Этапы проектирования в декоративно-прикладном творчестве. Методические рекомендации. Этапы проектирования промышленного изделия (мебели) Этапы творческого проектирования проектирование изделий на предприятиях

Этапы проектирования в декоративно-прикладном творчестве. Методические рекомендации. Этапы проектирования промышленного изделия (мебели) Этапы творческого проектирования проектирование изделий на предприятиях

Читайте также:
  1. III. Технологическое проектирование строительных процессов.
  2. Ассортимент мучных кулинарных изделий включает пирож­ки, пироги, кулебяки, расстегаи, ватрушки, хачапури, беляши, чебуреки, пончики, гренки, пампушки, профитроли и др.
  3. Возможности экспертизы полимерных материалов и изделий из них
  4. ВОПРОС 49. Силикатные товары. Основы производства стеклянных изделий, классификация характеристика ассортимента
  5. Выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях
  6. Допустимые отклонения по физико-химическим показателям ликеро-водочных изделий

Одежда - объемно-пространственная структура - организуется в различные системы: единичные моносистемы, комплекты изделий, ансамбли, коллекции. Единичные изделия входят во все перечисленные системы элементов. Одежда является одним из важнейших предметов широкого и личного пользования, а моделирование одежды - одним из важнейших видов проектной деятельности.

Единичные изделия одежды массового потребления, как правило, выполняются промышленным способом. Проектирование изделий массового производства и одежды связано с общими проблемами преобразования эстетического облика всей предметно-вещевой среды, окружающей сегодня человека.

Качество продукции легкой промышленности, которое можно рассматривать как сумму потребительских свойств, зависит от всех звеньев производства - от создания образцов на начальных этапах проектирования в центрах моды и экспериментальных цехах до масштабного освоения передовой технологии и серийного производства ассортимента изделий.

Решающий фактор повышения качества всех групп ассортимента одежды - это продуманная политика производства, опирающаяся на учет требований к составу и качеству, функциональным эргономическим и эстетическим свойствам готовой проду­кции.

Проектирование одежды представляет собой творческий процесс, состоящий из последовательных этапов:

Разработка проекта модели одежды в конструктивном и художественном решениях;

Выполнение проекта в макете и в материале;

Внедрение созданной одежды в производство.

Чтобы совершить преобразование идеи модельера от эскизного варианта до реального предмета потребления, необходимо изучить конкретные условия работы промышленного предприятия, имеющуюся сырьевую базу, уровень технологии и организации производства.

При разработке проекта модели одежды в конструктивном и художественном решениях проектировщик одежды опирается на теоретические знания дисциплин, изучающих закономерности формирования и развития форм одежды. Кроме того, он должен иметь исчерпывающие сведения и представления об общих требованиях, предъявляемых к одежде, и о ее функциях.

В процессе художественного проектирования единичного изделия проектировщик учитывает весь комплекс «человек - костюм - среда», а понятия «костюм» и «одежда» рассматривает с точки зрения той роли, которую костюм и одежда выполняют в жизни человека в определенной среде. Основной задачей при этом является передача содержания средствами художественной формы, созданной по законам гармонизации костюма.



Функция имеет смысл, который реализуется в единстве идеи и реальности. Основным содержанием функции является созданное равновесие между требованием к данной вещи и ответом на это требование. То, для чего, для кого и в каких условиях предназначается одежда, определяет конкретные задачи и является основой проектирования функции одежды.



Итак, приступая к проектированию модели одежды в материале, художник-модельер должен иметь исчерпывающие сведения:

О назначении и использовании этого вида одежды;

О зависимости одежды от окружающей среды;

О свойствах материалов, из которых будет изготовляться единичное изделие;

О средствах выполнения данной модели, ее конструктивном решении.

Конкретное назначение и виды использования ассортимента единичных изделий включают в себя следующую информацию:

Сезонность;

Возрастной фактор потребителя;

Региональную принадлежность и социальный статус потребителя;

Промышленные возможности ис­полнения и воспроизводства изделий

Конечный результат композиционного решения модели зависит также от ряда объективных эстетических факторов:

Прогноза формы костюма;

Использования стилевых трактовок модного стереотипа;

Влияния образа творческого источника;

Профессионального уровня мастерства дизайнера;

Влияния сферы торговли и потребительских предпочтений;

Учета модности ассортимента изделий.

В процессе проектирования происходит творческое осмысление всех исходных данных, технических и эстетических функций проектируемой модели.

Наряду с учетом исходных условий и объективных факторов формообразования, важнейшим средством при проектировании модели в материале должно быть знание закономерностей композиции, выявление и соблюдение которых в большой степени обеспечивают высокое качество конечного результата. Композиционные поиски в проектировании одежды сосредоточены на известных средствах гармонизации костюма:

Пропорциональных и ритмических соотношениях;

Композиционных акцентах;

Пластике, динамике, соподчиненности формы;

Гармонической целостности формы;

Колористических и фактурных поисках;

Образного решения.

Композиционное решение как система ряда соподчинения возникает лишь при наличии особых связей между всеми частями целого. Эти связи основаны на закономерностях, без соблюдения которых не может существовать грамотное композиционное решение единичного изделия.

Все закономерности композиции по-разному проявляются в формах конкретных изделий одежды. Поэтому при решении их композиции необходимо мастерски владеть всеми средствами гармонизации костюма. При этом значение должно быть уделено конструктивному решению формы модели и технологии ее изготовления. Создать новый образец единичного изделия невозможно без знаний в области современных методов конструирования. Новая мода - это, прежде всего, новая форма изделия, выраженная через конструкцию.

Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории.
Дерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природная красота сделали его излюбленным поделочным материалом.
И если сегодня каждый из нас посмотрит вокруг, то, несомненно, убедится, что дерево играет в нашей жизни важную роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни его потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня ещё больше ценить его неповторимую красоту, связывающую нас с миром природы.
Дерево – весьма прочный материал, способный дать в руках умелого мастера большое разнообразие форм, а изделия из него служат порой несколько поколений.
К таким изделиям относятся и предметы мебели, деревянной кухонной утвари.
Слово “утварь” произошло от старого русского слова “утваряти” (наряжать, убирать, украшать). А ныне, “утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда ”. (Толковый словарь русского языка В. И. Даля).
В словаре русского языка С. И. Ожегова, “утварь– предметы, принадлежности какого- нибудь обихода, например, домашняя утварь”.
В нашем случае – это предметы деревянной кухонной утвари: разделочные доски, подставки под горячее, деревянные лопатки.
В течение столетий, по словам историков, “везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа”.

