым, традиционным и современным. Общественно-формационная модернизация может происходить в форме социальной эволюции, революции, депривации.

Цивилизационная модернизация включает в себя появление цивилизационного лидера, нового проекта, цивилизационного института, отвечающего, с одной стороны, внешним вызовам, а с другой стороны - характеру, ментальности, образу жизни народа. Она тоже представляет собой конфликт между старой и новой цивилизацией. Очередную цивилизационную модернизацию ныне проходит постсоветская Россия.

Способность к перманентнойсамомодернизации - признак экономического или смешанного общества. Политические страны занимаютсядогоняющей модернизацией, заимствуя у Запада новую технику и социальные институты. В истории России можно выделить четыре модернизации: петровская, отмена крепостного права, советская, постсоветская. Советский период модернизации был догоняющим в отношении индустриализации и инверсионным в отношении общественной формации.

В России модернизация: 1) инициируется сверху абсолютистской (царская Россия), тоталитарной (СССР), либеральной (постсоветская Россия) государственной властью; 2) является частичной, т. е. не затрагивает тип общественного строя; 3) совмещена с милитаризацией страны, развитием военной промышленности, армии и флота, образования и науки, падением уровня жизни населения.

На первом этапе движущей силой модернизации политического общества (в частности, России) выступает новаяполитическая элита, предлагающая народу новый формационный и циви- лизационный проект. Затем создается новое мощное централизованное государство как главный инструмент модернизации. На втором этапе происходит быстрая модернизация государственной экономики, перераспределение ВВП для возрождения военного могущества; поддерживается уравнительный, аскетический, медленно улучшающийся образ жизни трудящихся; осуществляется «лакировка» нового образа жизни и борьба с его «врагами». На третьем этапе происходит упадок политической формации, правящей элиты, военного могущества, уровня жизни населения, растет недовольство трудящихся, говорящих «так больше жить нельзя», но не знающих, как жить дальше. И, наконец, происходит распад прежнего общественного строя, чтобы возродить его на новой элитной и идеологической основе.

Полноценному формационному ответу России на вызовы модернизации Запада всегда мешал ее изоляционизм. В условиях глобализации это сделать уже не удается, «...в наш век, - пишет Тойнби, - главным в сознании общества является осмысление себя как части более широкого универсума, тогда как особенностью общественного сознания прошлого века было притязание считать себя, свое общество замкнутым универсумом». В условиях глобализации Россия либо осовременится, либо деградирует - перейдет в альянс стран Юга.

Аграрное (традиционное) общество - обобщенная характеристика обществ древности и Средневековья. Это тип общества, основанный в большей мере на сельском хозяйстве и ремесле, чем на промышленном производстве.

Характерными чертами аграрного общества чаще всего называют господство в экономике натурального хозяйства, стремление человека приспособиться к окружающей среде; господство коллективной формы собственности. Социальная группа определяет нормы поведения личности, не поощряет ее самостоятельности.

Можно говорить о «групповом человеке». Он оценивает жизненные ситуации с позиции своей социальной группы. Число образованных людей ограниченно. Устная информация преобладает над письменной. В политической сфере господствуют государство, жречество или церковь и армия. Человек почти полностью отчужден от политики. Власть представляется большей ценностью, чем закон и право.

В целом это общество стабильно, мало восприимчиво к нововведениям и внешним влияниям. Изменения в традиционном обществе происходят медленно.

Традиционное общество сохраняется в наши дни в основном в странах третьего мира (Азия, Африка).

Административный проступок - правонарушение, посягающее на установленный общественный порядок, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ответственность перед уполномоченными органами власти и их представителями).

К административным проступкам относятся: нарушение правил дорожного движения, мелкое хищение, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, распитие спиртных напитков в общественных местах, хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах, их потребление без назначения врача, мелкое хулиганство (например, нецензурная брань). Административные проступки - это и несоблюдение правил проведения уличных шествий, митингов и демонстраций, правил пожарной безопасности, торговли, требований законодательства в сфере природопользования, охраны памятников истории, культуры.

Административная ответственность наступает в отношении граждан, достигших к моменту совершения проступка 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Всеобщая декларация прав человека - выдающийся правовой документ современности, впервые в истории международных отношений определивший и провозгласивший круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению.

Советский Союз подписал Декларацию в 1988 г.

Декларация состоит из преамбулы (вводной части) и 30 статей. В круг прав человека входят элементарные права личности (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность и др.); гражданские и политические права и свободы (право каждого на свободу мысли, совести, религии, свободу убеждений и свободное их выражение, свободу мирных собраний, право участия в управлении своей страной, право на владение имуществом и др.), а также социально-экономические и культурные права (право на свободный труд, на справедливое вознаграждение за труд, право на социальное обеспечение, право на образование и участие в культурной жизни и др.).

