Что значит ммвб. Что такое индекс ртс. Как происходит торговля на бирже

06.09.2010

Обособленное подразделение, филиал или представительство?

Часто юридические лица при ведении деятельности, не ограничиваются работой по адресу регистрации организации, тогда они создают филиалы, представительства, обособленные подразделения, расположенные вне места регистрации юридического лица .

Обращаясь к ст. 55 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) можно выделить две основные формы обособленных подразделений, которые расположены вне места нахождения организации, такими являются филиалы и представительства. Филиал отличается от представительства своим предназначением: он осуществляет все функции организации или их часть, в том числе и функции представительства. Представительство же представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Однако ГК РФ не ограничивает организации в создании обособленных подразделений иных видов, такие обособленные подразделения чаще всего называются - «Обособленное подразделение». Понятие такого обособленного подразделения содержится в ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) – «любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца». Все перечисленные формы обособленных подразделений не являются юридическими лицами, они являются структурными подразделениями организации.

Особенностями функционирования филиала/представительства являются:

  • филиал/представительство ведет экономическую деятельность только от имени создавшей ее головной организации;
  • ответственность по обязательствам филиала/представительства несет учредившее его юридическое лицо (в том числе, в тех случаях, когда деятельность филиала (представительства) ведется якобы не от имени юридического лица);
  • филиал/представительство может предъявлять иск в судебные органы только от имени организации;
  • государственная регистрация филиала /представительства действующим законодательством не предусмотрена, необходимо внести соответствующие изменения в учредительные документы головной организации;
  • филиал/представительство наделяется имуществом, создавшим его юридическим лицом, при этом сам филиал (представительство) не является собственником переданного ему имущества;

Решение о создании любой формы обособленного подразделения в акционерном обществе принимается Советом Директоров (наблюдательным советом), а в Обществе с ограниченной ответственностью такое решение принимает Общее собрание участников. После принятия решения о создании филиала и (или) представительства в устав организации обязательно должны быть внесены соответствующие изменения, поскольку в соответствии со ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. А обособленное подразделение как иной вид не вносится в учредительные документы организации.

Руководители представительств, филиалов, обособленных подразделений назначаются организацией и действуют на основании его доверенности. Следует отметить, что доверенность, определяющая полномочия, выдается на имя руководителя филиала, представительства, обособленного подразделения, а не филиалу, представительству или обособленному подразделению в целом.

Документом, который регламентирует деятельность филиала и (или) представительства, является Положение о филиале (представительстве), содержание которого определяет головная организация. Зачастую Положение включает следующие разделы: цели, задачи и функции, виды осуществляемой деятельности, органы управления, источники образования имущества, порядок взаимодействия с органами головной организации.

Что же касается обособленного подразделения, то в большинстве случаях, при постановке на учет налоговые инспекции не требуют предоставления Положения.

В территориальной налоговой инспекции необходимо уточнять перечень документов, который необходим для подачи при постановке на учет любой формы обособленного подразделения.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения), обязаны письменно сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации. Данное сообщение представляется в налоговую инспекцию по месту постановки на учет организации.

Необходимо отметить, что организацией по месту нахождения филиала (представительства) может быть открыт расчетный счет в банке, право распоряжаться которым предоставляется руководителю обособленного подразделения.

Все филиалы, представительства, обособленные подразделения можно условно разделить на два основных вида: выделенные и не выделенные на отдельный баланс. Рассмотрим особенности каждого из них.

Учет в обособленных подразделениях, не выделенных на отдельный баланс.

В тех случаях, когда объем операций и количество сотрудников в филиалах, представительствах и обособленных подразделениях незначителен, тогда бухгалтерский учет ведется без выделения на отдельный баланс. Как правило, Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, не имеют отдельного банковского расчетного счета. Все денежные и материальные средства они получают от головной организации.

В данном случае филиал, представительство или обособленное подразделение не ведет бухгалтерского учета и, соответственно, не имеет в своем штате бухгалтера. Оформляемые обособленным подразделением первичные учетные документы передаются в бухгалтерию головной организации. Бухгалтерия производит обработку указанных документов и отражает их в учете. При этом операции, имущество и обязательства, связанные с деятельностью обособленного подразделения, учитываются головной организацией на отдельных субсчетах.

Учет в обособленных подразделениях, выделенных на отдельный баланс.