Сегодня на уроке мы приступаем к изготовлению предметов деревянной утвари как шкатулка с трёхгранно выемчатой резьбой.
Показать образцы будущих изделий, назвать материал, из которого будут изготавливаться предметы.
Казалось бы, зачем нам это нужно сейчас, когда есть удобные и дешёвые изделия из пластмассы и металла?
Дело всё в том, что так выражается потребность людей в красоте. А. М. Горький говорил, что “человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
“К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать”, - писал А. Б. Салтыков.
Ещё одно интересное наблюдение.
Слова “утварь” и “творчество” имеют общий корень с чередующимися гласными:
Это корень “твар” - “твор”, гласные “а” и“о”.
А по определению С. И. Ожегова:
ТВОРЧЕСТВО – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
ТВОРИТЬ – творчески создавать.
Таким образом, приступая к изготовлению предметов, имеющих отношение к домашней утвари, т.е. месту, где человек живёт, мы будем не просто вырезать узоры ножом, мы будем “творчески создавать новые материальные ценности”.
К тому же, особую ценность в доме представляют предметы, сделанные своими руками.
Снова обратиться к образцами будущих изделий.
Отметить, что при работе мы будем опираться на уже полученные на предыдущих уроках знания и умения: в разметке, сверлении, пилении, заточке ножей.
При обработке внутреннего контура детали существует несколько приёмов работы.
Задать вопросы на повторение:
что означает слово “утварь”? Привести примеры домашней утвари;

Основные этапы проектирования.

Дизайнерская деятельность ориентирована на проектирование новых вещей, новых качеств и новых функций предметной среды, поэтому она является инновационной деятельностью.

В процессе проектирования необходимо применять как данные науки (социологии, прогнозирования), так и образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.

Основой дизайнерского проектирования является всесторонний учет общественных потребностей.

Основными этапами проектирования одежды являются:

      анализ предпроектной ситуации;

      синтез результатов анализа в определенных типах формообразования;

      разработка творческой концепции, связанной как с конкретными проектными задачами, так и с основными тенденциями развития проектной культуры в целом;

      определение основных задач;

      применение различных методов проектирования в поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи.

Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основных этапа:

    информационный;

    аналитический – исследовательская часть;

    синтетический;

    коммуникативный – практическая часть.

Анализ предпроектной ситуации. При предпроектном анализе (предпроектных исследованиях) сопоставляются данные о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготавления, наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог – изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Предпроектный анализ включает:

социально-экономический анализ,

функциональный анализ (исследование способов использования изделия),

функционально-стоимостной анализ (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения),

технологический анализ (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия),

анализ формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

Синтез результатов анализа в определенных типах формообразования. Результаты предпроектного анализа синтезируются путем овеществления (структурообразования) и гармонизации (композиции) объекта.

Синтез в дизайне – процесс мысленного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединения их в единое целое – проектный образ. Структурообразование единичных предметов называется формообразованием. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных.

Разработка творческой концепции. В процессе синтеза формируется творческая концепция – важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне – основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.

Определение основных задач дизайн-проекта. Работа над дизайн-проектом начинается с определения основных задач, которые необходимо решить в процессе проектирования. Определяются, прежде всего, назначение и функция проектируемой вещи, конструктивные и технологические требования. При этом целью проектирования может быть модернизация существующего изделия, т.е. придание ему современного вида (проектирование по прототипам, или стайлинг), так и разработка совершенно нового изделия на основе принципиально новой постановки задач или неизвестного ранее технологического принципа.

Структура дизайн - проектирования коллекции моделей

Разработку дизайн - проекта новой коллекции моделей выполняют поэтапно.

Формулирование задачи дизайн-проектирования

На этом этапе осуществляют выбор объекта проектирования в соот­ветствии с целью и назначением разработки. Объектом дизайн - про­ектирования может быть единичная модель одежды, комплект, ансамбль, гардероб, коллекция моделей. Модный продукт разрабатывают и предлагают для продажи в соответствии с принципами сезонности, адресности и только по предварительному заказу. Одежда, созданная «просто так», как правило, не является конкурентоспособной. Поэтому при выборе объекта дизайнерской разработки определяют вид, сезон, потребительскую группу с учетом долгосрочных и краткосрочных прогнозов моды и маркетинговой программы фирмы-изготовителя.

При дизайн - проектировании коллекции моделей определяют особенности проектируемой коллекции в соответствии с целью, назначением и видом. Например, авторская коллекция будет зависеть от темы, номинации конкурса, для которого разрабатывают коллекцию моделей; перспективная и промышленная коллекции будут зависеть от маркетинговой политики и технологических условий предприятия-изготовителя.

Формирование концепции коллекции

Этап включает проведение маркетинговых исследований, поиск авторской идеи, выбор авторских инспираций.

Важнейшим звеном решения дизайнерской задачи на данном этапе является формулирование творческой концепции, так как она определяет ценностное, смысловое содержание проекта. Творческая концепция связана не только с мировоззрением ее автора, но и с основными тенденциями развития проектной культуры и общества в целом. Концепции в дизайне, как правило, отражают важные проблемы, которые волнуют человека, общество в ту или иную эпоху. Дизайн призван ориентироваться на потребности людей и вносить свой вклад в решение проблем.

Концепции, существующие в дизайне одежды, как правило, находятся в русле основных проблем дизайна своего времени и связаны с общими тенденциями изменения образа жизни. Но общие тенденции отражаются в разнообразных авторских концепциях, т.к. каждый дизайнер по-своему относится к функции проектируемой вещи, использует разные способы формообразования, предназначает свою одежду различным группам потребителей и т.п. Кроме того, специфика дизайна одежды заключается в том, что концепции находят свое воплощение, прежде всего, в визуальной форме. Концептуальность проявляется не только в самих моделях, но и создании определенного образа.

Создание дизайн-проекта коллекции

Этап включает разработку графической композиции, поиск тектоничных объемных композиций, создание конструктивно-технологической структуры проектируемых моделей, разработку макетов и первичных образцов моделей коллекции.

Первоочередной задачей данного этапа является создание худо­жественного образа в соответствии с концепцией и девизом коллекции на основе анализа информационного материала, собранного в результате творческого поиска на предыдущих этапах.

Формирование художественного образа коллекции осуществляют последовательно, раскрывая концептуальную идею коллекции путем поиска новых форм, фактурных, колористических и орнаментальных решений костюма в графических и объемных композициях. С этой целью используют навыки графического мастерства, технологические методы творчества, закономерности зрительного восприятия, методы наколки и конструктивного моделирования. Результатом дизайнерской разработки является коллекция моделей одежды, выполненная в материале.