В основе всех прав лежит принцип равенства. Согласно Декларации, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.

Следует помнить, что Декларация - это только рекомендация, обращенная ко всем государствам, учреждениям и гражданам, она не обладает непосредственной юридически обязательной силой (в отличие от принятого государством закона). Но, как показал многолетний опыт, содержание Декларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, идеала права, к которому должны стремиться все государства. Она оказывает решающее влияние на национальное законодательство большинства стран. Конституции многих государств (в том числе и России) имеют прямые ссылки на Декларацию, почти целиком включают в себя ее содержание и, таким образом, делают положения Декларации реальной юридической силой.

Выборы - способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования.

Реализация гражданами своего права выбора является одной из важных форм их участия в управлении государством. В Российской Федерации путем выборов избирается глава государства - Президент, Государственная Дума РФ, представительные (законодательные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления. Принципы проведения выборов в РФ отвечают общедемократическим мировым стандартам. Это выборы всеобщие (в них участвует население всей страны или региона); равные (каждый избиратель имеет равное число голосов); прямые (избиратели голосуют непосредственно за кандидата); тайные (голосование на выборах происходит тайно).

Участие гражданина в выборах является добровольным.

Глобальные проблемы человечества - возникшие во второй половине XX в., стоящие перед всем миром, перед всеми государствами и народами проблемы, от решения которых зависит дальнейшее поступательное развитие всего человечества. К числу этих проблем относятся: предотвращение войн и сохранение мира на Земле; преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба со стихийными бедствиями, наркоманией, терроризмом, избавление человечества от наиболее опасных болезней; смягчение сложной демографической ситуации; преодоление экономической и культурной отсталости ряда регионов мира; обеспечение продовольствием всех народов мира. Решение этих проблем возможно лишь общими постоянными усилиями всех государств и народов мира.

Госбюджет - документ, отражающий доходы и расходы государства. Он готовится правительством, а утверждается высшим законодательным органом власти (в демократических странах - парламентом) на определенный период, чаще всего на год. Составляется государственный бюджет с указанием источников поступления государственных доходов (статьи доходов) и направлений расходования средств (статьи расходов).

Основной источник доходной части бюджета - налоги. Основные статьи расходов - хозяйство страны, национальная оборона, социально-культурные мероприятия (образование, культура, здравоохранение) и др.

Превышение расходов над доходами вызывает дефицит бюджета, что отрицательно влияет на развитие экономики. Поэтому правительства пытаются найти способы устранения дефицита госбюджета: сократить расходы, найти дополнительные источники доходов, например взять в долг у населения, организаций, других стран.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооружейных сил и пр. К основным признакам государства относятся: наличие территории и населения, на которые распространяется его воздействие; суверенитет", исключительное право на принятие общеобязательных законов, возможность применения мер принуждения; взимание налогов.

Гражданин - 1) в юридическом (правовом) смысле - это лицо, обладающее правом гражданства. Или, говоря иначе,- это принадлежность лица к государству.

Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их - гражданина и государства - взаимных прав и обязанностей. Быть гражданином - значит иметь определенную правоспособность. Причем правоспособность - это не только возможность обладать всей полнотой прав и свобод, но также и обремененность обязанностями гражданина, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией - основным законом, а также другими правовыми документами.

Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в полном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и покровительство, в том числе и за пределами страны.

2) С древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывается и особый моральный смысл: быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Гражданская позиция проявляется не только в душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и процветающей. Она всегда связана с реальными делами, с умением честно трудиться на благо страны, готовностью прийти на помощь нуждающимся. Вместе с тем гражданская позиция не исключает критического отношения к социальной несправедливости. И конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, решительно встать на защиту своей страны от любых посягательств.

Гражданское общество - совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные (индивидуальные и коллективные) интересы граждан в различных сферах.

В гражданском обществе граждане удовлетворяют свои частные потребности (в материальном благополучии, семейной жизни, общении, духовно-нравственном совершенствовании, учебе, творчестве, информации и пр.). В процессе удовлетворения частных интересов и потребностей между людьми возникают связи и отношения: социально-экономические, социально-культурные и др.

В отличие от государственно-властных отношений, которые строятся на началах власти и подчинения, участники взаимоотношений выступают как равноправные, свободные и ответственные стороны. Они ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти.

Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности, свободе труда и предпринимательства. Частный собственник - главное действующее лицо гражданского общества. Здесь создаются и развиваются семья, школа, церковь, средства массовой информации, добровольные общественные организации (союзы предпринимателей, профессиональные союзы, творческие союзы журналистов, композиторов и пр.). Члены гражданского общества активны и самостоятельны в управлении общественными делами (самоуправлении). В недрах гражданского общества зарождаются общественно-политические движения и политические партии. Они являются главным каналом связи граждан с государством. Государство призвано служить гражданскому обществу: закреплять естественно сложившиеся отношения между людьми, защищать их от возможных негативных явлений (безработицы, преступности и пр.). Развитое гражданское общество предполагает наличие правового государства.

Деньги - товар, используемый в качестве равноценного мерила стоимости всех других товаров.

Деньги проявляются в определенных функциях, которые формировались постепенно с развитием товарного производства и обмена. Каковы же функции денег?

Деньги - это средство обмена. Они могут обмениваться на любой другой товар, облегчая связь между производителями товара.

Деньги - это мера стоимости (ценности) товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой.

Деньги - средство накопления (сбережения).

Деньги - средство платежа, т. е. принимаются в оплату за товар и услуги на территории всей страны.

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание - изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

Исходя из разных оснований понятие деятельности по-раз-ному классифицируют. Так, в зависимости от характера отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. Можно определить деятельность в зависимости от общественных сфер, в которых она протекает (экономическая, политическая, социальная и др.). Ее можно соотносить с ходом истории и вести речь о прогрессивной и реакционной деятельности. В зависимости от существующих ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. Понятие деятельности может конкретизироваться в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, индивидуальная деятельность), в зависимости от потенциала нового в ней (инновационная1, изобретательская, творческая или рутинная деятельность).

Деятельность людей - условие существования и развития человека и общества.

Закон - правовой (юридический) документ (нормативный акт), принятый высшей законодательной властью государства (в Российской Федерации таковой властью является парламент - Федеральное Собрание) или непосредственным волеизъявлением народа (референдумом).

Закон регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Юридическое понятие «закон» следует отличать от понятия «закон» в естественных и общественных науках, где это слово обозначает существенную, повторяющуюся и устойчивую связь различных явлений (например, физические или экономические законы).

Законодательная власть - система органов государства, имеющих право принимать законы. Законодательная власть осуществляет свое исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции юридической силой - законы.

В РФ к органам, имеющим право принимать законы, относятся: парламент (Федеральное Собрание), принимающий федеральные конституционные законы и федеральные законы (см. нормативно-правовые акты), имеющие прямое действие на всей территории РФ; законодательно-представительные институты субъектов Федерации, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов по вопросам совместного ведения (т. е. входящим в круг прав, полномочий) РФ и ее субъектов и по предметам собственного ведения субъектов Федерации.

Издержки производства - затраты, связанные с производством продукции. Это то, что производитель тратит на приобретение производственных ресурсов: покупку сырья и материалов, станков и оборудования, покупку или аренду помещения, оплату труда работников и т. п.

Различают следующие виды издержек. Постоянные издержки - затраты, не зависящие от объема производимой продукции, например затраты на содержание и охрану зданий, содержание управленческого аппарата. Переменные издержки - затраты, изменяющиеся в зависимости от объема производства, например затраты на сырье, материалы. Общие издержки - сумма издержек на производство и реализацию продукции. Внешние (явные) издержки - затраты ресурсов, приобретаемых на стороне, у поставщиков. Внутренние (неявные) издержки - затраты собственных ресурсов.

Снижение издержек производства - один из путей повышения эффективности производства и обеспечение прибыли. Поэтому цель производителя - свести к минимуму издержки путем выбора оптимальной (лучшей из возможных) комбинаций ресурсов.

Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) - отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.

Социальная история человека началась с того, что он выделил себя из природы, стал индивидом. Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспомощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловленных потребностей, которые должны были быть удовлетворены. Чтобы удовлетворить их, он вступал в отношения с другими людьми.

По сравнению с тем индивидом сегодняшний индивид несравненно более развит умственно и эмоционально. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на атомарную частицу общества.

Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, нерасчленимое, особь) - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово «индивид», мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из сообщества других людей. Через это слово проступает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности.

Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.

Индустриальное (промышленное) общество - этап общественного развития, следующий за аграрным обществом.