Выделенные на отдельный баланс обособленные подразделения имеют собственную бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером. Бухгалтерия производит обработку, систематизацию и хранение первичной документации, ведет бухгалтерский учет всех операций, имущества и обязательств, связанных с деятельностью обособленного подразделения, осуществляет формирование бухгалтерской отчетности обособленного подразделения.

Для того чтобы выбрать форму обособленного подразделения, необходимо уяснить, нужно ли вносить данные в учредительные документы или нет. В учредительные документы вносятся данные только о филиале и (или) представительстве, только после получения свидетельства о внесении соответствующих изменений и выписки с данными о филиале и (или) представительстве можно поставить на учет в территориальной налоговой инспекции. В отличие от филиалов и представительств, процедура создания обособленного подразделения намного проще: достаточно поставить на учет обособленное подразделение в территориальной налоговой инспекции.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при выборе формы обособленного подразделения, необходимо также учесть, что организации, которые имеют филиалы и/или представительства не вправе применять упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). А компании, учредившие обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, и не указавшие его в качестве таковых в своих учредительных документах, то они вправе применять «упрощенку» (при соблюдении норм главы 26.2 НК РФ).

Игнатьева Елена Владимировна

Обособленное подразделение фирмы - любое территориально отделенное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем ОП таковым признается независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или других организационно-распорядительных документах фирмы, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Такие правила закреплены в Налоговом кодексе.

Уведомить обязательно

Если компания организовала рабочие места сотрудников вне места своего нахождения, об этом в течение месяца нужно уведомить налоговую инспекцию. Однако этого не нужно делать, если организация открыла филиал или представительство.


Сообщение о создании обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации нужно подать по форме № С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС от 9 июня 2011 года № ММВ-7-6/362@. Этим же документом утвержден Порядок заполнения документа.


Напомню, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы компании и осуществляет их защиту. А вот филиал выполняет все функции организации или их часть, в том числе представительские. Обратите внимание, филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Имуществом их наделяет создавшая компания. Такие подразделения действуют на основании утвержденных фирмой положений. Она же назначает руководителей.

К примеру, ООО могут создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания своих участников. Причем, оно должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа, если необходимость большего количества для принятия решения не предусмотрена в уставе. Для того чтобы обособленное подразделение начало свою работу, необходимо составить Положение о нем.

Уставные изменения

Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Для этого в инспекцию нужно подать заявление о внесении изменений в устав.

Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время не нужно сообщать в налоговый орган об открытии филиала или представительства (однако о других обособленных подразделениях сообщать необходимо), подать заявление о внесении изменений в устав придется. Изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о них инспекции.

Для того, чтобы зарегистрировать изменения о филиалах и представительствах, учредительные документы с изменениями, нужно подать в регистрирующий орган, список всех бумаг, закрепленных в статье 17 Закона № 129-ФЗ. В него входят: заявление о государственной регистрации, заверенное подписью; решение о внесении изменений в учредительные документы компании или документы, послужившие основанием к этому; изменения, вносимые в учредительные документы, или устав в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления бумаг непосредственно или почтовым отправлением); документ об уплате государственной пошлины, которая составляет 800 рублей.

Уведомление о внесении изменений в нужно подать по форме № Р13002 (утверждена Приказом ФНС от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@). Документы необходимо представить в регистрирующий орган по месту нахождения компании, которая вносит изменения.

Ответственность и обязательства

В статье 25 Закона № 129-ФЗ закреплено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за подачу недостоверных данных фирмы и ИП несут ответственность.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, компанию на учет поставит одна из инспекций по месту нахождения выбранного фирмой обособленного подразделения.

Существенные различия

Итак, в чем же отличие филиалов и представительств от других обособленных подразделений? Сведения об ОП (за исключением филиалов и представительств) не нужно вносить в устав компании. А значит, не понадобится подавать заявление в налоговую о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Но вот подать сообщение по форме № С-09-3- 1 придется. ОП могут обзавестись своей печатью и балансом, но бухгалтерию будет вести головная компания. Напомню, чтобы открыть обособленное подразделение, необходимо создать рабочие места. Ведь, как мы помним, именно такое требование предъявляет Налоговый кодекс.

И, конечно, при создании обособленного подразделения может возникнуть вопрос, а нужно ли уведомлять фонды об открытии ОП? Напоследок спешу порадовать: в настоящее время за компании это делает налоговая.

Вероника Позднякова , для журнала «Расчет»


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи.

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать - филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может, это одно и то же? Понять отличия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании поможет настоящая статья.