Структура дизайн - проектирования представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура дизайн - проектирования коллекции моделей одежды

Наименование этапа

Результат выполнения этапа

1.Формулирование задачи дизайн -проектирования

Выбор объекта дизайнерского проектирования: вид, назначе­ние, адресность проектируе­мой коллекции, используемые материалы, конструктивно-технологическая целесообраз­ность

Исходные данные дизайн -проекта

2.Формирование концепции кол­лекции:

2.1.Проведение маркетинговых ис­следований

Изучение потребительского спроса, анализ продаж

Результаты маркетинговых исследований (фотоматериалы, анкеты, графики)

Анализ модных тенденций в развитии образных тем, ассор­тимента, формы костюма, тек­стиля, цвета, аксессуаров и т.д.

Исходная база для разработки «moodboard» (графические зарисовки, фотографии модных обра­зов, элементов костюма, образцы материалов, фурнитуры)

Изучение и анализ произведений искусства, науки, техники, культуры. Выбор творческого источника

Стилизованные графические зарисовки источника творчества. «Moodboard». Девиз коллекции

3. Создание дизайн-проекта

3.1.Разработка графической композиции

Создание графической компо­зиции коллекции в соответствии с её концепцией и девизом

Серия фор - эскизов коллекции

3.2.Разработка объемной композиции

Поиск базовой символ - фор­мы коллекции и оригинальной фактуры всех элементов кол­лекции методами конструк­тивного моделирования и на­колки. Выбор материалов

Серия "пространствен­ных" эскизов (графиче­ские зарисовки и фото­графии макетов образцов моделей). Серия творче­ских эскизов коллекции моделей. Многофигурная композиция коллекции моделей

Основные стадии проектирования и конструирования изделий представлены на Рис. 3.7:

Стадии проектирования и конструирования изделий

Рис. 3.7. Стадии проектирования и конструирования

Краткий перечень работ, выполняемых в процессе проектирования и конструирования

Определение точного целевого назначения изделия. Это первая задача конструктора. Для рабочих машин и машин-орудий целевое назначение определяется из технологического задания, а для машин-двигателей – по эксплуатационному заданию.

На основе технологического или эксплуатационного задания разрабатывается кинематическая или принципиальная схема изделия.

Кинематическая схема изделия. Она в значительной степени определяет конструкцию и вес основных деталей, а также экономичность изделия в производстве. Задача конструктора – подбор таких кинематических цепей, которые содержали бы минимальное количество звеньев. Конструктор, выбирая тот или иной механизм, опирается, прежде всего, на опыт конструирования и общие положения науки о механизмах.

Кинематические схемы наиболее сложны у рабочих машин. Кинематические схемы таких машин принято делить на следующие основные части:

Исполнительные механизмы, одно или несколько звеньев которых связаны с рабочими органами;

Трансмиссионные механизмы для передачи движения и мощности от двигателя к ведущему звену исполнительного механизма;

Прочие механизмы (управления, блокировки, регулирования, контроля и т.п.).

Закон движения рабочего звена в рабочих машинах зависит от поставленной технологической задачи и может быть реализован механизмами с различными кинематическими схемами. Разрабатываются, поэтому, несколько вариантов кинематических схем, из которых после соответствующего анализа (надежности, экономичности и т.п.) выбирается одна из них.

Определение усилий и действующих нагрузок. Чем точнее определены нагрузки, действующие в изделии, тем точнее можно определить усилия на отдельные детали и в итоге – их минимально необходимые размеры) от веса деталей зависят металлоемкость и вес изделия).

Выбор материалов и определение размеров деталей. Выбор материала и определение размеров деталей обусловлены эксплуатационными и экономическими требованиями.

С эксплуатационной точки зрения качество материала и размеры деталей должны обеспечить эксплуатационную надежность изделия вне зависимости от его веса.

С экономической точки зрения в рационально сконструированном изделии физические свойства материалов должны быть использованы наиболее полно для получения требуемой прочности и жесткости при минимальном весе.

Размеры деталей при одной и той же нагрузке зависят от качества материала и принятых запасов прочности.

Вес и себестоимость деталей зависят от их размеров.

Эксплуатационная надежность детали достигается только при точном расчете ее на прочность (или выносливость) и износ.

Силовой расчет заключается в определении сил, действующих на изделие. При этом составляется расчетная схема нагружения изделия с последующим расчетом деталей на прочность.

Силовой расчет производится двумя способами:

Расчет по силам или моментом сил, приложенным к рабочему органу изделия;

Расчет на основе предварительно определенной мощности привода.

В первом случае исходят из расчетных или опытных данных об усилиях, возникающих на рабочем звене во время технологического процесса. На основе этих данных определяются крутящий момент на ведущем звене и мощность двигателя.

Во втором случае определяется усилие на рабочем органе по крутящему моменту на ведущем звене.

Компоновка изделия. Компоновка в значительной мере влияет на металлоемкость и вес изделия.

Получив расчетные размеры основных изделий (валы, оси, зубчатые колеса и т.д.), приступают к компоновке общих видов изделия. Иногда размеры отдельных деталей устанавливают, исходя из конструктивных соображений. Общих правил рациональной компоновки изделий не существует.

Удачная компоновка зависит от способностей, опыта, изобретательности и общей подготовленности конструктора.

При конструировании крупных изделий предусматривается их разделение на узлы. Это позволяет вести параллельную сборку, производить обкатку, регулирование и испытание каждого узла в отдельности. При этом следует помнить, что стыки между узлами в изделии снижают жесткость и виброустойчивость конструкции.

Вопрос о применении моноблочной или составленной из отдельных блоков конструкции решается с учетом преимуществ и недостатков каждой из них.

Определение веса и себестоимости изделия. Проектный вес и проектная себестоимость изделия являются одними из основных его технико-экономических показателей.

Общая компоновка изделия позволяет ориентировочно оценить его вес.

Конструктор уже при конструировании изделия должен наметить предельные значения его основных показателей. Лучшие из них достигаются последовательным приближением к все более и более совершенной конструкции. Однако более короткий путь решения поставленной задачи имеет место, если исходить из мирового опыта на основе изучения хорошо отработанных подобных конструкций в данных статистики.

Вес изделия должен соответствовать эксплуатационным требованиям.

Вес и жесткость металлорежущих станков должны быть достаточными для противодействия возникающим в процессе резания металла колебаниям.

Для транспортных машин требуется наибольший вес при достаточной прочности.