Экономической основой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике и разделении труда. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Происходят изменения в социальной структуре общества: уменьшается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, развиваются города и растет число городских жителей. Появляются новые классы - промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои общества. Человек нового общества стремится к саморазвитию. Он перестает зависеть от социальной группы, осознает себя как личность. Распространяется массовая грамотность и образование. Возрастает роль государства, постепенно складывается демократия. Общество стремится установить господство права и закона; сделать человека участником властных отношений.

Развитие промышленного общества породило множество противоречий. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к новому этапу - постиндустриальному (информационному) обществу.

Информационное (постиндустриальное) общество - этап общественного развития, следующий за индустриальным обществом.

Информационное общество возникает под влиянием развития информационных технологий, наукоемкого производства. Главная характеристика информационного общества - производство товаров и услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации. На первый план в экономике выдвигается сфера услуг. Возрастает роль мелкосерийного производства. Значительное влияние на жизнь информационного общества оказывают наука, знание и информация. В социальной структуре общества наблюдается стирание классовых различий, возрастание удельного веса среднего класса в обществе. Положение человека в этом обществе определяется, главным образом, его способностью к овладению знаниями, к творческой деятельности.

Переход к информационному обществу для большинства стран современного мира весьма отдаленная перспектива.

Искусство - художественное творчество, проявляющееся в различных его видах - живописи, архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном творчестве, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др. С помощью искусства, так же как и с помощью науки, человек пытается осмыслить, отразить и преобразовать окружающий его мир. Однако, в отличие от науки, в искусстве человек отражает действительность в художественных образах, особой форме выражения мыслей и чувств художника, рожденных его индивидуальным воображением.

Часто, говоря об искусстве, подразумевают только его узкое значение - изобразительное искусство.

Исполнительная власть - система органов государственного управления, обеспечивающих исполнение законов и иных нормативно-правовых актов, принятых законодательной властью. Однако исполнительная власть в соответствии с принципом разделения властей - в тех государствах, где этот принцип осуществляется не подчинена законодательной власти, а представляет собой одну из самостоятельных и независимых публичных (открытых народу) властей. Она взаимодействует с другими ветвями власти.

В РФ исполнительная власть осуществляется сложной структурой государственных органов, возглавляемой Правительством РФ. В субъектах Федерации создаются свои органы исполнительной власти. Вместе с федеральными органами исполнительной власти (Правительством РФ) они образуют систему органов исполнительной власти Российского государства.

Органы исполнительной власти призваны обеспечить действие законов и решений на всей территории страны, осуществлять функции управления всеми сферами жизнедеятельности общества.

Примерно в V-IV тысячелетиях до н. э. начинается постепенная трансформация первобытно-общинного (племенного) общества в аграрно-политическое (азиатское, восточное) К началу I тысячелетия до н. э. возникли государства-общества трех типов: небольшие царства (княжества); федерации (конгломераты) таких царств, в кᴏᴛᴏᴩых ядром было одно сильное царство (таким позднее была и Киевская Русь); империи — крупные территориальные, многоэтнические государства с сильным централизованным управлением. В империях одно племя (народ) занимало господствующее духовное, политическое и экономическое положение. Центрами империй стали области, находящиеся на торговых путях, соединяющих царства с различным общественным разделением труда: сельскохозяйственные, скотоводческие, ремесленные. В них возникли древние локальные цивилизации шумеров, египтян и другие.

Отметим, что технологическую основу аграрного (доиндустриального) типа обществ и аграрной цивилизации составило разнообразие сельскохозяйственных орудий (плуг, топор, борона и т. д.) на базе использования мускульной энергии человека и животных. Из него возникает простая семейная и иная кооперация, позволяющая осуществлять расширенное воспроизводство материальных благ и людей.

Демосоциальная подсистема доиндустриального общества характеризуется: патриархальной семьей, включающей родителей, детей, прародителей, родственников; большинством населения, проживающим в деревнях — союзах домохозяйств; неравенством в потреблении материальных и духовных благ; мифологическим сознанием людей; натуральным демосоциальным потреблением с элементами рынка.

Экономическую подсистему аграрной эпохи характеризует земледельческий способ производства, в кᴏᴛᴏᴩом основным предметом труда были земля и связанная с ней жизнедеятельность человека. Производительную силу аграрной эпохи составило производство железа и стали, изобретение железного и стального инструмента и оружия, а также применение производственных знаний и мускульной силы людей. Экономическую силу данной эпохи составляла частная и общинная собственность на средства производства и землю; углублялось разделение труда, рос ремесленный сектор. Абсолютное большинство населения работало в сельском хозяйстве.