Прежде всего оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время статья 11 НК РФ определяет, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия "филиал" и "представительство" приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно положениям данной нормы представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Однако, помимо этого филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом филиал может выполнять все виды деятельности организации либо некоторые из них.

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

Сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;

Оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;

Филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах. Вот как регламентирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 "О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц": «...обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица... К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В силу п. 9 данного Постановления филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В отношении понятия «место нахождения юридического лица» в современной юридической литературе сложились разные мнения. Одни склонны считать, что местом нахождения юридического лица является конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия - иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В соответствии с этом предположением территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

В соответствии с противоположной теорией, под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург). Следуя логике этого предположения территориальная обособленность как признак филиала или представительства означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. в ином субъекте Российской Федерации. Однако, на практике можно заметить, что налоговые органы, руководствуясь по большей части Налоговым кодексом и не углубляясь в теоретические аспекты гражданского законодательства, не ограничивают налогоплательщиков в праве создавать филиалы и представительства в том же субъекте Российской Федерации, где располагается само юридическое лицо.

Имущественная обособленность филиалов и представительств как следующий важный их признак означает, что во-первых, они вправе иметь имущество, выделенное юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет. При этом, согласно Письму УМНС РФ по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 выделение филиала или представительства на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе ее уставом и положением о данном филиале или представительстве. Однако на это имущество и денежные средства филиалы и представительства не обладают правом собственности, оперативного ведения или хозяйственного управления - вещными и обязательственными правами на них обладает само юридическое лицо, а филиал или представительство лишь фактически владеют и пользуются ими.

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. О важности доверенности как документа, определяющего полномочия руководителя филиала или представительства, говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", где в частности, указано:

"Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187 Кодекса".

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Сведения о филиалах и представительствах должны быть отражены в учредительных документах создавшего их юридического лица. Об этом говорят, например, п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Налогоплательщики нередко спрашивают, имеет ли смысл вносить сведения о филиале или представительстве в новую редакцию Устава, принимаемую в соответствии с требованиями Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008г. На этот вопрос однозначно ответил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17 декабря 2009 г. N Ф04-7560/2009 по делу N А03-6220/2009: сведения о филиале должны быть отражены и в новой редакции Устава общества.

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства - поговорим о регистрации их создания.

Компании часто забывают о том, что принятия одного решения о создании филиала или представительства и постановки их на налоговый учет недостаточно. Необходимо также внести соответствующие изменения в учредительные документы организации. Итак, для открытия филиала или представительства необходимо пройти следующие шаги:

Принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;

Внести в учредительные документы организации соответствующие изменения в части указания сведений о конкретном филиале или представительстве, решение о создании которого принято;

Наконец, поставить организацию на налоговый учет по месту нахождения созданного филиала/представительства.

Еще совсем недавно налогоплательщикам необходимо было пройти все три этапа процедуры самостоятельно, обивая пороги кабинетов налоговых органов с целым томом документов, подтверждающих факт создания филиала или представительства и внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы. Этот порядок был упрощен в части постановки на налоговый учет Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который вступил в силу 2 сентября 2010 года. Теперь постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ и в учредительные документы в связи с созданием филиала или представительства регистрирующий орган передает файл, содержащий соответствующие сведения в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь - в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства. Налогоплательщику остается лишь получить в этом налоговом органе Уведомление о постановке на налоговый учет.

Однако хочется добавить, что упрощение на первый взгляд данной процедуры требует разработки детального механизма для отлаживания процесса взаимодействия налоговых органов. К примеру, на сегодняшний день далеко не показательный пример дает МИФНС № 46 по Москве - регистрирующий орган, в практике которого встречались случаи непредставления данных о созданном филиале в налоговый орган по месту нахождения организации, что существенно затягивало процесс постановки филиала на налоговый учет. Для исключения подобных ситуаций рекомендуем налогоплательщикам не дожидаться исполнения Межрайонной инспекцией своих функций, а после внесения сведений в ЕГРЮЛ самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию по своему месту нахождения и лоббировать направление соответствующего запроса в регистрирующий орган.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

1) расположение вне места нахождения организации;

2) наделение имуществом создавшей их организацией;

3) наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;

4) наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;

5) назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;

6) осуществление всех функций организации или их части (для филиала);

7) представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест - вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: "Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника". Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).
Различия между филиалами и представительствами и иными обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретает важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы и/или представительства теряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения, созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

Примечательно, что несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях в учредительные документы Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался. Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2009 г. N А56-40765/2008).