В большинстве случаев вопрос оптимального веса изделия решается на основе опыта эксплуатации и путем сравнения с показателями по весу хорошо выполненных аналогичных изделий.

Проектная себестоимость изделия определяется по его проектному весу после общей компоновки.

Величина себестоимости, полученная при техническом конструировании, должна уточняться. По окончании конструирования конструктор должен иметь полное представление о себестоимости будущего изделия.

Экономическая эффективность изделий в эксплуатации. Эта эффективность зависит от двух факторов: энергетического КПД и эксплуатационной экономичности изделия.

При низком расчетном КПД не исключается пересмотр разработанной кинематической схемы.

Эксплуатационная экономичность и ее расчет рассмотрены ниже.

Конструирование общих видов узлов. Как этап конструирования оно ведется на основе общей компоновки изделия, принятого разделения конструкции на узлы, принятых по расчету размеров ответственных деталей. В процессе конструирования возможно появление новых решений конструкций узлов. При конструировании узлов достаточно четко выявляются конструктивные формы отдельных деталей.

Проверочные расчеты. Такие расчеты деталей производятся только в случаях изменения их размеров, ранее полученных расчетом. С изменением размеров деталей изменяются условия их работы в конструкции и, следовательно, изменяются рабочие напряжения в материале деталей.

Если при этом новые размеры деталей получаются меньше по сравнению с расчетными, то при проверочном расчете деталей по новым размерам проверяется запас прочности их материала.

Если же новые размеры деталей при изменении получаются больше по сравнению с расчетными, то проверочный расчет предусматривает замену материала деталей на материал повышенного качества с целью сохранения прежних размеров.

Конструирование общего вида изделия производится после вычерчивания узлов и увязки сопрягаемых мест. При этом иногда выявляются неточности в местах сопряжения узлов. Таких неточностей тем меньше, чем тщательнее выполнена предварительная проработка конструкции изделия.

Расчет размерных цепей производится при деталировке узлов для обеспечения взаимозаменяемости деталей, их правильной сборки, при которой обеспечивались бы требуемые зазоры и натяги в сопряжениях деталей. Расчет размерных цепей позволяет правильно определить размеры деталей с учетом допусков.

Необоснованное назначение допусков на размеры приводят к необходимости ручной пригонки, неоднократному монтажу и демонтажу узлов.

Разработка рабочих чертежей деталей производится только для оригинальных деталей (чертежи гостированных деталей не выполняются).

Первыми разрабатываются внутренние детали узла, затем – детали корпуса, облегающего узел.

После определения формы и размеров деталей подсчитывается их чистый вес (по таблицам).

Рационально сконструированная деталь, равно как и изделие в целом, – это такая деталь, которая удовлетворяет всем эксплуатационным требованиям и изготавливается при минимальной себестоимости.

Последним шагом при конструировании является соответствие технической документации по эксплуатации и обслуживанию изделия.

Подытоживая сказанное, основные шаги при расчете и конструировании детали представим в виде схемы (Рис. 3.8):

Рис. 3.8. Шаги при расчете и конструировании детали

Научно-исследовательская разработка (НИР). Этапы НИР. Патентные исследования. Содержание патентных исследований. Порядок проведения патентных исследований.

Техническое творчество невозможно без получения знаний о новых достижениях в области науки, техники, производства, т.е. без получения свежей технической информации.

В настоящее время установлено, что объем знаний по основным отраслям деятельности человека удваивается в течение каждых 5 лет, а в быстроразвивающихся отраслях, например, электронике, технической кибернетике, компьютерных технологий – за 2 - 3 года.

Научно-техническая информация

Научно-техническая информация отображается, главным образом, в печатной продукции: журналах по отраслям знаний, сборниках научных трудов ведущих академий наук, крупнейших университетов, высших учебных заведений. Издается также множество книг, посвященных отдельным научным проблемам - монографий, сборников научных трудов, учебников, учебных пособий.

Поиск нужной информации в океане знаний становится сложным делом, поэтому во всех странах ведутся большие работы не только над получением новых знаний об окружающем мире, но и над тем, как передать полученные знания грядущим поколениям, как хранить, обрабатывать и передавать научно-техническую информацию людям.

Для решения этой задачи в стране развивается государственная система научно-технической информации Республики Беларусь, межотраслевые и отраслевые центры научно-технической информации. Все эти организации собирают информацию и издают вторичные источники информации, позволяющие пользователям быстрее находить нужные сведения для своей деятельности (реферативные журналы, обзоры информации, бюллетени научно-технической информации по отраслям науки и техники, экспресс-информация и т.п.).

На предприятиях, в организациях, в учебных заведениях созданы свои центры - бюро технической информации, отделы или группы, которые доводят новую информацию до работников данного предприятия.

Оперативность работы системы научно-технической информации обеспечивается централизованной классификацией информационных материалов по универсальной десятичной классификации (УДК), которая введена в стране с 1963 года и является обязательной в области точных, естественных и технических наук.

Наиболее доступными центрами научно-технической информации являются библиотеки. В них имеются систематические (по отраслям знаний) и алфавитные (по фамилиям авторов книг и статей) каталоги, выпускаются библиографические указатели литературы, организуются выставки новой печатной продукции, тематические выставки, проводятся консультации.

С широким распространением электронно-вычислительной техники появилась возможность применять информационные технологии, позволяющие существенно сокращать время на поиск нужной информации. Уже не редкость библиотеки, где поиск нужных источников информации осуществляется по ключевым словам. Чем больше ключевых слов, тем уже поиск и больше вероятность найти то, что нужно.

Имеется возможность обмена информацией во всемирной информационной системе "INTERNET".

Патентная информация

Патентная информация - это сведения об открытиях, изобретениях, промышленных образцах и товарных знаков, сделанных во всех областях человеческой деятельности в любой стране мира.

Понятие "открытие" имеет общераспространенный юридический смысл. Общераспространенный смысл его трактуется широко, как нечто новое в науке, имеющее большое теоретическое и практическое значение. В юридическом понимании открытию дается точное определение в документе "Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях".

Открытием признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.

Здесь же разъясняется, что на открытия географические, археологические, палеонтологические и открытие полезных ископаемых указанное выше "Положение" не распространяется.

Открытия защищаются специальным документом - патентом на открытие, выданным автору (авторам) открытия.

Таким образом, открытие - это результат познавательной деятельности человека, который устанавливает, обнаруживает и объясняет новые закономерности и явления в природе. При выдаче патента на открытие возможность практической реализации нового знания не оговаривается.