Стоит сказать - политическую подсистему аграрной эпохи представляли неустойчивые империи, опиравшиеся на армию, бюрократию, частное и гражданское право, общинное самоуправление: Ново-ассирийская (IX-VII в. до н. э.; Передняя Азия, кроме Урарту и Малой Азии); Ново-вавилонская и Мидийская (VII-VI в. до н. э.); позднее возникли эллинистические, индийские и китайские империи (например, империя Цинь; IV-III в. до н. э.) Шли непрерывные войны, ставшие особенно кровопролитными после изобретения железного оружия; возникали укрепленные города — центры царств, — обнесенные стенами, постоянные армии, колонии.

Духовная подсистема аграрной эпохи характеризуется: господством мифологии и религии, строительством храмов; развитием некᴏᴛᴏᴩых видов искусства (музыкатьного, эпического, танцевального, архитектурного); зачатками образования и науки; борьбой различных религиозных (мировоззренческих) систем.

Общественное сознание носило мифологический, религиозный характер, представляло собой совокупность мифов; бессознательное в нем господствовало над сознательным, а духовное оставалось неразвито.

В царствах и империях ранней и имперской древности возникли и конкурировали между собой элементы двух типов формаций: (1) политической (государственной, азиатской, мобилизационной) и (2) экономической (рыночной, европейской, либеральной) Важно заметить, что одни из них становились ведущими в каком-то царстве или империи. Некᴏᴛᴏᴩые из таких обществ создавали общественные, а затем и мировые религиозные цивилизации (египетская, греческая, персидская) На протяжении почти двух тысячелетий аграрной эпохи политические и экономические империи, формации, цивилизации вели идеологическую, экономическую, политическую и военную борьбу за господство.

В VI в. до н. э. империя Ахеменидов завоевала античные города-полисы на малоазийском побережье. В 336 г. до н. э. греческую армию возглавил Александр Македонский, кᴏᴛᴏᴩый в ходе десятилетнего похода разгромил персидскую империю. В результате античный тип общества (формации и цивилизации) стал оказывать влияние на азиатский тип общества Ближнего Востока. Сделав ϲʙᴏей столицей Не стоит забывать, что вавилон, Александр пытался сблизить античный и азиатский миры формационно и цивилизационно. На азиатской территории было построено около 70 городов — центров античной цивилизации. После смерти Александра в 323 г. до н. э. его последователи продолжили эту политику. Много внимания уделялось созданию экономического, а не деспотического государства.

Античная Греция передала формационную и цивилизационную эстафету Римской республике через греческие полисы — колонии в Италии. Вклад Рима в развитие античного общества состоял в кодификации правовых норм и детализации частного права, существенном развитии демократии, ставшей на страже граждан-собственников, их сословных и имущественных различий. Римское государство — часть вспомогательной сферы экономического общества — существовало за счет налогов с граждан-собственников и завоевательных походов. В I в. до н. э. в результате серьезных внутренних противоречий (борьба братьев Гракхов за интересы малоимущих), восстаний рабов и конфликтов властолюбцев Римская республика уступила место Римской империи, политической и экономической формации и цивилизации.

В V в. Римская империя пала под ударами варваров. Ее преемником стали Священная Римская империя и Византия. Греческие территории превратились в провинции Римского Востока. Затем наступила пора христианизации и христианской цивилизации в Византии — наследнице Рима. В результате победы в 1453 г. ислама над Византией Ближний Восток в одночасье сбросил с себя элементы античной формации и цивилизации, вновь оказался в привычной колее азиатской формации и цивилизации, получивших развитие в исламской цивилизации.

Леонид Не стоит забывать, что васильев считает, что в данном регионе греки и римляне осуществили эксперимент по «органическому синтезу античного мира и традиционного Востока», кᴏᴛᴏᴩый не удался. Вместо ϶ᴛᴏго в Палестине, на перекрестке путей народов, возникла новая мировая религия — христианство, положившая начало новой общественной формации и цивилизации. Порожденная восточными народами и их цивилизациями, она стала религией Запада. Уже здесь можно усмотреть признак гибридной (смешанной) общественной формации и цивилизации.

Восточные (деспотические) общества в эпоху средневековья достигли ϲʙᴏего наивысшего расцвета, чему способствовало исчезновение конкурента в лице античного мира.
Стоит отметить, что основные черты таких обществ: колоссальное неравенство в жизни людей, принимающееся как должное неграмотным и религиозным населением; изысканная субъективность господствующих классов; временная экономическая эффективность за счет эксплуатации собственного народа и народов завоеванных стран; медленная эволюция по спирали политических переворотов и общественных катастроф.