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу, не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А32-4638/2010).

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов и представительств, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан и она происходит с большими задержками.

Отчетность за 2018 г. и I квартал 2019 г.: налог на прибыль, НДС, ПБУ, страховые взносы и НДФЛ, изменения в ТК РФ (4-5 марта 2019 г., зачет часов ИПБ)

Все отечественные юридические лица имеют возможность открыть одно или несколько обособленных подразделений. Таковыми являются как филиалы и представительства, так и иные подразделения, например, стационарные рабочие места. Порядок их открытия и требования, предъявляемые к ним, а также их определения в достаточной степени описаны в действующих законодательных актах российского права. Попробуем разобраться, чем отличается филиал от обособленного подразделения.

Общие положения об обособленных подразделениях

Гражданский кодекс Российской Федерации допускает создание и существование юридических лиц, которые наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности принимают участие в предпринимательской деятельности или создаются для достижения конкретных целей (ст. 48 ГК РФ).

Все организации РФ имеют право и обладают возможностью создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Важно учитывать, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности, присущей юридическим лицам.

Надо помнить, что обособленное подразделение должно находиться по адресу, отличному от адреса основной организации, и иметь стационарные рабочие места, т. е. рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Обособленное подразделение юридического лица - это филиал, представительство или стационарное рабочее место (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Сведения о каждом обособленном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, указываются в едином государственном реестре юридических лиц, для чего организация, их создающая, должна представить в налоговую инспекцию заполненные заявления по утвержденным формам № Р13001 , № Р13002 или № Р14001 .

Виды обособленных подразделений

Гражданское законодательство называет два структурных подразделения: филиал и представительство. Иных структурных подразделений, обособленных от основной организации, нормы ГК РФ не содержат.

Но перечень подразделений, обособленных от основных организаций, содержится также и в других законодательных актах.

Так, налоговое законодательство прямо указывает на возможность признания обособленными частями основной организации любой территориально обособленной структуры, имеющей стационарные рабочие места.

Рабочим местом, в том числе и стационарным, является место, которое контролирует организация и в котором работник выполняет свои трудовые функции (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

В настоящий момент список структур, которые могут быть признаны обособленными, является открытым и не исчерпывается только филиалом и представительством.

Каждый вид структурных подразделений имеет не только свои отличительные черты, но и общие.

Попробуем разобраться, в чем отличие филиала от обособленного подразделения.

Отличия филиала

Понятие филиала закреплено в п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ , согласно которому филиал не только удален территориально от основной организации, но и выполняет все или часть функций основной организации, а также осуществляет функции представительства.

Следует отметить, что понятия представительства и филиала различны. Такие различия уже следуют из определений обоих структурных подразделений, которые приводятся в гражданском законодательстве.

Рассмотрим основные отличия филиала от обособленного подразделения в таблице, приведенной ниже.

№ п/п Характерные особенности филиала Характерные особенности
представительства
Характерные особенности
стационарного рабочего места
1 Функции обособленного подразделения
Осуществляет все или часть функций основной организации. Осуществляет функции представительства. Представляет и защищает интересы основной организации. Работник осуществляет свою трудовую деятельность на рабочем месте.
2 Возможность осуществления коммерческой деятельности
Может вести коммерческую деятельность. Не может вести коммерческую деятельность. Не может вести коммерческую деятельность. Только трудовые правоотношения.
3 Необходимость уведомления налоговой инспекции о создании
Обязанность уведомлять инспекцию отсутствует. Обязанность уведомлять налоговую инспекцию не предусмотрена. Необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение месяца со дня организации.
4 Отражение сведений об обособленном подразделении в ЕГРЮЛ
Сведения содержатся в ЕГРЮЛ. Сведения содержатся в ЕГРЮЛ. Сведения в ЕГРЮЛ не содержатся.
5 Порядок создания
Решение собственника организации. Приказ единоличного исполнительного органа организации.
6 Возможность самостоятельного ведения бухгалтерского учета
Может вести самостоятельный бухгалтерский учет. Не может вести самостоятельный бухгалтерский учет.
7 Возможность открыть собственный расчетный счет в банке
Может открыть собственный расчетный счет. Не может открыть собственный расчетный счет.

Как наглядно видно из таблицы, различия между разными видами обособленных структурных подразделений гораздо шире, чем только различия в названиях.