Термин "заявка" является собирательным. В заявку входят: заявление о выдаче патента, описание предполагаемого открытия, справка о приоритете, заключение о значимости открытия и материалы, иллюстрирующие открытие (графики, схемы, чертежи, фотографии и т.п.). Заявки оформляются в соответствии с требованиями, установленные "Положением".

Изобретение - это новое техническое решение задачи в любой сфере человеческой деятельности, обладающее существенными отличиями и дающее положительный эффект.

Отличие изобретения от открытия состоит в том, что открытие - это обнаружение и объяснение того, что объективно существует, но не было известно ранее, а изобретение - это создание нового, не существовавшего ранее.

Между изобретениями и открытиями существует диалектическая связь, так как изобретения зачастую базируются на новых открытиях, хотя большая их часть базируется все же на уже имеющихся знаниях. В свою очередь, многие открытия делаются с помощью новых изобретений или новых технических средств, например, научных приборов или экспериментальных установок. Такая диалектическая связь только способствует научно-техническому прогрессу.

Объектами изобретения могут быть новое устройство, новый способ, новое вещество. Кроме того, объектами изобретения признаются применение ранее известных устройств, способов и веществ по новому назначению.

К устройствам относятся машины, агрегаты, механизмы, приборы, инструменты и т.п.

К способам относятся технологические процессы, методы добычи, методы измерения, испытания, монтажа, сборки и т.д.

Вещество характеризуется химическим строением или компонентами, входящими в него.

Изобретение "на применение" характеризуется нахождением нового отношения известного предмета к другим предметам, что позволяет использовать его по новому, нетрадиционному для данного предмета назначению. Известный пример - применение клея БФ-6, который ранее использовался для склеивания ткани, в медицине для заживления ран.

К изобретениям относят также селекционные достижения - новые сорта растений, породы животных и птиц, пушных зверей, виды полезных насекомых (например, пчел, тутового шелкопряда, естественных врагов вредителей сельскохозяйственных растений).

Рационализаторское предложение - это новое и полезное для данного предприятия решение какой-либо технической задачи. Оно как правило, дает значительный экономический эффект при малых затратах на его реализацию. Авторам рационализаторских предложений выдаются "Свидетельства на рационализаторские предложения" и выплачиваются вознаграждения в зависимости от полученного экономического эффекта.

Патентные фонды и патентный поиск

Сведения об открытиях и изобретениях обычно сосредоточены в патентных фондах крупных библиотек (областных, городских и др.), предприятий и организаций, в реферативных журналах, а также в бюллетенях об открытиях, изобретениях, промышленных образцах и товарных знаках", которые выпускаются четыре раза в месяц.

В состав патентных фондов входят классификаторы патентов, описания патентов и изобретений, материалы справочно-поискового аппарата, нормативная и методическая литература.

Патентная информация необходима творческим людям для проведения патентного поиска с целью определения новизны решения новой технической задачи.

Патентный поиск - это нахождение аналогов в решении новой задачи для того, чтобы не изобретать уже известное, а также с целью правовой защиты своего решения, которое может составить предмет изобретения.

При проведении патентного поиска пользуются специальными указателями, которыми располагают патентные фонды, а также информационно-поисковыми системами (ИПС), которые обычно содержат три вида систем: документальные, фактографические и комбинированные.


4. Особенности и этапы конструирования механизмов и устройств, применяемых в техническом творчестве. Конструктивная преемственность. Изучение сферы применения механизмов и устройств Выбор конструкции. Метод инверсии. Экономические основы конструирования. Особенности конструирования разъемных и неразъемных соединений. Понятие передачи. Виды передач применяемых в техническом творчестве. Особенности их конструирования

Конструктивная преемственность.

Конструктивная идея не может появиться «на пустом месте», она, как правило, есть результат прогрессивного развития уже существующих решений. Принцип преемственного развития конструкций позволяет использовать в новых изделиях хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации узлы, детали, схемы управления, если они морально не устарели.

Решая задачу создания новой машины (технического устройства) или пытаясь улучшить существующую модель, конструктор должен не только изучить современные машины данного класса, но и историю их создания.

Нередко бывает, что принцип действия или конструктивное решение, отвергнутые практикой много лет назад, обретают работоспособность и оказываются прогрессивными в новых условиях – с появлением новых машиностроительных материалов, технологических методов, открытием новых научных закономерностей.

Наряду с изучением опыта «своей» отрасли промышленности, необходимо использовать достижения других отраслей, особенно таких, как авиастроение и автомобилестроение, отличающихся повышенной требовательностью к надежности, прочности и жесткости деталей при минимальном весе, к технологичности изделий и их эстетико-гигиеническим качествам.

Преемственность не означает копирования предыдущих конструкций, она не должна превращаться в тормоз технического прогресса. Вместе с тем, она служит базой для технического творчества и предостерегает конструктора от «изобретения велосипеда», то есть от ложного пути поиска давно известного конструктивного решения. Наиболее полно преемственность выражается при создании производных машин (изделий), когда удачную конструкцию берут за базу и с помощью различных приемов преобразуют ее рабочие функции или параметры. Эти приемы (секционирование, изменение линейных размеров, метод базового агрегата, конвертирование, компаундирование, модификация, агрегатирование и др.) не универсальны, каждый из них применим к определенным категориям машин.

Примером секционирования могут быть конвейеры, транспортеры, подъемники, несущие конструкции которых собираются из любого числа секций. Метод базового агрегата реализован в тракторных и автомобильных шасси, оснащенных сменным навесным оборудованием различного назначения.

Агрегатирование – создание машин путем совместного применения автономных унифицированных узлов (агрегатные станки, приводы на основе стандартных узлов – двигателей, редукторов, муфт и др.).

При проектировании механических передач применяют также метод линейных размеров для изменения нагрузочной способности передачи, а именно: изменяют ширину зубчатых колес и цепных звездочек без изменения шага и числа зубьев, ширину шкивов ременных передач при постоянном диаметре, уменьшают опорную базу вала и т.д.

Применительно к детскому техническому творчеству конструктивная преемственность заключается в переносе основных принципов, законов и правил проектирования машин и механизмов в процесс создания моделей технических устройств.

Общие узлы и механизмы автомобиля и автомодели.