В конце IV века Византия оказалась полем столкновения античной и азиатской формаций и цивилизаций. Кстати, эта борьба привела к постепенному превращению Византии в деспотическую империю. Процесс античной вестернизации там не состоялся: верх одержала азиатская формация и коллективистическая цивилизация. По данной причине Л. В. Не стоит забывать, что васильев делает важный для наших дней вывод: «И коль скоро генеральные структуры, лежащие в основе античного Запада и традиционного Востока, принципиально различны, то органическое совмещение их, синтез, оказывается делом крайне сложным. Во всяком случае, на территории Востока, в конкретных условиях древности и средневековья».

В Европе результатом всего ϶ᴛᴏго противоборства в конце аграрной эпохи (XI-XIV в.) стал феодализм - передовой тип обществ (антично-азиатский), с солидаристской цивилизацией. Стоит заметить, что он был результатом столкновения античного общества с первобытнообщинным. Произошла, с одной стороны, христианизация варваров, а с другой стороны, — децентрализация государственной власти. Христианизация варваров ограничила категоричность коллективистского принципа, смягчив всемогущество властителей. Важно заметить, что одновременно она сохранила уважение к античной собственности, особенно в городах. В итоге такого синтеза возник феодальный тип общества (формации и цивилизации), что позволяет сделать вывод о возможности конвергенции только таких общественных формаций и цивилизаций, между кᴏᴛᴏᴩыми имеются какие-то черты сходства. Стоит заметить, что они были между первобытно-общинным обществом варваров и античным — римлян. Можно предположить, что таких черт не было у античного и азиатского типов общества, что привело к краху проект Александра Македонского.

Почему не состоялся синтез (конвергенция) азиатского и античного обществ в новом единстве? Потому что данные типы общества образуют противоположности в рамках одной исторической эпохи. Вполне понятно, что общество, в кᴏᴛᴏᴩом базисом будет рыночная экономика, а цивилизационным принципом — ϲʙᴏбода, не может просто и эволюционно конвергировать с обществом, базисом кᴏᴛᴏᴩого будет деспотическое государство, а цивилизационным принципом — равенство. Стоит сказать, для конвергенции таких обществ нужен развитый субъективный фактор , понимание сложности проблемы, развитые средства конвергенции, кᴏᴛᴏᴩых не было в аграрную эпоху, — все ϶ᴛᴏ появилось только в эпоху индустриализма.

Научная литература содержит множество определений понятия «общество». Так, в узком смысле - это группа людей, объединившихся для выполнения какой-либо деятельности и общения, а также конкретный этап исторического развития страны или народа. В широком - часть материального мира, обособившаяся от природы, но с ней тесно связанная, состоящая из индивидуумов, обладающих сознанием и волей, включающая и способы их взаимодействия.

В 20 веке Р.Арон выдвинул теорию которая затем была усовершенствована американскими социологами и политологами А.Тоффлером, Д.Беллом, З.Бжезинским. В ней описывается поступательный процесс развития отсталого общества к передовому. Всего выделялось 3 этапа: аграрный (доиндустриальный), индустриальный и постиндустриальный.

Аграрное общество - это первая стадия цивилизованного развития. В некоторых источниках его также называют традиционным. Характерно для Древности и Средневековья. Однако присуще некоторым государствам и в настоящее время. В большей степени странам «третьего мира» (Африке, Азии).

Можно выделить следующие признаки аграрного общества:

  • Экономика основана на примитивном ремесле и сельском натуральном хозяйстве. Используются в основном ручные орудия труда. Промышленность либо совсем незначительно развита, либо полностью отсутствует. Большая часть населения проживает на селе, занимаясь сельским хозяйством.
  • Господство государственной, общинной форм собственности; а частная неприкосновенной не является. Материальные блага распределяются в зависимости от занимаемого человеком положения в социальной иерархии.
  • Темпы являются низкими.
  • практически неизменна. Человек рождается в определенном сословии или касте и не меняет своего положения на протяжении всей жизни. Основными социальными ячейками являются община и семья.
  • Консервативность общества. Любые изменения происходят медленно и спонтанно.
  • Поведение человека регулируется верованиями, обычаями, корпоративными принципами и нормами. Самостоятельность и индивидуальность не поощряется. определяет нормы поведения для личности. Человек не анализирует свое положение, он стремится приспособиться к окружающей обстановке. Все происходящее с ним он оценивает с позиции социальной группы, к которой относится.
  • Аграрное общество предполагает сильную власть армии и церкви, обычный человек отстранен от политики.
  • Ограниченное количество образованных людей, преобладание устной информации над письменной.
  • Приоритет над экономической, человеческая жизнь воспринимается как осуществление божественного промысла.