Существующие между разными видами структурных подразделений различия имеют принципиальный характер и заключаются, в основном, в функциях, для выполнения которых создается соответствующее обособленное структурное подразделение, а также в целях, для достижения которых создается структурное подразделение.

Также следует помнить, что между обособленными структурными подразделениями существуют определенные общие черты, например, они не являются юридическими лицами, сведения о них не нужно отражать в уставах организаций, их руководители могут действовать только на основании доверенности, а сами структурные подразделения — только на основании положений. Каждое обособленное подразделение должно иметь стационарные рабочие места.

Делая выбор между филиалом или обособленным подразделением, следует определиться с функциями, которые будет выполнять соответствующая структура, а также с целями, для достижения которых она создается. Более того, органу основной организации, принимающему решение об открытии обособленных подразделений, также нужно принимать во внимание следующее: планируется ли самостоятельное ведение бухгалтерии обособленными подразделениями, а также будут ли такие подразделения наделяться имуществом и будут ли им открываться расчетные счета.

В качестве заключения к данной статье можно отметить, что право выбора конкретного обособленного подразделения принадлежит исключительно организации, его создающей. Но при принятии окончательного решения о форме обособленного подразделения просто необходимо детально изучить особенности каждого из возможных.

Юридические лица во время своей деятельности создают филиалы, представительства, или же иные обособленные подразделения, которые расположены вне места регистрации головной компании.

Можно выделить две наиболее распространенные формы обособленных подразделений, - филиалы и представительства. При этом необходимо отметить, что при открытии филиала или представительства необходимо внести определенные изменения в учредительные документы путем применения процедуры регистрации изменений в ЕГРЮЛ.

Предназначение филиала и представительства имеет существенные отличия. Филиал выполняет все функции компании, и представительские функции, а представительство, в свою очередь, представляет заинтересованность юридического лица и реализовывает их защиту. Их государственная регистрация в качестве юридических лиц законом не предусмотрена. Дело в том, что филиалы и представительства не являются отдельным юрлицом, а только обособленным подразделением этих самых юрлиц. Поэтому приходится вносить изменения в учредительные документы головной организации. Филиал ведет свою экономическую деятельность исключительно от имени основавшей ее организации, он наделяется имуществом, при этом не является собственником имущества.

Гражданский Кодекс РФ также не запрещает организациям формировать обособленные подразделения других видов. Они так и называются «Обособленное подразделение». Это такие подорганизации, которые оборудованы стационарными рабочими местами, т.е. создаются на срок более 30 дней. При этом в учредительных документах организации формирование обособленного подразделения не отображено.

Решение об образовании любой формы подразделения акционерного общества принимается Советом Директоров, а в ООО - Общим собранием участников. Руководители подразделений назначаются организацией. Они действуют на основании доверенности, которая отпускается на имя, а не самому филиалу, представительству или обособленному подразделению в целом.

В территориальном налоговом органе надо узнавать о подробном перечне документов, необходимом для постановки на учет любой формы обособленного подразделения. В течение месяца со дня основания обособленного подразделения или же прекращения его деятельности организации, руководители должны письменно сообщать об этом в налоговый орган.

Все филиалы, представительства, обособленные подразделения условно можно разбить на два главных вида: выделенные и не выделенные на отдельный баланс.

Если количество операций и сотрудников незначительно, то ведение бухгалтерского учета происходит без выделения на отдельный баланс. Обычно они не имеют своего банковского расчетного счета. Денежными и материальными средствами филиал обеспечивается головной организацией. В данном случае филиал не располагает в своем штате бухгалтером.

Обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, имеют личный бухгалтерский отдел с главбухом. Главбух обрабатывает, систематизирует и хранит первичную документацию, проводит всех операций и выполняет формирование бухгалтерской отчетности обособленного подразделения.

Следовательно, при выборе формы обособленного подразделения, нужно определиться, необходимо ли добавлять данные в учредительные документы. Напоминаем, их вносят только при регистрации филиала и регистрации представительства только после приобретения свидетельства об изменениях, филиал возможно ставить на учет в территориальной налоговой инспекции. При выборе данной формы не разрешено использовать упрощенную систему налогообложения. Образование обособленного подразделения в данном случае намного легче: достаточно поставить на учет в налоговый орган, при этом можно применять «упрощенку». При этом при регистрации филиала иностранной компании на территории России необходимо учитывать свои особенности.