Двигатель – может быть электрическим или внутреннего сгорания (ДВС), резиномотор или сжатая пружина (в основном, применяется в игрушках), топливная система, если это модель с ДВС, система охлаждения – в простейшем случае оребрение поверхности двигателя,электрооборудование, для «электромодели» вся силовая и управляющая часть относится к этой категории, аккумуляторная батарея применяется либо для источника энергии для модели, или для питания сервомеханизмов, система зажигания для моделей с ДВС упрощена и представляет собой постоянно раскаленную от сжигания топливной смеси нить накала, для которой необходим только предстартовый разогрев от внешнего источника (1,5 В), трансмиссия, или передача, в простейшем случае – непосредственный привод на колеса модели, когда последние насаживаются на ось мотора, автоматическая трансмиссия имеется на гоночных автомоделях с ДВС класса Ф-2, в которой переключение передач (их 2) осуществляется за счет автоматического сцепления центробежной муфты, дифференциал, как правило, шарикового типа применяется на всех спортивных радиоуправляемых моделях, рама и кузов как и в автомобиле являются основными несущими конструкциями, система подвески также присутствует как на гоночных, так и на внедорожных спортивных автомоделях, тормозная система, присутствует в любой современной автомодели и может быть реализована различными способами в зависимости от исполнения и класса модели, рулевая передача в радиоуправляемых моделях реализована с помощью серво, которые, кстати, имеют второе название – «руль-машинка», колеса и шины.

Из данного обзора следует, что современная модель по сложности и стоимости не уступает аналогичным параметрам автомобиля, а в некоторых случаях и превосходит их. Поэтому и этапы создания модели будут аналогичными этапам создания реального автомобиля, конечно, с должной адаптацией к уровню юных конструкторов.

Что касается этапов технического творчества, то их обычно определяют так.

Первый этап - критическое осмысление существующего положения вещей на базе экспериментальных материалов и логических рассуждений, формирование проблемной ситуации. Результатом этого является формулировка конкретной технической задачи, которая может служить основой дальнейших творческих поисков.

Второй этап – этап "рождения" и вынашивания новой технической идеи как результата скачка в новое качество при реализации поиска решения определенной технической задачи. Это еще не техническое изобретение и не идеальная модель нового, но уже выход за рамки непосредственно данного. С этой целью применяется набор методов поиска нового. При этом рациональные методы, составляющие логическую основу процесса, не исключают действия фантазии и интуиции при рождении технической идеи.

Третий этап – этап разработки воображаемой реальности идеальной модели как результата схематизации новой технической идеи, как структурной и функциональной схемы будущего технического объекта. В идеальной модели выражается активная созидательная деятельность субъекта, учитывается необходимость ее последующей материализации, строится будущий объект не в чувственно воспринимаемой форме. На этом этапе протекает процесс обоснования, продумывания и создания образца будущего технического объекта.

Четвертый этап – этап конструирования, перехода от мысленного построения к реальным разработкам. Результаты конструирования выражаются в эскизном и техническом проектах, в рабочих чертежах или модельно-макетном воплощении. Начинается разрешение противоречий между материальным и идеальным, теорией и практикой. Происходит движение от изобретения в форме идеальной модели или патента до рабочих чертежей или спецификаций и далее – до действующих моделей, экспериментальных или производственных образцов.

Пятый этап – этап воплощения изобретения в новом техническом объекте. Этот этап складывается из ряда стадий. На начальной его стадии создается экспериментальный образец, который предоставляет на основе данных экспериментов сделать доработку и доводку конструкторско-технологических разработок. Затем для испытаний артефактов в промышленных условиях создается промышленный образец. И, наконец, новая техника и технология запускается в серийное или массовое производство. На этом этапе завершается процесс разрешения противоречий между теорией и практикой и одновременно возникают новые технические задачи, новые противоречия.

Как видим, все этапы инженерной деятельности пронизаны творчеством. Творческий характер деятельности инженера проявляется прежде всего в том, что он сознательно формирует цель своей деятельности на основе осмысления технических потребностей производства и общества в целом. Его деятельность является целеполагающейся. "Цель технического творчества – удовлетворение осознанной технической потребности. Проблемы возникают и формулируются с началом осуществления цели"

Целеполагание представляет собой сложный диалектический процесс отражения настоящего и потребностей будущего. Оно возникает благодаря способности человеческого сознания к воображению и является идеальным аналогом последующей материальной деятельности субъекта. Инженерное творчество реализует выход за пределы существующего состояния техники и технологии.

Творческий характер деятельности инженера проявляется на всех его уровнях – изобретения, инженерного решения, внедрения и функционирования новой техники и технологии.

Творческая деятельность инженера, которая ведет к изобретениям, резко отлична от повседневных производственных будней, когда однажды найденное техническое решение лишь многократно воспроизводится. Изобретение – это акт сознания, который оставляет позади себя старую действительность и творит новую. В своей тенденции изобретение противоположно природе как искусственное естественному. Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях фиксирует, что "изобретением признается новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социального, культурного строительства, для обороны страны, дающее положительный эффект".

Традиционно считалось несомненным и четким различие между открытием и изобретением. "Изобрести что-то, – писал И. Кант, – это совсем не то, что открыть; ведь то, что открывают, предполагается уже существующим до этого открытия, только оно не было известным, например Америка до Колумба; но то, что изобретают, например порох, не было никому неизвестно до мастера, который его сделал " (Кант И. Антропология с прагматической точки зрения// Кант И. Соч. в 6-ти томах, т.6. М., 1966., 466). Иными словами, изобретение есть создание человеком того, что прежде не существовало, открытие же – это обнаружение того, что существует независимо от сознания человека. В более поздних работах открытие определялось как обнаружение новых объектов действительности и получение знаний о них. Но различие между изобретением и открытием оставалось, при этом изобретение обычно относили к технической деятельности, а открытие к познавательной сфере духовной деятельности.

Однако строгой грани между изобретением и открытием провести нельзя в силу того, что они оба являются результатом одного мыслительного процесса субъекта. В силу этой взаимосвязи трудно установить сделано ли в том или ином конкретном случае изобретение или произведено открытие. Часто то и другое имеют одни и те же психологические механизмы и слиты в одном исследовательском процессе или одно из них создает предпосылки для другого. При этом в одних случаях открытие создает объективную базу для технических изобретений. Так открытие свойств электричества привело к изобретению электродвигателя. В других, напротив, в изобретенном объекте впоследствии открывают нечто новое, что для того было неизвестно. Э.Торричелли изобрел барометр, а открыл атмосферное давление. В.Франклин изобрел громоотвод, а открыл электрическую природу молнии. Открытия и изобретения тесно взаимосвязаны друг с другом особенно на современной стадии научно-технического прогресса, когда фундаментальные и прикладные исследования проводятся в одной научно-исследовательской лаборатории, как например, при открытии лазера. Но все же открытие предполагает и новый для человека объект действительности и получение о нем новых знаний, тогда как изобретение имеет дело с созданием нового объекта.