В результате экономического, политического, социального и духовного развития аграрное общество в большинстве стран перешло в индустриальную стадию, для которой характерен рост в сельском хозяйстве и промышленности производительности труда, увеличение объема основного капитала, рост доходов населения.

Возникают новые классы - буржуазия и промышленный пролетариат. Сокращается количество крестьян в составе населения, происходит урбанизация. Возрастает роль государства. Аграрное общество и индустриальное противостояли друг другу по всем направлениям.

Для постиндустриальной стадии характерно развитие сферы услуг, выдвижение их на первый план, повышение роли знаний, науки и информации. Происходит стирание классовых различий, увеличивается доля среднего класса.

Аграрное общество, с европоцентристской точки зрения, - отсталый, закрытый, примитивный социальный организм, которому западной социологией противопоставляются индустриальная и постиндустриальная цивилизации.

(племенного) общества в аграрно-политическое (азиатское, восточное). К началу I тысячелетия до н. э. возникли государства-общества трех типов: небольшие царства (княжества); федерации (конгломераты) таких царств, в которых ядром было одно сильное царство (таким позднее была и Киевская Русь); империи — крупные территориальные, многоэтнические государства с сильным централизованным управлением. В империях одно племя (народ) занимало господствующее духовное, политическое и экономическое положение. Центрами империй стали области, находящиеся на торговых путях, соединяющих царства с различным общественным разделением труда: сельскохозяйственные, скотоводческие, ремесленные. В них возникли древние локальные цивилизации шумеров, египтян и другие.

Технологическую основу аграрного (доиндустриального) типа обществ и аграрной цивилизации составило разнообразие сельскохозяйственных орудий (плуг, топор, борона и т. д.) на базе использования мускульной энергии человека и животных. Из него возникает простая семейная и иная кооперация, позволяющая осуществлять расширенное воспроизводство материальных благ и людей.

Демосоциальная подсистема доиндустриального общества характеризуется: , включающей родителей, детей, прародителей, родственников; большинством населения, проживающим в деревнях — союзах домохозяйств; неравенством в потреблении материальных и духовных благ; мифологическим сознанием людей; натуральным демосоциальным потреблением с элементами рынка.

Экономическую подсистему аграрной эпохи характеризует земледельческий способ производства, в котором основным предметом труда были земля и связанная с ней жизнедеятельность человека. Производительную силу аграрной эпохи составило производство железа и стали, изобретение железного и стального инструмента и оружия, а также применение производственных знаний и мускульной силы людей. Экономическую силу данной эпохи составляла частная и общинная собственность на средства производства и землю; углублялось разделение труда, рос ремесленный сектор. Абсолютное большинство населения работало в сельском хозяйстве.

Политическую подсистему аграрной эпохи представляли неустойчивые империи, опиравшиеся на армию, бюрократию, частное и гражданское право, общинное самоуправление: Ново-ассирийская (IX-VII в. до н. э.; Передняя Азия, кроме Урарту и Малой Азии); Ново-вавилонская и Мидийская (VII-VI в. до н. э.); позднее возникли эллинистические, индийские и китайские империи (например, империя Цинь; IV-III в. до н. э.). Шли непрерывные войны, ставшие особенно кровопролитными после изобретения железного оружия; возникали укрепленные города — центры царств, — обнесенные стенами, постоянные армии, колонии.

Духовная подсистема аграрной эпохи характеризуется: господством мифологии и религии, строительством храмов; развитием некоторых видов искусства (музыкатьного, эпического, танцевального, архитектурного); зачатками образования и науки; борьбой различных религиозных (мировоззренческих) систем.

Общественное сознание носило мифологический, религиозный характер, представляло собой совокупность мифов; бессознательное в нем господствовало над сознательным, а духовное оставалось неразвито.

В царствах и империях ранней и имперской древности возникли и конкурировали между собой элементы двух типов формаций: (1) политической (государственной, азиатской, мобилизационной) и (2) экономической (рыночной, европейской, либеральной). Одни из них становились ведущими в каком-то царстве или империи. Некоторые из таких обществ создавали общественные, а затем и мировые религиозные цивилизации (египетская, греческая, персидская). На протяжении почти двух тысячелетий аграрной эпохи политические и экономические империи, формации, цивилизации вели идеологическую, экономическую, политическую и военную борьбу за господство.