Существуют методы, которые активизируют и направляют творческое мышление на пути создания новых, нешаблонных, нестандартных решений. Конструктору полезно знать эти методы (и учиться использовать их).

Приведем основные:

Инверсия в конструировании – обращение функций, формы, механических свойств и относительного расположения деталей, направленное на получение нового функционального, технологического или другого эффекта. Часто бывает достаточно сделать в конструкции что-либо «наоборот», как ее качества резко улучшаются. Например, промежуточный вал редуктора с напрессованными на нем зубчатыми колесами можно установить на подшипниках в корпус. Инвертировать этот узел – значит вал превратить в неподвижную ось, а зубчатые колеса выполнить в виде блока, вращающегося на оси. В часто встречающемся соединении какой-либо тяги с рычагом, проушина и вилка, в которой она крепится с помощью пальца, могут быть выполнены, соответственно, на рычаге и тяге или наоборот. Это примеры инвертирования функций и расположения деталей, входящих в узел. Инверсию формы можно продемонстрировать на примере головки болта с наружным и внутренним шестигранником под ключ. Инверсия (сделай наоборот) – метод получения нового ТР путем отказа от традиционного взгляда на задачу. При этом взгляд на задачу осуществляется обычно с диаметрально противоположной позиции. Принцип инверсии:

Снаружи – изнутри;

Вертикально – горизонтально;

Вертикально – вверх дном (вверх ногами);

С лицевой стороны – с обратной стороны;

Поверхность охватывающая – поверхность охватываемая;

Симметрично – асимметрично;

Ведущее – ведомое;

Жидкое – твердое;

Вредное – полезное;

Жесткое – гибкое;

Растяжение – сжатие.

Элемент на одной детали – перенести на др. деталь, взаимодействующую с первой; и т.д. и т.п.

Не следует упускать из виду и то, что инвертирование частных функций деталей узла не должно повлечь к изменению (ухудшению) функции всего узла или изделия.

Аналогия (метод прецедента) – использование ТР из др. областей науки и техники.

Аналогичные решения, используемые для решения инженерных задач, могут быть заимствованы из живой природы как конструкции и элементы биомеханики.

Метод прецедента использует аналогию с ранее разработанными конструкциями.

Аналогия может не только использовать ранее созданные конструкции, но и моделировать разные качества: форму, цвет, звук и т.п.

Эмпатия – отождествление личности конструктора с объектом разработки, т.е. элементом или процессом: "вхождение в образ". Этот метод приводит к новому взгляду на задачу.

Комбинирование – использование в конструкции в разном порядке и в разных сочетаниях отдельных ТР, процессов, элементов. При этом можно найти новое качество, дополняющий положительный эффект.

Метод комбинирования может применяться по трем схемам объединения элементов:

новое + новое,

новое + старое,

старое + старое.

Комбинации элементов могут быть разного характера: мех. соединение, соединение через промежуточные элементы, дублирование, образования многоступенчатых конструкций и др.

Компенсация – уравновешивание нежелательных и вредных факторов средствами противоположного действия. Например, часто необходимо компенсировать влияние массы, сил инерции, трения, различные потери... – это осуществляется с помощью компенсаторов (постоянных, регулируемых, автоматических, пружинных и др.).

Динамизация – превращение неподвижных и неизменных элементов конструкции в подвижные и изменяемой формы.

Агрегатирование – создание множества объектов или их комплексов, способных выполнять различные функции, либо существовать в различных условиях. Достигается путем изменения состава объекта или структуры его составных частей.

Способы агрегатирования:

  • соединение агрегатов с самостоятельным объектом представляющим комплекс (транспортер с подвесными орудиями);
  • агрегатирование присоединением, когда к базовой составной части могут присоединяться различные зависимые составные части;
  • агрегаты, узлы, детали (например, агрегатные станки; поворотно–делительные столы + силовые узлы: механизм главного движения и механизм подач);
  • агрегатирование изменением, когда в объекте могут применяться всевозможные варианты составных частей при различной компоновке (например, различные варианты кузова автомобиля на одном шасси...).

Компаундирование – состоит с том, что для увеличения производительности параллельно соединяются два технических объекта. Соединение производится различными приемами:

  • объекты устанавливаются независимо параллельно и связываются синхронизирующимися устройствами;
  • конструктивно объединяются в один агрегат и т.д.

Блочно–модульное конструирование – предусматривает создание изделий на основе модулей и блоков. Модуль – составная часть изделия, состоящая преимущественно из унифицированных или стандартных элементов различного функционального назначения.

Резервирование (дублирование) – увеличение числа технических объектов для повышения надежности изделия в целом.

Мультипликация – повышение эффективности за счет использования нескольких рабочих органов, выполняющих одни и те же функции (по местам; многодетальная обработка; многоэтажные конструкции; многослойные конструкции и т.п.).

Метод расчленения – заключается в мысленном разделении традиционных технических объектов с целью упрощения выполняемых или функций и операций. Секционирование предполагает дробление ТО на конструктивно подобные составные части – секции, ячейки, блоки, звенья.

Ассоциация – использование свойства психики при появлении одних объектов в определенных условиях вызывать активность других, связанных с первыми.

История развития мебели.

Мебель в интерьере занимает значительное пространство, особенно в интерьерах жилых помещений. Она выступает активной составляющей композиции и играет большую роль в художественной организации интерьера.

Мебель - (от франц. meuble, от лат. mobius - подвижный)- оборудование, предназначенное для размещения на нем или за ним людей и разнообразных элементов предметного наполнения интерьера.

Многие виды мебели появились еще в древности. За тысячелетия они приобрели устойчивые формы (см. статьи История развития мебели, Стилистические особенности в различные исторические эпохи (на примере стула)). Однако, с появлением новых технологий и материалов (пластмасса, эластичные пористые массы, синтетические ткани) получили распространение новые разновидности мебели. Например, новые по форме кресла на роликах с регулируемыми по высоте и углу наклона спинки с сиденьем.

Проектирование мебели относится к промышленному дизайну. Процесс проектирования и конструирования мебели, как и процесс проектирования любого другого промышленного изделия, расчленяется на этапы, каждый из которых имеет свои задачи, особенности и результаты. Результаты отражаются, фиксируются в соответствии нормативной документации и материалах. Здесь следует различать два понятия: проектирование и конструирование. Проектирование – более широкое понятие, чем конструирование. Оно заключается в разработке проекта. Под проектом понимается замысел, идея, образ, включающие их первоначальное описание, обоснование, предварительные расчеты и чертежи. Конструирование - завершающая часть проектирования. Под конструированием изделий понимается процесс создания конструкторской документации на них. Предполагаются проведение расчетов и разработка совокупности конструкторских документов, содержащих необходимые данные для изготовления образцов, освоения производства, контроля, приемки, поставки и эксплуатации изделия, включая его ремонт. Часто эти слова понимаются как синонимы, особенно в учебном проектировании, когда студент выступает в роли дизайнера и конструктора одновременно.

1. Подготовительный этап. На этом этапе работают маркетологи. Они изучают рынок, определяют вид изделия, предполагаемого к продаже, и требования к нему рынка. Также маркетологи выбирают дизайнера, который в тесном сотрудничестве с ними, конструкторами, технологами, экономистами, социологами, специалистами по сбыту и пр., учитывая все антропометрические и функциональные требования, создает проект нового изделия.

2.Проект нового изделия. Завершающей частью проекта является техническое задание.

3.Техническое задание (ТЗ) – документ для разработки (конструирования) изделия и технической документации.Устанавливает требования, объем, стадии разработки и состав конструкторской документации. Задача конструктора, получившего в свои руки ТЗ, - найти на его основе правильные технические решения и разработать комплект технической документации на изделие.
Прежде всего, проводится анализ технического задания. В нем может быть масса неясностей и непонятных мест. Все это должно быть уточнено с его автором-дизайнером. Затем конструктор определяет основные требования к объекту конструирования и основные принципы его работы.
Следующий этап - выявление уже существующих технических решений аналогов. При этом с использованием каталогов, проспектов или интернет-сайтов производится подбор различных вариантов конструкции, относящихся к объекту и его основному принципу и близких к ним. Изучение информации обычно приводит к обеспечению конструктивной преемственности - использованию при разработке предшествующего опыта по профилю специализации и смежных отраслей, введение в конструкцию разрабатываемого объекта всего полезного, что имеется в существующих конструкциях.
На этом этапе проектирования, конструктор представляет себя на месте пользователя для анализа поведения людей, которые будут взаимодействовать с проектируемым объектом, и как способ решения технических задач. При этом, конструктор учитывает все антропометрические и функциональные размеры.. Важно и просто оценить размеры мебели, на которой и за которой будут сидеть, а также габариты вещей, которые будут в ней храниться. Часто дизайнер разрабатывает внешнюю форму, а внутреннюю форму, в том числе размеры внутренних ящиков, отсеков для хранения вещей рассчитывает конструктор. Исследования набора предметов, используемых людьми разного пола и возраста, существуют, но показатели быстро устаревают, т.к. появляются новые предметы обихода и меняются размеры существующих.

На этапе разработки ТЗ в изделии, вне зависимости от сложности предложенной дизайнером, должны быть заложены максимальные простота и технологичность конструкции. Обеспечение надежности и безопасности изделий - важное требование. Оно должно достигаться даже вне зависимости от художественного решения, предложенного дизайнером. Одновременно конструктор должен помнить и об экономии материалов. Например, на этапе предварительного конструирования корпусной мебели время от времени прикидывается с использованием компьютерных программ, как ее детали ложатся на карты раскроя, каков их полезный выход из плит формата, используемого предприятием.
Уже на самых первых этапах конструирования следует предусматривать возможную будущую вариантность изделия, например за счет использования различных фурнитуры и комплектующих, изменения фасадов, обивки или цветовых решений.

4. Техническое предположение (ТП). По результатом анализа ТЗ, сбора данных об аналогах и первоначальных проработках дизайнерского проекта составляется ТП. Техническое предложение (ТП) - это проектная конструкторская документация, содержащая техническое и технико-экономическое обоснования целесообразности разработки изделия на основании анализа технического задания и проработки возможных
вариантов конструкции изделия.
Это означает, что на этом этапе к разработке документации привлекаются технологи, помогающие определить расход материалов и комплектующих, и экономисты- для грамотного расчета себестоимости.
Уточненный образ нового изделия может быть представлен в виде чертежей, рисунков, объемных изображений или макетов в натурном или уменьшенном масштабе. При этом ТП фактически совмещается с разработкой технического проекта.

5. Технический проект. Работа над техническим проектом (ПТ) начинается после одобрения технического предложения, с учетом высказанных при этом замечаний и пожеланий сбытовиков, дизайнера, технологов и экономистов. Под техническим проектом понимается проектная конструкторская документация, содержащая окончательные конструктивные решения, достаточные для получения полного представления о конструкции и значениях показателей качества изделия.
Очень важно, чтобы разрабатывающий его конструктор, так же как и дизайнер, владел понятием композиции, определяющей структуру и взаимосвязь важнейших элементов объекта, которыми определяется его смысл и выражается замысел. «…Немногие конструкторы-мебельщики, закончившие технические вузы, могут похвастаться знанием предметов, обычно изучаемых в художественных и архитектурных вузах. И у них есть только один путь - самообразование. Конструктору необходимо изучить все
то, что преподается сегодня архитекторам и дизайнерам, постоянно следить за тенденциями моды, появлением новых материалов, держать у себя на столе новые каталоги изготовителей фурнитуры и комплектующих, регулярно посещать мебельные выставки и магазины».

Разработка технического проекта заканчивается подготовкой чертежей, на основании которых изготавливается натурный экспериментальный образец изделия. Его изготовление производиться не вручную, а на имеющемся у предприятия оборудовании или с полной имитацией используемой технологии - только в этом случае можно проверить пригодность разрабатываемого изделия к освоению его производства. Кроме того, изготовление образца происходит под постоянным непосредственным наблюдением конструктора, контролирующего наличие своих ошибок и оценивающего технологичность разработанного им изделия.
После обсуждения образца с участием тех же специалистов и при тех же условиях, что и рассмотрение ТП, одобренный технический проект с учтенными в нем замечаниями является основанием для разработки рабочей конструкторской документации.

6. Рабочий проект. Рабочая конструкторская документация - это конструкторская документация, разработанная на основе технического задания и конструкторской документации технического проекта, предназначенная
для обеспечения изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонтов изделия.
Ее комплект должен включать рабочие чертежи деталей, сборочные чертежи, схемы, спецификации и перечни (ведомости) покупных и комплектующих изделий, чертежи упаковки, инструкцию по сборке изделия потребителем и т. д.
Все чертежи изделий серийного и мелкосерийного производства, подлежащих сертификации, должны быть выполнены в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).