В VI в. до н. э. империя Ахеменидов завоевала античные города-полисы на малоазийском побережье. В 336 г. до н. э. греческую армию возглавил Александр Македонский, который в ходе десятилетнего похода разгромил персидскую империю. В результате античный тип общества (формации и цивилизации) стал оказывать влияние на азиатский тип общества Ближнего Востока. Сделав своей столицей Вавилон, Александр пытался сблизить античный и азиатский миры формационно и цивилизационно. На азиатской территории было построено около 70 городов — центров античной цивилизации. После смерти Александра в 323 г. до н. э. его последователи продолжили эту политику. Много внимания уделялось созданию экономического, а не деспотического государства.

Античная Греция передала формационную и цивилизационную эстафету Римской республике через греческие полисы — колонии в Италии. Вклад Рима в развитие античного общества состоял в кодификации правовых норм и детализации частного права, существенном развитии демократии, ставшей на страже граждан-собственников, их сословных и имущественных различий. Римское государство — часть вспомогательной сферы экономического общества — существовало за счет налогов с граждан-собственников и завоевательных походов. В I в. до н. э. в результате серьезных внутренних противоречий (борьба братьев Гракхов за интересы малоимущих), восстаний рабов и конфликтов властолюбцев Римская республика уступила место Римской империи, политической и экономической формации и цивилизации.

В V в. Римская империя пала под ударами варваров. Ее преемником стали Священная Римская империя и Византия. Греческие территории превратились в провинции Римского Востока. Затем наступила пора христианизации и христианской цивилизации в Византии — наследнице Рима. В результате победы в 1453 г. ислама над Византией Ближний Восток в одночасье сбросил с себя элементы античной формации и цивилизации, вновь оказался в привычной колее азиатской формации и цивилизации, получивших развитие в исламской цивилизации.

Леонид Васильев считает, что в данном регионе греки и римляне осуществили эксперимент по «органическому синтезу античного мира и традиционного Востока», который не удался. Вместо этого в Палестине, на перекрестке путей народов, возникла новая мировая религия — христианство, положившая начало новой общественной формации и цивилизации. Порожденная восточными народами и их цивилизациями, она стала религией Запада. Уже здесь можно усмотреть признак гибридной (смешанной) общественной формации и цивилизации.

Восточные (деспотические) общества в эпоху средневековья достигли своего наивысшего расцвета, чему способствовало исчезновение конкурента в лице античного мира. Основные черты таких обществ: колоссальное неравенство в жизни людей, принимающееся как должное неграмотным и религиозным населением; изысканная субъективность господствующих классов; временная экономическая эффективность за счет эксплуатации собственного народа и народов завоеванных стран; медленная эволюция по спирали политических переворотов и общественных катастроф.

В конце IV века Византия оказалась полем столкновения античной и азиатской формаций и цивилизаций. Эта борьба привела к постепенному превращению Византии в деспотическую империю. Процесс античной вестернизации там не состоялся: верх одержала азиатская формация и коллективистическая цивилизация. В этой связи Л. В. Васильев делает важный для наших дней вывод: «И коль скоро генеральные структуры, лежащие в основе античного Запада и традиционного Востока, принципиально различны, то органическое совмещение их, синтез, оказывается делом крайне сложным. Во всяком случае, на территории Востока, в конкретных условиях древности и средневековья».

В Европе результатом всего этого противоборства в конце аграрной эпохи (XI-XIV в.) стал феодализм - передовой тип обществ (антично-азиатский), с солидаристской цивилизацией. Он был результатом столкновения античного общества с первобытнообщинным. Произошла, с одной стороны, христианизация варваров, а с другой стороны, — децентрализация государственной власти. Христианизация варваров ограничила категоричность коллективистского принципа, смягчив всемогущество властителей. Одновременно она сохранила уважение к античной собственности, особенно в городах. В итоге такого синтеза возник феодальный тип общества (формации и цивилизации), что позволяет сделать вывод о возможности конвергенции только таких общественных формаций и цивилизаций, между которыми имеются какие-то черты сходства. Они были между первобытно-общинным обществом варваров и античным — римлян. Можно предположить, что таких черт не было у античного и азиатского типов общества, что привело к краху проект Александра Македонского.

Почему не состоялся синтез (конвергенция) азиатского и античного обществ в новом единстве? Потому что эти типы общества образуют противоположности в рамках одной исторической эпохи. Очевидно, что общество, в котором базисом является рыночная экономика, а цивилизационным принципом — свобода, не может просто и эволюционно конвергировать с обществом, базисом которого является деспотическое государство, а цивилизационным принципом — равенство. Для конвергенции таких обществ нужен развитый субъективный фактор , понимание сложности проблемы, развитые средства конвергенции, которых не было в аграрную эпоху, — все это появилось только в эпоху индустриализма.